Виды сочинений
Ниже мы рассмотрим четыре основных вида сочинений и их особенности:
- Сочинение по картине
- Сочинение по литературе
- Сочинение-рассуждение
- Сочинение-миниатюра
Исходя из вида, вступление, основная часть и заключение будут иметь видоизмененные и отличающиеся друг от друга формы.
1
Сочинение по картине
Как правило, вступление сочинения по картине состоит из 2-3 предложений об авторе картины. Сюда относятся: имя, годы жизни, жанр исполнения. Вот небольшой пример вступления: «Сильвестр Щедрин (1791-1830 гг.) – известный художник в жанре пейзажного романтизма. Его работами очаровываются любители природы и ценители тонкого искусства».
Основная часть должна состоять из трех пунктов:
- Описание изображения на переднем плане
- Описание изображения на заднем плане (мелкие детали и фон)
- Особенности произведения (реалистичность, палитра, манера исполнения и т.д.), и как они влияют на его восприятие зрителем
В заключении делается вывод: впечатления от картины, понравилась или нет, и почему.
2
Сочинение по литературе
Этот вид сочинений наиболее сложный, т.к. здесь требуется знать содержание произведения, ведь невозможно описать, к примеру, мещанина Кулигина из пьесы А. Н. Островского «Гроза», ее не прочитав. Сочинение по литературе предполагает составление подробного и развернутого плана. Вступление в этом случае представляет обозначение темы.
Основная часть должна наличествовать примерами, доказательствами, мыслями по поводу раскрытия темы в работе автора. Если взять ту же «Грозу», можно изначально противопоставить характеры героев, описав их в 3-4 предложениях, указать на особенности и традиции эпохи, в которой происходят события, привести несколько фрагментов из текста. Не будет лишним упомянуть и о самом авторе, дав краткую биографическую справку в коротком рассказе об интересных фактах из его жизни, периодах творчества и перипетиях судьбы на момент написания пьесы.
В заключение нужно подвести итог всем рассуждениям, подтвердить или опровергнуть главную мысль, ответить на основной вопрос, который был поднят в сочинении.
3
Сочинение-рассуждение
В сочинении-рассуждении структура выстраивается иначе:
Вступление должно включать в себя заданный тезис (о чем будут идти рассуждения) и ответ ребенка на вопрос, т.е. согласен он с утверждением, темой, текстом и т.д. или же нет.
В основной части излагается несколько аргументов (желательно привести 2-3 таковых). Приветствуется подтверждение аргументации не только посредством литературных фактов, но и доказательствами из повседневной жизни.
А заключение – это просто вывод, резюмирующий все размышления ученика
Обратите внимание на то, что вывод и вступление не должны противоречить друг другу
4
Сочинение-миниатюра
Для таких сочинений часто дают свободные темы. Чтобы написать сочинение-миниатюру, нужно самостоятельно сформулировать тезис. Если, например, тема работы – «Что я буду делать летом», тезис может выглядеть так: «Я буду отдыхать, радоваться и познавать мир». Основная часть представляет собой пояснение тезиса, а в заключение можно привести несколько фактов в подтверждение мыслей, к примеру: «А в том, что мы поедем на море в Таиланд, я уверен, потому что родители уже купили билеты».
Четыре рассмотренных вида сочинений считаются самыми распространенными. Пользуясь этим, многие дети (те, кто постарше, естественно) нередко прибегают к тому, что просто списывают материал с какой-нибудь статьи или же вообще скачивают готовые сочинения из интернета. Но делать этого, к сожалению нельзя, хотя работать с таким материалом вполне можно.
Как выделить основную мысль
При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации. Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:
Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:
- Следование логической нити. Вдумчивое чтение материала позволит выстроить тема-рематическую цепь, вместе с автором проследить за развитием логики повествования. Поясним термины: тема — это то, что уже известно, а рема — это новая информация. Часто такое изучение логического развития текста — чередования тем и рем — подсказывает его основной смысл.
- Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Как и в случае с определением темы, здесь могут помочь ключевые слова и словосочетания, несущие важную смысловую нагрузку.
- Подзаголовки и абзацы. Чтение подзаголовков часто само по себе позволяет выстроить логическую цепочку, расшифровать авторскую задумку. Наряду с подзаголовками в текстовом материале встречается деление на абзацы, помогающее разграничить смысловые части, выделить то, что автор считает нужным особо подчеркнуть.
- Связь с темой. Определение темы всегда предшествует выделению основной идеи текста, являясь первым этапом его понимания. Уловив общую тематику и то, как именно раскрывает ее автор, можно установить основную мысль — своеобразный сплав темы с идеей. Только в таком неразрывном сочетании этих двух составляющих и возможна реализация авторского замысла, формирование авторской оценки.
- Анализ и синтез. Любой материал становится понятнее, если при его исследовании суметь соединить изучение отдельных деталей с оценкой общего плана, охватывающей объект целиком. Сочетание анализа и синтеза — необходимый этап, подводящий к итогам исследования материала.
Пошаговая инструкция
При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:
Внимательно прочитайте весь текст, обращая внимание на его заголовок, подзаголовки и абзацы, отмечая ключевые слова.
Постарайтесь ответить на вопрос: что интересует автора рассматриваемого текста? Что для него наиболее важно? Предмет изучения часто выносится в заголовок, но следует помнить, что заголовки не всегда прямо указывают на предмет, а бывают и метафорическими, и ассоциативными, и даже парадоксальными. Поэтому не стоит опираться исключительно на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста
Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя
Вот несколько вариантов:
автор хочет заострить внимание аудитории на актуальной проблеме;
автор выражает своё субъективное отношение к вопросу;
автор даёт описание какому-то событию, представляя вниманию читателя конкретную информацию.
Подумайте, каковы отличительные черты авторского восприятия? С какой стороны освещаются проблемы? Какая позиция отличает авторскую точку зрения? Какую оценку дает автор событиям, явлениям, предметам? Ответы на эти вопросы помогут сформировать общую идею текста, а также цель повествования.
Определившись с авторской позицией, предположите, почему она именно такова? Какие приводятся аргументы, факты, доказательства, подкрепляющие ее? На чем основана такая оценка?
Отметьте языковые средства, призванные удержать внимание, заинтересовать читателя, убедить его в правильности суждений автора. В зависимости от стиля, в котором подается материал, в тексте возможно наличие экспрессивных выражений и различных тропов, способствующих выражению отношения автора к предмету или явлению.
Проанализируйте авторские выводы. Они могут быть сформулированы в конкретной фразе или фразах, обычно в самом конце, реже — в начале повествования. Главная мысль может и не быть четко сформулирована, но цель всего текста — подвести к этой мысли читателя, поэтому попробуйте сделать самостоятельный вывод, достроив последнее звено логической цепи. При этом желательно держаться в рамках общего стиля и использовать те же речевые приёмы, которые применял автор в своей работе.
В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли. Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор. Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.
Люблю
Конечно, любовь может двигать миром. Когда два персонажа влюбляются, они готовы на все, чтобы остаться вместе. Интересная история — увидеть, как выживает любовь, несмотря на все сложности, с которыми могут столкнуться главные герои. Вот несколько примеров любви в крупных литературных произведениях:
- Анна Каренина Лев Толстой посвящен любви как теме. Здесь интересно то, что любовь проявляется как разрушительная и производительная сила как внутри, так и вне брака.
- Гордость и предубеждение Джейн Остин исследует тему любви в то время, когда люди на самом деле не встречались вне своей социальной сферы. Два главных героя освещают тему любви и того, как иногда она может победить всех.
- Ромео и Джульетта Уильяма Шекспира также демонстрирует, как любовь может быть такой движущей силой, что, если любовь невозможна, ничего, кроме смерти, не годится.
- Чувство и чувствительность Джейн Остин исследует тему любви, демонстрируя, как, чтобы иметь ее, нужно испытать немного дискомфорта.
- Задаваться вопросом автор R.J. Паласио фокусируется на любви, но не обязательно на романтической любви. Мы видим любовь, которую проявляет к нему семья главного героя, а также различия между друзьями, которые его любят, и антагонистами, доставляющими ему неприятности.
- грозовой перевал Эмили Бронте исследует тему любви, но где два главных героя одинаково влюблены и воюют друг с другом.
Темы произведений писателей натуральной школы
Созданная натуральной школой поэтика «физиологической» очерковости, сосредоточенная на типах, а не на характерах, на описании, а не на действии, подталкивала «натуралистов» прежде всего к изображению социально-сословных структур большого города (различные варианты «физиологий» Москвы и Петербурга у Григоровича, Даля, Панаева, Соллогуба, Буткова, Белинского, Кокорева, Башуцкого). И понятно почему: здесь пестрее, разнообразнее, экзотичнее были социальные напластования реальности, не обжитые прежней прозой. Мир русской деревни оставался за пределами тематического кругозора «натуральной школы». Григорович с его «Деревней» и «Антоном Горемыкой» осуществил лишь художественную разведку этой жизненной сферы, и его усилия не были закреплены его литературными собратьями. Этот мир во всем его разнообразии, полноте и внутренней значительности был освоен лишь «Записками охотника» Тургенева, но освоен уже иными способами, нежели те, которые культивировала поэтика натуральной школы. Не случайно, что реальность эта раскрылась навстречу остро индивидуальному художественному зрению свежего таланта, не заслоненному стереотипами школы.
Как писать рассказ
Если вы думаете, что я сейчас буду описывать литературные жанры, то вы заблуждаетесь. Во-первых, их превеликое множество, а во-вторых, для этого нужно выделять целый раздел на сайте. Речь пойдет о другом. Именно о том, как написать рассказ, что бы он был интересен и цеплял читателя.
И вновь, я не открою Америку. Эти способы давно применяются в литературе и кино. И ими стоит пользоваться. Хотя бы частью из них.
1
Уделяйте внимание действиям героя рассказа. Радуйтесь за него
В большей степени рассказывайте о то как он что-то делает, а не о том, что он сделал.
2. Пишите с точки зрения читателя. О том, что нравится читателю, а не вам. Очень часто, эти понятия совершенно различные.
3. Напишите небольшую историю. А потом, перепишите ее же заново и развернуто.
4. Работайте со временем: Когда-то… В то время… И теперь… И тогда…
5. Упрощайте. Не делайте рассказ переплетением кучи мелких сюжетов. Ведите четкую линю рассказа. А про то, как «тут раньше был лес с высокими соснами», расскажите в другой истории.
6. У хорошего персонажа, который что-то любит обязательно должно быть полное его отражение. Такой же антипод.
7. Окончание рассказа должно быть придумано в само начале. Так легче привести в должный вид начало и середину.
8. Задайте вопрос в самой идее повествования и отвечайте на него в течении всего рассказа, а окончание сделайте выводом. Но не навязывайте его читателю. Читатель должен прийти к нему сам.
9. Обязательно закончите рассказ. Каким бы он плохим не оказался по вашему мнению.
10. Споткнувшись и запутавшись. Остановитесь и напишите перечень того, что никогда бы не случилось в ситуации, о которой, пишите. Все сразу встанет на свои места.
11. Вспомните книги и рассказы, которые зацепили вас. Поймёте, что именно вас тронуло и используйте это.
12. Не пишите первое, что пришло в голову. Пишите четвертую или пятую идею. Не надо «банальщины».
13. У героя должна быть своя точка зрения. Лучше идущая в разрез с общепринятыми устоями.
14. Поймите почему именно это вы хотите написать. В чем посыл?
15. Описывайте свои эмоции проецируя их на героя рассказа. Так он будет живым.
16. Зачем происходит что-то? В чем смысл действий героя? Страх? Желание? Что на кону?
17. Закончили и не знаете, что с этим делать? Уберите и сохраните. Придет время и написанное точно пригодится.
18. Происшествия и мелкие случайности, мешающие герою двигаться к цели важнее и правдоподобнее, чем-то же самое выпутывающее его из этих ситуаций.
19. Вспомните плохие фильмы и книги. Что вам не нравится? Не используйте это.
20. Пишите про то, что бы заставило именно вас начать действовать в ситуации героя.
21. Не уходите от сути. Держитесь одного сюжета.
Естественно использовать эти приемы — не панацея. И использовать их все в одном рассказе не стоит. Но при написании больших повестей, они точно пригодятся.
Как научить ребёнка определять главную мысль текста?
Подскажите ребёнку, как найти главное предложение или самую важную информацию в абзаце. Помогите ему понять, что главная мысль даёт краткое описание того, о чём идёт речь в тексте. Потренируйтесь вместе определять главную мысль, читая короткие отрывки и обсуждая центральную мысль.
Чтобы помочь определить главную мысль, вы можете задавать ребёнку наводящие вопросы:
- Как ты думаешь, о чём рассказывается в тексте?
- Какие проблемы или конфликты возникают в тексте?
- Какие эмоции или настроение вызывает текст?
- Какие идеи или сообщения передаются в тексте?
- Какой общий смысл или урок можно извлечь из текста?
Как работать с материалами из интернета
Списывать или присваивать чужие работы нельзя по двум причинам: во-первых, это натуральный плагиат, а это и само по себе не хорошо, и преподаватель сразу распознает обман, а во-вторых, мысли, изложенные в чужой работе, принадлежат другому человеку. Во втором случае ни стилистика, ни точка зрения, ни знание материала не будут совпадать с авторскими.
Если есть задача переработать текс из какого-то источника, помогите ребенку освоить этот метод. Для этого просто покажите, как можно выразить одну и ту же мысль в нескольких разных вариантах. Так вы поможете ученику научиться передавать чужие мысли своими словами
Не важно, работает ребенок с какой-то статьей или готовым сочинением, суть будет одна – прочитать материал, понять структуру, найти наиболее интересные мысли и перефразировать их
В начале своего творчества, связанного с написанием сочинений, успехи ребенка могут быть небольшими и даже мало ощутимыми. Но с практикой его навык обязательно улучшится, и со временем он научится (если будет заниматься прилежно, естественно) писать шикарные для его возраста тексты.
И, подытоживая, хочется сказать, что не каждый ребенок хочет стать писателем, поэтом или журналистом, однако уметь четко и грамотно излагать свои мысли он уметь обязан, и обязан в первую очередь самому себе. Именно с этой целью в школе и пишутся сочинения, с этой же целью и вы занимайтесь домашним обучением.
Несмотря на то, что основной материал по теме обучения ребенка письму уже изучен, есть еще один важный навык, который непременно пригодится в жизни вашему чаду – это навык письма на иностранном языке. О его развитии мы и побеседуем в следующем уроке.
Как составить рассказ – описание по картинке?
Начиная с дошкольного возраста, дети составляют рассказ — описание о самых различных предметах и явлениях. Это могут быть описания кошки, осени, и даже стула. Помогая ребенку составлять рассказ подобного рода, помните о следующих моментах:
- Начинать рассказ нужно с обозначения темы. Одного предложения, типа «Я расскажу о сиамской кошке» будет вполне достаточно.
- Непосредственное описание включает в себя упоминание 4-5 основных характеристик предмета (явления). Например, описывая кошку, расскажите, как она выглядит (окрас, шерсть). Где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку? Можно рассказать про повадки кошки. Описывая неживые предметы необходимо рассказать о том, зачем нужен этот предмет? Как его можно использовать? Из какого материала он сделан? Из каких частей состоит?
- Рассказ должен заканчиваться подведением итогов, одно – два предложения.
- Обозначая тему рассказа нужно обязательно упомянуть автора и название картины.
- Рассматривая пейзаж, задайтесь с ребенком вопросами: какое время года изображено на картине? Что нарисовано на переднем плане? На заднем? Какое настроение передает картина?
Рассматривая портрет – сначала назовите человека, изображенного на нем, опишите его пол, возраст. Рассмотрите, во что одет человек? На фоне чего он изображен? Спросите ребенка, как ему кажется, человек, изображенный на картине – какой? Строгий, мечтательный, сильный, слабый? Почему он так решил? - Подводя итоги, нужно высказать общее впечатление и настроение от картины.
Композиция повествовательного текста
Ещё одним важным признаком повествования является его особая композиция (что это?). Она строится по следующей схеме:
- Завязка (экспозиция);
- Развитие действия (с наивысшим моментом напряжения – кульминацией);
- Развязка.
В завязке действие только начинается. Обычно там сообщается, где, когда, при каких условиях событие зарождается, каковы его причины.
Далее действие постепенно развивается. Обычно каждому этапу развития событий посвящён отдельный абзац. Эта часть текста самая объёмная.
Когда рассказ достигает кульминации, внимание слушателя или читателя напряжено до предела. Все ждут, что же будет дальше
Об этом повествуется в развязке. В ней же может содержаться вывод о произошедшем, авторская оценка.
Тема «лишнего человека»
Кажется, определение темы, запечатленной в произведении, исключает всякий аналитический акт мысли, кажется, здесь имеешь дело с очевидностью, тотчас же бросающейся в глаза. Но это не более чем иллюзия. И определение темы часто попадало в плен к узким идеологическим пристрастиям критики. В итоге появлялись на свет фикции, иногда обретавшие навязчивую незыблемость, перерастающие к литературно-критический миф. Так родилась на свет, например, фикция «лишнего человека». Произвольно истолкованное выражение Тургенева, почерпнутое из названия его повести «Дневник лишнего человека» и уместное лишь в контексте этого произведения, стараниями критики стало употребляться столь широко, что превратилось в своего рода «вселенскую смазь». Это понятие — до сих нор один из излюбленных шаблонов в понятийном арсенале школьной словесности: всюду ей видятся в XIX веке «лишние люди». Изъян этого определения не только в том, что его искусственно раздвинутой рамой охватываются совершенно разные явления. Но прежде всего в том, что понятие «лишний человек» навязывает нам оценку, и оценку, унифицирующую противоречиво сложные формы авторского отношения к персонажу: Онегин это или Печорин, Обломов, или тургеневский Рудин, или герценовский Бельтов. Все эти столь разные персонажи с помощью одной формулы вписываются в единый тематический ряд, у Добролюбова схваченный единым стержнем: все это, с точки зрения демократической (а затем марксистской) критики, варианты «обломовщины». Отсюда и негативный акцент, поставленный на слове «лишний».
Разница между темой и настроением
В то время как тема — это основное сообщение, которое писатель хотел бы передать, настроение — это литературный элемент, который вызывает определенные чувства с помощью слов и описаний. Настроение может вызвать эмоциональный отклик у ваших читателей, помогая им понять ваш текст.
В некотором смысле настроение, которое создает автор, создает эмоциональную обстановку. Один из способов создать настроение — это точка зрения, с которой рассказывается история. Давайте посмотрим на пример из «Дороги не пройденной» Роберта Фроста.
«Я скажу это со вздохомГде-то стареет и стареет отсюда:Две дороги расходились в лесу, и я,Я взял ту, по которой путешествовал меньше,И в этом вся разница «.
Это создает довольно мрачное настроение, не правда ли? Фрост со вздохом указывает, что он должен сказать это. Однако это подходящее настроение, учитывая размышления автора над прискорбным выбором, который он сделал в прошлом.
Внеоценочность темы, «запретные темы»
Но тема внеоценочна, или, во всяком случае, момент оценки в ней явно ослаблен. В ней запечатлен лишь акт выбора, мотивы же его становятся понятными лишь в контексте творчества. Смещение темы произведения в область оценки небезобидно для искусства еще и потому, что несет в себе соблазн отторжения «запретных» тем. Но для творчества, если оно не стиснуто жесткими оковами канона либо путами идеологических ограничений, нет и не может быть «запретных тем». При условии, конечно, что его материал не располагается в области порнографии, религиозного кощунства либо «духовного» скотства. Но и то, и другое, и третье уже за чертою искусства, и запреты, которые здесь должны действовать, относятся к области юридического права и нравственной цензуры, в необходимости которой совершенно не сомневался Пушкин, гениальный возвеститель художественной свободы (см. черновые варианты пушкинского «Путешествия из Москвы в Петербург»).
В истории русской поэзии XIX века было время (вторая половина 20 — начало 30-х годов), когда лицемерно пуританская критика, безосновательно выдававшая себя за блюстительницу морали (Булгарин прежде всего), нападала на тему только потому, что она была почерпнута из реальности, самое прикосновение к которой выглядело предосудительным. Поэтому поэму Баратынского «Наложница» («Цыганка») отвергали только за изображение падшей женщины, не принимая в расчет, что этот «предмет» овеян у Баратынского всей чистотою поэзии и всей целомудренностью нравственного чувства. А ведь именно этим в искусстве решается все, в том числе и вопрос о возможности воплощения низменных сфер реальности.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Определите, что такое тема, и отметьте, сколько тем может быть в литературном произведении.
Ответ. Тема — это общее содержание произведения; то, что в нём изображено. В произведении может быть множество тем.
Обозначьте проблематику рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника».
Ответ. Главные проблемы этого рассказа — страх «маленького человека» перед власть имущими, его мнительность и желание избежать вымышленных опасностей.
Какой герой выражает авторскую позицию в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»?
Ответ. Авторскую позицию выражает Игнатич — персонаж, судьба которого сходна с судьбой Солженицына. На сходство этого персонажа и автора указывает и подобие их отчеств (Игнатич — Исаевич).
Поделиться ссылкой
Автор и рассказчик
В эпическом роде литературы повествование – основная часть произведения (включает авторские рассуждения, описания различных предметов, мест, людей, несобственно-прямую речь героев), практически весь текст, кроме прямой речи героев.
Обычно повествование ведётся от имени автора или рассказчика, причём повествователи могут меняться. Точки зрения разных повествователей отличаются их осведомлённостью о событиях, оценкой, а также пространственно-временными характеристиками.
Например, в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова трижды происходит смена субъекта повествования: вначале это сам автор, затем Максим Максимыч, потом Печорин. Точка зрения субъекта повествования определяет структуру произведения, служит для выражения авторского замысла.
Так, Лермонтов меняет повествователей, как бы постепенно приближаясь к «герою нашего времени»: сначала совсем не знавший его автор, потом хорошо знакомый с ним Максим Максимыч, потом он сам.
Точки зрения в повествовании могут постоянно меняться, смешиваться, образовывать сложное единство, как в произведениях Ф. М. Достоевского.
Месть
Конечно, тема романа не всегда должна быть позитивной. Это может быть отрицательный атрибут, который может вдохновить читателей на лучший жизненный путь. Вот несколько примеров вреда мести в основных литературных произведениях:
- Граф Монте Кристо Александр Дюма обыгрывает тему мести практически со всех сторон и точек зрения. Это также играет на тему власти, потому что, как только граф занимает власть, он раздает месть тем, кто причинил ему боль на этом пути.
- Девушка, которая пнула шершень Стига Ларссона — главная героиня, которая мстит тем, кто ложно обвинил ее в предыдущей книге серии, Девушка, игравшая с огнем.
Макбет Уильяма Шекспира тема мести связана с тем, что один из персонажей, Макдуф, прилагает много усилий, чтобы отомстить Макбету после того, как узнает о смерти своей семьи.
Посмотреть и скачать PDF
Чем различаются тема и главная мысль текста
На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы проанализируем ВПР 8-го класса или ОГЭ по русскому языку, чаще встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намеки и выводы, которые делает сам читатель.
Давайте сначала разберемся с основными понятиями.
Тема текста — это то, о чем говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, природе, взаимоотношении людей, войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.
Также главную мысль часто называют проблемой текста.