5 лучших сочинений на тему «горе от ума» грибоедова (для 9 класса)

5 лучших сочинений на тему «горе от ума» грибоедова (для 9 класса)

Новое и старое — хорошо и плохо

Конечно, нельзя бездумно тянуться за любыми новыми веяниями. Во всем должен сохраняться разумный подход. Разрушив старые устои, нужно создать что-то новое

В такие моменты крайне важно, кто руководит движением, какими методами эти люди добиваются задуманного

Достаточно вспомнить советский захват власти. Многие из народа шли за своей мечтой, о которой кричали с трибун. Они получили голод, нищету, террор. А какой ценой произошел этот переворот, сколько людей погибло, сколько среди них было невиновных ни в чем — уму непостижимо. Это только риторические вопросы, ответы на которые мировое сообщество уже никогда не узнает.

В каждой ситуации нельзя бездумно идти за толпой, потакать идеям других и совершать такие поступки, о которых совесть будет часто напоминать. В произведении за Чацким не пошли, разделяющих с ним взгляды людей он не нашел. Однако нельзя достоверно утверждать, что он не посадил зачатки идей в голове кого-нибудь, кто слышал его речи. Таким образом, как снежный ком, нарастает идея, которая имеет уже не одного и не двух последователей.

Персонажи комедии

Карьерист и конформист. Грубоватый бравый служака. Влиятельный мещанин с идейно верными взглядами. Старички — осколки прошлых времен. Сестры, озабоченные только собственными матримониальными планами. Романтическая девушка, представляющая себе жизнь лишь по книгам. Наконец, главный герой — пламенный либерал и борец.

Каждый наверняка сможет назвать одного-двух своих знакомых, полностью соответствующих этим определениям. Ни одна рецензия на книгу «Горе от ума» не обойдется без анализа этих узнаваемых типажей, будь она написана в 19-м веке или в 21-м. Как раз отношения между этими, такими разными людьми, постоянный конфликт новаторства и ретроградства, либерализма и консерватизма составляет один из двух смысловых стержней пьесы.

Популярные сочинения

  • Тема любви в повести Олеся Куприна В XIX веке писатели и поэты в России живо интересовались темой о любви и взаимодействия двух влюбленных людей, они выясняли, что же такое любовь счастье или трагедия. А.И. Куприн тоже освящал проблему любви в своих произведениях
  • Сочинение Проблемы в семье Начало каждой общины — это семья и это так с древних времен. Связи между родными всегда считались самыми близкими и самыми крепкими и не удивительно, ведь все эти связи как-то имеют отношение к жизни другого человека
  • Сочинение по картине Видение отроку Варфоломею Нестерова (4, 6, 7, 8, 9 класс) Нестеров написал огромное количество разных картин и каждую из них можно назвать настоящим творением. Также ему удалось восхитить всех и своей еще одной картиной под названием

Вариант 2

«Горе от ума» — замечательное произведение, актуальное сейчас даже больше, чем в свое время.

Конечно, в каждую эпоху, в любом обществе появляются умные (и обычно молодые) люди, которые видят несовершенство общества и каждого человека. Они часто пытаются переделать систему, но обычно у них не получается и они уходят. (Тех, у кого получилось мы все знаем – люди типа Ленина, но и он действовал ведь не в одиночку.) Такой правдолюбец говорит все прямо в глаза. Его правдивые слова окружающим, понятно, неприятны. Эти окружающие объединяются против «героя». Как в этом произведении на балу все объединились против Чацкого. Ещё и повод такой замечательный Софья подбросила – сказала, что он сумасшедший. Это многое объяснило для всех! Только чокнутый может так себя вести! Хорошо ещё, что Чацкого не устраивали только нравы, лесть и сплетни… Если б ему не нравилась одежда – слишком неудобная, выпендрежная, то он бы мог и в тоге прийти!

В ситуации Чацкого, как я понимаю, оказывается каждый молодой специалист. Человек выучился в институте, свежие знания, энергия и вера в себя. Вот он приходит на завод и видит, что там всё не «так». В теории-то одно, а в жизни со всеми людскими особенностями получается, как получается. И вот он начинает всех учить, обличает и даже пытается спасти. И что? Не так часто эти молодые специалисты становятся новыми директорами. Они или начинают действовать, как все… Или уходят и открывают свою фирму. В этом произведении не сказано, что после происходит с Чацким. Как он переживает свой уход… Может, он начинает пить там в деревне? Хотя, надеюсь, что нет.

Сейчас тоже нужно соблюдать какие-то правила, улыбаться, даже если у тебя всё плохо. Даже по телевизору показывают шоу, где все сначала друг другу с улыбками поддакивают, а после в интервью говорят гадости друг о друге. И оказывается, что в тот момент общения они думали плохое о другом человеке

Вот почему это произведение сейчас очень важно

Очень правильно, что оно в школьной программе! И его интересно и увлекательно читать. Там столько юмора, такой красивый слог, яркие персонажи – каждый со своим характером. И нет прямых ответов, каждый решает для себя сам.

Актуальность:

В рецензии на Горе от ума, пьесу, написанную русским драматургом Александром Сергеевичем Грибоедовым в 1825 году, можно отметить ее острый социальный подтекст, затрагивающий проблемы образования, морали и межличностного общения в светском обществе высшего класса России. Одной из главных тем пьесы является проблема образования. В те времена образование считалось привилегией только для знатных кругов, и образованные люди были очень ценны в обществе. Но Грибоедов показывает, что иметь образование не всегда означает быть умным и разумным человеком. В пьесе главный герой, Чацкий, образованный и интеллигентный человек, пытается найти свое место в высшем обществе, но сталкивается с непониманием и насмешками со стороны окружающих.

Еще одной важной темой «Горя от ума» является сложности межличностного общения. В пьесе герои пытаются выстроить отношения друг с другом, но часто не могут найти общий язык из-за своих различных взглядов и представлений

Например, Лиза, дочь хозяина дома, влюбляется в Чацкого, но он не может ответить ей взаимностью, потому что видит в ней только общественное престижное замужество.

«Горе от ума» — это комедия, которую должен прочитать каждый, кто интересуется историей русской литературы и культуры в целом. Она умна, остроумна и актуальна поныне, а ее герои и проблемы до сих пор вызывают интерес у читателей. Композиция комедии, хоть и сложная, но прекрасно продумана и написана мастерски. «Горе от ума» — это произведение, которое не только рассмешит, но и заставит задуматься над важными вопросами человеческой жизни. В целом, можно с уверенностью сказать, что это одна из величайших комедий не только русской, но и мировой литературы.

История создания

К созданию именно такой комедии Грибоедова подтолкнул случай, имевший место на одном из аристократических раутов. Писатель заметил, с каким подобострастием и лицемерием высшее общество лебезит перед представителем иностранного государства. Пылкий человек, имеющий более прогрессивные взгляды на жизнь, Грибоедов резко высказался по этому поводу. Лицемерные гости отнеслись к высказыванию молодого писателя с осуждением, быстро распространив слухи о его сумасшествии. Грибоедов решил высмеять общепринятые пороки общества, борьбу прогрессивных и консервативных взглядов и начал работу над пьесой.

для самых рациональных —

для самых нетерпеливых —

для самых компанейских —

для самых занятых —

для самых крутых —

Сама идея пьесы уже заложена в её названии. Прогрессивные взгляды Чацкого не соответствуют общепринятым нормам консервативного дворянства, и общество обвиняет его в безумстве. Обвинить в безумстве легче, чем менять свою тихую обывательскую жизнь в соответствии с новыми веяниями времени, ведь это коснется не только личного мирка каждого, но и общества в целом, касаясь множества и других сфер жизни. Надо будет пересматривать и национально-культурные, и бытовые, и политические вопросы, менять всё устройство жизни.

Придумай свой рассказ, который можно было бы включить в раздел «Делу время – потехе час». Запиши в «Рабочую тетрадь».

Пример рассказа для раздела «Делу время — потехе час» для 4 класса.

Во вторник Лилия Николаевна – учительница литературного чтения – объявила о том, что в следующий понедельник пройдёт открытый урок.

На нём будут присутствовать директор, преподаватель театрального кружка и родители из родительского комитета.

Чтоб впечатлить столь важную комиссию, мы решили разыграть сказку «Бременские музыканты» Братьев Гримм.

Мне очень нравится это произведение и я вызвался исполнять роль автора – одного из братьев Гримм.

Роль второго автора взял мой друг Славка.

По дороге со школы домой мы со Славкой обсуждали, как классно, что мы будем играть в такой сценке.

— Я уже хочу понедельник! Так хочется ощутить себя артистом, — сказал Славка.

— Да, ты прав. Только слова выучи! Ты же автора играешь, а не осла, — подшутил я.

— Выучу, сегодня же начну учить.

— А я, наверное, завтра приступлю. Почти целая неделя впереди.

На следующий день мы провели репетицию.

Никто ещё слов не знал, но зато все поняли последовательность событий.

В четверг и пятницу Лилия Николаевна отсутствовала по семейным обстоятельствам, но нам объявили, что в понедельник она будет в школе и открытый урок тоже пройдёт.

Когда мы со Славкой шли в пятницу домой, он всю дорогу рассказывал свои слова.

— Давай вместе прорепетируем. Ты же знаешь слова? – спросил он.

— Я был сильно занят, ещё не учил. За выходные выучу, — ответил я.

— Чем же ты был сильно занят? Уроков мало задавали. Ты так не шути, слов-то много.

— Я нашёл новую компьютерную игру, и мне надо было её протестировать. Поэтому не выучил.

Ты за себя переживай, — ответил я раздражённо.

Пришёл я домой и решил, что надо бы приступить к роли.

Сел учить, посмотрел за окно и понял, что давно не играл в футбол.

То школа, то уроки, то компьютер.

Надо бы отдохнуть.

Побежал я к дворовым ребятам играть вместе с ними в футбол.

Время пробежало незаметно, и мама позвала ужинать.

За ужином я вспомнил про «Бременских музыкантов», но ведь «утро вечера мудренее».

На следующий день я спал до 12 часов дня.

Потом сел играть в компьютерную игру и не заметил, как пролетело ещё 3 часа.

Вечером я вспомнил, что надо учить слова.

Но вдруг зазвенел телефон. Это был Колька.

Он сказал, что у него завтра день рождения и пригласил меня.

Я рассказал об этом маме, на что она сказала: «Ты только уроки сегодня сделай, а то завтра времени не будет».

Открыл я лист со своими словами, пробежал по нему глазами и понял, что обессилен – ничего в голову не лезло.

Я решил, что лучше выучу слова завтра утром, а сегодня сделаю математику и русский язык.

Сделал 2 упражнения по русскому языку, а математику оставил на завтра.

Слишком уж измучился за день.

Утром я собрался на день рождения и пошёл поздравлять Кольку.

Ближе к вечеру вернулся домой и сел смотреть телевизор.

Вдруг, в голове пронеслась мысль: «Открытый урок!».  Посмотрел на часы, а стрелки уже показывали 8 вечера.

Схватил я лист со словами, начал судорожно его перечитывать. Абсолютно ничего в голову не лезло. Взялся за математику, но мысли были об открытом уроке. Что же делать?

Не помню, что было дальше, но утром я проснулся со страхом перед открытым уроком. Слова не выучены, а ведь Лилия Николаевна просила хорошо подготовиться.

Пришёл я в школу. Первый урок – репетиция. Все стали на свои места. Я был красный как рак, ведь знал, что начинаю, а вот, что говорить не знал.

— Миша, начинай, – обратилась ко мне Лилия Николаевна.

Но я не знал, что и говорить.

— Миша, почему молчишь? Ты слова выучил? – спросила учительница.

Я просто смотрел на неё, щёки горели, глаза наливались слезами. Мне было очень стыдно.

Лилия Николаевна всё поняла, дала мне папку со словами и сказала: «Братья Гримм будут читать с папок, как настоящие авторы».

Открытый урок прошёл хорошо, комиссия хлопала нам стоя и очень хвалила.

После урока ко мне подошла Лилия Николаевна и спросила, почему я не выучил слова.

Я всё рассказал, как есть.

На это учительница сказала: «Помни, делу время – потехе час. Не стоит себя сильно винить, но больше не повторяй таких ошибок».

И эту науку я запомнил навсегда.

Подсказки:

  • Пример рассказа к разделу «Делу время — потехе час»
  • Читательский дневник «Никакой горчицы я не ел»
  • Читательский дневник «Сказка о потерянном времени»
  • Читательский дневник по книге «Денискины рассказы»
  • Краткая биография писателя Виктора Драгунского для презентации

_______

А. А. Григорьев

Впечатление сильное, глубокое и главным образом положительно общее произведено было не вторым действием драмы, которое, хотя и с некоторым трудом, но все-таки можно еще притянуть к карающему и обличительному роду литературы, — а концом третьего, в котором (конце) решительно ничего иного нет, кроме поэзии народной жизни, — смело, широко и вольно захваченной художником в одном из ее существеннейших моментов, не допускающих не только обличения, но даже критики и анализа: так этот момент схвачен и передан поэтически, непосредственно. Вы не были еще на представлении, но вы знаете этот великолепный по своей смелой поэзии момент — эту небывалую доселе ночь свидания в овраге, всю дышащую близостью Волги, всю благоухающую запахом трав широких ее лугов, всю звучащую вольными песнями, «забавными», тайными речами, всю полную обаяния страсти веселой и разгульной и не меньшего обаяния страсти глубокой и трагически-роковой. Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал тут! И это-то именно было всего сильнее почувствовано в произведении массою, и притом массою в Петербурге, диви бы в Москве, — массою сложною, разнородною, — почувствовано при всей неизбежной (хотя значительно меньшей против обыкновения) фальши, при всей пугающей резкости александрийского выполнения.

Отзыв на книгу А.С. Грибоедова «Горе от ума»

ОТЗЫВ

А.С. Грибоедов

«Горе от ума»

работу выполнила ученица 9 «б» класса

МБОУ СШ № 18 города Смоленска

Кондратенкова Ульяна

Прочитав комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума», я была в восторге от главного героя Чацкого, его поведением и свободой слова. Данное произведение о неразделенной любви главных героев Чацкого и Софьи. Меня впечатлило, что он, не смотря ни на что, противоречит высшим чинам, которые ценят только власть и деньги, боясь просвещения и правды. Основные взгляды на жизнь Чацкого проявляются через его диалоги. Чацкий очень умный и образованный человек, но это не приносит ему счастье в жизни. По своей натуре Чацкий хочет служить делу, а не каким-то знатным людям, о чем он говорит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!».

Прочитанное мной произведение повествует о дворянском обществе. Поступки всех героев на лицо, и уже не сможет никто отрицать, что эти люди выдают себя за тех, кем они не являются. Характеризуя Чацкого как главного героя, могу его охарактеризовать как умного и честного человека, который оказался в глупом обществе из-за неразделенной любви к главной героине данного произведения по имени Софья. Софья — девушка не глупая, которая получила образование и воспитание, какое требовало общество, в котором она жила. У Софьи сложился особый идеал семейный жизни — московский, на который оказали влияние французские романы о необыкновенной любви, которые она читала. Долгое время с Софьей не было Чацкого, зато был Молчалин, который по ее мнению подходил на роль ее возлюбленного. Подобный образ Софья себе придумала из прочитанных ей романов и «наложила его» на Молчалина. Читая данное произведение, я поняла, что Софье нравился тот Молчалин, которого она себе выдумала, а не тот, кем он был на самом деле, поэтому с Чацким она поступила неправильно, так как не понимала, не уважала и недооценивала его. Чацкий знал это и понимал, однако из-за любви к Софье он просто закрывал на это глаза. Заканчивается данное произведение тем, что Чацкий приходит на бал и начинает вести себя неправильно, согласно тому времени, за что Софья называет его умалишенным. После окончания бала Молчалин любезничает с Лизой, которая является горничной Софьи. Софья застает их. В это время Чацкий наблюдает все это из-за укрытия. Поняв из разговора Софьи, что она все таки влюблена в Молчалина, Чацкий говорит Софье все, что он думает о ней, и выбегает с фразой, которая в последующем стала крылатой: «Карету мне карету!». На этом произведение заканчивается.

Секрет актуальности

Чтобы политическая сатира не была похожа на черно-белую фотографию давно забытого родственника, в ней должно быть что-то большее, не только бесхитростное указание сиюминутных недостатков общества. Отсылки к общечеловеческим проблемам и ценностям, узнаваемым, близким в любое время и каждому.

И Грибоедов, создавая свою пьесу, вложил в нее намного больше, чем просто критику существующего политического и социального строя. Это отмечает практически любая, взятая наугад, рецензия, произведения «Горе от ума» касающаяся хотя бы вскользь. Точнейшая картина нравов — и не только времен Александра I. Эти же люди живут и сейчас. Да, они по-другому одеты, курят сигареты, а не нюхают табак, обсуждают последнюю речь Путина на саммите, а не царя перед дворянским собранием. Но люди-то те же. Абсолютно узнаваемые типажи.

Анализ стихотворения Бородино Михаила Лермонтова

Стихотворение «Бородино» было написано Лермонтовым в честь 25-летнего юбилея Бородинской битвы (1837). Многие русские поэты и писатели, независимо от политических и идеологических взглядов, с чувством глубокого уважения относились к победе русских войск. Бородинское сражение показало силу народного духа и значительно повысило патриотические настроения.

«Бородино» Лермонтова занимает особое положение. В то время было принято писать о войне либо с позиции стороннего наблюдателя, либо от лица полководца. «Бородино» создано в оригинальном стиле – в форме рассказа бывалого солдата, лично участвовавшего в героической битве. Поэтому в нем нет фальшивых выражений и псевдопатриотических заявлений. Стихотворение воспринимается как непосредственная передача фактов простым человеческим языком. Этим Лермонтов значительно повышает эмоциональное воздействие произведения. Неторопливый рассказ солдата о страшных картинах сражения затрагивает душу читателя. Невольно чувствуется гордость за тех, кто не жалел своей жизни ради спасения Родины.

Солдат не приукрашивает своих заслуг, что делает рассказ максимально правдивым и искренним. Он отдает дань уважения всем погибшим и уверенно утверждает, что сдача Москвы – «божья воля». Люди были готовы погибнуть под ее стенами, но не допустить врага до сердца России. Героический призыв полковника «…не Москва ль за нами?» не вносит в произведение излишнего пафоса. Он органически вписывается в текст и является кульминационной точкой.

Большое значение имеет структура стихотворения, его стилистические особенности. Оно написано разностопным ямбом со сплетенной рифмой. Это придает произведению музыкальный характер. Оно напоминает семидольный размер народных песен-сказаний. Лермонтов подчеркивает связь с национальными корнями путем употребления просторечных выражений: «ушки на макушке», «брат мусью», «отступили бусурманы». Вместе с тем он применяет особые выразительные средства для усиления значимости сражения: метафоры («ломить стеною», «отец солдатам»), сравнения («перестрелка» — «безделка», «двинулись, как тучи»).

Стихотворение приобрело широкую народную популярность. Его слова были положены на музыку. Многие фразы и выражения стали крылатыми, утратив связь с источником. Патриотическая идея отдать жизнь за Москву вновь прозвучала в годы Великой отечественной войны. На этот раз советские войска смогли выполнить завет великого поэта и «клятву верности сдержали».

Конфликт поколений в других произведениях

Для русских писателей проблема отцов и детей не нова, во многих других произведениях она тоже поднимается. Канва сюжета примерно одинакова: «дети» отрицают все стандарты и убеждения «отцов», они пытают поведать им нечто новое, то, что решит будущее общества.

Представители старого строя отрицают все, что предлагает им молодежь. Все равно, дети только тешатся, консервативные устои никогда не падут

В такой ситуации, если грядут действительно значимые изменения, важно, чтобы «старики» нашли свое место в новом мире, а не потерялись в своих воспоминаниях и непонимании нового

В романе «Отцы и дети» русского публициста Ивана Сергеевича Тургенева эта проблема лежит в основе сюжета. Базаров — представитель нового общества, которое готовится расчистить свой путь от старого хлама к новым высотам. Кирсанов — консерватор, ценитель идей из прошлого, строя, традиций и правил. Друг для друга они враги, которые уничтожают мечты. Кирсанов понимает и опасается, что все последователи старого строя и есть тот хлам, который в скором времени обещает очистить Базаров.

Находясь в открытом конфликте, никто никогда не придет к единому решению. Однако у всех этих героев одна судьба — жить дальше вместе, терпеть друг друга и учиться чему-то новому в единении.

Конфликт поколений актуален всегда. Старшее поколение не готово к тому, что рано или поздно дети вырастают, и, вполне возможно, молодежь придет учить их чему-то. Оно не готово менять свою социальную позицию «родитель» на «взрослого» и, соответственно, вести диалог дальше на равных.

К сожалению, чаще всего закоренелые последователи своей идеи так и пропадают в мечтах. Они не находят свое место в новом мире, противопоставляя себя всему человечеству. В каждой семье возникает проблема отцов и детей. У кого-то она проходит почти бесследно, а для кого-то становится камнем преткновения. Семьи рушат свои связи, нарастает обида.

Решить все это возможно простым разговором, попыткой понять друг друга и услышать, принять чужие взгляды, пусть они и отличаются от собственных. Открытые конфликты никогда не научат слышать оппонента. Иногда стоит представить себя на его месте, попробовать понять причину такой закоренелости мыслей и строить разговор исходя из этого.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: