Семья, дом, любовь в произведениях а.п. чехова

Чехов о любви

Краткое содержание

Рассказ Чехова «О любви» входит в трилогию рассказов, написанных в Мелихово, и начинается он с завтрака, в котором принимают участие два охотника, и мелкопоместный помещик Алехин. За завтраком господа решили посплетничать и обсудить влюблённость крепостной девушки красавицы Пелагеи к набожному повару Никанору, обладающему буйным нравом. Так они и стали говорить о любви.

Алехин начал свой рассказ с утверждения, что невозможно объяснить каждый случай общепринятыми мерками и суждениями, что необходимо индивидуализировать каждую историю любви. И русским людям несвойственно поэтизировать любовь, а только украшать её роковыми вопросами. Любовная история Алехина началась с того, что он приехал Софьино, чтобы заняться сельским хозяйством и посредством своих тяжёлых трудов рассчитаться с долгами отца. Самым приятным событием в его жизни в имении стало знакомство с товарищем председателя окружного суда Лугановичем и его молодой, интеллигентной и обаятельной супругой Анной Алексеевной.

Знакомство состоялось ранней весной и вскоре в каждый свой приезд в город Алехин обязательно навещал семью Лугановичей. К нему в этом доме привыкли, и он привык, входил уже без доклада и был своим человеком

Отношение к Анне Алексеевне у Алехина с первого дня было восторженным, он, только увидев её, уже имел впечатление чего-то важного и необыкновенного. И в своём рассказе охотникам Павел Константинович отзывается об Анне Алексеевне только восхищённо, не жалея самых приятных по отношению к ней эпитетов

Супруга Лугановича также осталась неравнодушной к Алехину, и она и её супруг сильно беспокоились о его делах и здоровье. Шли годы, чувства Анны Алексеевны и Павла Константиновича крепли, но их воспитание и забота о ближних не позволяла влюблённым перейти в своих отношениях запретную черту. У Анны Алексеевны началось расстройство нервов, она постоянно имела дурное настроение и стала испытывать к Алехину странное раздражение.

Как обычно случается в жизни, всему приходит конец. Лугановича назначили в одной из западных губерний председателем, куда он и отбыл со своими детьми, а Анна Алексеевна по настоянию врачей отправилась в Крым. При проводах Анны Алексеевны на железнодорожном вокзале, Алехин без каких-либо дурных намерений зашёл к ней в купе и, наконец, их объяснение в чувствах друг другу состоялось. Только расставаясь навсегда, они сумели выразить свои истинные чувства, не обременяясь правилами общества и семейными ценностями.

Каковы представления о любви в рассказе

Алехин в рассказе даёт оценку любовным чувствам людей, как в самом начале повествования, так и в конце. Если, только начав свой рассказ, Алехин говорит о том, что вопросы, касающиеся личного счастья, можно истолковывать как угодно, то в конце своего повествования о твёрдо заявляет, что все обстоятельства, которые мешали им любить были ненужными, мелкими и обманчивыми. Он убеждён в том, что в любви нужно исходить «от высшего», и не стоит вовсе рассуждать о своих чувствах, а только действовать.

С одной стороны, мнение главного героя можно расценить как смелое, в чём-то безрассудное и самоотверженное, но с другой стороны, как не вспомнить в этом случае сокрушительную любовь Анны Карениной и тот печальный финал её жизни, который произошёл благодаря её отринувшим досужие рассуждения чувствам. Тайна любовной истории чеховских героев так и не находит своего разрешения, в рассказе не даются рецепты, как же нужно поступать, когда влюблённость невозможно реализовать в действительность, читателю представляется только вариант событий, когда влюблённые придерживаются определённой линии поведения, согласно принятым правилам общества.

Проблемы

Как было сказано выше, рассказ «О любви» является отражением любимой чеховской темы «человека в футляре». Главные герои произведения, так или иначе, являются носителями этого столь многогранного образа.

  1. Павел Алехин – молодой, образованный дворянин, полный радужных надежд. Однако ему не суждено было в полной мере раскрыть все свои способности и таланты. Он был вынужден прожить чужую жизнь, занимаясь хозяйством, чтобы иметь средства к существованию. Жизнь в деревне, среди крестьян и малообразованных мещан постепенно изменила характер героя. Он привык к своей скромной холостой жизни, в которой не было радости и счастья, но вместе с тем не было и проблем. Даже влюбившись в Анну Алексеевну, Алехин не смог изменить устоявшимся привычкам. Он не рискнул привычной жизнью ради светлого и яркого чувства, которое требовало от него решительных поступков и большой ответственности. Спрятавшись в своем футляре, он попросту дождался логической развязки столь мучительных для него отношений.
  2. Воплотила в себе черты «человека в футляре» и Анна Алексеевна. Несмотря на все свои положительные качества, героиня не обладала той решительностью и настойчивостью, с которой люди добиваются счастья в личной жизни. Молодая женщина не собиралась жертвовать привычным образом жизнью ради любви к Алехину. Брак с Лугановичем был скучным и обыденным, но столь понятным и привычным, что героиня не хотела рисковать им ради призрачного счастья со своим избранником. Новая жизнь пугала ее своей неизвестностью, и Анне не хватало сил и смелости, чтобы пойти ей навстречу. Так и невысказанная любовь к Алехину вылилась у нее в неврозы и скрытые упреки, которые она постоянно выказывала своему возлюбленному. Анна Алексеевна добровольно отказалась от счастья, о чем сожалела всю жизнь.
  3. Еще один прообраз «человека в футляре» — Дмитрий Луганович, супруг Анны Алексеевны. Его закрытость заключалась, прежде всего, в том, что он не воспринимал духовное и личное развитие, был безучастен ко всему, что олицетворяло собой интеллигентное общество. Будучи успешным дельцом, он был слеп и глух ко всему, что не интересовало его практичный ум. Луганович легко и неспешно плыл по течению жизни, не предпринимая никаких шагов к личностному росту и развитию.

Анализируя проблематику произведения, можно сделать вывод, что Антон Павлович не отступил от своей любимой темы, в очередной раз раскрыв новую грань «человека в футляре». Все герои рассказа, несмотря на всю разность их характеров, объединяет нерешительность и нежелание трудиться ради собственного счастья.

Тема

Тему писатель всегда задает в названии произведения. Название «О любви» настраивает читателя на что-то возвышенное, далекое от обыденной жизни, но получает он историю тягостных отношений мужчины и женщины — неутоленной любви. Или страсти? Люди часто не отличают одно от другого. Герои измучились, радости не было, но в обиходе это зовется любовью.

Сам Чехов не мог определить для себя, что есть любовь, она оставалась для него загадкой. Из записной книжки известно предположение писателя: это чувство — остаток чего-то огромного, исчезающего из нынешней жизни, или частица того, что со временем вырастет в нечто великое. Современная любовь, по мнению Чехова, ожиданий не оправдывала. Остаток великого не выдерживал столкновения с обыденностью.

Однажды писатель задумал роман с тем же названием — «О любви». Он месяцами мучился над черновиками с вымарыванием и вычеркиванием. Труды привели к тому, что в итоге сохранилось только одно предложение: «Он и она полюбили друг друга, женились и были несчастливы…».

Тема рассказа: Таинственность любви и обыденность в человеческой жизни.

Основы темы любви

В тексте, Чехов поднимает вопрос об искренности и стойкости чувств. Он показывает, что любовь может быть не только источником радости и счастья, но и причиной страданий. Герои рассказа сталкиваются с амбивалентностью любовных чувств и неопределенностью отношений.

Чехов также обращает внимание на социальные и экономические факторы, влияющие на любовь. Он показывает, что любовь может оказаться жертвой обстоятельств и условий жизни

Любовь может оказаться подавленной и угнетенной, несмотря на искренние чувства героев.

Автор также исследует тему любовной зависимости и страсти. Он показывает, как неконтролируемая страсть может направить жизнь героев в непредсказуемую и деструктивную сторону. В то же время, Чехов подчеркивает, что любовь может быть источником вдохновения и преобразования.

Популярные сочинения

Больше всего на свете мне нравится лето. И я считаю, что это самое лучшее время года. Именно летом всем хочется брать не только выходные, но и отпуск для того чтобы в полной мере ощутить лето

Антон Павлович Чехов всегда погружал читателей в проблемы обычных людей. Рассказывал об их страданиях и переживания. Так сказать, рассматривал жизнь „маленького” человека без высших чинов. В рассказе Антона Павловича Чехова „о любви” рассматривается тема безысходности положения двух людей, которые были несчастны, а все из-за того, что вовремя не признались друг другу в своих чувствах.

Анна Алексеевна жена почетного человека Лугановича, имевшая двух детей и высокое положение в обществе. Павел Константинович, такой же как Анна образованный человек, но живший в деревни и получавший гроши. Юноша боялся, что не сможет достойно обеспечить молодую девушку, привыкшую жить в роскоши, но на самом делегатов Анна была несчастна и роскошь окружающая ее ни капли не доставляла ей счастья. Возможно, Алёхин не мог дать того, что мог дать Луганович в материальном плане, но Анна бы стала счастливей.

Павла всегда смущало и то, что его так хорошо приняли в этой семье. Почти как родного. Алёхину всегда дарили подарки и предлагали деньги, дети Лугановичей тоже обожали Павла Константиновича. Павел боялся разрушить эту семейную идиллию своим признанием, но по сути никакой идиллии и не было. Возможно, только поверхностная, наигранная.

Если бы Павел взял на себя смелость раньше, то Анна бы не стала к нему так холодна и это бы не ранило его сердца. В этот период она стала чаще ездить к сестре и матери и там, скорее всего ее на это настроили, но помимо этого, девушка была хорошо воспитана и просто не могла больше быть такой открытой. Но если бы Павел раскрыл свои чувства ранее, до этого бы не дошло, а значит и не дошло бы до неудовлетворенностью жизнью и Анна бы не обращалась к врачам. Алёхин бы осчастливил как себя, так и её. Им двоим впоследствии не пришлось бы страдать.

Два главных героя в этом рассказе любили друг друга и пронесли бы эту любовь через всю жизнь, признаясь они раньше. Да, у них было бы не так много средств. Да, одну семью это бы разрушило, но лучше разрушить несчастливую семью и создать счастливую, чем не делать совершенно ничего

Впоследствии, Алёхин жалел о том, что выбрал бездействие, поэтому важно слушать сердце, а не разум

Проблемы

Проблематика рассказа «О любви» отображает известную чеховскую тему «человека в футляре». Раскрываясь с необычной стороны, «футлярность» присутствует в образах всех героев произведения.

  1. Павел Алехин – это дворянин, осевший в отцовском имении. Деревенская жизнь постепенно меняла перспективный ум и способности молодого человека. Укоренившиеся привычки повлияли и на характер. Главный герой, оказывается, слаб в принятии судьбоносного решения и отказывается от огромной ответственности, которою влечет признание в своих чувствах. Павлу легче потерять любимую женщину, чем разорвать оковы собственного футляра.
  2. Господин Луганович так же является модификацией образа «футлярного» человека. «Футлярность» Лугановича проявляется в ограниченности его ума и безучастном отношении к интеллигентному обществу. Тип человека, который олицетворяет Луганович, не порицается и не отвергнут обществом. Напротив, Дмитрий успешный делец, но отсутствие духовного развития контрастирует с чувственностью и умом его жены Анны, создавая впечатление о нем, как о человеке, привыкшему плыть по течению и равнодушному не только к светскому обществу, но и к семейному счастью.
  3. Анна Алексеевна так же предпочитает «футлярное» существование радикальным переменам во имя собственного счастья.  Героиня, испытывая любовь к Павлу, не хочет жертвовать близкой и понятной ей жизнью, любовью к детям, репутацией, родственными связями… Новая жизнь – как синоним неизвестности, пугает ее, и в Анне, как и в Алехине, так же не оказывается достаточно сил для принятия решения. Мучительная любовь выливается в невроз героини, и она успевает скрыто упрекнуть Павла в повседневных диалогах.

Таким образом, в проблематике рассказа «О любви» очень тонко подчеркнута основная тема «Маленькой трилогии» — проблема «человека в футляре», основными характеристиками которого в данном случае выступают нерешительность и отсутствие порыва к переменам для возделывания собственного счастья.

LiveInternetLiveInternet

ЛЮБОВЬ-ТВОРЧЕСТВО

Елена Шаврова

На момент встречи ей – 15, ему – 29 Юная Лена принесла писателю рукопись собственного рассказа. Чехов остался доволен, посоветовал девушке писать и дальше. Елена влюбилась, но признаться в чувствах не решалась.

Лет в 20 она поняла, что надеяться не на что, и вышла замуж за петербургского чиновника Юста.

Юрий Бычков

: За 12 лет Антон Павлович отправил ей 68 посланий – больше, чем кому-либо из возлюбленных. Подлинники хранятся в Ленинской библиотеке. Я держал их в руках. От писем до сих пор исходит еле уловимый аромат французских духов.

Лидия Мизинова

Она была подругой сестры Чехова. Юная Лика очень хотела показаться писателю человеком одаренным, поэтому то преподавала, то служила думским писцом, то пыталась сделать оперную карьеру…

А. П. Чехов читает “Чайку”

Юрий Бычков:

Лика вела с писателем сложную игру, чем его и зацепила. Она никогда не признавалась в чувствах и постоянно убегала от Чехова. Но и в этих отношениях с его стороны было что-то потребительское. Когда писатель подолгу находился в Мелихове и ему становилось скучно, он вызывал Лику к себе. Барышня исполняла Чехову романсы.

ЛЮБОВЬ-ПОКЛОНЕНИЕ

Ей – 12 лет, ему – 27

Юрий Бычков:

Считается, что у Чехова нет потомков. Но это не так. В 1900 году Нина забеременела от Антона Павловича и родила дочь Таню. Поскольку отношения Чехова с Корш разворачивались параллельно с его романом с Книппер, Нина не сообщила о своем положении никому, кроме родителей. Те воспитали внучку. После революции следы Корш потерялись, позже стало известно, что она жила с дочкой в Париже. Таня, как и отец, стала врачом.

ЛЮБОВЬ-СЕМЬЯ

Ольга Книппер

Юрий Бычков:

Считаю, Станиславский и Немирович-Данченко способствовали этому роману, использовали писателя, желая привязать его к МХАТу. Не думаю, что у Чехова были большие чувства к актрисе. Мхатовцы издевались над Антоном Павловичем! Когда он уже сильно болел, Немирович отпускал Книппер к мужу лишь 2 раза в год на 3–4 дня.

ЛЮБОВЬ-САМООТДАЧА

Мария Дроздова

В Музее Чехова в Мелихове среди экспонатов есть галстуки писателя. Их незадолго до своей смерти преподнесла музею художница Мария Дроздова. Она была близкой подругой сестры Чехова и с писателем познакомилась, когда у него развивался роман с Мизиновой.

Мария с первого взгляда влюбилась в Чехова, а он внимания на нее не обращал. Но та не прекращала попыток завязать отношения и добилась своего.

Юрий Бычков

: В отличие от других его женщин она понимала, что Антон Павлович не может принадлежать одной, и просто его любила, ничего не прося взамен.

Для своего времени Чехов был настоящий гигант (186 см) и красавец, пользовавшийся громадным успехом у женщин. Тайны плотской любви, согласно автобиографии, он постиг в 13 лет.

Правда, Чехов-донжуан практически неизвестен. Не в пример тому же Пушкину. Не вел он донжуанских списков, не заводил скандальных романов с дамами из высшего света. Разве что с актрисами. Ну это сам Бог велел автору знаменитых пьес…

Только спустя какое-то время после расставания Дмитрий Дмитриевич понял, что впервые в жизни полюбил по-настоящему. Осознав свои чувства, он едет в город, где живет Анна.

У истории открытый финал. Правда жизни заключается в том, что быть в месте открыто героям не суждено, но и отказаться от своей любви они не могут.

Чехов рассказ о любви: точный анализ и глубокая разборка смысла

Автор предлагает нам образцы различных видов любви: от страстной и чувственной до безответной и неудовлетворенной. Чехов демонстрирует, что любовь может быть источником радости и счастья, а также горя и страдания. Он анализирует разные аспекты партнерства и взаимоотношений, раскрывая красоту и сложность любви во всех ее проявлениях.

Чехов строит свой рассказ о любви в форме таблицы, которая позволяет ему систематизировать свои мысли и представить их читателям в организованной и логичной форме. Заголовки столбцов таблицы включают понятия, связанные с любовью, такие как «страсть», «сострадание», «ревность» и «одиночество». В каждой ячейке таблицы Чехов предоставляет свою точку зрения и анализирует, как каждый аспект влияет на отношения между героями.

Страсть Сострадание Ревность Одиночество
Чехов обнаруживает, что страсть может быть источником интенсивных эмоций и наслаждения, но также может привести к разочарованию и разрушению отношений. Сострадание позволяет героям понимать и поддерживать друг друга, но также может привести к собственной жертве и любовной трагедии. Ревность порождает негативные эмоции и разрывы в отношениях, показывая, как сильной и разрушительной может быть эта чувственная реакция. Одиночество описано как неизбежная часть любви, означающая, что каждый человек в итоге остается одиноким, несмотря на наличие партнера.

Чехов подчеркивает, что любовь — это сложное и многогранный феномен, который невозможно полностью понять и объяснить. Он исследует тему любви с помощью различных характеров и ситуаций, показывая, что ее истинная сущность лежит в самом человеке и его способности любить и быть любимым.

Таким образом, рассказ Чехова о любви — это не только красивая и пронзительная история, но и аккуратный и глубокий разбор ее смысла и значения для каждого из нас. Он подтверждает, что любовь — это основа человеческой жизни, и независимо от ее разнообразия и сложности, она остается одним из важнейших аспектов нашего существования.

Проблематика и смысл

Своим произведением «О любви» автор обличает слабости человека, не позволяющие героям руководствоваться велением сердца. Чехов показывает людей, скованных внешними обстоятельствами, однако при желании они могут пожертвовать общественным положением и преодолеть общепринятые условия и нормы. Главные персонажи оказываются слишком слабыми, поэтому продолжают следовать принятой в обществе морали.

Чехов, демонстрируя представителей общества на рубеже XIX-XX столетий, выносит приговор общественному строю, не позволяющему людям раскрыть истинные желания даже в глубоком и настоящем чувстве. Проблематика произведения отражает известную тему автора — «человека в футляре». Отображаясь с разных сторон, такая «футлярность» есть у каждого героя произведения:

  1. Луганович. «Футлярность» этого персонажа проявляется в безучастном отношении к обществу, ограниченности ума. Такой тип личности не отвергнут общественностью. Наоборот, Дмитрий — успешный дворянин, однако нехватка духовного развития контрастирует с умом его супруги. Это создает впечатление того, что мужчина равнодушен к семейному счастью, склонен лишь плыть по течению.
  2. Павел — дворянин, который вынужден переехать в имение отца. Жизнь в деревне поменяла его мышление и способности. Укоренившиеся привычки оказали влияние на характер. Герой проявляет слабость, когда нужно принять решение, способное изменить его судьбу и привести к счастью. Мужчине легче потерять любовь, чем выбраться из оков футляра.
  3. Анна — предпочитает радикальным изменениям ради собственного счастья «футлярную жизнь». Несмотря на сильные чувства к Алехину, женщина не готова пожертвовать репутацией, привычной жизнью и родственными связями. Перемены пугают ее.

Рассказ Чехова выносит на первый план человеческие слабости, проблематику недостижимости счастья и любовную философию. Произведение неоднозначно, как и его персонажи. Однако с точностью можно сказать, что эта работа — некое предостережение для читателей по поводу того, что сильное чувство не подчиняется никаким законам.

Темы

Одной из главных тем рассказа «О любви» является тема человеческого счастья и его недостижимости. Герои Чехова живут оседлой, комфортной жизнью. Оковы подобного образа даже не жизни, а существования настолько прочны, что даже такое сильное чувство, как любовь, не способно заставить героев выйти из зоны комфорта. И Алехин, И Анна Алексеевна испытывают страдания – об этом свидетельствует эмоциональная сцена их прощания, но счастье для героев остается навсегда упущенным.

Размышления Павла дают ответ на вопрос «почему счастье в любви было невозможно для этих двух героев?». Они слишком много задавались вопросами о том, насколько правильно любить, либо будучи влюбленным в чью-то жену, либо будучи замужем за хорошим и добрым человеком, имея при этом двоих детей. Только позже Алехин понимает, что безграничное и довлеющее над ним чувство не поддается законам, не вписывается в рамки и не терпит многочисленных вопросов. Счастье находится вне категорий греха и добродетели. Рассуждения – лишь помеха высшему чувству, но для чеховских персонажей эта истина открывается слишком поздно.

О любви в произведениях Антона Чехова: глубина чувств автора

Во многих произведениях Чехова, любовь изображается как сложное чувство, которое может принести как радость, так и страдание. Автор не ограничивает себя простыми и идеализированными историями любви, но показывает ее во всей ее многообразности и непредсказуемости.

Через своих персонажей Чехов передает читателю различные аспекты любви: от влюбленности и романтики до разочарования и скрытых страстей. Он показывает, что любовь может быть как источником счастья и радости, так и причиной горя и разрушения.

В произведениях Чехова особое внимание уделяется анализу человеческих отношений и сложности взаимоотношений между мужчинами и женщинами. Он показывает, что любовь может быть одновременно источником вдохновения и страдания, надежды и разочарования

Произведение Описание
«Дама с собачкой» Рассказ о нелегкой любви двух людей, которые находятся в браке с другими партнерами. Как они справляются с этой запретной страстью, и что это означает для их жизни?
«Три сестры» Драма о трех сестрах, которые ищут смысл жизни и любовь в неблагополучном окружении. Автор исследует тему невыполненных мечт и потерянных возможностей в жизни.
«Вишневый сад» Пьеса о судьбе поместья, которое должно быть продано. Персонажи возвращаются в свое родное поместье, где они сталкиваются с любовью к прошлому и любовью к новой жизни.

Чехов показывает, что любовь может быть источником истинного счастья, но также источником и причиной горя. Он не суждит о своих персонажах, но представляет их такими, какими они есть, со всеми их ошибками и противоречиями. В произведениях Чехова не существует простых ответов, как правильно любить или быть любимым. Он заставляет читателя задуматься о природе любви и ее роли в жизни каждого человека.

Результаты проведённого исследования

На предмет анализа были исследованы три рассказа: «О любви», «Дама с собачкой» и «Дом с мезонином». Это три разные истории, но с общей темой — темой любви.

Но прежде мы предложили нашим одноклассникам пройти тест, который поможет исследовать данную тему тщательнее.

Результаты теста показали, что для большинства испытуемых любовь — трагическое чувство, и у этого могут быть разные причины (недоверие, ненависть, долг). Но при этом для многих данное чувство имеет свои положительные стороны: взросление, личностный рост, радость. Сама по себе любовь — это счастье, смысл жизни, сильные эмоции.

После этого мы проанализировали рассказы и сопоставили их с мнением одноклассников. И как показало исследование: мнение учеников и идейные посылы А.П. Чехова во многом совпадают, хотя для школьников не характерно такое же глубокое понимание чувства любви.

Любовь предстает перед нами как глубокое чувство, которое для героев является целительной силой, силой, которая избавляет человека от одиночества. Герои с легкостью отдаются этому чувству, но из-за общественных устоев результатом всегда становится разрыв. Так, в рассказе «О любви» герой, будучи влюбленный в замужнюю женщину, не может обрести счастья, не разрушив семьи. Поэтому развязкой произведения стала размолвка персонажей, хотя и с осознанием, что выше любви нет ничего.

На первый взгляд, в рассказе «Дама с собачкой» открытый финал. Кроме того и персонажи, влюбленные друг в друга, остаются вместе. Но непонимание того, что их ждет дальше, осознание того греха, который они сделали, их символическое падение, — все это приводит к заключению о том, что развязка такой любви будет далеко не положительной.

В рассказе «Дом с мезонином» любовная тема стоит на первом плане. В основе лежит конфликт между «художником» и «тружеником-материалистом». Но именно этот конфликт, показывающий неполноценность мышления каждой из сторон, стал причиной еще одной трагичной любви, еще одного расставания. Сам дом был живым только благодаря любви, но с ее уходом он словно умер. Символически умер и главный герой, потеряв то, что помогало ему бороться с одиночеством.

А.П. Чехов не пытается раскрыть тайны любви, выявить истинное чувство, причины его зарождения и угасания. Его задачей становится показать само чувство в его проявлении, показать то, как на человека влияет любовь: какие эмоции он испытывает, какие мысли его захватывают. Для автора любовь — еще не конец счастливой истории. Напротив, любовь у него — только начало.

По характеру любовь у А.П. Чехова трагична. А трагичность обусловлена общественными устоями, которые не преодолеваются персонажами, так как традиции сильно укоренились в героях. Автор показывает разрыв между традициями и реальной жизнью, которая не способна ужиться с тем, что установлено много сотен лет назад.

Сложность семейных отношений

Антон Чехов, известный русский писатель и драматург, в своих произведениях часто обращался к теме любви и семейных отношений. Он прекрасно осознавал сложность и непредсказуемость этих отношений, и его произведения часто отражают различные аспекты семейной жизни.

Чехов исследует различные типы семейных отношений — от благополучных и гармоничных до конфликтных и разрушительных. Он описывает разрывы и предательства, а также мелкие разногласия и недопонимания, которые могут постепенно разрушить счастливую семью.

В произведениях Чехова часто присутствует ирония, которая раскрывает несовершенство и противоречивость семейных отношений. Он отображает скрытые страсти и желания, которые могут лежать в основе повседневной семейной жизни и приводить к неожиданным последствиям.

Одним из примеров таких сложных семейных отношений является повесть «Дама с собачкой». В этом произведении Чехов исследует тему внебрачных отношений и предательства, которые приводят к трагическому развязке. Он показывает, как любовные аферы могут нарушить порядок и стабильность семейной жизни и привести к горьким последствиям.

В другой его знаменитой пьесе «Вишневый сад» Чехов исследует тему утраты и разочарования в семейных отношениях. Он показывает, как привязанность к прошлому и страх перед изменениями могут привести к потере и разрушению семейных взаимоотношений.

Семейные отношения — это сложная и многогранная тема, которую Чехов исследовал в своих произведениях. Он показывает, что в любви и семейной жизни нет ничего простого или идеального, что они полны противоречий, разочарований и сложностей. Это делает его произведения реалистичными и позволяет читателям сопереживать и понимать глубину и сложность семейных отношений.

Главные герои и их характеристика

Краткая форма повествования предполагает небольшое количество действующих лиц. А.П. Чехову для сюжета важны два-три персонажа. Часто выбирается рассказчик, чье описание перо автора детально прорисовывает.

  1. Алехин Павел Константинович — главный герой. В самом рассказе «О любви» отсутствует подробное описание портрета мужчины. Оно дано Чеховым в «Крыжовнике». Автор описывает Павла, как сорокалетнего мужчину, больше напоминающего художника или же ученого, нежели представителя помещичьего сословия. По происхождению Павел — дворянин, но задолженности отца оставляют его без средств к существованию. «Белоручка», не привыкший к физическому труду, Павел тяготится работой в имении. Жизнь в Софьине заставляет Алехина забыть о культуре и образованности. Одно из характерных качеств Павла – трудолюбие, помогает ему стать мировым судьей в своей местности. Благодаря этой должности Алехин знакомится с Дмитрием Лугановичем, в чью жену он влюбляется далее. В целом образ Павла Алехина – это образ несчастного и одинокого помещика, который не может решиться на ответственный шаг, потому что боится потерять хорошую репутацию.
  2. Дмитрий Луганович – хороший приятель и друг главного героя, товарищ председателя окружного суда и состоятельный дворянин. В начале рассказа Алехин описывает своего благодетеля как доброго и простодушного человека, но уже в середине размышляет, почему Анна Алексеевна вышла замуж за такого непримечательного и скучного человека.
  3. Анна Алексеевна Луганович – жена Дмитрия Лугановича, помещица, мать двоих детей. Портрет Анны Алексеевны так же дан глазами Алехина. По его описанию становится ясно, что такая женщина, как Анна Алексеевна, ему раньше никогда не встречалась. Он «сразу почувствовал в ней существо близкое». Героиня, подобно своему мужу, обладает добротой и заботится об Алехине. В отличие от Господина Лугановича, Анна молода и умна. Чувство Павла Алехина не остается безответным – он всегда видел по глазам Анны, что она ждала встречи с ним. Так же, как и главный герой, не давала воли своему чувству, боясь потери положения, мужа, детей, и, в конце концов, лжи, которая была бы неудобна им обоим.

Любовь и ирония в произведениях Чехова

Ирония является одним из ключевых элементов в творчестве Антона Чехова. Он часто использует иронию, чтобы подчеркнуть противоречия и недостатки в отношениях между людьми, включая любовные отношения.

Чехов иронически относится к романтическим идеалам любви и часто разоблачает их. Он показывает, что реальная жизнь и любовные отношения далеки от идеала, и что многие люди влюбляются не в реального человека, а в свои собственные идеи о нем.

Чехов также использует иронию, чтобы показать, что любовь может быть источником смеха и комических ситуаций. Он часто изображает героев, которые влюбляются в неподходящих партнеров или оказываются в смешных и нелепых ситуациях из-за своей любви.

Ирония Чехова также раскрывает глубину и сложность человеческих отношений. Он показывает, что любовь может быть источником не только радости, но и горя, и что люди часто не могут полностью понять и оценить свои собственные чувства и чувства других людей.

В целом, ирония в произведениях Чехова помогает ему создать реалистические и глубокие портреты любовных отношений. Он показывает, что любовь может быть сложной, противоречивой и непредсказуемой, и что она может иметь как комические, так и трагические аспекты.

«Кавказ» – рассказ И. А. Бунина

Еще одно произведение о любви – «Кавказ» Ивана Бунина. Этот рассказ, так же как и предыдущий, имеет весьма трагичный конец.

Влюбленные пошли на отчаянный шаг, чтобы провести вместе несколько счастливых недель на юге. Муж главной героини, жестокий, самолюбивый офицер, следил за каждым шагом своей жены, но та была готова на все, чтобы выбраться из этого заточения. Вместе со своим тайным воздыхателем она отправилась на Кавказ, хотя понимала, что муж наверняка последует за ней. Главные герои старались в полной мере наслаждаться отдыхом, но мысль о скором возвращении в Москву не давала им покоя и наполняла тревогой дни, которые они проводили вместе.

Офицер догадывался о секрете своей жены, и, не найдя ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи, он выстрелил себе в виски из двух револьверов. Что было дальше, история умалчивает, но я думаю, влюбленные вряд ли смогли после этого обрести счастье, ведь их бы всю жизнь терзали воспоминания об этом ужасном происшествии. Размышляя о том, какой должна быть любовь, герои не могли предположить, что их запретные чувства приведут к трагедии. Мне кажется, что у этой истории и не могло быть счастливого конца. Или героиня проживает несчастную жизнь под пристальным взором мужа, или идет на риск, чтобы вырваться из клетки хотя бы на несколько недель и провести их с человеком, которого она действительно любит.

В рассказе Бунин раскрывает трагедию любви и драму отвергнутой личности, разворачивающуюся на ее фоне. Даже следуя за голосом сердца, человек не всегда находит счастье. Острые грани любви могут сильно ранить сердце, но такова жизнь.

Композиция

Композиционной характерной чертой чеховского повествования считается приём «рассказа в рассказе», к которому создатель зачастую обращается.  Данный приём дает возможность автору достичь одновременно и объективности изложения, и экономии языковых средств.

Подобная структура композиции  свойственна многим произведениям Чехова: сначала говорится о конкретной ситуации или случае из жизни. Упоминание этой ситуации служит толчком к ассоциативному переходу в основное повествование (обычно монолог) главного героя.
К примеру, анализируемый нами текст начинается с упоминания Павла об истории взаимоотношений повара-пьяницы Николая и красивой Пелагеи, которая терпела от первого оскорбления и побои. Небольшая обеденная зарисовка перетекает в рассуждения Алехина о смысле и вопросах любви. Данный прием позволяет плавно ввести читателя в ткань произведения и только затем начать основное повествование.

Концовка служит обрамлением художественного центра произведения. В  литературную кайму искусно вплетены маркеры настроения главного героя — перемена погоды за окном.  Историю своей любви Алехин начинал, когда «в окна было видно серое небо и деревья», но в конце рассказа «дождь перестал и выглянуло солнце», свидетельствуя о душевном очищении мужчины.

Вывод

О чем заставляет задуматься произведение А.П. Чехова? Небольшой рассказ выносит на поверхность проблемы недостижимости счастья, человеческие слабости и философию любви. Произведение противоречиво, неоднозначно, как неоднозначны его персонажи. Двойственность характеров и обстоятельств заставляет читателя размышлять над образами и действиями героев, давая им свою субъективную оценку.
Авторская позиция здесь остается необозначенной. Можно предположить, что слова автора вложены в уста Алехина, и тогда можно приблизительно судить об отношении А.П. Чехова к своим персонажам.  И все же, финал произведения остается открытым, представляя читателю возможность подвести собственный итог.

С точностью можно утверждать об одном: «О любви» — это рассказ-предостережение читателя о том, что любовь никаким законам подчиняться не может.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: