Смысл произведения пиковая дама

Основное содержание «Пиковой дамы», композиция произведения, смысл названия, эпиграфа

Жанр «Пиковой дамы» Пушкин определил, как повесть. Хотя Белинский и многие другие критики считали это произведение рассказом, ограниченным одной сюжетной линией и небольшим количеством действующих лиц. В сюжете «Пиковой дамы» переплетены черты романтизма и реализма, позже повесть стали относить к направлению мистического реализма. На чертах и некоторых поступках главного героя присутствует романтический налет, в тоже время он, прикоснувшись к потусторонней тайне, использует ее для воплощения своих меркантильных житейских планов.

Произведение наполнено фантастическими образами и мистическими событиями, между которыми существует определенная взаимосвязь,отмеченная в названии повести и эпиграфе. В названии «Пиковая дама» указана разрушившая жизнь главного героя игровая карта, в эпиграфе ее символическое значение в гадании как «тайная недоброжелательность». Композиция «Пиковой дамы» состоит из 6 частей и лаконичного эпилога из 5 предложений. В первой части происходит завязка сюжета, в третьей – кульминационная сцена смерти старой графини, в шестой – развязка дана в сцене проигрыша главного героя.

В основе сюжета «Пиковой дамы» история молодого военного инженера Германна, имя которого выдает в нем обрусевшего немца. Знакомство с героем происходит в самом начале произведения. Долгой зимней ночью, окончив под утро карточную игру у конногвардейца Нарумова, ее участники разговорились. Князь Поль Томский поведал историю своей бабушки графини Анны Федотовны, которой довелось узнать от известного в Париже оккультиста Сен-Жермена выигрышную комбинацию карт. Этим секретом она воспользовалась дважды. Один раз сама, чтобы отыграться, во второй раз помогла из жалости некоему молодому человеку Чаплицкому с условием никогда более не играть, что, видимо, тот не сделал и умер в нищете, промотав миллионное состояние. Но ни одному из своих четырех сыновей, которые были отчаянными игроками, ни внукам своей тайны не раскрыла.

Игроки рассказ Томского восприняли несерьезно, только не принимавший участия в игре Германн заинтересовался этой «сказкой». В его голове зарождаются коварные мысли и начинает выстраиваться план получения от старой графини тайны заветных карт. Он ходит к дому графини, стоит под ее окнами. Начинает писать ее воспитаннице Елизавете Ивановне любовные послания, добивается взаимности и уговаривает на ночное свидание. Проникнув благодаря Лизе в дом, Германн пытается сначала уговорами, потом угрозами выпытать тайну у графини. Старуха, не вынеся страха, умирает.

После с Германном начинают твориться странные вещи: на похоронах ему чудится, что лежавшая в гробу старуха насмешливо прищурилась, мерещится ночью у себя дома ее призрак, раскрывающий карточную комбинацию. Его воображение полностью поглотила идея воспользоваться открывшейся ему тайной. Вскоре ему представился случай: в Петербург приехал известный опытный игрок Чекалинский. Два раза Германн у него выигрывает, в третий раз, перепутав карту, проигрывает все. Глядя на карту у него в руках, ему кажется,что «пиковая дама» усмехнулась. Разорившийся молодой человек попадает в психиатрическую лечебницу.

Интересна сущность игры, называемой «фараон», в которой участвуют два игрока. Один из своей колоды вытаскивает карту и делает на нее ставку. Другой из своей колоды начинает метать карты в две кучки. В чью сторону выпадает загаданная карта, тот и выигрывает. В этой простой и совершенно непредсказуемой игре невозможны шулерские трюки и просчет карт. Игроки полагаются только на везение и случай. Сам процесс игры в карты в повести не показан до последнего эпизода. С первой страницы карточная игра становится только темой для разговоров, поначалу в виде безобидного и забавного анекдота про графиню. На последней странице окажется, что связанная с игрой история невеселая и роковая. Игра в сюжете наделена таинственными, фантастическими возможностями. «Три верных карты» овеяны тайнами кабалистики (история с Сен-Жерменом), мистикой загробного откровения (явление призрака умершей графини).К концу первой главы для Германна игра воспринимается как «сказочная» возможность разбогатеть, после она начинает демонически овладевать его сознанием.

Магия чисел

«Пиковая дама» написана на скрещении многих, подчас совершенно
несходных между собою мотивов. Крайние точки традиций, на которых
выстроена пушкинская вещь, пушкинская «повесть о трех картах»,
бесконечно удалены друг от друга. С одной стороны, это очевидный интерес
Пушкина к научной, если угодно, математической стороне – вероятности
выпадения карт при игре в «фараона».

На другом полюсе пушкинского интереса – суеверное, если не сказать
сказочное убеждение в магии чисел. Через три года после «Пиковой дамы»
Пушкин публикует в своем знаменитом журнале «Современник» довольно
странную для того времени статью под общепонятным названием «О надежде».
Это не что иное, как популярное изложение математической теории
вероятностей.

Статья написана известным публицистом и ученым князем Петром
Козловским. Популярное изложение математической теории вероятностей
рассчитано на всех, это более чем популярный текст, понятный, я думаю,
даже светским дамам. И среди прочего он адресован любителям карточной
игры. Статья отчасти предостерегает игроков от более чем шаткой надежды
на случайное выпадение заданной карты.

В ней обсуждается, конечно, не только карточная игра. Совершенно
замечательный эпизод этой статьи также связан с «Пиковой дамой» уже не
через карты, а вообще через вероятность, через надежду на некое удачное
выпадение цифры, карты, знака и т.д. Например, Козловский обсуждает
политического игрока – Наполеона.

После Битвы народов под Лейпцигом в 1813 году победители-союзники
ведь предлагали императору Наполеону мир и сохранение императорской
короны при условии возвращения Франции к довоенным границам. В общем,
спокойное, разумное предложение, не затрагивающее чести обеих сторон. И
вот Наполеон чисто интуитивно и совершенно неверно оценил вероятность
своей победы и отказался. Что, собственно говоря, и повергло его
впоследствии в полный крах.

Публикуя статью Козловского, Пушкин как бы еще раз наполнял глубоким
содержательным смыслом внешнее портретное сходство своего героя Германна
с императором французов. Это образ Наполеона-игрока. Потом этот же
образ будет продолжать Лев Николаевич Толстой в своем романе «Война и
мир», где перед битвой он обсуждает положение вещей как ситуацию на
шахматной доске. Т.е. Наполеон здесь выступает таким же игроком, как
Германн в «Пиковой даме», который уповает на счастливый случай, не
принимая разумных оснований для своего решения.

История создания повести «Пиковая дама»

Сергей Голицын

Центральную идею «Пиковой дамы» Александр Сергеевич взял из реальной жизни. Его приятель князь Сергей Григорьевич Голицын однажды поведал Пушкину историю, которая приключилась с ним самим. Как-то раз Сергей Голицын серьезно проигрался в карты. Чтобы погасить долг, молодой человек отправился к своей бабке княгине Наталье Петровне Голицыной, даме невероятно богатой и влиятельной.

Однако старуха (которая по воспоминаниям современников имела ужасный характер, была алчной, злой и деспотичной) не дала внуку ни копейки денег. Однако совсем без помощи она его все же не оставила. Наталья Петровна поведала Сергею Голицыну секрет трех карт, якобы подаренный ей когда-то известным французским авантюристом Сен-Жерменом. Секрет этот состоял в том, что нужно было ставить деньги на три особые карты. Сергей Григорьевич прислушался к совету княгини и… отыгрался в первый же вечер. 

Княгиня Голицына — прототип главной героини повести

Примечательно, что в молодости Наталья Петровна, будучи в Париже, и сама крупно проигралась. Тот самый Сен-Жермен раскрыл ей таинственный картежный секрет, и она смогла крупно выиграть, закрыв денежные долги. 

Пушкина, который, кстати, и сам весьма азартно проводил время за игральным столом, эта история невероятно увлекла!  И он решил положить ее в основу своей новой повести. Все же остальные события «Пиковой дамы», в том числе мистические, являются плодом воображения талантливого автора. 

Написание, издание, критика

К сожалению, рукопись «Пиковой дамы» до нашего времени не сохранилась, поэтому точных дат создания повести мы не знаем. Предположительно, Александр Пушкин написал произведение осенью 1833 года, находясь в селе Болдино. Хотя по другой версии, писатель начал работу над повестью летом 1828 года и закончил только к 1833 году. 

Первая публикация «Пиковой дамы» состоялась в известном петербургском журнале «Библиотека для чтения» весной 1834 года. В личных записях поэта сохранились строчки, по которым мы можем понять, что публика приняла произведение благосклонно и с большим интересом. Многие игроки того времени проверяли знаменитую комбинацию «тройки, семерки, туза» на удачливость и везение. 

Часть критиков упрекали Пушкина в излишнем мистицизме, а также в том, что на «повесть» произведение не тянет, а соответствует всем канонам рассказа. Однако в литературоведении «Пиковая дама» до сих пор обозначается жанром повести. 

Федор Михайлович Достоевский невероятно восхищался «Пиковой дамой», называя ее «фантастической повестью», где реальность и вымысел переплетены нитями мистики. 

“Пиковая дама” сочинение

Перед нами – уникальное, одно из наиболее известных произведений А. С. Пушкина – Пиковая дама.

Небольшое по объему – всего семь глав, – оно включает в себя не мало интересного – смесь фантастики и реальности, характеры и поступки – все в Пиковой даме весьма заманчиво.

Повествование начинается с рассказа о том, как однажды играли в карты у конногвардейца Наумова. Кто-то выигрывал, кто-то проигрывал.

Важно

Но был один – немец Германн – не игравший совершенно, но с алчным блеском в глазах следивший за игрой. На вопрос, почему он не играет, отвечал: Игра занимает меня сильно, но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде получить излишнее.

Кроме Германна на сцене присутствуют: Томский, его бабушка – графиня, и ее воспитанница Лизавета.

Томский делится с товарищами, рассказал о том, что лет шестьдесятназад его бабушка часто посещала Париж, была там весьма известной особой, часто играла и однажды – даже проиграла герцогу Орманскому очень значительную сумму.

Приехав домой попыталась выудить у мужа требуемых денег, но тот, несмотря на то, что боялся ее как огня, заявил, что этот проигрыш слишком велик для их бюджета. Нечего делать, бабушка решила обратиться к графу Сен – Жермену, известному авантюристу, бывшему, правда.

с ней в хороших отношениях. Стала просить денег, но он отказал ей в том, но – открыл некую тайну – а именно – три карты, которые всегда были выйгрышными. При этом поставил одно условие – сыграть лишь однажды и более не играть после.

В тот же день графиня, появившись в Версале, отыгрывается и уезжает домой…

Рассказ о бабушке Томского сильно действует на Германна, ему очень хочется, чтобы старая графиня открыла ему тайну, он беспокойно спит, днем и ночью бродит у дома графини, пока однажды в окне не замечает голову молодой девушки. У него возникает коварный план.

Девушка – а именно ее и зовут Лизавета, бедная воспитанница графини – пренесчастное создание, которую все знали, и никто не замечал – начинает получать записки и письма от загадочного офицера, полные страсти и признаний в любви. Первоначально ее это шокирует, но вскоре она решается ему сама отвечать.

Проходит две недели и Лизавета назначает нашему герою свидание в доме графини, предварительно описав расположение комнат в доме, как пройти в дом, незаметно и тихо.

Совет!

Германн приходит – на дворе почти двенадцать часов ночи – и первым делом идет в комнату графини. Она, страдая бессонницей, сидит у окна. Германн требует от нее тайны, она молчит, он умоляет, она молчит. Он вынимает незаряженный пистолет, и старуха падает замертво.

Германн идет в комнату Лизаветы, раскрывает ей всю правду, она горько плачет, поняв, что деньги, только деньги двигали им, а не любовь; она же – ни кто иная, как подсобница разбойника. На следующий день графиню хоронят.

Германн приходит на службу, и, когда подходит к гробу, ему кажется, что покойница посмешливо глядит на него и подмигивает. На следующую ночь наш герой долго не может уснуть, а когда засыпает, будит шум. В комнату вплывает женская фигура графини.

Я пришла к тебе против своей воли – заявляет она, и добавляет: Тройка, семерка, туз – вот выигрышные карты – но выйграв на них однажды, ты не должен будешь после играть до конца дней.

Первые два дня ему это удается, выпадает тройка и семерка – он выигрывает баснословные деньги. В третий день он ставит на свои прошлые выигрыши, с уверенностью, что выпадает туз, но выпадает пиковая дама – которая, как ему кажется, подмигивает ему, усмехаясь. Старуха – в ужасе кричит Германн…

Вскоре Лизавета выходит замуж за порядочного молодого человека, а Германн попадает в Обуховскую больницу, где ежесекундно шепчет себе под нос: Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама! – и не отвечает ни на какие вопросы. Так заканчивается произведение Пиковая дама.

Сюжет повести «Пиковая дама» по плану

Действие повести происходит в Петербурге в первой половине 19 века.

История графини

Однажды молодой инженер Герман слышит от своего друга любопытную историю о графине Анне Федотовне Томской. В молодости графиня проиграла в карты крупную сумму денег. Знакомый открыл графине тайну, которая помогла ей погасить долг в тот же день. Много лет графиня хранила эту тайну. Только однажды она сделала исключение и помогла одному человеку: назвала ему три карты, которые дали ему выигрыш.

Встречи под окнами Лизы

Бедный, но мудрый Германн ищет способ познакомиться с графиней. Он надеется, что она даст ему три карты, которые принесут ему победу. Чтобы познакомиться с графиней, Герман решается на авантюру. Он хочет очаровать воспитанницу графини — милую и неопытную девушку Лизу. Германн подходит к ее окнам и долго смотрит на нее

Доверчивая Лиза принимает во внимание молодого человека

Встреча Германа с графиней

После трех недель тайной переписки Лиза соглашается на тайное свидание. В записке она объясняет Герману, как можно тайком проникнуть в дом, пока она с графиней на балу. Войдя ночью в дом, Германн не идет к Лизе, а прячется в комнате старухи. Когда графиня остается одна, появляется Германн и просит ее назвать три дорогие карты, которые дадут приз. Но старуха отказывается ему помочь. Тогда Герман угрожает ей пистолетом. Графиня умирает от испуга.

Признание Лизе

Покинув графиню, Германн приходит в комнату Лизы и сообщает, что старуха умерла. Он говорит Лизе правду, что ему нужна была не Лиза, а старуха и ее секрет. Лиза понимает, что Германн жестоко воспользовался ею. Утром с помощью Лизы из дома тайно выходит Германн.

Призрак графини

Три дня спустя Германн посещает похороны графини, надеясь получить ее прощение и очистить свою совесть. На похоронах, когда он подходит к гробу, Германн видит, как старуха как бы подмигивает ему. Ему становится не по себе. Той же ночью призрак графини является Герману и сообщает ему три дорогие карты, которые принесут ему победу: тройку, семерку и туз.

Неудачник

Вскоре на светском вечере Германн получает возможность сыграть в карты. Он ставит 47 тысяч рублей на тройку и выигрывает столько же. На следующий день Герман ставит все свои деньги на семерку и снова выигрывает. На третью ночь Германн ставит все свои деньги на туза. Когда карты раскрываются, Герман обнаруживает, что вместо туза у него пиковая дама. В результате он теряет все деньги.

Заключение

Проиграв, Германн сходит с ума и попадает в психиатрическую лечебницу. Лиза выходит замуж за уважаемого и состоятельного человека.

Сочинение: Пиковая дама — Сочинение

Размышления о социальных аспектах бытия (по повестям А.С. Пушкина «Выстрел» и «Пиковая дама»).

На всём протяжении истории человечества люди не были равными. Вражда классов, несогласие между сословиями всегда разъединяли их.

Но, как утверждает критик Белинский, ценность человека не всегда определяется его социальной принадлежностью; она за­висит от свойств его души, от того, какой нравственный багаж сопутствует ему в жизни. Ценность человека складывается из его замыслов и поступков.

Обратите внимание

Случается так, что, преодолев пред­начертанные ему сословные границы, человек благодаря уму, воле, талантливости, везению поднимается по ступенькам со­циальной лестницы выше. И он счастлив: удача улыбнулась ему. Но часто возможности человека оказываются скромнее его же­ланий.

И тогда уязвлённое самолюбие, злоба, зависть к людям более высокого круга, богатым и успешным, разрушают душу честолюбца и неудачника.

Судьбы главных героев повестей А.С. Пушкина «Выстрел» и «Пиковая дама», Сильвио и Германна, подтверждают эту мысль.

Оба они из среднего круга общества. Сильвио живёт в «ме­стечке», маленьком городке. Он в прошлом гусар (военный из касты лёгкой кавалерии). Германн — петербуржец, инженер. В личности того и другого присутствуют черты демонизма — чего-то загадочного, непостижимого, тайного. Какая-то неве­домая сила ведёт их по жизни.

Действительно, Сильвио — прекрасный стрелок, и, по- видимому, «на совести его лежала какая-нибудь несчастная жертва его ужасного искусства». Живёт он, несмотря на види­мую скромность средств, весьма расточительно.

Окружающим невдомёк, что щедрость его не только от широты душевной, но и от желания выглядеть оригинально, превзойти других разма­хом — казаться ярче, лучше, смелее в поступках.

В жизни его были моменты, когда злоба и зависть сеяли в душе его желание мести. Его соперничество с молодым ари­стократом возникло из-за чувства чёрной зависти, сжигаю­щего и всеобъемлющего.

Граф, красивый, смелый, удачливый, человек богатой и знатной фамилии (чему страшно завидовал Сильвио), при появлении в полку сразу стал первенствовать. Это было во время их службы в армии. Черты их поведения красноречивы: граф шутил — Сильвио злобствовал.

Важно

Особенно Сильвио раздражало то, что соперник его в своей самоуверен­ности так мало ценил выпавшее не его долю счастье и совсем не ценил жизнь. На дуэли в ожидании выстрела противника он ел черешню, выплёвывая косточки к ногам его.

Перипетии с поединками, с состоявшимися и несостоявшимися выстрелами обусловлены бурными чувствами и «пейза­жем души» Сильвио и графа. Но главный герой, отказавшись от последнего выстрела, удовлетворён: он видел «смятение и ро­бость» графа, он унизил противника. Он отомстил ему своим великодушным поступком, который возвысил его в собствен­ных глазах.

Германн, главный герой повести «Пиковая дама», инженер, тоже лелеет мечту — разбогатеть любой ценой, даже ценой злодейства. Но события пока впереди. А между тем «расчёт, умеренность и трудолюбие» — его удел, но этого так мало для человека, у которого профиль Наполеона.

Страстный игрок, он не играет в карты, чтобы «в поисках лишнего не потерять необходимое». Затаившись, он ждёт своего часа: выслеживает графиню с её легендой о трёх картах. То, как он хочет заполу­чить её тайну и как следствие богатство, — это чистая авантюра.

Но здравый смысл совершенно отсутствует у человека, одержи­мого злой идеей. И Германн впадает в безумие.

Таким образом, попытки выйти из границ своего сословия, изменив свой социальный и имущественный статус, могут за­кончиться для человека трагедией, так как сословные различия, разделяющие людей, почти всегда непреодолимы.

Здесь искали:

  • сочинение пиковая дама
  • Пиковая дама сочинение
  • сочинение можно ли в наше время встретить человека как германн из пиковой дамы

Бытовые зарисовки

Вот, одна из линий, по которым Пушкин приходит к «Пиковой даме», это,
конечно, Фирс-Голицын – озорник, баловень судьбы. А вторая линия
довольно обыденная. Да, может, она и не вторая, может она десятая, но
тем не менее… У Пушкина был приятель Филипп Филиппович Вигель, из
старшего поколения, который в очень ранней юности, почти в детстве,
провел один летний сезон в имении Голицыных недалеко от Киева, село
Казачье, или Казацкое по другим источникам. И вот там он наткнулся на
семейство, очень близкое к Наталье Петровне Голицыной, которая всю
жизнь, как пишут, прожила с сознанием, что все дела делаются по личной
приязни, а не по государственным законам.

То есть нравственность Натальи Петровны он подвергает некоторому
сомнению, и говорит о том, что все это вывезено из Парижа, из
Сен-Жерменского предместья. И вот неизвестно – граф Сен-Жермен имеет
какое-то отношение к этому Сен-Жерменскому предместью, или же нет? Но, в
любом случае, это чисто бытовое наблюдение о характере Натальи
Петровны.

Другая сторона дела состоит вот в чем. В доме Голицыных, в этом
имении Казачье, живут два невидных человека. Это управляющий – отставной
офицер, но что, может быть, еще важнее он – незаконный сын хозяина,
князя Голицына. И живет еще приживалка, барышня из захудалых дворян,
которая нужна для того, чтобы развлекать барыню. И вот этих двух людей
при Вигеле женят. То есть барыня выдает свою приживалку за управляющего.
Что мы и встречаем в «Пиковой даме». За кого выходит Лиза в финале
повести? За сына управляющего старой графини, уже к тому моменту
покойной. Это тот управляющий, который не доплачивает Лизе ее скудного
жалования, на что она жалуется.

То есть, оказывается, бытовая сторона «Пиковой дамы» представлена
очень густо, очень хорошо. И именно вот это отсутствие границы между
мистикой и реальностью – одна из главных особенностей пушкинской
повести.

Анекдот от Фирса

Повесть «Пиковая дама» – одно из самых знаменитых произведений
Пушкина. Она доставляет большое удовольствие читателю, а вместе с тем
служит причиной многих полемик специалистов: как истолковать это
произведение? какое там соотношение реальности и фантастики, быта и
мистики? Эту границу провести очень трудно.

С другой стороны, вещь написана в 1833 году, когда Пушкин, как он сам
про себя говорит, находится «под старость своей молодости».
Стихотворная сторона его творчества несколько отступает, и на первый
план выходит проза, публицистика, отчасти драматургия. Пушкин уже не
мальчик, но зрелый муж со своим кругом интересов, со своими
возможностями творить совсем в другой области.

Тем не менее, замысел «Пиковой дамы» восходит к 1828 году. Анна
Андреевна Ахматова определяла этот год как самый разгульный в биографии
Пушкина, когда он общается с дамами самых разных достоинств, когда
происходят попойки, дружеские прогулки. В общем, когда он не чувствует
никаких стеснений в своей жизни. Одна служба уже позади, другая еще
впереди… 28-й год.

Картежная игра в этом году тоже присутствует. И даже понятно почему.
Ведь Пушкин органически не терпел ровного течения жизни. Ему нужны были
какие-то экстраординарные обстоятельства, нужно было искать риска,
приключений. Он не сидел на месте в годы странствий. Например, будучи в
деревне, он рвался в город. В городе хотел в деревню. И это как раз пик
разгульной жизни Пушкина.

Среди его друзей этого периода был Сергей Григорьевич Голицын, по
прозвищу Фирс. Это душа многих компаний. Это бретер. Это человек,
который проводит свою жизнь на балах, в общении с самыми разными людьми.
Вот от него-то Пушкин и слышит тот самый анекдот, который потом ляжет в
основу «Пиковой дамы» – анекдот о его старшей родственнице, собственно
бабушке, которая знает тайну трех карт, выигрывающих подряд в карточной
игре «Фараон». И, собственно говоря, сама повесть начинается с рассказа
об этой особенности старухи. Когда герои повести играют в карты у
конногвардейца Нарумова, то один из игроков – Томский – рассказывает,
что бабушка была в Париже, там проигралась, обрела тайну трех карт у
Сен-Жермена. И с помощью этой тайны не только отыгралась, но даже и
выиграла у правителя Франции – регента.

Все это очень хорошо известно. Но тут возникает образ графини Анны
Федотовны, которая собственно и является аналогией реальной княгини
Натальи Петровны Голицыной. Сама эта дама чрезвычайно интересна. Она
была фрейлиной, а потом и придворной, статс-дамой при дворе пяти русских
императоров. И в этом качестве она являлась реальной, а не вымышленной,
достопримечательностью пушкинского Петербурга. Ей за 80 лет, она умрет в
том же самом 1837 году, что и Пушкин, только позже.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: