Чистый понедельник. краткое содержание и анализ

Testsoch.ru

Композиция и конфликт

Композиция рассказа «Чистый понедельник» базируется на трёх частях:

  1. Экспозиция. Первая часть знакомит читателя с главными героями, описывает их отношения. 
  2. Кульминация. Вторая часть говорит о событиях Чистого понедельника. Любовное соитие героев и великий грех (ведь время совпадает с церковным праздником, означающим начало воздержания и поста) — самая высшая точка напряжения в тексте.
  3. Развязка. Уход девушки в монастырь и переживания рассказчика.

Особенность композиции рассказа «Чистый понедельник» заключается в том, что фабула не совпадает с сюжетом: о знакомстве рассказывает именно герой.

Читатель становится свидетелем противостояния в рамках одной любви: герои противопоставлены друг другу. Рассказчик — земной человек, привыкший ставить мирские удовольствия выше духовных. Его влечение к женщине находит выражение в страсти. Он не отличается силой духа и довольствуется праздной жизнью в ресторанах и театрах. Она — возвышенная духовно, устремленная к высшим сферам. Автор не раз описывает вопросительное выражение ее лица, ведь она постоянно думает и тяготится своим положением. Лишь уход в монастырь позволяет разрешить ее внутреннее противоречие.

Популярные сочинения

Произведение И.А. Бунина «Чистый понедельник» является отражением психологизма прозы автора. Оно олицетворяет Московскую жизнь в начале двадцатого столетия. Очень подробно Иван Алексеевич расписывает предметы

В своём произведении “Евгений Онегин” Пушкин затрагивает такие волнующие нас темы как: дружба, верность, любовь и предательство. В его произведении нашли своё место многие человеческие пороки, но также там имеют место быть и добродетели

Начало каждой общины – это семья и это так с древних времен. Связи между родными всегда считались самыми близкими и самыми крепкими и не удивительно, ведь все эти связи как-то имеют отношение к жизни другого человека

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/lyubov-bunina-i-kuprinahttp://www.syl.ru/article/351693/tema-lyubvi-v-tvorchestve-bunina-i-kuprina-o-kakom-svetlom-chuvstve-rasskazyivali-pisatelihttp://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/raznye/lyubov-v-proizvedeniyah-bunina-i-kuprina

голоса

Рейтинг статьи

Описание персонажей

Важным элементом произведения является то, что рассказ происходит от первого лица, при этом у главных действующих лиц нет имен. Почему писатель оставил героев безымянными? Это результат типизации образов. Бунин описывает типичных представителей той эпохи, только девушка вышла из рамок, которые были навязаны ей происхождением.

Основные и вспомогательные персонажи:

  1. Главный герой. Богатый, привлекательный юный дворянин. По-настоящему любит героиню, выполняет все ее капризы, дарит книги, конфеты, цветы. Девушка отвечает взаимностью, но отказывается от свадьбы, не говорит о дальнейшем совместном будущем. Герой пробует ее понять, страдает от неопределенности. После расставания тоскует, часто пьет, посещает храмы. В один из дней видит девушку среди монахинь, она не узнала его.
  2. Главная героиня. Дочка зажиточного отца, проживает сама в Москве. Стройная и привлекательная девушка, любит светскую жизнь, читает книги. Материальное благополучие ей не чуждо, но это не позволяет ощутить вкус жизни. Она странная, не такая как все, ее внутренний мир открывается герою перед расставанием. Мучается от поиска себя, имеет твердый характер и большую силу воли.
  3. Актер Качалов. Общий друг на одном из званых вечеров приглашает героиню на танец, целует руки, величает ее Шамаханской царицей. Главного героя он называет «красавцем», добавив затем «ненавижу».
  4. Старуха в храме. После разлуки рассказчик сильно страдает. Зайдя в храм, старушка видит его слезы и говорит нужные в это время для него слова: не стоит так страдать, это грех.

Главные герои и их характеристика

Образ главной героини можно рассмотреть с нескольких ракурсов повествователя: влюбленный юноша оценивает избранницу как участник событий, также он видит ее в роли человека, который лишь вспоминает прошлое. Его взгляды на жизнь после влюбленности, после страсти — меняются. К концу новеллы читатель видит теперь уже его зрелость и глубину мыслей, а вначале герой был ослеплен своей страстью и за ней не видел характер своей возлюбленной, не чувствовал ее душу. В этом причина его потери и того отчаяния, в которое он погрузился после исчезновения дамы сердца.

В произведении нельзя найти имя девушки. Для рассказчика это просто та самая — неповторимая. Героиня – неоднозначная натура. Она имеет образованность, утонченность, ум, но при этом отстраняется от мира. Ее влечет недостижимый идеал, к которому она может стремиться только в стенах обители. Но в то же время она полюбила мужчину и не может просто так уйти от него. Контраст чувств приводит к внутреннему конфликту, который мы можем мельком проследить в ее напряженном молчании, в ее стремлении к тихим и укромным уголкам, к раздумью и одиночеству.  Девушка еще пока не может понять, что ей нужно. Ее соблазняет шикарная жизнь, но, в то же время, она сопротивляется ей, и пытается найти что-то другое, что осветит ее путь смыслом. И в этом честном выборе, в этой верности самой себе кроется великая сила, находится великое счастье, которое с таким удовольствием описал Бунин.

Герои рассказа и их характеристика

Главными героями в рассказе «Чистый понедельник» являются прекрасная молодая пара. Они олицетворяют чистую и искреннюю любовь, которая проходит через душевные испытания и разлуку. Их любовная история начинается восхитительно и идеально, но конец рассказа оказывается несчастным, печальным и трагичным, по крайней мере для одного из героев.

Молодой человек

Мне нравится2Не нравится2

Молодой человек, являющийся одним из главных героев, обладает красивой внешностью и происходит из дворянской семьи. Он испытывает самоуверенность и обладает хорошим образованием. Веселый и жизнерадостный, он полностью влюблен в свою девушку и покрывает ее разнообразными подарками, исполняя все ее прихоти.

Однако, несмотря на то, что девушка принимает все его знаки внимания, она отказывается выйти за него замуж и не строит с ним планов на будущее. Молодой человек не понимает причину ее отказа и отсутствия желания создать семью, но он не злится и не спешит принуждать свою возлюбленную. Он ведет себя сдержанно и терпеливо.

После расставания с девушкой, молодой человек страдает и переживает, он начинает утопать в печали и пьянстве, посещает церковь в поисках утешения и ответов. Однако, со временем он снова находит себя. Проходит уже два года с тех пор, как его возлюбленная ушла от него, и он осознает, что должен двигаться вперед.

В один день он случайно встречает ее в церкви среди монахинь, но его любимая не узнает его. В этот момент он окончательно прощается со своими мечтами и надеждами. Это становится для него окончательным символом того, что прошлое остается в прошлом, а он должен принять реальность и идти дальше.

Девушка

Мне нравится2Не нравится2

Девушка в рассказе предстает перед нами как молодая и богатая женщина, проживающая в сердце столицы. Она обладает изысканной внешностью и стройной фигурой, притягательной для всех вокруг. Умна и сообразительна, однако она воспринимается как неким образом отстраненной от окружающего мира.

Ей не требуются ухаживания, цветы или сладости, а источник ее удовлетворения находится в других сферах, таких как чтение или интересные увлечения. Она находится в поисках самой себя и проявляет странности, отказываясь связывать себя семейными узами. Эта загадочная девушка ставит перед своим возлюбленным загадку, которую он не может разгадать. Сильная воля и отличительная индивидуальность делают ее уникальной в сравнении с другими женщинами.

Она ценит дорогую одежду и наслаждается чтением, даже способна остаться дома ради этого увлечения. Девушка скрытна и спокойна в своем поведении. Частые посещения монастырей и кладбищ говорят о ее внутренней тонкости и способности переживать через себя все, что происходит вокруг. Она обладает особым обаянием в манере своей речи, произнося слова тихо и медленно.

В конечном счете, девушка меняет свою роскошную жизнь, отказываясь от дорогих нарядов в пользу уединения с Богом, она отправляется в монастырь.

Главные герои, влюбленные, оказываются абсолютно противоположными людьми, у них разные внутренние миры и ценности. Они представляют разные стороны жизни, однако их взаимодействие и встречи порождают непредсказуемые последствия и меняют их жизни навсегда.

Старушка из монастыря

Второстепенной героиней произведения является старушка из монастыря, которую молодой человек встретил в церкви в моменты глубокого печали после разрыва с возлюбленной. Эта старая женщина имела для него особое значение, так как она обратилась к нему и сказала, что страдание, которое он испытывает, является грехом.

У влюбленных героев было всего одно прекрасное мгновение близости, которое произошло в ночь масленицы. Однако, внезапно для юноши, девушка приняла решение уйти в монастырь в чистый понедельник.

Этот поступок, наполненный любовью к Богу, кажется похвальным, но при этом вызывает страдания в сердце ее возлюбленного. Он живет в муках и горе, осознавая, что его возлюбленная отстраняется от мирской жизни. Более того, он не знал о ее неожиданном решении в течение двух лет. Девушка может быть непонятной для окружающих, но она заслуживает уважения за свою силу воли и способность так сильно изменить свою судьбу.

Любовь в рассказе Бунина Чистый понедельник

Рассказ «Чистый понедельник», написанный Иваном Алексеевичем Буниным в 1944 году, входит в цикл «Тёмные аллеи». Этот цикл содержит в себе 38 рассказов, каждый из которых с нового ракурса раскрывает общую тему: любовь. В произведениях этого цикла ни найти одинакового сюжета, однако все они не заканчиваются счастливым браком: любовь героев обречена. Рассказ «Чистый понедельник» не является исключением из этой закономерности.

Автор не раскрывает читателю имён героев, называя их просто: Он и Она. Оба героя молоды, богаты и настолько хороши собой, что ими восхищаются окружающие. Их досуг всегда весьма насыщенный: дорогие рестораны или простые оживлённые забегаловки, театры, светские вечера. Однако отношения их неполноценны: главный герой постоянно чувствует отсутствие близости с возлюбленной. Хотя их и объединяет тёплое чувство, делающее каждую проведённую минуту вместе счастливой, характеры и интересы их сильно разнятся.

Он – лёгкий на подъём, добродушный, болтливый гуляка, в нём нет ни тени той духовной глубины и того спокойствия, которыми обладает она. Они вместе, но героиня так и остаётся загадкой для него. Её поведение ему кажется странным, а в течение отношений он открывает для себя совершенно неожиданные её увлечения: история, русские сказания и летописи, монастыри, соборы и церковные обряды. С каждым днём он любит её всё сильнее, одновременно с этим убеждаясь в том, как мало знает и понимает её.

Она, хотя и предпочитала вести себя сдержанно, явно любила этого молодого человека: принимая холодно от него конфеты и книги, они всегда были съедены и прочитаны. В вечер их последней встречи (в ночь на Чистый понедельник) она решается на близость с ним со словами: «Вот все говорил, что я мало о нем думаю <�…> Нет, я думала…» Она уехала в родной город и постриглась в монахини, это решения она вынашивала долгое время. Главный герой пытается убить своё горе в кабаках и алкоголе, боль со временем ослабевает, но не уходит.

Открытая концовка произведений лишь оставляет читателю ещё больше неразрешённых вопросов. Любовь в этом рассказе преподносится как нечто иррациональное и необъяснимое: он был слеп, не знал её, но чувства были неподдельны и искренны. Сила этого чувства, нелогичного и таинственного, способна вознести человека до небес от счастья, а затем разрушить его жизнь.

Любовь в рассказах Бунина

Для писателей светлое чувство – это самое прекрасное, что могло случиться с человеком. Поэтому тема любви в творчестве Бунина и Куприна занимала особое место, поэтому их произведения так волновали читателей. Но понимали они его каждый по-своему. В творчестве И. А. Бунина любовь – это вспышка эмоций, счастливое мгновение, которое внезапно появляется в жизни, а потом так же резко обрывается. Поэтому в его рассказах герои вызывают противоречивые чувства у читателей.

Так, в рассказе “Солнечный удар” показана любовь-вспышка, любовь-мгновение, озарившая жизнь двух людей на краткий миг. И после того, как они расстались, главный герой почувствовал себя старше на много лет. Потому что эта мимолетная любовь забрала все то лучшее, что было в нем. Или в рассказе “Темные аллеи” главная героиня продолжала любить, но так и не смогла простить слабости возлюбленного. А он, хотя и понимал, что она отдала ему лучшие годы, продолжал считать, что поступил правильно. И если в творчестве Куприна, любовь непременно была трагической, то у Бунина она показана как более сложное чувство.

Тема

В рассказе «Чистый понедельник» анализ произведения выявляет большую проблематику любовной темы
и идеи новеллы. Произведение посвящено теме подлинной любви, настоящей и всепоглощающей, но в которой присутствует проблема непонимания героями друг друга.

Двое молодых людей полюбили друг друга: это прекрасно, так как любовь толкает человека на благородные поступки, благодаря этому чувству, человек находит смысл жизни. В новелле Бунина любовь трагична, главные герои не понимают друг друга, и в этом их драма. Героиня нашла для себя божественное откровение, она очистилась духовно, найдя свое призвание в служении Богу, и ушла в монастырь. В ее понимании любовь к божественному оказалась сильнее физиологической любви к своему избраннику. Она вовремя поняла, что, соединив свою жизнь брачными узами с героем, она не получит полного счастья. Ее духовное развитие стоит гораздо выше, чем физиологические потребности, у героини более высокие нравственные цели. Сделав свой выбор, она ушла от мирской суеты, отдавшись служению Богу.

Герой любит свою избранницу, любит искренне, но он не в силах понять метаний ее души. Он не может найти объяснения ее безрассудным и взбалмошным поступкам. В рассказе Бунина, героиня выглядит более живым человеком, она хоть как – то, методом проб и ошибок, ищет свой смысл жизни. Она мечется, кидается из крайности в крайность, но, в конце концов, находит свой путь.

Главный герой же, на протяжении всех этих отношений, просто остается сторонним наблюдателем. У него, фактически, нет никаких стремлений, ему удобно и комфортно все, когда героиня рядом. Он не может понять ее мыслей, скорее всего, он и не делает попыток, чтобы понять. Он просто принимает все то, что делает его избранница, и ему этого достаточно. Отсюда следует вывод, что каждый человек имеет право выбора, какой бы он ни был. Главное для человека – определиться, что ты, кто, и к чему идешь, и не стоит оглядываться по сторонам, боясь, что кто – то осудит твое решение. Уверенность в себе, и в своих собственных силах, помогут найти верное решение, и сделать правильный выбор.

2 вариант

Оба героя были молоды и богаты. Он так её любил, ждал. Кстати, и ради него она хотела сыграть роль земной женщины. Но хорошо, что она вовремя поняла, что не может так жить. Ведь лучше она сразу ушла в религию и духовность, чем после рождения двоих детей бросила бы всё и спряталась в монастыре. Некоторые люди, как я понимаю, могут совмещать семейную жизнь и стремление к духовности, но не в этом случае. Видно было, что всё в этих отношениях она делала через силу. Наверное, и родителей не хотела расстраивать, и окружение… А если бы наоборот – ей на постриг в монастырь, а она думает о семье, мечтает об отношениях.

В рассказе говорится, что она училась на курсах, но вот посещала их редко. Герой не понимал даже, зачем она там время тратит. На его вопросы она отвечала, что люди, вообще, не знают, зачем они всё делают в этом мире. Уже по этому ответу можно понять, что её особенно не интересует в этом земном мире. Думаю, что герой мог бы понять – она не для него, не для кого. Но он так её любил, что закрывал глаза на все эти странности. И ещё он был очень энергичным, ведь она постоянно его просила помолчать, не мешать ей, например, дочитать главу. Они ведь даже познакомились на лекции Белого, где герой не мог усидеть на месте, а ещё и хохотал, а она сделала ему замечание, но в итоге рассмеялась.

Для меня в этом названии есть смысл того, что она начала новую жизнь – чистую с понедельника. (Есть, конечно, и религиозный смысл, но я его не знаю.) Новую жизнь – для себя, где всё ей будет откликаться. Ну, надеюсь… Хотя в момент их встречи она вполне довольна, не бросается к бывшему возлюбленному. Она попробовала земной путь, долго думала, но сделала выбор – к духовности.

Популярные сочинения

  • Сочинение про Благородство Благородство – человеческое качество, которое очень ценится в обществе. Характерно далеко не для каждого. Благородство подразумевает высокий уровень таких черт характера, как честь
  • Чацкий и Софья — сочинение Трагедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» отражает совокупность двух конфликтов: социального и любовного. Любовная линия представлена образами Чацкого, Софьи и Молчалина.
  • Сочинение Семья Мелеховых в романе Михаила Шолохова Тихий Дон В семье Мелеховых смешалось два вида крови: казачья и турецкая — это стало причиной того, что все члены этой семьи наделены самобытным и непокорным характером

Сочинение на тему Любовь в произведениях Бунина и Куприна

Два русских писателя – Бунин и Куприн, относятся к первой половине 20 века. Их общей темой произведения была любовь. Их произведения заставляли, и до сих пор заставляют, полностью погрузиться в содержание, а конкретно, прочувствовать всю искренность и чистоту такого небесного чувства как любовь. Также эти произведения русской классики наполнены трагичностью, что часто заставляет читателей переживать и сострадать лирическим героям.

Во всех рассказах Ивана Алексеевича герои обречены на расставание, неизлечимые душевные травмы и, даже, суицид. Любовь в его произведениях не вечна, а также бескорыстное чувство, которое ничего не требует в награду. Персонажи Бунина стремятся найти это столь многогранное чувство, но обжигаются им.

С 1937 по 1944 годы Бунин работал над сборником «Тёмные аллеи», в который включил рассказы о любви. В данном цикле практически невозможно найти произведение без трагического или драматичного финала. Один из популярных рассказов сборника – «Солнечный удар». Темой произведения являлась любовь, чистая и непорочная. Герои данного произведения любили не только телом, но и душой.

В рассказе формировались проблемы между влюблёнными, их разлуки и внутреннего противоречия. Было два главных образа – поручик и прекрасная незнакомка. Юноша и девушка познакомились на палубе корабля, где был обед. Между двумя пробежала искра и молодой человек предложил своей приятельнице сбежать от постороннего окружения. Они сразу же отправились в гостиницу, где были только молодые люди и пламя страсти, которое сразу же их охватило. Утром героям нужно было расстаться, но это было довольно сложно. Поручик и прекрасная незнакомка предположили, что это был солнечный удар. Именно тут и раскрывается смысл названия рассказа. Здесь солнечный удар – это символ неожиданного потрясения, любви, которая овладевает разумом. После поручик провожает свою возлюбленную на палубу и целует её при всех, вот, казалось бы, опять солнечный удар. Затем молодой человек оказывается в оковах рассуждений, вдруг у неё есть семья и им не суждено быть вместе. Он хочет написать ей письмо, но не знает адреса этой девушки. Этим произведением автор говорит нам о том, что настоящая любовь приходит внезапно и застаёт вас врасплох.

Что касается Куприна, о нём можно сказать как о мастере образов. Он глубоко проникал во внутренний мир персонажей и делал их очень яркими и запоминающимися. Автор знал где ярче всего раскрываются человеческие характеры – в чувстве любви. Александр Иванович изображал любовь как глубокое и просветлённое чувство, а не кратковременную страсть. Но множество его произведений содержат в себе трагический характер. Героям и их любви предстоит поединок с жестоким миром. Главной чертой произведений этого писателя являлся человек, которого Куприн мог так ярко раскрыть его в сфере человеческих чувств, а конкретно, любви.

Любовь в творчестве Куприна и Бунина – сочинение (11 класс)

Оба писателя изобразили в своих произведениях любовь огромной силы, которой трудно противостоять. Человек может воздержаться от тех или иных действий, но изгнать это чувство он не в силах.

И у Бунина и у Куприна герои сталкиваются с обстоятельствами, препятствующими любви и делающие их несчастными. Речь идет об общественных отношениях. Офицер из «Темных аллей» Бунина не может жениться на крестьянке, не встретив осуждения общественного мнения, которое, неминуемо, скажется на карьере. Поручик из «Солнечного удара» Бунина внезапно влюбляется в замужнюю женщину, с которой пережил мимолетное романтическое приключение. То же самое можно сказать и о Желткове – герое «Гранатового браслета» Куприна, которого также захватило чувство к замужней княгине, вытеснившее из его жизни все остальное.

Оба писателя показывали любовь как нечто овладевающее человеком помимо его воли. Самым лучшим сравнением с этим стал солнечный удар, ставший названием произведения Бунина.

И Куприн, и Бунин показывают всепоглощающую любовь, как нечто не принадлежащее к нашему миру и враждебное ему. Человек, охваченный ею, может всецело отдаться в любви и раствориться в ней, что, неизбежно, погубит его. Другой вариант показан Буниным. Крестьянка из «Темных аллей» 35 лет продолжала любить бросившего ее офицера, но оставалась частью этого мира: хотя она и не вышла замуж, но успешно держала постоялый двор и даже занималась ростовщичеством. Поручик из другого уже упомянутого произведения Бунина тоже смог остановиться и не броситься в другой город добиваться воссоединения с замужней женщиной. Однако и для этих персонажей, которые смогли, хотя и отчасти, себя перебороть, настоящая любовь не могла пройти бесследно. Пережитая всепоглощающая любовь сделала их иными. Этот опыт будет продолжать влиять на их жизни, от него невозможно избавиться.

Оба писателя говорили не о преследовании влюбленных некими враждебными силами. Другие люди, если и упомянуты (как муж и родственники княгини Веры Николаевны в «Гранатовом браслете»), то они не становятся причиной трагедии. Герои сами понимают, что их чувство не совместимо с социальными нормами и интересами других людей и, по сути, сами выносят себе приговор. И у Бунина и у Куприна герои, пораженные любовью, лишены эгоизма (даже крестьянка, брошенная офицером, хотя и не прощает, но воздерживается от мести и попыток его вернуть). Любовь показана как саморазрушение, а не слепое желание обладать.

Необычная сторона светлого чувства

Хоть любовь в произведениях Бунина и Куприна – это отношения между двумя людьми искренние, настоящие, но иногда любовь может быть совсем другой. Именно такая сторона показана в рассказе “Господин из Сан-Франциско”. Хоть это произведение и не о любви, в одном эпизоде говорится, что по кораблю ходила одна счастливая пара и все, глядя на нее, видели двух влюбленных. И только капитан знал, что их наняли специально, чтобы они играли сильное чувство.

Казалось бы, какое это может иметь отношение к теме любви в произведениях Бунина и Куприна? Такое тоже бывает – это касается и актеров, которые играют на сцене влюбленных, и таких вот пар, которые наняли специально. Но бывает и так, что между такими артистами может возникнуть и настоящее чувство. С другой стороны, кто-то, глядя на них, обретает надежду, что и у него появится любовь в жизни.

Две разные мечты

Главные герои живут, купаясь в роскоши, праздно проводя свои дни в светской суете, блеске, шумихе. Эта пара радует взоры окружающих. Но мечта девушки слишком глубока и недоступна для её возлюбленного, их внутренние миры чудовищно несовместимы. Парадокс в том, что героиня любит своего избранника, но понимает, что их союз невозможен. Это не принесёт счастье ни ей, ни её любимому. Она мудра и дальновидна, несмотря на возраст.

Дорога к себе – вот выбор девушки, она нашла своё призвание в служении Богу. За внешней красотой её избранник не смог разглядеть и разгадать душу возлюбленной, её мечту. Молодой человек страстно влюблён, он замечает каждую деталь туалета, украшения, причёски своей девушки. Герой не видит самого главного: она чувствует себя счастливой, умиротворённой, когда находится вдали от шума и суеты – в церкви, в уединении.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: