Сочинение на тему: «фамусов и молчалин в комедии а.с. грибоедова «горе от ума»»

Чацкий и фамусовское общество. конфликт. характеристика.

Характеристика

Казалось бы, как может рассчитывать на карьеру в обществе и успех у женщин такой нравственно убогий человек? А между тем, он продвигается по службе, получает награды, уверенно идёт по жизни и даже является героем романа для дочки своего начальника – Софьи Фамусовой, неглупой и развитой девушки.

Комедия разоблачает в образе этого героя укоренившиеся в русском обществе 19 века моральные ценности, которые делали его рабским, отсталым, лишённым потенциала развития. Ведь движение вперёд идёт за счёт свежих, смелых мыслей, проектов. Разве можно ожидать этого от молчалиных?

Но именно они оказываются нужными. Им открываются все двери

Умение ходить на цыпочках, кланяться, говорить комплименты не только важной особе, но и её собачке, быть всегда готовым услужить – вот что востребовано в русском дворянстве со времён Екатерины Великой

Никаких деловых качеств от Молчалина никто не требует. Фамусов вытащил его из тверской глуши и сделал секретарём как великого мастера угодить. Этой рабской науке его обучил отец: угождать хозяину квартиры, начальнику, его слуге, швейцару, вплоть до дворника и его собаки.

Молчалин точно следует завету родителя и находит покровителей, присматривая их наперёд. Татьяна Юрьевна, Фома Фомич есть у него в резерве на случай немилости нынешнего хозяина.

В немилость он действительно попал, не к хозяину, так его дочке. Тема любви никак не вяжется с этим героем. Он лишь играет навязанную ему роль милого друга, опять-таки по-рабски и с расчётом. Правда, горе-любовник просчитался, был разоблачён, хотя с него, как с гуся вода.

Этот образ угодника, приспособленца, паразитирующего на человеческой любви к лести, является типичным для общества, где служат лицам, а не делу. При кажущейся безобидности персонажа достаточно представить, что на службу во все отрасли будут пробираться именно такие люди – и становится ясно, что такое государство будет на обочине исторического развития.

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет…

Помада есть для губ, и для других причин

С духами сткляночки: резеда и жасмин.

Лиза игнорирует фамусовского секретаря, он ей несимпатичен, она и Софью предостерегает. Софья, в конце концов, видит низость своего ухажера, просит его покинуть дом до зари, но в глазах Фамусова, своего покровителя, подлец до конца остаётся безупречным. И, видимо, если бы Софья раскрыла карты отцу, он бы не поверил, решил, что дочь хочет отвести удар от Чацкого. В этом и заключается парадокс — Молчалиных нельзя разоблачить!

Неуклюжий поклонник, излишне вежливый юноша оборачивается к читателю своим истинным лицом. Вся трагедия не в том, что Молчалин так плох, а в том, что таких, как он, много. И именно они, эти ничтожные людишки, выдвигаются государством, именно их глупая, мелкая, подлая и пустая смиренность ценится больше подлинного ума и таланта. Страшен не Молчалин, а молчалины, так же как одна бактерия не несет большого вреда, а тысячи распространяют заболевания. Молчалины заражают и разлагают общество, но они же были рождены этим обществом, людьми. Значит, чтобы избавиться от молчалиных, нужно перевоспитывать не их, а себя, переоценивать собственные ценности, и тогда молчалинство станет ненужным и немодным.

Каждое поколение по-своему воспринимало бунт Чацкого или низость Молчалина, но общее отношение к ним как к бессмертным типам от этого не менялось. Хотелось бы верить, что ценится станут умные и способные, открытые и смелые люди, а не низкие и ничтожные.

  • Сочинение на тему религия и наука

      

  • Туризм в беларуси сочинение

      

  • Елисеева м т работа над изложением и сочинением начальная школа

      

  • Описание лесной опушки сочинение

      

  • Сочинение на тему уголовное право

Популярные сегодня темы

Жила одна женщина, у нее не было детей, а она так мечтала о ребенке. Однажды пошла она к одной колдунье и рассказала ей о своей мечте. Колдунья дала ячменное зёрнышко, которое нужно было посадить в горшок для цветов и ждать.

Добрым человек должен быть потому, что мы пришли в этот мир для того чтобы оставить после себя хорошие воспоминания. Нельзя постоянно делать неприятности другим людям и при этом становиться счастливым человеком.

Основные ценности Фамусова и его окружения — богатство и чины, отношение к службе и «что станет говорить княгиня Марья Алексевна? » Цель жизни Молчалина блестящая карьера, чины, богатство. Высшее счастье он видит в том, чтобы «и награжденья брать и весело пожить».Для этого он выбрал самый верный путь: лесть, угодничество. Если Максим Петрович — тип подхалима предшествующей эпохи, то Молчалин — угодник нового времени, действующий более тонко и не менее успешно. «Он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных»,- говорит о нем Чацкий с презрением отзываясь о его умственных способностях. Молчалин знает, как ему надо себя вести, и определяет свою тактику: Во-первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Отношение Молчалина к службе совпадает с фамусовским: он хотел бы «и награжденья брать, и весело пожить». Как только Молчалин «взлетит», то, несомненно, повторит путь Фамусова. Как и покровитель, он будет злоупотреблять служебным положением. Для Павла Афанасьевича это уже стало «золотым» правилом: Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку. Общественное мнение для Молчалина, как и для Фамусова, свято. Некоторые его высказывания («Ах! злые языки страшнее пистолета», «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь») напоминают фамусовское: «ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Молчалин – это «маленький Фамусов», герои воплощают один социальный и нравственный тип, тип приспособленцев, «деловых» людей.

как пионер, всегда готов войти в это общество, но пока его далее лакейской не пускают

Противопоставление. Два общества противостоят друг другу. Люди, входящие в разные общества, руководствуются разными принципами в жизни. У них разные взгляды на одни и те же вещи. Отрицание друг друга.

Господин Молчалин зрелый мужчина, простого происхождения, скорее всего, был из мещан, живет на свои скудные средства. Имеет чин коллежский асессор. С помощью карьеры стал дворянином. Он почтительный, воспитанный, спокойный, умеет угождать всем. Но в тоже время лицемерный и двуличный человек. В конфликты ни с кем не вступает, никого не критикует. Скуп, робок и аккуратен.

На первый взгляд Алексей Степанович кажется скромным и застенчивым человеком, но на самом деле это лишь придуманный образ для достижения своих корыстных целей. Мечтает быть великосветским человеком, которого все уважают.

Его фамилия говорит сама за себя, он скрытен и не разговорчив. Поведение Молчалина можно назвать смиренным и покорным, но все это для того чтобы окружающие питали к нему симпатию. В общении с одними людьми он благонравный и тихий, а вот со служанкой Лизой он ведет себя по хамски.

Встречается с Софьей Молчалиной ради очередной должности, но девушка питает к нему искренние чувства и не подозревает об обмане. Он ее боготворит и выполняет все прихоти. Для Фамусова он же вполне подходящая кандидатура на место зятя, чем аристократ Чацкий. Павел Афанасьевич считает, что благодаря своей покорности и услужливости, Молчалин сможет подняться по карьерной лестнице. Сам же Молчалин влюблен в Лизу, он привязался к ней. В итоге ухаживает за двумя девушками сразу. Это еще раз подчеркивает его аморальность. Вести двойную игру ему не впервой.

Но окружающие видят в нем честного человека, они не замечают его истинную натуру, наоборот видят в нем человека готового к самопожертвованию ради других.

А можно ли уличать Молчалина в лицемерии? Ведь он живет по отцовским заветам, где говорится, что младшие чины должны подчиняться высшим. В те времена это воспринималось как должное, за исключением особо решительных людей.

Сходство помещика и секретаря

Оба персонажа из «века минувшего». Их жизненный идеал одинаков — бескрайняя вера во власть и деньги, лебезящее поведение перед высокопоставленными людьми. Помещику Фамусову уже удалось достигнуть всех своих мечтаний, а Молчалину необходимо стремиться к желанному чину.

Анализ Молчалина и Фамусова

В характеристике Молчалина и Фамусова множество общих черт. Конечно, второй старше первого и значится его руководителем. Господин Фамусов чрезвычайно уважаем московским обществом по причине того, что является управляющим при казённом доме и оказывает влияние на благосостояние большой группы людей.

Внешних различий много, но у персонажей сходные жизненные ценности и мировосприятие. Оба одинаково враждебно воспринимают новизну. Фамусов — консервативных взглядов, ему нравится с возмущением говорить, будто в нынешнее время «всё не то». Для него верный путь — жить по законам и правилам предков «на старших глядя». Молчалин предпочитает неотложно следовать «завету отцов», чтобы «угождать всем людям»

Мнение других для обоих крайне важно.

Молчалин оказывает знаки внимания Софии только потому, что не в состоянии не угождать обожаемой дочери почитаемого им Фамусова. Для него девушка не выступает в качестве завидной невесты, в планах героя нет женитьбы на ней. Он питает нежные чувства к служанке Лизавете. Фамусов опасается, что провинциальный бедняк придёт свататься к нему в уважаемое семейство.

Для обоих основные жизненные приоритеты — это служба. С их точки зрения, лишь таким образом возможно достичь успеха, но для этого обязательно потребуется развлекать нужных и полезных людей. Так становится возможным «достигнуть степеней известных». Нет ни малейших сомнений, что Молчалин, дослужившись до высокого звания, превратится в копию Павла Афанасьевича и целиком повторит его карьеру.

Жизненные ценности героев

Эти грибоедовские герои питают страсть к чинам и презирают тех, у кого нет статуса. Для достижения собственных целей они готовы на всё

Для них наиболее важно ловко устроиться и приобрести любыми средствами положительную репутацию.

Молчалин старательно подражает Фамусову и гордится своими карьерными успехами, что получил «3 награды». При любой возможности он готов хвастаться личными знакомствами со знаменитостями в московском обществе. Но он отнюдь не простак. В нём есть актёрские наклонности, к примеру, романтическая история с Софией — игра на публику.

Софья в Молчалине ценит какие-то определенные, видимые только ей черты — скромность, спокойность, неболтливость, услужливость. Он постоянно находится рядом, способен целую ночь провести в беседах с девушкой и не отводить от неё своего взгляда.

Фамусов Павел Афанасьевич — отец прекрасной дочери, знатный чиновник, авторитетен среди дворянского общества Москвы. Карьере отдал всю собственную жизнь. Для него непререкаемый пример для подражания — родной дядя Максим Петрович, который готов быть шутом перед монархической особой, чтобы потом получить личную выгоду. «Упал он больно, встал здорово».

Не стесняется быть ничтожным и смехотворным в глазах высших начальников для получения продвижений по службе и приобретения материальных благ. Просвещение и образованность — чуждые темы для господина Фамусова.

По своей натуре является консерватором, отрицает любые прогрессивные и новаторские идеи. Заботливый и внимательный среди близких и друзей, но позволяет себе жестокость и грубость в адрес слуг.

Приоритеты фамусовского нрава — неуклонно следовать продвижению в карьере. Фамусов полагает, что пренебрежение рабочими обязанностями — это вовсе не изъян. Павел Афанасьевич и Молчалин живут, основываясь на лицемерии, расчёте и лжи. Они легко идут на низость. Алексей Молчалин — это «крошечный Фамусов»: персонажи представляют собой один и тот же социальный типаж: приспособленцы, «деловые» люди. Личное отношение Фамусова к Молчалину — самое положительное: он видит в секретаре своего союзника и товарища.

Популярные сегодня темы

Картина исполнена в приятных и нежных, для взгляда тонах. Главным персонажем полотна является девочка. На вид ей восемь-десять лет. Она сидит в парке, на деревянной скамейке, которая уже немного сломана.

Одним из важных персонажей романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» является Маша Миронова. Неспроста произведение названо именно в её честь. Это напрямую связано с образом и характером героини.

«Анна Снегина» — это автобиографическое произведение Сергея Есенина, написанное им практически накануне своей смерти, в 1925 году. В ней поэт рассказывает о своих переживаниях

Образы помещиков в романе «Мёртвые души» изображены Гоголем необычайно ярко. Для этого автор использует портретные характеристики, описание обстановки жилищ героев. Упоминает и об их отношении к странному предложению Чичикова

В образе этой семьи писатель воплотил все черты старого общества, которые вызывали у него отвращение. Это были как отрицательные качества, так и покорность по отношению к насилию и угнетению

Рассуждение

У каждого человека есть мечта. Кто-то старательно к ней идет, добивается хороших результатов, а кто-то ничего не делает. Не потому, что он ленивый или ему это не по силам — нет, не поэтому. А потому что он боится: боится опозориться, сделать что-то не так или получить осуждение со стороны других людей. Главное его препятствие — страх. Именно он не дает двигаться дальше.

Сергей Викторович Мизеров поднимает проблему «зависимость человека от окружающих его людей и обстоятельств». Автор показывает, как могут повлиять чужие слова и убеждения на главного героя. Мальчик по имени Колька был обычным ребенком. Мечтал, что когда-нибудь сможет стать летчиком. Но он жил в деревне, которая была далеко от цивилизации, где данная мечта «казалась безумием». Никто о таком и не думал, все знали, что их ждет в будущем — «жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой». На мальчика смотрели как на сумасшедшего, а отец надеялся, что «вздорная идея» пройдет и сын образумится.

В этой истории про Кольку, Сергей Викторович показывает, как поддержка родных, а точнее ее полное отсутствие, направляет мальчика. Он боится сделать шаг, он задается вопросом — «Что я там буду делать один?», страх сковывает его и не дает шанса на осуществление цели. И он, недолго думая, мальчишка покупает обратный билет домой. В том, что он испугался есть и его вина, но также и родителей. Именно они закладывают в ребенке необходимые знания и убеждения, которые впоследствии могут негативно сказаться на жизни уже взрослого человека.

Многие великие люди простые выходцы из народа, поэтому не нужно бояться своего желания стать кем-то важным, чем просто влачить свое существование

Если слова для вас не представляют особой важности, тогда вспомните Ломоносова, великого человека из обычной крестьянской семьи, где никто даже не думал уехать из деревни, не, то что стать ученым. Или же вспомните кто такой Крис Гарднер

Человек, который остался без крыши над головой с ребенком на руках, стал владельцем преуспевающей компании. Необходимо помнить, что жизнь одна. И она дана нам, чтобы мы прожили ее так, как хотим мы, а не так как хочет кто-то другой.

История создания[]

Написания

Пьеса была задумана в 1820 году в Персии, где Грибоедов служил по дипломатической линии.
Свидетельства современников о том, что замысел был у Грибоедова уже в 1816 считаются литературоведами недостоверными.
Первые два действия Грибоедов писал 1821-23 годах. Осенью 1821 года Грибоедов служил в Тифлисе, где впоследствии сделал карьеру при генерале Ермолове.
Летом 1823 года в селе Дмитровском Тульской губернии Грибоедов пишет действия III и IV. Оставив на время службу весной 1823 года Грибоедов в это время гостит у своего старинного друга Степана Бегичева. Считается, что на московских балах, которые он посещал в это время, он активно собирал для комедии новый материал.
Первый вариант комедии был закончен в июне 1824 года. По дороге в Санкт-Петербург Грибоедов придумывает новую развязку и уже в Петербурге сильно перерабатывает комедию.
После неудачных попыток опубликовать и поставить пьесу, Грибоедов не перестаёт работать над ней. Таким образом, работа над комедией продолжалась ещё долго — последней авторизованной версией считается так называемый Булгаринский список, который Грибоедов вручил своему издателю и другу Фаддею Булгарину 5 июня 1828 года, накануне своего возвращения на Восток.

Вариант 3

В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов рассказывает о дворянах Москвы ХІХ века, именно тогда общество раскололось на консерваторов и тех, кому импонировали идеи декабристов. Главной идеей произведения является противопоставление нынешнего века и минувшего века, смена устаревших идеалов дворян на совершенно новые.

В комедии присутствует огромное количество сторонников старых идеалов. Поклонники старых принципов — это весомые и значимые в обществе люди, такие как помещик Фамусов, полковник Скалозуб, так же старым дворянам прислуживают и молодое поколение, которое просто вынуждено прислуживать «старикам». Молчалин один из таких молодых людей, который вынужден прислуживать старым дворянам с их порядками.

Сам Молчалин бедный дворянин, рождённый в Твери, он проживает в доме Фамусова, выдавшего его чин ассерсора и взявшего на работу серкртарем. Еще Молчалин является любовником дочери Фамусова, но сам Фамусов об этом не знает. Отец не хочет иметь такого зятя как Молчалин, потому что в Москве принято иметь богатых родственников. Фамусов ценит в людях желание услужить перед ним, и именно так Молчалин, с помощью своей услужливости получает такие должности.

В данной пьесе образ Молчалина очень точно отвечает характеру повеления молодого, не окрепшего дворянина во влиятельном обществе. Молчалин старается максимально выслужиться перед высокими гостями в доме у Фамусова, потому что они могут быть полезными для его дальнейшего карьерного роста. Молодой дворянин опустился до того, что начинает нахваливать шерсть собачки Хлёстовой. Он считает, что дворяне нижних чинов должны таким образом заслуживать уважение у старших.

Он, как и все персонажи данной комедии считает свои долгом хвастаться и гордиться своими успехами в продвижении по службе. Молчалин отлично налаживает связи с нужными его людьми, которые могут ему помочь по службе. Молчалин несёт огромный урон обществу, в котором он находится. Он также обманывает дочь Фамусова, ведь ухаживает он за ней только ради выслуги перед её отцом. Он такой человек, который для достижения своей цели не остановится ни перед чем, и способен нанести огромный ущерб тому обществу, в котором он находится.

«Горе от ума» — бессмертная комедия А. С. Грибоедова. В нем он правдиво и беспощадно изобразил «картину нравов» современного ему аристократического общества. По признанию автора, в его произведении «25 глупцов на одного здравомыслящего человека». И одним из них в пьесе является Алексей Степанович Молчалин. Характеристике этого персонажа будет посвящена наша статья.

Характерные особенности персонажей

Фамусов — житель Москвы, представитель знатного дворянского рода. А Молчалин — провинциал из далёкой Твери.

Отношение к карьере и деньгам

Павел Афанасьевич громко и много говорит, его речь бурная и эмоциональная. «Говорящая» фамилия Фамусова означает «молва» (с латинского языка «fama»). Молчалин любит безмолвствовать. На балу его поведение весьма показательно: он всячески выслуживается перед аристократией, выступает в роли некоего верного пса.

Молчалин — обычный усреднённый человек по своему разуму, навыкам и способностям, по жизненным ориентирам. Фамусов тоже посредственен, но они оба наделены совместным «даром»: умеют приспосабливаться к ситуациям, легко находят подход к «полезным» людям. Герои органичны для столичного общества. Достигают желаемого посредством службы в чиновничестве, не ограничивая себя в методах достижения цели.

Помещик Фамусов давно овдовел, содержит дочь Софию семнадцати лет. Чтобы отдать ее выгодно замуж, батюшка организует балы и ужины в собственном доме. Для него имеет значение, чтоб жених был высокого чина и при деньгах. Надо сказать, в делах сердечных у дворянина лишь финансовый интерес. В его мире правят знатный статус и деньги, нет места для уважения, искренней любви и тому подобным чувствам.

Главные стремления Фамусова:

  1. Достижение высоких званий и чинов.
  2. Обогащение.
  3. Получение выгоды любыми путями.

Алексей Степанович Молчалин — безродный юноша из отдалённой провинции. Он никому не известен, состояния и богатств у него нет. Стремится остаться на службе у господина Фамусова, разделяет его взгляды и жизненные ценности. Молчалин получил чин асессора, когда поступал в секретари. Это даёт право на личное дворянство. Несомненно, что Молчалин сохранится в доме Фамусова, потому как он приятен для помещика, они близки в мировоззрении и жизненных приоритетах: не болтлив, не прочь услужить, характер хитрый, меркантильный и изворотистый. Старается продвинуться в светском обществе как можно выше, но пока у него только крохи с барского стола.

Связь с Чацким

В литературном произведении «Горе от ума» отсутствуют слабые и неяркие образы. Каждый характер ясно очерчен, незабываем и колоритен. Конечно же, присутствуют в пьесе герои, как главные, так и второстепенные. Павел Фамусов — единственный персонаж, которого можно называть равным Чацкому.

В какой мере Чацкий находится в противостоянии московским нравам, в таком же объёме Фамусов зависит от них. Персонажи расположены на противоположных полюсах во взглядах на общественные ценности, что создаёт конфликтность между ними.

Фамусов имеет высокий пост, души не чает в дочери Софии, но чересчур зависим от московского общества — это его ставит в дополнительное противостояние с Чацким. У Молчалина роль также сопоставима с основным героем. Они оказываются в конфликте из-за сердечных чувств к Софье Фамусовой.

Павел Фамусов почитаем и признан в светских кругах столицы. В службе он достиг достаточно высокого положения — «управляющий при казённом месте». Именно с его помощью распределяются награды и звания, устраиваются пенсии пожилым и подготавливаются служебные места для юных людей. Молчалин же является прислугой у столичной знати.

П. Я. Вяземский отмечал, что Грибоедов своеобразно выстроил свою комедию, предприняв принцип расширения сцены и круга персонажей, где становятся чрезвычайно достойными внимания все без исключения действующие лица. Этим автор расширил границы всего литературного искусства.

В завершении стихотворной комедии следует монолог Чацкого, который высказывает свои идейные воззрения, моральные ориентиры. Образ молодого новатора, приехавшего из-за границы, созвучен и близок по духу с настроениями, которые во время выхода пьесы в печать летали в воздухе самодержавной России.

Опасные речи прогрессивного Чацкого названы в произведении сумасшедшими. Современники Русского государства времени Грибоедова укоренены в сложившемся крепостническом быте и не хотят что-либо менять.

Пример 1

Александр Сергеевич Грибоедов в своем произведении «Горе от ума» рассматривает общественный конфликт. Это произведение считалось новаторским для 19 века. Автор говорит с презрением о дворянском обществе, осуждает его.

Центральным конфликтом является противостояние Александра Андреевича Чацкого и фамусовского общества. Действие пьесы происходит в доме Петра Афанасьевича Фамусова, являющимся управляющим казенного дома. Он занимает определенное положение в Москве. Соответственно и круг общения он выбирает, опираясь лишь на собственные интересы и выгоду. К обществу Фамусова мы можем отнести его секретаря Молчалина и полковника Скалозуба. Их можно с уверенностью отнести к людям века минувшего. Они являются сторонниками всего укоренившегося. Это общество совершенно недовольно веяниями всего нового. Им не нравится мода на иностранное, однако их недовольство выражается лишь в раздражении. Действовать они не готовы, для них важна лишь репутация, и главное, чтобы никто ничего дурного при них не сказал.

У Чацкого же совершенно противоположное мнение. Когда он возвращается на родину после трех лет странствий, то очень опечален тем, что город совершенно не изменился. Все осталось так, как было, лишь немного сменилась обстановка, но нравы у общества все те же. Юноша не против службы, но Чацкому не нравится прислуживать другим. Он считает это унизительным. О чем говорит его знаменитая фраза: » Служить бы рад, прислуживаться тошно.»

Сам конфликт зарождается, когда Чацкий приезжает домой. Он видит, что Софья влюблена в кого-то, но пока не понимает в кого. В итоге любовные прения выливаются в социальный конфликт, в котором Чацкий противостоит в одиночку обществу Фамусова. Он не смог раскусить Молчалина. В итоге с легкой руки Софьи, разнесшей слухи, он еще становится и сумасшедшим. Общество приписывает ему диагноз. А Фамусов отказывает ему от дома.

А.С. Грибоедов в своем произведении показывает дворян, которые боятся каких-либо перемен. Общество и не принимает Чацкого, он видит их пороки и смело на них указывает. Чацкий любит свободу и дорожит ей. А вот эти люди засели в клетках, из которых бояться высунуть носы. Юноша считает, что перемены необходимы, а общество отвергает эти новаторские идеи. В этом и заключен конфликт поколений. В итоге Чацкий проигрывает обществу, поскольку он один и последователей у него нет. Но это пока. Все меняется, время идет.

Описание образа с цитатами

Полное имя героя — Алексей Степанович Молчалин. Он взрослый мужчина, 3 года служит секретарем у господина Фамусова и живет у него в доме в своем отдельном “чуланчике”:

“…живущий у него в доме…” 

“…Молчалин, вон чуланчик твой…”

Молчалин числится на службе в “Архивах”, куда его устроил по знакомству Фамусов. На самом деле Молчалин только формально состоит в “Архивах” и получает за это чины. На деле он работает у Фамусова дома:

“…числюсь по Архивам…” 

Фамусов охотно “кормит и поит” Молчалина, а также продвигает его по службе. Все потому что Молчалин умеет угодить своему начальнику:

“…Который кормит и поит, / А иногда и чином подарит?..”

Раньше Молчалин жил в Твери, откуда его и взял к себе Фамусов. Молчалин является небогатым, “нищим”, “безродным” человеком, то есть простого происхождения. Вероятно, он родился в семье мещан:

“…Безродного пригрел и ввел в мое семейство…”

Чин Молчалина — коллежский асессор. Этот чин давал право на потомственное дворянство. Таким образом Молчалин стал дворянином благодаря своей карьере:

“…Дал чин асессора и взял в секретари…” (согласно “Табели о рангах”, чин коллежского асессора давал право на потомственное дворянство)

Господин Молчалин кажется застенчивым и робким человеком, но это, скорее, роль, которую он играет, чтобы добиваться своего:

“…Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело…” 

“…Ни слова вольного, и так вся ночь проходит…”

Он является неразговорчивым, “бессловесным” человеком. Его “говорящая” фамилия подчеркивает его молчаливость:

“…Еще ли не сломил безмолвия печати? <…> А впрочем, он дойдет до степеней известных, / Ведь нынче любят бессловесных…” 

“…не богат словами…”

При этом Молчалин является воспитанным, вежливым мужчиной:

“…Я вас перепугал, простите ради бога…”

Он — очень услужливый человек. Он умеет угождать самым разным людям:

“…услужник знаменитый <…> Молчалин! – Кто другой так мирно всё уладит! / Там моську вовремя погладит…”

“…Молчалин за других себя забыть готов…” 

“…Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел…”

Главная идея персонажа — угождать всем людям подряд, чтобы в конце концов добиться своего:

“…Мне завещал отец: / Во-первых, угождать всем людям без изъятья…” 

Господин Молчалин — двуличный, лицемерный человек. В зависимости от обстоятельств он ведет себя по-разному. Так, с Софьей он ведет себя скромно, а со служанкой Лизой — развязно и нагло:

“…Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?..” 

“…Бог знает, в нем какая тайна скрыта…”

По мнению Чацкого, Молчалин — глупый, жалкий человек:

“…Молчалин прежде был так глуп!.. / Жалчайшее созданье! / Уж разве поумнел?..” 

“…Быть может, он не то, что три года назад <…> Есть люди важные, слыли за дураков…”

Молчалин ведет себя покорно и смиренно, чтобы понравиться окружающим и извлечь из этого пользу:

“…Молчит, когда его бранят!..” 

“…он смягчил разгневанную гостью…”

“…Конечно, смирен, все такие не резвы́…”

Молчалин — спокойный человек, не высказывает своего мнения и никого не критикует. Эта тактика помогает ему понравиться окружающим:

“…Не смею моего сужденья произнесть…” 

“…Зачем же мнения чужие только святы?..” (Чацкий о Молчалине)

“…Чужих и вкривь и вкось не рубит…”

Он низкий, подлый, бессовестный человек, по мнению Чацкого и Софьи:

“…Какие низости!..”

“…Подлец!..” 

“…И вам не совестно?..” 

“…С такими чувствами, с такой душою / Любим!..”

Господин Молчалин — коварный, хитрый, лживый человек, по мнению Софьи:

“…Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!..”

“…я знаю ваш ответ, / Солжете…”

Он хочет быть знатным, уважаемым человеком. Его “манят почести и знатность”:

“…Взманили почести и знатность?..” (Чацкий Молчалину)

Молчалин — умеренный и аккуратный человек:

“…Нет‑с, свой талант у всех <…> Умеренность и аккуратность…”

В душе он — холодный, черствый человек, по мнению Лизы:

“…Вы, сударь, камень, сударь, лед…”

Молчалин — трусливый мужчина, по мнению Чацкого:

“…За двери прячется, боится быть в ответе…”

Господин Молчалин встречается с Софьей Фамусовой ради выгоды, “по должности”:

“…Ее / По должности…”

“…Я в Софье Павловне не вижу ничего / Завидного…”

При этом Софья Фамусова искренне влюблена в Молчалина (секретаря своего отца) и не подозревает о его обмане:

“…Вот я за что его люблю…” (слова Софьи) 

Сам же Молчалин влюблен в служанку Лизу, с которой ведет себя довольно развязно:

“…Какое личико твое! / Как я тебя люблю!..” 

“…Она к нему, а он ко мне…” (Лиза об Молчалине) 

Такова характеристика Молчалина в комедииГоре от ума” Грибоедова, описание характера, личности, происхождения героя, а также критика об образе Молчалина.

Этот герой абсолютно соответствует тем ценностям и идеалам, которые свойственны «веку минувшему». Он обладал главным умением в жизни – приспосабливаться. Именно поэтому «Молчалины блаженствуют на свете».

Сочинение 2

Комедия «Горе от ума» Грибоедова рассказывает о непростом противостоянии прогрессивной молодежи начала 19 века и консервативного дворянства. «Век нынешний», стремление к самообразованию и свободе личности, к прогрессу науки связаны в комедии только с главным героем, Александром Чацким. Ему приходится выступить против всего московского дворянства, желающего сохранить все устаревшие традиции и олицетворяющего «век минувший». Во главе противодействующего Чацкому светского общества стоит Фамусов. Павел Афанасьевич вместе со своим единомышленником Молчалиным выступают за сохранение общественных ценностей, основанных на лжи и чинопочитании.

Фамусов в силу занимаемого им высокого поста уважаем в обществе и достаточно богат. Он вдовец, в одиночку воспитывающий дочь Софью, поэтому изначально принимает Молчалина с подозрением, так как тому Софья нравится. К тому же Молчалин ‒ всего лишь безродный дворянин, получивший чин секретаря при Фамусове только благодаря своему умению услужить.

Несмотря на разное положение в обществе, Фамусов и Молчалин очень схожи между собой. Самым важным в жизни Фамусов считает репутацию в обществе, причем не имеет значение то, как именно она приобретается. Он не считает чинопочитание и подобострастное отношение к вышестоящим унижением, а лишь ловким умением устраиваться. А Молчалин следует этому убеждению. На балу можно увидеть, как он старательно выслуживается перед гостями

Молчалин уверен, что в его возрасте рано жить собственным умом, как это делает Чичиков, а важно лишь слушать старших и угождать им

Подражая Фамусову, Молчалин также с гордостью говорит и собственных карьерных достижениях. Не удивительно ли, получил уже три награждения! Не упускает Молчалин и возможности похвастаться своими связями со знаменитыми в светском обществе людьми.

Тем не менее, Молчалин не так прост, как кажется на первый взгляд. Он неплохой актер, ведь его романтическая связь с Софьей ‒ просто игра на публику. В угоду Фамусову он притворяется заинтересованным в его дочери, но сам не видит в возможной женитьбе никаких перспектив. И Фамусов оказывается обманут, ведь таковы условия мира высшего света, которые он сам поддерживает.

Молчалин и Фамусов в комедии ‒ яркие представители «века минувшего», похожие друг на друга. Они одинаково любят деньги и чины. Различие лишь в том, что Фамусов уже смог занять значительное положение в обществе, а Молчалину это только предстоит. Проблемы, поднятые в комедии, актуальны и в настоящее время. Даже сейчас существуют и Фамусовы, что полагаются на власть денег и уважают только подобных себе. И Молчалины, готовые ни перед чем не останавливаться для достижения целей.

4 стр., 1733 слов

Образ и характеристика Молчалина в комедии Горе от ума Грибоедова

… как настоящие чувства, этим он и опасен для общества. Молчалин пойдет на все, ради достижения своих целей. Сочинение Характеристика и образ Молчалина После выхода в свет комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе … Молчалины блаженствуют на свете». Вариант 2 Грибоедов любил фамилии, которые отчасти раскрывали персонажей. Молчалин … это крупные помещики, такие как Фамусов и Сколозуб, представители …

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: