Душу еще можно оживить
Писатель показывает помещика в сравнении с другими типами русского барства. Кажется, что он выигрывает в сравнении. Пугает только одно – никто из персонажей не смог додуматься до такого способа наживы.
Манилов и Чичиков – два мечтателя. Оба персонажа уходят в рассуждения, забывая об окружающем. Но Павла мечты не уводят от действительности, он строит планы и просчитывает выгоду.
Коробочка и Чичиков – их объединяет мелочность, недоверчивость и любовь к скрытности.
Ноздрев и Чичиков – игроки и шулеры. Самовлюбленные персонажи гордятся собой, считают себя выше и умнее окружающих. Они не анализируют поступки, а двигаются своим путем дальше, не рассматривая результатов совершенных разрушений.
Собакевич и герой – одинаково циничны. Оба помещика скрывают истинные чувства, не выдают своих эмоций.
Плюшкин и главный персонаж – два вида собирательства. У Чичикова есть своя коробочка, куда он складывает различные ненужные предметы. Героя они чем-то привлекают. Он прячет их в шкатулку с такой тщательностью, что кажется, это не грязная афиша с уличного столба, а драгоценность.
Чичиков, по словам автора, выгодно отличается от всех персонажей, то есть классик надеется на душу героя, ее возможность не потерять человечность и вернуться к истинности русского человека, доброго и отзывчивого.
Настоящее «Я» персонажа
Можно было бы подумать, что Павел Иванович — прекрасный психолог и актер, поскольку он с легкостью подстраивается под нужных ему людей, мгновенно угадывает их характер, но так ли это на самом деле? Герой так и не смог приспособиться к Ноздреву, потому что бесцеремонность, наглость, фамильярность ему чужды. Но и здесь он пытается приспособиться, ведь помещик невероятно богат, отсюда и обращение на «ты», хамский тон Чичикова. Детство научило Павлушу угождать нужным людям, поэтому он готов переступить через себя, забыть о своих принципах.
В то же время с Собакевичем Павел Иванович практически не притворяется, потому что их объединяет служение «копейке». И с Плюшкиным имеет некоторую схожесть Чичиков. Персонаж сорвал со столба афишу, прочитав ее дома, сложил аккуратно и положил в ларчик, в котором хранились всякие ненужные вещи. Такое поведение очень сильно напоминает Плюшкина, склонного к накопительству разного хлама. То есть сам Павел Иванович не так уж и далеко отошел от тех же помещиков.
Чичиков — живая или мертвая душа?
Чичиков – главный герой поэмы «Мертвые души». Вообще, автор назвал ее так, чтобы показать, что сердца помещиков уже не живы, они умерли. А мертва ли душа самого главного героя? Попробуем разобраться.
Начнем с истории. Родился он «ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца». С самого детства у него не было друзей, и жизнь смотрела на него «сквозь мутное окошко». Когда же пришла пора учиться, Чичиков получил от отца наставление, которое, нужно сказать, послужило основным принципом его будущей жизни: « Не дури, не повесничай, угождай начальнику, водись с теми, кто побогаче, не угощай и не потчевай никого, береги и копи копейку».
Вообще, Чичиков – человек вовсе не глупый. Следуя совету отца, главным и единственным другом он сделал деньги. Добывал он их «очень выгодно», хотя и не без хитрости: еще в школе он, получая угощенье, припрятывал его, а потом продавал. Он умело вел себя перед преподавателем, располагая того к себе, чем заслужил отличное к себе отношение. Затем, когда Чичиков пошел на службу, он сразу же возымел успех. Его бойкость в делах и приятность в поступках сыграли свое дело. Тогда он и задумал свою первую аферу. Но она, как мы знаем, не удалась. Другой человек отчаялся бы, бросил бы все – другой, но не Чичиков. Он был крепкий орешек, человек «невероятной силы характера», человек решительный и очень терпеливый. Он мог долго и упорно трудиться, притворяться, играть определенную роль, и, в конце концов, добиться своей цели. В пример, подтверждающий его терпеливость можно привести хотя бы то, как он тренировал мышь, чтобы продать ее по хорошей цене.
Да, опять продать. По хорошей цене. Конечно, деньги играли огромную роль в жизни Чичикова. Гоголь хотел показать это, показать, что в России созревает совершенно новый класс – класс предпринимателей. Он говорит о своем герое как о расчетливом человеке, который видит мир, где правят деньги, который обманывает, который использует других людей.
Но Чичиков, по-моему, является лишь одним из первых представителей этого нового класса. Ведь он еще не тот, кто живет в расчетах, постоянно перебирая свои деньги и думая лишь о них, он еще не тот ограниченный приобретатель. В нем еще горит та непостижимая страсть к существованию, к действию, свойственная лишь живому человеку. К тому же, у Чичикова есть цель, причем такая, какая может быть только у настоящей души. Он хочет завести семью. Он подумывает «о бабенке, о детской, о многом приятном». И это делает его человеком, у которого есть сердце.
Замыслом Гоголя было очистить душу Чичикова во втором томе своей поэмы. Но он ведет к этому нес, читателей, уже в первом: хотя автор показывает «отталкивающие» качества Чичикова, он все же говорит о нем с надеждой. И посему я уверена, что Чичиков, несмотря ни на что, все-таки живая душа.
Преступная схема
Многие школьники, читая поэму впервые, не совсем понимают, что такое мёртвые души и как на них можно было заработать. Всё дело в том, что до 1861 года дворяне имели в подчинении крепостных крестьян, которых и называли «душами». Фраза «у помещика пятьсот душ» означала, что на него работают пятьсот крестьян мужского пола: женщины в списке «душ» не учитывались. Помещик взимал с крепостных барщину, то есть продукты ручного труда (например, молоко, мясо, шерсть и т. д.) либо оброк — деньги, но и сам платил налог, и чем больше душ было у помещика, тем больший взнос полагалось делать в пользу государства.
Вот только перепись населения проходила не каждый год, и за это время энное количество крестьян умирало. Но по спискам они всё ещё считались живыми, и за них также нужно было платить. Этим и решил воспользоваться ушлый Чичиков: он предлагал помещикам деньги за крестьян, которые были уже покойниками, чтобы освободить дворян от взносов. Однако делал он это не из добрых побуждений: купленных «крестьян» он собирался заложить, как в ломбард. Для этого не требовалось приводить их куда-либо: достаточно было показать бумагу, подтверждающую факт покупки. Вот наш герой и отправился в губернский город NN на «промысел».
Почему же Чичиков не хотел зарабатывать деньги честным способом? Во многом потому, что покойный отец дал ему наставление:
Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. <…> С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку.
Эти слова произвели большое впечатление на мальчика, и уже в школе он подлизывался к учителям, чтобы они ставили ему хорошие оценки. Затем он поступил на таможенную службу и сколотил капитал, помогая провозить контрабанду. Однако тайное стало явным, и Чичикова уволили, а весь «заработок» пошёл на то, чтобы откупиться от судей. Возможно, чичиковская схема на таможне бы не раскрылась, если бы не ссора с сообщником. Так главный герой лишний раз убедился, что отец был прав: от товарищей одни неприятности. А раз так, то новую преступную схему он должен реализовать в одиночку.
Сочинение: Образы мертвых душ в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)
Гениальная поэма Николая Васильевича Гоголя “Мёртвые души” изображает Россию «с одного боку», раскрывая весь негатив русской жизни тех времён. Наблюдая за приключениями мошенника Павла Чичикова, мы можем видеть всю изнанку жизни уездных городов, а также быт и привычки местных дворян или помещиков, образы которых во многих случаях стали собирательными и закрепились в русском языке на долгие годы. Кроме того, название произведения — само по себе отдельная тема для разговора. Оно имеет двойной смысл, который в совокупности составляет тематическое своеобразие поэмы.
Первый смысл прост — это прямое название, имеющее реально существующее значение в контексте переписей населения. Проходила она в то время не часто, раз в десятилетие, а то и реже. И каждый раз задача её была фиксировать реальное количество “живых душ”, за которые каждый помещик был обязан платить налог. Вне переписи изменить количество уплачиваемого налога было нельзя, поэтому часто бывало так, что помещики были обязаны несколько лет продолжать платить за реально умершего человека, что, конечно, крайне им не нравилось, но ничего сделать было нельзя.
Второй смысл тоже заключал в себе “мертвые души”, но относились они уже не к крестьянам. Автор по очереди показывает нам жизнь помещиков, дворян и чиновников своего времени, и мы видим, что эти жизни ничего не стоят, что они духовно мертвы, пали душами, что и даёт поэме второй метафорический смысл. Чичиков сталкивается с “мертвыми душами” поочерёдно не случайно — мы понимаем, что автор начинает с малого и идёт к большему: возрастает порочность и омертвение душ среди героев.
Первым мы видим дворянина Манилова, к которому Чичиков едет встречаться сразу после приезда в уездный город NN. Гоголь описывает его так: «…черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…». Сначала Чичикову лицо этого господина симпатично, но после он отмечает, что у этого дворянина ума с гулькин нос, а осознанности во взгляде совсем не чувствуется. Весь разговор он впустую размышляет о своих планах, которые никогда не реализует, сам он пуст и бездеятелен, только создает видимость, а на деле лишь разговаривает и переливает из пустого в порожнее. «Ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан» — заключает о нем свое мнение автор.
Вторым мы видим Коробочку — жадную, закостенелую в своих порядках пожилую даму, которая одержима идеей получения выгоды. Для Гоголя она — символ ограниченности, он даже называет её «дубиноголовая». Ничего не заботит Коробочку кроме её личного хозяйства, и что бы ни случилось, она первым делом пытается что-то втридорога продать. Другие дела и люди её не интересуют, а символом её омертвелости и застоя автор изображает старинные часы, стоящие в её доме, которые давно не идут.
И в завершении этого “хоровода” мы видим ещё двух персонажей — Собакевича и Плюшкина. Не просто так Чичиков посещает этих помещиков последними. Когда мы видим их, читаем описание их жизни и узнаём характер — мы понимаем, что здесь описана самая низшая ступень душевной деградации, или омертвелости. Так, Собакевич, в погоне за материальной выгодой, обманывает и предает, его поступки зачастую выглядят просто крайне бесчеловечно. Низость его души удивляет, о совести он давно забыл, да похоже уже и не помнит такого слова. Другой герой — Плюшкин — стал просто апофеозом всего упадка дворянского сословия. Его мания накопительства граничит с сумасшествием, а возможно, уже давно пересекла эту грань. И самое печальное в этом то, что на страдания он обрекает не только самого себя, но и своих крестьян, которые обязаны потакать его безумию.
Кроме того, автор в своей поэме указывает на то, что “омертвелым” стал весь аппарат чиновников. Он показывает его нам пышным, праздным, полным дичайшего абсурда. Чиновники тут делятся лишь на два вида: толстые и тонкие. Этим гротескным приёмом Гоголь как бы говорит нам, что золотой середины для этих людей не существует, вся их сущность наполнена лишь бюрократией и погоней за новыми чинами. Они подхалимы, взяточники, скупердяи и казнокрады. Они сплетничают и пакостят друг другу, не стесняясь регулярно писать доносы на коллег. Все их разговоры не более чем поверхностная болтовня о новостях в газетах, погоде и собаках.
Подытоживая вышесказанное, хочется отметить, что реальные “мертвые души” в поэме Гоголя конечно же не крестьяне. Прочитав поэму и осмыслив её, мы понимаем, что бездуховностью страдают лишь те люди, которые которые ни дня в своей жизни не трудились, а наживались на крепостном праве в стране. Помещики являлись настоящим непосильным грузом, вываленным на плечи русского народа — крестьян. А чиновники ужасают своим безразличием к простым людям, особенно к нуждающимся.
Детские годы и учеба
Детские годы не имеют в описании привычных мальчишеских игр и развлечений, нет драк, и потасовок, в которых формируется мужской характер. Но уже здесь есть намек на предприимчивость будущего молодого человека. Мальчишку угощают конфетами или сладостями. Редкий ребенок смог бы отказать себе в желании полакомиться. Павел не просто отказывал себе в этом. Он зарабатывал деньги, продавая угощение. Уже в детском поступке чувствует сила характера, упертость и умение сдерживать себя в желаниях. Павел зарабатывает авторитет, строит отношения только на выгоде для себя. Интересна ситуация с мышью: сначала дрессировка дикого животного, затем продажа за большие деньги. Годы учебы помогли герою постичь умение, которое нужно ему в жизни: нравиться окружающим. Он умеет говорить с любым человеком на темы собеседника. Умеет угождать начальству. В казенной палате быстро просматривает перспективы и приударяет за дочерью начальника, добившись своей цели, уходит в сторону, как ни в чем не бывало, не стыдясь своего поступка.
Новый тип людей
Классик рассмотрел в Чичикове новый тип предпринимателей. Они не искали способы для новых производств, технологий. Инициатива их направлялась не на разработку интересных предметов, изделий или бытовых помощников человека. Новые люди искали возможность увеличить свой доход без вложений и труда. В этом души Чичиковых мертвы. Они не ищут новых знаний, им все равно что продавать. Главное – деньги и прибыль. Душа их сравнима с бумагой, пустой, измятой, исчерченной буквами или цифрами. На бумаге нет возможности найти будущий проект чего-то, что принесет пользу. Там те, кто уже прожил, сделал свое дело. Интересно, что все помещики оформляют перепись «мертвых» по-своему, но ни у кого листок не дает возможности помечтать. Везде то, что прошло, потерялось, умерло. Даже у мечтателя Манилова. Чичиков пытается объединить записи в один лист. Зачем? Для чего проводиться переписывание имен мертвых? По людским меркам и законам христианства, мертвых нельзя тревожить, но эти законы не для предприимчивого Павла. Доказательством гибели его души является стремление найти как можно больше мертвых душ. Он радуется, что у Плюшкина люди «мрут как мухи». Такому может радоваться только жестокий бездушный человек.
3 стр., 1439 слов
Роль эпизода в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» «Чичиков у Ноздрёва»
… я” – говорил он сам себе.” Мнение автора сочинения: Я думаю, в этом эпизоде Чичиков вёл себя терпимо, сдержано, несмотря на хамское поведение … поведением Ноздрёва, — это когда после ужина Чичиков предложил купить у него “мёртвых душ”, а Ноздрёв стал интересоваться, зачем ему это. … в войне 1812 года, не выполняет своих обещаний, не заботится об этих людях. В этой поэме много эпизодов. Их, я думаю, …
Сочинения по русской литературе
-
«Герой нашего времени» — главные герои
(842)Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой…
-
«Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
(759)Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее…
-
«Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
(736)Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий…
-
«Маленький человек» в произведениях Гоголя
(736)Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально…
-
«Судьба человека» главные герои
(829)Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному…
-
1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
(614)Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в…
-
Silentium Тютчев анализ стихотворения
(631)Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются…
-
«БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ…» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2)
(740)«Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал…
-
«БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА
(535)Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом…
-
«ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ
(563)Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у…
Души мертвые и живые в поэме Гоголя
сочинение по литературе 9 класса
Н.В. Гоголь работал над поэмой «Мертвые души» на протяжении 17-и лет, но закончить начатое ему было не суждено. Первый том поэмы в том виде как он есть – результат размышлений писателя о России и ее будущем.
Суть названия
Название «Мертвые души» подразумевает души умерших крестьян, которые покупает Чичиков. Но в большей степени мертвыми душами являются помещики, представившие в произведении целую галерею типичных для России того времени образов поместных дворян.
Представители «Мертвых душ»
Вторым образом из этой галереи предстает образ Коробочки – «дубиноголовой» помещицы. По своей сути она накопитель, но настолько ограниченный в мышлении, что страшно становится. Ее внимания не удостаиваются вещи, которые невозможно продать, а то, чего она не знает – для нее вообще не существует. В этой ограниченности и мелочности автор и видит омертвение ее души.
Судьба сталкивает Чичикова с Ноздревым – помещиком-балагуром. Он веселится, беспечно проматывая свое имущество. Хотя у него есть задатки деятельности и целеустремленности, возможно, даже ума, он все равно принадлежит к разряду «мертвых», так как направляет свою энергию в пустоту. Да и сам он пустой внутри.
Собакевич – хороший хозяин, тоже накопитель, однако все его действия направлены на собственное благо, а окружающих он мнит единственно мошенниками.
Последний в списке помещик Плюшкин. Его бездуховность достигла апогея, он потерял человеческий облик, хотя когда-то был рачительным, бережливым хозяином. К нему ездили соседние помещики учиться экономии. После смерти жены, он словно сошел с ума, и его жажда накопительства приняла извращенные формы.
Целая неразделенная масса омертвевших душ представлена в облике чиновников губернского города, погрязших в карьеризме и взятничестве.
Живые души
Есть ли в поэме живые души? Я думаю, что живыми можно назвать образы русских крестьян, воплощающих собой идеал духовности, мастерства, мужества и любви к свободе. К примеру, образы умерших или сбежавших крестьян: мастер Михеев, сапожник Телятников, печник Милушкин и др.
Мнение Гоголя
Гоголь считает, что именно народ способен сохранить в себе душу. Поэтому будущее России зависит только от крестьянства.
Мертвая душа Чичиков
Чичиков, главный персонаж поэмы «Мертвые души», поражает своей кривлякой личностью и странными поступками. Он кажется живым, но на самом деле мертв. Чичиков не имеет никаких ценностей, кроме денег, которые он может заработать, подделав документы.
Чичиков продает «мертвые души», то есть имена крестьян, которые умерли, но еще не были сняты с реестра. Он покупает их у помещиков, чтобы они могли сэкономить на налогах. Чичиков строит свою карьеру на обмане и жадности.
Чичиков постоянно меняет свои планы и думает только о своей выгоде. Он не берет в расчет интересы других людей и не думает о том, как его поступки могут повлиять на них. Он не является живой душой, потому что не имеет никаких чувств и эмоций. Его единственная цель — заработать деньги.
Мертвая душа Чичиков становится символом жадности и бездушия. Поэма показывает, что деньги не могут придать человеку настоящую жизнь, и что настоящее богатство заключается в человеческих качествах, таких как доброта, честность и эмпатия. Вместо того, чтобы заботиться о своих ближних, Чичиков заботится только о своих интересах и своих деньгах.
Вариант 2
Известная поэма под названием «Мёртвые души» скрывает в себе проблемы и трудности Российской империи. Автор просвечивает все пороки и неправильные действия, связанные с обществом того времени.
Павел Чичиков представляет собой собирательный образ. В этом герои множество уживается множество отрицательных качеств и характеристик. Герой сильно испорчен. Ему свойственны жадность, гордость, бестактность и лицемерие.
Темы, поднятые в произведении, актуальны не только для XIX века, но и для современного мира. Их можно причислить к злободневным проблемам. Ведь с ними сталкивается каждый из нас и по сей день.
Характер Чичикова всё равно оставляет много вопросов. Многие читатели могут надеяться на то, что он опомниться и исправиться. Читателя терзает вопрос: «Каков же на самом деле герой?». Есть ли шанс на то, что в душе он всё ещё такой же добрый и милосердный, как многие из нас.
Дело в том, что образ Павла скрывает в себе гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Если у Чичикова мёртвая душа – всё потеряно. Если герой точно такой же, как остальные чиновники. То страна находится в печальном положении. Тогда у народа нет шансов на счастливую жизнь. Ведь здесь всё куплено и продано. Невозможно достичь места или чина своими заслугами, только деньгами и связями.
Читатель задаётся вопросом всё ли потеряно. Если всё действительно так печально, как описано выше. То данная работа сравнима со словами, написанными на надгробье. Проблема в том, что в произведении нет ни одного положительного героя. Только отрицательные. В таком случае народ оказался в ловушке, из которой нет выхода. Никто не захочет верить в такое, ведь это конец.
Однако же, если душа героя ещё жива, то у государства есть шанс. Если Павел исправится, будет думать о благосостоянии народа и о том, как вывести его из сложного положения, ситуация изменится. Ведь часто преступники раскаиваются и встают на путь истинный. Они прошли свою школу и осознали, как делать не стоит.
В жизни Павла можно заметить одну закономерность. С детства отец учил его тому, что надо беречь деньги и уметь экономить. Он даже упоминал известную поговорку о чести смолоду. Однако, менял слово «честь» на «копейку».
По этой причине герой стал таким. Здесь есть вина его родителей, которые не вложили в него нужные качества. Герой не привык заботиться о других, а только о себе.
Я предполагаю, что душа Чичикова жива. Ведь автор решил написать вторую часть. Ему хотелось дать народу надежду. Иначе жить будет не за чем. Он жёг, уничтожал. Писатель пытался как-то изменить обстоятельства, но не мог.
Вариант 5
«Мёртвые души» Николая Васильевича Гоголя – это произведение, насыщенное глубоким содержанием и многозначительностью. Один из главных загадочных персонажей этой поэмы – Павел Иванович Чичиков. Вопрос о том, «жива» или «мертва» его душа, стал основной темой литературных дискуссий. Давайте попытаемся расшифровать этот гоголевский парадокс.
С самого начала поэмы, Чичиков выступает в роли человека с амбициозным планом. Его намерение приобрести «мертвые души» (крестьян, ушедших из жизни, но еще не исключенных из переписных списков) для повышения своего социального статуса на первый взгляд кажется лишенным моральных оснований. Такой ход действий может навести на мысль о «мертвой» душе, лишенной этических принципов.
Однако Гоголь, как истинный мастер слова, избегает простых ответов. При внимательном анализе, Чичиков оказывается глубокой и сложной личностью. Он проявляет человеческие черты, которые заставляют читателя задуматься о «живости» его души. Его умение находить общий язык с разными людьми, легко завоевывать доверие, позволяет взглянуть на него с новой стороны. Это свидетельствует о «живости» социальной составляющей его личности.
Чичиков также проявляет тягу к красоте и гармонии в повседневных моментах. Его стремление создать свой мир, где обыденность преобразуется в нечто великолепное, свидетельствует о стремлении к высшим ценностям. Этот аспект личности Чичикова может указывать на «живую» душу, ищущую внутренний смысл.
Вместе с тем, Чичиков неизбежно подчинен меркантильным мотивам, видя в людях скорее объекты достижения своих целей, чем личности с их уникальными чертами. Это подчеркивает трагичность его личности, где «живая» и «мертвая» стороны борются за превосходство.
В заключение, Гоголь не предоставляет окончательного ответа на вопрос о природе души Чичикова. Возможно, Чичиков – это карикатура общественных пороков и амбиций той эпохи. Возможно, Гоголь создал амбивалентный образ, чтобы заставить читателя размышлять о природе человеческой души. И ответ на вопрос «жива» или «мертва» душа Чичикова остается на уровне индивидуальной интерпретации, делая его образ вечно актуальным и загадочным.
2 вариант
Литературная работа Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые Души» должным образом повергнет в небольшой шок любого читателя. У Гоголя имелось очень много творений посвящённых сверхъестественной теме, но любовное произведение «Мёртвые Души» затмило все надежды и предположения любителей его творчества. Полагаю, что и сам Гоголь не смог бы предположить, что сочинит произведение искусства, потрясшее умы людей.
Основной действующий персонаж Чичиков – это юноша, который с раннего возраста стал развивать предпринимательскую способность. У каждого имеются способности, но, правда, не любой может его увидеть, кроме того увидеть в самом себе. Семейство Чичикова было небогато, однако это не могло сломать пока еще юношу. С малого возраста папа подготавливал наследника, объяснял, что нужно дорожить деньгами, которые добываются на тяжелой работе и что даже от народа нужно получать доход.
У Чичиков не было друзей, но были приятели, которые могли быть полезными ему. И повзрослевшим юношей он путешествует по деревушкам и селениям большого государства, чтобы найти, а затем приобрести мёртвые души.
Невозможно полностью ответить на вопрос темы. Безусловно, основной действующий персонаж хочет сколотить состояние при помощи приобретения умерших селян. Миссия действующего лица – это прибыль, роскошь, но страшной алчности у Чичикова не видно. Просто, он знал, как достаются деньги ещё с раннего возраста. Но в то же время, писатель в противовес рисует перед читателем, то, что Чичиков тоже может думать о любящих и близких.
Данная личность обладает своеобразным даром в торговле. Писатель в этом месте передаёт новый облик коммерции той поры. Поскольку не нужно пытаться найти нечто новое. Можно только изобрести более свежие методы применения к предметам и знаниям. Но в то же время, вместе с негативными особенностями, имеются и позитивные. Чичиков напористая и довольно выдержанная личность, к подобной терпеливости может испытать зависть любой. Искусством ждать, выжидать способен обладать не каждый. Разумеется данные особенности используются не в том направлении.
В дороге Чичиков вступает в знакомство с различными аристократами и вот выясняется, что у каждого у них с давних пор душа мертва. А мертва ли душа у основного действующего лица? Неясно. Гоголь всесторонне описывает читателям главное действующее лицо. Будто бы и не мертва, а может и да.
Отсюда получается, что на материале обзора можно сделать вывод: душа Чичикова многообразна. Она раскрывается со всех точек зрения: может быть бесстрастной и жесткой, а может быть и приветливой. Это зовется лицемерием. Чичиков неплохо к себе располагает людей и они верят всем его милым эпитетам, движениям. Это хитроумная личность. Скорее всего, каждый читатель найдет для себя свой ответ на поставленный вопрос темы сочинения.
Анализ сочинения
Роман «Мертвые души» Н. В. Гоголя — произведение о коллекции мертвых крестьян, которые числятся в списке собственности на души, т. е. куплены у них с целью получения кредитов. Главный герой, Чичиков, обходит поместья и пытается выкупить списки у помещиков. Помимо этого, в романе освещена тема социального неравенства, алчности и отсутствия правого пути в жизни.
- Заместительность мертвых душ и их смысл
Мертвые души символизируют утраченные идеалы и ценности, что подчеркивает бесцельность жизни помещиков, их обывательство и неумение видеть реальность. Коллекция мертвых крестьян, на первый взгляд, лишена смысла, но на самом деле является заместительной формой владения, оплата которой не требовалась.
Сравнение мертвых и живых душ
Живые души в романе представлены бесчестными людьми, которые постоянно строят интриги и всегда ведутся на деньги. Мертвые души, наоборот, выглядят лучше и более благородными, поэтому Чичиков и их выкупает. Но в итоге, и мертвые души и живые заменяют реальную жизнь на бесполезные ценности, и так же становятся пешками в борьбе за власть и богатство.
Алчность и жадность героя
Чичиков представляет собой образ человека, не желающего трудиться и добиваться благополучия честным путем. Его жадность и алчность, скрытые под маской приятельских улыбок и лести помещикам, раскрывают истинную сущность героя.
Удивительные способности
Чичиков начал проявлять предпринимательскую жилку: лепил фигурки из воска, а потом продавал их, приносил на занятия пирожки и булочки, «сбывая» голодным товарищам по завышенной цене, а однажды Чичиков-младший потратил несколько месяцев на то, чтобы выдрессировать мышь, показывая фокусы за плату. Чичиков полюбил деньги, складывал их в мешочек, а как только в мешочке накапливалось 5 рублей, Чичиков зашивал его, начиная новый.
На вопрос «почему Чичиков мёртвая душа» ответить просто, но давайте посмотрим на образ с другой стороны.Нужно сказать, что о своих родителях Павел Иванович не забывал. Только в самом начале учёбы он взял деньги у своего отца, понимая его бедственное положение. После того, как Чичиков накопил нужную по его мнению сумму, он перевёз родителей в город, купив им новый уютный дом. Сам же Павел Иванович начал пробовать свои силы на государственных постах. Он сменил несколько мест службы и везде ему удавалось приумножить своё богатство незаконными способами. Один эпизод стал переломным в жизни Павла Ивановича: он изображал влюблённого, чтобы с помощью отца предполагаемой невесты занять выгодную должность. Но обстоятельства сложились так, что должность досталась Чичикову без свадьбы, а старый канцелярский служащий ещё долго вспоминал непорядочного человека. Чичиков перешагнул через это, после чего дела пошли легче, ведь герой больше не задумывался о моральной стороне вопроса.
Общие выводы о поэме «Мертвые души»
Главной темой поэмы «Мертвые души» является тщеславие и жадность со стороны героев, которые искупают свои грехи через добрые дела и благотворительность. Ведь гармония с обществом не достигается благодаря живым душам, а только через покупку мертвых душ.
Однако, поэма также показывает безысходность и одиночество героев, где деньги изолируют их от общества. Чичиков и прочие персонажи, жаждущие получить признание и уважение, на самом деле бегут от душевной пустоты и одиночества. Конечный вывод заключается в том, что живые души гораздо более важны, чем мертвые, потому что они ведь наша реальность.
Поэма также указывает на проблемы бюрократической системы Российской империи, где власти были безразличны к людям и предпочитали оставаться внутри своих закрытых кругов. Gogol подчеркивает, что это устойчивое состояние злободневно и находится вне любой индивидуальной воли.
Наконец, наряду с критикой социальной и экономической системы, поэма подчеркивает потребность в любви, дружбе и совместном участии в общественной жизни. Gogol показывает, что само благо не достигается только через накопление богатства, но и через заботу о людях и окружающем мире в целом.