Творчество Блока
Писатель по фамилии Блок довольно интересная личность. Этот человек был не просто обычным обывателем, который хотел заработать на литературе и на продаже своих произведений. Блок преследовал цель гораздо большую, чем просто материальные блага общества и человека. Современники называли его человеком чести, и говорили о том, что для Блока не было ничего важнее, чем, правда, в истинном её проявлении. Он был человеком, который не терпел лжи, и старался добиться правды в любом деле, при любых обстоятельствах, что также очень заметно по его произведениям. Всё его мировоззрение вылилось через его многочисленные произведения, которые были тепло, восприняты публикой.
В своих произведениях автор затрагивал темы, которые были близки каждому человеку его времени. Он старался достучаться до души своего читателя, выявить те проблемы, которые царят в обществе, и вместе с читателем найти их решение. Он говорил о том, что хоть и очень сложно создать связь с читателем через произведение, но ему всё равно удаётся это на ура, и потому он продолжает заниматься тем, чем занимается. Творчество для Блока было некоторым способом высказаться, сказать, что он думает, раскритиковать то, что он не мог раскритиковать в обычном разговоре. И таким образом, он также доносил свою точку зрения до читателя, заставляя его тем самым размышлять на данную тему, и попытаться найти решение или логический вывод оной.
Автор также очень часто говорил о темах связанных с политикой, и потому также отражал это в своих произведениях. Он отнюдь не всегда был доволен правящей властью, и потому ему приходилось высказывать своё недовольство в произведениях, так как сказать об этом напрямую, не через большое количество человек он не мог, так как просто опасался за свою жизнь. В начале своего творческого пути Блок хоть особо и не презирал правительство, однако он довольно критично относился ко всем видам власти, говоря о том, что на данный момент она имеет множество недочётов и недостатков. Подобным образом автор выражал своё неприятие установленных порядков, и готовность пойти на борьбу с ними же.
Анализ стихотворения «Россия» Блока
Тема Родины занимает важное место в творчестве русских поэтов, и Блок не стал в их ряду исключением. Однако написанное им стихотворение “Россия” достаточно нетипично
- История создания – написано произведение в 1908 году, когда Александр Блок глубоко разочаровался в существующем режиме и страстно ждал революции. Позднее оно вошло в цикл под названием “Родина”.
- Тема стихотворения – любовь к Родине, даже если она несовершенна.
- Композиция – двухчастная, в первой части пять строф, в завершении – шесть строк.
- Жанр – гражданская лирика.
- Стихотворный размер – четырехстопный ямб.
А теперь более подробно.
Тема
Основная тема произведения – любовь к своей стране. Она может быть несовершенной, в ней многое не так, как хотелось бы, но поскольку это твоя Родина, ты просто не можешь ее не любить.
Композиция
Разделенное на две части, произведение начинается с отсылки у Гоголю – “опять” мчится Русь-тройка, сама не понимая, куда. Лирический герой понимает, что его страна – нищая и серая, но все равно любит ее, не задумываясь о причинах этого чувства.
И он, безусловно, восхищается ею – вне зависимости от того, кто ею правит, она стойко переносит все невзгоды, только грустит немного больше. Основная проблема, которую ставит в своем произведении Блок, – это несение своего креста.
То есть, в его понимании, родившись в России, нужно и жить в этой стране, и свои чувства также посвящать ей. Она при этом остается неизменно прекрасной в глазах любящего ее сына – этой мыслью и завершается первая часть стиха.
Вторая часть – всего шесть строк. В нем появляется мотив дороги, но он не закольцовывает композицию, ведь если в первой строфе Россия мчалась куда-то, то теперь Блок видит расстилающуюся перед ней дорогу в светлое будущее. И хотя песня ямщика все так же звучит острожной тоской, но в дорожной дали мелькает надежда – взор красавицы.
Жанр
Несмотря на общий лиризм произведения, он имеет явно гражданский характер: поэт в нем высказывает не только свою позицию касательно любви к Родине, но и недовольство тем, как она живет, и желание перемен.
Использованный для передачи этих мыслей и чувств, такой стихотворный размер, как четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, делает стихотворение одновременно ритмичным и ясным.
Средства выразительности
Стремясь передать читателю свои чувства и мысли, Александр Александрович использует разные художественные средства:
- Эпитеты – “золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.
- Метафоры – “крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.
- Сравнение – “как слезы первые любви”.
С их помощью он создает образ дороги и Родины-матери, говорит о долготерпении с одной стороны и надежде с другой, а также показывает, что в любом случае самое главное – это любовь. С учетом того, что Россия для Блока была частью образа Весной женственности, этот мотив прописан особенно выразительно.
Блок и остается одним из самых известных и читаемых поэтов России. И многие читатели невольно начинают любить нашу страну, благодаря ее творческим талантам и величию русских поэтов.
Акмеизм
В 1910 г. символистское направление пережило кризис, в результате которого появилось два новых направления в русской поэзии: анимизм и футуризм. В 1910 г. Н. Гумилев издает статью «Наследие символизма и акмеизм», которая становится манифестом нового направления — акмеизма. Акмеисты назвали свое объединение Цех поэтов (Н. Гумилев, А. Ахматова, В. Нарбут, О. Мандельштам, М. Зинкевич). Выбрав такое название, акмеисты полемизировали с символистами, утверждая, что поэт — это, прежде всего, мастер своего дела. Если символисты исходили из иерархии между двумя мирами, то акмеисты считали реальный мир столь же значимым, как и идеальный, и стремились к равновесию между ними. Они проповедовали адамизм, не только как «первобытно-звериный взгляд на мир» (Н. Гумилев), но и твердый, «мужественный» взгляд на реальный мир с его сложностями. Такой взгляд, по мнению акмеистов, противостоял разорванности современного сознания. В связи с этим в произведениях акмеистов часто можно найти обращение к древности, к первобытному сознанию и даже к сознанию зверя. Например, у О.Э. Мандельштама:
Ни о чем не надо говорить,
Ничему не следует учить,
И печальна так, и хороша
Темная звериная душа.
Ничему не хочет научить,
Не умеет вовсе говорить
И плывет дельфином молодым
По седым пучинам мировым.
Осип Мандельштам сформулировал еще один важный принцип акмеизма — «тоска по мировой культуре». Речь идет о взгляде на литературу как на некий единый текст, входя в который поэт не может не обращаться к чужому тексту, не может не цитировать. Однако акмеисты цитируют таким образом, что узнать источник без специальной подготовки практически невозможно.
Например, в стихотворении «Фаэтонщик» О. Мандельштама очень трудно узнать вошедшее в него стихотворение «Бесы» А. Пушкина:
На высоком перевале
В мусульманской стороне
Мы со смертью пировали,
Было страшно как во сне.
В отличие от символистов, делавших акцент на поиске скрытых отношений между людьми и природой, акмеисты были очень внимательны к конкретным деталям. В их стихах любое самое сложное переживание соотносилось с конкретным временем и местом, выражалось в определенном жесте, связывалось с реальной обстановкой. Главой этого литературного направления был Н. Гумилев.
Творчество акмеистов оказало значительное воздействие на поэтов Парижской ноты — литературной школы первой волны русской эмиграции.
Тема Родины в творчестве Блока
В стихах раннего творчества Блок пишет о красивой мощной Росси, а после первых событий, которые привели к революции автор долго переживал их и все свои мысли и чувства оставил в творчестве.
Когда прошла волна революционных событий и страна вновь обрела былую мощь. Автор знал, что это еще не все страдания на пути его любимой и родной страны. Поэтому когда пришла вторая волна данных событий, автор был шокирован тем, как ведет себя каждый житель страны.
Блок всегда хотел, чтобы его родина была могущественной, свободной и процветающей страной. Но когда в ходе бунтарств и восстаний народа, было много событий, которые привели к убийствам хаосу. Блок все равно был на стороне России, он истинный патриот, любит свою страну такой какая она есть без прикрас.
Но все же в своих стихотворениях всю грязь и последствия революций автор не обнажает, а показывает все в белом цвете. Благодаря чему многие почитатели его творчества осуждают его за это. Хотя многие при этом благодарят его за это освещение в более выгодном свете для всей страны и участников данного конфликта.
Блок всегда верил в светлое и престижное будущее своей страны, поэтому все стихотворения пронизаны верой во все хорошее и доброе. Поэтому он признан самыми строгими критиками лучшим поэтом светлого и доброго стихотворения за всю историю России.
Блок первым их русских поэтов отошел от стандартного образа изображения родины в роли матери. Он изображает Русь матушку в образе юной красивой девушки. И любовь к родине он выражает в стихах через признание и восхищение красотой этой юной красавицы.
Но не всегда он восхваляет свою страну в произведениях, он пишет о ее силе и слабостях. Во многих стихах он пишет точные слабые стороны своей отчизны, это плохие дороги, нищета, ветхие жилища людей.
И тут же не дает читателю осуждать ее, мягко переходит на ее сильные стороны и напоминает о могуществе, свободе и величии на широких просторах своей страны. Также поэт часто пишет произведения, в которых говориться о других темах, но не забывает внести немного слов и упоминаний о своей отчизне.
Автор много произведений, таких как битва, на Куликовом поле, осенняя воля. Эти произведения он целиком и полностью посвятил родине, в которых точно и правдиво, описал все свои мысли и чувства. А также степень значимости данных событий на будущее и настоящее страны в целом.
Читая произведения автора, невольно стаешь поклонником его родины и самой России в целом, даже если не являешься ее гражданином.
Благодаря искусно описанным просторам и рекам, деревенским сюжетом и бескрайним просторам страны. Читателю хочется оказаться там на этом луге или в лесу и многие под влиянием творчества Блока посетили России, чтобы увидеть родину их любимого поэта.
Третий период Серебряного века
Третий период Серебряного века в русской литературе начался в конце 19 века и продолжался до революции 1917 года. В этот период произошли значительные изменения в русской литературе, как по форме, так и по содержанию. Одной из главных особенностей этого периода было появление новых литературных направлений и стилей.
Один из важных литературных направлений третьего периода Серебряного века был символизм. Символисты стремились выразить невидимое мироздание, скрытые смыслы истинной реальности. Они использовали сложные метафоры и символы, чтобы передать свои идеи и чувства. Важным произведением символизма стал поэма «Серебряное слово» Александра Блока.
Другим значительным направлением этого периода был акмеизм. Акмеисты отвергали символистские метафоры и предпочитали ясный и точный язык. Они стремились к простоте и ясности в выражении своих идей. Важным произведением акмеизма стал сборник стихов «Египетские ночи» Иннокентия Анненского.
Третий период Серебряного века был также отмечен появлением футуризма. Футуристы подчеркивали скорость, движение, энергию и счастливое будущее. Они использовали новаторские средства выражения, такие как «слово в свободе» и «карточки». Важным произведением футуризма стал журнал «Гудок», который выходил в 1913-1914 годах.
В третьем периоде Серебряного века произошли также важные изменения в прозе. Великий русский писатель Максим Горький стал одним из ярких представителей пролетарской литературы. Он описывал жизнь простых рабочих и крестьян и выражал их протест против социального неравенства. Известным произведением Горького из этого периода является роман «Мать».
Третий период Серебряного века в русской литературе был важным этапом в истории русской культуры. В этот период произошли значительные изменения в литературных направлениях, стилях, формах и содержании произведений. Многие из этих изменений оказались революционными и имели глубокое влияние на развитие литературы и искусства в России.
Прекрасная Дама
Тема любви к прекрасной Даме, восхищения её красотой и мудростью — одна из ключевых тем в творчестве прославленного символиста. Лирический герой Блока не просто испытывает нежные чувства к той или иной девушке — он преклоняется перед Великой Женственностью. Этим он принципиально отличается от лирических героев других авторов.
Идея Вечной Женственности, впрочем, появилась задолго до Блока — ещё в XIV в. В это время многие французские и итальянские аристократы, помимо участия в общественной жизни, активно занимались творчеством. В том числе они слагали стихи и песни в честь Прекрасной Дамы. Как правило, у каждого такого трубадура был свой объект любви, но в непривычном для нас смысле: женщина, к которой они питали высокие чувства, всю жизнь оставалась для них недосягаемой. Найдя свою Прекрасную Даму, трубадуры считали за счастье посмотреть на неё издалека, быть приглашёнными на тот же светский приём, что и она. Высшая степень близости — поднять предмет, который она обронила, и услышать ласковое слово (либо коснуться края её одежды). Женщины, вызывавшие такие чувства у трубадуров, часто были замужем и/или под опекой строгих родителей, но это не главная причина, по которой поэты даже не пытались познакомиться со своими возлюбленными. В основном это был вопрос мировоззрения, идеологии. Трубадур считал свою Даму едва ли не святой — и не мог даже в мечтах представить себя, грешного и недостойного, рядом с ней. При этом у влюблённого поэта зачастую имелись и жена, и дети. Противоречия в этом не было: трубадуры полагали, что «небесная» и «земная» любовь — это совершенно разные вещи.
Одним из поэтов, влюблённых в идеализированную Прекрасную Даму, был Данте Алигьери, автор «Божественной комедии». Итальянский поэт XIII—XIV вв., будучи выходцем из аристократического общества, в раннем возрасте был приглашён на праздник. Там он приметил милейшую девочку, которую, как он впоследствии узнал, звали Беатриче. Эта встреча потрясла его, и он трепетал каждый раз, когда видел её в светском обществе или просто на улице, — но никогда даже не пытался с ней заговорить. Через много лет Данте женился, и у него с супругой Джеммой родилось трое детей, но он до конца жизни прославлял Беатриче и сделал её неотъемлемым персонажем «Божественной комедии». Именно Беатриче встречает главного героя этого произведения, прошедшего по кругам ада и чистилища, в раю. В финале поэмы оказывается, что Беатриче «живёт» на самом высоком из небес — десятом небе, там же, где пребывают Богородица, Иоанн Креститель, апостол Павел и многие другие святые.
Несмотря на то, что А. А. Блок родился далеко не в XIII, а в XIX веке, он размышлял примерно таким же образом, что и Данте. Он считал, что женщина, которую он полюбит возвышенной любовью, должна быть в первую очередь его музой, а не хозяйкой или матерью его детей. Поэтому его супружеская жизнь с Любовью Менделеевой, к сожалению, оказалась несчастливой. Однако высокое чувство подвигло его написать множество прекрасных стихотворений. Например, «Вхожу я в тёмные храмы…»:
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
1902
Лирический герой Блока прямо называет Прекрасную Даму «Святой» (не случайно место их встречи — храм) и не произносит её имени: она — не столько реальный человек, сколько воплощение идеала Вечной Женственности. Такая Дама появляется и в одном из самых знаменитых стихотворений А. А. Блока — «Незнакомка» (1906). Там, правда, интерьер совершенно другой: встреча недосягаемой красавицы и лирического героя происходит в ресторане, за соседними столиками сидят «пьяницы с глазами кроликов». Да и можно ли назвать это встречей? Лирический герой и сам не уверен, что явление чаровницы — реальность, а не наваждение:
И каждый вечер, в час назначенный,
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
Впрочем, как мы уже поняли, Прекрасная Дама, даже будучи реальным человеком, имеет куда больше общего с миром фантазий и грёз. Её тело рождено на Земле, но душа парит в небесах
Так что, даже если таинственная Незнакомка в ресторане лирическому герою просто померещилась, это — вот парадокс! — не так и важно: она всё равно существует где-то в прекрасном, недосягаемом, невидимом мире
Произведения знаменитых писателей
- Лев Толстой:
- Война и мир — эпический роман, описывающий события во время войн Наполеона с Россией в 1812 году.
- Анна Каренина — роман о любви и предательстве, который поднимает актуальные вопросы о морали, обществе и семейных ценностях.
- Федор Достоевский:
- Преступление и наказание — роман-детектив, исследующий психологию преступника и его внутренний мир.
- Братья Карамазовы — исследование человеческой природы, морали и веры через историю четырех братьев.
- Антон Чехов:
- Три сестры — пьеса, рассказывающая историю трех сестер, чьи мечты и надежды не осуществляются.
- Вишневый сад — пьеса, изображающая поколения их различий и преобразования через историю дворецкого и его работницы.
Ключевые авторы Серебряного века: Блок, Ахматова, Толстой и др.
Одним из наиболее значимых авторов Серебряного века является Александр Блок. Он стал одним из основателей символизма в русской поэзии и оказал огромное влияние на развитие художественной культуры страны. Блоку принадлежат такие известные произведения, как «Двенадцать», «Стихотворения о Прекрасной Даме» и «Темнота». Его поэзия отличается сложной символической семантикой и философскими размышлениями о жизни и смерти.
Марина Цветаева – еще одна выдающаяся поэтесса Серебряного века. Ее стихи известны своими эмоциональными размышлениями о любви, смерти и искусстве. В ее творчестве присутствуют свободные стихотворные формы и мощная личностная экспрессия. Известные произведения Цветаевой включают «Иллиаду», «Подорожник» и «Предчувствие». Ее стихи оказали влияние на многих писателей и поэтов в последующие годы.
Анна Ахматова – знаменитая русская поэтесса, автор сильных и выразительных стихотворений о войне, любви и судьбе России. Ее работы часто были подвергнуты цензуре и неоднократно запрещались. Тем не менее, она продолжала писать и публиковать свои стихи. Известные произведения Ахматовой включают «Белая стая», «Реквием», и «Поэма без героя». Ее поэзия отличается эмоциональной интенсивностью и глубоким ощущением русской культурной истории.
Лев Толстой, хотя и по происхождению идет из другой эпохи, также можно отнести к ключевым авторам Серебряного века. Его романы, такие как «Война и мир» и «Анна Каренина», занимают почетное место в классической русской литературе. Толстой был известен своими глубокими психологическими изображениями персонажей и острым пониманием социальных проблем своего времени. Его работы имели огромное влияние на развитие русской литературы и философии.
Это лишь некоторые из знаменитых авторов, чьи творческие достижения внесли огромный вклад в Серебряный век литературы. Их произведения можно назвать настоящими сокровищами русской культуры и они продолжают оказывать влияние на поколения писателей и поэтов по сей день.
Серебряный век: возникновение и общая характеристика
В Серебряном веке поэты и художники стремились к экспериментам и инновациям, разрушая консервативные традиции Золотого века и воплощая новые идеи.
Стиль и манера письма в Серебряном веке были индивидуальными и экспрессивными. Поэты использовали метафоры, символы и яркие образы, чтобы передать свои чувства и мысли. Они выражали свои эмоции и реакции на движущие силы времени, социально-политические события и жизнь вообще.
Одной из особенностей Серебряного века было то, что поэты и художники не только самовыражались, но и обратили внимание на социальные проблемы, политические и экономические неравенства в обществе. Они поэтически осуждали эти проблемы, вызывая у читателей и слушателей осознание и сопереживание
Серебряный век увидел зарождение и развитие таких литературных течений, как символизм, акмеизм и футуризм. Крупные поэты этого периода включают в себя Александра Блока, Андрея Белого, Сергея Есенина и многих других. Искусство Серебряного века имело огромное влияние на последующие поколения писателей и художников.
- В Серебряном веке художники старались найти новые способы выражения своего восприятия мира через искусство.
- Они экспериментировали с жанрами, стилями и формами, создавая уникальные произведения.
- Поэты Серебряного века олицетворяли интересы и проблемы своей эпохи, вызывая реакцию в своих читателях и аудитории.
- Это был период новаторства и творчества, который оставил неизгладимый след в истории русской литературы и искусства.
Творчество Марины Цветаевой
Марина Ивановна Цветаева (1892 ‑ 1941 гг.) ‑ известная российская поэтесса, переводчица, прозаик. Прежде всего, она известна своими любовными стихотворениями. Ей также было свойственно размышлять об этических аспектах революции, причем в ее работах прослеживалась ностальгия по старому времени. Возможно, именно поэтому она вынуждена была покинуть страну советов, где ее творчество не ценилось. Она блестяще знала другие языки, и ее популярность распространилась не только на нашу страну. Дарованием поэтессы восхищаются в Германии, Франции и Чехии.
Главные работы Цветаевой:
- «Имя твое ‑ птица в руке»;
- «Идешь, на меня похожий»;
- «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес..»;
- «Тоска по Родине! Давно…»;
- «Мне нравится, что Вы больны не мной»;
- «Я бы хотела жить с Вами»;
- «Моим стихам, написанным так рано»
Основные темы в творчестве поэтессы:
- тема Родины;
- тема любви, ревности, разлуки;
- тема дома и детства;
- тема поэта и его значимости;
- историческая судьба отечества;
- духовное родство.
Одной удивительной особенностью Марины Цветаевой является то, что её стихотворения не принадлежат ни одному литературному течению. Все они находятся за пределами любых направлений.
Популярность и признание блок-поэта
Александр Блок стал одним из самых популярных и признанных поэтов своего времени. Его поэтические произведения завоевали сердца читателей и стали объектом исследований и толкований.
В 1904 году Блок организовал поэтический вечер, на котором прочитал свои новые стихотворения. Это событие стало настоящим прорывом в его карьере и принесло ему первую широкую известность. Его поэзия отличалась глубоким лиризмом, оригинальными образами и неординарным стилем.
В 1906 году Блок опубликовал свою первую крупную поэтическую коллекцию «Стихи о прекрасной даме», которая стала настоящим литературным событием. Эта книга принесла Блоку огромную популярность и стремительный взлет на литературной сцене. Критики и читатели отмечали его яркое письмо, философский подход к темам и смелость экспериментов с формой.
В дальнейшем Блок станет одним из ведущих поэтов «Серебряного века». Он станет средоточием идейного и художественного движения символизма и акмеизма, влияние которых будет ощущаться в его стихах и прочих произведениях.
Благодаря своей исключительной талантливости и остроумию, Блок был признан одним из величайших русских поэтов XX века. Его стихи до сих пор читают и изучают в школах и университетах, а его влияние на литературу и культуру продолжает оставаться значимым.
Сочинение Образ России в творчестве Блока 11 класс
Как можно не любить свою страну, свою Родину? Ведь её, как и родителей, не выбирают. К образу России Блок обращается неоднократно. Он писал и про старую Русь, и про Русь революционную. Куликовской битве он посвятил несколько стихотворений. Он называет Русь своей женой, обращается к ней, как к самому близкому человеку.
Для Блока Россия — это женщина. Прекрасная незнакомка из ранних произведений поэта. Для него понятия любить Россию и любить женщину -равнозначные.
У неё много лиц. Вначале она была простой женщиной с повязанным до бровей узорным платком. Страна разрушенных деревень и дорог. Истерзанная, в крови, сражается на Куликовском поле и побеждает. Пережив революцию, превращается в мировую промышленную державу.
- Где ведуны с ворожеями
- Чаруют злаки на полях,
- И ведьмы тешатся с чертями
- В дорожных снеговых столбах.
- Дикий ветер
- Стекла гнет,
- Ставни с петель
- Буйно рвет.
- О, Русь моя! Жена моя!
- До боли Нам ясен долгий путь.
Блок видит родину всегда такой, какая она есть. Он не умаляет ее заслуг и достоинств, он осознает величие исторического прошлого России, которое начиная с самых древних времен было героическим, — защищалась ли она от половцев, сражалась ли с ордой хана Мамая, заслоняя Европу от нашествия татар. Но видит он и беды, страдания, нищету, выпавшие на долю любимой России. И все же, как бы ни менялась в своем историческом развитии милая сердцу поэта родина, каким бы ни было его отношение к переменам в этой стране, вызывающим то восторг и восхищение, то жалость и боль, — неизменной оставалась его любовь к великой России. Эта любовь всегда оставалась созвучной любви к женщине:
- О, нищая моя страна.
- Что ты для сердца значишь?
- О, бедная моя жена,
- О чем ты горько плачешь?
Тема Родины во все времена была самой освещаемой в поэзии. Всегда поэты старательно воспевали, а иногда и упрекали родную землю. Однако, в творчестве А. Блока данная тема приобретает совершенно неповторимое звучание. Любовь поэта к родине можно назвать невероятно противоречивой и неоднозначной.
В начале творчества Блока тема России не является обособленной. Поэзию этих лет предстает в достаточно романтическом облике. В качестве примера можно привести стихотворение “Ночь на Новый Год”. Дух ранней поэзии Блока – дух мечтаний, которые окутывают образ России.
К пониманию истинной, правдивой родины автор пробирается путем мрачных образов, которые сменяют ранее написанные стихотворения о мечтательно-прекрасной стране, сравнимой с чудесным садом. Сейчас же образ страны заменен на картинку мрачного мира, населенного мрачными существа и такими же людьми, что можно отметить в цикле стихов «Пляски смерти». В стихотворении “Ночь, улица, фонарь, аптека. ” наиболее полно отражены безысходность и угнетенность данного мира. Однако, Блок видит этот мир не только снаружи, но и внутри себя. Настоящим мужеством можно считать принятие родины и любовь к ней без учета всех ее недостатков.
Венцом рассуждений о судьбах страны можно считать цикл стихов “Родина». Можно отметить, что Россия предстает читателю в образе заповедной страны со своей сказочной хозяйкой, также есть размышления о судьбе России через образ трагической женской судьбы. В цикле стихов “Родина” есть ряд стихотворений, посвященных значимому событию в жизни страны – Куликовской битве. Но Блок больше отражает духовное значение данного события, нежели военное или политическое. Поэт обращается к данному событию, так как предвидит наступление трагических лет в истории России. Этот мотив можно встретить в различных стихотворениях автора: “На поле Куликовом”, “Петроградское небо мутилось дождем. ” и др.
Стихотворения А. Блока, несмотря на пророчества трагедии и катастрофы, пропитаны неподдельной любовью и являют нам образец безграничной преданности к своему родному краю.
Характеристика искусства и литературы
Серебряный век русской литературы, который охватывает период с конца 19 века до начала 20 века, отличается особой эстетикой, богатством и разнообразием жанров, глубоким психологизмом и проникновенностью. В это время русская культура претерпела значительные изменения и стала одной из наиболее важных и влиятельных в мире. Искусство и литература Серебряного века были характеризованы следующими особенностями:
- Символизм: Символизм стал основным направлением в литературе Серебряного века. Символисты стремились передать не только внешнюю реальность, но и внутренний мир и эмоции героев. Использование символов и метафор создавало атмосферу загадочности и таинственности в произведениях символистов.
- Импрессионизм: Импрессионизм был неразрывно связан с Серебряным веком и представлял собой новую форму художественного выражения. Художники-импрессионисты стремились передать свои впечатления от окружающего мира и использовали курьезные ракурсы и цветовые комбинации для создания множества оттенков и настроений.
- Интерес к народному творчеству и фольклору: Литераторы и художники Серебряного века обращались к народному творчеству и фольклору, исследуя его особенности и используя их в своих работах. Это проявилось как в использовании народной художественной традиции, так и в националистическом подходе к творчеству.
- Глубокая психологизация: Одним из главных аспектов литературы Серебряного века была психологическая глубина. Писатели и поэты изучали внутренний мир человека, его эмоции, страхи и душевные муки. Благодаря этому, произведения Серебряного века стали более сложными и глубокими в своем содержании.
- Многообразие жанров: Литература Серебряного века охватывала множество жанров — романы, рассказы, поэзию, драматургию, критику и т.д. Это позволило одновременно развиваться различным направлениям искусства и творчества.
Таким образом, Серебряный век русской литературы отличается своей оригинальностью и богатством искусства. Он стал временем интеллектуального и духовного расцвета, которое сыграло важную роль в развитии мировой культуры.