Патриархальный прогрессор
Иван Тимофеевич разрывается между «критической пытливостью ума» и верой. Он пытается разумными доводами разубедить Олесю в ее вере в проклятие и колдовство и внушить доверие к церкви.
Алексей Вдовин замечает: «Разговор «развивателя» с Олесей о вере имеет двойное дно, поскольку далее Иван Тимофеевич, вопреки декларируемым им самим принципам рационального мышления, читает героине настоящую проповедь о милости бога». При этом он апеллирует к новозаветной истории (с «раскаянием самой последней женщины» и милосердием к «разбойнику-убийце»), хотя любое сравнение тут странно и неуместно.
Функция этой проповеди, по мнению исследователя, в том, чтобы «туже стянуть узел конфликта между естественностью, нравственным здоровьем Олеси и книжностью, закомплексованностью и консервативными гендерными представлениями героя».
В кульминационной сцене спора Олеся, стараясь угодить Ивану Тимофеевичу, спрашивает, был бы он доволен, если бы она пошла в церковь. Но жертвенность героини остается безответной. Ее возлюбленный воспроизводит популярный гендерный стереотип — о «разном» общении с Богом у женщин и мужчин: «Я ведь много раз говорил тебе, что мужчина может не верить, сомневаться, даже смеяться, наконец. Но женщина… женщина должна быть набожна без рассуждений». «Прогрессор» на деле оказывается консерватором, приверженцем патриархальных взглядов.
Сочинение Тема любви в повести Олеся Куприна
Тема любви в повести Александра Ивановича Куприна «Олеся» является самой главной, поскольку именно с ней связано большинство вопросов, которые ставит и раскрывает автор.
И это не удивительно, поскольку тема любви фактически занимала бы важнейшее место, если бы каждый из нас решил бы описать всю свою жизнь, создав художественное произведение.
Именно по этой причине первое крупное и серьезное произведение Куприна и посвящено теме любви.
Внучка, всю жизнь прожив вдали от общества в лесной чаще вместе со своей бабушкой, уверена, что она так же наделена магическими способностями, искренне верит в предания и заговоры, даже не сомневается в существование сверхъестественных сил.
Но в этом они не уникальны – большинство жителей окрестных городков и сел точно так же верят в легенды и предания, искренне уверены, что колдунья Майлиха и её внучка Олеся совершают разные магические ритуалы у себя дома, глубоко в лесной чаще.
Казалось бы, главный герой должен был бы удивиться, а возможно, даже немного посмеяться над «дикостью» сельских жителей. Но он, увидев Олесю, практически сразу, с первого взгляда, влюбился в юную девушку.
автор описывает их отношения, их встречи и прогулки с особым трепетом, уделяя внимание мельчайшим деталям, дабы читатель как можно сильнее проникся любовной линией. Но произведение было бы бессмысленным, если бы Куприн не создал драматическую ситуацию, раскрыв сразу несколько проблем, так или иначе связанных с темой любви
Но произведение было бы бессмысленным, если бы Куприн не создал драматическую ситуацию, раскрыв сразу несколько проблем, так или иначе связанных с темой любви.
Рассматривая личность Олеси и её отношение к Ивану Тимофеевичу, можно увидеть беззаветную преданность, бескомпромиссную любовь и верность, граничащую с безумным самопожертвованием. Она готова на всё, ради своего возлюбленного.
Выстраивается ситуация, в которой Олеся жертвует мирной и спокойной жизнью ради своего возлюбленного, её избивают деревенские жители, а она сама, вместе с бабушкой сбегает с обжитого места в лесной чаще в страхе расправы от жителей соседней деревни. Иван Тимофеевич ищет её, однако вскоре забывает.
Таким образом, тема любви раскрывается через самую главную проблему произведения, самый главным вопрос, который ставит перед читателем автор – «Стоит ли жертвовать всем и рисковать ради любви, если не можешь быть уверен, что это настоящая, взаимная любовь?».
Поскольку иначе не будет ни спокойной жизни, ни любимого человека, как это стало в истории Ивана Тимофеевича и Олеси.
Вариант 2
Повесть «Олеся» – одно из ранних крупных произведений Александра Ивановича Куприна. Сам автор на протяжении всей последующей жизни выставлял ему очень высокую оценку. Оно по праву считается одним из наиболее известных в русской литературе своего периода.
Произведение написано в 1898 году. В это время русская литература вступила на новый этап своего развитие. Метод критического реализма уже признавался не единственным возможным для автора. Повесть «Олеся» написана с заметным влиянием течения «неоромантизма».
Действие происходит не в привычном русском регионе, а в достаточно самобытном Полесье (Волынская губерния, ныне территория Украины и Белоруссии).
Местное население — полещуки, очень своеобразная национально-этническая группа, со своим устоявшимся укладом жизни и традициями.
Молодая девушка, Олеся (местный вариант имени Елена), начинает общаться с главным героем. Девушка очень понравилась горожанину, но он тоже не способен отказаться от снобизма. Иван Тимофеевич не способен понять Олесю, которая привыкла жить в лесу в гармонии с природой. Она ничем не соответствует стандартам просвещенного общества.
Произведение написано в духе Тургенева. Как и у другого великого русского писателя, женский персонаж оказывается более сильным и мужественным. Молодая девушка, также полюбившая Ивана, осознала, что его чувство к ней – поверхностно, главный герой не способен бороться за свою любовь. Поэтому девушка предпочла сбежать.
Другие сочинения:
Испытание любовью в творчестве И. С. Тургенева
Образы любви в литературе XIX века — это и герои Тургенева. Автор каждого из них проводит через испытание этим чувством.
Единственный, кто проходит его — Аркадий Базаров из «Отцов и детей». Может, именно поэтому он и является идеальным героем Тургенева.
Нигилист, отрицающий все окружающее, Базаров называет любовь «дурью», для него это лишь недуг, от которого можно излечиться. Однако, встретившись с Анной Одинцовой и влюбившись в нее, он меняет не только свое отношение к данному чувству, но мировоззрение в целом.
Базаров признается Анне Сергеевне в любви, но она отвергает его. Девушка не готова к серьезным отношениям, не может отречься от себя ради другого, даже любимого человека. Здесь она терпит фиаско в испытании Тургенева. А Базаров — победитель, он стал тем героем, которого искал для себя писатель в «Дворянском гнезде», «Рудине», «Асе» и других произведениях.
Любовь как основной мотив в рассказах Куприна
Творчество Ивана Куприна отличается насыщенностью любовными сюжетами и глубиной изображения человеческих чувств. Любовь является одним из основных мотивов в его рассказах, которые пронизаны страстью, трагическими переживаниями и сложными отношениями.
В произведении «Гранатовый браслет» мы видим, как любовная страсть превращает жизнь главного героя — офицера Гусарского полка. Он погружается в запретную связь с женой своего начальника, что приводит к драматическому разрыву социальных уз.
Рассказ «Ольгин двор» раскрывает тему нежной и бескорыстной любви. Главный герой Аникеев безумно влюблен в Ольгу Николаевну, но не может быть с ней из-за его общественного положения. Эта история показывает сложности выбора между сердцем и обязанностями.
В рассказе «Яма» Куприн изображает страсть и жертвенность любви. Главный герой, молодой художник, влюбляется в простую девушку Марию. Он готов пойти на все ради нее, что приводит к трагическим последствиям.
Таким образом, любовь является центральным мотивом в рассказах Куприна. Он исследует разные формы этого чувства и показывает его сложность и противоречия через яркие персонажи и захватывающие сюжеты.
Анализ рассказа «Гранатовый браслет»
Любовь в творчестве Куприна, а именно в повести Гранатовый браслет — это великолепный пример того, как писатель исследует сложности и противоречия этого чувства.
В центре сюжета находится офицер Гусарского полка, который влюбляется в жену своего начальника. Эта запретная любовь становится для него не только источником страсти, но и вызывает конфликт между его личными чувствами и социальными обязанностями.
Куприн мастерски передает эмоции главного героя через использование ярких образов и живописных описаний. Мы видим его внутренние колебания, его стремление быть с любимой женщиной, а также осознание последствий этой запретной связи.
Этот рассказ позволяет нам лучше понять, как любовь может изменить жизнь человека, как она может быть источником радости и страдания одновременно. Анализ «Гранатового браслета» помогает увидеть глубину человеческих эмоций и сложность моральных выборов.
Любовь и судьба героев в «Черной молнии»
«Черная молния» — одно из ярких произведений Ивана Куприна, где он исследует связь между любовью и судьбой главных героев.
В этом рассказе мы следим за жизнью Александра Степановича Павленко, который влюбляется в прекрасную девушку Варю. Любовь к ней становится для него не только источником радости, но и вызывает серию трагических событий.
Куприн умело передает эмоции Александра через использование художественных приемов: описания окружающей атмосферы, развитие образа главного героя. Мы видим его страсть к Варе, его стремление быть рядом с ней напротив всех преград.
Любовь играет ключевую роль в формировании судьбы персонажей «Черной молнии». Она определяет выборы, которые они делают, а также последствия этих выборов. Любовные отношения приводят к конфликтам, разочарованиям и трагическим исходам.
Этот рассказ позволяет нам лучше понять сложность чувственного опыта героев и влияние любви на их судьбы. Роль любви в «Черной молнии» подчеркивает философский подход Куприна к изображению человеческой природы и раскрытию ее глубин.
↑ 4. Самые значительные произведения Куприна о любви
Целиком посвящена теме любви повесть «Олеся». Это трогательная история о недолгом романе между главным героем и молодой «полесской ведьмой». Автор не скрывает своей симпатии к образу Олеси — символу первой и единственной любви. Девушка противостоит всему пошлому и грязному миру, что подчеркивается ее необъяснимыми «колдовскими» способностями.
Ради любимого Олеся готова попытаться войти в чуждое ей человеческое общество и попросить прощения у Бога. Но она сталкивается с грубостью и жестокостью темных сельчан. Влюбленные вынуждены расстаться. До конца жизни они будут с благодарностью вспоминать о своем коротком счастье.Ярче всего отношение Куприна к любви отражено в знаменитой повести «Гранатовый браслет». Бедный чиновник Желтков восемь лет безнадежно влюблен в княгиню Веру Николаевну. Его чувство совершенно бескорыстно. Ради своего «божества» Желтков готов «совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение», не требуя за это никакой награды.
Единственным выходом для несчастного влюбленного становится самоубийство. В прощальном послании Желткова звучит изумительная по глубине и силе воздействия фраза: «Да святится имя Твое».
Вечная, дающаяся одной паре из миллиона любовь изображена в романе «Колесо времени». Главный герой утрачивает счастье по своей вине. Лишившись Марии навсегда, он находит утешение в «сладких чудесных воспоминаниях».
Вариант 2
Многих писателей в русской литературе волновали вопросы любви. Эта тема ярко освещена была на страницах известных произведений. Не исключением стали Бунин и Куприн.
Куприна с особой точностью можно назвать мастером любовной темы, так как в своем творчестве возвышенные чувства он осветил в 3-х своих работах. Одним из самых знаменитых произведений стал «Гранатовый браслет», где читатель может понять проблему трагической любви «маленького человека». 8 лет безответственной любви простого телеграфиста к светской даме показывают нам всю трагичность этих чувств. Все его письма, посланные женщине, стали предметом насмешек и издевательств состоятельных людей. Вера Николаевна также не воспринимает серьезно эти чувства. Но особо негодует ее брат, когда узнает, что этот недостойный княгини простолюдин дарит ей гранатовый браслет.
Окружающие считают любовь телеграфиста ненормальной, однако старый генерал Аносов считает подарком судьбы такие чувства для женщины. Молодой человек, не выдержав жестокости и оскорблений со стороны людей, погибает, так и не дождавшись ответных чувств. Мы видим, что писатель рассматривает любовь здесь как чисто нравственно-психологическое чувство. Словами генерала Аносова любовные чувства могут быть тайными и никакие компромиссы не могут их нарушить. Любовь, по мнению писателя должна строиться на взаимных и доверительных отношениях. Не менее яркой работой явилась его повесть « Олеся», где Куприн показал жестокий мир капиталистического общества с его пороками. Любовь дворянина с простой девушкой из глуши так же заканчивается на печальной ноте. Их отношения невозможны. Великое чувство любви воспето еще в одной повести «Суламифь».
Бунин, создавая работы на любовную тематику, показан нам талантливым человеком, умеющим показать светлое чувство. Особенность его творчества состояла в том, что писатель считал любовь трагедией, которая способно погубить человека. Именно любовь представляет стихию, которая может наполнить жизнь человека страданиями и волнениями, и может просто перевернуть ее. Так эта тема показана в рассказе «Грамматика любви»,где помещик Хвощинский был сражен обаянием горничной и влюбился. Герой Ивлев, приехавший в этот дом, размышляет, каким образом это чувство так захватило помещика. Писателя в основном интересовала земная любовь, и испытать ее – это огромное счастье. Однако давно уже подмечено, что тем сильнее любовь, то она скоро закончится. Но в сердце она сохранится. Так, в рассказе «Темные аллеи» Надежда, пронесла через всю жизнь свои чувства к помещику. И барин вспоминает, что хоть и прошло то время, но у него были яркие моменты с этой женщиной. Когда читаешь его произведения, то можно заметить, что его любовь никогда не бывает счастливой. Но писатель считал, что всякая любовь-это счастье для человека.
За пределами любви, или Распятие иллюзий
Одна из мишеней Куприна — народничество с его «цивилизаторским» пафосом.
Столичный гость, рассказчик Иван Тимофеевич, воспроизводит народническую риторику, считает себя просветителем, почти миссионером: «В сущности, в каждом русском интеллигенте сидит немножко развивателя. Это у нас в крови, это внедрено нам русской беллетристикой последних десятилетий». Но ход сюжета дискредитирует эти притязания. А вместе с ними — и миф о хождениях в народ как практике, выгодной для обеих сторон: интеллигентов и крестьянства.
Встреча городского «цивилизатора» и полесских «дикарей» (как крестьян, так и «ведьмы» Олеси) заканчивается драматически. Местные жители фактически устраивают Ивану Тимофеевичу публичный суд — своего рода распятие — за любовь к «ведьме» : обступают, не дают проехать, издеваются. «Миссионер» не готов к противоборству с толпой и в итоге уезжает.
Та же ситуация — публичного «распятия» — была и в юношеском стихотворении Куприна «Сны», написанном во время суда над народовольцами в 1887 году (им грозил смертный приговор). Здесь та же оппозиция — «осужденный» vs «кровожадный народ», «смятенное стадо».
С Олесей же происходит еще более драматичная история. Стараясь следовать советам «развивателя», она идет в церковь в праздник Троицы (когда крестьяне ждут знамений перед неурожаем), и толпа избивает ее. Единственное спасение для нее — отъезд.
Слайд 6
Тема любви в произведениях И. А. Бунина
В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкийпсихолог, умеющий передать состояние души, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания.В 1924 г. он пишет повесть “Митина любовь”, в следующем году –“Солнечный удар”. А в конце 30-х и во время Второй мировой войны Бунин создает 38 небольших рассказов о любви, которые составили его книгу “Темные аллеи”, вышедшую в 1946 г. Эту книгу Бунин считал своим “наилучшим произведением в смысле сжатости, живописи и литературного мастерства” Любовь в изображении Бунина поражает не только силой художественной изобразительности, но и своей подчиненностью Любовная лирика Бунина отражает смятенные думы и чувства поэта о тайне любви… Один из основных мотивов любовной лирики – одиночество, недосягаемость или невозможность счастья. Например, ”Спокойный взор, подобный взору лани…”, ”Впоздний час мы были с нею в поле…”, ”Одиночество”, ”Печаль ресниц, сияющих и черных…” и др.Любовная лирика Бунина – страстная, чувственная, насыщенная жаждой любви и всегда исполнена трагизма, несбывшихся надежд, воспоминаний о былой юности и ушедшей любви.
Олеся: тема любви
Сочинения по повести «Олеся» на тему любви обычно отвечают на вопрос: почему отношения между любящими людьми не сложились. Я хочу рассмотреть как ведут себя в этих отношениях мужчина и девушка: кто сильнее, кто честнее, кто мудрее поступил в сложившихся обстоятельствах.
Двое полюбили друг друга. Иван Тимофеевич – образованный дворянин, светский петербуржец – и Олеся – простолюдинка, живущая в полесских лесах на болоте с бабкой. Оба молоды, красивы, свободны, загадочная атмосфера знакомства – всё способствовало тому, чтобы чувства вспыхнули. О том, что ждёт их отношения, было понятно сразу, но они попытались обойти судьбу. Получилось ли?
Олеся, умеющая предсказывать будущее, изначально поняла, что за мужчина перед ней: «…сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесёте». Несмотря на это, она полностью отдалась своему первому чувству. Желание сделать для любимого всё, что может его порадовать, показать ему своё желание измениться ради него, заставляет Олесю совершить немыслимый шаг: пойти в церковь. Именно этот поступок и стал роковым: девушка с бабкой-ведьмой вынуждены убежать, чтобы избежать самосуда от местных жителей. Олеся в этих отношениях была честна с самого начала, для неё главным было: подарить любовь мужчине и сделать его счастливым хоть ненадолго.
Иван Тимофеевич понимал, что, вступая в связь с безграмотной простолюдинкой, какой бы прекрасной она не была, он не сможет ввести её в тот круг, где живёт сам. Он принимал чистую любовь Олеси и полностью отдался чувству, не думая о последствиях. Конечно, была попытка предложения уехать с ним, стать его женой, но смог бы он это сделать? Простой вопрос Олеси о том, что будет с бабушкой, сразу поставил его в тупик. Иван Тимофеевич принимал любовь девушки и все жертвы, на которые она пошла ради него.
Так кто же оказался честнее и чище в этой любви? Я считаю, Олеся, в социальном положении находящаяся ниже героя, в душевной силе, чистоте, в желании осчастливить любимого находится гораздо выше него. Характеристика их отношений, предвиденная ею с самого начала полностью оправдалась. А.И.Куприн показал, что не социальное положение является мерилом благородства, а душевная чистота.
Повесть «Олеся» Куприна — история создания
Писатель Александр Куприн сменил за свою жизнь много профессий. В 1897 году он работал в качестве управляющего имением, расположенном в Волынской губернии. Необычайно красивая природа этого края, а также своеобразные нравы его жителей легли в основу «Полесского цикла».
Предполагалось, что произведения из этого цикла будут печататься в журнале «Русское богатство». Однако издатель отказался от публикации повести «Олеся», поскольку его содержание показалось ему крамольным. Таким образом, при первой печати повесть не вошла в «Полесский цикл», хотя художественно и идейно связана с ним.
Впервые повесть была опубликована в газете «Киевлянин» в 1898 году. Она содержала заголовок «Из воспоминаний о Волыни».
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
В основу рассказа легли реальные факты. Однажды Александр Куприн гостил у помещика Ивана Тимофеевича Порошина в его полесском имении. Приятель рассказал ему историю своей загадочной любви к местной девушке-колдунье. Куприн художественно переосмыслил этот сюжет и оформил его в виде повести. Он даже сохранил имя главного героя — Иван Тимофеевич, тем самым подчеркивая реальность изображаемых событий.
Примечание
Александр Куприн неоднократно признавался, что «Олеся» — это одно из самых любимых произведений, им созданных.
Жанр и направление
Жанровая принадлежность произведения — повесть. Сюжет построен по хронологическому принципу — читатели вслед за автором следят за разворачивающимися во времени событиями. Также на принадлежность к повести указывают следующие характеристики:
- построение сюжета вокруг одного главного героя;
- небольшой объем произведения;
- ограниченное количество персонажей;
- отсутствие интриги;
- ограничение в пространстве и времени — действие происходит в течение полугода на небольшой территории Полесья.
Куприн писал свои произведения в стиле реализм. В повести «Олеся» есть много признаков, указывающих на принадлежность к этому литературному направлению:
конкретика образов;
изображение детальных примет времени;
реальность географических названий;
натуральность в описании пейзажей;
важность интерьеров, портретов;
точность описываемых характеров;
наличие цитат из местных песен, поговорок, диалектных выражений.
Между тем в произведении есть ряд черт, присущих более раннему литературному направлению — романтизму:
- одухотворение природы;
- противопоставление цивилизации и естественного мира;
- романтический образ главной героини;
- некоторая доля мистицизма — главный герой скептически относится к суевериям, но иногда сам начинает верить в колдовские способности своей избранницы.