Особенности творчества и.а. бунина — характеристика, этапы и направления

В помощь ученикам

Интересные факты

  • Имея лишь 4 класса гимназии, Бунин всю жизнь жалел о том, что не получил систематического образования. Однако это не помешало ему дважды получить премию Пушкина (1903 г., 1909 г.). Старший брат писателя помог Ивану изучить языки и науки, пройдя дома вместе с ним весь гимназический курс.
  • Свои первые стихи Бунин написал в возрасте 17 лет, подражая Пушкину и Лермонтову, творчеством которых восхищался.
  • В 1933 году Иван Алексеевич стал первым русским писателем, который получил Нобелевскую премию в области литературы. На вручении Бунин отметил: “Нобелевская премия впервые присуждена литератору-изгнаннику”.
  • Писателю не везло с женщинами. Его первая любовь Варвара так и не стала Бунину женой. Первый брак Бунина также не принес ему счастья. Его избранница Анна Цакни не отвечала на его любовь глубокими чувствами и вообще не интересовалась его жизнью. Вторая жена, Вера, ушла из-за измены, однако позже простила Бунина и вернулась.
  • Бунин долгие годы провел в эмиграции, но всегда мечтал вернуться в Россию. К сожалению, до смерти писателю так это и не удалось осуществить.

Отражение современности в лирике Бунина

Примечательно, что когда в России уже началась революция, ее процессы не нашли отражения в поэтическом творчестве Ивана Алексеевича. Он оставался верен философской теме. Поэту важнее было знать не то, что происходит, а почему это происходит с человеком.

Иван Алексеевич современные проблемы соотносил с вечными понятиями — жизни и смерти, добра и зла. Пытаясь найти истину, он обращался в своем творчестве к истории различных народов и стран. Так появились стихи об античных божествах, Будде, Магомете.

Поэту важно было понять, по каким общим законам развивается отдельная личность и общество в целом. Он признавал, что наша жизнь на земле — это только отрезок вечного существования Вселенной

Отсюда появляются мотивы судьбы и одиночества. Иван Алексеевич предчувствовал грядущую катастрофу революции. Он считал, что это величайшее несчастье.

Иван Бунин стремился заглянуть за грань реальности. Его интересовала загадка смерти, дыхание которой можно ощутить во многих стихах этого автора. Разрушение дворянства как класса, обнищание помещичьих усадеб вызывали у него чувство обреченности. Однако, несмотря на пессимизм, Иван Алексеевич видел выход, который заключается в слиянии человека с природой, в ее вечной красоте и покое.

Весьма многогранна лирика Бунина. Кратко в рамках одной статьи можно отметить лишь основные ее особенности, привести лишь несколько примеров. Скажем пару слов и о любовной лирике этого автора. Она также весьма интересна.

Приверженность поэтической традиции

Иван Алексеевич жил и творил на рубеже 19-20 вв. В это время в поэзии активно развивались различные модернистские течения. Словотворчество было в моде, им занимались многие авторы. Для выражения своих чувств и мыслей они искали весьма необычные формы, чем порой шокировали читателей. Однако Иван Бунин придерживался классических традиций русской поэзии, которые в своем творчестве развивали Тютчев, Фет, Полонский, Баратынский и другие. Иван Алексеевич создавал реалистические лирические стихотворения и вовсе не стремился к модернистским экспериментам со словом. Поэту вполне хватало событий действительности и богатств русского языка. Основные мотивы лирики Бунина остаются в целом традиционными.

Пейзажная лирика

Именно с пейзажных стихотворений начал свой творческий путь Иван Бунин. Стихи пейзажной лирики Бунина обладают невероятной выразительностью, они настолько живописны, что кажется – ты смотришь на картину, а не читаешь текст. Недаром коллеги Бунина отзывались о нем, как о творце природы, говорили, что в изображении пейзажа он схож с Левитаном, что, кроме него, мало кто чувствует и понимает природу, как он. Пожалуй, это правда – по Бунину, природа единственно гармонична, она является неотъемлемой частью жизни человека. Только в ней и есть красота, которая способна исцелить человечество – таков закон стихов пейзажной лирики Бунина.

Наиболее часто используется поэтом образ осени и русского леса. Лес для него – точно музыка, которую он поет с огромной любовью, поэтому и все его стихи — музыкальны. В изображении пейзажей у Бунина встречается множество различных цветов и звуковых эффектов, точно подобранных эпитетов, олицетворений, метафор, помогающих автору создать удивительно точные образы

Лирического героя здесь нет, все внимание сосредоточено на красоте природы

Очень часто Бунин показывает ночные пейзажи, поскольку ночь – его любимое время суток. Ночью уснувшая природа кажется волшебной, манящей, очаровывает еще более – именно поэтому много стихотворений посвящено ночи. Как правило, в большей части его стихов встречаются, помимо ночи и леса, образы неба, звезд, бескрайних степей. Сочиняя пейзажную лирику, поэт видел перед собой любимую Орловщину, где прошло его детство.

Характеристика деятельности

Творчество /literatura/glavnye-proizvedeniya-v-tvorchestve-i-bunina.html — это фундамент, на котором стоит как отечественная, так и мировая литература. Классик в своих произведениях открыл новый взгляд на мир, расширил горизонты. Произведения поэта наполнены яркими образами, свежими идеями, необычной игрой слов, красивыми слогами. На прозу классика большое влияние оказали Гоголь, Толстой, Чехов.

Творил писатель на рубеже ХIХ—ХХ веков, но его творческие задумки не совпадали с литературными течениями того периода. Он не был под влиянием каких-то литературных школ, был свободным.

Награды

Пушкинская премия

В 1903 году Российской академией наук И. А. Бунину была присуждена Пушкинская премия за перевод поэмы Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» и поэтический сборник «Листопад». Весной 1901 года он попросил А. П. Чехова представить эти произведения на соискание Пушкинской премии. А. П. Чехов выполнил эту просьбу. 18 октября 1903 года в результате голосования комиссии по присуждению Пушкинской премии (председатель — историк литературы А. Веселовский) И. А. Бунин был удостоен половиной премии (500 рублей), вторая часть досталась переводчику П. Вейнбергу. Вместе с Пушкинской премией автор получил первое признание в литературе. Осенью 1909 года писатель получил вторую Пушкинскую премию и был избран почётным академиком.

Нобелевская премия


Слева направо: Г. Н. Кузнецова, И. Троцкий, В. Н. Бунина, Андрей Седых, И. А. Бунин. На церемонии вручения Нобелевской премии, Стокгольм, 1933 г.

В 1933 году И. А. Бунин завершил одно из самых значительных произведений — роман «Жизнь Арсеньева», который принес автору мировое признание. В «Жизни Арсеньева» И. А. Буниным сделано то, о чём, сам того не понимая, мечтал молодой Арсеньев, когда жаждал писать и не знал, что писать. Здесь показано самое простое и самое глубокое, что может быть показано в искусстве: прямое видение мира художником: не умствование о видимом, но самый процесс видения, процесс умного зрения.

10 декабря 1933 года в концертном зале Стокгольма писателю была вручена Нобелевская премия по литературе. Официальный текст Шведской академии гласил, что «Нобелевская премия по литературе… присуждается Ивану Бунину за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Он стал первым русским автором, удостоенным этой награды. В нобелевской речи писатель отметил, что премия впервые присуждена литератору-изгнаннику. Нобелевскую медаль и диплом лауреата ему вручил король Швеции Густав V.

Выдвижению И. А. Бунина на премию содействовал прозаик М. Алданов, стоявший у истоков нобелевского «русского проекта», который ещё в 1922 году обратился к французскому писателю Р. Роллану с просьбой внести в список на соискание премии И. Бунина, А. Куприна, Д .Мережковского. Писатель получил награду лишь через 10 лет.

В своей нобелевской речи И. А. Бунин сказал следующее:

Часть премии писатель сразу же перечислил нуждающимся, так как после известия о решении академии на его адрес поступило почти 2000 писем от людей, попавших в сложную финансовую ситуацию, поэтому «пришлось раздать около 120 000 франков».

Тематика произведений

Бунин очень точно описывал в рассказах свои чувства — даже самый искушённый читатель сразу понимал, какие чувства испытывал автор во время написания того или иного творения — так открыто и ярко были переданы переживания. В одном из стихотворений автор писал о болезненном расставании с любимой. После его прочтения стразу хочется завести верную собаку, которая не предаст, и губить себя постоянным пьянством.

Основная особенность творчества Бунина — универсальность. В его творениях что-то для себя может отыскать любой, вне зависимости от интересов или классов, опытный читатель или человек, который только знакомится с литературой.

Поэт очень подробно описывал всё, что его окружало: собственные чувства, погружался в прошлое, вспоминал приятные и негативные моменты, анализировал их и одновременно стремился донести до читателей свою глубокую мысль. Творческий путь не лишён и трагизма, особенно это относится к любовной тематике. Автор видел в отношениях только трагедию и гибель.

Основными темами творчества классика стали:

  1. · Окружающий мир.
  2. · События во время и после революции.
  3. · Трагичная любовь.

Произведений на любовную тематику в творчестве Бунина немного. Они характеризуются сдержанностью, чувственностью, а главные герои далеки от излишней восторженности. За внешней сдержанностью скрывается полнота и многообразие человеческих чувств. В стихах о любви раскрываются темы разлуки, одиночества, неразделённой любви.

Большей популярностью творчество Бунина пользуется за границей, несмотря на то, что его творения изучают в школах начиная с младших классов. В произведениях присутствуют жизненные, чистые, яркие, свежие образы, изысканный слог, актуальные идеи. Иван Алексеевич Бунин посвятил всю свою жизнь служению родному языку, земле и русской культуре.

Особенности творчества

Творчество Бунина часто относят к реализму, но сам писатель не любил, когда его причисляли к какому-либо литературному направлению. Его произведения не вписываются ни в одно из известных течений в литературе, они самобытны и уникальны. С реализмом его сближали точность в воспроизведении деталей жизни и нелюбовь к туманным, мистическим образам символистов. Бунин сумел выработать свой неповторимый почерк, благодаря которому его книги стали хорошо узнаваемыми и любимыми во всем мире.

Главные особенности творчества Бунина:

  1. Лиризм. Бунинские произведения отличаются особой лиричностью, которую многие критики сравнивают с музыкальностью. Изысканные построения фраз, красивые образы, необычная игра слов делают прозу Бунина похожей на поэзию. Она легко льется, как ручей, порождая в голове читателей массу образов и ассоциаций.
  2. Безупречность слога. Бунин стремился к максимальной точности и ясности в изображении. Он многократно переписывал свои произведения, оттачивал каждую строчку, обдумывал каждое слово. Известны случаи, когда он отправлял срочные телеграммы издателям, когда нужно было исправить в рассказе всего лишь несколько слов или запятых.
  3. Роль символов. Иван Алексеевич с иронией относился к символистам с их туманными образами и непонятными аллегориями. Для него символы были инструментом, с помощью которых разворачивались воспоминания героев и раскрывался их внутренний мир. Например, в рассказе «Поздней ночью» бледный месяц стал ассоциативным символом, который помог главному герою вспомнить значимые для него вещи и глубже понять себя.
  4. Мир чувств. В центре внимания Бунина — не события, а те эмоциональные впечатления, которые они производят. Писатель передает тончайшие оттенки чувств, погружаясь в самые глубины души своих героев.
  5. Специфика построения текстов. В произведениях Бунина часто отсутствует привычная для читателя событийность. Отдельные эпизоды напоминают калейдоскоп воспоминаний, которые наслаиваются друг на друга и создают объемность повествования. Интонации порой играют бóльшую роль, чем перипетии сюжета.

Начало творческого пути и любимые женщины писателя

У Бунина с детства была тяга к литературе, он много читал и сочинял сам. Он начал свой творческий путь с поэзии, в которой был так же хорош, как позже в своей знаменитой прозе. Литературная жизнь закипела у писателя, когда ему было шестнадцать лет, он увлекся поэзией и много писал сам. В 1888 году впервые были опубликованы стихи Бунина в газете патриотической направленности «Родина».

В 1889 году Иван переехал в город Орёл, где устроился на работу в местную газету. В редакции он познакомился со своей первой любовью, которая так и не стала его женой, Варварой Пащенко. Их отношения складывались до 1894 года, когда они разошлись, так и не связав себя узами брака. 1898 год стал для Бунина и Анны Николаевны Цакни – новой любви писателя, годом их свадьбы. Избранница литератора была дочерью редактора одного из местных журналов.

Анна Бунина (Цакни), первая жена Бунина

Анна была девятнадцатилетней красавицей с греческими корнями. Отношения новой семейной пары поначалу были наполнены страстью и любовью, но со временем страсть перегорела. Они разошлись спустя три года после свадьбы, и уже после расставания у Анны родился сын от Бунина. Ребенка Иван Алексеевич очень любил, это был его первенец, названный Николаем. К сожалению, любимый сын дожил лишь до четырех лет, умерев от скарлатины. Горечь этой утраты писатель пронесет через всю жизнь, более детей у Бунина не будет.

Иван Алексеевич Бунин был очень красивым мужчиной с аристократическими чертами. Он имел прекрасное чувство юмора, был остёр на слово, умел красиво говорить, его взгляд был мягким и теплым. Многие женщины влюблялись в него и потом всю свою жизнь не могли забыть этого импозантного творческого мужчину.

Можно сказать, что он был красавцем как в те времена, так и по сегодняшним меркам. Второй раз Бунин женится уже в 1906 году на Вере Николаевне Муромцевой, официально зарегистрированы они будут лишь после эмиграции во Францию в 1922 году.

Иван Бунин со второй женой Верой Муромцевой, 1907 год

Легкое дыхание

Классическое произведение «Легкое дыхание» рассказывает о беспечной и бесстрашной юной девушке Оле Мещерской, которая училась в гимназии, была из богатой семьи. Она очень красиво и лучше всех танцевала на балах.

Незадолго до своей смерти Оля будто бы была одержима! Она веселилась, а начальница гимназии ругала ее за неподобающее поведение.

Оля рассказала, что прошлым летом ее совратил друг отца, 56-ти летний Малютин – брат начальницы школы.

Девушка завела роман с казачьим офицером, но не любила его. Оля рассказала ему про свою связь с Малютиным, и от ревности офицер убил ее на вокзале прямо у всех на глазах.

После смерти Оли начальница школы каждый праздник приходит на могилу девушки. Странная немолодая дама живет в своем воображаемом мире. Сидя у могилы, она вспоминает, как Оля хвасталась своим легким дыханием, которое якобы привлекает мужчин. А теперь ее дыхание рассеяно в ветре, небе – повсюду…

Композиция

Композиционно рассказ можно разделить на три части.

Первая часть: приезд героя на постоялый двор (здесь преобладают описания природы и окружающей местности). Встреча с бывшей возлюбленной – вторая смысловая часть – в основном состоит из диалога. В последней части генерал покидает постоялый двор – бежит от собственных воспоминаний и своего прошлого.

Основные события – диалог Надежды и Николая Алексеевича построен на двух абсолютно противоположных взглядах на жизнь. Она живёт любовью, находя в ней утешение и радость, хранит воспоминания молодости. В уста этой мудрой женщины автор вкладывает идею рассказа – то, чему учит нас произведение: “всё проходит, но не всё забывается”. В этом смысле герои противоположны в своих взглядах, старый генерал несколько раз упоминает о том, что “всё проходит”. Именно так прошла и его жизнь: бессмысленно, безрадостно, впустую. Критика восприняла цикл рассказов восторженно, несмотря на его смелость и откровенность.

Тема

Ведущая тема – тема любви. Не только рассказ “Тёмные аллеи”, но и все произведения цикла основаны на этом прекрасном чувстве. Бунин, подводя итог своей жизни, был твёрдо убеждён, что любовь – самое лучшее, что может быть дано человеку в жизни. Она суть, начало и смысл всего: трагическая или счастливая история – нет никакой разницы. Если это чувство промелькнуло в жизни человека – значит он прожил её не зря.

Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит, всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.

Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к любимой девушке.

Вывод очевиден: счастье состоит в том, чтобы жить в гармонии со своими чувствами, а не наперекор им. Проблема выбора и ответственности за свою и чужую судьбу также затрагивается в произведении. Проблематика достаточна широка, несмотря на небольшой объём рассказа. Интересно отметить тот факт, что в рассказах Бунина любовь и брак практически несовместимы: эмоции стремительны и ярки, они возникают и исчезают так же быстро, как всё в природе. Социальный статус не имеет смысла там, где царит любовь. Она уравнивает людей, делает бессмысленными чины и сословия – у любви свои приоритеты и законы.

И.В. Бунин и его художественный мир

Талант И.В. Бунина вызывает интерес как в России, так и за рубежом. Великий русский писатель родился в обедневшей дворянской семье. В юношеские годы работал в газетах, канцеляриях, много странствовал. Иван Будин был лауреатом Нобелевской премии по литературе.

Творчество И.А. Бунин на многогранно. В его произведениях нет «вспомогательных элементов». Многие критики и литературоведы отмечают, что он фиксирует и называет явления, не объясняя их и не подчиняя какой либо заявленной авторской мысли или тезису .

Бунинские тексты представляют собой особую материю, которую не всегда получается назвать лирикой в силу их излишней сдержанности. Бунинская картина мира проецируется на огромные пласты бытия. Тут очевидно необычное восприятие «я» как равноправного элемента с другими сюжетными и композиционными аспектами.

В творчестве И.А. Бунина субъективное и объективное очень близки. Они практически сливаются в глубине авторского пространства.

Человек и его жизнь из под пера Бунина предстают прочно спаянными с огромным массивом бытия всей национальной и мировой историей, величием природного космоса. Он настолько велик, что соотносится с с бескрайней вселенной и вечностью.

Творчество И.А. Бунина отрывает большие возможности для сложных и многогранных интерпретаций. Творчество Бунина ориентировано на читателя и его читательскую активность. При этом в его творчестве отмечается безразличие к рутине и быту

Он сосредотачивал свое внимание на прекрасном и трагичном в индивидуальном человеческом существовании

Для Бунина большое значение имеет индивидуальное человеческое существование. Он ставит его выше чем общественно-идеологические цели. Для него человеческое существование – загадка. Это хорошо видно в зрелом этапе творчества писателя. Бунинское повествование почти всегда явно или неявно опирается на поток памяти, а порой внешне представляет собой художественно организованное воспоминание.

Слух Бунина не менее изощрен чем зрение. Это мы видим в его сложных и интерпретациях тех или иных явлений. Его произведения наполнены многообразием звукообразов, которые позволяют лучше понять картину Бунинского мира. Его словообразы и звукообразы не заявляют о себе громко. Они просто есть и они неразрывно связаны с художественным миром писателя. При этом художественные средства в произведениях Бунина, такие как эпитеты, сравнения, метафоры, поражают своей неожиданностью.

Художественный мир Бунина немыслим без природы. Природа для него одно из проявлений красоты окружающего мира. Именно природа, по мнению писателя, питает человеческий разум и душу. При этом бунинская природа насыщена урбанистическими пейзажами. Они наполнены четкостью и лаконичностью. И.А. Бунин развивал в себе не только ощущение слова, но и ощущение его весомости, объема, звучания, ритма и аромата.

Первые стихотворения Бунина

С самого начала литературной деятельности Ивана Алексеевича лирика Бунина характеризуется своим особенным стилем, манерой и темами. Многие его стихотворения ранних лет отражают состояние души Ивана Алексеевича, его тонкий внутренний мир, богатый оттенками чувств. Тихая умная лирика Бунина этого периода напоминает разговор с близким другом. Однако она поражала современников артистизмом и высокой техникой. Многие критики восторгались поэтическим даром Бунина, мастерством автора в области языка. Следует сказать, что Иван Алексеевич почерпнул множество точных сравнений и эпитетов из произведений народного творчества. Паустовский высоко ценил Бунина. Он говорил, что каждая строка его четкая, словно струна.

Иные мотивы лирики Бунина

Помимо вышеозвученных тем, в творчестве Ивана Алексеевича присутствуют следующие: гражданская лирика – стихотворения о тяжелой судьбе простого народа; тема Родины – ностальгия по старой России, стихотворения на подобные темы нередки для эмигрантского периода творчества поэта; тема свободы, истории и человека; тема поэта и поэзии – предназначение поэта в жизни.

Иван Алексеевич Бунин внес большой вклад в развитие русской литературы. Не зря именно он стал первым русским литератором, получившим Нобелевскую премию – по сути, мировое признание. Как прозу, так и поэзию Бунина должен знать каждый человек, особенно если он считает себя ценителем литературы.

  • Ненастоящий город короленко сочинение

      

  • Сочинение на тему капитан

      

  • Сочинение цель жизни 10 класс

      

  • Слово как человек оно имеет сочинение

      

  • Нужно ли писать итоговое сочинение выпускникам прошлых лет 2021 перед сдачей егэ

Жизнь в эмиграции и смерть

В биографии Ивана Алексеевича Бунина очень много переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). В эмиграции Бунин активно продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет лучшие свои произведения: «Митина любовь» (1924 г.), «Солнечный удар» (1925 г.), а также главный в жизни писателя роман – «Жизнь Арсеньева» (1927–1929 гг., 1933 г.), который приносит Бунину Нобелевскую премию в 1933 году. В 1944 году Иван Алексеевич пишет рассказ «Чистый понедельник».

Перед смертью писатель часто болел, но при этом не переставал творить. В последние несколько месяцев жизни Бунин был занят работой над литературным портретом А. П. Чехова, но работа так и осталась неоконченной

Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Если вам нужна биография по датам – посмотрите

хронологическая таблица Бунина

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

  • Имея лишь 4 класса гимназии, Бунин всю жизнь жалел о том, что не получил систематического образования. Однако это не помешало ему дважды получить премию Пушкина (1903 г., 1909 г.). Старший брат писателя помог Ивану изучить языки и науки, пройдя дома вместе с ним весь гимназический курс.
  • Свои первые стихи Бунин написал в возрасте 17 лет, подражая Пушкину и Лермонтову, творчеством которых восхищался.
  • В 1933 году Иван Алексеевич стал первым русским писателем, который получил Нобелевскую премию в области литературы. На вручении Бунин отметил: “Нобелевская премия впервые присуждена литератору-изгнаннику”.
  • Писателю не везло с женщинами. Его первая любовь Варвара так и не стала Бунину женой. Первый брак Бунина также не принес ему счастья. Его избранница Анна Цакни не отвечала на его любовь глубокими чувствами и вообще не интересовалась его жизнью. Вторая жена, Вера, ушла из-за измены, однако позже простила Бунина и вернулась.
  • Бунин долгие годы провел в эмиграции, но всегда мечтал вернуться в Россию. К сожалению, до смерти писателю так это и не удалось осуществить.

Все интересные факты из жизни Бунина

Мы подготовили интересный квест о жизни Ивана Алексеевича

Пройти

  1. /11

    Вопрос 1 из 11

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: