Вариант 2
Петр 1 думал, что они с Карлом 12 сильно отличается характерами, но на самом деле у них было много похожего в судьбах.
Петру 1 и Карлу 12 не дали должного воспитания и образования, хотя образование Карла 12 было более основательное. Петр 1, пока его не выкинуло из кремля, получил только церковно-славянское образование под начальством дьякона Никиты. Все науки, которые Карл 12 изучал с опытными учителями, Петр 1 познавал самостоятельно. Охотой ко всем учениям русский царь превосходил Карла 12. Шведский король в военных играх видел способ удовлетворить своё честолюбие, а русский правитель подходил к военному делу как к средству решения важных государственных задач.
Карл 12 был рано вырван из детства вследствие потери родителей, а Петр в связи с дворцовым переворотом. Карл успел за все свое детство усвоить традиции шведской системы правления, однако Петр начал нарушать от традиции правления. Наклонности русского правителя в юности были направлены в одну сторону. Шведский король пренебрёг общественными нуждами ради собственных “хотений”, русский царь отдал всю свою жизнь на служение государству.
Оба государя стали правителями в очень раннем возрасте, однако не стали игрушками в руках политических партий и влиятельных фамилий. После восстания стрельцов царь долго боялся покидать страну на долгое время, но Шведский король мог не посещать свою страну до 15 лет, не боясь будущего своей короны. Однако два этих деятеля были вечными гостями, как в своих странах, так и в соседних странах.
Им обоим была свойственна склонность к долгому правлению. Они думали, что могут свободно распоряжаться имуществом своих подданных. Петр 1 легко становился яростным. Карл и Петр жестоко наказывали тех, кто пытался скинуть их с трона. Однако Петр прислушивался к советам и мог изменить свое решение, если оно вредно для государства.
Петр 1 и Карл 12 были сложного характера и заклятыми врагами церемоний, которые происходили при дворе. Они терялись в торжественной обстановке, становились красными и потели. Ни тот, ни другой не умели правильно себя вести в приличном круге людей и очень любили свободу в беседе.
Северная война создала и укрепила характер, как Карла, так и Петра, сделала их характеры односторонними, но не прямыми
Эта война сделала из этих двух правителей героев, было всего одно различие, важность Петра не доказывалась на войне и не могла быть потревожено в сражениях
События Отечественной войны, недавно закончившейся великой победой над Наполеоном, заставляли Пушкина напряженно думать об исторической судьбе России и её великом реформаторе — Петре I. Эпоха Петра осталась в далёком прошлом и, по мнению поэта, была незаслуженно предана забвению. Пушкин пытается воскресить её в поэме «Полтава», проникнутой гордостью за Отечество.
Также Пётр изображен радостным и могучим.
Карл же — полная противоположность русскому царю. Поэт описал его так: «В качалке, бледен, недвижим, страдая раной, Карл явился». Становится понятно, что с таким измождённым военачальником у шведов вряд ли получится выиграть битву.
Говоря о характерах двух полководцев, Пушкин вновь на стороне Петра I. Он показывает государя серьёзным, настроенным на битву: «Лик его ужасен. И он промчался пред полками, могуч и радостен, как бой». В самом конце поэмы он показан ещё и благородным, поскольку пирует не только со своими, но и с пленными шведскими генералами.
Характер шведского короля по ходу сюжета поэмы изменчив. Сначала он показан нерешительным и отважным: «Отважный Карл скользил над бездной, он шёл на древнюю Москву». Но потом отвага сменилась задумчивостью («Он в думу тихо погрузился, смущенный взор изобразил»), а затем Карл вообще бежал с поля боя вместе с Мазепой.
Также, стоит упомянуть о поведении Петра и Карла во время битвы. Пётр перед решающим сражением проезжает на коне мимо войск и поднимает их на бой, а Карла просто проносят на качалке перед войсками, и он поднимает их на битву лишь слабым манием руки.
Таким образом, через образ Петра I Пушкин показывает всю мощь, силу, мужество и смекалку не только самого царя, но и всего русского народа, который смог победить как в Полтавской битве, так и в Северной войне.
Внимание! Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям
-
Что такое сочинение этюд
-
Сочинение чему бы я хотел научиться в школе
-
Я похожа на маму сочинение
-
Сочинение на тему доброта горе от ума
- По всей видимости страх одиночества гораздо чаще чем кажется сочинение егэ
Подробно события
В начале восемнадцатого столетия Швеция считалась самым великим государством на северо-востоке Европы. Восточное побережье Балтийского моря, испокон веков принадлежащее русским, было захвачено этой самой великой державой. У Российской империи отобрали выход к морю, что, конечно же, отразилось на ее развитии.
Петр I, правитель Российской империи, действуя в интересах государства, решил действовать и восстановить права на выход к морю.
Так началась Северная война. Швеция в то время владела очень сильной, вооруженной и обученной армией.
Длившаяся более двух десятилетий Северная война стала для Российской империи тяжелой, но при этом многому научила. Сначала обстоятельства были не на стороне России. Осенью 1700 года в битве под Нарвой русских ожидало оглушительное поражение. Предпосылок для этого было множество: начиная от измен приближенных советников императора и заканчивая отсталостью армии в техническом плане. Армия русских была обучена наспех и плохо вооружена. И, несмотря на недюжинную храбрость русских солдат, это не спасло их от поражения перед отборной армией шведов.
Будь на месте Петра I другой полководец, он, может быть, опустил бы руки после поражения под Нарвой. Однако император начал тут же собирать новую армию с необыкновенной энергичностью и упорством.
Петр смог заставить всю страну трудиться на оборону. Император, как хороший руководитель, участвовал во всех сферах и умел принимать быстрые и рискованные решения. Он очень быстро создал армию и с нуля ее вооружил
Особое внимание Петр уделил образованию руководящего состава и усовершенствованию артиллерии
Однако Швеция соглашаться с успехом русских не собиралась, ведь они угрожали господству шведов на Балтийском море. Правитель Швеции, желая заколотить окно, переходит в наступление и вторгается в Российскую империю из Польши. Шведы пошли на столицу России той самой дорогой, которым через столетие пойдет Наполеон.
Однако сопротивление русских вынудило шведов повернуть на юг, к Украине. Он планировал собраться с силами и оттуда вновь ударить по Москве. К тому же, на Украине у Швеции был союзник – Мазепа.
Украина тогда имела внутреннее самоуправление и, ей управлял гетман. Кандидат в гетманы назначался русским правительством.
Особо укрепил доверие к гетману один факт. Польский король предложил Мазепе союз против императора, а Мазепа в ответ арестовал гонца, который принес письмо, само послание при этом передал Петру. Еще раньше гетман также ответил отказом на похожее предложение, поступившее от крымского хана.
Эти поступки укрепляли доверие правителя. Даже доносы на украинского гетмана он считал враньем и наказывал доносчиков.
А между тем Мазепа решил изменить Российскому государству. Для этого он вступил в заговор с врагами императора – польским королем, крымским ханом, турецким пашой, атаманом донских казаков и, конечно же, с правителем Швеции. Мазепа мечтал об украинской короне и ждал момента, чтобы восстать. И таким моментом ему казался поход Шведов на Москву, в успехе которого он был уверен.
Император, целиком и полностью доверявший Мазепе, дал тому поручение – защищать Украину. Однако гетман сказался больным. Но как только шведы повернули к Украине, Мазепа открыто примкнул к их армии.
Однако народ Мазепы за предателем не пошел. С Мазепой к шведам пришли только около полутора тысяч казаков. А позже – еще около 3 000 запорожцев под руководством мятежного атамана.
И вот весной 1709 года шведские солдаты осадили Полтаву. В планах Карла было дождаться здесь союзников, а затем вновь пойти на столицу России. Однако вскоре к Полтаве подошли русские силы во главе с императором.
Правитель Швеции полагал, что стоит ему самому встать во главе сражения, и русских будет ждать оглушительный провал. Однако и русские были уже не теми, что раньше.
27 июня 1709 года прогремела Полтавская битва. Весь план сражения был продуман Петром, Петр и взял на себя руководство.
Шведы не один раз бросались в атаки, и были остановлены русской артиллерий, на которую делал особый упор Петр. Контратака русских обратила шведов бегство, сам Карл чуть было не был пленен.
Остатки шведской армии сдались, а Карл с Мазепой сбежали в Бессарабию.
Значение Полтавской битвы никак не преуменьшить. Ведь, кроме переломного значения в войне, это сражение подорвало мощь Швеции и укрепило положение Российской империи на международной арене.
Пётр I в поэме “Полтава”
Образы исторических личностей крайне сложны для передачи в художественном пространстве. Выбирая сюжет с участием двух исторических личностей, автор брал на себя огромную ответственность. Пушкин – любитель и исследователь истории русского государства доподлинно изучил все доступные документы, в которых есть упоминания о Петре I.
Писатель был поклонником самодержца, восхищался его талантом полководца. В поэме Пётр предстаёт неординарной личностью, сверхчеловеком – он уверен в себе, он заражает солдат оптимизмом и верой в победу. Его взгляд подобен “божией грозе”, глаза сияют. Твёрдость характера, талант стратега, тщательная подготовка к бою – всё это заслуги Петра, который велик во всём. Автор не скрывает своей симпатии к Петру, не жалея художественных средств в изображении его образа.
Пётр показан “великаном”, его вера, гениальность, жёсткость характера, упорство и несгибаемость – залог успеха, процветания страны. Единственное слабое место правителя – это доверчивость, из-за неё он предан Мазепой. Слепое доверие своим приближённым ни раз в истории играло злую шутку с теми, кто имеет власть.
Эпоха Петра I в произведениях А. С. Пушкина
Богатство исторических познаний А.С. Пушкина отразилось и в освещении поэтом эпохи Петра I. Пушкина по праву можно назвать историком петровской эпохи. Произведения, в которых поэт освещает этот период российской истории:
- «Медный всадник»;
- «Стансы»;
- «Полтава»;
- «Материалы для истории Петра Великого»;
- «Арап Петра Великого».
Для Пушкина Петр I был идеалом просвещенного государя, хоть поэт и отмечал некоторые отрицательные черты его правления. Пушкин неоднократно, обращаясь в своих стихах к Николаю I, советует ему быть подобным «пращуру».
Характеристику значения правления Петра I, влияние его реформ на развитие русской литературы Пушкин дает в статье «О русской литературе с очерком французской».
В произведении «Арап Петра Великого» поэт показал императора как талантливого государственного деятеля. А в поэме «Полтава» Пушкин в художественной форме показывает историю борьбы со Швецией, рисует непревзойденные, незабываемые картины боя. Для создания «Полтавы» поэт изучает труд Б. Каменского «История Малороссии», «Историю Карла XII» Вольтера, «Журнал Петра Великого» и ряд других произведений.
Замечание 2
Пушкин преклонялся перед прогрессивной, преобразовательной деятельностью императора, но вместе с тем ясно видел колоссальное усиление гнета русского абсолютизма, сопутствовавшее этой деятельности.
Характеризуя послепетровскую эпоху, поэт говорит о правлении «Злодея» Бирона, «безграмотной» Екатерины I, «сладострастной Елисаветы», пишет о том, что «азиатское невежество обитало при дворе».
Поэт негативно относился к попыткам аристократии ограничить абсолютную монархию. Он считал, что имен неприкосновенность абсолютизма спасла страну от развития феодализма дала возможность продвигаться по службе лицам недворянского происхождения.
Екатерину II поэт критикует за политику укрепления крепостного режима, распространение его на новые области страны.
Историческая тема присутствует и в лирике Пушкина. Первая четверть 19 века – это период появления свежих политических идей, время зарождения декабристского движения, подъема общественной мысли. Вольнолюбивая лирика Пушкина была литературной пропагандой декабристов.
Cookie файлы бывают различных типов:
Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.
Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.
Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.
Электронная почта. Мы также можем использовать технологии, позволяющие отслеживать, открывали ли вы, прочитали или переадресовывали определенные сообщения, отправленные нами на вашу электронную почту. Это необходимо, чтобы сделать наши средства коммуникации более полезными для пользователя. Если вы не желаете, чтобы мы получали сведения об этом, вам нужно аннулировать подписку посредством ссылки «Отписаться» («Unsubscribe»), находящейся внизу соответствующей электронной рассылки.
Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т. п. Как и в случае с кнопками доступа к социальным сетям, мы не можем препятствовать сбору этими сайтами или внешними доменами информации о том, как вы используете содержание сайта.
Образ и характеристика Петра I в поэме «Полтава»
Реформатора часто описывали в своих трудах классики русской литературы. Образ Петра 1, запечатленный гениальным поэтом Пушкиным в «Полтаве» и вправду был примечательным: смелый воин, благородный и милостивый победитель, талантливый полководец. Держава в руках Петра, становится великой и могучей.
Образ Петра I в поэме Полтава
«Самодержавный великан» не боится никакого противника. Даже бунтарь Мазепа признает, что не шведскому Карлу XII «вести борьбу» с Петром.
Перед сражением под Полтавой образ Петра величествен и полон мужества. Он выходит из своего шатра со своими верными союзниками и командирами, вдохновляет своим видом солдат на бравое сражение. Сияющие глаза и грозный лик:
«Его глаза
Сияют. Лик его ужасен…».
При этом царь энергичен и подвижен: «Движения его быстры…» — пишет автор.
Представление Петра 1 в поэме «Полтава» в образе великого полководца Пушкин называет прекрасным.
Голос Петра громкий и могучий раздается над полем битвы, призывая солдат вверить свои жизни господу и сражаться смело и отважно:
««Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с богом!»». Важна характеристика Петра 1 — он не стал прятаться за солдатскими спинами, в Полтаве он сражается вместе со своим войском
Важна характеристика Петра 1 — он не стал прятаться за солдатскими спинами, в Полтаве он сражается вместе со своим войском.
В душе императора горит «роковой огонь», который чувствуют все окружающие.
Его конь:
«…мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком…».
Плохо придется врагу, столкнувшемуся в бою с Петром — «божией грозой».
Великий реформатор, сильный самодержец правит грамотно и мудро своим государством.
Характеристика Петра I
Бунтарь Мазепа понимает, что ему не устоять против Петра. Но это его не останавливает в «сношениях со шведским королем». Справедливый Петр не простит гетману мятежа на Украине.
Мазепа самовольно идет на смерть, в стремлении отомстить императору за свои унижения.
На пиру русский царь оттаскал гетмана при гостях за усы.
«…за усы мои седые
Меня с угрозой ухватил…» — жалуется Мазепа.
Личность царя немного приукрашена, чтобы ни у кого из читателей не оставалось сомнения в мощи и силе, могуществе этого правителя, осмелившегося провести такие важные прогрессивные реформы в России.
Автор показывает Петра 1 в образе великодушного предводителя русской армии.
В бою он грозен и страшен, а после боя благороден, угощает в своем шатре воинов:
«Своих вождей, вождей чужих…».
Он милостив к плененным офицерам:
«…И славных пленников ласкает…»
В поэме Пушкина правитель русского войска устраивает пир как благодарность своим верным офицерам и союзникам. Их он чествует на славу:
«Заздравный кубок подымает…» за их здоровье.
Он благодарный ученик, и на пиру вспоминает своих учителей.
Он с гордостью, ясным взором осматривает свое войско. Славная победа была одержана!
Память в народе о добродетельном по своей характеристике царе, военном гении, пришедшем из Полтавы с победой, на века сохранилась в народе, а имя гетмана кануло в лету.
В 7 классе ученики изучают произведение Пушкина. По приведенному описанию они с легкостью смогут написать сочинение на тему «Образ Петра 1 в произведении «Полтава»».
Темы и проблемы
- Тема войны раскрывается в произведении ярко и живо. Великолепная картина Полтавского боя достигает высшего звучания. Фрагменты битвы следуют один за другим в определённой последовательности: начало сражения, победа над отдельными отрядами врагов, появление Петра и «несомого» Карла, и, наконец, решающий момент боя и бегство шведской армии. Точность и зримость описания достигают того эффекта, когда читатель «ощущает» себя свидетелем происходящей битвы.
- Тема любви звучит на протяжении всей поэмы. При всем своем лукавстве Мазепа полон искренней любви к Марии. Но коварство честолюбца не отступает перед старческой любовью. Злые замыслы в гетмане сильнее, чем его чувство к девушке. Он лжет ей, когда говорит, что любит ее больше власти и славы.
- Тема великодушия и милосердия. Одержав победу в битве, Петр не убивает своих противников. Он «ласкает» пленников и поднимает за них заздравный кубок.
- Пушкин использует выразительное противопоставление для создания двух обликов: Петра и Карла. Во время Полтавского сражения могучий и радостный, Петр проносится перед полками, а бледный, недвижимый Карл, которого несут на носилках, оказывается раненным в бесполезной схватке с казаками. Художественный приём антитезы помогает раскрыть мысль поэта о том, что победа русских — не случайная удача. Она была предопределена победой высоких идей, за которые боролся Петр.
- Проблема духовной слепоты является одной из ключевых в поэме. Мария любит Мазепу. Она жертвует всем ради старого гетмана. Ей приходится совершить страшное предательство, покинув отца и мать. Властолюбец, словно искуситель, завораживает сердце наивной девушки. Он буквально вырывает из несчастной дочери роковое «разрешение» на казнь отца. Мария не понимает зловещего смысла страшного вопроса: «Отец или супруг тебе дороже?»
- Проблема предательства и тщеславия. Мазепа предает не только бывшего друга, похищая крестницу, но и втаптывает в землю доверие Петра, пытаясь отделить Украину от Российской империи.
- Может ли в падшей душе появиться проблеск совести и искреннего раскаяния? Вопреки всем своим злодеяниям Мазепа все же чувствует смущение при мысли о том, какие страдания он готовит Марии. Казнить отца в ответ на нежные и искренние чувства, которые испытывает к нему девушка! Недаром гетману кажется, что обвинительными очами смотрят на него звезды ночи, и что тополя, словно судьи, шепчутся о нем. Страшной пустотой терзается он, возвращаясь с казни Кочубея. Увидев опустевший по его вине двор судьи, он испытывает чувство страха и дрожит, как под топором, под грозящим перстом безумной Марии.
- Проблема «слепой» доверчивости. Пушкин показывает Петра не только как полтавского героя, но и как доверчивого и простосердечного человека. Не подозревая подвоха, он убежден в искренности Мазепы. Царь не верит в измену потому, что сам не изменял. Но, когда становится известна правда, Петр стремится исправить свою ошибку, призывая к себе семьи Искры и Кочубея, проливая с ними слезы и осыпая их милостями.
Петра I и его роль
Пушкин с восхищением и гордостью повествует о Полтавском сражении. Он описывает главного героя Петра I решительным, стойким, отважным и грозным перед врагом. Здесь он показан легендарным полководцем, которого уважают и ценят солдаты. Который сам участвует в сражениях, делит тяготы и трудности похода, речами и поведением воодушевляет армию на бой. Солдаты следовали его примеру, уважали и ценили своего полководца.
При анализе произведения становится ясно, что Пушкину нравится способности Петра как главнокомандующего. Его стремление укрепить и защитить территорию России и показать всем силу страны. В поэме он показан как гений военного дела. Поэту важны не только личность русского правителя, но и его стремления во благо родины и скромность при победе над врагом.
В поэме Мазепа и Петр сопоставляются друг другу. Украинский гетман думает только о своей выгоде, об амбициях, а император о благе государства и воодушевлен ей. Автор всячески возвеличивает и восхваляет царя. Он находится среди единомышленников и тех, кто его поддерживает и почитает.
Судя по любовной линии Мазепы, он мог быть исключительно романтическим персонажем, но Пушкин раскрыл его личность, как предателя родины и народа. Он показан одиноким и считающим себя выше других человеком. Автор также сравнивает Петра со шведским королем Карлом XII. В отличие от императора Карл описывается коварным, самолюбивым, медлительным, неуверенным, любящим приказывать, но не показывает своим примером каким должен быть солдат, сам не участвует в сражениях.
Можно сказать, что А. С. Пушкину удалось точно и колоритно передать всю атмосферу и характеристику личностей, участвовавших в Полтавской битве, причем даже если описывал их кратко. Автор делает вывод, что с Россией не нужно воевать, а следует жить дружно.
-
Бунин на чужой стороне сочинение
-
Сочинение о почве 4 класс
-
Счастье и несчастье сочинение
-
Последствия преступления раскольникова сочинение
- Сочинение сосед борис екимов
Трагедия национальной катастрофы
Поэт действительно внимательно изучал документы о том времени, в котором жили его герои. Произведения Пушкина на историческую тему полны реальными подробностями, а не выдуманными ситуациями. Но заслуга автора, конечно, заключается не только в точном описании того или иного события. Талант настоящего гения позволял создавать истинные памятники литературы.
Одним из ярчайших произведений, построенных на исторической основе, стала трагедия смутного времени, одна из центральных фигур которого — Борис Годунов:
- Писатель давно задумывался над тем, чтобы сделать большую вещь о том горьком для страны времени, когда она оказалась в глубоком политическом кризисе, осложненном вторжением врагов. Независимость государства была под реальной угрозой. Автор, не выходя за рамки жанра, сумел показать, что именно народ является главной силой истории. В этом заключается новаторство произведения.
- Здесь Пушкин окончательно развенчивает миф о том, что высокая цель может оправдывать любые средства. Трагедия проникнута чувством справедливости высшего закона, который никто не вправе нарушать. В противном случае страна оказывается на грани национальной катастрофы. Борис же явно идет на преступления, поставив себе в оправдание благую цель.
- Исследователи продолжают проявлять интерес к трагедии. Они до сих пор спорят, кого можно считать главным героем произведения. Борис умирает, а действие развивается без него. Самозванец присутствует далеко не на первом плане. Бояре и народ сами идут против нравственности, позволяя вступить на трон недостойному человеку. Автор не зря придает мольбам и молитвам вид неестественности. Это помогает читателю понять, что вокруг происходит государственный спектакль, в котором роли уже расписаны.
- Показательное значение придается равнодушию, безразличию толпы. Даже слезы здесь являются искусственными. Чтобы продемонстрировать их, люди трут глаза луком. Народ же, совесть его представляет не толпа, а те, кто находится вне ее. Это юродивый и летописец. Логично, что, не будучи охвачены общим безумием, они становятся носителями исконной мудрости.
Сочинение Карл XII в Полтаве
«Полтава» поэма великого русского писателя А. С. Пушкина, написана в 1828 году. Описана Полтавская битва, которая произошла 27 июня 1709 года. В работе над поэмой Пушкин обращался к историческим источникам. В поэме ярко описаны исторические личности царя Петра, короля Швеции Карла и такой противоречивой фигуры как Мазепа. По началу, кстати Пушкин хотел назвать свою поэму именно «Мазепа», потому как этот герой является основным действующим персонажем произведения, как и Карл XII и Пётр I. Мазепа в поэме предатель для русских в то же время его не воспринимают как равного себе шведы. И в этом конечно определённый трагизм героя.
Шведского короля Карл XII Пушнин описывает как колеблющегося, отчасти слабовольного правителя. Царя Петра наоборот твёрдого и волевого в своих действиях. Раненый же Карл не может придвигаться самостоятельно, вызывает даже какое-то сочувствие к своей персоне. Пётр поддерживает своих воинов, всё время на коне среди войск. Карл этого сделать не может, он ранен. Вообще здесь очень важный момент, Пушкин сравнивает обоих монархов Пётр − здоровый, Карл − болен. Ранение Карла причинной его слабости и апатии. Не будь его, всё было иначе. То есть, этим ранением Карл поставлен в более ущемлённое положение, «заочно» проигравшего. Он не может в полной мере выполнять свои обязанности.
Накануне битвы до него доходит вся серьёзность положения. Но он неверно оценивает обстановку. Весь вечер и ночь проводит он в беспокойных размышлениях. К тому же он ранен в ногу и страдает от боли. И вдруг ослабевший Карл двинул полки на русских. «Игра началась», − как сказал Наполеон в «Войне и мире».
Это характеризует Карла как не простого, скрытного, полного сюрпризов (не приятных) противника. В Карле скрывается энергия силы и угрозы для Петра. У него авантюристический склад характера. Он не воин в полном смысле этого слова. В поэме Пушкина Карл изображён как «король» на войне, он не слушает генералов, которые говорят что силы, не равны. В строках Пушкина проскальзывает насмешка. Когда Мазепа называет короля Швеции «бойким мальчишкой». Однако в то же время Пушкин характеризирует Карла XII как и бесстрашного человека «ответствовать на бомбу смехом».
Первым главным недостатком Карла, Пушкин считает его самоуверенность и недооценка врага «русских». На что ему указывает Мазепа.
Второй недостаток это элементарная трусость короля Швеции. Когда тот, забыв о своей ране, бежит с остатками своей армии от наступающей русской армии.
Вариант 2
Петр Первый и Карл XII — два великих правителя, каждый со своими уникальными особенностями. Петр был русским царем, который стремился сделать Россию сильной и могущественной страной, принимая западный образ жизни и внедряя западные инновации. Карл XII был королем Швеции, известным своей военной силой и стремлением завоевать весь Европейский континент.
Одно из произведений русской литературы, которое позволяет сравнить этих двух правителей, — это «Пётр Первый» Алексея Толстого. В романе описывается жизнь Петра I, его стремление к реформам и современному образу жизни. Толстой показывает Петра Первого как целеустремленного и энергичного правителя, готового пожертвовать личным счастьем ради благополучия государства.
В отличие от Петра, Карл XII в романе не является главным героем. Тем не менее, мы видим его как великого военачальника, чьи победы в битвах прославили его в Европе. Карл XII изображается как бесстрашный и решительный лидер, но не обладающий такой широтой мышления и стремлением к модернизации, как Петр.
Таким образом, можно сделать вывод, что Петр Первый и Карл XII были разными по своей сути. Петр стремился изменить Россию, чтобы сделать ее сильнее и устоять перед западными врагами. Он предпринимал реформы, развивал промышленность и науку, открывал для своего народа новые возможности. Карл XII, напротив, сконцентрировался на военных походах и завоеваниях, оставляя в стороне развитие своей страны.
Хотя оба правителя были уникальными и оставили свой след в истории, я считаю, что подход Петра Первого был более продуманным и полезным для народа. Это подтверждается решительными действиями Петра, например, сменой столицы с Москвы на Санкт-Петербург и созданием новой армии и флота. Карл XII, хотя и известен своими военными победами, не смог достичь таких значимых результатов в развитии своей страны.
В заключение, Петр Первый и Карл XII — два великих правителя, каждый со своими достоинствами и недостатками. Но я считаю, что Петр Первый был лучшим правителем, так как его реформы и стремление к модернизации сделали Россию сильной и процветающей страной. Ведь главная цель каждого правителя должна быть благополучие своего народа, а Петр, несмотря на свои недостатки, сделал все возможное для этого.
Мне нравится3.3 k.Не нравится2.3 k.
Характеристика героя
Александр Сергеевич создал яркий образ Петра 1 в «Полтаве». Цитаты, вырванные из контекста произведения, показывают величие правителя. Писатель с трепетом называет его «самодержавным великаном». О внешности, повадках, характерных чертах гениального человека создатель поэмы говорит следующее:
- вдохновенный, звучный голос;
- ужасающий лик;
- сияющие глаза;
- быстрые движения;
- прекрасный облик «божьей грозы».
Царь отказывается верить в донесение, написанное полковником Искрой и судьей Кочубеем. За это доносчики наказываются правителем. В это время Мазепа реализует свой коварный план. Это озлобляет царя, приводит его к негодованию. Он поражен предательством и казнью невинных людей, предупреждавших об измене гетмана. Справедливость он восстанавливает на поле боя в Полтаве, где шведские войска терпят поражение.
Личность Петра Великого
Некоторые исследователи считают, что огромный пласт творчества писателя, так или иначе касающегося фигуры Петра Первого, являлся лишь попыткой представить правителям пример образа истинного Императора, живущего интересами государства
Но Петр Великий привлекал внимание творца и сам по себе как богатая и неординарная личность. История России глазами Пушкина — это в том числе и череда больших переломов, постоянная проблема выбора и стоящие за этим люди.
Необходимо понимать:
- Пушкин преклонялся перед Петром как перед правителем, который сумел вытащить страну из азиатчины и сделать ее мощной европейской империей. В каких-то моментах автор почти обожествляет императора, а в каких-то демонизирует его. Петр, на взгляд Александра Сергеевича, гениальный политик и умелый полководец, трудолюбивый строитель и настоящий патриот. Но писатель напоминает и о том, что новая Россия строилась на большой крови.
- Одним из ключевых моментов становления новой России поэт считал Полтавскую битву. «Полтавы» он не мог не написать. Здесь есть и император-полубог, и настоящий творец победы над врагом — русский народ. Сама поэма представляет собой гармоничный сплав романтизма и реализма. Петр здесь велик и могуч, одним только видом он вдохновляет войска, но именно народ выступает в роли главной движущей силы истории. Получается, что даже «божия гроза» далеко не всесильна. Она сильна именно народной поддержкой.
- Нечто похожее, но уже в ином ключе, звучит и в «Медном всаднике». Здесь поэт ставит императору в заслугу и поднятую на дыбы страну и прорубленное в Европу окно. Петр умен и величественен. Но он же и деспотичен, страшен и даже ужасен в своем величии. Это уже не веселый и отважный полководец «Полтавы», это жесткий и беспощадный правитель, готовый на все ради достижения цели. Такое изменение образа Петра можно объяснить и тем, что Пушкин взялся писать «всадника», изучив не только литературные труды о своем герое, но и доступные архивы.
Свое отношение к личности Петра Великого гений так окончательно и не определил. Образ императора влек автора на протяжении долгих лет, сложился он весьма противоречивым. Но и реформы Петра не были однозначны. Так что поэт, осмысливая общую картину, пришел к единственно верному выводу, связав характер своего героя с характером народа.