Внесценические персонажи в комедии а.с. грибоедова «горе от ума»

Жанровое своеобразие пьесы «горе от ума»: разновидности литературных направлений

Черты романтизма в пьесе «Горе от ума»

В этой удивительной пьесе можно найти и черты романтизма. Общественный конфликт пьесы характерен как раз для романтизма: Чацкий в одиночку противостоит всему фамусовскому обществу, косному, ханжескому.  Это противостояние во всем: в отношении к богатству, чинам, службе, образованию, крепостному праву, иностранным влияниям. Два лагеря – «целый лагерь Фамусовых и всей братии»  и один боец, «враг исканий» (И.А.Гончаров).

Для романтизма характерен трагический пафос. Своеобразный трагизм есть и в пьесе Грибоедова.

Гончаров говорил о роли Чацкого как о «страдательной»:

Но в то же время он и победитель, т.к. за ним правда будущего. Как и любой романтический герой, Чацкий одинок

С романтическими тенденциями связан и мотив изгнанничества героя

Герой появляется в доме Фамусова после длительного путешествия и опять покидает Москву,  испытывая «мильон терзаний»

Финал комедии трагичен, а не смешон.

Краткое описание комедии «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

«Горе от ума» — одна из самых известных и любимых пьес русской литературы. Написанная А.С. Грибоедовым в начале XIX века, она остается актуальной и по сей день.

Комедия рассказывает историю Молчалина — умного, но «обделенного» талантом журналиста и писателя, который пытается завоевать сердце красавицы Софьи. Но ее отец — богатый дворянин — не одобряет его как жениха для своей дочери.

В пьесе высмеивается дворянское общество, а также высшее образование того времени, которое не всегда помогало людям быть успешными в жизни. Героев комедии отличает яркая индивидуальность и остроумие, а их поступки и речи продолжают удивлять и вдохновлять читателей на протяжении нескольких столетий.

Описание характера Надежды в комедии «Горе от ума»

Надежда — одна из главных женских персонажей комедии Александра Грибоедова «Горе от ума». Она обладает яркой индивидуальностью и сильным характером, что делает ее по-настоящему уникальной и запоминающейся.

Надежда — умная и разумная женщина, чье чувство юмора несомненно придает дополнительную прелесть ее образу. Она остроумна, и часто замечает дурацкие поступки и слова других персонажей в комедии. Надежда готова постоянно разбираться в сложных ситуациях и находить выход из них, даже если это иногда приходится делать на свой страх и риск.

Надежда может быть немного упрямой, но даже это ее качество в каком-то смысле ее делает еще более привлекательной. Надежда не боится говорить то, что она думает, даже если это вызывает конфликты или затрудняет ситуацию, это снова показывает, что Надежда — честный и прямолинейный человек.

В целом, Надежда представляет собой яркий образ с характером, который заряжает комедию «Горе от ума» энергией и ставит ее на путь отличной постановки комедии.

Элементы драмы и трагедии

Большая часть произведений, написанных в XIX веке, автоматически признавалась комедией, если произведение не имело исключительно трагичный финал. По сути, так произошло и с «Горем от ума».

Сначала читатель действительно увидит традиционно комедийные схемы с участием Софии, Лизы, Фамусова, Чацкого и Молчалина. Однако автор создает персонажей не такими, какими они должны быть, следуя классическим канонам.

Юная девушка совершенно не является образцом, а на роль счастливого влюбленного был выбран герой, не отличающийся особо положительными качествами, а персонаж, который должен был внести свои новшества, оказался просто осмеян и признан сумасшедшим.

Однако в комедии наблюдаются и элементы трагедии, поскольку персонажам приходится выносить горестные переживания, приведшие их к созданию пустых союзов: София совершенно оскорблена и унижена своим возлюбленным. В это же время Чацкий разочарован в своей любви и страдает от неопределенности своего положения.

Черты трагедии подчеркиваются и при рассмотрении проблемы обрести свое личное счастье. Каждого из героев эта тема затрагивает, и он старается решить ее по-своему. Здесь читатель может заметить одно из главных противоречий произведения: истинные чувства не могут прижиться и существовать, в то время как герои строят все свои отношения на мнимых.

Второстепенные персонажи

Лиза

Служанка Софьи, молодая девушка.

Ветреная девушка, прислуга в доме Фамусова, смешливая, весёлая. Ей нравится буфетчик Петруша. К ней благосклонно относится Фамусов. Покрывает ночные похождения своей госпожи Софьи.
Подробная характеристика Лизы.

Репетилов

Старинный приятель Чацкого, молодой человек.

Яркий представитель фамусовского общества, который является пародийным отображением Чацкого. Простодушный, глуповатый, заурядный человек.
Подробная характеристика Репетилова.

Загорецкий

Молодой светский человек, картёжник и шулер.

Вхож в дом Фамусова, светский человек, поверхностный, глуповатый, мошенник и плут.

Хлестова

Свояченица Фамусова, пожилая женщина.

Зловредная одинокая старуха, от одиночества завела свору собачек и армию приживалок.

Платон Михайлович Горич

Дворянин, офицер в отставке, товарищ Чацкого.

Приятель Чацкого, разочарован в женитьбе на молодой женщине, покорно ей подчиняется. Отставной военный.

Супруга Горича, молодая женщина.

Назойливая и властная жена Горича, большая любительница балов.

Князь Тугоуховский

Столичный аристократ, пожилой болезненный мужчина.

Глуховатый старичок, приятель Фамусова, цель жизни – выгодно пристроить шесть своих дочерей.

Княгиня Тугоуховская

Супруга князя, мать шести дочерей.

Поддерживает взгляды Фамусова, противница образования, мечтает о выгодной партии для дочек.

Графини Хрюмины

Столичные аристократки, старая бабушка и внучка.

Имена их неизвестны, роль незначительна. Престарелая бабка ездит с внучкой по балам, надеясь выдать её замуж.

Максим Петрович

Покойный дядя Фамусова, чиновник.

Внесценический персонаж. Богатый придворный вельможа во времена императрицы Екатерины II. Дядя Фамусова, поступки которого приводятся как пример для подражания молодёжи.

Петрушка

Слуга в доме Фамусова, молодой парень.

Знает азы грамоты, помогает хозяину делать записи, неопрятный.

В комедии «Горе от ума» показан конфликт поколений и взглядов — прогрессивных и устаревших. В пьесе много действующих лиц и внесценических персонажей — представителей московского общества. Главные герои пьесы «Горе от ума», в основном не имеют прототипов, в некоторых второстепенных персонажах выражены черты современников автора. Эта таблица, в которой дана характеристика героев, поможет в изложении краткого содержания пьесы, а также при написании письменной работы.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Горе от ума»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Горе от ума»

для самых компанейских —

Главные герои «Горе от ума»

для самых занятых —

Читательский дневник «Горе от ума»

для самых любопытных —

Анализ «Горе от ума» Грибоедов

для самых крутых —

Читать «Горе от ума» полностью

Тест по произведению

  1. /15

    Вопрос 1 из 15

Самые популярные материалы февраля для 9 класса:

Анализ главы «Княжна Мери»

Портрет Плюшкина в поэме «Мертвые души»

Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт»

Проблема маленького человека

Портрет Печорина

Деревня Собакевича

В чем противоречивость характера Печорина?

Что такое милосердие?

Печорин и Ундина

Характеристика Плюшкина

Поднимаемые темы

Пьеса Грибоедова не только включает в себя большое количество элементов различных жанров, но в ней поднимаются и самые разнообразные темы. Рассматривая проблемы, которые затрагивает в своем творении Грибоедов, становится понятно, почему пьеса долгое время находилась под запретом цензуры.

Основными вопросами в комедии стали:

  • жестокость помещиков;
  • воспитание и образование представителей света;
  • бессмысленная и повсеместная бюрократия;
  • тяготы крепостного права;
  • желание во всем подражать французам;
  • старание заполучить наиболее высокий чин;
  • отношения и чувства между мужчинами и женщинами;
  • борьба между консерваторами и либералами.

Для раскрытия каждого вопроса автор подбирает своей индивидуальный подход, тем самым прибегая к использованию различных жанров, чтобы наглядно показать читателю весь свой замысел. Естественно, что при таком большом количестве поднимаемых в произведении тем, возникает проблема определить, к какому действительно стилю и направлению принадлежит пьеса.

Роль сна Обломова в романе

Как видим, роль эпизода Сон Обломова в романе огромна. Сон Обломова помогает лучше понять героя, понять, кем он был и как складывался его характер. Именно в этой главе описана та среда, где его нежили и холили, препятствуя саморазвитию. Вот и получили в итоге многозначного героя, который может показаться неприятным из-за своего постоянного бездействия, но в то же время вызывает симпатию из-за трогательности и глубины своей души. Именно глава девятая в романе Обломов является образным и смысловым ключом к пониманию всего происходящего в романе, и наилучшим образом дает понять героя, его взгляды, характер и образ его жизни.

Мнения критиков о женских образах в комедии

Критики сходятся во мнении, что женские образы в комедии Грибоедова «Горе от ума» являются яркими, оригинальными и вызывающими смех у зрителей. Каждый персонаж обладает своим уникальным характером и стройной линией повествования, что делает комедию интересной для зрителя.

Некоторые критики отмечают, что женские образы в комедии имеют глубокий социальный подтекст и раскрывают некоторые проблемы того времени, такие как отношения между мужчинами и женщинами, нравы и мораль.

Тем не менее, есть критики, которые считают, что женские образы недостаточно разработаны и оставляют зрителя с неудовлетворенным впечатлением. Они отмечают, что Грибоедов не уделил достаточно внимания развитию персонажей, что приводит к поверхностному знакомству зрителя с героинями комедии.

  • Выводы:
  • Женские образы в комедии Грибоедова вызывают интерес у зрителя.
  • Они раскрывают социальные проблемы того времени.
  • Некоторые критики критикуют недостаточную разработку персонажей.

Популярные сочинения

В мире людей много разных качеств человека, но основными является два противоположных качества человеческой души доброта и жестокость.

Что такое человек и какие качества и недостатки он несет в себе? Основных теорий сотворения человека две.

Главная героиня – Софья Фамусова. Это дочь Павла Афанасьевича, в доме которого и развивается все действие пьесы. Она ничем не отличается от большинства московских девушек того времени. Софья имеет хорошее воспитание и обладает глубоким умом.

Молодая девушка постоянно читает французские романы и представляет себя героиней книг. Неудивительно, что образ идеального молодого человека сложился в голове Софьи. И Молчалин удачно в него вписался – скромный, услужливый, с ярким румянцем на щеках. Девушка не глупа и прекрасно понимает, что этим мужчиной можно управлять, поэтому так хочет создать с ним семью. С таким человеком ей будет комфортнее и спокойнее, чего не скажешь о правдорубе Чацком или грубом полковнике Скалозубе.

Следующий образ – служанка Лиза. Она заслуживает отдельных слов. Этот персонаж второстепенный, но играет огромную роль. Лиза – молодая горничная, помогающая барышне. Она со всей искренностью привязана к своей хозяйке, помогает ей в любовных делах с Молчалиным. Лиза легко определяет, каков человек по натуре, и дает меткую и точную характеристику. Она не глупа, душевна, даст полезный совет, умеет поддержать беседу.

Заслуживает внимания и еще один женский образ. Это уже представительница старшего поколения — Анфиса Ниловна Хлестова. Свояченица Павла Афанасьевича дворянка до мозга костей. Именно ее мнение в обществе имеет вес, она и является судьей всего, что происходит вокруг, всему дает свою оценку. У нее спрашивают совета, а если что-то делают то только с оглядкой, а как к этому отнесется Анфиса Ниловна.

На этом женские образы, конечно, не исчерпаны. Но все остальные типичны и не заслуживают пристального внимания. О них можно сказать в общем, и их портреты так похожи: ходят по балам и званым вечерам, пытаясь удачно пристроить своих дочерей, распространяют сплетни, обсуждая все и всех вокруг. Именно дамы и распространяют весть о том, что Александр Андреевич Чацкий безумен. И все сразу воспринимают эту весть за чистую монету. Есть и еще одна общая черта этих дам – страсть к мундиру, то есть к военным.

Женские образы не стоят обособленно в пьесе, они влияют на ее завязку, развитие конфликтной ситуации и развязку. Поэтому их роль в произведении так важна и значительна.

  • Почему землеройку назвали землеройкой сочинение

      

  • Как оформлять сочинение на бланке

      

  • Гранатовый браслет музыкальный эпиграф сочинение

      

  • Храм покрова на нерли общее впечатление сочинение

      

  • Брегет куприн сочинение егэ

Реализм в комедии Грибоедова

И.А. Гончаров в статье, посвященной комедии «Горе от ума», писал:

В пьесе действительно более двадцати персонажей, а не пять – десять как в классицизме. Персонажи не делятся на четко положительных и отрицательных.

Герои Грибоедова типичны и действуют в типических обстоятельствах. Так, Фамусов – типичный  московский барин. Однако его образ индивидуален: он искренне любит свою дочь и желает ей счастья, он не лишен чувства юмора. Неоднозначен и образ Софьи: она способна на сильное чувство, в то же время именно она пускает убийственную сплетню о сумасшествии Чацкого. Неоднозначны и остальные герои комедии. В этом и проявляются черты реализма.

В тексте пьесы много точных деталей московского быта, нравов московского дворянства.

Наша презентация темы

  А.С.Грибоедов стоял у истоков новых веяний  русской драматургии.  В комедии ярко, точно и мастерски соединяются черты разных литературных направлений – классицизма, романтизма и реализма, основного конфликта эпохи – «века нынешнего и века минувшего».

Вариант 2

Образ Ильи Ильича Обломова останется в памяти читателя как пример полнейшей апатии и лени.

Писатель Гончаров крайне часто изображает Обломова в ироничном ключе, но в романе встречаются моменты, когда Илья Ильич представляется читателю трагической и противоречивой фигурой. Характер и привычки Ильи Ильича Обломова сформировались под влиянием окружающей среды. В произведении присутствует эпизод который отлично доказывает данное утверждение — это глава «Сон Обломова».

Многие писатели очень часто апеллируют к жанру сна, поскольку это хорошо раскрывает внутренний мир персонажа. Однако Гончаровым данный жанр используется для того чтобы показать истоки характера персонажа. В главе «Сон Обломова» подробно описывается детство Обломова. Писателем Гончаровым показывается, что такие качества Обломова, как апатия и безразличие к миру, лень, являются приобретенными, а не врожденными.

Рассматриваемая нами глава «Сон Обломова» — вставной эпизод, внесюжетный элемент. Эта глава пусть и обладает самостоятельностью и законченностью, никак не влияет на дальнейшее развитие сюжетной линии. Глава ставит цель лишь детально отобразить характер Ильи Ильича Обломова.

Во сне Илья Обломов изначально видит себя семилетним мальчиком. Он резвится и играет, его одолевает любопытство, он тянется ко всему что его окружает, еще нет той апатии которая настигнет его позже. Несмотря на всё это, постоянный контроль мамы с няней мешает ему претворить в жизнь свои желания. Лишь в то время когда все засыпали днём, Илья Обломов обретал свободу. Начиналась его самостоятельная жизнь.

Во сне Обломов также предстает как мальчик лет двенадцати или тринадцати. Он уже не в силах оказывать сопротивление, в его голове крепко засела мысль о том, что нужно жить так как живут его родители. Илья Обломов не желает учиться, потому что ради этого ему приходится покидать свой родной дом. Он не может понять ценность учебы. Его мать беспокоилась лишь о том чтобы её чадо было всегда веселым, толстым и здоровым. А прочие вещи были неважны и абсолютно не затрагивали мать Ильи Обломова.

6 стр., 2989 слов

Дружба обломова и штольца в романе обломов

… детства Ильи Ильича. Он вспоминает Обломовку, свою родную деревню. Прочитав данную главу, мы понимаем, откуда в характере этого героя появились неподвижность и леность. Особенности дружбы Обломова и Штольца в зрелые годы Отношения Штольца и Обломова в …

Писатель Гончаров сумел написать главу так, чтобы читатель всецело мог ощутить старинный, деревенский быт. В любой строчке главы есть звук народного говора, заунывной песни, всё в главе походит на сказку. В родной деревне Ильи Обломова всё предстаёт каким-то живым и одухотворенным.

Гончаров И. А. Обломов, Роль сна Обломова , Гончаров И. А.

Сочинение по произведению на тему: Роль сна Обломова

Ничего не нужно: жизнь, как спокойная река, текла мимо. И. Гончаров

Иван Александрович Гончаров в романе “Обломов” дает резкую критику существующему строю с его несправедливостями и пороками. Осуждая бездеятельность героя, автор в то же время показывает пагубность общественного строя, которому не хочет служить Обломов. Временами кажется, что Гончаров не столько осуждает, сколько умиляется своему герою. Но это только внешнее впечатление, путь Обломова гибельный, он скорее похож на тупик. Пассивного протеста окружающему миру автор не одобряет, но не видит и выхода из подобной ситуации. В противовес Обломову дан Андрей Штольц, но Гончаров принижает его достоинства, показывая их меркантильность. Осуждая бездеятельность Обломова, автор дает в сне героя объяснение его характера. Илья Ильич не просто ленивец, он потомственный бездельник, оправдывающий себя нежеланием служить несправедливости. Но это только красивые слова, повод ничего не делать. Корни же этого лежат гораздо глубже, сон раскроет нам многое. Он не только иллюстрирует, но и поясняет истоки нынешнего лежания героя на диване. Это не оправдание, но лень заложена в Илье Ильиче на генетическом уровне. Обломовка представляется герою земным раем, где нет никаких проблем, все живут в гармонии с окружающей природой.

5 стр., 2302 слов

Анализ главы «Сон Обломова» из романа «Обломов»

… неспособных на зло чудаков, вроде Обломова! Сочинение про Сон Обломова Илья Ильич Обломов остался в памяти читателей как … жизни. В романе есть один эпизод, который как нельзя лучше доказывает это утверждение – глава «Сон Обломова». Жанр сна нередко используется авторами для раскрытия внутреннего мира персонажа. Но Гончаров … что, во-первых, приходится уезжать из родного дома к соседу Штольцу, …

“Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления, которые по очереди, без зову, представали пред каждым из них”. Тут не только господа, но и рабы их воспринимали труд как “наказание” и всегда от “него избавлялись, находя это возможным и должным”. Обвалившаяся галерея барского дома валяется до зимы; кое-как остатки ее подперли столбами, и все любуются полученным результатом, находя какую-то красоту в этом развале и ветхости. Крестьянская изба нависла половиной над оврагом. Что это, беззаботность варваров или философов? В Обломовке между тем живут строго по календарю, по заведенному еще встарь порядку, боясь и не приемля ничего нового. Воспитываясь и вырастая в такой патриархальности, Илья Ильич со временем перестал верить в леших и ведьм, в то, что мертвые встают из могил, но какой-то “осадок страха и безотчетной тоски” остался в нем, и он перенес их на общественную жизнь. Его диван — это кусок патриархальной жизни, детские идиллические воспоминания и впечатления. Герой не хочет вставать с дивана — решать какие-то вопросы, утруждать себя заботами и переживаниями. Обломов — это продолжение Обломовки, он вышел из этого царства духовного сна, поэтому и не хочет никуда двигаться; уходит в грезы от проблем жизни.

Временами мне кажется, что Гончарову нравится все старинное да патриархальное, он их идеализирует, преувеличивая ценность такого образа жизни. Современное ему общество не смогло ничего противопоставить взамен этой идиллии. В городской суете и сутолоке автор не видит духовности, а лишь мелочность страстишек, карьеризм, желание людей обойти друг друга, подставить подножку. Можно, конечно, что-нибудь переделать в этой несправедливой жизни, если активно действовать, вмешиваться в ее течение. Да не привык к этому Обломов. С детства около него десяток слуг, готовых подать, убрать, одеть и обуть, вот и вырос увалень, умный, добрый, но настолько бездеятельный и беспомощный, что остается только пожалеть его. Таким образом, сон Обломова является ключевым в понимании его характера. Гончаров смог изнутри показать обоснованность поступков и поведения героя.

2 стр., 951 слов

Философия Обломова. Обломов — мирный зритель боя. (Гончаров И. А.)

… Философию Обломова можно назвать «философией покоя». кккн перенял ее от жителей Обломовки и пронес сквозь всю свою жизнь. Илья Ильич прославляет пищу и сон. Обломов … в жизни Обломова. Брак с Агафьей Пшеницыной имел абсолютно иной характер, нежели бурная, яркая, запоминающаяся любовь между Ильей Ильичем и … не даром вводит в произведение главу «Сон Обломова», где он повествует о детстве главного …

Горе от ума: ключевые моменты

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» является классикой жанра и одним из самых ярких произведений русской литературы XIX века. История повествует о бедствиях главного героя — Молчалина — который стал жертвой своей же умственной выдающести.

Самые ключевые моменты произведения начинаются с появления на сцене героинь — Софьи и Полинки. Эти две девушки прекрасно иллюстрируют различные женские образы своего времени. Софья, сестра Молчалина, представляет собой идеал русской женщины — простодушную, душевную и любящую. В то время как Полинка — образ женщины с устремлениями к богатству, легкомысленная кокетка, не способная на истинную любовь.

Еще одним ключевым моментом является сцена, когда герой встречается со своим наставником, Заречным. Они обсуждают различные темы, такие как образование, политика и религия, что приводит к тому, что Молчалин начинает самоутверждаться и считать себя более умным, чем другие люди вокруг него.

Но главным кульминационным моментом является кокетливое «перебранивание» героинь в маскарадной сцене. Этот эпизод иллюстрирует то, что люди, будь то мужчины или женщины, готовы на все, чтобы показать себя в наилучшем свете, и насколько негативно могут повлиять слава и общественный статус на личность.

Ключевые моменты комедии Грибоедова показывают нам, что идеалы общества меняются со временем, но человеческие пороки остаются неизменными.

Звучащие слова, как характеристика героев

В «Горе от ума» Грибоедов вводит целый список персонажей, наделяя практически всех их говорящей фамилией:

  • Александр Чацкий;
  • Лизанька;
  • Павел Фамусов;
  • Тугоуховский;
  • Наталья Горич;
  • Хлёстова;
  • Софья Фамусова;
  • Сергей Скалозуб;
  • Алексей Молчалин;
  • бабушка и внучка Хрюмины;
  • Репетилов;
  • Антон Загорецкий.

Идея использования говорящих фамилий, которые помогали бы читателю наиболее точно и явно оценить основные качества и пороки персонажей, проявляется довольно часто в произведениях многих авторов того времени. Грибоедов не является исключением. В комедии представлен целый ряд таких фамилий:

  1. «Фамусов» образован от латинского слова, означающего «молва».
  2. Тугоуховский, как можно догадаться, немного глух.
  3. Молчалин представляет собой человека, у которого нет своего мнения, вследствие чего постоянно молчит.
  4. Репетилов является персонажем, который постоянно повторяет чьи-либо действия или разговоры.
  5. Фамилия Чацкого довольно близка к «Чадский», что позволяет ассоциировать ее с пылкостью героя.
  6. Хлёстова же показала себя, как женщина, которой не чуждо употребить какое-либо хлёсткое слово.

Женские образы

29 предложений/ 388 слов

Сатирическая комедия Александра Сергеевича Грибоедова, «Горе от ума», была написана в первой половине девятнадцатого века. В это время все поклонялись чужой моде, языку и культуре, подражали Европе, в основном Франции. В обществе отвергали учение, книги, судили человека по богатству и количеству крепостных.

Московские дворянки представлены Натальей Дмитриевной Горич, Анфисой Ниловной Хлестовой, графиней Тугоуховской и графинями Хрюминами. Все они принадлежат к «веку минувшему», так как живут по старым законам общества. Все они обладают безграничной властью в обществе московских дворян. Одной из важных тем, обсуждаемых женщинами, была тема семьи и брака. В кругу Фамусова постоянно были разговоры о выборе женихов, о планах и оценках людей. У женщин пользовались большей благосклонностью военные, чем штатские, так как военная служба была престижней. В комедии все женские образы обладают своей индивидуальностью.

Барыня Хлестова, так же как и старшая графиня Хрюмина, представительница старшей части московского общества. Анфиса Ниловна — свояченица Фамусова, очень властная и резкая женщина. Она приветствует крепостное право и считает крепостных вещами. Даже на бал, чтоб не было скучно, приводит свою девушку — арапку и собачку, ставя их на один уровень. Хлестову все боятся, спрашивают её совета, пытаются угодить, чтоб получить повышение по службе или хорошую должность.

Княгиня Тугоуховская отличается от всех своим командирством. Всех неженатых людей она рассматривает как потенциальных женихов для своих шести дочек. Она сразу теряет интерес к Чацкому, как только узнаёт, что он беден и не имеет никакой высокой должности.

Наталья Дмитреевна Горич — московская модница, которая превратила своего мужа в слугу. Она помыкает им, обращается как с мальчиком, а он беспрекословно ей подчиняется.

Отдельно можно сказать о главной героине комедии, Софье Фамусовой и о её служанке Лизе. Софью воспитывал отец, мадам Розье и дешёвые учителя. На её представление о будущем муже сильно повлияло чтение французских любовных романов. Она создала для себя образ добродетельный, поэтому и влюбилась в покорного, немногословного, скромного и романтического Молчалина, каким он себя преподнёс ей. Чацкий ей подходил больше, но она боялась его прямоты и не захотела с ним создавать семью.

Лиза — субретка, молодая горничная, которая помогает своей хозяйке в любовных делах

Лизе оказывает внимание и Фамусов, и Молчалин, но она боится любви, не хочет с ними связываться, считая своё место возле барышни

Все дамы московского общества любят кокетничать, обсуждать наряды и французскую моду, сплетничать, посещать балы и светские приёмы. Их объединяет любовь к военным, безграничная власть над мужчинами и одинаковые взгляды на жизнь.

см. также:Другие сочинения по произведению Горе от ума, Грибоедов

Влияние образов женщин на другие персонажи в комедии «Горе от ума»

Образы женщин в комедии Грибоедова «Горе от ума» играют важную роль в развитии сюжета и воздействуют на других персонажей.

Наталья Павловна, главная женский образ, является объектом желаний нескольких мужчин. Ее желание выйти замуж за Чацкого вызывает конфликты между ним и Молчалиным, а также влияет на умы других героев, заставляя их участвовать в распространении слухов и сплетен.

Другой образ женщины — Софья Андреевна, дочь Чацкого, также играет важную роль. Это девушка, которая по своей природе добродушная, но постоянно страдает от обид и невзгод. Ее любовь к Молчалину и нежелание выйти замуж за Ноздрева приводит к конфликтам и переживаниям у других персонажей.

Также образы женщин в комедии Грибоедова могут влиять на других персонажей непосредственно своим поведением и диалогами. Например, сцена, где Наталья Павловна «учит ума» Чацкого и Молчалина, является ярким примером того, как женская логика может повлиять на этих героев и заставить их изменить свои взгляды.

Таким образом, образы женщин в комедии Грибоедова играют важную роль в развитии сюжета и впечатлений, которые получают другие персонажи, на которых они воздействуют.

Главные герои

Чацкий

Молодой дворянин, сирота, влюблён в Софью Фамусову.

Положительный герой комедии. Воспитывался в семье Фамусова, достигнув совершеннолетия, стал жить отдельно. Молодой дворянин, обладающий острым умом и проницательностью, у него благородная душа и высокие помыслы. Осуждает взгляды Фамусова, а значит, всего дворянского общества. Горячо любит свою Родину и свой народ, его гордость задевает насмешливое отношение иностранцев ко всему русскому. Влюблён в Софью, узнав о её любви к ничтожному Молчалину, разочарован и в ней, и в обществе. Покидает Москву.
Подробная характеристика Чацкого.

Фамусов

Столичный аристократ, богатый помещик, вдовец, отец Софьи.

Сторонник старинного уклада жизни. Основные черты его характера — раболепство и чинопочитание. Щепетильно относится к общественному мнению о своей особе и о своей семье. Является противником Чацкого в спорах о жизненных принципах. Мечтает выдать дочь замуж за Скалозуба. Заигрывает со служанкой.
Подробная характеристика Фамусова.

Софья

Единственная дочь Фамусова, 17 лет.

Умная и самостоятельная девушка, получившая воспитание и образование в лучших традициях дворянского общества Москвы. Не поняла настоящего чувства Чацкого, влюблена в Молчалина. Играет на фортепиано, читает французские романы. Софья — это образ решительной девушки, у неё сильный характер, способна манипулировать своим отцом.
Подробная характеристика Софьи.

Молчалин

Личный секретарь Фамусова, молодой человек из бедной семьи.

Служит секретарем Фамусова, человек с мелкой, подлой душонкой. Лицемер, беспринципный и глупый лизоблюд. Расчётливый и трусоватый. Родился в бедной семье, мечтает попасть в «высшее» общество. Волочится за служанкой Лизой. Боготворит Татьяну Юрьевну, законодательницу мнений.
Подробная характеристика Молчалина.

Скалозуб

Богатый дворянин, полковник, молодой мужчина.

Не очень умный человек, состоятельный холостяк, ещё не старый. Служит полковником, обычный «солдафон», мечтает о карьере генерала, вся его жизнь – в армии. Известен в московских кругах.
Подробная характеристика Скалозуба.

Признаки классицизма в комедии Грибоедова

В пьесе «Горе от ума» сохраняется единство места, времени и действия – трех категорий, характеризующих классицизм.

Формально в пьесе есть одна ведущая сюжетная линия – «Софья – Чацкий — Молчалин». Однако эта линия не единственная.

Грибоедов сохраняет традиционные для классицизма амплуа.

Однако Грибоедов значительно усложняет систему образов.

Второстепенные персонажи также значительно расширяют классические амплуа. Лиза – не просто субретка, но и персонаж, который дает меткие характеристики героям

Таким образом, амплуа героев значительно шире классицистического канона.

В комедии сохранен и принцип говорящих фамилий:

Отношение автора сказывается и в фамилиях Скалозуба, Хрюминой, Хлестовой, Загорецкого и других.  В первом варианте рукописи фамилия главного героя значилась как Чадский. Многие исследователи усматривают близость фамилии Чацкий с Чаадаевым, видным философом этого времени. Тем более, что Чаадаев, как и герой Грибоедова, был объявлен сумасшедшим.

Итак, в том, что в комедии говорящие фамилии не полностью отражают характер героев, проявляется еще одно отступление от канонов классицизма.

Классицистична композиция комедии: четыре действия, в экспозиции Лиза (второстепенный персонаж) дает характеристики основным действующим лицам, дает зрителю представление о происходящем, третье действие – кульминация, четвертое – развязка. Но в пьесе достаточно мало характерных для классицизма длинных монологов, нетипичен финал : порок не наказан, герой не торжествует, а покидает дом Фамусова.

Выводы

Таким образом, характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» показывает, что эта девушка по многим качествам противопоставлена своему отцу и всему дворянскому обществу. Она не боится выступить против света, защищая свою любовь.

Однако эта же любовь заставляет Софью защищаться и от Чацкого, с которым она так близка по духу. Именно словами Софьи очернен Чацкий в обществе и изгнан из него.

Если все остальные герои пьесы, за исключением Чацкого, участвуют только в социальном конфликте, защищают свой комфорт и привычный для себя уклад жизни, то Софья вынуждена бороться за свои чувства. «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»», – так писал И.А. Гончаров о Софье. К сожалению, в финале получается, что борьба героини за право любить была напрасной, ведь Молчалин оказывается недостойным человеком.

Но и с таким, как Чацкий, Софья не обрела бы счастья. Скорее всего, она будет выбирать в мужья человека, соответствующего идеалам московского дворянства. Сильному характеру Софьи требуется реализация, которая станет возможной при муже, позволяющем командовать и руководить собой.

Софья Фамусова – самый сложный и противоречивый персонаж комедии Грибоедова «Горе от ума». Характеристика Софьи, раскрытие её образа и описание роли в комедии пригодятся 9 классам при подготовке материалов для сочинения на тему образа Софьи в комедии «Горе от ума»

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Горе от ума»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Горе от ума»

для самых компанейских —

Главные герои «Горе от ума»

для самых занятых —

Читательский дневник «Горе от ума»

для самых любопытных —

Анализ «Горе от ума» Грибоедов

для самых крутых —

Читать «Горе от ума» полностью

Тест по произведению

  1. /15

    Вопрос 1 из 15

Самые популярные материалы февраля для 9 класса:

Чичиков — мертвая душа

Характеристика Казбича

Образ Чичикова в поэме «Мертвые души»

Галерея помещиков в «Мертвых душах»

Максим Максимыч (Герой нашего времени)

«Моцарт и Сальери» главные герои

Анализ «Бедность не порок» Островский

«Мертвые души» главные герои

Характеристика Грушницкого

Анализ «Прощай, немытая Россия» Лермонтова

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: