Рассуждение
«Преступление и наказание» Федора Достоевского — это роман, который изображает Петербург как город, полный мрачных улиц и сумрачной атмосферы. Главный герой Раскольников движимый своей философией «сильный имеет право на убийство слабого», совершает убийство старушки-процентщицы и её сестры.
Первые главы книги описывают окружающую среду Раскольникова в Петербурге. Он живет в маленькой комнате на чердаке и бедствует от недостатка денег. Достоевский представляет Петербург как город, полный преступлений, бедности и безысходности. Сам Раскольников чувствует себя заброшенным и одиноким в этом городе.
Однако, несмотря на все недостатки, Петербург всегда был символом России и её культуры. В романе он выступает как место, где происходят самые страшные и трагические события в жизни Раскольникова. Сам город становится свидетелем совершения преступления и шаг за шагом, погружается в мир угрозы и разрушения.
Одним из ключевых моментов в книге является дуэль между Раскольниковым и полицейским Порфирий Петровичем. Достоевский использует Петербург в этой сцене, чтобы подчеркнуть значимость этого момента. Дуэль происходит на мосту через реку, и это место становится символом перехода Раскольникова от жизни в тени убийства к открытой борьбе за правду и освобождение.
Таким образом, Петербург в «Преступлении и наказании» выступает как неотъемлемая часть жизни Раскольникова и символ его внутреннего состояния. Это место, где он чувствует одиночество и безысходность, но также и где он начинает бороться за своё будущее. Книга Достоевского оставляет читателя с тяжелым ощущением города, который служит фоном для самых страшных событий в жизни главного героя.
Петербург Достоевского и Толстого
Петербург Достоевского и Толстого
Два величайших писателя, Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, почему-то в равной степени недолюбливали творение Петра Великого, его детище — Петербург. Это свое негативное отношение к северной столице они отразили в своих бессмертных произведениях. «Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», — констатирует Свидригайлов, герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». И действительно, Петербург театрально красив, но абсолютно плосок и прям, как шахматная доска. Единственное отступление от плоскости — это арки мостов, единственное нарушение прямизны — это изгибы рек и каналов. Петербург был построен на пустом месте, среди болот, и эта напряженная искусственность давит постоянно. Можно восхищаться архитектурными красотами этого города и одновременно сходить с ума от ощущения замкнутости и одиночества.
Это происходит с героями романов Достоевского. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши», — пишет Достоевский в «Преступлении и наказании», прослеживая связь между «исступленными мыслями» Раскольникова и «черепашьей скорлупой» его каморки. Эта каморка является своеобразным символом более грандиозной, но столь же душной каморки — большого города. Только в духоте узких улочек, в тесноте ужасных квартир может развернуться драма униженных и оскорбленных, борьба жизни с желанием существовать, жестокий поединок смерти и молодости… Картину тесноты, нравственной подавленности людей, ютящихся «на аршине пространства», дополняет чувство духовного одиночества человека в огромном городе. Люди относятся здесь друг к другу с подозрением и недоверием, их объединяет злорадство и любопытство к несчастью ближнего. Под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей кабака рассказывает Мармеладов страшную историю своей жизни.
В романе возникает образ Петербурга мертвого, холодного, равнодушного к судьбе человека: «необычным холодом» веет на Раскольникова «от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна для него эта картина».
Если для Достоевского Петербург — это холодный исполин, огромная бездна, мрачный город доходных домов, дворов-колодцев, черных лестниц, грязных углов, город — соучастник преступления Раскольникова, то для Толстого Петербург — замкнутое пространство, «тюрьма» для души, где положительный герой в полной мере ощущает свое одиночество. Вспомним, как неуютно князю Андрею в Петербурге светских салонов и гостиных. Он чувствует свою ненужность, ведь не зря говорит он Пьеру при встрече с ним: «Эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не для меня».
Петербург для Толстого — это источник искушения и всяческих бед. Жизнь светского Петербурга пагубным образом влияет на Пьера после того, как он стал наследником графа Безухова. Он пускается во все тяжкие: пьет, кутит, устраивает нелепые шалости вроде случая с медведем, ведет праздный, бессмысленный образ жизни.
Подобно напряженной искусственности архитектуры этого города, искусственность и фальшь царят в душах представителей петербургского высшего света. Интриги, придворные сплетни, карьера, богатство — вот их интересы, вот все, чем они живут. Все здесь насквозь пропитано ложью: и дежурные улыбки Анны Павловны Шерер, и лакированные от чужих нескромных взглядов плечи Элен, и чопорность Бергов, и холодная любезность таких, как Друбецкой. В этом обществе нет ничего правдивого, естественного, простого (того, что так ценит в человеке Толстой). Их речь, жесты, интонация и поступки определяются «условными правилами светского поведения». Город, в котором они живут, сыграл с ними мрачную шутку, наложив свой отпечаток на их души: он сотворил их по своему образу и подобию.
Несмотря на то, что два величайших писателя по-разному изобразили Петербург в своем творчестве, отношение их к городу одинаковое: оба они не любят и не принимают его.
Теги:
Петербург Достоевского и Толстого
Сочинение
Литература
Влияние Николая Васильевича Гоголя
Николай Васильевич Гоголь был одним из ключевых литературных влияний на творчество Ф.М. Достоевского. Их отношения начались с восхищения и почитания молодого Достоевского к творчеству Гоголя, причем Достоевский называл его «славянским гением». Гоголя он считал первым русским писателем, который может быть сравним с Западными авторами по своему таланту и остроте пера.
Полнота и реалистичность образов в произведениях Гоголя глубоко повлияли на развитие писательского стиля Достоевского. Особенно можно выделить влияние ранних произведений Гоголя на творчество Достоевского, таких как «Петербургские повести» и «Записки сумасшедшего». В этих произведениях Достоевский усваивает методику Гоголя по выстраиванию авторского рассказчика и использованию деталей и описаний для создания привлекательного и реалистичного мира.
Гоголь также повлиял на тему и сюжетные линии в произведениях Достоевского. Оба писателя обращались к теме социальной несправедливости и нравственных проблем, характерных для Русского общества
Они оба уделяли внимание философией и религией, и оба писателя исследовали детские переживания и внутренний мир своих героев. Также можно отметить влияние Гоголя на развитие демонической и фантастической линии в произведениях Достоевского, особенно видимое в «Братьях Карамазовых»
Очень важно отметить, что Достоевский не только брал на вооружение литературные приемы Гоголя, но и активно обсуждал его произведения с другими писателями и литературными критиками. Он выразил глубокое уважение к Гоголю и его работе, и это почитание стало ясным признаком влияния Гоголя на Достоевского
Влияние Николая Гоголя на Ф.М. Достоевского |
---|
Гоголь считался «славянским гением» и первым русским писателем сравнимым с Западными авторами |
Полнота и реализм образов в произведениях Гоголя повлияли на стиль Достоевского |
Гоголь повлиял на тему и сюжетные линии в произведениях Достоевского, такие как социальная несправедливость и нравственные проблемы |
Исследование философии, религии и внутреннего мира героев также связано с влиянием Гоголя |
Влияние Гоголя на развитие демонической и фантастической линии в произведениях Достоевского |
Активное обсуждение произведений Гоголя Достоевским и его уважение к нему |
Вариант 7
Санкт-Петербург — это город, окутанный загадочностью и величием. Это место, которое каждый, кто побывал там, навсегда оставляет в своем сердце. Для меня Санкт-Петербург — это не просто город, это целый мир, каждый квартал которого пропитан историей, культурой и красотой.
Мой первый визит в Санкт-Петербург оставил у меня сильное впечатление. Когда я впервые оказался на Невском проспекте — самой известной улице города, я не мог оторвать глаз от его архитектуры. Фасады зданий, нежно украшенные флористикой, будто оживали и рассказывали мне свою историю. Я провел целый день прогуливаясь по набережной Невы, наслаждаясь видами и дыша воздухом, наполненным историей.
Каждый раз, когда мне удается вернуться в Санкт-Петербург, я обязательно посещаю Эрмитаж — один из самых известных и прекрасных музеев в мире. Мне нравится пройтись по его залам, полным шедевров живописи, скульптуры и антикварных предметов. Все эти произведения искусства позволяют мне окунуться в эстетическое наслаждение и понять, насколько богатое наследие этого города.
Одним из моих любимых мест в Санкт-Петербурге является Петергоф — великолепное комплекс фонтанов и дворцов, расположенный в пригороде города. Когда я первый раз увидел этот чудесный парк, я был поражен его великолепием и красотой. Расположенные рядом фонтаны, статуи и рощи создают захватывающий пейзаж и олицетворяют всю величие Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург — город, в котором есть место для всего. В нем сочетаются историческое наследие, современная архитектура и кафе, где можно попробовать настоящий русский чай и пирожные. Здесь каждый найдет что-то для себя — будь то любители культуры и искусства, шоппоголики или просто люди, желающие насладиться прекрасными видами и атмосферой города.
Санкт-Петербург оставляет в воспоминаниях чувство величия, умиротворения и восхищения. Он позволяет окунуться в мир истории и культуры, раскрыть в себе скрытые чувства и эмоции. Мне повезло иметь возможность побыть в этом прекрасном городе, и я ни разу не пожалел об этом. Санкт-Петербург — это не просто город, это место, которое навсегда останется в моем сердце и будет вызывать во мне желание вернуться снова и снова.
Мне нравится571Не нравится298
Сочинение 5
В романе «Преступление и наказание» образ Петербурга играет важную роль, являясь не только фоном для действия, но и отражением душевного состояния главного героя Родиона Раскольникова.
Петербург в романе описывается как город, полный противоречий и социальных различий. Например, одной из первых глав посвящена описание мрачной улицы, на которой живет Раскольников. Здесь царят бедность, грязь и теснота. В то же время, в других частях города можно увидеть роскошные дворцы и здания, которые символизируют богатство и власть.
Символический образ Петербурга подчеркивает главную тему романа – противостояние индивидуума и общества. Раскольников вынужден жить в условиях экстремальной бедности и унижения, что вызывает в нем чувство отчаяния и негативно влияет на его психическое состояние. Он видит, что система неравенства и безразличия к человеческим страданиям приводит к бесправию и отчаянию многих людей в городе.
С другой стороны, Петербург является местом, где Раскольников совершает убийство. Это место, где он проходит через переживания, которые вынуждают его пересмотреть свою жизненную позицию и начать искать новую цель в жизни. Город становится для него символом всеобщего духовного разложения, а его улицы – местом, где происходят необъяснимые и страшные вещи.
Таким образом, образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» не только служит фоном для действия, но и является символом социальных противоречий и духовного разложения. В то же время, он помогает читателю лучше понять психологический портрет главного героя и его поиск новых ценностей в жизни.
Петербург Достоевского
Лучшие экзаменационные сочинения: 400 золотых страниц.
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
Большую часть своей жизни Достоевский провел в Петербурге, среди колодцев домов, давящих на человека своими грязно-серыми стенами
Этот город занимает важное место в его произведениях. Образ Петербурга постоянно присутствует в творчестве русских писателей
О Петербурге писали А. С. Пушкин («Медный всадник»), Н. В. Гоголь («Невский проспект»), Андрей Белый («Петербург»), Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам.Петербург, по убеждению Ф.М. Достоевского накладывает свой отпечаток на характер человека.
В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю. В романе «Преступление и наказание» мы встречаемся не с парадной стороной этого прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими душегубку. Петербург Достоевского — это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он — соучастник преступлений, питательная среда бредовых идей и теорий, свидетель кошмарных снов и человеческих трагедий. Люди разобщены и озлоблены, подозрительны и недоверчивы. Они утрачивают способность к жалости и состраданию. Их давит и калечит жестокий мир.
Петербург способен сводить с ума своих обитателей. Всюду убогая обстановка трущоб
Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию убогих интерьеров — он обращает наше внимание на запахи и символические цвета. Так, желтый цвет — символ болезни, нищеты, убожества жизни
Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая «похожая на шкаф или на сундук» каморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет. Соня Мармеладова пошла «по желтому билету», женщина-самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате Сони, «мебель желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. И везде теснота, духовных ютиться в убогих квартирках, то еще больше усугубляет чувство духовного одиночества в толпе.
Петербург – холодный, мертвенный город, равнодушно взирает на горе и страдания людей, а великолепная панорама русской столицы еще больше подчеркивает нищету, безысходность. И эти же детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий. Если считать зеленый цвет цветом зарождающейся жизни, возникающей гармонии, то в романе мы находим и зеленый цвет, но это цвет «фамильного» мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня Мармеладова. Платок олицетворяет одновременно страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупительную силу. Умирая, Катерина Ивановна произносит: «Бог сам знает, как я страдала…» Отправляясь за Раскольниковым, который идет сознаваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и искупить этим вину Раскольникова. В эпилоге, в сцене перерождения, воскрешения Раскольникова Соня появляется в этом же платке, осунувшаяся после болезни. В этот момент зеленый цвет страданий и надежды главных героев произведения превозмогает желтый цвет больного Петербурга. В их больных лицах засияла «заря обновленного будущего», они готовы воспринимать новую жизнь. Герои Достоевского не имеют возможности жить в этом жестоком мире по законам Христианской морали. Образ Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание» символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события романа, с другой — сам действующее лицо, соучастник страшного преступления Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей. Именно поэтому, изображая мир петербургских трущоб, писатель не только испытывает жалость и сочувствие к обездоленными людям, но и восхищается их замечательными человеческими качествами, которые труднее всего сохранить в невыносимых условиях.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Вариант 2
Величественный образ Петербурга в произведении под названием «Преступление и наказание» — это не просто описательный образ, это один из действующих героев в романе. Автор представляет его как город мечты, в нем сливается все – прошлое, настоящее и будущее огромного государства.
Великолепными дворцами восхищались и другие авторы, и поэты, прозаики, которые хотели представить их на страницах своих произведений. Только Федор Михайлович Достоевский передает его образ совершенно по-другому, он пользуется маленькими деталями столицы, чтобы передать переживания героев, показать, как столица сказывается на жизни людей.
Начало произведения показывает, как душная атмосфера вонючего и пыльного города, сказывается на Раскольникова. Он живет в достаточно бедном квартале, несчастный и бедный студент, который не может найти вдохновения для творческого порыва.
Все маленькие улочки наполнены людьми, которые очень похожи на главного героя, их обличье очень бедное, но никто не удивляется подобному виду. Все трагические моменты будут ассоциироваться именно с узкими и грязными улицами, которые все время переплетаются между собой.
Именно город подталкивает Раскольникова на преступление, он буквально толкает его на угрызения совести, говорит ему, что он виноват в совершенном.
Мужчина бродит по пустым улицам, стараясь полностью забыться и отказаться от своих отрицательных мыслей, только вот вся атмосфера еще больше наталкивается его на отрицательные мысли.
Он пытается отыскать в нищем квартале хоть что-то, что могло радовать его глаз, все наводит его на изнурение. Приют Раскольникова тоже является небольшой каморкой, которая просто давит на него изнутри. В его пространство помещается только стол, небольшой старый диван, на котором он спал, и шкаф, где частично хранятся его вещи.
Комната похожа на гроб, где молодой человек старается собраться с мыслями, но постепенно превращает его из здорового мужчины в настоящего маниакального злодея.
Квартира Сони Мармеладовой тоже уродливой формы, она вынуждена жить в небольшой квартирке, которая заставляет ее искать внимания и любви на стороне. Она готова поддерживать и сострадать Раскольникову.
Воззрения о евреях[]
Широко известны и цитируются следующие мысли Достоевского, взятые из «Дневника писателя» за март 1877 года, главы второй:
А между тем мне иногда входила в голову фантазия: ну что, если б это не евреев было в России три миллиона, а русских; а евреев было бы 80 миллионов — ну, во что обратились бы у них русские и как бы они их третировали? Дали бы они им сравняться с собою в правах? Дали бы им молиться среди них свободно? Не обратили ли бы прямо в рабов? Хуже того: не содрали ли бы кожу совсем? Не избили бы дотла, до окончательного истребления, как делывали они с чужими народностями в старину, в древнюю свою историю?
И вместо того, чтоб, напротив, влиянием своим поднять этот уровень образования, усилить знание, породить экономическую способность в коренном населении, вместо того еврей, где ни поселялся, там ещё пуще унижал и развращал народ, там ещё больше приникало человечество, ещё больше падал уровень образования, ещё отвратительнее распространялась безвыходная, бесчеловечная бедность, а с нею и отчаяние. В окраинах наших спросите коренное население: что двигает евреем и что двигало им столько веков? Получите единогласный ответ: безжалостность; «двигали им столько веков одна лишь к нам безжалостность и одна только жажда напиться нашим потом и кровью». И действительно, вся деятельность евреев в этих наших окраинах заключалась лишь в постановке коренного населения сколь возможно в безвыходную от себя зависимость, пользуясь местными законами. О, тут они всегда находили возможность пользоваться правами и законами. Они всегда умели водить дружбу с теми, от которых зависел народ, и уж не им бы роптать хоть тут-то на малые свои права сравнительно с коренным населением. Довольно они их получали у нас, этих прав, над коренным населением. Что становилось, в десятилетия и столетия, с русским народом там, где поселялись евреи, — о том свидетельствует история наших русских окраин. И что же? Укажите на какое-нибудь другое племя из русских инородцев, которое бы, по ужасному влиянию своему, могло бы равняться в этом смысле с евреем? Не найдёте такого; в этом смысле еврей сохраняет всю свою оригинальность перед другими русскими инородцами, а причина тому, конечно, этот status in statu его, дух которого дышит именно этой безжалостностью ко всему, что не есть еврей, к этому неуважению ко всякому народу и племени и ко всякому человеческому существу, кто не есть еврей. И что в том за оправдание, что вот на Западе Европы не дали одолеть себя народы и что, стало быть, русский народ сам виноват? Потому что русский народ в окраинах России оказался слабее европейских народов (и единственно вследствие жестоких вековых политических своих обстоятельств), потому только и задавить его окончательно эксплуатацией, а не помочь ему?
Роль Александра Сергеевича Пушкина
Пушкин стал своего рода наставником для Достоевского и оказал значительное влияние на его поэтику, стиль и тематику произведений. Его поэтическое наследие сыграло важную роль в формировании литературных вкусов и предпочтений Достоевского.
Авторыский гений Пушкина, его умение передать глубокие эмоции и мысли в ярких образах, стали для Достоевского идеалом, к которому он стремился. Пушкинский мир, с его драматическими ситуациями и психологическими размышлениями, послужил примером для Достоевского в создании собственного художественного мира.
Особое влияние Пушкина можно проследить в ранних произведениях Достоевского, таких как «Бедные люди» и «Двойник». В этих рассказах уже видно влияние пушкинского романтизма, его умение передать стремления и страдания человеческой души.
Но Пушкин не только вооружил Достоевского художественными приемами и тематикой, но и побудил его к обращению к важным социальным и философским вопросам. Пушкинские произведения, например «Медный всадник» и «Евгений Онегин», содержат глубокие социальные и политические комментарии
Достоевский адаптировал этот подход, обращая внимание на проблемы русского общества, моральные дилеммы и сущность человека в его произведениях
Таким образом, роль Александра Сергеевича Пушкина в творчестве Ф.М. Достоевского неоценима. Пушкин не только вдохновил Достоевского на самое творческое начало, но и стал примером и наставником для его литературных стремлений. Без этого влияния, совместный художественный путь Достоевского и Пушкина не был бы столь значимым для русской литературы.
Чему учит повесть?
Произведение Ф.М. Достоевского дает повод поразмышлять о многогранности человеческой натуры, непредсказуемости. У каждого из нас есть положительные и отрицательные качества личности – светлая и темная стороны. Изгнать темную часть невозможно, но можно ее контролировать, непрерывно работая над собой, совершенствуясь и всесторонне развиваясь.
Писатель указывает нам на то, что человек не должен руководствоваться только успехами в продвижении по службе, своими физиологическими потребностями и инстинктами или бытовым комфортом. Он должен обогащаться духовно, работать над собой, стремиться к своей внутренней гармонии с миром и тогда все темное, злое, нездоровое не вырвется в наружу.
Интерьеры квартир героев романа
Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа. Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…». Комната, похожая на гроб, превращает здорового юношу в маниакального злодея. Убожество квартиры Сони Мармеладовой навевает тоску и уныние. Девушка вынуждена снимать помещение неправильной уродливой формы, не имеющей даже самой необходимой мебели. Она «походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое». Хозяева квартиры такие же бедные обездоленные люди, как и она сама. Пожалуй, самым страшным зрелищем для читателя становится знакомство с условиями существования несчастной семьи Мармеладова. Уволенный со службы чиновник, его чахоточная жена Катерина Ивановна и малолетние дети ютятся в проходной комнате. Им некуда скрыться от табачного дыма, скандалов пьяных соседей, бесцеремонных гостей. Их жизнь протекает на виду у всех жильцов дома. Раскольников, войдя в квартиру чиновника, увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной». В ней «было душно… с лестницы несло вонью». Комната старухи – процентщицы, распивочная на Сенной, угол Дмитрия Разумихина – все эти помещения мало чем отличаются друг от друга. Убожество, нищета делают их похожими.
Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте. Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения. Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.
Парадный Петербург
Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» является одним из главных действующих лиц. Ленинград, Петербург, Петроград, Санкт-Петербург – величественный город мечты. Прошлое, настоящее и будущее нашей страны сливаются в нём воедино.
Великолепием дворцов Петербурга восхищались известные поэты и прозаики, его старались запечатлеть на своих полотнах художники, им любуются туристы, и гордятся жители. Совершенно в другом качестве предстаёт перед нами Северная столица на страницах замечательной книги Фёдора Михайловича Достоевского. Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества.