Уроки французского. валентин григорьевич распутин. аудиокнига

Рассуждение уроки французского. : уроки доброты в рассказе уроки французского, распутин. другие сочинения по этому произведению

Тема

В произведении поднимается тема человеческого неравнодушия, доброты и помощи тем, кто нуждается. Проблема морального выбора и особой “нравственности”, которая не принимается обществом, но имеет обратную сторону – светлую и бескорыстную.

Молодая учительница, сумевшая рассмотреть беду мальчика, его плачевное положение, стала ангелом-хранителем на определённый отрезок его жизни. Только она рассмотрела за бедностью старание и способности мальчика к учёбе. Уроки французского, которые она давала ему на дому, стали уроками жизни как для мальчика, так и для самой молодой женщины. Она очень скучала по родине, а “возвращение в безмятежное детство”, спасало её от будней и тоски по дому.

Деньги, которые получал главный герой рассказа в “честной” игре с педагогом, позволяли ему купить молока и хлеба, обеспечить себя самым необходимым. Кроме того, ему теперь можно было не участвовать в уличных играх, где за честность и мастерство в игре его избивали мальчишки. Тему “Уроков французского” Распутин обозначил в первых строках произведения, когда упомянул о чувстве вины перед учителями. Основная мысль рассказа в том, что, помогая другим, мы помогаем и себе. Оказывая помощь мальчику, поддаваясь, хитря, рискуя работой и репутацией, Лидия Михайловна поняла, чего не хватало ей самой, чтобы чувствовать себя счастливой. Смысл жизни в том, чтобы помогать, быть нужным и не зависеть от мнения окружающих. Литературная критика подчёркивает ценность рассказа Распутина для всех возрастных категорий.

Распутин «Уроки французского» кратко

Герой произведения – одиннадцатилетний мальчик, который жил и учился в деревне. Его считали «башковитым», потому что он был грамотным, а также к нему часто приходили с облигациями: считалось, что у него счастливый глаз. Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр.

В это тяжёлое послевоенное время, в период разрухи и голода, его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила сына учиться. В городе он чувствовал голод еще сильнее, потому что в сельской местности легче добыть себе еду, а в городе все нужно покупать. Мальчику пришлось жить у тети Нади. Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.

В школе он учился хорошо, на одни пятёрки, кроме французского языка, ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. Однажды наш герой узнает, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он начинает играть в эту игру с другими мальчиками.

Однако он не позволял себе сильно увлекаться игрой и уходил, как только выигрывал рубль. Но в один день остальные ребята не дали ему уйти с рублем, а заставили играть дальше. Вадик, лучший игрок в «чику», спровоцировал драку. На следующий день несчастный деревенский мальчик приходит в школу весь избитый и Лидии Михайловне рассказывают, что случилось.

Когда учительница узнала, что мальчик играет на деньги, то вызвала его на разговор, думая, что деньги он тратит на конфеты, а на самом деле он покупал молоко для лечения. У неё сразу изменилось к нему отношение, и она решила заниматься с ним французским отдельно. Учительница приглашала его к себе домой, угощала ужином, но мальчик не ел из гордости и стеснения.

Лидия Михайловна, довольно обеспеченная женщина, очень сочувствовала парню и хотела хоть немного окружить его вниманием и заботой, зная, что он голодает. Но он не принимал помощи доброй учительницы. Она пыталась прислать ему посылку с едой, но он отдал ее обратно

Тогда Лидия Михайловна, чтобы дать мальчику шанс иметь деньги, придумывает игру в «замеряшки». А он, думая, что такой способ будет «честным», соглашается и выигрывает

Она пыталась прислать ему посылку с едой, но он отдал ее обратно. Тогда Лидия Михайловна, чтобы дать мальчику шанс иметь деньги, придумывает игру в «замеряшки». А он, думая, что такой способ будет «честным», соглашается и выигрывает.

Директор школы посчитал игру с учеником преступлением, совращением, но так и не разобрался по существу, что заставило учительницу на это. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забыла мальчика и прислала ему посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках. Лидия Михайловна – добрый и бескорыстный человек. Даже, лишившись работы, она ни в чем не винит мальчика и не забывает о нем.

7. Система образов произведения.

Центральным персонажем рассказа «Уроки французского» является рассказчик, которому всего одиннадцать лет. Ему пришлось уехать от своих близких, чтобы получать образование. Персонаж довольно умен, у него есть проблемы только с одним школьным предметом – французским языком. Мальчик живет в бедности, однако это не стало причиной морального сломления героя.

Важным персонажем, на котором лежит смысловой центр всего произведения, является Лидия Михайловна – учительница, преподававшая французский язык. Она искренна и добра, героиня пытается помочь главному герою, потому что понимает, что ему приходится очень тяжело.

Антитезой образу учительницы служит директор, которого боятся все ученики школы. Он представлен как деспот, которому важна только дисциплина. Герой не пытается разобраться в ситуации с игрой между педагогом и рассказчиком и принимает решение уволить Лидию Михайловну.

3. Название произведения и его смысл.

Название рассказа «Уроки французского» носит несколько смысловых значений. Во-первых, это уроки французского языка, которые преподавала Лидия Михайловна повествователю. Благодаря стараниям учительницы мальчику удалось понять, а главное – полюбить данный предмет.

По мере повествования для читателя открывается и другой смысл названия рассказа В.Г. Распутина. «Уроки» — вот главное слово, которое становится ценностью для главного героя. Лидия Михайловна смогла преподать рассказчику уроки доброты и милосердия, которые он запомнил на всю свою жизнь. Уроки учительницы, гласившие о том, что в любой ситуации нужно оставаться человеком, научили центрального персонажа жизни.

Темы, затрагиваемые в рассказе, проблематика

  1. Взаимоотношения между учеником и учителем. Благодаря неравнодушному, чуткому отношению Лидии Михайловны к ребенку, мальчика не исключили из школы, хотя могли бы.
  2. Взросление ребенка, формирование личности. Жизнь заставила ребенка повзрослеть – он должен был самостоятельно зарабатывать деньги, жить за них и учиться.
  3. На грани между плохим и хорошим. Наставнице приходится оказывать помощь ребенку «безнравственными» способами, но игра на деньги приносит мальчику доход, что позволяет ему покупать еду, поддерживать здоровье и хорошо учиться.
  4. Неравнодушное отношение и желание оказать помощь. Лидия Михайловна увидела, что мальчик голодает. Она поняла, что сам он никогда не попросит помощи, поэтому и пошла на хитрость.
  5. Становление духовного мира главного героя и общение с взрослым. Учительница учит мальчика доброте, оказанию помощи слабым.

Конфликт рассказа

В произведении можем проследить 3 конфликта:

  1. Внутренний конфликт главного героя. Мальчик нуждается в помощи, но его гордость и чувство собственного достоинства не позволяют ему признаться в этом другим. Он терпит все, пытается обойтись без помощи взрослых.
  2. Внешний конфликт между двумя мальчиками – Валей (автор не упоминает имени мальчика в рассказе, но образ самого Распутина четко прослеживается) и Вадиком. Главный герой умеет играть в «чику», а Вадик не желает проигрывать. Поэтому Валю изгоняют из игры.
  3. Социальный. То, что можно назвать хорошим, можно одобрить, и безнравственным. В данной ситуации конфликт разрешается не в сторону учительницы. Считается, что она поступила аморально – не помогла мальчику, а сформировала положительное отношение к азартным играм.

Распутин, Анализ произведения Уроки французского

Рассказ Распутина «Уроки французского» — это произведение, где автор изобразил небольшой промежуток из жизни деревенского мальчика, который родился в бедной семье, где голод и холод были привычным явлением. Ознакомившись с работой Распутина «Уроки французского» и его кратким содержанием, мы видим, что писатель затрагивает проблему сельских жителей, которым приходится адаптироваться к городской жизни, здесь затронута и тяжелая жизнь в послевоенные годы, также автор показал взаимоотношения в коллективе, а еще, и это наверное основная мысль и идея данного произведения, автор показал тонкую грань между такими понятиями, как аморальность и нравственность.

Герои рассказа Распутина «Уроки французского»

Героями рассказа Распутина «Уроки французского» являются учительница французского языка и одиннадцатилетний мальчик. Именно вокруг этих персонажей строится сюжет всего произведения. Автор рассказывает о мальчике, которому пришлось уехать в город, чтобы продолжить свое школьное образование, так как в деревне школа была только до четвертого класса. В связи с этим ребенку пришлось рано покинуть родительское гнездо и самостоятельно выживать.

Конечно, он жил с тетей, но от этого легче не становилось. Тетя со своими детьми объедала парня. Они ели продукты, передаваемые матерью мальчика, которых и так не хватало. Из-за этого ребенок не доедал и чувство голода преследовало его постоянно, поэтому он связывается с компанией мальчиков, которые на деньги играли в игру. Чтобы заработать денег, он решается также с ними играть и начинает выигрывать, становясь лучшим игроком, за что и поплатился в один прекрасный день.

Тут приходит на помощь учительница Лидия Михайловна, которая видела, что ребенок играет из-за своего положения, играет, чтобы выжить. Учительница предлагает школьнику заниматься французским дома. Под видом подтянуть его знания по этому предмету, учительница таким образом решила кормить школьника, но мальчик отказывался от угощений, ведь он был горд. Отказался он и от посылки с макаронами, раскусив замысел учительницы. И тут учительница идет на хитрость. Женщина предлагает ученику играть в игру на деньги. И вот здесь мы видим тонкую грань между нравственным и аморальным. С одной стороны это плохо и ужасно, но с другой стороны мы видим добрый поступок, ведь цель этой игры не обогащение за счет ребенка, а помощь ему, возможность справедливо и честно заработать деньги, на которые бы мальчик купил еду.

Учительница Распутина в произведении «Уроки французского» жертвует своей репутацией и работой, всего лишь решившись на бескорыстную помощь, и в этом кульминация произведения. Потеряла работу, так как за игрой на деньги ее и школьника застал директор. Мог ли он поступит иначе? Нет, ведь он увидел аморальный поступок, не разбираясь в мелочах. Могла ли поступить иначе учительница? Нет, так как ей очень хотелось спасти ребенка от голодной смерти. Причем она не забыла о своем ученике и на своей родине, прислав оттуда ящик с яблоками, которые ребенок видел только на картинках.

Распутин «Уроки французского» краткий анализ

Прочитав работу Распутина «Уроки французского» и делая его анализ, мы понимаем, что здесь ведется речь не столько об школьных уроках по французскому, сколько автор учит нас доброте, чуткости, сопереживанию. Автор показал на примере учительницы из рассказа, каким должен быть на самом деле учитель и это не только человек, который дарит детям знания, но и который воспитывает в нас искренние, благородные чувства и действия.

Характеристика главных героев

Герои Характеристика
Главный герой Мальчик без имени, рассказчик. Умный, одаренный ребенок, учится на отлично. Талантлив, имеет цель в жизни и к ней идет. Имеет человеческое достоинство и твердые моральные принципы, бескорыстно помогает жителям деревни. Гордый, робкий, стеснительный. Никогда не потерпит проявление жалости к себе, не примет подарков, если он их не заслуживает. Усидчивость, сила воли помогают ему двигаться вперед и преодолевать трудности.
Учительница французского языка, Лидия Михайловна Вначале рассказа далека от того, как живут дети и с какими проблемами они сталкиваются. Узнав о беде главного героя, она находит к нему подход, помогает морально и материально. Она не считает, что должна быть выше всех. Наоборот, жертвует своим временем, чтобы помочь детям. Героиня предана своей работе, уважение к самой себе никогда не позволит ей оправдываться перед директором и просить вернуть должность.
Василий Андреич, директор Живет по бумажке: не отступит даже на шаг от предписаний. Жизнь детей для него чужда, он не хочет вникать в то, как они живут, тем более, не хочет помогать.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема доброго отношения к людям, тема милосердия – вот что лежит в основе рассказа В.Г. Распутина. Писатель поднимает проблему неравнодушия по отношению к окружающим людям. Учительница становится своеобразным спасителем и помощником мальчика, которому приходилось очень трудно жить. Лидия Михайловна смогла научить мальчика хорошему отношению к людям, о чем нельзя сказать про директора школы, в которой работала учительница. В.Г. Распутин с помощью приема контраста поднимает проблему доброты и жестокости.

5 стр., 2404 слов

по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского

… Сочинение по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»» Валентин Распутин — русский писатель, наш современник. Он — коренной сибиряк, сын крестьянина, поэтому хорошо знает жизнь сибирской глубинки, поэтому многие его произведения … так, затем — на деньги. Мальчик соглашается. Но он строго следит за тем, чтобы игра … продукты, и очень переживала, если часть от этих продуктов забирала тетя. Основной …

Помимо нравственных и моральных проблем, автор поднимает проблемы деревенской жизни. То, в каких условиях жил мальчик-рассказчик, говорит о современных В.Г. Распутину временах: голод, холод, желание найти копейку любым способом. И это, как показывает писатель, испытывали люди с самого детства.

Вариант 3

Первый раз рассказ был напечатан в 1973 году. Он автобиографичен. Распутин рассказывает одну из историй из своей жизни. Дело было сразу после войны. В его родном посёлке была только начальная школа, и поэтому, Валентин продолжал учёбу в районном центре и жил на квартире. Наверное, интернатов тогда ещё не было. Было ему тогда 11 лет.

К этому времени он уже знал грамоту, читал, писал и умел заполнять денежные облигации. Но мальчик хотел учиться дальше. Поэтому, мать отвезла его далеко от дома, в райцентр. Из еды была одна лишь картошка, да и то не вдоволь. Она быстро заканчивалась. И тогда мальчик голодал.

Да ещё и выяснился тот факт, что к нему в мешок с картошкой повадился лазить сын хозяйки. Он потихоньку таскал оттуда картофелины, поэтому, мешок так быстро и заканчивался. Чтобы не умереть с голоду, мальчик решился на противозаконное по тем временам, дело. Он играл на деньги со старшими мальчишками. Для его ума не составило труда разгадать секрет выигрыша.

Кроме картошки мать присылала немного денег. Вот на них он и играл. А на выигранные деньги покупал молоко. Теперь он уже так остро не чувствовал голод. Но если он всё время выигрывал, значит, остальные – проигрывали. Им это не очень нравилось.

Один из мальчишек просто перевернул монетку. Естественно, мальчик ринулся в бой за правду. Один против всей компании и был сильно избит. Но всё равно продолжал твердить своё, что монетка была перевёрнута. Это повторилось и во второй раз.

Тут в дело вмешалась учительница французского языка Лидия Михайловна. Увидев в очередной раз избитое лицо мальчика, она решила действовать. Она решила прибегнуть к хитрости. Зная, что мальчик никогда не примет от неё денег, она сказала ему, что нужно дополнительно позаниматься у неё дома. Там она спокойно покормит мальчика ужином. Но мальчик и от ужина, и от посылки с яблоками и макаронами отказался.

Тогда она решила раззадорить мальчика и сказала, что запросто обыграет его, так она в детстве тоже играла в эту игру. Мальчик заглотил наживку, и игра началась. По ходу дела она рассказывала, как училась в институте, какие яблоки растут у неё на родине.

Один раз во время игры, они так вошли во вкус, что и забыли о соседях.  А соседом был сам директор школы. Мальчик обвинил учительницу в том, что она ему подыгрывает, поэтому, не правильно замеряет расстояние пальцами. Намеренно делает так, что палец не достаёт до монетки.

Привлечённый громкими криками за стеной, в комнату учительницы зашёл директор и увидел картину во всей красе. Учительница французского языка играет с учеником на деньги. Она взяла всю вину на себя и уволилась из школы. Мальчик продолжал учиться. Он на всю жизнь запомнил её тонкий аромат духов, доброту и смелость не бояться отвечать за свои поступки. А её слова о том, что человек стареет тогда, когда перестаёт быть ребёнком, он запомнил на всю жизнь.

Этот рассказ экранизирован. Замечательную учительницу играет  Татьяна Ташкова.

Тема и идея

В произведении автор больше всего говорит о двух чувствах: голоде (физическом) и гордости (моральном). Главный герой постоянно недоедает, но мужественно сносит все испытания ради образования, пытаясь худо-бедно поддерживать свое здоровье. Но принимать помощь от других он тоже не готов, так как ему мешает гордость. К тому же, он понимает: когда учительница отдает продукты ему, она отнимает их от себя.

Учительница же, в свою очередь, делает все, чтобы помочь своему худому подопечному. Она не настаивает на том, чтобы он принимал от нее продукты, так как уважает мальчика и его чувства. Вместо этого она использует различные хитрости, чтобы все-таки помочь, но при этом не задеть гордости своего ученика. В результате она жертвует даже работой и ни капли не смущается, так как знает – она выполнила свой учительский долг, что бы кто там о ней не думал. Ведь в помощи ученикам этот долг и состоит.

Главные герои и их характеристика

Рассказчик

Мне нравитсяНе нравится

Рассказчиком рассказа “Уроки французского” является одиннадцатилетний мальчик, чья жизнь и характер обогащены уникальными чертами. Выросший в деревне в бедной семье без отца, он выделяется своей способностью учиться и быстрым умом. Его интеллектуальные способности делают его выдающимся учеником, но несмотря на это, он остается скромным и стесняется своего физического состояния.

Часто мальчика называют “диковатым” из-за его недавнего переезда в райцентр, где он чувствует себя изолированным и не может подружиться с городскими сверстниками. Его худоба и недоедание являются следствием бедности и трудных условий жизни в деревне.

Однако, несмотря на все трудности, в деревне мальчика уважали и обращались к нему за помощью. Его наблюдательность и умение разгадывать окружающий мир делали его ценным помощником для местных жителей.

Таким образом, главный герой рассказа представляет собой уникальное сочетание интеллектуальных способностей, скромности, жизненной мудрости и опыта борьбы за выживание, что делает его персонажем, вызывающим сочувствие и интерес читателей.

Лидия Михайловна

Мне нравитсяНе нравится

Лидия Михайловна, учительница французского языка и классный руководитель главного героя, представляет собой уникальный персонаж с непохожим на “типичного учителя” обликом и качествами.

Она обладает изысканной красотой и утонченностью, что делает ее идеальной кандидаткой для преподавания французского языка. Ее внешность брюнетки и короткая стрижка придают ей современный стиль, который не совсем соответствует стандартам той эпохи.

Лидия Михайловна – это не только красота, но и доброта и сочувствие. Она воспринимает своих учеников как индивидуальности и стремится понять их потребности и трудности. Поэтому ее уважают не только как педагога, но и как человека.

Она проявляет себя как талантливый педагог, способный передать знания и вдохновить своих учеников. Ее уважение к главному герою не сводится к формальной роли учителя – она смотрит на него как на равного и старается помочь, не подчеркивая свое превосходство.

Лидия Михайловна также проявляет человечность и добросердечность. Иногда, ради помощи ученику, она поступает “не педагогично”, но для нее важнее гуманность и человечность, чем карьера и правила.

В итоге Лидия Михайловна становится ключевой фигурой в жизни главного героя, олицетворяя учителя, который не только преподает знания, но и помогает его личности стать лучше.

Василий Андреевич

Мне нравитсяНе нравится

Василий Андреевич, директор школы, и педагогический стиль, который он применяет, представляют собой яркий контраст к образу Лидии Михайловны. Он – типичный представитель авторитарной системы образования.

Его характеризует строгость и авторитарность. Василий Андреевич стремится получить уважение и подчинение учеников, используя методы воспитания через страх. Его голос гремит громко, и он часто выражает недовольство, отчитывая учащихся.

Любимое выражение Василия Андреевича, “Что побудило тебя заниматься этим грязным делом?”, подчеркивает его склонность к использованию давления и устрашения для достижения своих целей. Он вызывает учеников “на ковер”, где проводит свои “допросы”, которые часто заканчиваются слезами учеников.

Василий Андреевич считает, что его методы авторитарного воспитания необходимы, и он добивается своей цели – подчинения учеников. Его характер и методы становятся важным элементом контекста в рассказе, подчеркивая различия между ним и Лидией Михайловной и их влиянием на главного героя.

Проблема милосердия

Учительница Лидия Михайловна по-доброму относится к главному герою. Она пытается ему помочь не только в учебе, но и в познании реальной жизни. Лидия Михайловна учит ребенка бережному и трепетному отношению к другим людям. Она помогает одиннадцатилетнему мальчику, которому пришлось рано повзрослеть, преодолевать голодные времена. Лидия Михайловна жертвует своим местом на работе, чтобы заниматься воспитанием мальчика, который жил далеко от матери. Все действия героини бескорыстны, она не требует награды за свои поступки, она не готова мстить герою за то, что ее уволили, наоборот, даже после ухода из школы Лидия Михайловна помогает мальчику, отправляя ему яблоки, которые он никогда не пробовал.

Вера в доброту свойственна для В. Распутина. Поэтому он воспевает нравственные ценности, которые делают каждого настоящим человеком в любой ситуации.

Композиция и конфликт

Особенности композиции рассказа «Уроки французского» заключаются в том, что рассказ поделен на шесть логических частей, которые разделяют короткие временные отрезки. Структура произведения «Уроки французского» классическая:

  1. Первая часть служит экспозицией, представляя нам главного героя и его предысторию.
  2. Вторая часть служит завязкой, описывая лишения и трудности, которые приходится преодолевать главному герою в чужом городе.
  3. Кульминация происходит в четвёртой части, когда голодающий герой отказывается принимать еду от своей учительницы – это становится поворотным моментом повести, выводящим отношения персонажей на новый уровень.
  4. Трагическая развязка наступает в тот момент, когда директор школы из-за недоразумения увольняет учительницу.
  5. Финал приводит сюжетную линию к логичному завершению, рассказывая о дальнейшей судьбе героев.

В основе конфликта произведения «Уроки французского» лежит постоянная борьба человека с несовершенством окружающего мира. Писатель показывает нам, как трудные времена могут губительно влиять на людей, принося им одни несчастья, и то, как человек может пережить их.

Композиция

Рассказ имеет традиционную для своего жанра композицию. Повествование ведётся от первого лица, что делает восприятие очень реалистичным и позволяет вводить много эмоциональных, субъективных деталей.

Кульминацией является сцена, где директор школы, не достучавшись в комнату учительницы, заходит к ней и видит играющих на деньги педагога и ученика. Примечательно, что идея рассказа подана автором в философской фразе первого предложения. Из неё же вытекает и проблематика рассказа: чувство вины перед родителями и педагогами – откуда оно?

Вывод напрашивается сам собой: они вложили в нас всё самое лучшее, они верили в нас, а смогли ли мы оправдать их ожидания? Рассказ заканчивается резко, последнее что мы узнаём – это посылка с Кубани, которая пришла мальчишке-рассказчику от бывшей учительницы. Он впервые видит настоящие яблоки в голодный 1948 год. Даже на расстоянии это волшебная женщина умудряется приносить радость и праздник в жизнь маленького человека.

Суть: о чём произведение?

Основные события повествуют о том, как 1948 году одиннадцатилетний деревенский мальчик приезжает из деревни в город, к своей тётке, чтобы учиться в школе. Жизнь в городе оказывается для героя гораздо труднее жизни в деревне. Он голодает, худеет, страдает малокровием и тоскует по дому.

Несмотря на все трудности, к учёбе мальчик подходил ответственно и учился на одни пятёрки. Трудности возникали лишь с французским языком. Учительница французского, Лидия Михайловна очень страдала, слушая неправильное произношение героя.

Однажды главный герой был избит другими мальчишками из-за игры в «чику», с помощью которой он добывал себе деньги на молоко, которое помогало ему от малокровия.

Лидия Михайловна, увидев следы избиений и узнав о ситуации, отнеслась к мальчику предвзято, предположив, что он играет на деньги из корыстных побуждений. Однако во время разговора, узнав об истинном положении дел, учительница прониклась жалостью к герою и решила помочь ему.

Лидия Михайловна начала дополнительно заниматься с героем французским языком у себя дома, желая накормить его ужином, однако мальчик отказывался от еды. Учительница даже прислала ему домой посылку с макаронами, однако герой вернул её обратно, поразив учительницу до глубины души.

В итоге Лидия Михайловна нашла способ помочь мальчику, начав играть с ним на деньги в «пристенок». Выигранные таким образом деньги герой принимал, жизнь начала налаживаться, между героями сложились близкие отношения. К несчастью, однажды, увлекшись игрой, они были разоблачены директором школы, который понял всё превратно и уволил Лидию Михайловну.

Уехав на родную Кубань, Лидия Михайловна не забыла о мальчике, присылая ему яблоки и макароны.

Главная мысль

В своем рассказе Распутин показал всем, как жили граждане Советского Союза в послевоенное время, какие тяготы испытывали, как боролись за выживание, а некоторые постепенно деградировали, замыкались в себе и сосредотачивались только на себе.

Это касалась не только взрослых, но и детей. Они тоже проявляли жестокость. Но смысл произведения заключается в другом. Автор хотел показать, что даже в такой трудной жизненной обстановке можно оставаться человеком и проявлять заботу об окружающих. Он показал, как должен выглядеть настоящий учитель и человек, и как к ним жизнь несправедлива.

Идея рассказа в том, что один человек не в силах исправить то, что происходит в стране. Но ему под силу сделать все возможное, чтобы все лучше жили. Вот и Лидия Михайловна, выручила талантливого мальчика, чтобы он смог добиться в жизни успехов и помогал другим.

Направление и жанр

Жанр данного произведения можно определить, как рассказ. Сюжет произведения охватывает незначительный промежуток времени и включает в себя малое количество действующих лиц. Повествование щедро снабжено многочисленными деталями, названиями реальных мест и явлений, которые помогают читателю глубже погружаться в атмосферу произведения.

Жанр рассказа, в который облачил Валентин Распутин своё повествование, идеально подходит для изображения правдивых жизненных событий. Реалистичность рассказа, его небольшая форма, возможность окунаться в воспоминания и раскрывать внутренний мир персонажей различными средствами – всё это превратило произведение в маленький шедевр – глубокий, трогательный и правдивый.

Исторические особенности времени также отразились в рассказе глазами маленького мальчика: голод, разруха, обнищание деревни, сытая жизнь городских жителей. Направление деревенской прозы, к которому относится произведение, было распространено в 60-х-80-х годах 20 века. Суть его была в следующем: оно раскрывало особенности деревенского быта, подчёркивало его самобытность, поэтизировало и в чём-то идеализировало деревню. Так же прозе этого направления было свойственен показ разрухи и обнищания деревни, её упадка и тревоги за будущее села.

Вариант 2

В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского», автор переносит нас в годы своего отрочества.

Шел 1948 год. В послевоенное время, мать оставшись одна с детьми, еле сводит концы с концами, но находит возможность отправить старшего сына продолжать обучение в районной школе. Его считали «башковитым», местные жители даже иногда обращались к нему за помощью, но в родной деревне была только начальная школа.

Мальчик переезжает в райцентр, к тете Наде, знакомой его матери, для поступления в пятый класс, но живется ему там несладко. В большом семействе не рады лишнему рту, редкие посылки из дома обворовываются и «ученик» голодает. Страдая малокровием, приходится покупать молоко на единственные пять рублей. От отчаяния, начинает играть с местными мальчишками на деньги, а те избивают его за частые выигрыши. Учеба в новой школе дается легко, кроме изучения французского. Учительница, узнав причину побоев ученика, решает помочь и приглашает к себе домой, под предлогом дополнительных занятий. Школьник старательно исправляет свое произношение и привыкает к новому человеку, но гордость не позволяет принимать жалость Лидии Михайловны. Когда все попытки накормить ребенка тщетны, она идет на хитрость, начинает играть с ним на деньги в «пристенок». Директор школы, узнав о неподобающем поведении молодой учительницы, увольняет ее. Она навсегда уезжает к себе на Кубань.

«Уроки французского» — это невероятно трогательный, щемящий душу рассказ. Читатель словно «погружается» в реалии того времени, когда светлому будущему только предстояло наступить. В основе произведения лежит реальная история из жизни автора, поэтому имя главного героя не указывается. Но, не смотря на обезличивание, он имеет ярковыраженый характер. Мальчик страдает малокровием, голодает, часто бывает избит, находится вдалеке от близких и чувствует себя совершенно лишним в чужой семье, будто сама жизнь проверяет его на прочность и он с честью проходит все испытания. Читатель глубоко сопереживает ребенку. Но герой удивляет нас своей силой воли и моральными качествами. Играя с ребятами на деньги, не тратит выигрыш бездумно, а покупает пропитание. Он бескорыстный, играет, только из-за острой нужды и ни под каким предлогом не принимает помощь от посторонних.

Учитель французского приезжая и отличается от местных. Главному герою она кажется статной, будто из другого мира, он стыдится своего «положения» перед ней. Лидия Михайловна стала единственным неравнодушным человеком для маленького мальчика, оказавшимся далеко от дома, в жестоком мире. Ее, самоотверженность и сильное желание помочь восхищают, заставляют верить в людей.

Не случайно автор решил поделиться с нами именно этим отрезком своей жизни. На него произвел неизгладимое впечатление поступок молодой женщины. Он, будучи маленьким и беззащитным в то время, отчаянно нуждался в женской, материнской заботе и добрая учительница стала именно таким человеком для него.

Валентин Григорьевич сохранил в своем сердце и пронес через всю жизнь теплые воспоминания о Лидии Михайловне. Мальчик вырос и стал знаменитым русским писателем, но не забыл самый главный урок, который она ему преподала – быть человеком!

Характеристика главного героя

Главным героем рассказа «Уроки французского» является мальчик-пятиклассник Володя. Ему одиннадцать лет, он учится в районном центре. Володя – смышленый ребенок. В родной деревне все называют его «башковитым» — Володя единственный, кто учится хорошо и любит учиться.

События произведения происходят в 1948 году, когда в стране царил послевоенный голод. Матери было трудно прокормить троих детей, из которых Володя был старшим. Когда она увидела в сыне тягу к учебе, решила отправить его к своей знакомой в районный центр.

Там мальчик учился не менее прилежно, ему легко давались все предметы, кроме французского – он никак не мог освоить произношение. Жизнь в городе была для Володи тяжелой, он часто недоедал, продукты, которые присылала ему мама, куда-то частично пропадали. Чтобы как-то заработать на стакан молока и кусок хлеба Володе приходилось играть на деньги с мальчиками постарше. В этой компании главным был Вадик. Он учился в седьмом классе, и в игре постоянно жульничал. Когда Володя попытался его уличить, его избили.

Это заметила Лидия Михайловна, учительница французского. Узнав о том, что Володя играет, чтобы прокормиться, учительница решила ему помочь. Она приглашала его к себе в гости на дополнительные занятия, кормила ужином, отправляла ему посылки «от матери». Володя же обо всем догадывался и от всего отказывался. Тогда учительница стала сама играть с ним на деньги, подыгрывая, чтобы помочь.

Рассказ «Уроки французского», как уже подчеркивалось ранее, автобиографичен. И мальчик Володя – это сам В. Распутин в детстве. Писатель описывает события, которые произошли в его жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: