Своеобразие лирики ф.и. тютчева

Философская лирика тютчева сочинение 9 класс

Сочинение Философская лирика Тютчева

Фёдор Иванович Тютчев родился в 1803 году в Орловской губернии. Написанием стихов будущий поэт начал увлекаться ещё в юности. Способствовало тому прекрасное образование, полученное под присмотром домашнего учителя. Большое влияние на Тютчева оказало творчество А.С. Пушкина, современником которого он являлся.

Посвятив жизнь дипломатической службе, Фёдор Иванович на протяжении всей своей жизни пишет стихи. Первая известность пришла к поэту в 1836-м году. В то время Пушкин А.С. собирался опубликовать сборник своих стихов. В этот сборник вошли 16 стихотворений молодого, неизвестного никому стихотворца.

Раннее творчество Тютчева дышит архаичностью и созвучно поэзии ХVIII века. На стихи этого периода повлияла влюблённость автора. Поэт создавал стихи, посвящённые своим музам – любимым женщинам. Позднее Фёдор Иванович наряду с традиционно русской лирикой будет использовать в своих стихах европейский романтизм. Среди всех произведений обособленно можно выделить те, которые по праву можно назвать философской лирикой.

21 стр., 10357 слов

Дружба двух поэтов тютчев и гейне сообщение. Тютчев ф. и. Я помню время золотое

… увлечения Гейне и Тютчева сближали не только молодость и любовь к поэзии, но и тяга к философским размышлениям. И тут уместно отметить, что в отличие от советского поэта Владимира … поэт Генрих Гейне (Christian Johann Heinrich Heine). Благодаря его дружбе с сотрудником русской дипломатической миссии в Мюнхене поэтом Федором Тютчевым, Россия узнала о творчестве немецкого поэта, а немецкий поэт …

Как всякий образованный и думающий человек, поэт задумывался над проблемами мироздания и бытия. Этому способствовала дипломатическая работа Тютчева. Большое влияние на творчество оказал и переломный момент в общественной жизни России. Поэта-мыслителя волнует проблема обустройства жизни. Он размышляет о том, что такое жизнь. Каково место человека в обществе, для чего он рождён и предназначен и в чём смысл его жизни.

Главными образами в творчестве сочинителя стали любовь к Родине, природе и женщинам. Любовь для Фёдора Ивановича и услада, и погибель одновременно. Он упивается своей любовью и страдает от неё. Изображая природные явления в своих стихотворениях, Тютчев отождествляет их с душевными порывами, происходящими в душе человека. Природа, то как будто оживает и становится одушевлённой, то безмолвствует. И на фоне этой величественной красоты и безмолвия человек ничтожен и одиночество его трагично. Вся философская лирика поэта построена на чувстве переживания и тревоги. Грусть и сознание беспомощности сквозит в стихах.

Трагедия потери близких и горячо любимых людей так же повлияла на творчество поэта. Время быстротечно. И оно тоже становится темой творчества Тютчева. Он раздумывает над сменой времён года, лет и эпох. Тема одиночества и обречённости всегда присутствует в поздних творениях автора. Каков он, жизненный путь человека и куда он ведёт. Что ожидает человека по окончании жизни, в тот момент, когда закончится его время.

Лирик и философ одновременно, Тютчев в поэтической форме пытается донести своё видение явлений быстротечных, преходящих и явлений вечных, как сама Вселенная.

Слайд 25Анализ стихотворения Тютчева «Silentium!»Начало стихотворения типично романтическое. Первые строчки – это

призыв молчать, скрывая свои чувства и мысли.Мечты напоминают ему звезды в ночи, которые также эфемерны и далеки. Поэтому автор призывает, обращаясь к неизвестному собеседнику: «Любуйся ими – и молчи!». Возможно, вторым участником этого странного диалога могла быть Элеонора, но обращения поэта адресованы не женщине, а мужчине, поэтому это м.б. беседа с собой: он приказывает себе молчать, считая, что только таким способом сможет защитить свое личное счастье, свои надежды и мечты от посягательств. При этом поэт указывает на то, что «мысль изреченная есть ложь», и в этой фразе содержится намек на библейские истины, которые гласят, что мысли человека подвластны лишь Богу, а слова способен подслушать дьявол. Судя по всему, Тютчев отчаянно чего-то боится, и этот страх заставляет его замыкаться в себе, быть гораздо более сдержанным в беседах, поступках и суждениях.

Если сопоставить факты, то получается, что именно в это время поэт знакомится со своей будущей супругой, делает ей предложение Элеоноре и долгое время не может поверить своему счастью. Тютчев настолько благодарен судьбе за этот неожиданный подарок, что боится спугнуть лишним словом или же мыслью свое семейное благополучие. Именно поэтому, изредка отрываясь от своих «таинственно-волшебных дум», поэт приказывает себе: «Внимай их пенью – и молчи!». Автор словно бы предчувствует, что его личному счастью не суждено длиться вечно.

Тема космоса и хаоса

«Нераздельно и неразрывно» связаны между собой у поэта мир и человек, весь род человеческий и Вселенная, ведь стихотворения Тютчева основаны на понимании целостности мира, невозможной без борьбы противоположностей. Мотив космоса и хаоса, изначальной основы жизни вообще, проявления двойственности мироздания, как никакой другой, значим в его лирике.

Хаос и свет, день и ночь – о них размышляет в своих стихотворениях Тютчев, называя день «блистательным покровом», другом «человека и богов», и исцелением «души болящей», описывая ночь как обнажающую бездну «с своими страхами и мглами» в человеческой душе. В то же время, в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?», обращаясь к ветру, просит:

Хаос для поэта «родимый», прекрасный и притягательный, – ведь именно он часть мироздания, основа, из которой появляется свет, день, светлая сторона Космоса, снова превращающаяся в темную – и так до бесконечности, переход одного в другое вечен.

8 стр., 3601 слов

Философская лирика в творчестве А. С. Пушкина

… Пушкина вызвало сильное волнение в Петербурге; у его гроба побывало (по разным данным) от 10 до 50 тысяч человек. 3. ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА … и творческому увлечению Дж. Байроном. «первого романтического поэта», Пушкин в кишиневско—одесский период далек от подчинения эстетике … себя в восхитительном эпикурействе ранней пушкинской лирики: жить надо днем сегодняшним, стремясь возможно более полно исчерпать …

читаем в стихотворении «Сижу задумчив и один…»

Мотив памяти в лирике Тютчева

К памяти у поэта отношение болезненное, которое характеризуется множеством императивов: «Помни!», «Вспомни!» и др. Она может оживить прошлое, но оно от этого не становится реальнее. В письмах поэт неоднократно упоминает о том, что не любит вспоминать, поскольку чувствует, что память нереальна. По возвращении в Россию из Германии после двадцати лет отсутствия он повстречал своих старых знакомых, и это столкновение знания и зрения с воспоминаниями было для поэта мучительным.

Для Тютчева мир памяти двойной: он страшен и поэтичен одновременно (поскольку реальное в прошлом не так реально в настоящем).

8 стр., 3723 слов

Творчество Ф.И. Тютчева

… Озеров Л. Поэзия Тютчева. М., 2001 . Истинное величие Тютчева обнаруживается в его лирике. Гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог — таким представляется он в стихах, темы которых вечны: … в его поэтическом творчестве Озеров Л. Поэзия Тютчева. М., 2001 . Глубокое чувство, испытанное поэтом на склоне лет, подарило русской поэзии целый цикл стихов, именуемый «денисьевским» циклом. …

Чем вещи неподвижнее, тем отчетливее слышен стон, гул времени. Как и жизнь, смерть течет. Настоящее хрупко, а прошедшего нет, поскольку оно — лишь тень. Но ведь и на сегодняшний день можно смотреть как на тень ушедшего. Таким образом, реальное оказывается в тени. Бытие не может существовать без тени, считает Тютчев. Философская лирика, стихотворения, посвященные бытию (в частности, «Последний катаклизм») — это и важнейший мотив жизни и смерти, не только человеческой, но и всего мира. Тютчев предсказывает, что когда-нибудь наступит конец природы, землю покроют воды, в которых отобразится «Божий лик».

Любовная лирика и эмоции

В его любовной лирике можно наблюдать разнообразные эмоциональные состояния, от восторга и счастья до грусти и тоски. Поэт выражает свои чувства при помощи ярких образов, метафор и символов, что делает его стихи особенно эмоциональными и запоминающимися.

В стихах Тютчева можно видеть его переживания, рассказывающие о сложности отношений, разлуке и надежде на встречу с любимой. Эти эмоции делают его лирику универсальной и актуальной для каждого, кто сталкивался с трудностями в любви.

Тютчев был восторженным адептом романтизма, и это чувствуется в его стихах. Поэт воспевал природу, как зеркало своих эмоций, и использовал ее образы для передачи своих любовных переживаний. Он создавал яркие и красочные картины природы, чтобы описать свои эмоции и передать свои чувства любви.

Тютчев также экспериментировал с формой и структурой своих стихов, чтобы передать свои эмоции и создать эффект наперсточной игры слов, ритма и звучания. Он использовал повторение звуков и ритмические сдвиги, чтобы создать особое настроение и усилить эмоциональную силу своих стихов.

Любовная лирика Тютчева отличается глубокими эмоциями и красочными образами, что делает ее уникальной и запоминающейся. Его стихи до сих пор трогают сердца читателей и вдохновляют на новые ощущения и переживания.

2 вариант

Лирику Тютчева нередко сравнивают с творчеством Фета. Действительно, эти поэты были во многом созвучны, они оба склонялись к так называемому чистому искусству. Речь идет об искусстве ради искусства, ради созерцания красоты и идеального.

В противовес подобному творчеству следует указать, например, лирику Некрасова, социально ориентированную. Некрасов считал, что нужно писать про социальную ситуацию, беды народа и подобное. Фет, Тютчев и другие представители чистого искусства склонялись к тому, чтобы оставить творчество не загрязненным пространством и предоставить другим областям заботиться о народе и его нуждах.

Между Фетом и Тютчевым был некоторый творческий диалог, хотя судьба этих людей во многом различалась, они действительно были похожи в творчестве и, вероятно, отлично чувствовали друг друга. Именно поэтому для анализа лирики Тютчева я возьму известное эссе Фета. Он написал отдельную, довольно насыщенную статью, где провел разбор творчества своего современника.

Начинает свой разбор Фет с указания на сочетание между широтой мысли и конкретностью примера, которые используются в поэзии. Он говорит о том, что в качественных стихах наиболее ценится, когда мысль, содержание, которое идет подтекстом, является более глобальной, а выражается такое содержание в каких-либо простых и ясных примерах. Так Фет приводит пример со стихами про сожженное письмо, подчеркивая, каким не рутинным является этот автор.

Как над горячею золой Дымится свиток и сгорает, И огнь, сокрытый и глухой, Слова и строки пожирает,

Далее следует рассуждение, которое перекликается с самым началом эссе Фета, который говорить, что буквально каждое стихотворение Тютчева подобно светящему солнцу, пусть иногда и с пятнами, но разве, люди смотрят на пятна, когда смотрят на солнце? Для примера берется любое стихотворение Тютчева и Фету выпадают Осенние вечера. Тут дается указание на глубокое понимание Тютчевым природы, возможность и умении искать в природе душу и нечто живое.

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть. Что в существе разумном мы зовем Возвышенной стыдливостью страданья.

Этот факт подтверждается и словами самого Тютчева:

Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный лик.

Своеобразная декларация авторского принципа и отношения к природе дает четкое разграничение между обывательским восприятием и поэтическим. Умением отыскать нечто действительно потаенное и нечто не всегда заметное простому человеку, об этом продолжает и сам Тютчев:

В ней есть душа, в ней есть свобода, И ней есть любовь, в ней есть язык.

По большей части он писал именно о природе, но его произведения совсем не кажутся скучными. Даже для современного искушенного и зачастую огрубевшего читателя. Тютчев интересен своим талантом говорить о чувствах и создавать переливы между восприятием внешнего мира, его феноменами и внутренней жизнью, восприятием мира и тонкими движениями человеческой душевной организации.

Особенности лирики в поэзии Тютчева

Хотя за свою жизнь Федор Иванович Тютчев написал не так уж и много произведений, лирика в поэзии Тютчева занимает особое место. Обладая писательским даром, он не считал литературное творчество своей профессией и писал непроизвольно. При этом многие его работы так и оставались на листе бумаги, и лишь по настоянию друзей, некоторые из них попадали в печать, и становились доступны широкой публике. Но даже эти немногочисленные творения становятся достойным наследием и своеобразной лептой, которую внес в литературу Ф.И. Тютчев.

Особенности лирики Тютчева

Чтобы понять особенности лирики Тютчева достаточно окунуться в мир его поэзии. Свои стихи Тютчев пишет только под влиянием некоего озарения, когда чувствует необходимость выразить свои мысли на бумаге. Вот и получается, что лирика Тютчева наполнена интимностью личных внутренних переживаний и больше похожа на дневник, где он запечатлевает свои мысли и размышления.

Ценность стихотворений поэта в том, что в этих небольших работах автор создает искренние и своеобразные образы. К тому же художественной особенностью поэзии Тютчева является и то, что они наполнены глубоким философским содержанием.

Особенности любовной лирики Тютчева

Раскрывая тему художественной особенности поэзии Тютчева, стоит поговорить и об особенностях любовной лирики поэта. Представлена она немногими произведениями, которые посвящались разным женщинам. В жизни Тютчев был любвеобильным, страстным и увлеченным человеком. Так, его ранние стихотворения были посвящены первой любви, женщине, которую он повстречал в Мюнхене. Это была Амалия. Стихи же назывались Я помню время золотое или же Я встретил вас. Но судьба их разлучила, и уже через год он влюбляется в Элеонору Петерсон, которая стала его женой. Однако и здесь судьба была жестока к поэту. Смерть забирает его возлюбленную. Уже посмертно писатель посвятил Элеоноре Петерсон стихотворения В часы, когда бывает и Еще томлюсь тоской желаний. Следующей будет встреча с Эрнестиной Дернберг и женитьба. Эта женщина стала Музой для Тютчева, под влиянием которой появляется стихотворение Она сидела на полу.

Но самыми знаменитыми стихами поэта стали работы, что вошли в денисьевский цикл. Елена Денисьева стала последним увлечением писателя. Их связь была незаконной, и самым известным стихом того периода стала работа Последняя любовь.

Если первые стихотворения любовной лирики Тютчева изображают любовь, как страсть. В них поэт делится своими эмоциями и описывает эмоции возлюбленной. То в поздних работах поэта чувствуются мотивы скоротечности счастья, его вины перед возлюбленной. Теперь любовь ассоциируется с безнадежностью, а романтика гибнет под влиянием общества, которое отвергало все прекрасное своим непониманием. Любовь у писателя — это не только страсть, но и безнадежность, страдание и борьба. Особенностью лирики Тютчева было то, что он в своих работах отображал настоящие, не придуманные чувства.

Особенности изображения природы

Федор Тютчев по праву считается певцом природы. Как говорил Некрасов, достоинством пейзажной лирики Тютчева было в том, что его природа была разной, живой и грациозной. Особенно нравилась писателю весенняя и осенняя природа. В эти периоды возрождения и увядания у автора появлялись неповторимые образы. При этом природа могла быть спокойной, как в стихотворении Осенний вечер, так и буйной, как в работе Весенняя гроза.

Тютчев любил очеловечивать природу, наделять ее человеческими характерами и чертами. И в этом особенность тютчевской природы. Писатель сопоставляет каждое природное явление с человеческим настроением.

Особенности философской лирики Тютчева

Несмотря на вышеперечисленные темы, которые затрагивал Тютчев в своих стихах, основным направлением его работ была философская лирика. Можно даже сказать, что в любовной и пейзажной лирике Тютчева прослеживаются философские мотивы. Писатель стремился постигнуть все тайны мира, осмыслить жизнь, найти гармонию с природой.

Особенностью философской лирики Тютчева было то, что писатель не просто пишет на темы бытия, хаоса и вечности. Его работы заставляют читателя сначала вслушаться, а затем вдуматься в каждое слово. Очень часто Тютчев размышляет о человеке, о его месте в мире. Очень часто писатель размышляет о прошлом и настоящем, обращается к теме памяти.

Сочинение на тему: Ф. И. ТЮТЧЕВ. ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ

В русской литературе XIX века было много звуч­ных имен, талантливых поэтов. Среди них нам особен­но дорог Федор Иванович Тютчев. Его стихи о плени­тельной красоте природы — одно из самых замеча­тельных явлений русской поэзии.

Этот удивительный поэт начал с простого созерцания природы, но посте­пенно она стала для Тютчева источником философских раздумий, ключом к собственной душе.

Природа в его стихах всегда одухотворена, она мыслит, чувствует, говорит:

  • Не то, что мните вы, природа —
  • Не слепок, не бездумный лик.
  • В ней есть душа, в ней есть свобода,
  • В ней есть любовь, в ней есть язык.

«Душу» природы поэт стремился понять и запечат­леть во всех проявлениях. Так, Тютчев создал незабы­ваемые поэтические картины «осени первоначальной», весенней грозы, летнего вечера, ночного моря, утра в горах. Поэта принято называть певцом природы, тон­чайшим мастером стихотворных пейзажей, которые он рисует с удивительной художественной наблюдатель­ностью и любовью.

Все в природе представляется по­эту живым, полным глубокого значения, все говорит с ним «понятным сердцу языком». Именно в изображе­нии природы проявился романтизм Тютчева: она оче­ловечена, насыщена красками, звуками, запахами, и все в природе правильно, совершенно, идеально. По­эт запечатлел ее постоянно меняющийся облик, непрерывный процесс обновления.

Природа — сложный ме­ханизм, но ее силы, дополняющие друг друга и крепко связанные вместе, тем не менее находятся в противо­борстве. Тютчева всегда интересовали переломные, критические моменты, примером которых можно счи­тать и столкновение природных сил — грозу. Гроза не страшит поэта, напротив, он любуется ею.

Кажется, в каждой строфе стихотворения «Весенняя гроза» зву­чит праздничная музыка весны, создается впечатление веселья, игры и забавы в природе.

На всей любовной лирике Тютчева лежит печать раз­двоенности: с одной стороны, любовь — это чудесный плен для сердца, чистое, огненное чувство, «союз души с душой родной», а с другой — это разрушительная, губительная сила, неравная борьба двух сердец, «по­единок роковой».

Любовь — это высочайшее счастье, но оно связано с борьбой индивидуальностей, это на­пряженное чувство, несущее человеку страдание. В любви не может быть равноправия и мирного сосу­ществования, но обязательно будет победитель и по­бежденный.

Чаще всего жертвой любовного поединка оказывается женщина. Интимная лирика Тютчева от­мечена драматизмом и трагичностью:

  1. О, как убийственно мы любим,
  2. Как в бурной слепоте страстей
  3. Мы то всего вернее губим,
  4. Что сердцу нашему милей.
  5. И все же лирический герой Тютчева был счастлив в любви, если счастье — не безмятежность, а сила и красота, их постоянство.

Жизнь русской женщины протекает «вдали от солнца и природы, от света и искусства», в повседневных бытовых заботах. Она протекает незримо «в краю безлюдном, безымян­ном, на незамеченной земле». Тютчев обеспокоен не только угнетенным положением женщины, но и всей судьбой России.

Грустно смотрят на поэта «бедные се­ленья» и «скудная природа», а родной край он называ­ет «краем долготерпенья».

Поэт был свидетелем мно­гих трагических событий в истории своей Родины, над которыми Тютчев размышлял со свойственной ему философичностью и своеобразным обобщением кото­рых явились следующие строки:

  • Умом Россию не понять,
  • Аршином общим не измерить:
  • У ней особенная стать —
  • В Россию можно только верить.

В философской лирике запечатлены раздумья по­эта о трагизме существования человека и человечест­ва в целом, о кризисе современной цивилизации, об обреченности человека на одиночество и непонимание. Тютчев считает, что человек беспомощен в этой жиз­ни, над ним властвуют судьба и стихии.

Но в то же время поэт восхваляет бесстрашие и мужество чело­века, бессмертие его подвигов. Природа в стихах Тют­чева гармонична, а жизнь человека — нет. Она полна мучительных поисков и противоречий.

Но причина этого кроется в принципах, на которых строится чело­веческое общество: клевета, несправедливость, лице­мерие, «суд людской».

Таков уж свет: он там бесчеловечней,

Поэзия Тютчева — его своеобразный лирический дневник, зеркало души; она во многом была новатор­ской, предвосхитив некоторые черты поэзии серебря­ного века. Тютчевские строки для многих поэтов и се­годня остаются образцами глубины и силы мысли, фи­лософичности и красоты.

На этой странице искали :

  • сочинение на тему лирика тютчева
  • тютчев летний вечер анализ
  • сочинение на тему тютчев
  • сочинение на тему основные мотивы лирики Тютчева
  • сочинение по лирике тютчева

Самобытность и сложность метафоры у Тютчева

В творчестве Тютчева можно встретить огромное количество метафор, которые глубоко проникают в смысл стихотворения. Он использовал метафорические образы для передачи своих мыслей и чувств, создавая необычные и оригинальные ассоциации. Каждая его метафора была тщательно подобрана и помогала передать эмоциональную глубину и сложность его стихотворений.

Одна из самых известных метафор, используемая Тютчевым, — это метафора «Солнце мертвых». Он описывает свои чувства и переживания с помощью этой метафоры, передавая свою грусть и одиночество. Эта метафора отражает его философский взгляд на мир и внутреннюю пустоту, которую он испытывал.

Еще одна из уникальных метафор, использованных Тютчевым, — это метафора «рыцарь пера». Он описывает себя и свою роль поэта с помощью этой метафоры, подчеркивая свою исключительность и значимость в мире литературы. Эта метафора выражает его видение своего призвания и его уверенность в своих способностях.

Самобытность и сложность метафоры у Тютчева делают его стихи уникальными и необычными. Они позволяют читателю взглянуть на мир под другим углом и пережить разнообразные эмоции. Метафоры Тютчева не только красочны и ярки, но и открывают новые горизонты в понимании поэзии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: