Критика об образе
Анализируя образ Штольца, Д.Писарев рассматривает личность героя в перспективе её формирования, справедливо полагая, что главные черты Андрея Ивановича наследованы и развиты в семье, и называет его характер «законным и понятным».
Вместе с тем, наблюдая современную ему действительность, критик отдаёт себе отчёт в том, что Штольц – нетипичный образ для тогдашней России. Он считает, что в его время «трудно согласить личные интересы с чистотою убеждений».
В оценке Н.Добролюбова доминирующее положение занимает общественная позиция героя. По мнению критика, несмотря на очевидные достоинства Андрея Ивановича, он не в его силах сдвинуть махину русской инертности в тот момент, когда роман был написан. Он полагает, что такие личности, как Штольц будут востребованы намного позже.
А.Чехову образ Штольца не внушает доверия. Он видит его надуманным, «на три четверти ходульным», а те черты личности, которые прописаны в романе, создают у Антона Павловича впечатление о Штольце как о самодовольном человеке.
Ему вторит критик А.Милюков, ещё более сгущая краски. Он полагает, что Андрею Ивановичу глубоко чуждо всё исконно русское и утверждает, что господа, подобные Штольцу, в угоду собственной выгоде, «давят всё, что попадается на пути».
Обломов и Штольц в романе «Обломов»
Иван Александрович Гончаров в романе «Обломов» затронул вопрос дружбы между двумя абсолютно непохожими по характеру личностями. Таким образом автор выразил противопоставление двух культур: восточной и западной. Благодаря приему антитезы, можно произвести анализ личностей героев и провести соответствующие параллели. Если бы не было Штольца в романе, невозможно было бы понять Обломова. С помощью сравнения черт центральных героев романа попробуем понять, являются ли они антиподами.
school-ethiopia.ru
-
Детство и воспитание. Родители баловали и излишне опекали Илью Ильича Обломова, не давая ему возможности к самореализации. Он был ленив, безволен. Не был заинтересован в учебе. Обучаясь в университете, не приобрел особых знаний из-за лени. Андрея Ивановича Штольца отец держал в строгости, отправив в университет без эмоций — «точно котенка выбросил на улицу».
-
Внешность. Илья Ильич полный, изнеженный. Лицо не имеет определенного цвета, скорее бледное. Глаза серые, в которых всегда присутствовали мысли, но не успев засесть в голове, быстро пропадали. О внешности Андрея Ивановича говорит цитата: «Он был сложен из костей, нервов и мускулов, напоминал английскую лошадь». Имел худощавое телосложение, практически отсутствовали щеки на лице, кожа смуглая, глаза выразительные зеленые. В нем ощущались мужественность и здоровье.
-
Происхождение. Обломов принадлежал к богатому дворянскому роду. За его предков всегда работали крепостные. Штольц был дворянином только по матери. Его отец — немец, устроившись управляющим имения, женился на бедной русской дворянке.
-
Самореализация. Илья к тридцати двум годам ничего не добился. Постоянно находился в сонном состоянии, ничего не желал создавать и менять. Со службы его уволили из-за невнимательности, он отправил важные бумаги не по тому адресу. Дни проводит лежа на диване. Андрей никогда не допускает ошибок в работе. Благодаря своей активности и разумному подходу, добился признания в обществе и материального благополучия. Справляется с самыми сложными поручениями. Чин Штольца выше, чем у Обломова.
-
Личная жизнь. Любовь к Ольге Ильинской — в этом сходство этих двух людей. Отношение Андрея к женщине — рыцарское, он берет на себя все проблемы героини, радует ее. В итоге женится на ней. Илья доставлял много хлопот любимой. Боялся брака, ответственности. Женился на нелюбимой, но ничего не требующей от него вдове Пшеницыной, у которой арендовал жилье.
-
Мировосприятие. Илья Ильич оторван от реальности, любит мечтать. Восприятие мира пассивное. Отсутствует интерес ко всему, кроме еды. В его жизни нет смысла. Андрей Иванович отличается жизнелюбием. Придерживается позиции, что всего можно достичь, правильно сформулировав задачи и четко следуя намеченному плану.
Обладая многими различиями, у героев все же есть общие черты: они ровесники, вместе учились, работали чиновниками. Несмотря на противоречивость натур, оба добры, отзывчивы, честны, любят музыку.
Штольц и Ильинская
Молодые люди уже давно были знакомы, однако никаких романтических отношений быть не могло, так как Андрей Иванович считал Ольгу еще ребенком, несмотря на то, что разница в возрасте у них была всего лишь десять лет. Испытывая симпатию к герою, девушка никак не решалась первая сделать шаг.
В появлении Обломова в жизни Ильинской Штольц играет первостепенную роль — он знакомит их на одном из светских вечеров. Это впоследствии приводит к роману, который дальше тайной помолвки никуда не сдвинулся, а герои вскоре расстаются.
За границей Ольга Сергеевна встречает Штольца, который даже не был в курсе ее отношений со своим другом. Он становится частым гостем у Ильинских, приносит с собой книги и цветы для Ольги. Сам того не осознавая, влюбляется в нее и впервые становится заложником эмоций и чувств. Он понимает, что не сможет прожить свою жизнь без этой прекрасной женщины и предлагает ей выйти за него замуж. Ольгу это приводит в смятение, так как она зареклась после отношений с Обломовым не связывать себя узами брака. Вскоре она решает обо всем рассказать возлюбленному.
Это расставляет все по полочкам в голове Штольца, ему становится понятно, почему Обломов отказался ехать за границу и почему дальше помолвки дело не дошло — друг был затянут в болото лени и выбираться оттуда никак не хотел.
Несмотря на все противоречия, Андрей сдаваться не собирался, что в скором времени привело к женитьбе на Ольге Ильинской. Этот брак был очень гармоничным и помог героям реализовать себя. Нельзя с точностью говорить о том, что данный союз полностью удалил все нехорошие воспоминания о взаимоотношениях с Обломовым, но одно стало понятно — они уже не так терзали душу Ильинской, как это было раньше.
Ольга стала замечательной мамой — в браке у них появляются дети. Добиться гармонии в отношении супругам помогло несколько факторов:
- схожесть характеров;
- активное отношение к жизни.
Они всегда готовы к изменениям и к преодолению жизненных неурядиц. Помимо своих детей, Ольга стала еще и хорошей матерью для сына Обломова. Положительные и бескорыстные супруги создали хорошую платформу для становления всех детей, в том числе и для маленького Андрюши.
В результате Штольц не поддался лени, которая была характерна для многих дворян, а смог достичь высоких результатов во многих сферах деятельности. Также его можно охарактеризовать так:
- хороший хозяин;
- отличный друг;
- прекрасный отец и муж.
Герой стал счастливой и гармоничной личностью. Случилось это благодаря его активной деятельности.
Два типа людей
Гончарову свойственно в своих крупных произведениях сталкивать два разных типа персонажей: обычно писатель сравнивает личности, склонные к творчеству и идеализированному видению мира (как Обломов, Александр Адуев и Райский), и героев-прагматиков, воплощающих «трезвые» взгляды на жизнь (Штольц, Пётр Адуев и Тушин).
Оппозиция персонажей
Вообще, можно провести заключение, что Гончаров в романе показал «старого» и «нового» человека; Обломова он относит к уже уходящему поколению, которому свойственно носить в себе русскую культуру, Штольца же причисляет к типу новых и прогрессивных деятелей, устремлённых в светлое будущее.
Обломова, вообще-то, сложно назвать каким-то консервативным, ведь это в нём практически не проявляется, как минимум, в привычном понимании. И, скорее всего, это действительно так, Обломов — больше один из последних представителей «лишнего человека», чем «старый».
Тема «лишнего человека» и до «Обломова» нередко поднималась в русской литературе, Гончаров показал «лишнего человека», который не «не успел» найти своё место и предназначение в жизни, а просто не стал этого делать.
Однако виной этому не сам герой, а его воспитание: так называемая Обломовка, тихий и счастливый край прямиком из сладких снов, слишком глубоко в него вросла, она не даёт человеку возможности измениться, что, кстати, доказывается примером с вынужденным расставанием Обломова и Ольги, когда герой понимает, что он не будет таким, каким его видит Ольга, и прощается с ней.
Сопоставление или противопоставление
Обломов и Штольц выступают антиподами, но на страницах романа являются ещё и лучшими друзьями. Как же такое вообще могло случиться? Всё дело заключается в основном в воспитании, из него и вытекло отношение к жизни в зрелом возрасте. Так, воспитание Обломова и Штольца оказало на героев сильнейшее влияние и определило их мироощущение, самосознание и, собственно, будущее. Все эти изменения это воспитываются именно в детстве:
- Обломов рос в семье, привившей ему абсолютно пассивный образ жизни; родители слишком оберегали сына от окружающего мира — не только от опасных моментов жизни, но и от привычных и полезных, как, например, от наук и образования. Они позволили его лени полностью заполучить контроль над рассудком героя.
- Воспитание Штольца во многом противоположно обломовскому; сам по себе Андрей был готов к познанию мира и вечному саморазвитию, его отец, будучи чрезвычайно строгим человеком, воспитывал в сыне характер, способный преодолеть любые жизненные трудности, и желание достичь успеха своими собственными руками.
Вообще воспитание героев могло бы прямо противопоставить их друг другу. Но какое в итоге получилось отношение к жизни? Главным образом, идеалом жизни для Обломова является апатичное, ничем не обременённое времяпрепровождение лёжа дома на диване. Вся сутолока светской жизни, такой близкой его товарищам, его всячески отторгает, — светские вечера и карьеру герой считает тяжёлой ношей для человека. Он почти всегда погружён в мир собственных иллюзий и грёз, но при этом прекрасно осознаёт проблемы своего образа жизни, хотя и не решается исправить его.
Жизнь для Штольца — череда испытаний, делающих его лучше с каждым разом. Он верит, что идёт по верному пути, добиваясь всего самостоятельно; чётко выполняет поставленные собой задачи и желает жить как можно дольше, чтобы успеть сделать ещё больше.
Но всё равно они друзья
В принципе, можно сказать, что Штольц и Обломов — абсолютно разные люди, чьи интересы никогда не смогли бы пересечься, но, тем не менее, они стали друзьями — настоящими друзьями. Штольц и Обломов дополняют друг друга, они смогли разглядеть и оценить один в другом черты, неприсущие им самим, и оценить их по достоинству.
Штольц видит в друге прекрасного, честного и хорошего человека и надеется, что тот «возьмётся когда-нибудь за голову». Обломов же видит в Штольце в первую очередь настоящего человека, он действительно ценит эту черту характера в друге, ведь она так редко встречается в толпе одинаковых людей и так нужна в сегодняшнем мире. И Андрей, и Илья Ильич ценят свою дружбу, помогающую им держаться на плаву среди общества, состоящего из сплошь одинаковых лиц.
Сочинение Сравнительная характеристика Обломова и Штольца 10 класс
Обломов представлял собой полного мужчину, который отрастил себе бороду и пузо, всегда думал при этом, что виноват весь мир. Штольц был тощий, щеки у него отсутствовали. Обломов обладал темно-серыми глазами. Штольц обладал зелеными глазами, которые были очень яркими и точными. Неопределенный цвет лица был присущ Обломову. Штольц обладал розовым, темным лицом. Обломов постоянно жаловался на плохое здоровье. Штольц обладал очень крепким здоровьем.
Перейдем к описанию характера и личности персонажей.
Обломов являлся потомственным дворянином, помещиком. Штольц помещиком не был, личный дворянин. Был на половину немцем, на половину русским. Коллежский секретарь-чин Обломова. Штольц являлся надворным советником. Воспитание у Облома было очень нежное и неприхотливое. Штольца воспитывали сурово, с трудовыми наклонностями.
Один был избалованный, другой вовсе не знал, что это такое. Первый никогда не знал трудностей, второго всю жизнь преследовали трудные времена. Обломов постоянно много думал, при этом ничего старался не делать. Штольц постоянно что-то делал, всегда думая при этом о последствиях. Характер Обломова очень апатичный и вялый, Штольц всегда был бодр. Один мягкий, другой твердый. Робость присуща Обломову, уверенность в себе была чертой Штольца.
Обломов себя не любил, самолюбие присуще второму. Бессильным, слабым таким был Обломов. Штольц очень сильная личность. Трусливый и отважный. Обломов был всячески против новых знакомств. Первый очень не любил жизнь, второй хотел жить очень долго и счастлив. Потомственный дворянин был жестким мечтателем, Штольц свои мечты воплощал в реальность. Управлять жизнью ленивцу вообще не хотелось, второй старался всячески бороться с судьбой. Давайте отметим общие свойства двух персонажей.
Образование получали вместе, каждому в рассказе было по тридцать лет. Стан чиновника имели оба. Образование было у каждого. Были очень добрыми и умными людьми. Оба были глубокими и чуткими, честные и искренние. Обожали вместе музицировать и петь.
Любовь к женщине
Андрей с уважением относится к противоположному полу. В отношениях с Ольгой Ильинской проявляет себя истинным джентльменом, способным решить все заботы любимой, радовать ее. Добился поставленной цели – женился на той, кого любит.
Илья всегда тактичен в общении с женщинами. Любил Ольгу Ильинскую, но не смог побороть в себе лень, нежелание перемен. Боялся обыденности брака. Доставлял любимой много хлопот, она часто плакала из-за его колких речей. Женился на вдове Пшеницыной, у которой снимал комнату. Она абсолютно ничего не требовала от него. Подобные отношения устраивали Обломова.
Воспитание Штольца
С характеристикой Штольца в романе «Обломов» читатель знакомится во второй части произведения. Герой воспитывался в семье предпринимателя-немца и русской обедневшей дворянки. От отца Штольц перенял весь тот рационализм, строгость нрава, целеустремленность, понимание труда как основы жизни, а также предпринимательскую жилку, присущие немецкому народу. Мать же воспитывала в Андрее Ивановиче любовь к искусству и книгам, мечтала видеть его блистающим светским человеком. Помимо того, сам маленький Андрей был очень любопытным и активным ребенком – ему хотелось узнать как можно больше об окружающем мире, поэтому он не только быстро впитывал все, что прививали ему отец и мать, но и сам не прекращал познавать новое, чему способствовала достаточно демократичная обстановка в доме.
Юноша не находился в атмосфере чрезмерной опеки, как Обломов, а любые его выходки (вроде моментов, когда он мог на несколько дней уйти из дому) воспринимались родителями спокойно, что способствовало развитию его как самостоятельной личности. Этому во многом способствовал отец Штольца, который считал, что в жизни нужно всего достичь собственным трудом, поэтому всячески поощрял это качество в сыне. Даже когда Андрей Иванович вернулся после университета в родное Верхлево, отец отправил его в Петербург, чтобы тот мог сам прокладывать себе дорогу в жизнь. И это Андрею Ивановичу прекрасно удалось – на момент описываемых в романе событий Штольц был уже значимой фигурой в Петербурге, известной светской личностью и незаменимым человеком на службе. Его жизнь изображается как постоянное стремление вперед, непрерывная гонка за новыми и новыми достижениями, возможностью стать лучше, выше и влиятельнее других. То есть, с одной стороны, Штольц полностью оправдывает мечты матери, став состоятельным, известным в светских кругах человеком, а с другой, становится идеалом своего отца – личностью, стремительно строящей свою карьеру и достигающим все больших высот в своем деле.
Вариант 2
Среди людей трудно встретить тех, кто действительно с усердием и любовью выполняет свою работу. Гончаров решил продемонстрировать читателям, каким по жизни будет человек трудолюбивый, зависимый от цифр. Автор в собственном романе изобразил нам Штольца — героя доброго, порядочного.
С детства он любил познавать мир, убегать из дома навстречу приключениям. Его полностью увлекал неизведанный, потрясающий воображение мир. Его отец — немец — ни в коем случае не запрещал малышу покидать родное место на недолгое время. Он свято верил в то, что это поможет ребенку в процессе взросления убедиться в полной состоятельности дитя. Р
одители, как понимающие люди, старались воспитать в Штольце самостоятельную личность. Мать с детства обогащала героя духовно. Она познакомила его с миром книг, с искусством. Помогала воспитать в ребенке нравственные начала. Всё это помогло юноше впитать в себя положительное от жизни.
Выходя из семьи, Штольц был уже ответственным, добропорядочным и важным человеком. Герой для своего возраста был достаточно образованным, чтобы найти себя в любом поприще. Его увлечение — это полная отдача в трудовой деятельности.
Герой по своей сущности является явным антиподом Обломова. В отличие от того персонажа, Штольц довольно серьезно продвинулся в карьерном плане. Он по-настоящему нашел себя в жизни, каждый день пытался самосовершенствоваться. У него на весь день составлялся план, которому он беспрекословно следовал, дабы не упустить главное, не потратить жизнь впустую. Такой добрый, отзывчивый человек предпочитал все свободное время уделять лишь работе, науке, всему тому, что можно объяснить с физической, логической точки зрения.
Настоящая любовь для героя была чужда. Он, в отличие от Обломова, не питал тех искренних чувств к своей возлюбленной. Штольц — это машина, которая направлена на достижение поставленных целей. Мир, в котором всё объясняется с помощью чувств, персонажу не подвластен. Оттого созданный Гончаровым образ Штольца ненароком отпугивает читателей из-за нежелания героя задействовать чувства. Этим персонаж отличается от Обломова: он трудолюбивый мастер собственного дела, не летает герой в облаках.
Конечно, Штольц является, с одной стороны, образцом подражания. Он порядочный, честный и отзывчивый человек. Но, с другой стороны, персонаж зависим от своей деятельности. Ему важны цифры, числа, отсчеты, накопленные средства. А от такого человека искренности, теплой желанной любви ожидать не стоит. Он как механизм, заведен до определенного момента, пока не выполнит поставленную задачу.
и Штольца
Оба товарища, хоть и дружили с детских лет, по характеру и отношению к жизни они были совершенно разными. Штольц любил «вращаться» в обществе, наводить контакты, он был деловым человеком. Обломов был домоседом, любил побыть в одиночестве и заняться «самокопанием».
Портрет Штольца и портрет Обломова настолько отличались друг от друга, что автор не мог обойти тему главных героев. Однажды Илья Ильич «восстал» против навязанной Штольцем роли, это послужило началом психологического противоборства приятелей. О чем же думал Андрей Штольц во время известного разговора с Обломовым, каков его внутренний монолог? Соглашался ли он внутренне со своим другом, когда тот произносил эмоциональную тираду о пустоте и суетности общественной жизни?
Скорее, да. Он не перебивает Обломова и возражает ему довольно вяло, что немного нарушает привычный образ Штольца в романе: «Это все старо — об этом тысячу раз говорили». Он даже просит Илью продолжить развивать свою мысль и награждает его званием философа. Предложив Обломову нарисовать идеальный образ жизни, Штольц подталкивает его к исповеди, приводя примеры замечательных поступков его юности. Тем самым он хочет добиться, чтобы Илья пришел к мысли о необходимости изменить свою жизнь.
Образ Андрея Штольца характеризуется его невероятной решительностью. Тронутый исповедью Обломова, он еще более убежден в необходимости своей помощи и восклицает: «Я не оставлю тебя». И лишь когда Илья Ильич стал рисовать новые препятствия на пути действия, Штольц понимает, что нужно действовать решительно и твердо. «Теперь или никогда», — вот его ультиматум.
Штольц и Обломов: антиподы или двойники?
Большинство исследователей склоняются к мысли, что герои являются, несомненно, антиподами, отражающими разные взгляды на мир. Это подтверждается и текстом романа. Однако при подробном анализе становится понятно, что они являются также зеркальными двойниками, и общего в образах персонажей не меньше, чем непохожего. Штольц как антипод Обломова в романе «Обломов» пытается через общение с другом восстановить душевую гармонию, которую теряет в ежедневной суете. Илья Ильич также находит в друге то, чего ему не хватает в себе – активности и решительности. Именно Штольц занимается решением всех вопросов, связанных с Обломовкой и материальным обеспечением друга.
Герои не только взаимодополняют друг друга, но и видят в друг друге свое искаженное отражение. Так, Штольц – это воплощение активности, рационализма, экстравертности, труда и стремления в будущее, а Обломов – пассивности, иррационализма, мечтательности, интровертности и направленности в прошлое. Оба персонажа являются «лишними» героями романа, не вписывающимися в свою эпоху и неспособными найти истинное счастье, именно поэтому Обломов впадает в иллюзии, а Штольц не находит гармонии в отношениях с женой, для которой ему всегда нужно быть лучшим, соответствовать ее чрезмерно высоким запросам.
Сближает героев и любовь к Ильинской, которая привлекала их своей открытостью, интеллектом и целеустремленностью. Однако по причине того, что девушка являлась человеком «своей эпохи», оба героя не нашли радом с ней своего истинного счастья (тогда как, например, Обломов обретает покой именно в браке с Агафьей, живущей в близком ему мире прошлого и разделяющей домостроевский уклад жизни).
Смотря друг на друга, герои видят, какими могли быть, если бы их воспитание было бы несколько другим. Например, если бы Обломов выразил протест против уклада Обломовки и пошел наперекор родителям, из него мог бы получиться прототип Штольца. То есть, как бы это ни было парадоксально, Ильи Ильич и Андрей Иванович, при разном ракурсе рассмотрения, являются и двойниками и антиподами в романе «Обломов». Помимо того, учитывая историю создания произведения и прототипы героев, существует версия, что оба героя – отражения разны сторон личности Гончарова. В письмах к друзьям автор указывал, что описал в гениальном романе самого себя: Обломова – как олицетворение его мечтательности и эскапизма и Штольца – как рациональной, деятельной и карьерной жилки.
Андрей Штольц как антипод Обломова сочинение по теме романа Гончарова |
Сочинение 3
В романе «Обломов» Иван Александрович описывает историю двух людей. Это два друга детства и они абсолютно разные, они словно два разных полюса. Обломов Илья Ильич флегматичный и ленивый, он привык, что всю жизнь его родители его баловали и поощряли во всем. Мама сильно опекала Обломова и никогда не разрешала ему ничего не делать самому. С детства он был окружен заботой, его одевали няньки и слуги, кормили и никогда не заставляли ничего делать.
Даже когда он вырос, он продолжал лежать на диване, был очень ленивым и ничего не соображал в отцовских делах. Он очень боялся сквозняков и постоянно кутался в халат и почти не выходил из дома. Для Обломова не было интересных людей, он ни с кем не общался. По-прежнему всю работу выполняли слуги. В доме воцарился полный бардак и хаос.
Даже когда он влюбляется в Ольгу, через какое-то время ему становится лень вести активную жизнь. Ему нравится спокойная размеренная жизнь, и он выбирает домашнее спокойствие. Между страстью и бурной жизнью, он решает выбрать тишину. Его любовь к Агафье Матвеевне больше была как к матери, а не как к женщине. У них родился замечательный сын, и Обломов вполне был счастлив, оставаясь до конца своих дней под полной опекой своей жены.
Друг Обломова Андрей Иванович Штольц был полной противоположностью. Его родители вырастили его активным и трудолюбивым человеком. За что бы ни брался Штольц, у него все получалось. Строгость отца немца и ласка русской матери сделали из него достойного человека.
Ему нравилось работать, и он считал, что это главный долг человека уметь себя обеспечить. Он пытается расшевелить своего друга и на какое-то время ему это удается. Он пытается ему показать другую жизнь, где можно от жизни получать все. Ему нравится брать от нее все самое лучшее, при этом Штольц никогда не мечтает он заядлый реалист.
Андрей Иванович всегда доводил свои дела до конца и никогда не оставлял ничего на потом. Он был очень активным, и его физическое здоровье было хорошим. Он отличался ответственностью за то, что он брался, делал.
Даже после смерти лучшего друга по просьбе Обломова Штольц берет под свою опеку его сына Андрюшку. Он сохраняет об Обломове самые лучшие воспоминания.
В романе «Обломов» писатель пытался сказать о том, что люди могут совершенно разные, но дружить. Они дополняли друг друга, и им было о чем поговорить. Каждый из них внес в жизнь другого свои коррективы.