Кутузов и Наполеон: сравнение их мотивов и интересов
Военные события 1812-го не сводятся Л. Н. Толстовым к противостоянию двух людей – Кутузова и Наполеона. Несмотря на то, что они оба стояли во главе армий, эта война не являлась проявлением их личной вражды. Наполеон не имел ничего против Кутузова, а Кутузов – против Наполеона.
Несмотря на отсутствие противостояния с Кутузовым, у Наполена все же были личные причины для того, чтобы обозлиться и на русский народ, и на русского императора.
Давайте обратимся к целям, который преследовал в 1812-ом году каждый из командующих. Мотивы Михаила Кутузова более, чем понятны. Он хотел:
- освободить русские территории от французских захватчиков;
- потерять как можно меньше людей из своей армии (особенно это заметно в той части романа, где говорится уже об отступлении французов);
- действовать в соответствии с российскими интересами (которые, к слову, не всегда совпадали с эгоистичными амбициями Александра I).
Кутузов не желал никому зла и не собирался ни на кого нападать. Его вполне устраивала мирная жизнь внутри страны, а до того, как будут делить границы Европейские страны, ему не было дело. Тут следует сделать акцент на том, что Кутузов мыслил, как командующий армией и патриот своей страны, а не как политик. Потому что политик понимает: если страна не заявит о своих интересах, на эти интересы начнут покушаться.
Здесь мы подходим к ключевой разнице в мотивах Кутузова и Наполеона. Если Кутузов – это глава армии, который обеспокоен судьбой каждого своего солдата, то Наполеон – это политик, который действует в интересах страны в целом. Бонапарта не слишком интересовало то, сколько его людей погибнет, если в конечном итоге их действия возвеличат Францию.
Наполеон к 1810-ым годам достиг впечатляющих военных успехов. Под его контролем была вся Европа, кроме Великобритании – последняя имела перевес за счет своего мощного флота и контроля морей. Поэтому подчинить Великобритании континентальной блокаде Наполеону никак не удавалось. Он сблизился с Александром I (хотя ранее Российская империя входила в антифранцузскую коалицию) и хотел получить от России поддержку. Но это не входило в российские интересы.
Так, например, Россия установила особый торговый режим с Великобританией, не учитывая интересы Франции – это возмутило правительство последней. Кроме того, Александр I дважды отказал Наполеону в женитьбе на своей сестре, что французский император воспринял едва ли не как оскорбление. Именно этот отказ вызвал новый кризис в русско-французских отношениях, который в итоге и привел к войне в 1812 году. Наполеон начал понимать, что мощь Российской империи угрожает положению Франции.
Таким образом, выступая войной на Россию, французский император преследовал следующие цели:
- полный разгром России (в 1811 году император заявлял, что «раздавит» Россию);
- подчинить Россию французским интересам и сделать ее частью «нового единого государства» под правлением, разумеется, самого Наполеона;
- устрашить другие европейские страны, которые проявляли неподчинение или вовсе надеялись противостоять Франции;
- свести личные счеты с Александром I, который пренебрежительно отнесся к дружбе Наполеона и не позволил последнему подтвердить легитимность своего статуса посредством женитьбы на русской великой княжне;
- удовлетворить личные амбиции и жажду мирового господства.
Проанализировав цели Кутузова и Наполеона, мы можем увидеть главное различие между этими героями. Если Кутузов всегда действовал под влиянием патриотизма и заботился о своей стране и ее народе, то у Наполеона все действия сопровождались не только политическими, но и личными мотивами. Для него война и международные отношения стали личным делом, поэтому он не гнушался жестокостью, коварством и беспринципностью.
Роман «Война и мир»
Роман-эпопея описывает события времен наполеоновской войны (1805-1812 гг.). Произведение имело огромный успех как в России, так и в Европе. «Война и мир» — художественное полотно, не имеющее аналогов в литературе. Толстому удалось изобразить все общественные классы, начиная императорами и заканчивая солдатами. Небывалая эволюция характеров и целостность образов, каждый герой предстает живым полнокровным человеком. Писателю удалось прочувствовать и передать все грани психологии русского народа: от возвышенных порывов до безжалостных, почти звериных настроений толпы.
Удивительным получился образ Кутузова, тесно связанный с Россией и ее людьми. Противоположностью ему во всем выступает самовлюбленный и эгоистичный Наполеон. Именно эти персонажи будут рассмотрены подробно.
Образ Наполеона в романе «Война и мир»
В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой изобразил множество героев, как выдуманных, так и реальных исторических персонажей. Одним из реальных исторических лиц в романе является Наполеон. Он присутствует в произведении буквально с первой и до последней страницы.
Для писателя Наполеон является не просто историческим деятелем, полководцем, направившим войска на Россию и потерпевшим здесь поражение. Толстого французский император интересует как личность, как воплощение индивидуализма, как человек, убежденный, что он выше всех, как фигура, с которой писатель связывает сложнейшие нравственные вопросы.
Раскрытие образа Наполеона имеет важное значение и для восприятия всего произведения, и для ряда главных героев, и для понимания философских воззрений самого писателя. Наполеон в романе Толстого выступает не в образе великого человека, талантливого полководца, а как завоеватель и поработитель
Это позволило писателю дать в романе свою картину видения роли выдающихся личностей в истории.
Статья: Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир»
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
О несомненном полководческом таланте и опыте Наполеона в романе говорит ряд эпизодов. В битве при Аустерлице Наполеон показан полководцем, великолепно разбирающимся в боевой обстановке. Наполеон быстро разгадал тактический план Кутузова, и ошибку Мюрата. Перед Аустерлицем император перехитрил Долгорукова, внушив парламентеру мысль о своем страхе перед генеральным сражением, чтобы усыпить бдительность и подвести войска максимально близко к противнику. Потом это обеспечило Наполеону победу в сражении.
В картине Бородинского сражения Наполеон демонстрирует знание тонкостей боевой обстановки.
Толстой при описании Бородинской битвы говорит об опыте Наполеона-полководца, который помог ему понять трудность Бородинской битвы и ее результаты. Писатель неоднократно отмечает военную эрудицию Наполеона.
В разгар побед и возвышения Наполеона в 1805 году двадцатилетний Пьер Безухов бросается на защиту императора, когда его в салоне А.П. Шерер назвали выскочкой, убийцей, узурпатором, злодеем, антихристом. И князь Андрей Болконский говорит и величии Наполеона.
Однако писатель хочет показать в своем романе не жизнь группы людей. Толстой в «Войне и мире» стремится воплотить мысль народную. Поэтому у него Наполеон смешон в убеждении, что он руководит всеми битвами и ходом истории. Толстой подчеркивает, что сила Кутузова состоит в том, что он учитывает настроение народа, опирается на стихийно выраженную народную волю.
В первых двух томах романа Толстой показывает Наполеона глазами героев произведения.
Замечание 1
Но для самого писателя образ Наполеона – это в первую очередь воплощение войны.
В третьем томе писатель не скрывает своей ненависти к французскому императору и дает волю сарказму. Толстого возмущает равнодушие Наполеона к людям, возмущает то, что Наполеон считает себя вправе вершить судьбы людей, обрекать их на гибель. Толстой считает, что подобное понимание власти преступно и несет в себе зло. Поэтому он ставит перед собой задачу разрушить легенду о необыкновенности Наполеона.
Толстой описывает Наполеона без искажений, точно подчеркивая детали. Писатель не хочет видеть ничего необыкновенного в императоре – это просто сорокалетний располневший человек, позволивший себе поверить в свою необыкновенность.
Основные черты характера Наполеона:
- Эгоистичность;
- Самоуверенность;
- Надменность;
- Самовлюбленность;
- Напыщенность.
В портрете Наполеона Толстой настойчиво подчеркивает его склонность «делать себя». Гнев писателя вызывает даже то, что от императора пахло одеколоном – Толстой считает, что Наполеон чрезмерно занят собой.
Таким образом, в представлении Толстого Наполеон был не величественным, а нелепым в своем убеждении, что его волей движется история и что все люди должны его боготворить. Писатель в романе показывает и как боготворили императора, и как он сам желал казаться великим. Толстой показывает в императоре откровенное желание славы.
Одним из способов развенчания Наполеона в произведении Толстого является отрицание его искусственного, эгоистического, призрачного идеала.
Таблица сравнительной характеристики Кутузова и Наполеона
Кутузов:
- Фельдмаршал искренне улыбался уголками губ, украшая тем самым изуродованное лицо.
- Неприхотливость к условиям полевого быта, мог разместиться в любой избе.
- Считает своей миссией спасти Россию от порабощения неприятельской армией.
- Отеческое отношение к солдатам, напутствия перед боем короткие и дельные. Например: «Выспаться!»
- Лично принимает участие в главных сражениях военной кампании 1812 года.
- Понимает, что исход войны зависит от многих факторов, в том числе от боевого духа рядовых солдат.
- Как религиозный человек признает свою малую значимость в историческом процессе.
Наполеон:
- Императорская улыбка была лживой, глаза при этом оставались безучастными.
- Тяготение к роскоши, двор поражает пышностью.
- Хочет завоевать весь мир, чтобы навязать свои культурные ценности и обогатиться за счет других государств.
- Считает, что армия побеждает только благодаря его ремеслу вести войну, известный пафосными длинными речами перед сражениями.
- Старается держаться на удаленном расстоянии от линии огня.
- Думает, что все в жизни зависит единственно от его воли.
- Верит, что мир кружится вокруг него, его роль во всем происходящем ключевая, ему суждено изменить картину Европы.
Лев Толстой многократно напоминает:
Кутузов
удерживал своих солдат от кровопролитных сражений, всячески старался избежать гибели армии, даже ценой сдачи Москвы. Для главнокомандующего война есть бедствием всенародным, его участь – помочь народу выжить, освободиться от участи терпеть на своей земле иностранного завоевателя.
Наполеон
одержим войной, видит себя ключевой фигурой истории, изменившей карту мира в прямом значении этих слов. Осматривая Бородинское поле, усеянное трупами солдат обеих армий, император восхищается смертельным видом раненного Болконского.
Причина победы России в Отечественной войне 1812 года кроется в единении государства и народа. Каждого человека, будь то крестьянин или дворянин, Лев Толстой показывает малозначительной песчинкой общества. Как только люди объединяются в едином историческом процессе, их сила увеличивается многократно, превращается в победоносную волну, сметающую на своем пути любую кампанию, начатую злым гением. Кутузов любил свой народ и ценил его патриотическую мощь, естественную волю к свободе.
Один из уникальных и гениальных писателей, известных во всем мире, «великая надежда русской литературы», человек, пытавшийся заново осмыслить жизнь, понять ее законы и разгадать тайны. У Льва Николаевича Толстого был особенный взгляд на мироустройство, в том числе ему принадлежит и теория о роли человека в истории и его значении в контексте вечности. В романе «Война и мир» эту концепцию воплотили в себе полководцы двух великих армий. Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона (таблица с краткими выводами по теме будет представлена ниже) позволяет полностью раскрыть отношение писателя к вопросу: «Может ли один человек сотворить историю?»
Образ Кутузова
Толстой изобразил Кутузова в романе своеобразным старцем, прекрасно знающим жизнь и понимающим, что ждет впереди. Он знает, что сражение при Аустерлице будет проиграно, и спокойно говорит об этом. Он засыпает на совете, прекрасно понимая, к чему в итоге приведут все разговоры. Кутузов чувствует биение жизни, понимает ее законы. Его бездействие оборачивается народной мудростью, поступками его руководит интуиция.
Кутузов – полководец, но все его действия подчинены великой воле самой истории, он ее «раб». Но только так, заняв выжидательную позицию, можно было победить. Именно эта мысль Толстого воплотилась в характере Кутузова.
Образ Наполеона: общее
В личности Наполеона прослеживаются явные нарциссические черты. Он заботится о себе и о своем образе, считая, что он – главный человек своего столетия. Бонапарта не интересуют проблемы солдат его армии, так как для него интерес представляют только общие военные успехи.
Наполеон желает завоевать Европу, и это ему почти удается. Великобритания и Россия выглядят для него «бельмом на глазу», поэтому французский император, не рассчитав свои и силы и не обдумав все как следует, выступает против России войной. Больше всего его раздражает тот факт, что Россия не вписывается в его картину мира, в которой он мнит себя господином. Поэтому и действует Наполеон радикально, не продумывая свои действия наперед.
Безответственность Бонапарта и ослепившая его амбициозность в итоге оборачиваются против него, так как французская армия не выдерживает трудностей, с которыми она столкнулась на русских землях. И даже тогда Наполеон не признал своих ошибок и не позаботился о своей армии. Напротив, он продолжал цепляться за идею собственного господства, и все никак не мог поверить, что его победили.
Популярные сочинения
- Как я встретил Новый год – сочинение Новый год это чудесный праздник, который каждый из нас ждет с нетерпением, тщательно готовится и встречает в кругу родных и близких. Я очень люблю ощущение праздника в нашем доме, поэтому Новый год для меня самый любимый праздник
- Кутузов и Наполеон – сравнительная характеристика (роман Война и Мир) Наполеон описывается в произведении как человек неприятной внешности, он толстый, у него выпирает живот, руки и ноги пухлые короткие, даже плечи императора казались полными.
- Сочинение-описание по картине Осень. Охотник Левитана (8 класс) Картина «Осень. Охотник» была написана великим русским художником, мастером пейзажа – Исааком Левитаном. Данная работа изображена в жанре пасторали, что значит изображение мирной сельской жизни, простых людей.
- Сочинение Описание картины Вечерний звон Левитана Исаак Левитан написал эту картину в 1892 году. Он удивительным образом умел давать названия своим картинам. Читаешь, и, кажется, слышишь плывущий над окрестностями, звон.
- Сочинение-описание по картине Букет сентября Вишняк 5 класс Редко приходится довольствоваться картинами наших современников, и тот редкий случай – это картина Марины Владимировны Вишняк под названием Букет сентября”, которая вышла из под талантливой руки художницы
- Сочинение Когда человеку необходимы перемены? Для многих людей повседневность, обыденность и спокойствие – это идеал жизни, к которому следует и даже необходимо стремиться. Чаще всего человек, желающий только умиротворения и комфорта – это гражданин
- Сочинение на тему Становление характера Васютки (5 класс) Детские годы центрального персонажа «Васюткино озеро» Астафьева проходили в тайге, где он проживал с родителями. В этом автор и герой были похожи, поэтому многое в рассказе
- Крылатые выражения героев Горе от ума (по персонажам) Чацкий: Числом поболее, ценою подешевле. Вот наши строгие ценители и судьи!
- После бала. Утро, изменившее жизнь сочинение (8 класс) Порой наша жизнь в корне меняется буквально из-за одного случайного события, которое становится переломным и разделяет жизненный путь, цели и мечты на «до» и «после». Л.Н. Толстой в произведении
- Сочинения про профессии
“
Герои романа о Наполеоне
В гостиной Анны Шерер (фрейлины и приближенной императрицы) с большим интересом обсуждают политические действия Европы по отношению к России. Сама хозяйка салона говорит: «Пруссия уже объявила, что Бонапарте непобедим и что вся Европа ничего не может против него…». Представители светского общества – князь Василий Курагин, приглашенный Анной Шерер эмигрант виконт Мортемар, аббат Морио, Пьер Безухов, Андрей Болконский, князь Ипполит Курагин и другие члены вечера не были едины в отношении к Наполеону. Кто-то его не понимал, кто-то им восхищался. В «Войне и мире» Толстой Наполеона показал с разных сторон. Мы видим его как полководца-стратега, как императора, как человека.
Андрей Болконский
В разговоре с отцом – старым князем Болконским, Андрей говорит: «…а Бонапарте все-таки великий полководец!». Он считал его «гением» и «не мог допустить позора для своего героя». На вечере у Анны Павловны Шерер Андрей поддержал Пьера Безухова в суждениях о Наполеоне, но все же сохранил и собственное мнение о нем: «Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но…есть другие поступки, которые трудно оправдать». Но спустя время лежа на поле Аустерлица и глядя в голубое небо, Андрей услышал слова Наполеона о нем: «Вот прекрасная смерть». Болконский понял: «…это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком…» Во время осмотра пленных Андрей думал «о ничтожности величия». Разочарование в своем герое пришло не только к Болконскому, но и к Пьеру Безухову.
Пьер Безухов
Только что появившийся в свете, молодой и наивный Пьер рьяно защищал Наполеона от нападок виконта: «Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил её злоупотребления, удержав все хорошее, – и равенство граждан, и свободу слова и печати, – и только потому приобрел власть». Пьер признавал за французским императором «величие души». Он не защищал убийств французского императора, но расчет его действий во благо империи, готовность взять на себя столь ответственное дело – поднять революцию – это казалось Безухову настоящим подвигом, силой великого человека. Но столкнувшись лицом к лицу со своим «кумиром», Пьер увидел всю ничтожность императора, жестокость и бесправие. Он лелеял мысль – убить Наполеона, но понял, что тот не стоит этого, так как не заслужил даже геройской смерти.
Николай Ростов
Этот юноша называл Наполеона преступником. Он считал, что все его действия неправомерны и по наивности души ненавидел Бонапарта «как мог».
Борис Друбецкой
Перспективный молодой офицер, протеже Василия Курагина высказывался о Наполеоне с уважением: «Я бы желал видеть великого человека!»
Граф Растопчин
Представитель светского общества, заступник русской армии говорил о Бонапарте: «Наполеон поступает с Европой, как пират на завоеванном корабле».
Характеристика Наполеона
Неоднозначная характеристика Наполеона в романе Толстого «Война и мир» представляется читателю. С одной стороны он – великий полководец, властелин, с другой – «ничтожный французишка», «холопский император». Внешние черты опускают Наполеона на землю, он не так высок, не так красив, он толст и неприятен, как нам хотелось бы его видеть. Это была «потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью». Описание Наполеона присутствует в разных частях романа. Вот он перед Аустерлицким сражением: «…худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом; блестящие глаза были неподвижно устремлены на одно место…Он стоял неподвижно… и на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья, который бывает на лице влюбленного и счастливого мальчика». Кстати, этот день для него был особенно торжественен, так как это был день годовщины его коронования. А вот мы видим его при встрече с генералом Балашевым, приехавшего с письмом от государя Александра: «…твердые, решительные шаги», «круглый живот…жирные ляжки коротких ног…Белая пухлая шея… На моложавом полном лице… выражение милостивого и величественного императорского приветствия». Интересна и сцена награждения Наполеоном самого храброго русского солдата орденом. Что хотел показать Наполеон? Свое величие, унижение русской армии и самого императора, или преклонение перед храбростью и стойкостью солдат?
Вариант 3
Один из центральных героев романа – Пьер Безухов. Впервые автор знакомит с героем на званом вечере, куда был приглашён весь цвет общества. На первый взгляд Пьер не взывает симпатии. Он кажется непривлекательным, настолько просто и мешковато он выглядит. Но вот он вступает в спор и сразу видно становится, что он хорошо воспитан, образован и весьма умён.
Безухов был приверженцев французской революции. А в образе Наполеона, как ему казалось, он нашёл свой идеал. После войны 1812 года его взгляды радикально поменялись. Герой меняется на протяжении всего повествования. Он в постоянном поиске. У него всегда много вопросов не только к окружающим его людям. Больше всего вопросов у него к самому себе. В поисках смысла жизни он допускает много ошибок, через сомнения и заблуждения пролегает путь его.
Сочинение 3
Жемчужиной русской литературы является роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Это произведение знакомо многим людям не только в нашей стране, но и любителям литературы во всём мире. Оно получило признание многих специалистов и критиков в области литературы, а также заслужило любовь и уважение простых читателей. Это не просто роман, а целая эпопея, описывающая события происшедшие в истории нашей Родины. Роман затрагивает такие различные темы как жизненный уклад и нрав в разных слоях общества, атмосферу того времени, взгляды и мнения героев. Отдельное место в этом произведение отведено описанию двух великих полководцев Кутузова и Наполеона. Надо исходить из того, что это художественное произведение, а не документальный пересказ определенных событий. Поэтому описание и поступки героев романа дополняются мнением автора и раскрываются в соответствии с сюжетом романа.
Автор противопоставляет образы этих двух главнокомандующих разных армий. Кутузов является героем, любимцем простого народа и солдат, патриотом своей Родины. Перед нами образ обыкновенного простого русского человека, но в тоже время наделенного талантами полководца и политического деятеля. Этот образ раскрывается постепенно на протяжении всего произведения. Исходя из поступков и действий русского полководца, мы проникаемся уважением к этому образу. Видно, что и сам автор относится с большой симпатией к своему персонажу. В романе подчеркивается связь Кутузова с простыми людьми и это выражается в том, что именно он, а не русский император является победителем в войне в глазах всего народа.
Совсем по-другому в своем произведении автор представляет нам Наполеона. Французский император является кумиром для многих, им восхищаются, считают гением и непобедимым полководцем. Но у автора свое личное мнение на этот счёт. В своём романе он последовательно раскрывает образ Наполеона. И он предстает перед нами как военачальник, который становится далёк от простых солдат. Достигнув высот, он отдаляется от своей армии, забывая, что нужно благодарить её в своих победах. В этом проявляется его эгоизм и высокомерие. В произведении встречаются такие описания поведения Наполеона, где видны проявления его лжи, лицемерия и фальши. Нелестно автор отзывается и о солдатах французской армии, называя их толпой мародёров, каждый из которых тащил с собой кучу награбленных вещей.
Вот такими разными автор показывает нам Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир». Разное отношение к своей армии и жизни простого солдата.
Черты характера Кутузова и Наполеона
Михаил Илларионович Кутузов прославился среди солдат добротой, часто проявлял заботу о рядовых, о простых людях. Князь отличался внимательностью, замечал отдельные детали происходящего вокруг. Его сиятельство не смущала сложность любой ситуации, он оставался спокойным и невозмутимым при любых обстоятельствах. Двигался фельдмаршал медленно, сонно переваливаясь с ноги на ногу.
Кутузов выражал свои мысли четко, лаконично, с особым шармом и отеческой интонацией. Лев Толстой подчеркивает простоту военачальника, близость с народом. Ни осанкой, ни манерой поведения герой не играет никакой определенной роли, а остается обыкновенным человеком. Старику свойственно интересоваться красивыми женщинами, шутить в своем кругу с подчиненными.
Современники отмечали привычку Кутузова обращаться ласково к офицерам и солдатам. Болконский знает, что начальник слаб на слезы, способный искренне выразить сочувствие, верующий до глубины души человек. Герои романа отзываются о фельдмаршале, как о мудром полководце, признающем, что в некоторые моменты войны лучше не вмешиваться, предоставив истории возможность развиваться произвольно.
Наполеон, наоборот, высокого мнения о своих поступках. Эгоцентризм императора Франции заставляет его думать, что собственные решения являются единственно правильными. Толстой рисует портрет самовлюбленного маленького человечка. Спровоцировать убийство миллионов солдат – это низменность, ничтожность и интеллектуальная ограниченность, продиктованная капризом безграничной власти.