Кратко «старуха изергиль» м. горький

Кратко «старуха изергиль» м. горький

Краткое содержание

Лирический герой, закончив дневной сбор винограда, вместо того, чтобы гулять и развлекаться со своими ровесниками, любуется природой на берегу моря. Вместе с ним остается старуха Изергиль. Смысл ее вопроса сводится к одному: молодые должны гулять и петь, а не сидеть со стариками. Она уверена, что хорошо живется только тем, в ком есть сила и огонь. Постепенно между ней и лирическим героем завязывается разговор. Она рассказывает ему несколько, казалось бы, не связанных историй.

О Ларре

В одном из племен орел похищает девушку. Все попытки ее отбить оказываются безуспешными. Через двадцать лет она снова приходит в племя со своим сыном. Это красивый молодой человек, который отличается непомерной гордыней. Он убивает дочь старейшины, которая не соглашается с ним остаться.

Разгневанное племя долго выбирает ему наказание. Наконец, они решают покарать его неуязвимостью и вечным одиночеством. Десятки лет Ларра наслаждается такой жизнью: крадет скот и лучших девушек.

Но однажды устает от этого и сам выходит к людям, чтобы принять смерть. Никто не убивает его, даже силы природы отказываются дать ему покой. Одинокая и пустая жизнь становится самым мучительным наказанием для Ларры, променявшему любовь и уважение окружающих людей на гордыню. По легенде его иссушенная тень до сих пор бродит по свету.

О своей молодости

Смысл своей жизни старуха Изергиль видела в страстях:

  • меняла любовников, переходя от одного к другому,
  • шла против правил морали (например, сбежала от богатого турка, соблазнив его 16-летнего сына),
  • знала цену своей молодости и красоте и пользовалась этим, спокойно живя за счет мужчин.

Одновременно с этим ей не чужды высокие порывы. Так, она освободила любимого мужчину из русского плена, а потом, поняв, что не нужна ему, гордо прогнала. Не согласилась и на сожительство с паном, который в буквальном смысле осыпал ее золотом, продав для этого все свои земли и владения.

Старуха Изергиль смысл жизни видела в том, чтобы поступать так, как велит ее влюбчивое сердце. Но это иссушило ее, как Ларру. Она жалеет об ушедшей молодости, живет в одиночестве. Лирический герой не видит былой красоты своей собеседницы.

О Данко

Легенда о мужественном герое давно вышла за пределы этого произведения, а его имя стало нарицательным. Его народу пришлось скрываться от врагов в густом и темном лесу, и постепенно людьми овладели отчаяние.

Многие предлагали сдаться врагам. Тогда Данко взял на себя смелость вывести людей из леса к новой жизни. Когда они сбились с пути и гневно начали обвинять его, он вырвал из груди свое сердце и осветил дорогу.

Люди вышли к свету и, полные радостных надежд, забыли о подвиге Данко. А один неосторожный человек даже наступил на его сердце. И оно угасло, рассыпавшись в искры.

История создания

В раннем творчестве Максима Горького отчётливо прослеживается романтизм — в частности, в восхищении сильной и свободной человеческой личностью, переступающей через законы и даже через самоё себя. В рассказе «Старуха Изергиль» отражены впечатления, полученные Горьким от путешествий по южной Бессарабии весной 1921 г.

Проблематика:

  • свобода и несвобода человека (Ларра, Данко);
  • проблема нравственного выбора (Ларра);
  • альтруизм и индивидуализм (Данко — Ларра).

Смысл названия: рассказ назван по имени опытной и мудрой женщины Изергиль, с которой ведёт беседу рассказчик. Именно она является золотой серединой в троичной концепции сложных личностей.

Литературное направление: романтизм.

Литературный жанр: рассказ.

Жанровые особенности: это композиционно сложный рассказ, в котором рассказывается целых три истории: 1) об эгоисте и гордеце Ларре; 2) о гедонистке (любительница жизненных наслаждений) Изергиль; 3) об альтруисте Данко.

Время и место действия: действие происходит в Бессарабии, на морском берегу. Там Изергиль делится с рассказчиками своими историями. Поскольку истории о Ларре и Данко имеют характер легенд, уточнение места и времени не нужно.

Доброта и жестокость (Легенда о Ларре)

Доброта – это одно из главных духовных качеств человека, проявляющееся в его поступках и отношении к окружающим. Добрый человек всегда стремится заботиться о других, он готов самоотверженно бороться за их счастье даже ценой собственной жизни, несмотря ни на что.

Жестокость, в свою очередь, — это резко отрицательная черта характера, которую общество старается отвергнуть и искоренить.

Жестокий человек подобен животному, для которого не существует норм и правил, а есть лишь собственные потребности и нужды. Это качество служит лишь своему обладателю, а окружающим оно приносит только несчастье и беды. Чтобы доказать мою точку зрения, обратимся к рассказу Максима Горького “Старуха Изергиль”.

В произведении великого писателя главная героиня повествует нам о легенде о Данко. Молодой человек пожертвовал жизнью ради спасения племени.

Данко понял, что самые близкие ему люди обречены на смерть, что без него некому будет привести их в то место, где они смогут жить в безопасности. Поэтому он вырвал из своей груди горящее сердце и осветил им путь людям.

Я считаю, что этот пример является ярким доказательством того, как проявляется доброта в жизни. Она способна спасти жизнь, как это сделал Данко. Для доброго человека не существует собственных интересов, он всегда готов бескорыстно помочь в трудную минуту — именно это хотел показать нам автор.

Также в рассказе автор приводит нам ещё одну легенду – о Ларре. Главному герою, молодому и властному сыну человека и орла, понравилась девушка из племени людей, но та отказала ему. За это Ларра убил её, ударив и поставив ей ногу на грудь.

Ларра, вследствие своей чрезмерной гордости, проявил жестокость по отношению к другому человеку, считая, что тот должен делать всё, что ему скажут. Автор хотел донести до нас мысль о том, что жестокость — это худшее проявление человеческой сущности.

Жестокость всегда связана с личными желаниям, она чрезвычайно эгоистична, ей руководит злоба и ненависть. Итак, рассмотрев оба аргумента, мы убедились в том, что доброта и жестокость — противоположные по своему значению понятия.

Жестокости нет места в нашем мире, её природа дика и убивает в человеке самого человека. Это качество делает человека несчастным, разрушает его изнутри, не позволяет полюбить себя и других, полностью насладиться жизнью. В заключение хочется выразить надежду на то, что в мире будет больше добрых людей, всегда готовых помочь и подставить плечо окружающим.

Вариант 4

Структурное подразделение состоит из двух частей: о Ларре, и о Данко. Поучительных истории зачинает пожилая женщина.

Следующая часть посвящена некому Данко. В мире Данко люди невежественны и неблагодарны. Враждебное племя погнало его с занятых территорий. И тут является герой. Данко. Он предлагает двигаться на неизведанные земли, чтобы и дальше племя могло существовать. Путь был нелегок. Многие умирали в дороге. Рос ропот, направленный против юноши. Возникла идея убить молодого поводыря и вернуться на старые занятые территории. Данко был по-настоящему взбешен пассивностью окружающего общества и решил пойти на кардинальные меры; вырвать себе сердце и осветить дорогу идущим свои пламенным светом.

Часть о Ларре учит тому, что никогда нельзя отворачиваться от общества, нужно служить ему верой и правдой, отвергнув личные мотивы, продиктованные гордостью и эгоистичностью. В противном случае, индивид обречен на вечное одиночество.

Вторая часть о жертвенности. Она диктует то, что для общего блага нужно уметь пожертвовать собой

Личное не так важно, как общественное. Только общими жертвенными усилиями можно достигнуть больших результатов

Здесь стоит вспомнить и о героях войны, и героях труда, которые жертвовали личное время, здоровье, а порой жизнь ради общей победы.

Сущность личности

Тема гордой и мечущейся личности не нова для литературы: героя, который противопоставлял себя обществу, можно видеть и у Байрона, и у Пушкина, и в большинстве произведений, относящихся к романтической эпохе. К таковым относится и Ларра — судья, который вправе решать, кому жить, а кому умереть от его рук, отличающийся гипертрофированной гордыней (притом только из-за своего происхождения).

Ларрой было осознано право пренебрегать окружающими, им была избрана абсолютная свобода от обязательств. Изергиль не могла сказать о нём иначе, кроме как о хищном, сильном и жестоком человеке. Каждый день его жизни приносил унижения соплеменникам, которые прекрасно осознавали, что он ничем от них не отличается, кроме превратно понятой исключительности. Ему некуда было деть свою силу, и в итоге он прожил жизнь бесцельно, хотя мог бы сделать при своих возможностях очень многое. И теперь он скитается тенью, не найдя приюта.

Данко, напротив, сделал всё для освобождения людей, для их будущего, он рисковал жизнью и не мог представить, что те, кто ему доверился, по его вине погибнут. Несмотря на молодость, он уже понимает, что такое ответственность за чужие судьбы. Данко красив не только внешне — он прекрасен духовно, и этим автор противопоставляет его убогому в своей однобокости Ларре. По мнению рассказчицы, каждым мыслящим человеком должен быть задан вопрос, что он может сделать для людей.

Вариант 1

Рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. В него вошли две «легенды»: о Ларре и о Данко.

Можно ли считать Данко настоящим героем?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться, кого же можно называться героем. Герой – это человек, способный на смелые и отчаянные поступки. Он может пожертвовать собой ради спасения чужих жизней, никогда не падает духом и всегда верит в собственные силы. Несмотря на все трудности, он продолжает отстаивать свои идеи и делает правильный выбор.

В «Легенде о Данко» главный герой готов отдать свою жизнь, чтобы спасти других людей. Попав в безвыходную ситуацию, он не опускает руки и продолжает бороться. Чтобы осветить заблудившимся путникам дорогу, Данко разорвал себе грудь. Он поступил как настоящий герой, проявив смелость и самоотверженность. Лишь благодаря Данко люди смоги выбраться из леса.

В своем произведении автор заостряет внимание на способности жертвовать всем ради блага других, благородстве и храбрости человека. Несмотря на то, что главный герой погибает, он радуется тому, что смог помочь своим соотечественникам

Он не меняет своего мнения даже после того как остальные пытаются его убить и остается до конца верен своей идее.

Писатель противопоставляет Данко остальным людям. В то время, как другие отчаялись и были готовы к рабской жизни, лишь он один был уверен в правильности своего пути и считал, что «не своротить камня с пути думою». Данко предложил соплеменникам отправиться в лес. Люди поверили ему, вдохновившись его целеустремленностью и смелостью. Когда путники встречаются с трудностями, они вновь теряют уверенность и начинают роптать на своего проводника. И лишь Данко сохраняет силу воли и продолжает вести всех навстречу спасению.

Структура рассказа

Во вступлении автор представляет своим читателям эгоистичного и жестокого человека. Ларра — создание орла и женщины. Он самоуверенный и не желает склоняться не перед кем. Будучи уверенным в своем превосходстве, в конце легенды он был наказан за это заблуждение. Его приговорили к бессмертию.

Вторая часть произведения описывает женщину по имени Изергиль. Она была доброй, умела любить искренне и по-настоящему. Ради своих чувств она была готова пойти на все. Эта самая романтическая глава рассказа.

Заключительная часть повествует о Данко. Этот человек вырвал свое сердце, чтобы осветить путь людям, которые разочаровались в жизни и устали от потерь. Он содержит в себе самые лучшие черты — доброту, милосердие, сострадание и готовность к самопожертвованию. Герой жил лишь тем, что мог помогать людям и направлять их по нужному пути.

Композиция «Старуха Изергиль» Максима Горького является символичным рассказом. Он имеет своеобразный идейно-художественный переход от положительных качеств к отрицательным.

Повествователь пересказал услышанную историю, которая стала идей написания произведения. После прочтения рассказа можно понять, каково назначение этой композиции, что такое двоемирие.

Сочинение 2

Сюжет произведения построен на рассказе иссохшей старухи Изергиль, которая вспоминает необыкновенные истории, свою жизнь, когда она была ещё молода и полна сил. Иногда, сказанное женщиной повергает в шок, некоторые её поступки заслуживают осуждения, но всё равно мы проникаемся сочувствием к ней.

Позволю себе высказать мнению по этому поводу. Я не считаю этого юношу заслуживающим такого наказания, которое мне не понятно. По большей части он был наказан за гордость и убийство девушки. Хочу напомнить, что во время своей кончины девушка обратилась змеёй, хорошие люди в таких существ не превращаются, возможно такая участь есть воплощение кары за содеянное.

Потом мы знакомимся с печальной судьбой Данко, который пожертвовал собой ради других, ярко горело сердце юноши среди серых душ окружающих его людей. Мужественный поступок Данко остался только в памяти Изергиль, люди, спасённые юношей приняли его жертву как должное, забыли о самом герое. А нужно ли было жертвовать собой, ради других? Это выбор каждого человека. Но лично я не понимаю Данко. Он, имея опыт общения с этими людьми, знал, что не получит благодарности, но всё равно отважился на этот шаг. Зачем? Какая ему от этого польза? А что в итоге? Герой погиб, а эти неблагодарные люди будут жить. Эгоизм людей неприятно удивляет. Но только ли в сказках и историях мы встречаемся с ним? Думаю, это больше риторический вопрос.

Это произведение ещё долгое время будет занимать ваши мысли, заставлять задуматься. А что хотел сказать автор? Каждый видит в этой истории что-то особенное, понимает её по-своему, делает выводы, присущие только ему, но в любом случае равнодушных нет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Старуха Изергиль.

Год написания – 1894.

История создания – Весной 1891 г. М. Горький путешествовал по Бессарабии. Атмосфера южного края вдохновила молодого писателя на создание анализируемого рассказа. Задумку поэт воплотил только спустя 3 года.

Тема – В произведении раскрыто несколько тем, центральными являются такие: любовь, не знающая преград, человек и общество, поколение слабых людей.

Композиция – Структура произведения имеет особенности. Его можно определить как рассказ в рассказе. «Старуха Изергиль» состоит из трех частей, связующим звеном между которыми является диалог рассказчика и старухи.

Жанр – Рассказ. Части, посвященные Ларре и Данко, – легенды.

Направление – Романтизм.

Жанр, род и направление

Горький начинал свой литературный путь с рассказов, поэтому раннее произведение «Старуха Изергиль» принадлежит именно к этому жанру, который характеризуется краткостью формы и небольшим количеством действующих лиц. К данной книге применимы жанровые особенности притчи – краткой поучительной истории с ярко выраженной моралью. Так и в литературных дебютах писателя читатель без труда обнаружит назидательный тон и высоко нравственный вывод.

Разумеется, если речь идет о прозаических произведениях, как в нашем случае, писатель работал в русле эпического рода в литературе. Конечно, сказовая манера повествования (в рассказах Горького повествование ведется от лица героев, которые откровенно повествуют о своей личной истории) добавляет лиричности и поэтической красоты в сюжетную канву книги, но нельзя назвать «Старуху Изергиль» лирическим творением, она принадлежит к эпосу.

Направление, в рамках которого работал писатель, носит название «романтизм». Горький хотел оттолкнуться от классического реализма и подарить читателю возвышенный, приукрашенный, исключительный мир, на который реальность могла бы ровняться. По его мнению, восхищение от добродетельных и прекрасных героев подталкивает людей становиться лучше, смелее, добрее. В этом противопоставлении действительности и идеала заключается сущность романтизма.

Сочинение 4

История Данко захватывает с первой же главы. Она по-своему отличается от других частей из книги. Негативные герои в ней показаны как глупые и неблагодарные люди. Данко выступает здесь как храбрый человек с отважным и добрым сердцем. Ему удалось спасти свое племя, отдав свою жизнь. Вырванное сердце освещало путь и явилось спасительным средством. Однако бессердечные глупцы не оценили, столь самоотверженного поступка. Доказательством этого могут послужить, затоптанные угольки горящего сердца. Отличительная особенность Данко от предыдущих рассказов, это то, что он смог постигнуть смысл своей жизни. В преддверии смерти он был по-настоящему счастлив и не о чем не жалел.

В третьем рассказе старуха повествует о годах своей молодости. Читая его, можно увидеть связующую красную нить с предыдущим повествованием о Ларре. Молодая девушка по имени Изергиль была привлекательной, беззаботной и легкомысленной. Она использовала людей для своих целей. Великое множество мужчин хотели быть с ней. Вот только все они были отвергнуты. Одним прекрасным днем, Изергиль по-настоящему влюбилась, но была отвергнута. Ее любимый был на волоске от смерти. Изергиль удалось спасти его. Тогда возлюбленный предложил ей свою любовь, в благодарность за спасение. Изергиль отвергла его, потому что не хотела любви из благодарности.

Когда Максим Горький писал данную книгу, то использовал жанр рассказ в рассказе. Ознакамливаясь с рассказом становится ясно — молодость не вечна, важны лишь добрые поступки человека.

Кузнец своего счастья

Жизнь самой старухи Изергиль вполне соответствует её девизу, что каждый является кузнецом своей судьбы. Нельзя сказать, что на момент рассказа она является счастливой, но она прожила жизнь так, как хотела. Её бесконечные воспоминания о многочисленных возлюбленных вначале обескураживают, но женщина честна перед слушателем, а прежнее поведение было её личным выбором.

Сама старуха Изергиль вела весьма авантюрный образ жизни, сбежав из дома и меняя до пожилого возраста (по прежним меркам) кавалеров как перчатки — конечно, про неё никак нельзя сказать, что это был подвиг. Но бунтаркой, безусловно, она была. И это её роднит с героями легенд: и с Ларрой, и с Данко. Только, конечно, она никого не убивала ради достижения своих целей — но и полезного для человечества, вероятно, сделала немного.

Она могла бы поставить себя посередине между этими героями, потому что смелости ей было не занимать. Ей хватало храбрости и безрассудства для реализации всех своих авантюрных планов, поэтому про неё, безусловно, тоже можно сказать, что она стала «сама себе судьбой».

Автор говорит устами своей героини, что не нужно бояться ставить перед собой цели и направлять все силы на их достижение. Время и люди рассудят, насколько эти стремления хороши, но, главное — не отступать. Е

История создания

Точная дата, когда Максим Горький приступил к написанию рассказа «Старуха Изергиль», неизвестна. В 1891 году Алексей Максимович отправился в большое путешествие, в частности, в Бессарабию, где получил множество различных впечатлений, впоследствии лёгших в основу рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». В путешествии Горький много раз наблюдал за противостоянием общества и личности, людей разного статуса и философии, всё это помогло ему наполнить свои рассказы глубоким смыслом.

Начиная свой рассказ, Максим Горький даёт точное указание на место действия: Аккерман, Бессарабия. Аккерман (с тюрского — белая крепость) — современный Белгород-Днестровский, город в Одесской области на юге Украины, известно, что в путешествии по Бессарабии Горький работал сборщиком винограда в посёлке Шабо недалеко от Аккермана, так же, как и герой-рассказчик «Старухи Изергиль», что придаёт рассказу автобиографические черты, создавая правдоподобную картину.

«Старуха Изергиль» была издана в «Самарской газете» в 1895 году, рассказ печатался фрагментами в нескольких номерах газеты. Предположительно написан же рассказ был за год до этого — в 1894 году. Доказательство этому можно найти в письмах Владимира Галактионовича Короленко, который 4 октября 1894 года обращается к редакционному работнику Саблину и сетует, что редакция газеты «Русские ведомости» предубеждена против молодого писателя, а 23 ноября 1894 года ещё раз напоминает о рассказе «Старуха Изергиль»:

Рассказ так и не был напечатан в «Русских ведомостях». В начале 1895 года Максим Горький переезжает из Нижнего Новгорода в Самару и начинает сотрудничать с «Самарской газетой», где и был напечатан рассказ.

Старуха Изергиль основная мысль

Старуха Изергиль — рассказ Максима Горького, написанный в 1894 году. Кого может заинтересовать вопрос о старухе Изергиль, главной теме и мысли рассказа.

Произведение состоит из трех частей: легенда о Ларре, жизнь «старушки Изергиль» и легенда о Данко. Все три рассказа разные, но в них есть что-то общее, и это общее состоит в том, что Горький с помощью этих «трех рассказов» ищет ответ на вопрос «о смысле жизни».

Во всех рассказах о старухе Изергиль главной мыслью является стремление автора раскрыть истинную цену человеческой жизни. А многие образы «свободных» людей наводили на мысль, что свобода — такое же неопределенное и безграничное понятие, как и жизнь.

Первая часть — легенда о Ларре. Главный герой легенды о Ларре – юноша, сын орла и обычной женщины. Он горд, свободолюбив, груб, эгоистичен, и поплатился за эти качества. Он считает себя лучшим, игнорирует чужое мнение, не может спокойно уживаться в обществе и поэтому совершает такой смелый поступок, как убийство дочери одного из старейшин.

За это он получил свое наказание, самое страшное для любого человека, это изгнание из общества и бессмертие в одиночестве. Люди называют его Ларра, что означает изгой.

Поначалу Ларре нравится такой исход событий, так как он был свободолюбивым человеком, но по прошествии определенного времени главный герой понимает смысл жизни, но нести заслуженное наказание ему уже поздно. Он остался бессмертным и одиноким, время иссушило его и превратило в тень, напоминающую людям о его существовании.

Вторая часть автобиографична.

Старуха Изергиль рассказывает о своей жизни. Из ее рассказа мы узнаем, что у нее было много мужчин, и она любила их всех, как ей действительно казалось. Ее жизнь была полна путешествий, она побывала во многих уголках страны и даже за ее пределами. Она играла на чувствах людей, но в то же время у нее была гордость, стоявшая у нее на первом месте.

Если любила, то любила всем сердцем и никакие преграды на пути к счастью не могли ее потревожить (убийство часового на посту), а если бросила, то бросила совсем, бесповоротно и бесповоротно. Так же, как и в легенде о Ларре, Горький пытается показать нам ту общую нить, которая связывает эти истории. В этом смысл жизни.

Старуха размышляет о судьбе и в то же время говорит: «При чем тут судьба? У каждого своя судьба! Она осознает смысл жизни, это не скитания по свету в поисках своей любви, а спокойная, тихая жизнь в деревне с мужем и детьми.

И, наконец, третья часть — легенда о Данко. Главный герой легенды о Данко – романтический герой Данко.

Дорога была не из легких, и когда весь народ восстал против Данко, он вырвал из груди свое сердце, чтобы осветить путь людям и подарить людям доброту и теплоту, которые исходили из горящего любовью сердца. Но как только люди достигли желанной цели, никто даже не вспомнил об умирающем Данко, который так любил народ и делал все, чтобы народу было хорошо.

Горящие ночью в степи искры напомнили людям о гениальном самоотверженном богатыре Данко, видевшем смысл жизни в помощи людям.

Романтизм занимает центральное место в творчестве Горького. Произведение «Старуха Изергиль» — одна из заслуг этого направления в литературе конца XIX века. Горький полностью раскрывает свое представление о смысле жизни. Он представляет три точки зрения, тем самым давая читателю вопрос для размышления: «В чем смысл жизни?»

Теперь вы знаете, в чем главная мысль старухи Изергиль, и можете задуматься об истинных ценностях в жизни.

Тема

Незаурядна и интересна тематика рассказа «Старуха Изергиль», которая отличается широким спектром затронутых автором вопросов.

  • Тема свободы. Все три героя по-своему независимы от общества. Данко гонит племя вперед, не обращая внимания на его недовольство. Он знает, что его поведение принесет свободу всем этим людям, которые сейчас, в силу своей ограниченности, не понимают его замысла. Распущенность и наплевательское отношение к окружающим позволяла себе Изергиль, и в этом безумном карнавале страстей утонула сама суть свободы, приобретая пошлую, вульгарную форму вместо чистого и светлого порыва. В случае Ларры читатель видит вседозволенность, которая нарушает свободу других людей, поэтому теряет ценность даже для ее обладателя. Горький, конечно же, на стороне Данко и той независимости, которая позволяет личности выйти за рамки стереотипного мышления и повести за собой толпу.
  • Тема любви. Данко обладал большим и любящим сердцем, но чувствовал привязанность не к конкретному человеку, а ко всему миру. Ради любви к нему он и пожертвовал собой. Ларра был полон себялюбия, поэтому не мог действительно испытывать к людям сильные чувства. Свою гордость он поставил выше жизни женщины, которая ему понравилась. Изергиль была полна страсти, но ее объекты постоянно менялись. В ее беспринципном беге за удовольствиями истинное чувство потерялось, а в итоге оказалось не нужным тому, кому предназначалось. То есть, писатель отдает предпочтение святой и бескорыстной любви к человечеству, а не ее мелким и эгоистическим аналогам.
  • Основные темы рассказа касаются роли человека в социуме. Горький размышляет о правах и обязанностях личности в обществе, о том, что люди должны делать друг для друга для всеобщего процветания и т.д. Автор отрицает индивидуализм Ларры, который ни во что не ставит окружение и хочет лишь потреблять благо, а не отдавать его взамен. По его мнению, настоящий «сильный и красивый» человек должен применить свои таланты во благо остальных, менее выдающихся членов общества. Только тогда будут истинными его сила и красота. Если же эти качества будут растрачены впустую, как в случае с Изергиль, они быстро померкнут, в том числе и в памяти людской, так и не найдя достойного применения.
  • Тема пути. Горький аллегорически изобразил исторический путь развития человечества в Легенде о Данко. Из тьмы невежества и дикости людской род двигался к свету благодаря одаренным и бесстрашным личностям, которые служат прогрессу, не жалея себя. Без них общество обречено на прозябание в застое, но эти выдающиеся борцы никогда не бывают понятыми при жизни и становятся жертвами жестоких и недальновидных собратьев.
  • Тема времени. Время быстротечно, и его необходимо расходовать с целью, иначе его бега не замедлит запоздалое осознание тщетности бытия. Изергиль жила, не думая о смысле дней и лет, отдавала себя развлечениям, но в итоге пришла к тому, что судьба ее сложилась незавидно и несчастливо.

Объяснение сюжета

Горький показывает три линии судьбы – эгоистическую, зависящую от страстей и жертвенную. Смысл жизни каждый из героев произведения «Старуха Изергиль» находит в своем.

В период расцвета революционных настроений образ Данко волновал его сильнее всех остальных. Для него именно этот герой олицетворяет единственно возможную цель жизни – для людей и их будущего счастья, невзирая на себя и свои желания.

Однако, человеческая жизнь всегда дуалистична: наполнена подвигами и подлостями, смелостью и страхами, любовью и жестокостью. Недаром Ларра и Данко – герои легенд, а старуха Изергиль – смысл настоящей жизни. Образы героев легенд слишком контрастны, романтичны: Ларра лишен достоинств, а Данко – недостатков. Тогда как старуха Изергиль – живой человек, готовый под влиянием обстоятельств пойти как на подвиг, так и на преступление против совести. Недаром ее история композиционно расположена посередине между легендами о Ларре и Данко.

Сочинение на тему «Данко и старуха Изергиль» по рассказу А.М. Горького

Перед вами сочинение по рассказу А.М. Горького «Старуха Изергиль», написанному в 1894 годе. Тема сочинения – «Данко и старуха Изергиль». Сочинение подходит для учеников 7 – 11 классов.

Данко и старуха Изергиль

Разоблачение буржуазной морали и индивидуализма, как основной ее черты, является характерным для творчества Горького в конце 90-х годов. В его произведениях этого времени воспевается героический, подвиг во имя свободы и счастья, люди с «солнцем в крови«, сильные, гордые, красивые.

Рассказ «Старуха Изергиль«, написанный в 1894 году, является одним из таких произведений М. Горького. Рассказ состоит из трех самостоятельных эпизодов. Первый — легенда о Ларре, человеке гордом и независимом; второй — рассказ Изергиль о своей молодости; третий — легенда о Данко.

Ларра полагал, что счастье в гордом одиночестве, но его холодный ум без доброго молодого сердца не дает ему силы и счастья. Гордости, уверенности в своем превосходстве недостаточно для этого. Только лишь кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не нужны, не выдерживает испытания одиночеством. И величайшее благо — жизнь становится для него безысходной мукой. В понимании Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях.

Во втором эпизоде рассказа Изергиль повествует о собственной, по-своему значительной и красочной жизни. Она знала и любовь, и подвиги, не раз жертвовала собой ради достойного, с готовностью помогала хорошим людям. Ее рассказ — это не перечень любовных похождений, это жизненный поиск счастья и свободы трепетной души. Встречая свободолюбивых мужественных людей на своем пути, Изергиль стремилась оставить след в сердцах и воспоминаниях тех, кому дарила свою любовь. Не зная цели в жизни, живя для себя, она ищет свой способ оставить след па земле. И пусть о ней не сложена легенда, но ее мудрый жизненный вывод будит в ней высокие стремления. Она говорит:

Уже в самом начале своего рассказа старуха Изергиль делит людей на «стариков с детства» и «юных, которые любят«

Это очень важно и для автора. Яркие, сильные люди всегда были привле­кательны для него

Для Горького сила — в стремлении вперед «к свободе, к свету«. Лишь горячее сердце, любовь к людям, сильная воля и готовность пожертвовать собой ради других помогут пройти этот путь. Сложен он и доступен только истинным героям.

Таким героем является Данко. Данко ведет свой народ на волю рабской жизни. На их пути необычайные трудности, непреодолимые препятствия. Изможденных и потерявших надежду людей спасает «молодой красавец» Данко. Он любит людей. В образ Данко Горький вложил идеалистическую идею о человеке, который все силы отдаст служению народу. И вот его молодое и горячее сердце вспыхнуло огнем желания спасти людей своего племени, вывести их из мрака. Он руками разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце, и высоко поднял его над головой. Освещая путь людям ярким светом горящего сердца, Данко смело повел их вперед. И люди воспрянули духом и пошли за ним «к морю солнечного света и чистого воздуха«.

Умирает Данко, гаснет его смелое сердце, но образ юного героя жив, сохранилась огненная память о нем; перед грозой в степи вспыхивали голубые искры растоптанного сердца героя.

Идею беззаветной любви к людям, героического самопо­жертвования во имя счастья людей утверждает Горький в легенде о Данко. Яркий подвиг Данко и «мятежная жизнь» Изергиль — это разные проявления человеческой любви к людям. Конечно, жизнь Изергиль с ее исканиями, мучениями, иногда с эгоистическими мотивами не похожа на подвиг смелого Данко. Но эти два образа объединяет горячее стремление к свободе, любовь к людям, желание сделать что-то значительное для них, оставить о себе память и след на земле. Данко, жертвующий собой ради других, конечно, сильнее Изергиль. Он герой. Он воплотил в себе высшее понимание красоты и величия человека.

Ранние революционно-романтические произведения М. Горь­кого, к которым относится и рассказ «Старуха Изергиль«, имели большое значение в эпоху недовольства и ожидания решительных перемен в обществе. Герои этих произведений — люди «с солнцем в крови«, сильные, гордые, красивые. Эти герои — мечта Горького. Такой герой должен был «усилить волю человека к жизни: возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета ее«.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: