Сочинение сравнительная характеристика катерины и варвары в пьесе гроза островского

Краткое содержание пьесы островского гроза, история создания драмы

Краткое содержание

Действие разворачивается в провинциальном городке Калинове. Катерина страдает в браке со слабовольным Тихоном и тайно мечтает о Борисе, с которым они только перебрасываются взглядами на улице и в церкви. Варвара организует влюбленным свидания во время двухнедельного отъезда Тихона. После приезда мужа раскаявшаяся Катерина признается ему во всем. Не выдержав общественного порицания и не находя смысла в дальнейшей жизни, главная героиня бросается в Волгу.

Ниже приведено краткое содержание по действиям.

Действие 1

Из беседы между Кудряшом, Кулигиным, мещанином Шапкиным, а затем Борисом вырисовывается образ города Калинова и нравы его обитателей.

Купец Дикой грубо отчитывает племянника. Борис рассказывает Кулигину, что дядя делает это нарочно, чтобы не отдавать ему часть наследства. Бабушка прописала в наследственной грамоте условие, что он и его сестра получат свои доли, только если будут к дяде почтительны.

На набережной Волги появляется семейство Кабановых. Из разговора становится понятно, какие тяжелые царят в семье отношения. После ухода Кабанихи и Тихона, Варя жалеет Катерину. Та рассказывает о своей вольной жизни в родном доме до замужества. Появляется полусумасшедшая барыня с лакеями, которая пугает девушек и говорит, что красота доведет их до омута. Надвигается гроза и Катерина в испуге просит Варвару быстрее идти домой.

Действие 2

Тихон Кабанов уезжает на две недели в Москву, где тут же пускается в разгул, чтобы отдохнуть от тяжелой семейной обстановки. Перед отъездом Кабаниха мучает его своими наставлениями и контролирует сцену его прощания с женой. Катерину она упрекает в том, что та «не воет по мужу» из-за расставания и вообще неправильно себя ведет, не зная правил приличия.

Варвара передает Катерине ключ и рассказывает о возможности свидания с Борисом.

Действие 3

Кабаниха беседует сначала со странницей Феклушей, а затем с купцом Диким. Эти эпизоды помогают нам лучше понять ограниченность и поверхностность взглядов жителей Калинова. Из последующего затем разговора Бориса и Кулигина читатель узнает о том, что за закрытыми дверями внешне благопристойных домов царит насилие и страдания. Главная мораль горожан — чтобы всё было «шито да крыто».

Принципа «делать можно всё, но тайно» придерживаются и появляющиеся в следующей сцене Варвара с Кудряшом. Молодого человека совсем не смущает, что он целуется с незамужней девицей. Варя, не задумываясь, обманывает мать и бегает через калитку на свидания с человеком, которого едва ли любит — скорее проводит с ним время от скуки.

Совсем другое отношение к любви у Катерины. Она бросается в любовь как в омут и вся отдается этому чувству. На протяжении десяти дней она встречается с Борисом и это время ей кажется самым счастливым в жизни.

Действие 4

В крытой полуразрушенной галерее от приближающейся грозы прячутся люди. Кулигин подходит к купцу Дикому и предлагает ему свои идеи по улучшению благосостояния города. Тот раздраженно его прогоняет.

Под своды заходит семейство Кабановых. Катерина дрожит, опасаясь грозы. Варвара пытается ее успокоить. Ситуация усугубляется тем, что снова появляется полусумасшедшая барыня и угрожает Катерине омутом и предстоящим адом. Главная героиня пытается молиться, но видит на стене галереи полуистлевший образ геенны огненной. Все эти совпадения поражают ее воображение и она не в силах больше скрывать свой грех. Катерина признается в измене мужу прямо на публике. Тихон пытается удержать ее от признания. Кабаниха злорадствует.

Действие 5

Тихон беседует с Кулигиным. Он признается, что ему жаль жену, хотя и пришлось ее «побить немножко», так как на этом настаивала «маменька». Также из беседы выясняется, что Варенька, не выдержав упреков со стороны матери, сбежала из дома с Кудряшом.

Катерина в последний раз встречается с Борисом. Он рассказывает ей о том, что дядя отправляет его на работу в Тяхту (Сибирь).

Примечание 3

После ухода Бориса Катерина произносит свой прощальный монолог. Многие критики и литературоведы считают его вторым кульминационным моментом в книге. Первый — это сцена признания в измене.

Встревоженный Тихон бросается на поиски жены, в этом ему помогают местные жители. Тело находит Кулигин. Он приносит Катерину на руках со словами, что теперь душа ее находится перед судьей, «который милосерднее вас».

Тихон упрекает мать в том, что это она погубила Катерину и в отчаянии падает на труп супруги.

Краткое содержание Грозы Островского

Действие пьесы происходит в вымышленном провинциальном городке – Калинове, расположенном на берегу Волги. События разворачиваются на протяжении небольшого отрезка времени.

В центре сюжета семья Кабановых:

  • Марфа Игнатьевна (Кабаниха) – глава семьи, вдова с властным, деспотичным характером, держит под пятой всю семью;
  • Тихон – сын Кабанихи, безвольный, инфантильный, полностью подчиняется матери;
  • Катерина – жена Тихона, несчастная молодая женщина, страдающая от тирании свекрови;
  • Варвара – дочь Кабанихи, своевольная, хитрая девушка, не боится перечить матери.

Кроме них в пьесе немало и других персонажей, играющих существенную роль в понимании истинного смысла «Грозы». Среди них:

  • Дикой – богатый купец, отличается скупостью и грубостью;
  • Борис – племянник Дикого, приехал к дяде ради получения наследства;
  • Кудряш – возлюбленный Варвары;
  • Кулигин – местный житель.

На городской площади беседуют о природе Кулигин с Кудряшом. Их беседу прерывает появление Дикого с Борисом, вынужденным терпеть нападки дяди ради получения наследства. После ухода Дикого Борис признается Кулигину, что ко всем своим несчастьям умудрился влюбиться в замужнюю женщину.

На площади появляется семейство Кабановых. Купчиха отчитывает сына за неправильное обращение с женой, считая его слишком мягким. Тихон вяло оправдывается.

Катерина, оставшись наедине с Варварой, признается в любви к человеку, не являющегося ее мужем.

Измена

Тихон уезжает по делам на несколько дней. После отъезда мужа Катерина по настоянию Варвары выдает ей имя возлюбленного. Это Борис.

Варвара, решив устроить встречу влюбленных, ворует у матери ключ от калитки. Катерина колеблется, она не хочет изменять мужу. Но соблазн увидеть возлюбленного пересиливает угрызения совести и она оставляет ключ.

Борис, прогуливаясь с Кулигиным, натыкается на Варвару, целующуюся с Кудряшом. Девушка сообщает Борису место его свидания с Катериной. Вечером Борис приходит к заднему двору, куда к нему выходит Катерина.

Молодая женщина напугана, пытается прогнать возлюбленного, но чувства перевешивают страх. После обоюдных признаний в любви, влюбленные договариваются встречаться каждую ночь, пока Тихон в отъезде.

Признание

Прошло 10 дней. На берегу Волги прогуливаются жители города, но начавшийся дождь вынуждает всех спрятаться внутри древней постройки. Погода резко портиться, приближается гроза.

Под укрытие приходит и семейство Кабановых. Катерина сильно дрожит, ее страх усиливается после того как раздаются разговоры о том, что из-за грозы может кто-нибудь погибнуть. Девушка не выдерживает и прилюдно признается в своем грехе.

Гибель Катерины

Сбежала с возлюбленным Варвара. Катерину заперли, но ей удалось покинуть дом. Растерянная женщина отправилась на поиски любимого. Она предлагает Борису сбежать из города. Но тому не хочется терять наследство. Дикой в наказание отправляет племянника на Север. Борис подчиняется воле дяде.

Оставшись одна, Катерина бежит к реке. Тихон с матерью и Кулигиным ищет жену. В это время кто-то сообщает о самоубийстве женщины, бросившейся со скалы в воду.

Увидев бездыханное тело Катерины, Тихон обвиняет во всем мать. Кабанов садится возле тела жены, сожалея, что она ушла, а он остался жить и мучиться

Вариант 7

Пьеса «Гроза» Л. Н. Толстого рассказывает о двух женщинах, Катерине и Варваре, которые являются противоположностями друг друга. Катерина – романтическая мечтательница, влюбленная в Бориса, а Варвара – практичная и сильная женщина, которая жертвует собой ради других. Давайте разберемся подробнее, какие именно черты выделяют их друг от друга.

Катерина – красивая и молодая женщина, которой всегда нужно быть в центре внимания. Она обожает свою внешность и пользуется ей для того, чтобы привлекать мужчин. Катерина мечтает о свободе и приключениях, она вроде бы хочет сломать цепи, но пока не смеет этого сделать. Катерина открыта и раскрепощена, она готова рисковать и идти вперед навстречу своим желаниям.

Варвара – сильная и решительная женщина, готовая пойти на любые жертвы, чтобы помочь другим. Она не позволяет себе быть эгоистичной и всегда готова пожертвовать своим счастьем ради других. Варвара посвятила свою жизнь служению и помощи, она заботится о других и всегда готова лечить и поддерживать тех, кто в беде. Она самоотверженна и мудра, она знает свои обязанности и выполняет их без колебаний.

Катерина и Варвара представляют собой яркий пример противопоставления героинь. Катерина – экстраверт, она стремится к соблазну и приключениям. Варвара – интроверт, она скрыта, не стремится к миру и славе, но следует пути служения другим. Варвара – авторитет, она знает, что делать, и всегда готова помочь. Катерина – бунтарь, она стремится к свободе и автономии.

Взглянув на этих двух героинь, я начинаю понимать, как сильно они различаются друг от друга и как это влияет на их судьбы. Катерина и Варвара – это две противоположности, которые дополняют друг друга и создают гармонию в пьесе. Они показывают нам, что женщина может быть и красивой и сильной, мечтательной и решительной одновременно.

В конце концов, обе героини платят свою цену за свои поступки. Катерина заполняется чувством вины и стремится к искуплению, а Варвара жертвует своей жизнью, чтобы спасти других

Имея в виду судьбы этих героинь, я задумываюсь о том, что важно быть верным себе и своим идеалам, но также помнить о последствиях своих поступков

Пьеса «Гроза» Л. Н. Толстого предлагает нам глубокий портрет двух женщин, Катерины и Варвары, которые являются противоположностями друг друга. Эти две героини вносят гармонию в пьесу и показывают нам, какими разными могут быть люди и как это влияет на их судьбы и окружающих.

Мне нравится1.6 k.Не нравится949

Что ты чувствуешь по отношению к урокам литературы? +1
+1
+1
+1
+1
+1
+1

Отношения Катерины с Барбарой.

Катерина доверяет Барбаре, рассказывает о своем счастливом детстве в родительском доме, о своих мечтах и признается, что влюбилась.

Варвара хорошо относится к Катерине и защищает ее от обвинений Тихона. Он говорит своей жене, что Варвара не осуждает Катерину за то, что она влюбилась в Бориса. Варвара не может понять нравственных страданий Катерины при мысли о том, что ее любовь к Борису против греха. Она сочувствует ей и помогает Катерине встретиться с Борисом. Варвара уходит на прогулку, отдает Катерине ключ от садовой калитки и получает возможность тайно встретиться с Борисом. Она сочувствует ей в том, что она так быстро вышла замуж. ‘Ну… Вам не нужно было прогуливаться среди девушек. Значит, твое сердце еще не покинуло тебя».

Вариант 3

Катерина и Варвара — две героини пьесы «Гроза», которые абсолютно противоположны друг другу. Они являются антиподами: одна — героиня, познающая страдания и гибель из-за своих грехов, а другая — вечный противник и обидчик Катерины.

Катерина — молодая и красивая жена Кабанова. Она застенчивая и трогательная, она не знает, как обманывать и скрывать свои чувства. Ее внутренний терзает греховность своей любви, религиозность ее натуры. Она не может скрыть свою любовь к Борису, она полностью идет в поисках своего счастья и даже готова покинуть свой дом ради него. Ее жизнь настолько запутана между любовью и долгом перед мужем, что она решает покончить с собой, чтобы избавиться от своих мук.

Варвара — лучшая подруга Катерины, ее противоположность. Варвара сильная и решительная женщина, она не склонна к сентиментальности и мечтаниям. Она знает свое место в этом мире и не позволяет никому наступать на него. Варвара не заботится о мнении других и не боится ничего сделать, чтобы добиться своих целей. Она остроумна и энергична, и может без стеснений защищать свою подругу, несмотря на ее ошибки и грехи.

Обе героини показаны в пьесе в ситуациях, где им приходится противостоять друг другу. Постоянные стычки между Катериной и Варварой демонстрируют их различные характеры и позиции. Катерина страдает из-за грехов и несчастий, которые она причинила себе и другим. Она раскаивается и ищет искупления, но не находит его и, в конце концов, покончает с собой. Варвара же остается сильной и уверенной в себе, несмотря на все неприятности, которые она испытывает.

Эти две героини являются противоположными сторонами человеческой природы — одна полна страха и растерянности, другая — смелая и уверенная. Варвара служит контрастом для Катерины — она показывает, каким человек может быть сильным и решительным, даже в самых трудных ситуациях. Но при этом она также является единственным опорным пунктом для Катерины, она единственная, кто пытается помочь Катерине и прокладывает ей путь к искуплению.

В итоге, Катерина и Варвара — две героини, которые сопротивляются друг другу, но вместе создают полное и проникновенное представление о различных аспектах человеческой природы. Они демонстрируют как светлую, так и темную стороны характеров людей и помогают нам понять, что ни один из нас не является совершенным и все мы можем испытывать трудности и сомнения.

Мне нравится3.5 k.Не нравится2.2 k.

Вариант 6

Катерина и Варвара — две героини из пьесы «Гроза» Александра Островского. Несмотря на то, что они обе являются главными действующими лицами и играют ключевые роли в сюжете, они являются антиподами друг друга.

Катерина — молодая, красивая женщина, но она чувствует себя несчастной. Она живет в тирании своей тещи Кабанихи и чувствует себя запертой в золотой клетке. Катерина страдает от одиночества и ненавидит свою жизнь. Она мечтает о свободе и приключениях, о том, чтобы улететь как птица и жить не подчиняясь никаким правилам. Она влюблена в Бориса и готова на все ради него, включая измену и смерть. Катерина мечется между своими желаниями и обязанностями, и это чувство неразрешенности приводит ее к печальному концу.

Варвара, напротив, является прямой противоположностью Катерины. Она веселая, энергичная и свободомыслящая девушка, не знающая границ и страха. Варвара постоянно шутит и играет роль развлекательного центра для других персонажей. Она не боится никаких обязательств и считает, что люди должны жить свободно, не связывая себя никакими правилами. Варвара стоит на стороне Катерины и поддерживает ее в ее стремлении к свободе. Она также влюблена в Бориса, но поступает иначе, она помогает Катерине и остается жить для себя.

Катерина и Варвара — два противоположных полюса, два разных пути. Катерина — пытается противостоять тирании и найти счастье, но ее слабое и ранимое сердце не выдерживает испытаний. Варвара — принимает жизнь такой, какая она есть, и находит свою свободу внутри себя. Они представляют разные стороны человеческой натуры — стремление к свободе и желание быть любимым. Обе героини прекрасны в своей уникальности и эмоциональной глубине.

Мне нравится1.6 k.Не нравится1 k.

Проблематика

В пьесе поднимается множество важных проблем, сохраняющих актуальность и в наши дни.

Основные проблемы:

  1. Социальные. Островский изобличает пороки общества: мещанство, бездуховность, стяжательство, ханжество. Он показывает, как образованные и развитые натуры оказываются чужими в этом мире, не находя применение своим умственным способностям и духовным силам.
  2. Морально-нравственные. Главные герои оказываются в ситуации непростого морального выбора. Катерина разрывается между ощущением своей греховности и покаянием. Борис не в силах совершить правильный выбор и пожертвовать материальным благополучием ради любви. Мораль Кабанихи и купца Дикого насквозь пропитана лицемерием.
  3. Философские. Островский обращается к таким базовым философским категориям, как добро и зло, свобода, счастье, любовь, вера, смысл жизни. Талантливый механик-самоучка Кулигин ищет свое предназначение в изобретениях, которыми он мечтает осчастливить общество. Катерина пытается найти смысл жизни в любви. Им противопоставляются герои, которые живут исключительно для своего удовольствия (Варвара, Кудряш), а также те, кто обретает смысл жизни в том, чтобы властвовать над другими людьми (Дикой, Кабаниха).

Любовь

Раньше в патриархальных семьях девушек замуж выдавали не по любви, а по сговору. Многие люди так и жили, без любви к мужу или жене, зная только любовь к своим родителям и детям. А Катерина захотела романтической любви и полюбила Бориса, так непохожего на окружающих и обхождением, и одеждой, и манерой поведения. Она полюбила его, ни разу не поговорив с ним, не узнав, что это за человек, поэтому и не поняла, что он ничем не лучше её мужа Тихона и отличается от него только тем, что образованный.

У Варвары есть любимый парень — конторщик купца Дикого Ваня Кудряш. Ей по нраву его весёлый нрав, смелость, бесшабашность. И Варвара, и Кудряш — жизнерадостные, неунывающие молодые люди, они осознают свои права на счастье.

Сочинение Жестокие нравы города Калинов

Драма «Гроза», написанная Александром Николаевичем Островским в середине девятнадцатого века, и в наши дни остаётся произведением актуальным и понятным каждому. Человеческие драмы, трудные

жизненные выборы

и неоднозначные взаимоотношения между, казалось бы, близкими людьми – вот основные вопросы, которые писатель затрагивает в своём произведении, ставшим поистине культовым для русской литературы.

Небольшой городок Калинов, расположенный на берегу речки Волги, поражает своими живописными местами и

красивейшей природой

. Однако человек, нога которого ступила на столь благодарную почву, ухитрился испортить абсолютно всё впечатление о городе. Калинов увяз в высочайших и крепчайших заборах, а все дома похожи друг на друга в своей безликости и серости. Можно сказать, что и обитатели города очень напоминают то место, где они живут, и на примере двух главных отрицательных персонажей пьесы, Марфы Кабановой и Савела Дикого, мне бы хотелось показать, почему именно.

Кабанова, или Кабаниха, является очень обеспеченной купчихой города Калинова. Она деспотична по отношению к членам своей семьи, а в особенности к Катерине, невестке, однако посторонние люди знают её как человека исключительной порядочности и душевной доброты. Нетрудно догадаться, что эта добродетельность – не более чем маска, за которой скрывается по-настоящему жестокая и злая женщина, которая никого не боится, а поэтому ощущает свою полную безнаказанность.

Второй же отрицательный персонаж пьесы, Савел Дикой, предстаёт перед читателями человеком редкой невежественности и недалёкости. Он не стремится узнавать что-то новое, совершенствоваться и развиваться, вместо этого предпочитая лишний раз с кем-нибудь поругаться. Дикой полагает, что накопление денежных средств является

важнейшей целью

в жизни каждого разумного человека, к каким он себя относит, поэтому он всё время занят поиском лёгкой наживы.

На мой взгляд, в своём произведении «На дне» Островский показывает читателям, как страшно невежество, ограниченность и банальная человеческая глупость. Ведь именно нравы Калинина и погубили Катерину, которая просто не смогла жить в таком окружении и в такой моральной атмосфере

Самое страшное то, что таких людей, как Кабанова и Дикой, очень и очень много, они встречаются нам практически на каждом шагу, и очень важно уметь абстрагироваться от их пагубного и разрушающего влияния и, безусловно, осознавать, как важно оставаться светлым и добрым человеком.

Особенности описания города Калинов в пьесе «Гроза» А.Н. Островского

Город Калинов, описываемый в пьесе «Гроза», представлен автором со множеством деталей и характеристик, которые создают впечатление мрачности и уныния. Одной из ключевых особенностей описания является выраженный контраст между бедностью и развитием промышленности города. Автору удается передать атмосферу места через описание его заброшенных зданий, улиц и пустырей.

Важное место в описании Калинова занимают его жители, персонажи пьесы. Острое восприятие окружающей действительности приводит к тому, что Островский обращается к характеристике местных жителей с иронией и сарказмом

Однако, он также уделяет внимание их нравственным чертам и характерам, что делает этих персонажей живыми и реалистичными

  • Среди прочих особенностей описания города:
    1. упоминание построенного в городе церковного храма, символизирующего религиозность жителей,
    2. описание окружающей природы как красивой, но суровой,
    3. выделение значимости для жителей города речного транспорта и плавания по реке,
    4. использование образов орла и вороны как символов, отражающих дух жителей.

4 вариант

В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский описывает середину XIX века со всеми ее сложностями: революционной борьбой, усугубившимися социальными отношениями. Автор придерживается позиции борьбы с этими процессами, видит в них причину, по которой совершаются преступления.

Воплощая свои мысли в образе Раскольникова, писатель описывает ситуацию, толкнувшую молодого человека на убийство, и раскрывает его душевные переживания. Родион — бывший студент, ныне он прозябает в убогой нищете. Несмотря на то, что он не лишен милосердия и отзывчивости, бедственное положение доводит его до физического и морального истощения. Раскольников всюду видит бесправие и бедность. В этих неблагоприятных обстоятельствах и рождается его теория, гласящая, что люди делятся на две категории. Те, кто входят в первую, — «необыкновенные». Например, Наполеон, или любой другой человек, который управляет миром или достиг вершин в своем деле. Вторые — лишь «твари дрожащие». Теория основывается на мысли, что счастья первых можно достичь лишь угнетением вторых. Раскольников не знает, к какой категории отнести себя, и поэтому решает совершить убийство, чтобы получить право называться «необыкновенным». Жертвой становится старуха-процентщица.

Даже преступление добрый по сути своей Раскольников оправдывает благородными мотивами. Он намеревается сделать мир лучше, но осознает, что изменений не произошло. В этот момент теория начинает опровергаться. Герой страдает, его мучает совесть, но в то же время он боится, что кто-то узнает о преступлении, и каждый его новый шаг отныне сопровождается подозрениями и ужасом. Его эксперимент провалился, он готов смириться с тем, что все же оказался «тварью дрожащей», но сами идеи продолжает воспринимать как верные. Окончательно теория рушится только под влиянием Сони Мармеладовой: она уговаривает Раскольникова сознаться в содеянном. Вера в Бога ведет их обоих. Освобождение от губительных мыслей возвращает Родиона в мир, он начинает осознавать, что придуманных им различий нет, и все люди достойны жизни и счастья.

Ф.М.Достоевский не в первый раз вносит в свои произведения христианские мотивы, но именно в «Преступлении и наказании» религиозные ценности не просто показываются в лучшем свете: они спасают главного героя и приводят его к искуплению. Ф.М.Достоевский говорит о том, что преступление недопустимо вне зависимости от его причины, а теория, для подтверждения которой нужно убийство, не имеет права существовать.

Черты характера и поступки, в которых они проявляются

Катерина набожна, религиозна, но это не остановило её совершить грех прелюбодеяния. Это свидетельствует не о силе её характера, как считают некоторые, а о слабости. У неё не хватило силы воли противиться своему влечению к Борису.

Катерина боязлива, боится пророчества полусумасшедшей барыни, боится грозы, так как ей страшно явиться перед богом, не раскаявшись в своих помыслах лукавых.

Боязнь перед Божьим судом за грех стала причиной прилюдного раскаяния Катерины в неверности мужу. Далее у неё не хватило христианского терпения выносить упрёки свекрови за свой грех, и она бросилась в Волгу. Всё это свидетельствует, скорее всего, не о силе, а о слабости характера Катерины, не нашедшей в себе силы пострадать здесь, в этом мире, за свой грех.

Сходство характеров Катерины и Варвары состоит в свободолюбии этих героинь. Но, в отличие от Катерины, Варвара практична, расчётлива, реально смотрит на жизнь, наблюдательна и находчива, хитра. Она скрытна, научилась обманывать, знает, как обойти запреты своей суровой матери.

Жалея свою сноху за то, что она мучается, полюбив Бориса, Варвара взялась помочь им встретиться. Она попросила у матери позволения спать в саду вместе с Катериной, своровала у матери ключ от садовой калитки, заменив его другим, и помогла Катерине встретиться с Борисом у этой калитки. Но характер Варвары неоднозначен. Возможно, в этом случае, она действовала эгоистически, ведь это ей нужен ключ от калитки, чтобы по ночам встречаться с Кудряшом, а спать в саду ей одной, без Катерины, мать бы не разрешила.

Тяжело Катерине жить под властью деспотичной ханжи Кабанихи, а когда полюбила Бориса, стало ещё тяжелее. Старалась она делать всё, чтобы не нарушить мира в семье, старалась найти любовь и понимание у мужа, а когда не нашла, не пощадила себя и мужа, и безрассудно вступила в связь с Борисом, надеясь найти в его сердце родственный отзыв.

Популярные сегодня темы

Гончаров И. А. создал не много произведений, и одним из лучших считается «Обломов». Роман вышел в издательство в 1859 году. В этом произведении можно отыскать ответы на многочисленные вопросы

Главными героями произведения «Возвращение» являются представители семьи Ивановых. В нем рассказывается о времени после войны, при котором судьбы людей были отягчены ужасающими последствиями.

Действия в рассказе «В дурном обществе» происходят в городе Княжье-Вено. Главным героем является Вася, у него умерла мама, когда ему было шесть лет. Его отец (богатый человек, судья) сильно горевал и совсем забыл про сына.

Я рос в очень бедной в семье. Кроме младшей школы, у нас больше общеобразовательных организаций не было. Я был самым старшим ребенком в семье и в деревне считался грамотеем

Этот случай всегда останется в моей памяти. Мне было примерно десять лет, когда я захотела кататься на коньках. Это желание появилось у меня после рассказов дяди о том

История создания

Пьеса «Гроза» была написана Островским в 1859 году, а в 1860 — впервые опубликована. Она имела необычайный успех на публике и вызвала широкую общественную дискуссию.

Примечание 1

Александр Николаевич Островский (1823—1886) — известный во всем мире драматург. Оказал сильнейшее влияние на развитие русского национального театра. Написал около 50 пьес, многие из которых неоднократно ставились на сцене и экранизировались.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Долгое время считалось, что «Гроза» была написана на основе реальных событий. 10 ноября 1859 года мещанка из Костромы Александра Клыкова была найдена утопленной в Волге. История ее жизни очень походила на судьбу Катерины. Она также была набожной православной, мучилась от деспотизма свекрови и тайно от мужа любила другого человека. Поскольку «Гроза» была напечатана в 1860 году, то многие критики связали историю несчастной Клыковой с сюжетом только что вышедшей пьесы.

Позднейшие исследования доказали, что Александра Клыкова не могла быть прототипом Катерины. «Гроза» была начата драматургом в июле 1859 года и окончена к 9 октября 1859. Некоторое время пьеса проходила цензуру и была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в первом номере за 1860 год. Почти буквальное совпадение событий пьесы с реальной историей из жизни доказывает, что автор сумел угадать характерные социальные явления и процессы, которые происходили в то время в российском обществе.

На написание пьесы Островского вдохновили следующие события:

  1. Литературная экспедиция по Волге 1856—1857 гг. Александр Николаевич совершил длительную поездку по Волге, в ходе которой внимательно наблюдал за нравами и бытом жителей Поволжья. Свои впечатления он тщательно записывал в дневник и использовал эти материалы в своей дальнейшей литературной работе.
  2. История любви самого Островского. Драматург был влюблен в замужнюю женщину — актрису Любовь Павловну Косицкую (1827—1868). История их любви развивалась драматически, поскольку и она была не свободна, и он находился в отношениях. Именно Косицкая стала прототипом Катерины, о чем свидетельствуют комментарии в рукописях автора.

Примечание 2

Впервые «Гроза» была поставлена на сцене Малого театра в Москве. Премьера состоялась 16 ноября 1859 года. Роль Катерины исполнила та самая Косицкая, в которую был влюблен автор пьесы.

Характеры девушек

Литературные критики не противопоставляют образы девушек, и это правильно, ведь двух героинь нельзя назвать антиподами. У них близкие взгляды на некоторые вещи, хотя в отдельных сценах заметно противопоставление. Личность одной героини лучше проявляется на фоне другой, что легко понять, если сопоставить их действия в разных ситуациях. Своими поступками, высказываниями и нравственными убеждениями девушки оттеняют друг друга. Каждый образ интересен, если рассматривать его отдельно, но в связке выявляются новые, подчас неожиданные грани характеров.

Первая сцена, где зритель видит героинь в типичной для того времени обстановке, показывает, как по-разному ведут себя персонажи. Вот что происходит в пьесе:

  • Кабаниха сетует на то, «какова нынче молодёжь, не уважает старших»;
  • Тихон не протестует, а соглашается со строгой матерью;
  • Варвара потихоньку высказывает своё мнение, но так, чтобы остальные не слышали;
  • Екатерина открыто озвучивает свою позицию.

Варвара — родная дочь Кабанихи, Катерина — невестка этой женщины

Логичнее, чтобы первая не скрывала свою позицию, а вторая держалась более осторожно. На самом деле происходит наоборот

Варваре не чужды человеческие чувства, но она предпочитает, чтобы маменька о них не знала.

Интерпретации и анализы калиновского образа в пьесе «Гроза»

Город Калинов из пьесы «Гроза» Александра Островского не однократно становился объектом интерпретаций и символических анализов. Этот образ считается одним из ключевых в произведении, обладающим высокой степенью многозначности и глубины.

Один из важных аспектов описания города — его неустроенность и бардак. В этом городе не хватает порядка, присущего городам, и он выглядит как совокупность очень маленьких поселений, где каждый занимается своим делом. Кроме того, калиновский город предстает как некий символ российской глубинки, где царит архаичность и незнание многих важных вещей.

Символическое значение города Калинов состоит в том, что он является метафорой мира, где хозяйской структуры нет. Несмотря на то, что состоятельные люди живут в этом городе, от них тоже никакой пользы, они не способны оказать помощь даже родным, не говоря уже о соседях, которые с трудом сводят концы с концами. Город Калинов – это не только образ традиционной России, но и универсальный символ взаимоотношений людей в мире в целом.

  • Таким образом, город Калинов является одним из наиболее значимых образов в пьесе «Гроза», который имеет высокую степень многозначности и глубины.
  • С тем чтобы проиллюстрировать свой сюжет, Островский использует многие символические приемы, которые создают образ неупорядоченности и бардака города.
  • Символическое значение города Калинов заключается в его метафоричности, которая отражает мир без хозяйской структуры и порядка.

Популярные сочинения

  • Ближе всего к великому стоит честность — сочинение-рассуждение На самом деле, честность – роскошь, которую могут себе позволить немногие. Как не трудно понять, величие тоже является прерогативой совершенно не многих, оно доступно только избранным и, как правило
  • Сочинение Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в пьесе Гроза Островского Александр Островский, является автором такого знаменитого произведения, под названием Гроза. Действия данного произведения происходит в вымышленном городе Калинов, находящегося на берегу реки Волги
  • Сочинение по картине Видение отроку Варфоломею Нестерова (4, 6, 7, 8, 9 класс) Нестеров написал огромное количество разных картин и каждую из них можно назвать настоящим творением. Также ему удалось восхитить всех и своей еще одной картиной под названием

Калинов и его жители

Город Калинов в пьесе «Гроза» А.Н. Островского — это не только место действия, но и живой символ русской души и культуры. Жители города олицетворяют нашумевших в своё время мещан и купцов, которые стремятся сделать всё возможное, чтобы занять более высокие позиции в обществе. Однако, многие из них несправедливы, лицемерны и жестоки.

Дама в пьесе представляет буржуазию, деловых и успешных владельцев. Она часто говорит о своей ценности и мудрости, не способствуя возможности для других жителей Калинова. Крестьяне, с другой стороны, символизируют работающий класс, более простых и чистосердечных людей, которые стремятся прожить свою жизнь просто и не заботиться о побочных вещах.

Символически Калинов — это город, где различные социальные группы отражают сложности существования на разных уровнях общества. Однако, вместо того, чтобы заявлять о своих различиях и пытаться изменить свою судьбу, жители города снова и снова повторяют свои ошибки и ссорятся друг с другом. В результате этого, жители Калинова остаются в своих собственных, затворнических комнатах, а город становится заброшенным и забытым.

Работа над произведением

Драму Николая Островского «Гроза» изучают в 10 классе. Школьники пишут по ней сочинение, заучивают диалоги и читают их вслух, а также находят цитаты, показывающие сходство героинь. Для сравнения Катерины с Варварой учащиеся составляют таблицу, где выписывают черты характера обеих девушек.

Темы для сочинений могут быть разными, например:

  • «Душевная драма главной героини»;
  • «Был ли у Катерины выход?»;
  • «В чём смысл названия пьесы?»;
  • «Нравы и быт калиновцев».

В качестве дополнительного задания преподаватель может предложить посмотреть картины, посвящённые персонажам драмы, и сравнить, как художники изображают одну и вторую девушку, других героев и окружающую обстановку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: