Сочинения по творчеству островского

7 лучших сочинений на тему «сочинения по произведению гроза (пьеса островского)»

Личная жизнь

Творчество Островского оказалось не менее интересным, чем его личная жизнь. Он состоял в гражданском браке с супругой 20 лет. Они познакомились в 1847 году. Агафья Ивановна вместе со своей юной сестрой поселилась неподалеку от дома писателя. Одинокая девушка стала избранницей драматурга. Никто не знал, как они познакомились.

Отец Островского был против этой связи. После его отъезда в Щелыково молодые люди стали жить вместе. Гражданская жена была рядом с Островским независимо от того, какая драма происходила в его жизни. Нужда и лишения не погасили их чувств.

Ум и сердечность Островский и его друзья особенно ценили в Агафье Ивановне. Она славилась гостеприимством и пониманием. Супруг часто обращался к ней за советом, работая над новой пьесой.

Их брак не стал законным даже после кончины отца писателя. Дети Александра Островского были незаконнорожденными. Младшие умерли в детском возрасте. В живых остался старший сын Алексей.

Островский оказался неверным мужем. У него был роман с актрисой Любовью Косицкой-Никулиной, сыгравшей роль в премьерном спектакле «Гроза» в 1859 году. Артистка предпочла писателю богатого купца.

Следующей возлюбленной стала Мария Бахметьева. Агафья Ивановна знала об изменах, но не теряла гордость и переносила семейную драму стойко. Она умерла в 1867 году. Где находится могила женщины, неизвестно.

После кончины супруги Островский два года жил один. Его возлюбленная Мария Васильевна Бахметьева стала первой официальной супругой драматурга. Женщина родила ему двух дочек и четырех сыновей. Брак с актрисой был счастливым. С ней Островский прожил до конца жизни.

Ни минуты отдыха

За всю свою творческую биографию Александр Островский написал более полусотни пьес. Помимо того, он занимался переводами с иностранных языков (он превосходно владел семью языками). Его слава была столь велика, что начинающие авторы нередко шли на обман, подписывая свои произведения именем Островского – так можно было не сомневаться: публика непременно пойдёт на эту постановку.

Смыслом жизни писателя стали литература, любовь к Родине и, конечно, театр. Надо признать, что русский театральный мир преобразился именно благодаря Александру Николаевичу, который являлся ценителем глубоких сюжетов и тонких деталей в пьесах. Он выступал против наигранности и излишнего пафоса. В дальнейшем именно такие тенденции станут главными критериями высококлассного театра.

Поразительно, но человек, имя которого стало поистине бессмертным, свои последние годы прожил в бедности. Все имеющиеся средства он отдавал на развитие театра. Современники отмечали, что бедственное положение Островского подорвало его здоровье. Кроме того, он не мог позволить себе ни минуты отдыха, постоянно работая. создавая новые произведения и занимаясь театральными делами.

Александр Николаевич Островский, 1884 год

В июне 1886 года Александра Николаевича не стало. На организацию его похорон император Александр Третий выделил три тысячи рублей. Вся Россия понимала, что потеряла великого театрального гения. Однако имя его, его мысли и идеи остались бессмертны, и сегодня Островский «говорит» с нами со сцен театров, где и в наши дни ставятся «Гроза, «Бесприданница», «Снегурочка» и другие потрясающие произведения великого русского драматурга.

На обложке: Фрагмент картины Василия Григорьевича Перова «Портрет драматурга А. Н. Островского», 1871 год. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Память

  • Центральная библиотека имени А. Н. Островского (Ржев, Тверская обл.).
  • Московский областной драматический театр имени А. Н. Островского.
  • Костромской государственный драматический театр имени А. Н. Островского.
  • Уральский областной драматический театр имени А. Н. Островского.
  • Ирбитский драматический театр имени А. Н. Островского (Ирбит, Свердловская обл.).
  • Кинешемский драматический театр имени А. Н. Островского (Ивановская обл.).
  • Ташкентский государственный театрально-художественный институт имени А. Н. Островского.
  • Улицы в ряде городов бывшего СССР.
  • 27 мая 1929 года перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому (скульптор Н. А. Андреев, архитектор И. П. Машков) (жюри отдало ему предпочтение перед памятником Островскому, представленному на конкурс А. С. Голубкиной, изобразившей великого драматурга в момент захватывающего зрителя творческого порыва).
  • В 1984 году в Замоскворечье, в доме, где родился великий драматург — памятнике культуры начала 20-х годов XIX века, открылся филиал Театрального музея им. А. А. Бахрушина — Дом-музей А. Н. Островского.
  • Ныне в Щелыкове (Костромская область) располагается мемориальный и природный музей-заповедник драматурга.
  • Раз в пять лет, начиная с 1973 года, зажигает огни сцены Всероссийский театральный фестиваль «Дни Островского в Костроме», который курируется Министерством культуры Российской Федерации и Союзом театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийским театральным обществом).
  • Мемориальная доска в Твери, на улице Советской (бывш. Миллионная), дом 7, информирует о том, что в этом доме, гостинице Барсукова, драматург жил весной-летом 1856 года, во время своего путешествия по Верхневолжью.
  • Раз в два года, начиная с 1993 года, в Малом театре проходит фестиваль «Островский в Доме Островского», на который в Москву привозят свои спектакли по пьесам драматурга театры со всей России.
  • Пьесы Островского не сходят со сцены. Многие его произведения экранизированы или послужили основой создания кино- и телесценариев.
  • К числу экранизаций, наиболее популярных в России, относится комедия Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова» (1964, в главной роли — Г. Вицин).
  • Значительную популярность получил кинофильм «Жестокий романс», снятый Эльдаром Рязановым по мотивам «Бесприданницы» (1984).
  • В 2005 году режиссёр Евгений Гинзбург получил главный приз (Гран-при «Гранатовый браслет»
    ) одиннадцатого Российского фестиваля «Литература и кино» (Гатчина) «за невероятную до изумления трактовку великой пьесы А. Н. Островского „Без вины виноватые“ в фильме „Анна“
    » (2005, сценарий Г. Данелия и Рустама Ибрагимбекова; в главной роли — оперная певица Любовь Казарновская).

Почтовые марки СССР

Портрет А. Н. Островского — почтовая марка СССР. 1948 год.

Портрет А. Н. Островского по картине В. Перова (1871, ГТГ) Почтовая марка СССР. 1948 год.

Почтовая марка СССР, 1959 год.

Драматург А. Н. Островский (1823-1886), актёры М. Н. Ермолова (1853-1928), П. С. Мочалов (1800-1848), М. С. Щепкин (1788-1863) и П. М. Садовский (1818-1872). Почтовая марка СССР 1949 год.

Экранизации произведений

  • 1911 — Василиса Мелентьева
  • 1911 — На бойком месте (фильм, 1911)
  • 1916 — Без вины виноватые
  • 1916 — На бойком месте (фильм, 1916, Чардынин)
  • 1916 — На бойком месте (фильм, 1916, Сабинский) (Другое название На большой дороге
    )
  • 1933 — Гроза
  • 1936 — Бесприданница
  • 1945 — Без вины виноватые
  • 1951 — Правда — хорошо, а счастье лучше (фильм-спектакль)
  • 1952 — Волки и овцы (телеспектакль)
  • 1952 — На всякого мудреца довольно простоты (телеспектакль)
  • 1952 — Снегурочка (мультфильм)
  • 1953 — Горячее сердце (фильм-спектакль)
  • 1955 — На бойком месте (фильм-спектакль)
  • 1955 — Таланты и поклонники (фильм-спектакль)
  • 1958 — Пучина (телефильм, экранизация спектакля Ленинградского академического театра драмы им. А. С. Пушкина).
  • 1964 — Женитьба Бальзаминова
  • 1968 — Снегурочка
  • 1971 — На всякого мудреца довольно простоты (фильм-спектакль)
  • 1971 — Весенняя сказка (по мотивам пьесы «Снегурочка»)
  • 1972 — Светит, да не греет (фильм-спектакль)
  • — Таланты и поклонники (телеспектакль)
  • 1973 — Таланты и поклонники
  • 1975 — Последняя жертва
  • 1978 — Красавец-мужчина
  • 1980 — Лес
  • 1981 — Бешеные деньги
  • 1981 — Вакансия — фильм режиссёра Маргариты Микаэлян (по мотивам пьесы «Доходное место»)
  • 1982 — Попечители (телеспектакль по пьесе «Последняя жертва»)
  • 1983 — Поздняя любовь
  • 1984 — Жестокий романс (по мотивам пьесы «Бесприданница»)
  • 1985 — После дождичка в четверг (фильм-сказка)
  • 1989 — Сердце не камень
  • 1998 — На бойком месте
  • 2001 — Дикарка
  • 2005 — Анна (по мотивам пьесы «Без вины виноватые»)
  • 2006 — Снегурочка (мультфильм по мотивам пьесы «Снегурочка»)
  • 2008 — Без вины виноватые
  • 2008 — Русские деньги (по мотивам пьесы «Волки и овцы»)
  • 2008 — Взятки гладки (по мотивам пьесы «Доходное место»)
  • 2009 — Банкрот (по мотивам пьесы «Свои люди — сочтёмся»)
  • 2011 — Бесприданница

Александр Николаевич Островский – российский драматург и писатель, на произведениях которого строится классический репертуар театров России. Его жизнь полна интересных событий, а литературное наследие исчисляется десятками пьес.

Вариант 4

Пьеса «Гроза» Александра Николаевича Островского является одним из ярчайших произведений русской литературы, в котором автор раскрывает сложность и трагичность человеческих отношений. Эта пьеса обогащена глубокими персонажами и моральными дилеммами, которые несомненно вызывают эмоциональное откликание и заслуживают внимания. В данном сочинении я постараюсь разобрать тему «Сложность и трагичность отношений между Катериной и окружающими» на примере произведения Александра Островского.

Пьеса «Гроза» является замечательным образцом драматической литературы, в которой переплетаются множество чувств и моральных дилемм. Одной из главных тем произведения является заточение и обуза, с которыми сталкивается Катерина. Она осознает, что связана общественными обязательствами, которые ограничивают её свободу. Её собственная красота, которую она ненавидит, становится причиной ревности и подозрений со стороны мужа. В реальной жизни мы также видим примеры, когда общественные стереотипы и ожидания могут лишать человека свободы и счастья.

Открытость и честность Катерины лишь усугубляют её положение. Она не способна скрывать свои чувства и открыто говорит о своих мечтах и любви. Это напоминает о том, как честность и искренность могут стать причиной конфликтов и недоразумений с окружающими. В жизни также не всегда легко быть искренним и открытым, особенно если это не соответствует общественным нормам.

Мечты о свободе и радости, которые Катерина вспоминает из своей молодости, символизируют её стремление к более яркой и свободной жизни. Однако её мечты разбиваются о барьеры, созданные обществом

Это напоминает нам о важности баланса между личными мечтами и социальными ограничениями

Религиозная ранимость Катерины добавляет глубины её страданиям. Она считает свои чувства греховными и несправедливыми в глазах Бога, что усиливает её муки и внутренний конфликт. В реальной жизни также многие люди сталкиваются с моральными дилеммами и внутренними конфликтами, пытаясь согласовать свои чувства и убеждения.

Саморазрушение Катерины в поисках счастья — это одна из самых трогательных и трагичных частей пьесы. Она осознает, что её пытки и страдания причиняются ей самой её же поступками в поисках любви и счастья. Этот момент напоминает нам о том, как в поисках счастья мы иногда совершаем ошибки, которые приводят к саморазрушению.

Пьеса «Гроза» Александра Островского предостерегает нас от слепого следования общественным ожиданиям и стандартам, подчёркивая сложность и трагичность отношений, основанных на заточении, честности, мечтах, религиозных убеждениях и саморазрушении. Её персонажи и события служат зеркалом, в котором каждый из нас может увидеть отражение своих собственных моральных дилемм и внутренних конфликтов. Эта пьеса учит нас более внимательно относиться к собственным чувствам, размышлять о своих ценностях и нести ответственность за свои поступки. Она напоминает, что только через самопонимание и собственное преодоление мы сможем достичь истинного счастья и гармонии в отношениях с окружающими.

Мне нравится903Не нравится453

Интересные факты

  • Александр Николаевич был основателем русского театра.
  • По отцу имел дворянское происхождение. Хотя родитель получил титул аристократа уже после рождения драматурга.
  • Островского связывали многочисленные знакомства с крупнейшими деятелями искусства того времени. Кроме прочих, он лично знал композиторов Римского-Корсакова и Чайковского.
  • Практически каждый год литератор выпускал по пьесе.
  • Не терпел критики своих произведений.
  • Знал 7 иностранных языков и свободно на них изъяснялся.
  • Выпустил около 50 пьес.
  • Активно занимался переводами Шекспира, который был его любимым иностранным драматургом.

Личная жизнь

А. Н. Островский был в браке всего один раз. Однако до официального венчания он сожительствовал с Агафьей Ивановной, простой мещанкой.

Женщина не обладала ни широкими познаниями, ни хорошим образованием. Но отличалась природной чуткостью и выступала первым критиком работ своего супруга. У пары родилось четверо детей, трое умерли в юные годы и лишь старший Александр пережил мать.


Агафья Ивановна, гражданская супруга Островского

В 1869 женщина скончалась после 20 лет жизни с писателем. Немногим позже Островский обвенчался с актрисой Марией Бахметьевой. В браке на свет появилось двое дочерей: Мария и Любовь, и сыновья – Александр, Михаил, Сергей и Николай.


М. В. Островская, жена писателя, с дочерью Любой. Фотография начала 1880-х гг.

Со своей законной супругой литератор прожил до конца дней. Если верить записям того времени, браком он был вполне доволен.

История о Замоскворечье

Одной из дебютных публикаций стали «Записки замоскворецкого жителя». В самом начале произведения Островский объясняет, какова суть этой работы:

Приятели Александра Николаевича рассказывали, что когда тот прочёл одну из первых своих пьес собравшимся в его доме гостям, те были просто потрясены. Многие друзья не подозревали, что у него столь яркий драматургический талант.

Среди гостей был и известный академик С.П.Шевырёв. Он был так впечатлён, что назвал Островского «новым драматическим светилом в нашей литературе». Надо признать, у Шевырёва действительно был дар видеть истинный талант. Он предсказал великое будущее писателю – и не ошибся.

Театр Островского

В биографии Александра Островского почетное место занимает театральное дело.
Островский основал Артистический кружок в 1866 году, благодаря которому появилось много талантливых людей в театральном кругу.

Вместе с Артистическим кружком он значительно реформировал, развил русский театр.

Дом Островского часто посещали известные люди, среди которых И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, Иван Тургенев, А. Ф. Писемский, Фёдор Достоевский, П. М. Садовский, Михаил Салтыков-Щедрин, Лев Толстой, Пётр Чайковский, М. Н. Ермолова и другие.

В краткой биографии Островского стоит обязательно упомянуть о появлении в 1874 году Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, где Островский был председателем. Своими нововведениями он добился улучшения жизни актеров театра. С 1885 года Островский возглавлял театральное училище и был заведующим репертуаром театров Москвы.

Произведения Островского и преобразования в русском театре

Пьесы Островского требовали изменения самой сути актерской игры. Считается, что даже такой новатор актерского мастерства, как Щепкин был недостаточно реалистичен в пьесах драматурга. Сами тексты требовали от актера жизненности и психологизма. Друг Александра Николаевича, Пров Садовский, продолжая традиции Щепкина, заложил основы нового подхода к актерскому исполнению роли: главным стала естественность, которая могла передать ничем не приукрашенную реальность. Конечно, преобразования в актерской манере, не совершались мгновенно, но само стремление к жизненности и правдивости актерского исполнения стали законом русской сцены.

Постепенно нововведения затронули все области русского театра 19 века. Изменились декорации, которые с большей достоверностью передавали атмосферу действия. Сценические костюмы персонажей тоже менялись : они стали приближены к реальности, заменив помпезные наряды прошлых лет. Фурор произвела артистка Читау, появившись на сцене в ситцевом платье и с гладкой прической. Публика была шокирована этой простотой и близостью актерской игры к реальной жизни. Так же публика была поражена позой актрисы в одном из спектаклей: она стояла спиной к зрителям, прислонившись к дверному косяку. Садовский требовал от актерской игры внутреннего драматизма.

Публика была поражена всем, что происходило на сцене, начиная от декораций, костюмов и заканчивая актерской игрой. Так шло создание русской школы драматического искусства.

Островский понимал свою роль в создании  национального театра. Именно ему досталась честь создать первый подлинно русский театральный репертуар. Однако не следует думать, что его творческая судьба была безоблачна. Многие его пьесы запрещали. Подчас ему приходилось вносить в текст цензурные изменения – переписывать концовку. Но до конца своей жизни драматург не переставал работать. Именно ему мы обязаны созданием нашего национального театра, театрального репертуара. Именно его пьесам, а также новаторским устремлениям Щепкина и Садовского мы обязаны созданием русской актерской школы.

Ранние годы и образование

Драматург и писатель Александр Островский появился на свет 12 апреля 1823 по новому стилю в Москве. Его родители не имели отношения к профессиональному творчеству, искусству. Однако были людьми начитанными и довольно образованными.

Отца молодого человека звали Николай Федорович. Мужчина происходил из среды духовенства. По настоянию родителей окончил семинарию, а затем и духовную академию. Однако жизнь священнослужителя его вовсе не привлекла.

Вместо религиозной работы он предпочел чиновничий пост. Своим трудом добился должности судебного стряпчего. К 1839 году благодаря упорству и работоспособности отец будущего писателя дослужился до коллежского асессора и получил дворянский титул.

Мать драматурга звали Любовь Ивановна. Ее родители служили при церкви. Молодой человек так и не успел как следует ее запомнить, поскольку та скончалась, едва Островскому исполнилось 9 лет от роду.

После смерти супруги отец писателя женился во второй раз, на Эмили фон Тиссен, дочке шведского аристократа. По счастливому стечению обстоятельств мачеха оказалась доброй и заботливой.

Помимо Александра в семье родилось трое детей (еще несколькие умерли в младенчестве). Жалованье отца было довольно высоким. По крайней мере, чтобы не бедствовать, семье его вполне хватало.


Дом в Голиковском переулке, где родился А.Н. Островский

Материальный достаток позволил вплотную заняться образованием детей. Постигать знания Островский начал рано. Его обучением занималась мать, женщина умная и начитанная. А после ее смерти — мачеха, которая много времени уделяла образованию приемных детей.

С ранних лет Островский увлекался иностранными языками и чтением. Большой удачей было то, что у отца имелась солидная библиотека. После знакомства с отечественной и зарубежной литературой Александр Николаевич загорелся желанием стать писателем. Однако отец его стремления не разделял. Он намеревался устроить сына чиновником.

В 1835 году молодой человек был зачислен в Московскую гимназию, где получил начальное образование. А затем, в 1840, по настоянию родителя Островский поступил в Московский университет, на юридический факультет.

Учился писатель средне. Окончить образование, и получить диплом он так и не сумел. В 1843 ему не удалось сдать экзамен по римскому праву. В результате молодой человек написал заявление и отчислился по собственному желанию.


Островский в молодости

Отец помог сыну устроиться на мелкую должность Совестный суд. А затем через несколько лет Островский-младший перешел в Коммерческий суд, где занимался разрешением хозяйственных споров между мещанами, купцами, торговым крестьянством и мелкими дворянами. Тут он трудился до 1850-го года.

За долгий период службы Островский повидал немало людей. В будущем они стали основой для собирательных образов, типажей и ярких характеров, известных нам по многочисленным комедиям писателя.

Несмотря на чиновничью работу Александр Николаевич и не думал отказываться от своей затеи стать драматургом. Втайне от всех он записывал наиболее интересные образы и ситуации в свой блокнот. На их основе создавал собственные типажи для будущих пьес.

Литература

Литературой Островский увлекся в юности, зачитываясь произведениями и . В какой-то степени молодой человек подражал своим кумирам в первых произведениях. В 1847 году состоялся дебют писателя в газете «Московский городской листок». Издательство опубликовало две сцены из комедии «Несостоятельный должник». Это первый вариант известной читателям пьесы «Свои люди – сочтемся».

В 1849 году автор закончил работу над ней. Характерная манера писателя просматривается в первом же его произведении. Он описывает общенациональные темы сквозь призму семейно-бытового конфликта. Персонажи пьес Островского – обладатели колоритных и узнаваемых характеров.

Язык произведений легок и прост, а финал ознаменован моральной подоплекой. После публикации пьесы в журнале «Москвитянин» на Островского обрушился успех, хотя цензурный комитет запретил постановку и повторную публикацию произведения.

Островского внесли в перечень «неблагонадежных» авторов, что сделало его положение невыгодным. Ситуацию усложнил брак драматурга с мещанкой, который не благословил отец. Островский-старший отказал сыну в финансировании, и молодые люди испытывали нужду. Даже сложное материальное положение не помешало писателю отказаться от службы и с 1851 года полностью посвятить себя литературе.

Пьесы «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок» допустили к постановке на театральных подмостках. Их созданием Островский совершил революцию в театре. Публика шла смотреть на простую жизнь, и это в свою очередь требовало иного актерского подхода к воплощению образов. Декламация и откровенная театральность должны были смениться естественностью существования в предлагаемых обстоятельствах.

С 1850 года Островский стал членом «молодой редакции» журнала «Москвитянин», но материальную проблему это не исправило. Редактор был скуп на оплату большого объема работы, которую проводил автор. С 1855 по 1860 годы Островский вдохновлялся революционными идеями, влиявшими на его мировоззрение. Он сблизился с и , стал сотрудником журнала «Современник».

В 1856 году участвовал в литературно-этнографическом путешествии от Морского министерства. Островский побывал на верховьях Волги и использовал воспоминания и впечатления в творчестве.

1862 год ознаменовался путешествием по Европе. Писатель посетил Англию, Францию, Германию, Италию, Австрию и Венгрию. В 1865 году он оказался в числе основателей и руководителей артистического кружка, из которого вышли талантливые российские артисты: Садовский, Стрепетова, Писарева и другие. В 1870-м Островский организовал Общество русских драматических писателей и был его председателем с 1874 года до последних дней жизни.

За всю жизнь драматург создал 54 пьесы, переводил произведения зарубежных классиков: Гольдони, Сервантеса, . К популярным произведениям автора относятся «Снегурочка», «Гроза», «Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова», «Без вины виноватые» и другие пьесы. Биография писателя была тесно связана с литературой, театром и любовью к родине.

Наблюдение и заметки

Поняв, что из сына не удастся сделать толкового дипломированного юриста, Островский-старший решил устроить Александра в какую-нибудь контору. Благодаря отцовским связям тот получил место в Совестном губернском суде. Несколько раз он менял место работ, но в общей сложности проработал в московских судах около восьми лет.

Вы можете предположить, что это была скучная работа. Всё верно, да и платили за неё совсем немного, но именно она оказалась бесценным опытом для Островского. Ему приходилось общаться с людьми самых разных классов, он видел совершенно разные типажи, много наблюдал и даже кое-что записывал в небольшую книжечку, которую всегда носил с собой.

В дальнейшем знание людей, полученное во время работы в суде, помогло ему ярко и интересно воплотить виденное в своих пьесах. Образы, которые были описаны Александром Николаевичем в его произведениях, были вовсе не выдуманными. Самые интересные эпизоды Островский непременно записывал в свой блокнот, который в дальнейшем стал источником вдохновения и новых идей.

В дальнейшем знание людей, полученное во время работы в суде, помогло Островскому ярко и интересно воплотить виденное в своих пьесах / vkrizis.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: