Испытание любовью Базарова
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» был закончен в 1862 году. В этом произведении писатель затронул глубокие политические, философские и эстетические проблемы, запечатлел реальные жизненные конфликты, раскрыл суть идейной борьбы между основными общественными силами в России начала 60-х годов 19 века. Центральной фигурой романа является демократ-разночинец Евгений Базаров. При первой встрече Базарова с остальными героями романа, автор представляет нам внешний вид молодого человека.Одежда, манеры и поведение героя говорят о его принадлежности к простому народу, и о том, что он гордится этим, и не намерен соблюдать правил этикета аристократического дворянства.Это человек твёрдых и бескомпромиссных убеждений, человек дела. Базаров — нигилист.Он экспериментатор,страстно увлечен наукой и медициной, работает не покладая рук.Базаров пренебрежительно относится к искусству и чувствам человека:» Рафаэль гроша ломанного не стоит». не признает красоты природы:» Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».Герой не верит в любовь, отрицает её существование, утверждает, что это всё «романтизм» или «вздор». Он считает, что любви нет, а есть только физиология или «потребности организма». До встречи с Одинцовой, Базаров — человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах, гордый и целеустремленный. Он отстаивает идеи нигилизма, спорил с Павлом Петровичем, признаваясь, что главная задача нигилистов — сломать всё старое, чтобы «место расчистить», а уж строить — это не их дело. обладая способностью влиять на других людей, он подавляет их своими знаниями, логикой и волей. Но как только начинают развиваться отношения Базарова с Одинцовой, автор показывает, как меняется герой. Сначала Одинцова привлекала Базарова только внешне, как он выражается «физиологически»:» Это что за фигура? на остальных баб не похожа», «у нее такие плечи, каких я не видывал давно». Но по мере их близкого общения,Базаров уже не может сохранять свою обычную выдержку и самообладание, и полностью погружается в мысли об Анне Сергеевне. Одинцова сама старалась выбирать темы для бесед, интересные Базарову, и поддерживала их, что не могло не влиять на взаимоотношения героев. Автор говорит о переменах, произошедших в герое так: «В Базарове, которому Анна Сергеевна очевидно благоволила, хотя редко с ним соглашалась, стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито, и не мог усидеть на месте, словно его что-то подмывало». Для самого Базарова любовь к Одинцовой стала серьёзным испытанием на его верность нигилистическим идеалам. Он глубочайшим образом переживал то, что сам же отвергал:» в разговорах с Анной Сергеевной он всё больше прежнего высказывал своё равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Вызвав Базарова на откровенность, Одинцова отвергла его любовь. Он ей нравился: «Он поразил воображение Одинцовой: он занимал её, она много о нём думала». Но ей был дороже привычный уклад жизни и комфорт, чем мимолетное увлечение Евгением Базаровым. Несчастная любовь приводит Базарова к тяжелому душевному кризису.Убеждения нигилизма вступают в противоречия с его человеческой сущностью. В этот момент герой больше не видит цели, смысла жить. Он уезжает к родителями из-за безделья, и для того, чтобы отвлечься, начинает помогать отцу в его медицинской практике. Случайное заражение тифом привело к смерти его тела, но не души, душа в нем давно уже умерла,не сумев пройти испытание любовью. Таким образом, Тургенев показал несостоятельность позиции Базарова. В своем романе он развенчивает теорию нигилизма. Человеческая природа предназначена для того, чтобы любить, восхищаться, чувствовать, жить полной жизнью. Отрицая всё это, человек сам себя обрекает на смерть. Мы видим это на примере судьбы Евгения Базарова.
Первый брак
От себя хочу отметить, что юный Генрих VIII, унаследовавший трон в 17 лет, был крайне привлекательным молодым человеком. Он любил занятия спортом, отличался яркой внешностью и прекрасными манерами. Неудивительно, что представительницы прекрасного пола, порой забыв о приличиях, засматривались на статного рыжеволосого красавца-короля.
Брак с Екатериной Арагонской сложно назвать удачным. Продлился он дольше дальнейших отношений. Вместе с первой женой Генрих прожил почти 15 лет. Затем официально отношения ещё сохраняли свой статус, однако женой Екатерина была лишь “на бумаге”, хотя и находилась в статусе королевской супруги ещё 10 лет.
Главной проблемой брака стало отсутствие наследников. У Екатерины родилось несколько детей, однако среди выживших осталась лишь дочь Мария. Конечно, Генрих VIII и помыслить не мог о передаче престола женщине.
Екатерина Арагонская перед королем Генрихом VIII
Переезд в Амстердам
В 1631 году Рембрандт ван Рейн уехал в Амстердам – за впечатлениями, опытом и публикой. Здесь его захватывает исследование человеческой мимики – он создаёт десятки этюдов, на которых женские и мужские лица выражают разные чувства. С этого времени портреты Рембрандта как отдельная страница его искусства приобретают особый смысл с точки зрения оттачивания мастерства и как довольно привлекательное, коммерчески выгодное умение – состоятельные горожане всё чаще делают заказы. Слава о незаурядном мастере растёт.
Привлекает художника и собственная персона – модель всегда под рукой и готова позировать. Жанр автопортрета позволяет особо скрупулёзно исследовать мимику, жесты и передаваемые эмоции. Наряжаясь в восточные костюмы и принимая замысловатые позы, Рембрандт неустанно стремится к совершенству. Корча физиономии, выражая то удивление, то испуг, то радость, причём в разной степени, старается в рисунке добиться наибольшей выразительности. Лицо – зеркало души, это художник осознал давно.
Популярные сегодня темы
Петр Гринев – это главный герой романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», который является сыном состоятельного помещика, от его лица и ведется повествование. Он рос в любящей и заботливой семье
Центральное место на полотне художника Алексея Кузнецова занимает фигура Салавата Юлаева, национального героя башкирского народа, борца за свободу.
Роман, посвященный тяжелому периоду Великой Отечественной войны, описывает солдат с разными характерами и судьбами, но честно и мужественно выполняющих свой долг.
Моряк Лонгрен возращается после далёкого плавания. Его жена, чтобы найти хоть какие-то деньги просит у трактирщика Меннерса долг, закладывают свой браслет, но тот просит взамен лишь её любви
Главными героями Романа Федора Достоевского «Преступление и наказание» являются два персонажа — Родион Раскольников и Соня Мармеладова.
Летом 1663 года не стало верной спутницы художника Хендрикье…
Самым дорогим человеком для Рембрандта оставался единственный сын, о чём свидетельствуют десятки его портретов в самых разных амплуа. То он сказочный красавец-принц, то ангел, посланный самим солнцем. Вдруг в 1668 году Титус умирает. Трагедия окончательно подкосила старого больного Рембрандта. Через несколько месяцев скончалась молодая вдова Титуса…
Мастер писал до последнего дня, уже привязывая к руке верёвкой кисть, потому что не в силах был её удержать, и вглядываясь в написанное через лупу, потому что страшно подводили глаза. Умер Рембрандт Харменс ван Рейн, картины которого – шедевры, притягивающие в музеи миллионы зрителей, 4 октября 1669 года.
Внутренний конфликт в романе. Испытание любовью
В романе есть два ключевых персонажа, которые якобы играют эпизодическую роль. На самом деле они отражают отношение Тургенева к нигилизму, они развенчивают это явление. Нигилизм Базарова начинает осмысливаться им самим немного по-другому, хотя прямо автор нам этого не говорит. Итак, в городе Евгений и Аркадий встречают Ситникова и Кукшину. Они передовые люди, которые интересуются всем новым. Ситников — приверженец нигилизма, он выражает свое восхищение Базаровым. Сам же при этом ведет себя как шут, он выкрикивает нигилистические лозунги, это все выглядит нелепо. Базаров относится к нему с явным презрением. Кукшина — эмансипированная женщина, просто-напросто неряшлива, глупа и груба. Это все, что можно сказать о героях. Если они являются представителями нигилизма, на который Базаров возлагает такие большие надежды, то каково же будущее страны? С этого момента в душе героя появляются сомнения, которые усиливаются, когда он встречает Одинцову. Сила и слабость нигилизма Базарова проявляют себя именно в главах, где говорится о любовных чувствах героя. Он всячески противится своей влюбленности, ведь это все глупый и никому не нужный романтизм. Но сердце ему говорит о другом. Одинцова видит,что Базаров умен и интересен, что в его идеях есть доля истины, но их категоричность выдает слабость и сомнительность его убеждений.
Образ Базарова и Кирсанова: сравнительная характеристика
Образ Базарова и КирсановаБазаров и Кирсанов – представители кардинально разных точек зрения. Вот подробная сравнительная характеристика этих образов:
Можно сказать, что это столкновение двух мировоззрений, которые сформировались незадолго до крестьянской реформы. Один из них революционер – либерал, а другой – консерватор. Один – молодой человек, готовый менять мир. Второму нравится жить по привычному укладу.
Даже двигаются они по-разному. Базаров ходит быстро и уверенно, а Кирсанов – медленно. Друг Евгения по своей натуре аристократ. Он следит за своей внешностью. В молодости был любимцем женщин. Теперь же он среднего возраста. Что же касается Базарова, это бедно одетый молодой человек с густой шевелюрой. У него худощавое лицо с выразительными глазами. Он умен и самоуверен. Видно, что Евгений не особенно следит за своей внешностью.
Для молодого Базарова главное – движение к прогрессу путем развития научной мысли. Что же касается Кирсанова – ему главное жизненное спокойствие. Соответственно, его все устраивает. Менять он уж точно ничего не собирается.
Отличается и происхождение. Базаров – сын военного лекаря. Именно поэтому он далек от высшего общества. Что же касается Кирсанова, это офицер, дворянин. Бывать в высшем обществе для него не в новинку.
Кирсанов не интересуется наукой, он мало эрудирован. А вот Базаров, напротив, несмотря на бедность, очень начитан и порой говорит очень логичные вещи. Отличается и образ жизни. Базаров рано встает и успевает сделать много дел, пока все остальные еще спят. Порой он даже забывает поесть. Если Базаров попадает за стол, то ест много и много пьет. А вот Кирсанов ценит комфорт и годами принимает пищу в одно и то же время. Он любит нежиться в постели, встает поздно.
Что же касается взглядов на семью, Павел Петрович после смерти любимой женщины хранит ей верность. Ведь он однолюб. А Базаров вообще отношения с женщинами ни во что не ставит, он цинично говорит о любви. Хоть впоследствии и обретает ее. Базаров честен. Он презирает крестьянское невежество и суеверие. Но сочувствует простому люду. Считает, что все равны. А вот Кирсанов жалеет крестьян для вида, а при встрече с ними ему мерзко, он морщится и не разговаривает с ними.
Подобных Базаровых и Кирсановых можно и ныне наблюдать в современном обществе.
Сочинение Любовь в романе Отцы и дети Тургенева
“Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь”, — сказал когда-то выдающийся писатель Иван Сергеевич Тургенев. Сейчас передо мной лежит его известный роман «Отцы и дети», где тема любви является одной из самых основных и противоречивых тем.
Герои противопоставляются друг другу по своим убеждениям и взглядам на мир, на любовное чувство. В семье Кирсановых любовь — это основа семейных ценностей, это трепетное уважение друг к другу, теплота и забота. Отец Аркадия – Николай Петрович – видит, как повзрослел сын, чувствует перед ним себя не так уверенно, но гордится и безумно радуется его визиту, «умиленно улыбаясь». И Павел Петрович, дядя Аркадия, проявляет к своему племяннику уважение и говорит с ним очень открыто, честно.
Аркадий тоже отвечает с теплотой и любовью, например, когда говорит своему другу-нигилисту Базарову, что отец «золотой человек». Николай Петрович долгое время боялся сделать предложение руки и сердца Фенечке из-за своей природной робости и нерешительности. Его брат Павел, придерживаясь строгих нравственных правил и принципов, уговаривал его и приводил весомые аргументы: Брат, исполни обязанность твою обязанность честного т благородного человека, прекрати соблазн и дурной пример, который подается тобою, лучшим из людей!..»
Но у самого Павла Петровича история любви к княгине Р. Весьма трагична. Отчасти именно поэтому он стал замкнут, а где-то резок и хмур. Он «терзался и ревновал», «таскался за ней повсюду»…Это любовное чувство сделало его слабым перед самим собой. После смерти княгини Р. он стал сломленным, но несчастным человеком его нельзя назвать: тот, кто пережил такое светлое чувство, как любовь, пусть даже это была любовь-страсть и любовь – наваждение, по моему мнению, уже не может быть несчастным.
Аркадий Кирсанов тоже проходит испытание любовью. Он влюбляется в Катю, младшую сестру Анны Одинцовой. И если сначала в его сердце зародилось чувство именно к Анне, то потом оно пропало, Аркадий отдалился от нее. Именно в Кате он видел свет и похожую природу чувств. Проводя время с этой девушкой, он будто снова возвращался к самому себе.
Любящий природу, и музыку, истинный романтик, с Катей он находит много общих точек соприкосновения, их любовь можно назвать земной и очень умиротворенной.
А вот любовь Евгения Базарова, приятеля Аркадия, такой уж точно никак не назовешь. Отрицающий всяческие проявления сильных чувств(«…лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца»), он встречается с Анной Одинцовой, которая позже становится его наваждением, безумной идеей, всепоглощающей любовью.
Эта любовь-событие настолько потрясла его, что он подверг сомнениям все свои прежние убеждения. Но Анна Сергеевна не готова ответить ему взаимностью – ей гораздо важнее сохранить свою размеренность жизни и свой комфорт, а сам факт, что она «приручила» к себе такого человека- отрицателя, делает ее в своих глазах более уверенной. Она сама подтолкнула его на это любовное признание и отвергла его. Возможно, здесь в основе лежат и ее какие-либо страхи и боязнь перемен. Это чувство в душе Евгения Базарова показывает, что даже циник и нигилист может быть потом очень ранимым человеком, когда проходит испытание любовью.
Нельзя не упомянуть о любви родителей Базарова к своему единственному сыну. С каким трепетом и нежностью смотрит мать на своего сына, боясь сделать что-то не так, все время опасаясь, что он сорвется и уедет от них! Затаились одинокие старики, Василий Иванович и Арина Власьевна, как им не хватает тепла от своего горячо любимого Евгения!.. Они готовы отдать ему все, что у них есть, настолько отчаянна и крепка их родительская любовь, приводящая в восхищение. Их смысл жизни заключен в родном сыне, пусть даже они не понимают его убеждений. После смерти Евгения они приходят вдвоем на могилу, на которой растут удивительные цветы, как напоминание о «вечном примирении и о жизни бесконечной»…
Испытание любовью для героев романа становится одним из ключевых. Именно в этом проявляется раскрытие их характеров, а чувство любви становится основой произведения, связующей нитью между героями.
10 класс
`
Характеры персонажей
Базаров
Главный герой романа «Отцы и дети», Базаров, является типичным представителем молодого поколения, знакомого с научным методом. Он скептически относится к традиционным ценностям и морали общества, полагая, что они не отвечают потребностям современности. С одной стороны, Базаров проявляет инициативу и энергию в своих занятиях, с другой стороны, его холодность и равнодушие к чувствам окружающих могут изобразить его в глазах других персонажей как злобный и саркастический.
Аркадий
Аркадий, племянник князя, появляется в романе как воплощение молодого поколения, противопоставленного старшему поколению. Аркадий довольно неуверен в себе и склонен к идеализации отношений между людьми. Он ищет свой путь в жизни и к концу романа начинает осознавать свою зависимость от Базарова, постепенно приобретая более реалистическое представление о мире и человеческих отношениях.
Князь Безбородко
Князь Безбородко представляет старшее поколение в романе. Он является типичным примером высшего общества, но несколько устарел в своих взглядах и манерах поведения. Он не понимает молодого поколения и демонстрирует неадекватную реакцию на изменения в обществе. В диалогах с Базаровым и Аркадием он выглядит нерешительным и идейно слабым.
Персонаж | Описание |
---|---|
Базаров | Главный герой, скептик и энергичный исследователь |
Аркадий | Племянник князя, неуверенный и идеализирующий мир вокруг себя |
Князь Безбородко | Представитель старшего поколения, устаревший и нерешительный в своих взглядах |
Личная трагедия Рембрандта
Рембрандт создал “Блудного сына” сразу после постигшей его трагедии. Умер его сын Титус. Ему едва исполнилось 26 лет.
Он был рождён от его первой жены. Любимой Саскии. Которая скончалась, когда мальчику было 10 месяцев. Ребёнок был очень желанным. До него пара потеряла трёх детей ещё в младенчестве.
Титус был очень любящим сыном. Он верил в гений отца. И делал все, чтобы отец продолжал творить.
Рембрандт. Титус в образе монаха. 1660 г. Музей Рейксмюсеум, Амстердам. Wikipedia.org
После того, как кредиторы отобрали у Рембрандта дом и его богатую коллекцию, пришлось переселиться на окраину города.
Едва подросший Титус организовал предприятие по продаже картин. Картины отца продавались плохо. Сын торговал картинами других художников. Чтобы отец спокойно работал в своей мастерской.
И вот Титус умер от чахотки.
Только работа могла спасти Рембрандта от полного безумия. Отогнать мысли о самоубийстве.
Он решил написать Блудного сына. Как оплот своей мечты. Однажды вновь обнять своего сына. Немощный, старый, больной. Каким был на тот момент сам Рембрандт. Способный лишь на лёгкое прикосновение. Но лишь бы обнять.
Глубина отцовской любви передана через кисть и краски. Мы сопереживаем Рембрандту. Хотя об этом и не догадываемся. Но эти бессознательные чувства притягивают наши взгляды к картине ещё сильнее…
“Надо умереть несколько раз, дабы так рисовать” Ван Гог (о Рембрандте).
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии
других читателейсмотрите ниже . Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Перейти на главную страницу
Англоязычная версия статьи
Отрада для художника
В самое тяжёлое время находится неравнодушная душа – художник сближается с Хендрикье Стоффельс, своей молодой служанкой, которая стала невенчанной женой Рембрандта. Впоследствии у них появилась дочь Корнелия (в честь матери Рембрандта, которую он бесконечно любил и уважал). Официальный брак был невозможен – художник лишился бы права на наследство Саскии для Титуса. Несмотря на осуждение обществом и даже отлучение от церкви за непристойную связь, Хендрикье остаётся верной спутницей Рембрандта до конца жизни. В результате из-под кисти живописца выходят портреты, которые полны нежности и любви. Кто такая была Хендрикье для именитого мастера, становится понятно.
Любовь в романе Отцы и дети
Любовь… Что это такое доподлинно никто и не знает. Ясно только, то что она бывает разной: любовь к родителям, друзьям, семье. Это чувство настолько сильно, а порой и коварно, что ни лекарства ни защиты от него нет, хотя любовь способна погубить, да и погубила немало судеб.
Главные герои произведения Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров больше всего пострадали от этого светлого чувства. Огромное количество испытаний выпало на долю молодых людей в разные года.
Раньше молодой нигилист Евгений Базаров не верил даже в природу, не то что в какую-то абстрактную любовь. Но, когда в его жизнь вошла Анна Сергеевна, то буря страсти, пламя любви разгорелись в его юном сердце с новой силой и назад дороги уже не было. И это чувство невозможно было в себе подавить или растоптать, закрыть за семью замками. Но в то же время страх, что любимая узнает всю правду пугали его бедную душу. Страх, что она не примет его таким, какой он есть. Эта любовь открыла глаза на простые вещи. Евгений, наконец, понял насколько он, был глуп и в какие поверхностные вещи, принципы он верил. Он понял, что предназначение человека намного больше, глобальнее.
Павел Кирсанов пострадал не меньше. Глубокая и светлая любовь к княгине Р., которая его так быстро разлюбила и уехала далеко, в буквальном смысле слова, выбила Павла Петровича из привычной колеи. Когда, женщина была рядом, он терзался и ревновал со страшной силою, боясь потерять, а когда княгиня Р. покинула его, то и вовсе жить стало не за чем. Что-то надломилось в мужчине. Это невозможное чувство тоски, боли, разочарования. Будто тебя заживо режут или рвут на куски, от осознания того, что любимого человека больше нет рядом. Он уехал в деревню, больше никогда не женился и жил лишь воспоминаниями о далёком прошлом.
Таким образом, любовь стала беспощадным поворотом для главных героев. Это как новый отправной пункт в жизни. Приходится мириться с произошедшим и начинать всё заново, но иногда именно этот поворот ведёт жизнь к лучшему исходу.
Основная любовная линия романа связана с образами Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой. Нигилист Базаров отрицал любовь как отношение душ. Он искренне считал, что любовь – выдумки романтиков. Между людьми существует лишь привычка, взаимная симпатия и отношения тел. На мой взгляд, такое отношение главного героя к любви связано с его отношением к женщинам. Всю свою жизнь Евгений Васильевич считал, что женщина — существо второго порядка. Она создана для развлечения мужчин. И хотя герой проповедовал, наряду с другими, и идеи женского феминизма, мне кажется, что все же он не воспринимал женщин всерьез.
Интересно, как ведет себя при последней встрече с Базаровым его возлюбленная – Анна Сергеевна Одинцова. Она боится заразиться от Евгения Васильевича, и только чувство приличия заставляет ее подойти к нему ближе. Что же, эта женщина не любила Базарова? А ведь могло показаться, что именно она первая начала выказывать знаки внимания герою. Да, действительно, это так. Но сначала Одинцова заинтересовалась Базаровым как интересным и умным человеком. Затем, почувствовав к нему больше, чем просто симпатию, Анна Сергеевна испугалась. Она не захотела променять свое спокойствие и авторитет в обществе на сильные, но неведомые ей чувства. Сердцем Одинцова понимает, что хочет любви, но ее холодный и бесстрастный ум останавливает героиню. Поэтому Одинцова так несчастна. В эпилоге мы узнаем, что эта героиня вновь вышла замуж, но опять по расчету, а не по любви. Что ж, Одинцова сделала свой выбор в жизни.
Нужна помощь в написании сочинение?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Счастлив в семейной жизни и отец Аркадия, Николай Петрович. Он обожал свою первую жену, а после ее смерти встретил Фенечку и полюбил девушку всей душой. Тургенев показывает, что настоящая любовь выше всех предрассудков. Несмотря на то, что Фенечка – простолюдинка и намного моложе Николая Петровича, эти герои счастливы вместе. И тому есть прямое доказательство – их сын Митенька.
-
На утренник посвященный дню победы мы пригласили зинаиду константиновну иванову сочинение
-
Любовь и счастье понятия очень близкие онегин сочинение
-
Сочинение на тему жизнь леса
-
Нужно ли торопить время сочинение
- Костя подняв воротник и ссутулившись широкими шагами егэ сочинение
Сочинения 2015 по русской литературе для 10-11 классов
Тема любви в романе «Отцы и дети» Тургенева
План
I. Особое место темы любви в романе.
II. Многоликость великого чувства любви.
1. Родительская и сыновняя любовь.
2. Борьба любви и холодной рассудочности.
3. Любовь – мука и потрясение.
III. Неповторимость чувства любви, отраженная в романе.
В одном из, бесспорно, наиболее значимых произведений И. С. Тургенева – «Отцы и дети» – наряду с центральной темой столкновения поколений особое место занимает тема любви. Она выписана по-тургеневски неподражаемо: так ненавязчиво и вместе с тем полно, во всех своих многогранных проявлениях.
Первые же страницы романа раскрывают перед читателем глубину родительской любви Николая Петровича Кирсанова к сыну Аркадию. Трогательна сцена встречи отца и сына после долгой разлуки: радость, легкое смущение, волнение и тепло сквозит в каждом слове и действии старшего Кирсанова. Аркадий отвечает отцу таким же чувством, но демонстрирует его более сдержанно, привычно равняясь на своего друга и наставника – нигилиста Базарова. Причем скрывает он не только сыновнюю любовь, но и любовь и восхищение своей малой родиной, ее природой: он начинает восторженно говорить о чудесных запахах, о небе – и вдруг, бросив «косвенный взгляд» в сторону Базарова, осекается и переводит разговор из «романтического» в обыденное русло. Ведь он презирает всякий романтизм!
Родительская любовь, принявшая форму восхищения и благоговения, показана автором на примере родителей Базарова. Арина Власьевна и Василий Иванович безумно любят своего Енюшеньку, но в страхе «надоесть ему» сдерживают свою нежность.
На мой взгляд, образы Аркадия и Базарова удочно раскрывают тему любви в романе. Развитие действия романа иллюстрирует борьбу в их душах любви и холодной рассудочности. Тонко чувствующий, отзывчивый по своей природе Аркадий, насилующий свою поэтичную натуру в угоду базаровским идеям, в глубине души изначально стоит на стороне любви. Просто стесняется это признать, юношески максималистично отдаваясь дерзкому новому веянию. Но, даже глубоко восхищаясь Базаровым, не подвергая сомнению его авторитет, Аркадий чурается его цинизма в высказываниях о самом сокровенном.
Победа же любви над Базаровым становится для него не радостью, а мукой и болезненным потрясением: вместо того, чтобы открыться чувству, он старательно гонит его от себя, как заразу, как нечто негодное, способное смутить его чистый ум, его трезвость и хладнокровие. Воспринимая нахлынувшую любовь к Анне Сергеевне Одинцовой не как благо, а как врага, он все душевные силы бросает на сопротивление этой любви – и самому себе. Это трагическое самобичевание отравляет и изматывает Базарова, делая каждый миг его существования вместо радостного болезненным. Превыше всего ценя свой разум, он старательно топчет в себе чувства, думая, что это правильно, и не понимая, что топчет и уродует самого себя. И даже когда с его губ срываются слова: «Я люблю вас, глупо, безумно», – обращенные к Одинцовой, его охватывает не «трепетание юношеской робости», а дрожь от сдерживаемой темной страсти, гневной, тяжелой, пугающей! И только на смертном одре Базаров, хоть и говорит, что его любовь к Одинцовой не имела смысла, тем не менее, сам зовет Анну Сергеевну, чтобы еще раз увидеть, сам просит о прощальном поцелуе, видя в ней отражение своей не случившейся жизни.
Любовь в романе «Отцы и дети» предстает во множестве своих проявлений: бесконечная любовь родительская и сыновняя; восторженная любовь к родине и к природе; кроткая и непогрешимая любовь Фенечки к Николаю Петровичу; безответная и всепоглощающая любовь Павла Петровича к княгине; нежная и светлая, выросшая из дружбы и симпатии, любовь Аркадия к Кате. И всю неповторимость каждой из этих любовей отобразил И. С. Тургенев в своем бессмертном романе.
ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница
Оглавление