Сочинения по произведению: бесприданница, островский (12 топиков)

Сочинение по драме александра островского «бесприданница»

А. Н. Островский

Трагедия героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»

Действие драмы происходит в волжском городе Бряхимове. И в нем, как и повсюду, царят жестокие порядки. Общество здесь такое же, как и в других городах.
Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова – бесприданница. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с сильными мира сего. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса до поры до времени принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство соединятся в ее избраннике. Она выбирает амплуа бедной невесты, являющейся предметом соперничества между несколькими претендентами на ее чувство или руку. Как и всегда, такой героине предоставлен достаточно мнимый выбор, она выбирает только в сердце, тогда как права совершить поступок на самом деле лишена.
Лариса любит Паратова, она «больна» им, с ним в ее сознании раз и навсегда вошло представление совсем о другом, поэтическом мире, который непременно существует, но не доступен ей, хотя она и предназначена, по мнению всех окружающих, именно для него. Для Ларисы это мир фантазии, намного более поэтичный, чем он есть на самом деле. Элементами этого мира в ее собственной жизни являются любимые ею стихи, романсы, мечты, которые сообщают его образу привлекательность.
Выходя за Карандышева, она чувствует себя униженной, несправедливо приговоренной к той жизни, которую ей способен дать мелкий чиновник. Тем более она не может простить его личного унижения, его неудач в попытках сравняться с Паратовым, для нее все более и более очевидной становится разница между ними: «С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление!» Она не только не хочет соответствовать его болезненно честолюбивым причудам, но и наедине постоянно внушает ему, что не любит его, что он бесконечно ниже Паратова, за которым она пойдет по первому его зову: «Разумеется, если б явился Сергей Сергеич и был свободен, так довольно одного его взгляда…»
В ее душе происходит борьба между стремлением смириться с неизбежной участью жены бедного чиновника и тоской по яркой и красивой жизни. Чувство униженности, желание иной жизни побуждают Ларису решить свою судьбу. Кажется, что путь в романтический мир лежит через романтический, безрассудный поступок. Но этот поступок опрометчив, ведет к гибели. Он совершается в погоне за призраком, который олицетворяет собой Паратов.
Так же, как и Карандышев, она делает выбор в пользу иллюзии, а не реальности. Для Островского эта попытка сразу, одним безрассудным поступком получить любовь и счастье выглядит как отказ, бегство от собственной судьбы. Поездка на мужской пикник, которую она ощущает как акт собственного выбора, открывает Ларисе глаза на ее подлинное положение: «Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя…я вещь!» Умирая, она благодарит своего убийцу – Карандышева за то, что он дал ей возможность уйти из мира, в котором растоптан высокий идеал и где она не чувствует себя человеком: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда и никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла. Ее нет на свете… нечего искать».

ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница

Оглавление

Популярные сочинения

  • Сочинение Основная мысль Слова о полку Игореве

    Особое место в древнерусской литературе занимает «Слово о полку Игореве», написанное неизвестным автором приблизительно в конце XII века. Историческим материалом для создания данного произведения

  • Что такое настоящее искусство? сочинение

    Искусство, является неотъемлемой частью нашего мира, без него наша жизнь станет тусклой, серой и безрадостной. Ведь кино, телевидение, литература, а так же театр, есть наше беспредельное, всемирное наследие

  • Сочинение Мое положение в обществе (7 класс)

    На планете живет более 7 миллиардов людей. Каждый из них занимает какое-либо положение в обществе. И чем оно выше, тем уважительнее отношение к человеку. Правильно ли это? Можно ли назвать данный

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Островский
  4. По пьесе Бесприданница

В 1878 году Островский дописал свою пьесу – «Бесприданница». По замыслу, «чистая душа» в образе Ларисы Огудаловой является главной героиней произведения. Именно ей предстоит обнажить проблемы конца 19 века, которые остаются актуальными и сейчас.

Лариса Дмитревна Огудалова – молодая девушка, которая сталкивается с противоречивостью описанного автором мира. Мира, в котором порочность, жажда наживы и бездуховность давно стали считаться синонимами к слову успешность. Ее одолевают сильные чувства тревоги и разочарования по причине того, что ее судьбой пытаются распоряжаться без ее согласия не только знакомые, но и самые близкие люди. Как любая порядочная девушка, она стремиться обрести свое счастье. Для нее счастьем является любовь. Сильная, искренняя любовь, которая позволяет двоим принимать друг друга без фарса и наигранности. Но этим желанием не суждено было сбыться, так как мир не разделял ее взглядов. Выгодное замужество всегда было целью родителей. Это позволяло укрепить финансовое состояние семьи и ее положение в обществе. Можно сказать, что настоящая любовь обесценивалась из-за желания родителей подороже «продать» свою дочь.

Гений Островского позволил в одной небольшой пьесе обнажить несколько проблем, актуальность которых со временем не угасает. Поменялась, разве что, только оболочка. Деньги и власть правят бал, а люди, имеющие оба эти инструмента, чувствуют себя вполне безнаказанными. Общество подвержено влиянию сложившихся ценностей. И, вполне возможно, где-то в наше время происходит еще одна история Ларисы Огудаловой.

Профессия

Образ Башмачкина ничуть не приукрашен автором: интересы Акакия Акакиечива убоги. Его идеал и предел мечтаний – шинель. Символ шинели, конечно же, понятен: защита от холодного, враждебного мира, единственная отрада и подруга жизни. Зато к цели герой идет по мукам, ограничивая себя во всем. Он отказывается от ужинов, от свечки по вечерам, от стирки белья у прачки, лишь бы накопить на вожделенную покупку. Многие усматривают в нем черты святого Акакия Синайского, этим и объясняется необычное имя чиновника. Смирение, безропотность, самопожертвование – вот, что роднит героев жития и гоголевской повести.

Ориентировочные ответы учеников

  • Лариса резко выделяется на фоне окружающих её людей. Она девушка незаурядная, чистая, любящая жизнь, художественно одарённая. Душа Ларисы вырастает из русских романсов, цыганских песен, стихов Баратынского. Натура её утончённая и поэтическая: она прекрасно поёт, играет на разных инструментах, чувствует красоту природы. Поэтичность её характера подчёркивает и её имя Лариса, в переводе с греческого означающее чайка. Лариса живёт в мире, который она создала для себя – в мире мечты, романтики. Через пелену мечтательности она не замечает в людях пошлых сторон, а видит лишь то, что сама желает. Ларису отличает честность, прямота. Так, Вожеватов замечает Кнурову: «К кому расположена, нисколько этого не скрывает». (Д. I, явл.2.).

    Она способна глубоко и страстно любить. Всей душой она полюбила Паратова, «любила чуть не умерла с горя, а когда уезжал, бросилась за ним вдогонку, уж мать со второй станции воротила», — смеясь, рассказывает Вожеватов Кнурову. Лариса доверчива, и люди ей кажутся лучше, чем они есть на самом деле. Так, Паратов кажется ей замечательным, сильным человеком. «Да разве можно быть в нем неуверенной?» — восклицает Лариса, рассказав перед этим историю о выстреле Паратова на расстоянии 12 шагов в монету, которую Лариса держала в руках. Из-за своей доверчивости Лариса не смогла разглядеть в Паратове самовлюблённого эгоиста и поэтому до последней минуты верит ему;

  • не поняла, что зачастую за его благородными поступками (бедным давал деньги), его лихостью, бесшабашностью скрывается лишь бравада, желание произвести эффект. Её талантливость, стремление к правде и чистоте высоко поднимает её над миром дельцов, в котором она вращается. Она является исключением в этом мире, где всё продаётся и покупается. Незаурядность Ларисы признают Кнуров и Вожеватов, привыкшие оценивать всё с точки зрения выгоды, они и к Ларисе подходят с этой меркой. Так, Кнуров цинично заявляет: «Эта женщина создана для роскоши. Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует». (Д.I, явл.2).
    19 стр., 9441 слов

    Судьба ларисы огудаловой в пьесе бесприданница. Трагическая судьба …

    … понимания, счастья. Такова и героиня пьесы «Бесприданница». В Ларисе есть все — ум, талант, … Ларисы! После разрыва с Карандышевым, после обмана Паратова Лариса ищет простого человеческого сочувствия, обращаясь к другу детства Вожеватову: «Ну хоть поплачь со мной», — просит она его. Однако Вожеватов … в обществе унижений и бесчеловечности. Сочинение на тему в чем причина гибели ларисы огудаловой Есть в …

5. Творческая работа .

Кто же она, Лариса Огудалова?

ЭЙДОС-КОНСПЕКТ

(гитара, корзина, коробочка с драгоценностями, кукла, разбитое сердце, пистолет)

6 . Работа с текстом: характеристика Ларисы.

1).Авторская характеристика, данная посредством ремарки: «Лариса — молодая девушка, одетая богато, но скромно».

2).

У окружающих она вызывает уважение и восхищение. Кнуров говорит о ней: «приятно с ней одной почаще видеться, без помехи…» или «Лариса создана для роскоши…»

3).

Мнение Кнурова разделяет и давний друг Ларисы — Вожеватов: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет». Он рассказывает Кнурову историю любви Ларисы к Паратову: «А уж она его любила, чуть не умерла с горя. какая чувствительная!»

4).

Лариса не умела прятать от других свои чувства. Кнуров о ней говорит: «Не глупа, а хитрости в ней нет. К тому расположена, нисколько этого не скрывает».

5).

В разговоре она открыта и прямолинейна. Всегда имеет свое мнение. Не любит, когда ей указывают. Когда Карандышев ей запрещает петь, она возмущается: «Вы запрещаете? Так я буду петь, господа».

7. Продолжение работы над текстом драмы.

Незаурядность, природная одаренность, талантливость Ларисы высоко поднимает ее над окружающими; этих качеств не мог не заметить Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев. Надо отдать им должное: ценить красоту и восхищаться талантом они способны. Но возникает другой вопрос, могут ли они ценить её бескорыстно, по-настоящему?

Это девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданное., Ответы учеников, Слово учителя

События в драме «Бесприданница» разворачиваются на живописных берегах красавицы Волги, в провинциальном городе Бряхимове. Тишину провинции нарушают гудки пароходов, грохот повозок по булыжной мостовой. Живет в Бряхимове «теперь чистая публика». Купцы совсем не похожи на Дикого и Кабаниху из «Грозы».

Это достаточно образованные и культурные предприниматели, читающие европейские газеты, посещающие промышленные выставки за границей, общающиеся с равными себе.

Но за внешним лоском и образованностью новых хозяев жизни скрываются бессердечность, цинизм и расчетливость. Отношения между людьми всецело начинают определять чековые книжки и тугие кошельки.

А. Н. Островский своей героиней делает женщину – «единственную живую душу» в мире «хищных, цепких и умных дельцов».

12 стр., 5945 слов

по пьесе Островского «Бесприданница» 3

… взглядом на мир, Вожеватов тоже может взять Ларису на содержание для своеобразного самоуспокоения, а Кнуров ищет внимания молоденькой девушки. Судьбой Ларисы … эгоизмом, амбициями и разочарованиями. Сочинение Анализ пьесы Островского Бесприданница Произведение рисует картину жизни купцов в период бурного … собственную выгоду пусть и не только материальную. Тем не менее, даже если речь идет о …

Лариса Огудалова резко отличается от окружающих своим богатым душевным миром, способностью по-настоящему любить и чувствовать красоту. Она талантлива, любит музыку и пение.

Конфликт пьесы – столкновение доверчивой и честной девушки с миром холодных дельцов, с миром, в котором все продается и покупается. В основе драмы – социальная тема: Лариса – бесприданница, этим и определяется ее трагическая судьба.

Давайте познакомимся с жителями города, которые окружают героиню и ответственны за происходящее.

Урок внеклассного чтения «А.Н.Островский. «Бесприданница»: тема «горячего» сердца»

10 класс, литература

//URL: https://liarte.ru/sochinenie/smyisl-zaglaviya-pesyi-bespridannitsa/

14 стр., 6910 слов

Женские образы в пьесе Бесприданница Островского

… женские образы в пьесах, выписаны реалистично. И несмотря на социальную зависимость, они играют главную роль в произведении. Именно их присутствие в произведении помогло раскрыть суть конфликта. Островский … в роли Ларисы из к/ф “Бесприданница” 1936 ) Лариса из Пьесы «Бесприданница» … в обществе. Драма “Гроза” — “глоток свежего воздуха” Школьное сочинение В заключительной части статьи “Луч света в … жизнь, …

Урок внеклассного чтения

Тема: А.Н. Островский. «Бесприданница»: тема «горячего сердца»

Цели и задачи урока:

дать общее представление о драме, вызвать к ней интерес,

помочь учащимся определить суть основного конфликта пьесы,

отметить характерные черты главной героини,

выяснить, кто виновен в трагедии Ларисы;

продолжить совершенствование навыков исследовательской работы,

развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно-

психологические особенности человеческой личности,

совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывания, делать выводы.

Ход урока

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

новый сорт

моих произведений», – пишет драматург, сознавая необычность своей пьесы.

«Бесприданница» была опубликована через 19 лет после «Грозы», то есть в 1879 году. «Бесприданница» – драма буржуазной эпохи. Герои – дельцы новой формации. Но в центре произведения Островского – судьба женщины.

Известный в конце XIX века – начале XX века театральный деятель, актёр, режиссер, основоположник МХАТА К.С. Станиславский сказал однажды об А.Н.Островском: «Я не знаю среди русских писателей второго такого страстного борца за права русской женщины, как Островский. Русская женщина у Островского, вернее, её горькая доля — это один цельный характер, только поставленный автором то в одни, то в другие обстоятельства жизни».

К числу таких героинь можно по праву отнести и Ларису Огудалову из пьесы «Бесприданница», героиню, мучительно жаждущую сильного и красивого в жизни, но принимающую за истинно прекрасное мишурный пустоцвет.

Задача нашего урока – выяснить, кто же виновен в трагедии Ларисы, трагедии «горячего сердца»?

II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Словарная работа.

Как вы понимаете смысл заглавия драмы – «Бесприданница»? Давайте обратимся к словарям.

Ожегов:

  • в старое время: бедная девушка, не имеющая приданного
  • имущество, даваемое невесте ее семьей для жизни в замужестве.

Даль:

невеста с богатым приданным.

Бесприданницей

Тема

Суть драмы Островского полностью отражает смысл названия – «Бесприданница». Раньше так называли бедных девушек, у которых за душой не было ни гроша. Положение их было весьма унизительным и тяжёлым – редко кто хотел создавать семью с иждивенкой, которую всю жизнь необходимо было полностью содержать

Лишь красота, воспитание и внутренние качества могли привлечь внимание достойного жениха, готового закрыть глаза на отсутствие приданого у невесты

Таким образом, автор рисует одну из серьезных проблем общества, в котором человек предстаёт товаром, который можно купить или продать. Мало кого интересуют личность человека, его душевные переживания, поскольку каждый преследует одну лишь цель – не продешевить.

Лариса Огудалова – тонко чувствующая, добрая и ранимая девушка, настоящая красавица, которая всё же обладает одним существенным недостатком – отсутствием приданого. Смысл своей жизни она видит в поиске настоящей любви и вскоре находит её в лице Сергея Сергеевича Паратова. Его образ она видит в некоем ореоле, наделяя его несуществующими на деле достоинствами.

Однако вскоре романтический флёр спадает с глаз героини и она здраво оценивает сложившуюся ситуацию. Люди, окружающие её, в том числе и родная мать, видят в ней лишь роскошную забаву, дорогую игрушку, которой можно похвастать в обществе. Даже в близком окружении никто не стремится заглянуть в её душу, проявить к ней искреннее участие.

Лариса приходит к печальному выводу, что она – вещь, которую следует продать подороже. Столкновение чистой души с порочным материальным миром неизменно приводит к трагической развязке – гибели главной героини. Однако в своей смерти Лариса находит отраду, поскольку та дарит ей долгожданную свободу.

Композиция

В «Бесприданнице» анализ включает в себя описание композиционной структуры произведения. Композиция пьесы выдержана по всем классическим законам, и состоит из четырех актов:

  • первый акт содержит в себе экспозицию и завязку (описание жизни Ларисы и ее семьи, приезд Паратова);
  • во втором акте происходит развитие событий (Лариса все больше убеждается, что ее личное счастье возможно только с Паратовым, и ради него готова пожертвовать многим);
  • третий акт – кульминация (обед у Карандышева, пение Ларисы, которое, по сути, является чистым и искренним признанием любви к Паратову);
  • четвертый акт – развязка (гибель Ларисы, которая в момент своей смерти от души прощает всех тех, кто, так или иначе, виновен в ее гибели).

Все события происходят в течение суток, что еще более усиливает драматизм истории. Линейная композиция позволяет автору максимально точно донести мотивы поведения главных действующих лиц. Становится понятно, что их поступки во многом обусловлены не только чертами характера, но и то средой, в которой они живут.

Жанр

Пьеса «Бесприданница» полностью соответствует жанру драмы, поскольку в ней представлена непростая судьба главной героини, вынужденной жить в постоянном конфликте своей души и общества.

Цель социально-психологической драмы, к коей и принадлежит «Бесприданница» – раскрыть читателю все тяготы, с которой вынуждена сталкиваться личность в чуждой ей среде. Как правило, главных героев драмы ожидают внутренние противоречия, духовные страдания, и в итоге – трагическая судьба. Но, вместе с тем, драма в полной мере отражает реалии окружающей жизни, заставляя задуматься о многих важных проблемах, царящих в любом обществе.

Предыдущая

Сочинения«Невский проспект» анализ произведения Гоголя – конфликт, история создания, вывод, художественные средства повести

Следующая

Сочинения«Вечера на хуторе близ Диканьки» анализ произведения Гоголя – жанр, тема, критика, план рассказа

Ответы учеников

Лариса ставит на карту свою жизнь: «Или тебе радоваться мама, или ищи меня в Волге». Не увидела, не разглядела Лариса в Паратове безжалостного эгоиста, самовлюбленного циника. Но предвидели и знали, что вскоре произойдет Кнуров и Вожеватов. Как хищники ждут они минуты, когда можно будет вцепиться в жертву. Они понимали, что Паратов никогда не откажется от брака с невестой-миллионершей, Лариса не в его интересах; а Лариса не останется с Карандышевым (не в ее характере).

«Кажется, драма начинается. Я уж у Ларисы Дмитриевны слезки видел», — говорит Кнуров Вожеватову. Пришёл черед Кнурова принять участие в судьбе Ларисы. Он устраняет единственного соперника Вожеватова, разыграв Ларису в орлянку.

Все ближе и ближе трагическая развязка. В ходе развития пьесы намечаются 3 варианта финала судьбы героини, какие?

Отличительные черты купечества

Мы можем наблюдать, что купечество в «Бесприданнице» приобрело свои отличительные черты. Это уже не дикие и невежественные люди, каких описывает Островский в «Грозе». Стиль и образ жизни их изменился, они приобщаются к культуре, говорят правильно, красиво; читают французские газеты, носят европейские костюмы. Но их нравственность осталась на том же уровне, что у Кабанихи или Дикого из «Грозы».

Образ Ларисы Дмитриевны

Лариса Дмитриевна – бесприданница. Поэтому они считают, что у неё нет права ни на их любовь, ни даже на уважительное отношение. Она для них лишь вещь, хоть и прекрасная, поэтому единственную роль, которую они отводят ей — украшение их богатой компании, средство от скуки. Паратов принял её любовь, потому что ему это выгодно сегодня, а назавтра он ловко от неё отказывается. Лариса Дмитриевна не может быть его женой, ведь у неё нет приданого. А для Паратова важнее деньги, чем любовь.

Не лучше ведут себя и Кнуров с Вожеватовым. Они цинично разыгрывают её. Девушка без приданого для них тоже одушевленный предмет, который можно купить. Кнуров богат, поэтому выигрывает её, и он не боится людского осуждения. Богатый купец считает, что его деньги сделают своё дело – «самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать».

Смерть для Ларисы Дмитриевны оказалась лучшим выходом. Только так её жених, осмеянный Паратовым и его компанией, смог сохранить остатки гордости и чувства собственного достоинства. Как и его невеста.

Обобщим

Таким образом, мы видим, как купеческий мир в пьесах А.Н. Островского немного меняется. От совсем уж «тёмного царства» с дремучими нравами и традициями в ранних произведениях до некоторой утонченности, которая способна приблизить новое купечество к высшему обществу. Мы видим эти внешние изменения купцов в «Бесприданнице», эти люди приобрели некоторый лоск: они следят за своим внешним видом, речью, привычками, они стали образованными. Но внутреннее содержание осталось на том же уровне. Любовь, сострадание, милосердие, человечность и другие гуманистические черты для них по-прежнему не существуют. Всё в их мире определяют деньги. И чем их больше, тем богаче на впечатления и веселее будет их жизнь.

Пьесой «Бесприданница» Островский бросает вызов обществу, которое должно задуматься о том, что важнее и ценнее человеческой жизни ничего нет. И право на достоинство «маленького человека» тоже должно уважаться.

Статья предоставлена Донес Татьяной.

Удел бесприданницы

Главная героиня пьесы Лариса необычайно привлекательна в глазах мужчин. В ней есть много хороших качеств. Таких, например, как:

  • красота;
  • музыкальность;
  • артистичность;
  • скромность;
  • она лишена расчетливости и корысти.

Девушка совершенно равнодушна к богатству, ее не прельщают дорогие украшения, которые дарят ей обожатели. Комплименты и восхищенные взгляды поклонников не вскружили ей голову, более того, это ей в тягость.

Лариса — единственный персонаж пьесы, который мечтает о любви и семье. По ее собственному признанию, такая жизнь ей «кажется каким-то раем». Но он для нее почти недостижим, потому что она бесприданница.

В начале пьесы читатель узнает, что Лариса стала несчастной из-за одного персонажа: Паратов, которого она полюбила всей душой, очаровал ее эффектным ухаживанием и экстравагантными поступками, а потом уехал, даже не попрощавшись. Претерпев крушение в любви, она ухватилась за мечту создать семью, пусть даже с человеком, к которому не будет испытывать трепетных чувств.

Вот почему она принимает предложение самого жалкого и нелепого из своих обожателей — Юлия Капитоновича Карандышева. Ведь с ним ее мечта о семейном рае стала обретать конкретные очертания.

Описание Карандышева

Трудно представить более негармоничную пару: предмет воздыханий и вожделений, красавица Лариса и ходячая карикатура Карандышев. Уже само его имя заключает в себе комический эффект. Фамилия происходит от диалектного слова «карандыш» — коротышка. А у тех, кому это слово незнакомо, возникает ассоциация с карандашом, рабочей принадлежностью мелкого чиновника, кем персонаж и является. Имя Юлий напоминает о великом завоевателе Цезаре (как же, завоевал такую красавицу), а имя его отца переводится как большеголовый. Чем не шарж?

Смешны и нелепы притязания Карандышева на шик и роскошь: и коллекция оружия, которую он развесил на дешевом ковре, и экипаж-развалюха, запряженная «клячей разношерстной», и очки на носу для пущей важности. Тем не менее своей цели он добивается: входит в круг избранных

Даже чопорный Кнуров, очень разборчивый в знакомствах, с большой неохотой признает это.

Стремясь утвердить свою власть над Ларисой, Карандышев то и дело попрекает ее прошлым, называя родительский дом «цыганским табором», выговаривает за недопустимую, с его точки зрения, фамильярность по отношению к другу детства, требует, чтобы она хотя бы делала вид, что любит своего жениха. На вопрос невесты, зачем ему это нужно, Карандышев отвечает: «Разве вы уж совсем не допускаете в человеке самолюбия?» «Самолюбие! — с горечью восклицает Лариса. — Все себя любят! Когда же меня-то будет любить кто-нибудь?» Ответ на свой вопрос она получит лишь в финале.

Отношение к героине

Внимательный читатель должен обратить внимание на тот факт, что на протяжении почти всей пьесы никто, даже родная мать, не сказал Ларисе, что любит ее. Комплиментов, слов восхищения — сколько угодно, а признаний — ни одного

А дело в том, что по-настоящему к ней никто и не испытывал таких чувств.

В финале ей пришлось убедиться, что для окружающих она была всего лишь вещь:

  1. Для Паратова — занятная игрушка, которую, наигравшись, можно выбросить.
  2. Кнуров и Вожеватов считали ее предметом роскоши, который можно купить или выиграть в орлянку.
  3. Для Карандышева — собственность, права на которую еще не подтверждены, и средство самоутвердитбся в обществе.
  4. Мать относилась к ней, как к товару, который надо выгодно продать.

История написания

В 70-х годах XIX столетия Александр Николаевич занимал должность мирового судьи Кинешемского уезда. По долгу службы он принимал участие в судебных заседаниях, где судились между собой близкие люди, и был хорошо знаком с криминальной хроникой того времени. Всё это давало Островскому, как писателю, богатый литературный материал, который он зачастую использовал в своих произведениях.

Предположительно, сюжет «Бесприданницы» был основан на реальной истории, потрясшей весь Кинешемский уезд, когда местный житель Иван Коновалов убил свою молодую красавицу-жену.

Островский приступил к написанию пьесы осенью 1874 года. Однако параллельная работа над другими произведениями затянула её написание на долгих четыре года. Благополучно пройдя цензуру, «Бесприданница» была напечатана в 1879 году в литературном журнале «Отечественные записки».

Первые постановки оказались провальными и вызвали резкую критику в свой адрес. Подобное неприятие было связано с тем, что автору удалось вскрыть болезненные язвы на теле общества. Подобная смелость далеко не всем пришлась по вкусу и была принята в штыки как театральными критиками, так и простыми читателями.

И лишь в 90-х годах XIX века, спустя почти 10 лет после смерти писателя, к пьесе пришел заслуженный успех.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Бесприданница»

для самых компанейских —

Главные герои «Бесприданница»

для самых крутых —

Читать «Бесприданница» полностью

Шинель

Проблема маленького человека тесно связана с образом шинели, которая в повести Н. В. Гоголя оказывается символичной. Шинель – это своеобразная мечта Башмачкина, это то, к чему он так сильно стремится, что экономит даже на еде. С появлением шинели жизнь Акакия Акакиевича приобретает новые краски. Однако то, что предметом его радости становится обычная бытовая вещь, говорит о том, что у Башмачкина низкие жизненные ценности. Именно предмет одежды становится чуть ли не смыслом жизни героя. Поэтому, когда шинель у Башмачкина украли, он занемог и умер. Символичный образ шинели становится границей между мечтой, где Башмачкин находился в своих мыслях, и реальностью, где Башмачкин находился в действительности.

Проблема Акакия заключается не в том, что он маленького роста, а в том, что он маленький душой. Давайте разберемся, откуда же у главного героя такая проблема.

Башмачкин с самого рождения был обижен судьбой. Назвали его в честь его отца. Хоть автор и скрывает судьбу его отца, но не сложно предположить, что он тоже был замкнут в себе, и его судьба передалась и нашему бедному герою.

Акакий был серым, незаметным человеком маленького роста, морщинистый, бледный. Автор не может даже точно указать его возраст, до того он был обыкновенный и невзрачный.

Профессия Акакия – титулярный советник. Жил он полностью в своей работе. Даже перед сном она занимала все его мысли: что он будет переписывать завтра, чем он вообще будет заниматься. Автор указывает на скудность интересов героя, ограниченность его ума. Гоголь показывает, что Акакий совсем потерял интерес к жизни. Он зря нагружал себя абсолютно бессмысленной работой, а ни на что кроме этого времени у него не оставалось.

Все люди, окружающие его на работе, не проявляли к нему никакого интереса и уважения. Коллектив вообще не считал Акакия Акакиевича за человека. Автор не единожды сравнивал его с мухой. Если его и замечали, то только с целью обидеть или оскорбить. Но герой не обращал на это никакого внимания. Он так погрузился в себя и свои бумажки, что почти разучился разговаривать с людьми. Он просто не мог постоять за себя.

Одно из ключевых событий в его жизни – покупка шинели. После ее покупки, герой сразу решил, что теперь все начнут уважать его, ценить. Он лишь обманывал себя, ведь смог измениться только внешне, а никак не внутренне, оставшись таким же зажатым и замкнутым в себе.

Конечно, Акакий во многом сам виноват в своих бедах и несчастьях, но все же все люди должны быть милосерднее, снисходительнее к таким маленьким людям.

Раз Гоголь затронул данную проблему, значит, в ней есть нечто очень опасное для всего человеческого общества. Наша задача – понять, разгадать эту загадку и сделать так, чтобы эта проблема навсегда осталась в прошлом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: