Подробная характеристика
Жилин — главный герой повести Льва Толстого «Кавказский пленник», русский офицер, участвующий в войне за присоединение Кавказа к России. Жилин не из богатой семьи, он привык всего добиваться сам. По своим человеческим качествам он вызывает у читателей только симпатию. Попав в плен к татарам, он не раскисает, а думает, как бы вернуться обратно в отряд. Со временем, даже суровые татары прониклись к нему симпатией. Ведь он мог и куклу из глины для Дины смастерить, и починить сломанные предметы. Вёл он себя в плену смело и уверенно. Когда татары предложили ему написать письмо матери с просьбой о выкупе в три тысячи монет, он сразу же отказался и сказал, что может попросить выкуп только в пятьсот монет. За это один татарин назвал его «джигитом».
На протяжении всего рассказа ему противопоставляется другой русский солдат, который вместе с ним также оказался в плену — Костылин. Он, в отличие от Жилина, готов и выкуп за себя запросить, аж в пять тысяч монет, и друга предать. Во время пребывания в плену он только и делает, что хнычет, да жалуется. Пока Жилин обдумывает план побега и делает подкоп в сарае, Костылин всё ждёт, когда же придёт выкуп.
За смелый нрав и умелые руки, многие татары в ауле стали уважать Жилина. А маленькая девчушка Дина настолько привязалась к нему, что стала регулярно приносить молоко, лепёшки, а иной раз и мясо. За это Жилин делал для неё глиняные куклы.
Даже дворовая собака любила Жилина за то, что он иногда подкармливал её. Когда пришло время бежать, он бросил ей лепёшку, и они с Костылиным смогли незаметно выбраться из аула. Однако побег с первого раза не удался, так как Костылин всю дорогу ныл и отставал. Их заметил один татарин, и они снова оказались в плену. На этот раз их посадили не в сарай, а в глубокий ров. На помощь Жилину пришла Дина. Она принесла длинную палку, по которой он выбрался из ямы и смог сбежать. Преодолев все препятствия, Жилин был спасён русскими казаками и остался служить на Кавказе. А Костылин всё-таки дождался выкупа и вышел на волю, правда уже еле живым.
Вариант 4
Критики восторженно отзываются о рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Считается, что автор в нем используется новый для себя язык. Изложение очень простое, поэтому даже младшие школьники читают его легко. Язык весьма сдержан и даже аскетически строг, не содержит в себе ни капли стилистического украшения. Вся суть в том, чтобы передать сюжет.
Толстой сознательно называет рассказ также, что и Александр Пушкин. Но при этом меняет историю до неузнаваемости. Теперь главный герой — представитель бедного дворянства, офицер по званию. Жилин все способен делать своими руками. В плену он проявляет удивительное трудолюбие и находчивость.
Символично то, что офицера спасает не влюбленная в него взрослая женщина, а маленькая девочка из чувства жалости. Он не бежит сломя голову, но пытается спасти и своего товарища, из за медлительности и трусости которого попытка проваливается.
Несмотря на то, что произведение было написано в далеком 1872 году, оно до сих пор легко воспринимается и пользуется популярностью как у отечественного, так и у зарубежного читателя.
Мне нравится3.6 k.Не нравится2 k.
Вариант 1
За основу для своего рассказа «Кавказский пленник» Лев Толстой взял реальный случай, который произошел с военнослужащим Ф.Ф. Торна. Будучи офицером, в военное время он попал в плен. Эта история была подробно описана в журнале «Русский вестник».
Рассказ учит меня тому, что не стоит считать себя умнее всех
Меры предосторожности люди придумывают не просто так. Герою нужно было согласиться с тем, чтобы его провожали солдаты
Надеяться на авось — глупо!
Еще один урок заключается в том, что нужно уметь идти за жертвы ради дорогих тебе людей. Например, Жилин заботился о благополучии своей мамы. Он знал, что если она получит письмо и уплатит выкуп, это ее разорит. Чтобы этого не произошло, он отправлял письма на несуществующий адрес. Также он с готовностью нес своего товарища на спине, не бросил его.
Эти уроки могут пригодиться мне и в наше время. Ситуации бывают разные, но заботиться о собственной безопасности и проявлять дух самопожертвования всегда будет правильно.
Мне нравится12.5 k.Не нравится5.7 k.
Вариант 5: краткое
Л. Н
Толстой продемонстрировал, насколько важно оставаться человеком даже в самых непростых обстоятельствах. Нужно действовать и проявлять свои хорошие качества
Основная идея — это противопоставление двух характеров и то как они влияют на жизнь. Жилин, продолжает бороться за жизнь, не замечая преград. Он не прекращает действовать, что в результате приводит его к свободе. А вот Костылин, предпочитающий жаловаться и пассивно ждать, только создают дополнительные трудности и чудом выживет в опасной ситуации.
Смысл рассказа заключается в том, что человек, проявляя храбрость и доброту, способе справиться с самым тяжелым испытанием, которое только может встретиться ему на пути. А вот чины, звания и деньги наряду с трусливость и отчаянием абсолютно бесполезны и даже вредны.
Мне нравится3.2 k.Не нравится1.8 k.
Что ты чувствуешь по отношению к школе?
+1
+1
+1
+1
+1
Тема и композиция
Тема «Кавказского пленника» — это война Российской империи с горскими народами. План рассказа содержит такие структурные элементы, как завязка, развитие событий, кульминация и развязка.
Экспозиция довольна короткая, в ней всего пара предложений. Она рассказывает о том, что на Кавказе служил один офицер.
Завязка: Жилин получает письмо от мамы и отправляется, чтобы ее проведать.
Развитие событий: Иван попадает в плен, позже к нему присоединяется Костылин. Жилин продумывает побег, но убежать не получается. Офицеров Жилина и Костылина горцы сажают в яму
Кульминация повествует, что офицер Жилин благодаря помощи Дины выбирается из плена.
Развязка: побег удался. Потом русские привезли Ивана в крепость и спасли Костылина.
Главная мысль
Произведение действительно написано просто и даже его смысл лежит на поверхности
Основная идея рассказа «Кавказский пленник» – никогда не нужно сдаваться перед трудностями, нужно преодолевать их, а не ждать помощи от других, причем неважно, какие условия, выход можно найти всегда. По крайней мере, постараться
Казалось бы, у кого больше шансов спастись из плена: у бедного Жилина или богатого Костылина? Конечно, у последнего. Однако первый обладает мужеством и силой воли, поэтому не ждет милости, выкупа, божественного вмешательства, а просто действует, как может. При этом не идет по головам, считая, что цель оправдывает средства, он и в сложной ситуации остается человеком. Главный герой близок к народу, у которого, по мнению автора, еще остались порядочность и благородство в душе, а не в родословной. Именно поэтому он и победил все враждебные обстоятельства.
Проблематика
В произведении затронуто множество проблем. С первых страниц рассказа можно увидеть проблему предательства. Иван доверял своему другу, но именно это и обернулось против него. Из-за Костылина приключилась вся эта ситуация, так как он не прикрыл товарища.
Также в рассказе дается иллюстрация сословного неравенства. Богатый человек привык жить на всем готовом, а простой человек должен отдавать все силы, чтобы жить нормально.
И учитывая, то что действие происходит на Кавказе, Л. Н. Толстой затрагивает проблему войны. Император захотел подчинить себе горцев, и началась война. Это вынудило горные народы довольно жестоко пленить русских.
Чему учит рассказ?
Главный урок, который читатель может вынести из «Кавказского пленника» — никогда нельзя сдаваться. Даже если все против тебя, даже если кажется, что надежды нет, то когда-нибудь все изменится в лучшую сторону, если направлять все усилия для достижения своей цели. И пусть, к счастью, немногим знакома такая экстремальная ситуация, как у Жилина, у него стоит поучиться стойкости.
Еще одна важная вещь, которой учит рассказ – война и национальная рознь бессмысленны. Эти явления могут быть выгодны безнравственным людям, имеющим власть, но нормальный человек должен стараться не допустить этого для себя, не быть шовинистом и националистом, потому что, несмотря на некоторые различия в ценностях и образе жизни, каждый из нас всегда и везде стремиться к одному – спокойствию, счастью и миру.
История создания рассказа «Кавказский пленник»
История создания произведения связана с событиями, случившимися с автором во время службы на Кавказе. В своем дневнике он написал, что чуть не попался в плен.
О влиянии Кавказа на его жизнь и творчество Толстой писал в 1859 году: «…Это было и мучительное и хорошее время. Никогда, ни прежде, ни после, я не доходил до такой высоты мысли, как в это время… И всё, что я нашёл тогда, навсегда останется моим убеждением».
Об этой ситуации вспоминали родственники писателя, например, шурин и дочь Толстого. Последняя рассказывала, что отец со своим приятелем провожали обоз в крепость. Там было еще четверо провожатых.
Путь шел ущельем, и у горцев была возможность напасть на них. Им стало скучно и они решили обогнать обоз и поскакать вперед. Трое поехали внизу по расщелине, а Толстой со своим товарищем вверху. Они не успели выехать на хребет, как вдруг увидели бегущих на них чеченцев. К счастью у них получилось ускакать.
Вкратце сюжет повествует о временах Кавказской войны. Тут служит офицер Иван Жилин. Место проживания солдат — крепость.
Мать прислала Ивану письмо, с просьбой проведать ее. Вот Жилин и выезжает из крепости с обозом.
Поскольку обоз едет медленно, Жилин с другим офицером по имени Костыли решают поехать сами вперед. Они встречают горцев. Костылин бросает Жилина и уезжает. Горцы подстреливают лошадь Жилина и берут его в плен. Позже в плен попадает и Костылин. Они живут в сарае.
Цитата из рассказа описывает состояние героев: «Жил так Жилин с товарищем месяц целый. Хозяин все смеется. — Твоя, Иван, хорош, — моя, Абдул, хорош. — А кормил плохо, — только и давал, что хлеб пресный из просяной муки, лепешками печеный, а то и вовсе тесто непеченое».
По ночам Жилин делает подкоп, но затея оказалась провальной. В конце концов ему удалось сбежать с помощью дочки хозяина Дины. Он добрался до русских войск, а те впоследствии спасли Костылина.
В произведении показан быт горцев, их обычаи, рассказано, как они жили, и также присутствует описание природы, благодаря чему можно лучше понять переживания персонажей.
Суть рассказа
Небогатый офицер Жилин, служащий на Кавказе, собирается домой, чтоб повидать мать и, возможно, жениться. Дорога была опасная, потому герой поехал вместе с обозом, медленно тащившимся под защитой солдат. Не выдержав жары, духоты и медленного движения, всадник уехал вперед. Прямо навстречу горцам, которые захватили его вместе с встретившимся сослуживцем Костылиным в плен.
Герои живут в сарае, днем закованные в колодки. Жилин делает местным детям игрушки, особенно это привлекает Дину, дочь их «хозяина». Девочка жалеет умельца, приносит ему лепешки. Жилин не может надеяться на выкуп, он решает сбежать через подкоп. Взяв с собой Костылина, он направляется к свободе, но товарищ, неповоротливый и тучный, сгубил весь план, пленников вернули. Условия стали хуже, их перевели в яму и колодки перестали снимать на ночь. С помощью Дины Жилин опять бежит, а вот его товарищ категорически отказывается. Беглец, несмотря на скованные колодками ноги, добрался до своих, а его приятеля позднее выкупили.
Вариант 2
Жилин — положительный герой рассказа. Автор сразу представляет его в привлекательном ключе. Он проявляет храбрость и уверенность. В то же время он заботливый и добрый человек. Даже дворовые собаки знают и любят его за то, что он их подкармливает. С помощью героя-антипода Костылина автор подчеркивает положительные качества Жилина.
Лев Толстой вложил в образ Ивана свое представление о том, каким должен быть идеальный русский офицер. Сочетание таких качеств, как благородство, сила и ум — вот к чему каждый должен стремиться. Со временем те, кто держат Жилина в плену, проникаются к нему уважением. А местные жители называют его «Джигит», что говорит о его почетном положении.
Достоинство героя проявляется в том, что он не бросает в беде товарища, не хочет причинять горе матери ради своего спасения. Во время плена он не сидит сложа руки, а все время находит себе какое-то полезное дело: шьет, делает куклы, лечит татар.
Автор вознаграждает героя тем, что дарит ему свободу. Этим он показывает читателю, что нельзя опускать руки и нужно продолжать действовать, но оставаться при этом человеком. Тогда даже самые тяжелые испытания можно преодолеть достойно!
Мне нравится5.6 k.Не нравится3.2 k.
Характеристика в цитатах
Он был офицер и служил на Кавказе
Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин
Мать позвала его домой повидаться и невесту посмотреть
Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала
Жилин решил ехать
Пошёл он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами … и собрался ехать
Обоз шёл медленно и он решил ехать без него, вместе с другим офицером Костылиным
Ехать было двадцать пять вёрст. Обоз шёл тихо: то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит или лошадь станет, и все стоят дожидаются
Жилин и подумал: «А не уехать ли одному, без солдат?
Остановился, раздумывает. И подъезжает к нему на лошади другой офицер Костылин, с ружьём, и говорит: Поедем, Жилин, одни
И поехали они вперёд по дороге
Тут им попались татары, Костылин его предал и Жилин попал в плен
стоят татары верхами. Человек тридцать
татары его увидали, пустились к нему
кричит Костылину: Вынимай ружьё!
А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости
выстрелили по нём сзади из ружей и попали в лошадь
Хотел он подняться, а уж на нём два татарина вонючие сидят, крутят ему назад руки
Посадили его в сарай
Развязали Жилину руки, надели колодку и повели в сарай; толкнули его туда и заперли дверь
Его заставили написать письмо домой, чтобы выслали деньги для выкупа, но Жилин написал неверный адрес
Он тебе велит домой письмо писать, чтобы за тебя выкуп прислали. Как пришлют деньги, он тебя пустит
Написал Жилин письмо, а на письме не так написал — чтобы не дошло
Вскоре привели и Костылина
Так и ахнул Жилин — узнал Костылина. И его поймали
Прожил Жилин в плену месяц
Жил так Жилин с товарищем месяц целый
Он постоянно искал способ сбежать
бог даст — и сам выберусь
А сам всё высматривает, выпытывает, как ему бежать
От скуки он начал лепить кукол для дочки хозяина — Дины
Подбежала Дина, оглянулась, схватила куклу и убежала
Сделал Жилин другую куклу, ещё лучше, отдал Дине
Она стала его подкармливать
И с тех пор стала она ему каждый день крадучи молока носить. А то делают татары из козьего молока лепёшки сырные и сушат их на крышах, — так она эти лепёшки ему тайком принашивала. А то раз резал хозяин барана, — так она ему кусок баранины принесла
Наконец, Жилин решил бежать
Ну, — думает Жилин, — нынче бежать надо
Сначала Костылин не хотел бежать, но потом согласился
Подумал, подумал Костылин. Ну, пойдём!
Костылин вскоре натёр ноги и не смог идти дальше
сапоги проклятые — все ноги стёрли
изрезал все ноги по камням и всё отстаёт
Как хочешь, а я не дойду: у меня ноги не идут
Жилин понёс его на себе
Подсадил на себя Костылина, подхватил руками под ляжки, вышел на дорогу, поволок
Но далеко с ним не смог уйти
схватили их, посвязали, посадили на лошадей, повезли
Теперь их посадила в яму
Набили на них колодки, отвели за мечеть. Там яма была аршин пяти — и спустили их в эту яму
Через несколько дней Дина сказала, что его скоро убьют
Иван, тебя убить хотят
Жилин попросил помочь ему сбежать
А коли тебе меня жалко, так ты мне палку длинную принеси
Дина помогла ему и принесла шест
Вдруг на голову ему глина посыпалась, глянул кверху — шест длинный в тот край ямы тыкается
По нему он выбрался из ямы с смог дойти до своих
Ухватился за шест, велел Дине держать и полез. Раза два он обрывался, колодка мешала. Поддержал его Костылин, — выбрался кое-как наверх
Дошёл до лесу — никто не попался
Всю ночь шёл. Только попались два татарина верхами, да Жилин издалека их услышал, схоронился за дерево
налево на бугре стоят трое татар, десятины на две. Увидали его, пустились к нему. Так сердце у него и оборвалось
Выскочили казаки верховые, пустились к нему — наперерез татарам
Испугались татары — не доезжаючи стали останавливаться. И подбежал Жилин к казакам
После этого случая решил он домой не ездить
Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя
Главные герои и их характеристика
Главными героями являются Жилин, Костылин, а второстепенными Дина и Абдул-Мурат.
Иван Жилин — это главный персонаж «Кавказского пленника».
Кратко о нем можно сказать, что он настоящий русский офицер, ему присущи такие черты характера, как храбрость, бесстрашие.
Жилин упрямый, но в то же самое время он относится ко всем уважительно, в том числе и к себе.
Он требует уважения даже от пленивших его татар. Иван умеет хорошо чинить и, в отличие от Костылина, ему присуща сила воли.
Еще одним главным героем рассказа является Костылин. Эти персонажи противопоставляются. Главной чертой характера Костылина является трусость. Он полнотелый, медленный человек.
Одинаковый он и в поведении. Костылин грустный, все время жалуется. Этот герой даже к себе не имеет уважения. Из-за своего образа жизни он заболел. Костылин не может бороться за свободу.