Популярные сегодня темы
Н.В. Гоголь — это не только великий писатель и драматург, но и литературный новатор. Под его пером появились оригинальные произведения, отличающиеся от всего, что было до.
Ярчайшим образом человека, сжигаемого любовной страстью, которая станет причиной его предательства и страшного конца, предстаёт перед читателем образ главного героя повести Гоголя
Одним из основных персонажей произведения является Лойко Зобар, представитель цыганского племени. Писатель представляет Лойко в образе молодого, красивого цыгана с ясными светящимися глазами
Мы живём в социуме, то есть в обществе, а поэтому этот социум оказывает на нас влияние. Мы зависим от мнения других людей, от общественного мнения. Что это такое?
Том учится в школе, где учитель часто наказывает его за его проказы. По воскресеньям он ходит в воскресную школу, что он воспринимает как сущее наказание.
Том очень энергичный. Он редко о чем-либо задумывается, живет эмоциями. Очень впечатлительный. Большой фантазер. Склонен к театральности. Обожает приключения. Из-за тяги к ним Том иногда попадает в очень опасные ситуации.
Том любит прихвастнуть, пустить пыль в глаза, стремится выглядеть в глазах окружающих героем. Его идеал – это благородный разбойник Робин Гуд. Том мечтает быть таким.
С друзьями Том играет в пиратов, разбойников и индейцев. В поисках романтических приключений он частенько убегает из дома.
Ничто не оставляет его равнодушным, ему есть дело до всего: до жука, до клеща, до дохлой кошки, до алебастровых шариков и т.д. – всего не перечислить.
Том влюбчив. Девочку, в которую он очень сильно влюблен, зовут Бекки Тэчер.
Самое лучшее, что есть в Томе – это его смелость, решительность и великодушие.
Гекльбери Финн – беспризорник, ровесник Тома и близкий его приятель. Все взрослые в городе шарахаются от него и запрещают своим детям водиться с ним, а все дети его обожают. Он не ходит ни в школу, ни в воскресную школу.
У Гекльбери есть отец, но он пьет, бродяжничает и не занимается сыном. Гекльбери живет на улице, ночует то на ступеньках чьих-то домов, либо, как Диоген, в бочках; он ходит в лохмотьях, курит и делает все, что ему заблагорассудится. И такая жизнь ему по душе, жить по-другому он не хочет.
Бекки Тэчер – дочь судьи, девочка из благополучной семьи, в которую влюблен Том. Она очень хорошенькая, она тихоня, старается хорошо учиться, в общем, — образец женственности.
Индеец Джо – преступник, убийца. Он убивает молодого врача – доктора Робинсона. Способен на любую подлость. После того как Том открывает суду, что доктора Робинсона убил именно он, а не тот, на кого индеец Джо пытается свалить вину, индеец Джо становится смертельным врагом Тома и Гекльбери. Погибает в пещере.
Всего Марк Твен написал о Томе Сойере 4 произведения. Пятое осталось незаконченным. Сложнее всего ему далась первая книга – начав в 1872 году, писатель завершил повесть к 1875 году. В романе описаны реальные сцены с детства автора, когда в мир безмятежных мечтаний ворвались взрослые проблемы. Марк Твен рассказывал, что сам, как и герои произведения мечтал отыскать клад, стать морским путешественником и на плоту уплыть далеко.
Главные герои и их характеристика
Первым в этом рассказе перед нами предстаёт образ Макара Чудры. Чувствуется авторское восхищение этим мужчиной: писатель неоднократно апеллирует к тому, что герою уже 58 лет, но он по-прежнему сохраняет своё могучее телосложение. Его беседа с молодым человеком напоминает философский диалог самодовольного мудреца с учеником. Главный тезис Макара Чудры – ты сам себе жизнь. Лучше быть свободным от предубеждений, а не прислушиваться к мнимым наставлениям. Эталоном такой вольной и независимой личности для него является Лойко Зобар.
Этот молодой цыган был невероятно добрым и талантливым, его гордость не перерастала в гордыню: это была искренняя радость свободе, возможности наслаждаться просторами этого мира. Его преступление не было вызвано опасением, что скажут другие цыгане. Нет, это не такой персонаж. Любовь вытеснила страсть к воле, но Радда не испытывала того же чувства к Лойке, чтобы заполнить собою место былой жизни в его сердце. Молодой человек не смог пережить это горе, другого исхода быть не могло: путь унижений – не для гордого цыгана, тоска по возлюбленной – не для горячего сердца.
Лойко Зобар — характеристика, образ, описание в рассказе «Макар Чудра»
О внешности Лойко известно следующее:
Лойко является очаровательным, обаятельным человеком. Его взгляд пленит душу любого человек. Рядом с ним другой человек сам становится лучше. Таких хороших людей, как Лойко, мало, по мнению Макара Чудры:
По словам Радды, Лойко является самым красивым и удалым мужчиной, которого она знала:
Лойко легко относится к деньгам. Когда он продает своего очередного коня, он, не задумываясь, раздает деньги окружающим:
Лойко является хорошим парнем:
Лойко является хорошим товарищем по табору:
Он мудр, как старик. Он все знает. Он владеет грамотой русского языка, а также понимает мадьярский (венгерский) язык:
Лойко является отличным рассказчиком. Его можно слушать бесконечно:
Он прекрасно играет на скрипке. От его музыки кровь загорается в жилах. Лойко играет на скрипке так, как никто на свете не играет. Его прекрасная музыка способна превратить людей в рабов. С помощью музыки он мог бы делать с людьми что угодно:
Лойко прекрасно поет:
История любви Лойко и Радды
Однажды молодой цыган Лойко Зобар приезжает в табор Макара Чудры, главного героя
Лойко обращает внимание на красавицу-цыганку Радду. Лойко остается жить в этом таборе и пытается завоевать сердце красавицы
Однако Радда не поддается на его чары, ведет себя высокомерно и насмехается над ним:
Лойко признается, что знал многих женщин, но только Радда смогла затронуть его сердце так сильно. Радда же, выслушав это, взмахивает кнутом и сбивает Лойко с ног, так что тот падает:
Радда посмеивается над Лойко, задевая его самолюбие:
Иногда по ночам влюбленный Лойко уходит в степь и играет на скрипке. Его скрипка как будто плачет по свободе, которую молодой человек может потерять из-за любви:
Однажды Радда признается Лойко в любви. Он заявляет, что станет его женой, если Лойко откажется от свободы и будет принадлежать только ей. Для этого Лойко должен поклониться ей в ноги перед всем табором и поцеловать руку. У цыган не принято выдвигать такие требования. Радда ставит молодого человека перед тяжелым выбором – или она, или свобода:
Для Лойко требования Радды оказываются невыносимыми. Он глубоко страдает из-за необходимости выбрать что-то одно:
Лойко так переживает, что за эту ночь страшно худеет:
На следующий день Лойко объявляет табору, что любит Радду больше своей свободы, поэтому он готов расстаться со свободой ради возлюбленной. Радда строго указывает ему на ноги и требует, чтобы тот поклонился. Весь табор жалеет Лойко, всем стыдно и грустно за его унижение:
Вдруг Лойко начинает смеяться. Он объявляет, что хочет проверить, насколько крепкое у Рады сердце. Он заранее просит прощения у табора, а затем ударяет Радду ножом в грудь. Радда говорит, что предвидела такой исход. Девушка умирает на месте:
Лойко падает к ногам Радды и припадает к ним губами:
А мы смотрели. Лежала Радда, прижав к груди руку с прядью волос, и открытые глаза ее были в голубом небе, а у ног ее раскинулся удалой Лойко Зобар. На лицо его пали кудри, и не видно было его лица.»
Любовь, смерть, свобода
Это была трагическая история о невозможности соединения двух любящих сердец, ставящих выше всего личную свободу. Радда и Лойко привыкли ко всеобщему вниманию, выделяющему их из окружения. Такое отношение предопределяло особый статус, который герои принимали как должное.
Судьбе было суждено свести две противоречивые и страстные натуры. Каждый постарался занять первенствующее положение, ожидая, что другой поступится принципами свободы и независимости. Ослепленные гордыней, они даже не пытались найти приемлемый для обеих сторон вариант отношений, поэтому предпочли взаимным уступкам смерть.
Гордая красавица
В таборе, с которым кочевал рассказчик, была прекрасная молодая цыганка Радда, посушившая много «сердец молодецких». Это была дочь солдата Данилы, воевавшего с Кошичем за свободу Венгрии. Кроме исключительной красоты Радда выделялась:
- независимостью;
- высокомерием;
- быстротой на острое словцо;
- желанием первенствовать всегда и во всем.
Кочевую свободу она ставила гораздо выше материальных благ, поэтому безоговорочно отвергала потуги богатых «господарей» заполучить ее расположение. Один из безумно влюбившихся в нее «магнатов» был готов пожертвовать ради женитьбы на красавице половину своего состояния, но получил отказ. Радда образно сравнила себя с орлицей, а неудачливого жениха — с вороном, и спросила, что бы из этого стало.
Даже полюбив Лойко, упрямая цыганка всячески подтрунивает над ним и унижает на глазах всего табора. Она согласна выйти замуж за Зобара, но только в случае, если он откажется от своей вольной жизни и будет принадлежать ей одной «и душой, и телом».
Другое условие Радды включало совершение предложения по обряду, принятому «в старину у черногорцев», когда жених на глазах у всех низко кланялся невесте и целовал ее правую руку. Это должно было указывать на право первенства в будущей семье.
Молодая цыганка понимала дикость выходки, которая не имела прецедента «у цыган никогда» и, зная горячий нрав Лойко, могла предполагать последствия. Предположение подтверждается ее предсмертной фразой: «Я знала, что ты так сделаешь». Однако гордость возобладала над всеми остальными чувствами и самим разумом.
Конокрад и сердцеед
Образ Лойко Зобара рассказчик описывает с особым ударением на его независимость от людей и обстоятельств. Удалой цыган любил только хороших коней и «ничего больше». Если ему нравилась какая-то лошадь, то хоть стереги ее «полк солдат», Лойко будет гарцевать на ней.
Не было у него ничего «заветного». Кони у Зобара не задерживались. Наскучив, продавались без сожаления, а деньги раздавались — «кто хочет, тот и возьми». Ничего не жалел и был чрезвычайно щедр Лойко, так что, если бы кто попросил у него сердце, так и его вырвал бы и отдал.
Все таборы знали Зобара, но ни к одному из них он не принадлежал. Покорил и разбил он много женских сердец, но ни одна красавица не нашла места в его душе.
В окрестных деревнях было много людей, ищущих смерти молодого цыгана и за украденных коней, и за девичий стыд, но только ничего не могли поделать они с тем, кто не имел в сердце страха. Он бы и чертям дал «по пинку в рыло», приди они к Лойко с претензиями.
Нашла коса на камень
Встреча двух людей, главной жизненной ценностью которых была вольная воля, не предвещала ничего доброго. Если Радда в первый момент была настроена миролюбиво и даже похвалила игру героя на скрипке, то Лойко решил использовать это, чтобы перехватить инициативу, образно описав материалы, пошедшие на изготовление скрипки, — грудь и сердце прекрасной девушки.
С этой минуты и до момента убийства, по словам Макара Чудры, главные герои непрестанно пикировались, словно доказывая свой приоритет. Первым не выдержал Лойко. Он попросил у Данилы руки дочери, а потом обратился с предложением к Радде.
Молодой цыган ставил только одно условие будущей жене — не перечить его воле. Но та дерзко подсекла его ременным кнутом и сбила с ног. Обескураженный Лойко уходит, волоча «нога за ногу». Его находит Радда и ставит свои жесткие условия.
На другой день Зобар, «страшно похудевший за ночь», приходит в табор и на глазах у всех убивает возлюбленную, не в силах ни вырвать любовь к девушке из сердца, ни изменить идее свободы. Потом он сам спокойно принимает смерть от отца Радды и отправляется «догонять» ту, что так безумно любил.
Черты романтизма в рассказе «Макар Чудра»
Главной особенностью романтизма как литературного направления является двоемирие: разделение мира на реальный и идеальный. В рассказе изображается идеальный мир свободы, красоты, песен и музыки, прекрасных свободолюбивых людей. Уже в экспозиции Макар Чудра противопоставляет вечное прозябание обывателей, их постыдное рабство свободе и пониманию мира. Люди, по мнению героя, рождаются не за тем, чтобы «поковырять землю». Он размышляет о человеке: «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце?» Именно в этом смысл и цель жизни: в понимании мира, познании его тайн. Что еще становится понятным, когда мы проводим анализ рассказа «Макар Чудра»?
В центре внимания в романтизме – исключительный герой, свободный, прекрасный, стоящий выше окружающей обыденности. Такими героями в рассказе являются Лойко Зобар и Радда. Больше всего они ценят идеал свободы. Герои руководствуются чувствами, страстью, а не разумом.
Пейзаж в романтизме не просто фон действия, он несёт особую смысловую нагрузку. Хорошо известна любовь романтиков к морским и горным видам. Именно в бескрайних просторах моря и гор может найти отклик свободная и страстная душа исключительного героя. Главный приём при изображении природы – олицетворение: «море распевало мрачный и торжественный гимн», «мгла осенней ночи вздрагивала» и пугливо отодвигалась. Макар Чудра, философ, мудрый старый цыган, находится в полном единении с окружающим миром, тихим плеском волн, красотой моря.
В финале рассказчик как будто погружается в мир идеальный: мелодия моря влечёт его туда, где кружатся в вечном танце гордый Лойко Зобар и красавица Радда.
Макар Чудра
Он считает что любовь делает человека зависимым и ослабляет его. Как пример, он рассказывает историю о Лойко и Радде. Лойко Зобар смелый и отчаянный цыган, он любит коней и дорожит своей свободой.
В повести разворачивается история безответной любви Лойко к гордой девушке Радде. Радда дочь солдата Данилы , который не неволит её, и даёт дочери полную свободу выбора. И Лойко и Радда цыгане, они горды и непримиримы и их союз не мог быть спокойным и счастливым. Лойко смелый и отчаянный цыганский парень, он ворует коней, и одним этим уже заслужил негодование местных жителей.
Но не смотря на то, что он конокрад, Лойко знают как не жадного и даже щедрого человека. К тому же он прекрасно играет на скрипке, да так что за душу берет любого. Лойко Зобар красивый цыган, и не привык получать отказы. Но Радда тоже гордая девушка. Она самоуверенна и свободолюбива.
Лойко влюбляется в неё и просит ответить взаимностью, но Радда остаётся неприступна. Кроме этого язвительная Радда ещё и смеётся над ним. Лойко разозлившись на отказ девушки даже пытается заставить её силой быть с ним, но девушка не робкого десятка и раз за разом отвергает его попытки. Радда объявляет ему, что станет его женой только в одном случае, если Лойко покориться ей и признает это перед всем табором. Он должен прийти, поклониться ей и поцеловать руку Радде при всех.
Радда уже не скрывает что полюбила цыгана, но больше него она любит волю, и просит его покориться ей. Но Лойко слишком горд и не хочет, да и не сможет покориться такому предложению Радды. Лойко думал целый день и ходил мрачный. Не ел и не пил, ходил мрачнее тучи и не знал как ему поступить. И гордость сильна у него, а чувства к цыганке Радде ещё сильней. Всё чувства смешались в нем. В итоге Лойко возвращается в табор и при всех убивает Радду и только потом склоняется к её ногам.
Цыганка умирает и последние её слова о том, что она прощается с Лойко. Наверное Радда знала, что по другому гордый цыган не сможет поступить. Отец Радды не видит иного выхода как отнять жизнь у Лойко Зобара. История Лойко, история о том, что не смог покориться девушке, хоть и любил как оказалось её больше жизни.
В романтическом рассказе образ Лойко описывается Макаром Чудрой. Дерзкий и удалой Зобар является противоположностью окружающих людей. Главный герой произведения страстно любил лошадей, а также часто их крал. У него не было ни единой мечты, он просто по любому случаю умыкал понравившегося скакуна. Парень старался получить все, чего душа пожелает. Но при этом, никогда не платил. Хоть цыган и был вором, он никогда не отличался такими негативными качествами как алчность и жадность.
Напротив, он был отличным собеседником, а также надежным, добрым и щедрым человеком. У Лойко Зобара был один замечательный талант — умение производить пронзительные мелодии на скрипке. Своей игрой он завораживал всякого на своем жизненном пути. А когда тот начинал петь, замирала душа и лились слезы радости. Могучий и бесстрашный Макар как и сам Горький явно восхищается главным героем, которому, кажется, все по плечу.
Его жизнь была свободной и независимой, пока не случилась беда. Молодой парень влюбился в гордую и прекрасную цыганку, по имени Радда. Девушка пленила его с первого взгляда. Зобар всеми силами пытался понравиться дочери Данилы-солдата и влюбить в себя
Он исполнял перед ней замечательные песни, чтобы хоть как-то привлечь ее внимание
Но та реагировала на них лишь насмешками и всячески издевалась. Цыгане из табора, наблюдая за этим, не вмешивались в отношения молодых людей. Они лишь поговаривали, что ничем хорошим это не кончится. Позже красавица все же призналась во взаимной любви. Хотя не желает променивать волю на замужество. В конечном итоге девушка находит выход: она предлагает любимому пройти испытание. Он должен уклониться перед ней при всем народе, а также поцеловать ее руку. Если Лойко согласится выполнить ее просьбу, то она выйдет за него.
Через всю свою боль и отчаяние, Зобар убивает ножом дерзкую цыганку, тем самым подчеркивая, что свобода для него важнее. В этом и заключалось испытание. Парень доказал, что он, так же как и Радда, имеет невероятную гордость и решительный характер. Поэтому она погибает, даря ему последнюю улыбку. А скоро, от того же ножа, умирает и Лойко, которого заколол Данило-солдат, отомстив за единственную дочь.
Понятие абсолютной свободы в ранних произведениях М. Горького
Для многих персонажей произведений М. Горького понятие абсолютной свободы является жизненным идеалом. Однако писатель в них показывает, что достичь абсолютную свободу невозможно. А стремление к ней часто приводит к конфликту с обществом.
Главные темы раннего творчества писателя:
- Соотношение добра и зла;
- Соотношение силы и слабости;
- Соотношение свободы и необходимости;
- Сопротивление действительности.
Герои рассказов М. Горького противостоят реальности, стремятся найти истину, не подчиняются общим правилам, стремятся обрести свободу.
В рассказе «Макар Чудра» герой отрицает основы жизни, обрекающей человек на рабское существование. Старый цыган, герой этого рассказа, смелый человек, который стремится к изменению жизни в лучшую сторону, стремится к свободе.
Тема свободы в рассказе «Старуха Изергиль» усложняется. Писатель показывает в этом произведении два пути к свободе. Но если этот путь выбран неправильно, это может привести к противоположному результату. Так, в образе Ларры писатель показывает высшую степень человеческого вольнолюбия и гордости. Герой рассказа хотел «иметь все и сохранить себя цельным», совершив убийство девушки. За это Ларра был изгнан из общества. И казалось бы, вот она, долгожданная свобода. Но такая свобода, полученная ценой несчастья других, способна принести лишь тоску, пустоту и одиночество.
Мировосприятие Горького можно разделить на два начала, развивающихся в самой личности: стремление к понимаю правды жизнь, часто бывающей жестокой и несправедливой, и желание от этой правды отвлечься, уйти от нее в спасительные романтические мечты. Эти позиции у писателя выражаются в столкновении характеров персонажей, абсолютно противоположных друг другу (например, Ларра и Данко, Гаврил и Черкаш, Уж и Сокол). Именно в диалоге двух разных героев писатель раскрывает противоречивость мира.
Второстепенные персонажи
Данило – солдат
Старый цыган, отец Радды.
Любит свою дочь и гордится ею. Ничего и никого не боится, уважает дочь за её выбор, ценит её любовь к воле. Ни в чём не останавливает Радду, позволяя ей делать всё что заблагорассудится. Когда Зобар заколол Радду, Данило тем же ножом зарезал и его: для старого солдата это непоправимое горе.
Рассказчик
Повествователь не является действующим лицом в этой истории, он – внимательный слушатель, со стороны оценивающий происходящие события. Рассказчик анализирует окружающую действительность, выражая точку зрения автора. Параллельно с этим описывает природу, которая как бы дополняет рассказ старого цыгана. В рассказе накаляется интрига, и природа, сначала тихая и спокойная, перерастает в ветер и бурю, усиливается дождь, и грохочет море.
В этом списке дано описание персонажей, краткая характеристика героев рассказа.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Макар Чудра»
для самых компанейских —
Главные герои «Макар Чудра»
для самых занятых —
Читательский дневник «Макар Чудра»
для самых любопытных —
Анализ «Макар Чудра» Горький
для самых крутых —
Читать «Макар Чудра» полностью
Тест по произведению
-
/10
Вопрос 1 из 10
Самые популярные материалы февраля для 8 класса:
Образы градоначальников в «Истории одного города»
«Кавказ» очень краткое содержание
Против чего направлен рассказ «После бала»?
Бунин «Кавказ» главные герои
Анализ «Куст сирени» Куприн
Анализ стихотворения «Мужество» Ахматова
Характеристика городничего в комедии «Ревизор»
Фердыщенко
Сочинение «Что такое счастье?»
Характеристика Вареньки
Несколько интересных сочинений
- Образ и характеристика Вари в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение
Именно эта пьеса стала последней, которую смог закончить писатель. В этом произведение он показал читателю всю правду о помещиках, и что на самом деле они из себя представляют
- Образ и характеристика Василисы в пьесе На дне Горького
В своей пьесе «На дне», Максим Горький описывает жизнь людей низшего социального общества. Пьяницы, бродяги, босяки населяют ночлежку, которую содержит Михаил Иванович Костылев
- Сочинение Базаров и родители в романе Тургенева Отцы и дети
Родители Базарова являются практически полной противоположностью сына. Его мать, Арина Власьевна, типичная русская женщина того времени – добрая, несколько суеверная
Как нетерпеливо мы ждём первого снега, как волнуемся при виде гигантских падающих снежных хлопьев в окне. А как приятно проснуться поутру и вдруг обнаружить, что земля, которая накануне ещё чернела, теперь безукоризненно белая.
Анализ произведения Тургенева Ася (повести)
Наверное, нет ни одного человека, который хотя бы один раз в жизни не сказал что-то такое, о чем пришлось искренне сожалеть. Люди часто в порыве говорят что-то обидное, потом понимают, что неправы, да только уже поздно.
Максим Горький сыграл значительную роль в развитии русской литературы начала 20-го века. Рассказ «Макар Чудра» был написан в ранний период творчества писателя. В нем автор раскрывает перед нами романтический мир легенд, сказок, вдохновенных иносказаний.
Герои рассказы — люди отчаянные и прекрасные. Они горды и чрезвычайно свободолюбивы.
Главным героем рассказа является Макар Чудра – старый мудрый цыган. Для него главное в жизни — это личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы: «…Так нужно жить: иди, иди – и всё тут. Долго не стой на одном месте – чего в нём? Вон как день и ночь бегают, гоняясь друг за другом, вокруг земли, так и ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить её. А задумаешься – разлюбишь жизнь, это всегда так бывает».
Макар рассуждает о жизни человека и свободе:
«Жизнь? Иные люди? …– Эге! А тебе что до того? Разве ты сам – не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому».
Он считает, что человек без личной свободы становится рабом: « он родился затем, что ли, чтоб поковырять землю, да и умереть, не успев даже могилы самому себе выковырять? Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб – как только родился, всю жизнь раб, и всё тут! Что он с собой может сделать?».
Старый цыган думает что любовь и свобода несовместимы. Любовь ослабляет человека, заставляет его покориться любимому. Он рассказывает легенду о любви Лойко и Радды. Макар восхищается смелостью, стойкостью и свободолюбием своих героев. Он считает, что их поступок был единственно верным.
Также в рассказе присутствует образ слушателя. У него нет реплик, и практически нет его описания. Тем не менее, через его образ легко передается авторская позиция.
Практически полноценным участником рассказа является природа. С помощью описания её красоты автор предает чувства и мысли персонажей.
Героями легенды являются Лойко Зобар и красавица Радда. Лойко – молодой, удалой и гордый цыган. Он был смелым и сильным, никого и ничего не боялся: «Да приди к нему сатана со всей своей свитой, так он бы, коли б не пустил в него ножа, то наверно бы крепко поругался, а что чертям подарил бы по пинку в рыла – это уж как раз!»
Больше всего Лойко дорожил своей свободой. Нигде долго не задерживался. «Он любил только коней и ничего больше, и то недолго – поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми. У него не было заветного – нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было. Вот он какой был, сокол!»
Но повстречав Радду, Лойко «потерял голову».
Радда – молодая цыганка такой красоты, что никто не мог перед ней устоять. Она была настолько горда, что даже любовь к Лойко не смогла сломить её. «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя».
И Радда и Лойко смотрят на свою любовь как на цепь, которая их сковывает. Они отказывается от любви и выбирают смерть ради абсолютной свободы.
Особенности ранних произведений М. Горького
Незаурядный талант художника и рассказчика, умение отстаивать свою точку зрения и свои убеждения проявляются уже в первых произведениях молодого писателя Максима Горького. В них писатель стремится открыть человеку глубины его души, ищет в современной ему эпохе гордых, смелых людей, неординарных, ярких, ищущих смысл жизни. Герои его произведений противопоставляют себя мещанской среде.
Раннее творчество М. Горького относится к традиции романтизма. Писатель выражает неприятие современного ему обществу, живущего по лживой морали. Он отвергает общество, утверждает справедливое и высоконравственное общественное устройство. Так в произведениях М. Горького создается двоемирие, являющееся отличительной чертой произведений романтизма. Герои произведений М. Горького в этом период – романтические мятежники, ведущие активную борьбу с реальной действительностью, доказывающие свою независимость от обывательской жизни, жертвующие собой ради других.
Статья: Понимание свободы в ранних рассказах М. Горького
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Замечание 2
Главная художественная черта ранних произведений М. Горького – соединение в одном произведении характерных черт революционного романтизма и реализма.
Именно освободительное движение стало причиной обращения писателя к романтическим традициям. Такое переплетение романтизма и реализма прослеживаются в таких произведениях:
- «Макар Чудра»;
- «Песня о Соколе»;
- «Челкаш».
В рассказе «Макар Чудра» М. Горький поднимает вопрос о том, что для человек важнее – любовь или свобода? История любви героев произведения изъясняет романтическую идею – свобода важнее и дороже всего в жизни. Романтические герои готовы даже на смерть, лишь бы не жить в подчинении.
М. Горький пытается сказать, что жизнь в одиночестве, пусть даже свободы, теряет свой смысл. Он осуждает жестокость и эгоизм, гордыню, презрение к людям. По мнению писателя, настоящий герой не живет только для себя, он приносить добро людям, и это доказывает образ Данко. Он стремился к свободе, но не для себя лично, а для своего племени, изгнанного в глубь глухого леса. В основе рассказа о Данко – подвиг во имя жизни, во имя свободы. писатель призывает к самопожертвованию. На примере Данко Горький показывает глубину нравственных сил человека и его способность пожертвовать собой во имя блага других.
В ранних романтических рассказах писатель идеализирует своих героев, наделяет их исключительными качествами. А тема любви и свободы являются основными темами произведений этого периода. Писатель в своих рассказах высказывает свою точку зрения на эти проблемы. Высшее начало в человеке – это любовь к свободе.
Герои ранних произведений Горького – это яркие личности, которые не поддаются гнету обстоятельств, а, напротив, активно борются с ними. Это гордые личности, обладающие яркими чувствами и совершающие смелые поступки. Героям характерно одно качество, которое подавляет остальные. Например, у Лойко и Рады – гипертрофированное чувство независимости и собственного достоинства, у Ларры – гипертрофированный эгоизм, у Сокола – стремление к активной деятельности, у Данко – самопожертвование ради благополучия своего народа. При этом героям произведений Горького не знакомы душевное раздвоение, противоречие между чувством, мыслью и действием, характеры героев лишены динамики.
Мировоззренческие проблемы, которые привлекали внимание писателя, обусловили художественное своеобразие его ранних рассказов. Сюжет произведений строится на основе противостояния двух комплексов идей, один из которых несет ярко выраженную положительную оценку
Такая же оценка с развитием сюжета формируется и у читателя. герои, несущие эти идеи, остаются победителями, даже если погибают. Они с самого начала произведения композиционно выделены и противопоставлены другим персонажам, так как они стремятся «жить, а не примиряться». Ввиду того, что герои часто противостоят мещанскому идеалу, они воплощаются в характерных образах «босяков», что проявляется в их речи, стремлении к «вольной природе», конфликте с обществом.
Характеристика и поступки Лойко Зобара
Мы слышим о Лойко Зобаре из уст рассказчика, Макара Чудры, который противопоставляет жизнь гордого, прекрасного цыгана унылому существованию большинства людей. Лойко – удалой цыган, он всегда добивается своего. Макар рассказывает, что если приглянулся Зобару конь, то никакие стены не помогут его спрятать, никакие сторожа не защитят – Лойко овладеет конём. У Лойко не было ничего заветного, только коней страстно любил цыган.
Лойко мудр, «как старик», знает русскую и моравскую грамоту. Он талантлив: играл так, что от этой музыки «загоралась кровь в жилах», жить хотелось «царями над всей землей». Его уважали и ценили цыгане во всей округе. Что еще можно сказать о характеристике Лойко Зобара?
Лойко добр, он готов «отдать своё сердце», если оно понадобится товарищу. Он любит волю, наслаждается красотой мира и сам готов дарить эту красоту: неслучайно его песня так пленяет цыган, вызывая радость, тоску, слёзы умиления и счастья.
Макар отмечает, что рядом с таким человеком, как Зобар, каждый становится лучше. Лойко – романтический герой, восхищающий своим талантом, мудростью, щедростью, душевной широтой и вольнолюбием.