Одоевский «мороз иванович»

Конспекты уроков по литературному чтению, 3 класс. одоевский «мороз иванович»

Краткое содержание:

Жили с нянюшкой две девочки – Ленивица и Рукодельница. Рукодельница все по дому умела делать, помогала нянечке. А Ленивица ничего не делала, только ела, скучала, в окно смотрела, да мух считала. Как-то пошла Рукодельница водицы набрать, да уронила ведро в колодец. Чтобы достать ведерко, она спустилась вглубь на веревке. Перед ней оказалась печка с говорящим пирожком, который попросил достать его. Девочка так и сделала. Затем ей встретилась говорящая яблоня с золотыми яблочками, она и яблок тоже собрала.

Пришла к дому старичка, Мороза Ивановича. Угостила его пирожком и яблоком. Старик предложил ей остаться у него на 3 дня, послужить ему, а за это обещал вернуть ведерко. Рукодельница осталась и выполнила все задания старичка – взбила снежную перину, приготовила обед, заштопала одежду. Мороз Иванович остался доволен и отдал ей ведерко, наполнив его серебряными монетками и подарил булавочку с бриллиантом.

Когда Рукодельница домой вернулась, нянечка ее похвалила и отправила Ленивицу в колодец, чтобы та тоже денежек заработала. Но Ленивица ничего делать не стала, не захотела пирожок достать и яблоки собирать. А в доме старичка только ела, пила, что он приготовил. Дал он ей за такую «службу» большой кусок льда и замороженный кусок ртути. Принесла свои «богатства» Ленивица домой, думая, что ей дали большой бриллиант и серебряный слиток, да все растаяло.

Главные герои:

Рукодельница – умная, послушная и трудолюбивая девочка, которая хорошо умела делать домашнюю работу.

Ленивица – сестра Рукодельницы, ленивая и нечестная, захотевшая обмануть Мороза Ивановича и получить денежку без труда.

Мороз Иванович – старичок-волшебник, живущий в колодце, покровитель зимы.

Нянюшка Прасковья – строгая женщина, жившая с девочками и присматривающая за ними.

План пересказа:

1.Описание жизни и характера девочек.

2.Рукодельница роняет ведерко в колодец и спускается за ним.

3.Путь девочки к дому Мороза Ивановича мимо печки и яблоньки.

4.Встреча девочки и Мороза Ивановича.

5.Рукодельница остается на службе у старичка.

6.Мороз Иванович отпускает ее с подарками.

7.Ленивица спускается в колодец и идет к дому старика.

  1. Описание пребывания ленивой сестры у Мороза Ивановича.

9.Получение «даров» и возвращение Ленивицы.

Жизнь и биография Одоевского

Одоевский начал свою литературную карьеру еще в молодости, публикуя свои произведения в различных журналах. Его первая книга, «Пушкин и его друзья», вышла в свет в 1829 году. В дальнейшем он стал известен своими рассказами, повестями и романами.

Одоевский был одним из представителей так называемой «малой прозы» — жанра, который характеризовался философскими размышлениями и тонкомысленностью.

Одоевский был увлечен музыкой и даже написал несколько музыкальных произведений. Благодаря своим интересам в области музыки и его приверженности к идеям славянофильства, Одоевский стал одним из ведущих фигур русской музыковедческой мысли.

Помимо своей литературной деятельности, Одоевский был активным общественным деятелем, который боролся за социальную справедливость и распространение образования. Он также занимался благотворительностью и помогал нуждающимся.

Владимир Фёдорович Одоевский умер 11 января 1869 года в Москве, но его творчество и идеи продолжают влиять на современных писателей и читателей. Он оставил яркий след в истории русской литературы и культуры.

Языковые особенности

Действие сказки разворачивается в замкнутом пространстве — доме Дедушки Мороза. Автор смог сделать своё произведение поэтичным, наделённым особым ритмом, напевностью. Сразу видно, что писатель положительно относится к происходящим событиям. К Рукодельнице рассказчик проявляет симпатию, а к Ленивице — незлую насмешку и осуждение. Автор живописно описывает ледяной дом.

Одоевский применяет уникальные просторечные слова: студенец, горемычная, отзнобишь. А также он использует уменьшительно-ласкательные имена существительные: нянюшка, травка, старичок, уголёк.

В своей сказке Владимир Иванович наглядно показал читателям, что труд украшает человека. На основе произведения поставлены мультипликационный и художественный фильмы.

Подробный план сказки

I. Введение

II. Первая часть истории — Рукодельница

  1. Характеристики Рукодельницы (умная, деловая)
  2. Описание ее ежедневных обязанностей
  3. Несчастный случай с колодцем
  4. Появление пирожка в печке и яблок на дереве
  5. Встреча с Морозом Ивановичем и выполнение заказа
  6. Проживание у Мороза Ивановича

III. Вторая часть истории — Ленивица

  1. Характеристики Ленивицы (ленивая, бездельница)
  2. Неудачная попытка повторить похожий опыт Рукодельницы
  3. Ленивый относительно Мороза Ивановича
  4. Возвращение домой и разочарование

IV. Заключение

  1. Распад ртутью серебряного слитка и таяние бриллианта
  2. Петух и его остроумная реакция
  3. Итоговое сопоставление судеб двух героев
  4. Заключительные мысли

Популярные сегодня темы

Осенью Лис раздумывает: Скоро птицы улетят схожу я на речку поохотится. Пришел на озеро и видит стая уточек у самого берега плавает. Подкрался незаметно к ним Лис улучил момент, кинулся

Я очень сильно люблю свою маму. Она у меня самая красивая. Каждое утро ее можно увидеть сильно растрепанной, только что проснувшейся, такой какой ее сделала природа.

Число страниц: 9

Главные герои: Ленивица, Рукодельница, Мороз Иванович.

Второстепенные герои: нянюшка.

Характеристика главных героев:

Мороз — строгий, величественный, но добрый.

Справедливый и мудрый.

Рукодельница — простая и работящая.

Добрая, отзывчивая и любознательная.

Помогла старику и получила награду.

Ленивица — злая, грубая и ленивая.

Получила урок за свои капризы.

Характеристика второстепенных героев:

Нянюшка — строгая и сердитая.

Жили две совершенно разные сёстры: одна ленивая, а вторая работящая.

Так их и звали — Ленивица и Рукодельница.

Однажды Рукодельница уронила ведро в колодец, и нянюшка велела ей его достать.

Спустилась девочка в колодец, а там печка с пирогами и яблоня с плодами.

Рукодельница пироги перевернула, печка ей с собой дала.

Яблоню обтрясла, дерево ей плодов дала.

Пришла Рукодельница к Морозу, угостила старика и работать у него стала.

Всё что старик не прикажет — сделает. И всё у неё хорошо получалось.

Доволен остался Мороз, наградил девочку серебряными пятаками и бриллиантом.

Завидно стало Ленивице, тоже в колодец спустилась.

Пироги не тронула, яблоки не обтрясла.

Пришла к Морозу, а тот её работать заставляет.

Всё делала Ленивица плохо, и остался Мороз недоволен.

Подарил девочке бриллиант, а тот в сосульку превратился.

Подарил серебряный слиток, а тот растаял.

План сказки:

  1. Разные сёстры.
  2. Потеря ведёрка.
  3. Подколодезный мир.
  4. Знакомство с Морозом.
  5. Три дня у Мороза.
  6. Щедрые дары.
  7. Зависть.
  8. Безделье Ленивицы.
  9. Ледяная сосулька.

Детский рисунок-иллюстрация

Главная мысль сказки в том, что как трудишься, такую награду и получаешь.

Основная идея сказки в том, что слава и богатство трудом зарабатываются.

Чему учит сказка:

Сказка учит любить труд, быть вежливыми и с уважением относиться к старшим.

Учит не лениться и не бездельничать.

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что лень никогда не станет источником дохода и богатства.

От неё одни убытки.

Вот трудолюбивая Рукодельница не ленилась, тщательно выполняла все задания и получила достойную награду.

А её ленивая сестра ничего не делала как следует, но хотела тоже получить награду.

И получила, но такую, какую в карман не положишь.

Это очень интересная, волшебная сказка, в которой рассказывается о пользе мороза и снега.

Автору удалось не только написать поучительную историю о пользе труда, но и в популярной форме рассказать, почему не вымерзает трава во время зимних холодов.

Откуда берётся угарный газ, и зачем нужен мороз.

Мне очень понравилась рукодельница, милая, добрая и отзывчивая.

Она никогда не ленилась, а потому заслуженно получила награду.

Мне не понравилась Ленивица, от которой не было никакой пользы.

Да и сама она целыми днями скучала.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что ленивому день кажется скучным, а трудолюбивому весёлым и быстрым.

А значит не надо лениться, лучше потрудиться.

Пословицы к сказке:

  • Какова работа, такова и награда.
  • Труд всегда даёт, а лень только берёт.
  • Кто ленится, тот не ценится.
  • По заслугам и почёт.

Словарь неизвестных слов:

  • Горемычная — неудачница, несчастная.
  • Диковинки — чудеса.
  • Студёная — холодная.
  • Горница — комната в крестьянском доме.
  • Почивать — спать.
  • Леонтьев деятельность сознание личность краткое содержание по главам

      

  • Какие тенденции преобладали в искусстве тоталитарных государств кратко

      

  • План работы совета работы доу

      

  • Почему хочется в школу летом

      

  • Что я должен делать кант кратко

Ивашка и Алёна

Ивашка — мальчик-деревенский житель, умный и открытый для новых приключений. Он очень любит ходить на рыбалку, гулять по лесу и играть с друзьями.

Алёна — девочка, тоже из села. У неё есть мама, папа и младший братик. Она очень добрая и заботливая, всегда готова помочь Ивашке и другим друзьям.

Ивашка и Алёна часто проводят время вместе. Вместе они ходят в школу, играют в прятки, внимательно слушают уроки и выполняют задания домашней работы.

Однажды, в холодную зимнюю ночь, Ивашка и Алёна узнали, что в лесу живёт загадочный Мороз Иванович. Вместе они решили отправиться на поиски его дома и узнать больше о нём.

Так начинается захватывающее приключение Ивашки и Алёны, в котором они станут настоящими героями и преодолеют множество испытаний.

Литературное чтение. 3 класс

В одной избы жили две сестры: трудолюбивая Рукодельница и ленивая Ленивица, у них также была нянька по имени Прасковья. Рукодельница была умной и работящей девочкой, она рано вставала и выполняла все обязанности самостоятельно, такие как загораживание печки, приготовление хлеба, уборка избы, кормление петуха и забирание воды из колодца. В то же время Ленивица предпочитала лежать в постели, просить нянюшку надевать носки и завязывать башмаки, а затем сидеть у окна и считать мух.

Однажды, когда Рукодельница шла к колодцу за водой, верёвка оборвалась и ведро упало в колодец. Рукодельница заплакала и пошла к нянюшке, но Прасковья отказалась ей помочь и сказала, что она сама должна решить проблему. Рукодельница спустилась в колодец и нашла там печку с румяным поджаристым пирожком, который пообещал сопровождать её, если она его возьмет. Рукодельница взяла пирожок и положила его за пазуху, затем нашла сад с деревом, на котором росли золотые яблоки. Она собрала яблоки и встретила старика Мороза Ивановича, который предложил ей пожить у него в течение трех дней в обмен на помощь в домашнем хозяйстве. Рукодельница согласилась и прожила у него три дня, выполняя все обязанности без жалоб. В качестве оплаты Мороз Иванович дал ей ведёрко с серебряными монетами и бриллиант для заколочки косы.

Когда Рукодельница вернулась домой, петух закричал, что у неё в ведёрке серебряные монеты. Ленивица также пошла к Морозу Ивановичу, но она не смогла найти пирожок и яблоки, не выполнила никакой работы и Мороз Иванович дал ей только ртуть, которая застыла от холода и начала таять, как только она принесла её домой. Петух закричал, что у Ленивицы в руках ледяная сосулька.

Описание пространства

Сказка «Мороз Иванович» разворачивается в уютном и таинственном лоскутном лесу. Лес представляет собой заросшую и густую растительность, где кажется, что каждое дерево имеет свою историю и тайну.

В самом сердце леса находится маленький деревенский домик, где живет старенькая бабушка и ее добродушный дедушка. Домик выглядит скромно, но нежно, словно сказочное укрытие, где все пропитано теплотой и уютом.

Недалеко от домика стоит старинный деревянный мешок, в котором хранится волшебная картина. Эта картина позволяет Морозу Ивановичу взаимодействовать с различными сезонами и проникать в разные места. Поэтому мешок с картиной является важным предметом в сказке.

Дедушка Мороз Иванович с робкой улыбкой на лице и длинной бородой, которая так искренне сияет на солнце, всегда носит с собой ключ. Этот ключ находится у него на поясе и открывает тайные двери в приключения и сознания.

Выбор места действия

Для создания атмосферы сказки «Мороз Иванович» очень важно выбрать подходящее место действия. Итак, где можно разыгрывать эту замечательную историю?

  • Бабушкина избушка. Можно описать ее в деталях, украсить разноцветными лоскутными занавесями и старинными картинами на стенах. В углу можно разместить старый мешок, который будет важным элементом сюжета. Бабушка будет готовить ягодное варенье, а дедушка разжигать печку.
  • Лес. Действие может происходить в чудесном лесу, где каждое дерево имеет свою историю. Герои будут находить ягодки, играть с лесными зверьками и наблюдать магические происшествия. Лоскутный плащ главного героя будет хорошей подробностью костюма.

Выберите одно из этих мест или придумайте свою собственную локацию для «Мороз Иванович» и полностью погрузитесь в мир сказки!

Описание местности

Представьте себе загадочную местность, где разворачиваются события сказки о Морозе Ивановиче. Это удивительное место, окутанное снежным покровом, словно весь мир погрузился в зимний сон.

Лес здесь особенный. Ветви деревьев украшены какими-то необычными ягодками, яркими и мерцающими. Они кажутся сказочными, словно россыпь драгоценных камней. Их аромат наполняет воздух свежестью и волшебством.

Среди пригорком прячется ключ, замерзший в лоскутном мешочке. Когда находишь его, ощущаешь прилив энергии и открытость возможностей. Ведь этот ключ – ключ к волшебству.

Около дерева стоит дедушка, седой и мудрый. Его борода из спеленных снежинок блестит на солнце, и он похож на великого колдуна, обладающего неисчерпаемой мудростью.

Вдалеке виднеется картина, словно из другого измерения. Она изображает застывший морозом пейзаж, где гармонично переплетаются заснеженные луга, сказочные деревья и мерцающие озера.

Местность, где происходят события сказки о Морозе Ивановиче, наполнена волшебством и загадками. Здесь каждый куст, каждый ветерок, каждый шорох подвластен бабушке Морозке, и она знает все тайны этого мира.

Подробный пересказ

В одном доме жили две сестры одна трудолюбивая другая ленивая, родителей у них не было, за ними присматривала няня. Вот трудолюбивая девочка вставала раньше вех тесто месила, хлеб пекла, в доме убирала. Кроме этого ходила за водой в колодец, животных собаку и петуха кормила, чистую воду им давала.

Ленивая же девочка постоянно ничего не делала, только спала или просто в окно смотрела, когда надоедало лежать, требовала, чтобы няня ее одела, накормила. Вот как то однажды трудолюбивая девочка пошла за водой, а ведро утонуло, она прибежала к няньке, и рассказывает ей свою беду.

Нянька сказала ей, чтоб за ведром она сама в колодец и прыгала, девочка так и сделала. Но оказалась не на дне колодца, а на поляне, там росли цветы, стояла яблоня, девочка взяла яблок себе, собрала, шла по дороге ей пирожки в печке показались. Девочка потрусила яблоню и собрала все яблоки, из печки вытащила пирожки, так как они уже испеклись.

Дальше шла девочка и увидела дом, там оказалось, что живет Мороз Иванович. Он сказал ей, поживи у меня, потом отправлю тебя домой. Вот девочка вставала рано, убирала в доме у Мороза Ивановича, готовила ему еду, штопала одежду.

Кроме этого кормила всех животных, когда прошло три дня, дал ей дедушка ведерко и заколочку, когда она дошла до колодца прыгнула в него и оказалась у себя во дворе с ведром полным серебряных монет, а заколка оказалась с бриллиантом.

Когда увидела это все ленивая сестра, побежала с разбегу прыгнула в колодец, оказалась на поляне, там стояла яблоня попросила ее яблоки струсить, она отказалась. Дальше шла, там печка с пирожками стояла, пирожки просили достать их, потому что уже испеклись, ленивица не стала этого делать.

Шла долго, пришла к дому Мороза Ивановича, пришла и говорит, давай мне дед подарки, а он ей сказал, что нужно три дня поработать у него. Ленивая девочка согласилась. Утром вставала поздно, избу не мела, кушать не готовила, дед готовил еду сам, еще и ее кормил.

Все животные ходили голодные, никто в стойле у них не убирал, так прошло все отведенное время. Вот ленивая девочка сидит, ждет подарков, а дед ей говорит, иди домой, отдал ведро, а там полно монет. Вот она довольная прыгнула в колодец, оказалась дома, посмотрела в ведро, а там угли, и заколка с бриллиантом оказалась обычным куском льда.

Собака как заслышала ее так и протявкала, что ленивица пришла с собой угли и сосульки принесла. Сидит ленивая девочка и плачет, а что она хотела за добро платят добром, а за безразличие и зло отвечают той же монетой.

Пересказ по плану

Жили две девочки в одном доме — Рукодельница и Ленивица, у них была нянюшка. Рукодельница была умная и самостоятельная. Она рано вставала, одевалась без помощи нянюшки, занималась различными делами, такими как топка печи, меска хлеба, уборка избы и кормление петуха. Потом она ходила за водой к колодцу. А Ленивица в это время лежала в постели и когда ей надоест лежать, она просит нянюшку надеть ей носки и завязать шнурки на башмаках. Затем Ленивица садится у окна и считает мух.

Однажды Рукодельница пошла за водой к колодцу, но веревка, на которой было ведро, оборвалась, и ведро упало в колодец. Рукодельница расстроилась и пошла рассказать нянюшке о произошедшем. Но нянюшка, по имени Прасковья, была сердита и сказала, что Рукодельница сама испортила ситуацию и сама должна исправить ее. Рукодельница пошла к колодцу, схватилась за веревку и спустилась по ней на дно. Там она увидела печку, в которой лежал румяный и аппетитный пирожок. На пирожке было написано, что тот, кто возьмет его из печки, будет сопровождать его. Рукодельница достала пирожок и положила его в карман. Затем она увидела сад с золотыми яблоками на дереве. Рукодельница подошла к дереву, потрясла его и собрала яблоки. Далее перед ней сидел старик Мороз Иванович. Они поздоровались, а Рукодельница благодарила старика за пирожок. Старик предложил ей послужить ему, и взамен он отдал ей ведерко.

Рукодельница вернулась домой и сделала много полезных дел. Она убрала в доме, приготовила еду, починила стариковое платье, стирала белье и не жаловалась. Так она прожила три дня у Мороза Ивановича. На третий день Мороз Иванович положил в ведерко горсть серебряных монет и дал ей бриллиант для украшения прически.

Когда Рукодельница вернулась домой, петух закричал, что в ее ведерке есть монеты. Нянюшка сказала Ленивице пойти проверить. Но Ленивица не имела пирожка и яблок, она ничего не сделала. На третий день Мороз Иванович дал ей большой серебряный слиток и большой бриллиант. Ленивица вернулась домой и хвасталась своими дарами. Но слиток оказался ртутью, которая растаяла и разлилась по полу, а бриллиант тоже начал таять. Петух вскочил на забор и закричал, что у Ленивицы в руках ледяная сосулька.

Мороз Иванович

В одном доме жили две девочки—Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вста­вала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на коло­дец за водой ходила.А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась, уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья: «Нянюшка, надень мне чулочки, ня­нюшка, завяжи башмачки», а потом заговорит: «Нянюшка, нет ли булочки?»Встанет, попрыгает да и сядет к окошку мух считать: сколько прилетело да сколько улетело. Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку — да спать не хочется; ей бы покушать — да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать — да и то надоело. Сидит, горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты. Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кув­шины нальёт; да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а по­том Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить да ещё рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим де­лом, а тут, смотришь, и вечер — день прошёл.Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на верёвке, а верёвка-то и оборвись; упало ведро в колодец. Как тут быть?Расплакалась бедная Рукодельница да и пошла к нянюш­ке рассказывать про свою беду и несчастье; а нянюшка Прасковья была такая строгая и сердитая, говорит:— Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведёрко утопила, сама и доставай.Нечего было делать: пошла бедная Рукодельница опять к колодцу, ухватилась за верёвку и спустилась по ней к само­му дну. Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась, смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:—  Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом об­жарился; кто меня из печки возьмёт, тот со мной и пойдёт!Рукодельница, нимало не мешкая, схватила лопатку, вы­нула пирожок и положила его за пазуху. Идёт она дальше.

Перед ней сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят и промеж себя говорят:—  Мы яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студёной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт.Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник.Рукодельница идёт дальше. Смотрит: перед ней сидит ста­рик Мороз Иванович,

седой-седой; сидит он на ледяной лавоч­ке да снежные комочки ест; тряхнёт головой-—от волос иней сыплется, духом дыхнёт — валит густой пар. —  А! — сказал он.— Здорово, Рукодельница! Спасибо, что ты мне пирожок принесла; давным-давно уж я ничего горя­ченького не ел.Тут он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили.

—   Знаю я, зачем ты пришла,— говорит Мороз Ивано­вич, — ты ведёрко в мой студенец опустила; отдать тебе ведёр­ко отдам, только ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. А теперь,— приба­вил Мороз Иванович,— мне, старику, и отдохнуть пора; поди-ка приготовь мне постель, да смотри взбей хорошенько перину.

Страницы: 1

Ключевые события сказки

1. Встреча Мороза Ивановича

Главный герой, мальчик Иван, случайно встречает старого Мороза Ивановича в лесу. Мороз просит Ивана помочь ему найти ключ от его ледяного домика.

2. Отправление Ивана в поиски ключа

Иван отправляется в путь, чтобы найти ключ. Он встречает разных волшебных существ, которые дают ему советы и подсказки.

3. Помощь зайчиком

Вдруг к Ивану присоединяется маленький зайчик, который помогает ему найти ключ. Зайчик подсказывает Ивану, что ключ находится у доброй Бабы Яги.

4. Встреча с Бабой Ягой

Иван и зайчик приходят к Бабе Яге и просят ключ. Баба Яга дает им ключ, но требует принести ей магический амулет в обмен.

5. Находка амулета

Иван и зайчик отправляются на поиски амулета. Они находят его у доброй ведьмы, которая дает его за помощь в ее работе.

6. Возвращение к Морозу Ивановичу

Иван и зайчик возвращаются к Морозу Ивановичу с ключом и амулетом. Мороз благодарит Ивана и использовав ключ и амулет, пускает Ивана в свой ледяной домик.

7. Встреча со сказочными персонажами

Внутри домика Иван встречает разных сказочных персонажей: снеговика, русалку, гнома и многих других. Они веселятся и проводят время вместе.

8. Возвращение домой

По окончании своего приключения Иван возвращается домой счастливый и полон новых впечатлений.

В.Ф. Одоевский. Мороз Иванович, с. 47 — 49

Дек 17

Ответы к стр. 47 – 49

Опиши Рукодельницу и Ленивицу, используя слова: трудолюбивая, заботливая, добрая, ласковая, отзывчивая, грубая, скромная, самонадеянная, невнимательная, неблагодарная, капризная.

Рукодельница трудолюбива, добра, почтительна, скромна, отзывчива. Ленивица ленива, зла, неуважительна, груба, спесива, неуважительна, высокомерна. Автор противопоставил характеры и поведение двух девочек, используя приём контраста .

Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь? Подтверди текстом.

Автор любуется Рукодельницей, в её жизни нет места безделию. Автор противопоставляет ей Ленивицу, показывая отношение девочек к другим людям, к работе, их ум и скромность .

Подтверждаю текстом:

“Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила. А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась. Встанет, попрыгает да и сядет к окошку мух считать. Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться. Сидит, горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты. Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальёт; да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить да ещё рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, а тут, смотришь, и вечер – день прошёл”.

“Рукодельница принялась взбивать снег, чтоб старику было мягче спать, а меж тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут: и холодно, и ветер в лицо, и бельё замерзает, колом стоит, а делать нечего – работают бедные люди.”

“Рукодельница меж тем всё в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила и бельё выштопала”.

Грубость Ленивицы проявляется в самой речи: “Мне себя утомлять – лопатку поднимать да в печку тянуться; захочешь – сам выскочишь” (пирожку). “Мне себя утомлять – ручки поднимать, за сучья тянуть. Успею набрать, как сами нападают! (яблочкам). “Пришла я к тебе послужить да за работу получить” (Мороз Ивановичу).

Отношение Ленивицы к работе у Мороз Ивановича: «Авось и так пройдёт. Вольно было сестрице на себя труд принимать; старик добрый, он мне и так, задаром, пятачков подарит».

Без зазрения совести Ленивица требует награду у Мороза и хватает её, не поблагодарив старика.

Раздели сказку “Мороз Иванович” на части, озаглавь их. Запиши план. Сделай иллюстрации. Перескажи текст, используя свои рисунки.

1. Жизнь Рукодельницы и Ленивицы. 2. В колодце. 3. Три дня у Мороза Ивановича. 4. Награда Рукодельницы. 5. Ленивица идёт служить старику. 6. Служба Ленивицы. 7. Награда по заслугам. 8. Возвращение домой.

Чем отличается народная сказка от литературной? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо сравнить сказки.

Запиши, чем литературная сказка похожа на народную.

Литературная сказка похожа на народную тем, что в ней действуют те же герои, что и в народных, действуют волшебные силы, есть в ней волшебные предметы и помощники, которые помогают положительным героям одержать верх над злом. В авторской сказке, как и в народной, зло всегда наказано, побеждает добро. Есть зачин, концовка, троекратные повторения, фантастическое место действия, стилистика языка приближена к народному, много устаревших слов, устойчивых выражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц).

Запиши, чем литературная и народная сказки различаются.

Народные сказки появились давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. У народных сказок нет автора. Время создания определить невозможно. Литературная, авторская сказка – это сказка особая, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная. У неё есть автор. Время создания сказки известно. Народная сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения). В авторских сказках внесение изменений не допускается. Народная сказка ограничивается определённым жанром (волшебная, бытовая, о животных). Литературная сказка не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

Характеристика Рукодельницы и Ленивицы

Главной положительной героиней сказки является Рукодельница. Это была стройная девочка небольшого роста, с голубыми глазами и светлыми волосами. Обладала тихим мелодичным голосом. Она всегда проявляла доброту.

Ленивице же, наоборот, нравилось понежиться в кровати и бездельничать. Отрицательная героиня была наглой, неуважительной, лживой, капризной, злобной и высокомерной. Автор наделил её резким, неприятным, крикливым голосом, иногда она шепелявила. Из-за своей зависти к сестре Ленивица отправилась в колодец. Неряшливая и самолюбивая девочка не уважала взрослых, не знала вежливых слов, грубо общалась с Морозом Ивановичем. Она нахамила пирожку и наливным яблокам. В доме волшебника она была ленивой, неаккуратной, глупой и капризной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: