Другие жанры
Летопись представляла собой подробную запись Разумеется, главной чертой в произведениях этого жанра являлась публицистичность. В них почти не использовались художественные средства. Само название объясняется тем, что записи вносились ежегодно, и каждая из них начиналась со слов: «В лето…».
Авторы стремились создать и утвердить модель поведения для любого древнерусского человека. Для этого они создавали своеобразные поучительные произведения, которые, как правило, входили в состав летописей. Нормы, которые в них указывались, касались каждого — от князя до простолюдина. Такой жанр в древней литературе называется поучением.
Воинская повесть изображала сражения русских воинов с внешним врагом. Подобные произведения могли быть частью летописи. Но нередко являлись и отдельным полноценным творением.
Многие древнерусские произведения ценны благодаря своему документальному характеру и являются важными историческими источниками и наследием национальной культуры.
Общие черты художественного стиля древнерусских сказаний
Одной из основных черт стиля древнерусских сказаний является эпическое изложение событий. Авторы сказаний стремились передать эпический стиль и атмосферу древних времен. Изложение происходит в третьем лице, часто с применением повествовательного речи.
Другой характеристикой стиля является использование архаического языка. Древнерусские сказания были созданы в древнерусской эпохе и отражают язык того времени. В сказаниях часто встречаются слова и выражения, которые уже вышли из употребления в современном языке.
Сказания также отличаются использованием поэтических приемов. В текстах сказаний можно встретить стихотворные эпитеты, такие как «молодец-киевлянец» или «храбрые витязи». Такие приемы придают тексту эстетическую и эмоциональную насыщенность.
Одной из основных черт стиля древнерусских сказаний является героическость и подвижничество. В сказаниях часто описываются подвиги героев, их победы над врагами и защиту Родины. Герои сказаний обладают сверхъестественными способностями и часто сражаются с мифическими существами.
И, наконец, сказания отличаются соблюдением жанровых канонов. Различаются сказания о происхождении, исторические сказания и сказания о героях. Каждый жанр имеет свои особенности, которые авторы соблюдают при написании сказаний.
Основные черты художественного стиля древнерусских сказаний: |
---|
• Эпическое изложение событий |
• Использование архаического языка |
• Использование поэтических приемов |
• Героическость и подвижничество |
• Соблюдение жанровых канонов |
Тематика и сюжеты
Еще одной популярной темой является историческая сюжетная линия. В сказаниях описываются события, происходившие в древней Руси, жизнь князей, битвы и сражения. Такие сказания являются важными источниками информации о прошлом и помогают воссоздать историческую картину.
Также в сказаниях встречаются сюжеты о любви и семейных отношениях. Они рассказывают о страсти и предательстве, о верности и любви, о трудностях, с которыми сталкиваются герои. Эти сказания позволяют погрузиться в атмосферу любовных историй и пережить эмоции героев.
Также стоит отметить, что сказания часто содержат мифологические мотивы и элементы фантастики. Они рассказывают о драконах, ведьмах, колдунах и других магических существах. Это придает сказаниям особый магический и загадочный оттенок.
Таким образом, тематика и сюжеты сказаний древнерусской литературы разнообразны и позволяют читателю погрузиться в разные миры и эпохи, ощутить дух древности и пережить разные эмоции.
Житие
Различные формы имеют произведения, которые включает в себя древняя литература. Житие — один и жанров той эпохи. Он относится к церковной литературе. Предметом изображения в таких произведениях являются жизнь и деяния святых.
Житие — это своего рода художественная биография той или иной легендарной личности, которая причислена к лику святых. Произведение в этом жанре, как правило, повествует о событиях, охватывающих период с момента появления главного героя на свет и до самой его смерти. Композиция имеет кольцевое построение. Яркий пример — «Житие Сергия Радонежского».
Следует сказать, что ни одно из творений древнерусских авторов не стоит обособленно. Произведения дополнялись друг другом, разрастались, в них вписаны были постепенно новые рассказы о чудесах, связанных с деяниями святых. Такой характер имеют и воинские повести, сюжеты которых переплетаются друг с другом.
Святость героев «Повести о Петре и Февронии» — миф или реальность?
В течение веков, «Повесть о Петре и Февронии» была символом счастливой и божественной любви двух главных героев. Однако, многие скептики сомневаются в реальности их святости, если таковая имеется.
Некоторые люди полагают, что святость Петра и Февронии является всего лишь мифом, созданным с целью подчеркнуть красоту древней славянской культуры и их религиозных верований. Однако, неустанный поток паломников в народный храм в Костроме, где находятся святые мощи, опровергает подобное мнение.
Также, стоит отметить, что Петр и Феврония изображены как идеальные герои в «Повести о Петре и Февронии». Они предстают перед нами как непогрешимые, чистые и гуманные личности. Это приводит нас к мысли, что реальность святости Петра и Февронии не противоречит легенде, а наоборот — подтверждает ее.
Таким образом, святость Петра и Февронии в «Повести о Петре и Февронии» является неотъемлемой частью нашей истории и религиозной культуры. Они были лидерами своего времени и служили примером для многих поколений. Как результат, мы можем справедливо сказать, что Петр и Феврония были святыми людьми и их история не только святая, но и истинная.
Значение сказания в древнерусской литературе
Сказание в древнерусской литературе имеет особое значение и играет важную роль в формировании национальной культуры и идентичности. Эти произведения были переданы устным народным творчеством из поколения в поколение и выполняли различные функции.
Первоначально сказания служили способом передачи и сохранения исторической памяти
Они рассказывали о героях и событиях, которые имели важное значение для общества. Сказания помогали сохранить народные предания, легенды и мифы, которые передавали мудрость предков и являлись основой для формирования национального сознания
- Сказания также выполняли функцию нравоучительной литературы. В них рассказывались истории о доблести, честности, мужестве и других достоинствах, которые должны были стать примером для подражания. Такие сказания формировали моральные ценности и нормы поведения у слушателей.
- Одна из важных функций сказания – распространение религиозных и философских учений. В них передавались знания о богах, провидцах, ритуалах и обрядах, которые были неотъемлемой частью древнерусской веры. Сказания помогали распространять и укреплять религиозные верования народа.
Кроме того, сказание выполняло развлекательную функцию, позволяя людям отвлечься от повседневных забот и насладиться увлекательным историческим или фантастическим рассказом. Они передавались во время праздников, сборищ и других общественных мероприятий и являлись источником радости и развлечения для слушателей.
Жанры
Древнерусская литература чаще всего решала прикладные задачи нравоучительного или политического характера, что в значительной мере ограничивало ее жанровое разнообразие.
Самый большой блок представлен религиозно-богословской литературой, включающей в себя евангелия, богослужебные тексты, жития святых, учения о вере и нравственности и т.д.
Житие — это биографический литературный жанр, который содержит описание жизни и деятельности святых. Житийная литература также называется агиографией — от греческого «агиос» — «святой» и «графо» — «писать».
Жития служили для прославления святых и содержали множество магических и чудотворных элементов. Они имели огромное значение для формирования религиозного мировоззрения и повышения духовной культуры древнерусского общества.
Пример 1
Одним из примеров агиографической литературы является «Повесть о житии благоверного Александра Невского», написанная в XIII веке. В ней описывается жизнь и подвиги князя Александра Невского, который защищал русскую землю от шведской и тевтонской агрессии.
Популярным жанром были Четьи-Минеи. Они предназначались не только для церковного, но и для домашнего чтения. В них содержались жития, притчи, сказания, тексты поучительного характера.
Примечание 2
Название «Четьи-Минеи» происходит от греческого «минайя» — «месяцы», так как тексты были распределены по месяцам.
Этот жанр возник в Византии в IX веке и постепенно распространился по всем православным странам. В России первоначально Четьи-Минеи содержали только переводные греческие тексты, а с XVI века в них стали включаться и русские произведения.
Помимо религиозных книг на Руси активно развивалось летописание. Летописи относят к жанру исторической или мемориальной литературы.
Летопись — это годовая хроника событий, происходивших в государстве. Запись каждого года начиналась со слов «в лето…» (то есть «в году…»), отсюда произошло это название.
Летописи писались в монастырях и содержали информацию о государственной жизни, укреплении веры, о ходе войн и т.д.
Пример 2
Самой известной древнерусской летописью является «Повесть временных лет», написанная летописцем Нестором около 1113 года. Она содержит описание событий с 852 года до 1110. В третьей редакции последнее событие датируется 1117 годом.
Со второй половины XV века появляются хронографы. От летописей они отличались тем, что в них делалась попытка привести исторические знания в систему. Помимо сведений из русских источников в них встречаются заимствования из некоторых европейских хроник.
Отдельный вид древнерусской литературы — это канонико-юридические книги. В них фиксировались законы, нормы и правила, которые в то время существовали в обществе. К ним относятся сборники законов («правды»), судебники, договоры, грамоты, кормчие книги.
Кормчие книги — это собрания церковных законов и правил в православных странах. В их основе были постановления Вселенских и поместных соборов.
В XVI—XVII веках в России появляется жанр полемической публицистики. Она была связана с обсуждением животрепещущих вопросов того времени. Одним из предметов полемики был спор о монастырском землевладении, который развернулся между иосифлянами и нестяжателями. Оппоненты писали публицистические слова и послания, в которых пытались доказать свою точку зрения и опровергнуть мнение противоборствующей стороны.
Пример 3
Например, выдающимся литературным памятником является книга «Просветитель» Иосифа Волоцкого. В ней он страстно обличает «ересь жидовствующих» и призывает бороться за подлинную православную веру.
Современное восприятие древнерусского сказания
Древнерусское сказание, несмотря на свою дорогую историю, остается всегда актуальным и интересным для современного читателя. В наше время оно находит свое восприятие не только в тексте, но и в других формах искусства.
Сказания о славных подвигах древнерусских героев остаются вдохновляющими для поколений, как они были для наших предков. Многие сюжеты сказаний перекочевали в современную литературу, кино, театр и даже видеоигры.
Модернизация сказания
Одним из самых известных примеров модернизации древнерусского сказания можно назвать фильм «Викинг» режиссера Андрея Кравчука. В этой картины рассказывается история о великом воине Велимире, который встает на пути вражеской армии и спасает свою родину. Фильм активно использовал мотивы и сюжеты древнерусского сказания, а также историческую битву на реке Калке.
Также древнерусское сказание нашло свое отражение в современных романах, где авторы используют героев и сюжеты сказаний для создания увлекательного сюжета. Например, роман «Скотный двор» Георгия Галина частично основан на сказаниях о богатырях и их подвигах.
Значение древнерусского сказания
Древнерусское сказание имеет огромное значение для формирования культурного наследия и самосознания народа. Оно позволяет нам лучше понять и прочувствовать историю, традиции, менталитет и духовные ценности древнерусского общества.
Сказания также важны для сохранения и передачи исторической памяти. Они помогают нам узнать о героических подвигах и жизни наших предков, тем самым сохраняя их историю для будущих поколений.
Кроме того, древнерусское сказание вносит свой вклад в развитие современной культуры. Оно предлагает нам новые идеи, образы и мотивы, которые активно используются в различных формах искусства, и вносят свою ноту в современное творчество.
Сюжет «Садко» в русской культуре
К сюжету о Садко и мотивам былины неоднократно обращались авторы разных эпох, представляющие различные виды искусства. Ниже приведены некоторые примеры.
В литературе
Стихотворение «Садко» есть в творческом наследии русского поэта и писателя Алексея Константиновича Толстого. Это авторская интерпретация сюжета о Садко и Водяном царе. Поэтическое произведение написано в 1871–1872 годах.
Одноименную сказку по мотивам былины написал Александр Николаевич Нечаев — русский сказочник и ученый-фольклорист. Произведение представляет собой достаточно близкий к оригиналу вольный пересказ, он немного отличается от классического былинного сюжета. Одним из важных героев сказки Нечаева является Водяной — хозяин Ильмень-озера, которого нет в фольклорных текстах. При этом мотив, связанный с Николаем Чудотворцем, в сказке отсутствует. На некоторых ресурсах текст сказки Нечаева преподносится в качестве самой былины.
Театр и музыка
Театральное и музыкальное искусство переплетаются в жанре оперы. Классикой отечественной академической музыки стало произведение Николая Андреевича Римского-Корсакова, по мотивам новгородской былины о Садко. Опера «Садко» создавалась композитором в 1880-х – 1890-х годах. Первая постановка состоялась в 1887. Либретто, так в опере называется текстовая и сюжетная составляющая произведения, было написано совместно Римским-Корсаковым и Владимиром Бельским.
В современную эпоху популярен такой музыкально-театральный жанр, как мюзикл. На основе былин о Садко создано несколько мюзиклов. В московском «Фольклорном центре под руководством Людмилы Рюминой» представлен авторский спектакль известного музыканта, актера и композитора Глеба Матвейчука.
Кинематограф и мультипликация
В советском кинематографе сюжет о Садко был воплощен ещё в 1952 году в музыкальном фильме-сказке режиссера Александра Птушко по сценарию Константина Нечаева. Первоисточником для фильма считается не столько само былинное сказание, сколько одноименная опера. В кино используются фрагменты произведения Римского-Корсакова.
Не так давно отечественные мультипликаторы представили полнометражный анимационный фильм «Садко». Он позиционируется как экранизация былины. Мультфильм Сергея Волкова и Виталия Мухамедзянова вышел на экраны в 2018 году.
Сюжетная структура «Слова»
Завязка помещена, как ни странно, не в начало произведения, а немного дальше
Такая структура объясняется тем, что автор предпочел прежде уделил внимание вступлению. В нем он определил временные рамки своего произведения и ознакомил читателей со своей своеобразной манерой повествования
Завязка — это решение Игоря отправиться в поход.
Развитие сюжета — это такие события, как солнечное затмение и первый бой. В кульминации речь идет о поражении русского войска и пленении Игоря. Развязкой сюжета является побег из неволи, а также ликование жителей земли русской.
Жанр «Слова о полку Игореве» определяют по-разному. Это и песня, и поэма, и героическая повесть. Скорее всего, это произведение можно отнести к одному из основных художественных направлений — слову. Следует рассмотреть и другие жанры древней литературы. Некоторые имеют самобытный характер, другие заимствованы из иных источников.
Период древнерусской литературы
Период древнерусской литературы — это временной отрезок в истории русской литературы, который охватывает примерно XI—XVII века. В этот период на Руси формировались собственные письменные традиции и создавались уникальные литературные памятники.
Изучение древнерусской литературы сопряжено с огромным количеством трудностей:
- Недостаток первоисточников — большинство древнерусских рукописей не дошли до наших дней, а те, что сохранились, зачастую повреждены и неполны. Это затрудняет исследование и интерпретацию текстов.
- Сложности с переводом — церковнославянский язык сильно отличается от современного русского языка, что затрудняет его понимание и перевод на другие языки. Необходимость использования устаревших слов и выражений, специфических грамматических конструкций и языковых форм создает определенные трудности для современных исследователей.
- Проблемы датировки — древнерусские тексты зачастую не содержат дат, что затрудняет определение времени их создания и вызывает трудности в интерпретации связанных с ними исторических событий.
- Отсутствие авторства — многие рукописи не имеют определенного автора, что затрудняет исследование и интерпретацию их содержания.
- Трудности с интерпретацией — часто в текстах содержатся обращения к историческому контексту или метафоры, которые не всегда легко понять и интерпретировать современному исследователю.
- Наличие искажений — в некоторых древнерусских текстах содержатся искажения исторических фактов, что затрудняет оценку их достоверности.
- Множество редакций — на протяжении столетий рукописи копировались и переписывались множество раз, и каждый новый список мог содержать свои особенности. Это создает проблему определения «истинного» текста. Исследователям приходится проводить сравнительный анализ разных списков, выявлять отличия и выбирать наиболее правдоподобную версию оригинала.
- Возможность подделок — в силу того, что большинство рукописей было создано вручную, существует риск, что тексты могли быть изменены или подделаны в процессе копирования и передачи от поколения к поколению. Также существует возможность, что авторы или копиисты могли добавлять свои собственные комментарии или изменять тексты с целью адаптировать их под конкретную аудиторию. Кроме того, некоторые тексты могли быть подделаны в более поздние периоды, например, с целью оправдания захвата власти.
Для изучения древнерусской литературы необходимо проводить обширный анализ и сравнение различных списков текстов, чтобы выявить подделки и установить наиболее точную и достоверную версию. Это требует большого количества времени и тщательности, а также специальных экспертных навыков в области палеографии.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Палеография — это наука, которая занимается изучением древних рукописей, их чтением, датированием, классификацией и описанием. Она исследует различные аспекты рукописных материалов, включая стиль письма, язык, орфографию и прочие особенности, связанные с эволюцией письменности.
В развитии древнерусской литературы обычно выделяют следующие этапы:
- Домонгольский период — это время от возникновения славянской письменности до завоевания Древней Руси монголо-татарами. Самые древние из дошедших до наших дней памятников письменности датируются X веком. Это отдельные кириллические надписи на найденных предметах и «Новгородский кодекс». В XI веке были написаны «Остромирово Евангелие», «Правда Ярослава», «Изборники Святослава». В XII веке создана «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве».
- Литература периода ига — к ней относятся памятники письменности, созданные со второй половины XIII по конец XV века. Наиболее значительные произведения данного периода — «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о нашествии Батыя», «Сказание о Мамаевом побоище».
- Литература переходного периода — период с XVI по XVII век. В это время появляется большое количество произведений разных жанров, распространяется книгопечатание. Создаются хронографы, религиозно-философские трактаты, сочинения по риторике и грамматике. Также в это время возникает литературный жанр «повести», представители которого пишут произведения о реальных и вымышленных событиях из жизни русского народа. Примеры — «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть о Горе-Злочастии».
Развитие сказания в древнерусской литературе
Сказание – это один из самых популярных жанров древнерусской литературы. В нем наряду с историческими событиями отображаются элементы фольклора и мифологии, что делает сказания уникальными произведениями исторической и литературной значимости.
Первые упоминания о сказаниях встречаются в древнерусских летописях, таких как «Повесть временных лет». В этих летописях рассказывается о различных исторических событиях, персонажах и героях, которые стали основой для создания сказаний.
В процессе развития древнерусской литературы, сказания становятся все более популярными. Они начинают активно использоваться в целях просвещения и развития народа. Сказания передавались устным народным творчеством и дополнялись новыми деталями и сюжетами.
Особенностью сказаний в древнерусской литературе является то, что они не только передавали историческую информацию, но и включали элементы фантастики и мифологии. В сказаниях встречаются персонажи с необычными свойствами и способностями, магические предметы, сказочные существа.
Сказания в древнерусской литературе имеют разнообразные тематики. Они могут рассказывать о героических подвигах героев, о битвах и сражениях, а также о любовных историях и приключениях. Благодаря этому разнообразию, сказания нашли широкую аудиторию и стали популярными в кругах знати и простого народа.
Сказания в древнерусской литературе также использовались для пропаганды и укрепления власти. Они передавали идеалы и ценности того времени, призывали к верности и патриотизму. Распространение сказаний помогало создать единую национальную идею и укреплять духовные связи в обществе.
В целом, сказания в древнерусской литературе играли важную роль в формировании культуры и идентичности народа. Они передавали историческую информацию, учили морали и этике, и развивали фантазию и воображение читателей и слушателей.
“Житие” Аввакума, бытовые повести
В 17 веке написано автобиографическое произведение жившим в период с 1620 по 1682 гг. протопопом Аввакумом – “Житие”. Оно изложено в учебнике “Древнерусская литература” (9 класс). Особенностью текста является сочный, живой язык, то разговорно-бытовой, то высокий книжный.
В этот период создаются и бытовые повести о Фроле Скобееве, Савве Грудцыне и других, отражающие самобытный характер древнерусской литературы. Возникают переводные сборники новелл и рыцарские романы. Развивается стихотворство (известные авторы – Сильвестр Медведев, Симеон Полоцкиц, Карион Истомин).
17 веком завершается история древнерусской литературы, и наступает следующий этап – литература нового времени.
Известные древнерусские произведения
Слово о полку Игореве
В конце 12 века неизвестным сказителем был создан гениальный литературный памятник древних славян «Слово о полку Игореве», в нем описывается поход на половцев князя Игоря Святославича из Новгород-Северского княжества, закончившийся неудачей и имевший печальные последствия для всей русской земли. Автора тревожит будущее всех славянских народов и их многострадальной Родины, вспоминаются прошлые и нынешние исторические события.
Данное произведение отличается наличием только ему присущих характерных черт, здесь наблюдается оригинальная переработка «этикетных», традиционных приемов, удивляет и поражает богатство и красота русского языка, завораживает тонкость ритмического построения и особая лирическая приподнятость, восхищают и вдохновляют народность сути и высокий гражданский пафос.
Илья Муромец и Соловей-Разбойник
Былины представляют собой патриотические песни-сказания, в них рассказывается о жизни и подвигах богатырей, описываются события в жизни славян в 9-13 веках, выражаются их высокие моральные качества и духовные ценности. Знаменитая былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» написанная неизвестным сказителем рассказывает о героических подвигах известного защитника простого русского люда могучего богатыря Ильи Муромца, смысл жизни которого заключался в служении отчизне и защите её от врагов русской земли.
Главный отрицательный персонаж былины – мифический Соловей-разбойник, наполовину человек, наполовину птица, наделенный разрушающим «покриком звериным», является олицетворением разбойничества на Древней Руси, приносившего много бед и зла простым людям. Илья Муромец выступает как обобщенный образ идеального героя, воющего на стороне добра и побеждающего зло во всех его проявлениях. Конечно, в былине много преувеличений и сказочного вымысла, что касается фантастической силы богатыря и его физических возможностей, а также разрушительного действия свиста Соловья-Розбойника, но главное в этом произведении это высшая цель и смысл жизни главного героя богатыря Ильи Муромца — мирно жить и трудиться на родной земле, в трудную минуту всегда быть готовым прийти на помощь Отечеству.
Садко
Много интересного об укладе жизни, быте, верованиях и традициях древних славян можно узнать из былины «Садко», в образе главного героя (купца-гусляра Садко) воплощены все самые лучшие черты и особенности загадочной «русской души», это и благородство, и щедрость, и смелость, и находчивость, а также безграничная любовь к Родине, недюжий ум, музыкальный и певческий талант. В этом эпосе удивительно переплетены как сказочно-фантастические, так и реалистические элементы.
Царевна-Лягушка
Одним из популярнейших жанров древнерусской литературы являются русские сказки, в них описываются фантастические выдуманные сюжеты, в отличие от былин, и в которых обязательно присутствует мораль, некое обязательное поучение и наставление для подрастающего поколения. Например, всеми хорошо известная с детства сказка «Царевна-Лягушка» поучает маленьких слушателей не торопиться там, где не нужно, учит добру и взаимовыручке и тому, что добрый и целеустремленный человек на пути к своей мечте преодолеет все преграды и трудности и обязательно достигнет желаемого.
Древнерусская литература, состоящая из собрания величайших исторических рукописных памятников, представляет собой национальное достояние сразу нескольких народов: русского, украинского и белорусского, является «началом все начал», истоком всей русской классической литературы и художественной культуры в целом. Поэтому знать её произведения, гордиться великим литературным талантом своих предков обязан каждый современный человек, считающий себя патриотом своего государства и уважающий его историю и величайшие достижения своего народа.
Мое личное отношение к героям «Повести о Петре и Февронии»
Петр и Феврония – это герои, которые вдохновляют на добрые поступки и позитивные эмоции. Они настоящие любовники и своей искренностью доказывают, что любовь настоящая – это не только сила воображения, но и самое настоящее чувство, которое может изменить жизнь к лучшему.
Кроме того, герои «Повести о Петре и Февронии» служат примером истинной христианской веры и милосердия
Они помогают людям в трудные моменты, утешают и напоминают о важности любви и духовности. Их подвиги и поступки всегда наполнены чистой радостью и надеждой на лучшее
Мое личное отношение к героям «Повести о Петре и Февронии» положительно и вдохновляюще
Они помогают мне верить в любовь и ее силу, а также напоминают о важности душевности и заботы о людях вокруг. Я горжусь тем, что моя Родина создала такие красивые образы героев и благодарна автору за то, что он подарил нам такую замечательную «Повесть о Петре и Февронии»
- Герои «Повести о Петре и Февронии» мотивируют простых людей на добрые поступки;
- Они служат примером чистой любви и веры;
- Мое личное отношение к героям только положительное и вдохновляющее.
«Слово о Законе и Благодати»
Древнейшим произведение оригинальной древнерусской литературы, дошедшим в целом виде, является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона.
Замечание 2
Д.С. Лихачев считает митрополита Иллариона первым русским писателем.
«Слово о Законе и Благодати» появилось примерно в 1049 году. Более ранних собственно древнерусских произведений (непереводных), сохранившихся в первоначальном виде, нет.
Для отечественной культуры это произведение имеет значение еще и потому, что является памятником формирующегося национального самосознания, когда на смену племенному мышлению приходят новые понятии и представления – «русская земля», «русский народ».
Новый стиль: экспрессивно-эмоциональный
В период 14-50-х гг. 15 века меняется древнерусская литература. Что такое экспрессивно-эмоциональный стиль, возникший в это время? Он отражает идеологию и события периода объединения вокруг Москвы северо-восточной Руси и формирования централизованного русского государства. Тогда в литературе стал проявляться интерес к личности, психологии человека, его внутреннему духовному миру (хотя еще лишь в рамках религиозного сознания). Это привело к росту в произведениях субъективного начала.
Так и появился новый стиль – экспрессивно-эмоциональный, в котором следует отметить словесную изощренность и “плетение словес” (то есть использование орнаментальной прозы). Эти новые приемы были призваны отразить стремление к изображению чувств отдельного человека.
Во второй половине 15 – начале 16 вв. возникают повести, которые восходят по своему сюжету к новеллистического характера устным рассказам (“Повесть о купце Басарге”, “Повесть о Дракуле” и другие). Заметно увеличивается число переводных сочинений беллетристического характера, большое распространение в то время имеет жанр легенды (например, “Сказание о князьях Владимирских”).
Происхождение жанра сказания
Сказание – это жанр древнерусской литературы, который изначально передавался устным народным творчеством и представляет собой описание реальных и вымышленных событий с использованием легендарных и мифических элементов. Жанр сказания имеет свои особенности и основывается на древних традициях и культуре народа.
Происхождение жанра сказания связано с древним писаным документом – «Слове о полку Игореве». Это литературное произведение было написано на русском языке в конце XII века и является первым памятником литературы, в котором проявились основные черты жанра сказания.
Основные черты жанра сказания, которые можно выделить по «Слову о полку Игореве» и другим древним произведениям, включают:
- Употребление архаичного языка и сложной структуры предложений;
- Частое использование эпитетов и поэтических образов;
- Сильное влияние религиозности и веры народа;
- Описание героических поступков и боевых сражений;
- Использование легендарных и мифических элементов, таких как волшебство и магические существа.
Эти черты сказаний указывают на то, что они тесно связаны с религиозными и культурными верованиями древних славян и отображают важные аспекты их жизни и ценностей.
Жанр сказания с течением времени эволюционировал и развивался, превращаясь из устного народного наследия в письменную литературу
Важное значение в его развитии имело «Слово о полку Игореве» – первый памятник древнерусской литературы, который стал основой для дальнейшего развития жанра сказания и его преобразования в более поздних произведениях
Примеры древнерусских сказаний:
Название
Автор
Описание
Слово о полку Игореве
Неизвестно
Эпическое повествование о походе князя Игоря Святославича против половцев
Задонщина
Неизвестно
Сказание о героических подвигах древнего русского воителя Задона
Разбой на Хортице
Неизвестно
Историческое сказание о разбое на границе Донской земли