Анализ звуков для детей 5-7 лет
Детям даются задания, в которых надо назвать слово с определённым звуком. Это основа для анализа. Он подразумевает знания о расположении фонем в слове.
*Самый простой анализ дети способны выполнять со среднего дошкольного возраста.#
Кроме того, дети должны уметь давать характеристику каждому выделенному звуку. Фонематическое восприятие – это способность изолированно выделять отдельные звуки. Недостаточное фонематическое восприятие ведёт к тому, что дети воспринимают слово как отдельную единицу. Им трудно как определить количество звуков, так и выделить фонему. Противоположный фонематическому анализу процесс – синтез. Это слияние отдельных звуков в слог или слово. Чтение и письмо основаны на взаимодействии этих процессов.
*После знакомства со звуками малыш узнаёт, что у каждого звука есть своё письменное обозначение, – это буква.#
Звуковой анализ подробно изучается в школе. Однако его основы даются в дошкольном возрасте. *Чем раньше ребёнок поймёт звуковую систему речи, тем успешнее он овладеет материалом в дальнейшем. С помощью игровых методов обучение звуковому анализу не составит особого труда.#
Что нужно для анализа звуков:
- Уметь называть один или несколько изолированных звуков.
- Понимать различия между .
- Определять, где находится звук в заданном слове.
- Уметь называть слово с нужным звуком.
- Правильно .
- Интонацией выделять в слове отдельный звук.
Начинать знакомство со звуками лучше со звукоподражаний. Детям объясняют, что звук – это всё, что мы слышим. *Треск огня, шум трамвая, пение птиц, речь – это всё звуки.# На этом этапе даются задания, в которых нужно продемонстрировать, как звучит тот или иной объект. Взрослый показывает картинки, а дети должны назвать звук. Обратное задание – называть звуки, а дети должны определить, что или кто издаёт такие звуки. После таких упражнений нужно рассказать, что наша речь – это сочетание звуков. Первые звуки, с которыми следует познакомить детей, – гласные. Первые слоги также будут состоять из сочетания гласный + гласный. После этого изучаются согласные. Обучение звукам и буквам идёт параллельно. С каждым новым звуком дети составляют слоги, затем – слова.
*При обучении чтению нужно разделять понятия звуков и букв. Нельзя их путать. Буквы – это графические обозначения звуков.#
Звуко-буквенный анализ слова
В русском языке огромное количество слов, которые пишутся не так, как произносятся.
Например, мы говорим «хАрАшо», но знаем, что писать слово надо «хОрОшО».
Чтобы научиться разбираться, из каких звуков состоят слова, в школах выполняют такое задание, как фонетический разбор слова.
Фоне́тика — это раздел науки о языке, изучающий звуки речи.
Фонетический разбор — это анализ слова с точки зрения его правильного произношения.
Фонетический разбор еще называют звуко-буквенным разбором, т.к. при разборе идет определение количества букв, звуков, ударения в слове, выделение гласных и согласных звуков, их классификация.
Таким образом, фонетический разбор отражает «звучание» слова, правильное произношение с учётом сложившихся правил и традиций русской речи. Звуко-буквенный разбор нацелен на то, чтобы разобрать слово на буквы и звуки, выяснить, что одни и те же буквы в разных положениях могут обозначать разные звуки.
Нередко дети испытывают затруднения, выполняя фонетический разбор слов. Причины могут быть разные. Но можно выделить две основные:
- ребенок не владеет нужными знаниями и правилами фонетического разбора;
- или же у него плохо развит фонематический слух, т.е. способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи.
Для начала необходимо четко понимать разницу между буквами и звуками.
Звуки — это наименьшие звуковые единицы речи. Звуки мы слышим и произносим. При фонетическом разборе звуки записываются в квадратных скобках.
Буквы — это знаки для обозначения звуков на письме. Буквы мы видим и пишем.
Правила фонетического разбора
Ниже приведены основные правила, которые необходимо запомнить детям:
звуки , , , как фонетические единицы не образуются;
согласный становится твёрдым, когда располагается перед «а», «о», «у», «ы», «э»;
согласный становится мягким, если он находится перед «я», «ё», «ю», «и», «е»
Важно! В некоторых иностранных словах согласный, предшествующий «е», продолжает быть твёрдым;
гласные «я», «ю», «е», «ё», стоящие перед согласными звучат так: «я» — , «ю» — , «е» — , «ё» — ;
если гласные «я», «е», «э», «о» находятся в безударном положении и следуют за согласными, то они имеют следующее звучание: «я» — или , «е» — , «э» — или , «о» — ;
«ё», «я», «ю», «е», стоящие за гласными, после «ь», «ъ», в начале слова дают два звука: «я» — , «ю» — , «е» — , «ё» — (ударные) и «я» — , «е» — (безударные);
«и», следующая за «ь», звучит удвоенно ;
«и», стоящую в слове сразу за «ж», «ш», «ц», произносят как ;
мягкость согласного обозначают с помощью символа , например ;
тянущиеся звуки дополняют двоеточием;
«й», «ч», «щ» всегда мягкие;
«ж», «ц», «ш» всегда твёрдые;
«й» всегда звучит мягко и звонко;
«л», «м», «н», «р», «й» всегда значатся звонкими звуками;
«х», «ц», «ч», «щ» всегда значатся глухими звуками;
если парным согласным заканчивается слово, а до него стоит глухая, то транскрипция букв следующая: «б» — , «д» — , «г» — , «з» — , «в» — ;
непроизносимые согласные «в», «д», «л», «т» в корнях фонетических единиц не образуют;
удвоенные согласные, следующие за гласной под ударением, обозначают тянущимся звуком;
удвоенные согласные, стоящие перед гласной под ударением, обозначают одинарный звук;
«ъ» и «ь» фонетических единиц не образуют;
«ь», стоящий после согласной, даёт мягкость;
«ъ», стоящий после согласной, даёт твёрдость.
Звукобуквенный анализ. Что это?
на фото: Дети на занятиях подготовки к школе «Путешествуй вместе с нами» для детей с трудностями обучения. Первое с чем сталкивается ребёнок, придя в школу, это обучение чтению и письму. Для взрослых эти навыки могут казаться очень простыми, но на самом деле, они включают в себя множество сложных и взаимосвязанных умений.
Чтобы ребёнок мог прочитать слово он должен:
- знать образы всех входящих в него букв
- не путать их со сходными по внешнему виду (Б и В, С и Э)
- соотносить образ буквы со звуком, который она обозначает
- прочитать буквы, соблюдая правильную последовательность
- узнать слово и воссоздать его
Чтобы написать слово ребёнку нужно:
- проанализировать слово, выделить все звуки в него входящие,
- запомнить их правильную последовательность,
- соотнести каждый звук с буквой, его обозначающей и представить её образ
- выполнить необходимые движения по написанию буквы: написать букву, соблюдая правильное направление движения, соотношение размеров и количество элементов
- соединить буквы в слово, не нарушая их последовательности
Как мы видим, одной из основ обучения чтению и письму, является умение ребёнка проводить звукобуквенный анализ и синтез слов.
Процесс звукового анализа включает в себя:
- умение слышать звуки,
- определять их количество, порядок,
- определять основные характеристики: гласные и согласные, ударные и безударные звуки.
Звуковой анализ и синтез основываются на фонематическом восприятии. Фонематическое восприятие
— это способность человека различать звуки речи. Например, отличить Б от П, разница между которыми заключается только «включением» голоса (звонкий звук Б) и «выключением» голоса (глухой звук П). Эта способность формируется у детей при нормальном развитии в возрасте от 1 года до 4 лет.
Звуко-буквенный анализ
требует специального обучения, которое начинается еще в дошкольном возрасте воспитателями и логопедами.
К чему может привести несформированность звукобуквенного анализа и синтеза? С какими трудностями сталкиваются школьники и какие ошибки допускают?
При чтении:
- сложности слияния отдельных звуков в слоги
- сложности слияния слогов в слова
- замены букв на схожие по звучанию (О -У, Л-ЛЬ, С-Ш),
- пропуски и перестановки букв и слогов
- медленный темп чтения
- трудности понимания прочитанного
Письменные ошибки:
- пропуски гласных
- пропуски согласных
- пропуски и добавление слогов
- замены букв
- слитное написание слов
- раздельное написание частей слова
- орфографические ошибки
Определить причины возникших трудностей обучения и подобрать способы их решения, помогут логопед и дефектолог.
Поплавская Людмила, логопед Областью особого интереса Людмилы Александровны является исследование и использование достижений нейронауки для выявления зависимости нарушения речи от степени созревания мозговых структур и использование данных нейропсихологии и логопедии для достижения максимальных результатов в коррекционной работе. Людмила Поплавская — член Российской ассоциации дислексии.
Карточки для автоматизации звука [Р], [Р’]
Карточки для автоматизации звука Р
Словарь: ракушка, мартышка, подушка, пушка, ромашка, лукошко, мишка, кукушка, картошка.
Карточки звук Р автоматизация
Словарь: розетка, рожок, радио, радуга, рак, ракета, расческа, рама, раковина.
Карточки для автоматизации звука Р
Словарь: выдра, дрова, дрозд, дружба, пудра, ядро, дровосек, ведро, друзья.
Карточки для автоматизации звука Р
Словарь: карта, повар, арбуз, самовар, базар, фартук, парк, карп, краб.
Карточки для автоматизации звука Р в словах
Словарь: рыба, рыбак, рыжик, рынок, рысь, русалка, руки, рукавицы, рубашка.
Карточки для автоматизации звука Р
Словарь: робот, рог, роза, ролики, роща, рот, ромашка, рост, рояль.
Карточки для логопедической работы
Словарь: ёрш, боксёр, ковёр, шахтёр, шофёр, тёрка, сорока, светофор, перо.
Карточки для автоматизации звука Р
Словарь: мухомор, двор, помидор, сыр, куртка, комар, червяк, термос, костёр.
Карточки для автоматизации звука Рь
Словарь: рябчик, репа, зарядка, турист, орехи, якорь, шарики, пряники, рябина.
Раздаточный материал для автоматизации звука Рь
Словарь: снегирь, рис, богатырь, скрипка, кресло, варенье, курица, черешня, дерево.
О. Наумова «Зашумленные тексты для чтения и пересказа»
Навык качественного чтения и письма зависит от состояния зрительного восприятия и внимания ребенка.Чем лучше ребенок распознает зрительные образы, тем лучше он читает и грамотнее пишет.
Работа с зашумленными текстами максимально включает в работу мозг ребенка и в разы увеличивает продуктивность занятий. При этом идет развитие образного мышления, внимания, памяти, умение понимать прочитанное.
В книге вы найдете:
- Зашумленные тексты с вопросами;
- Тексты с вопросами для чтения, пересказа, проверки техники чтения;
- Методику работы с зашумленными текстами;
- Варианты проработки с максимальной продуктивностью;
- Упражнения для развития речи и понимания прочитанного.
В результате у ребенка:
увеличивается скорость чтения;
развивается внимание и память;
вырабатываются навыки осознанного чтения;
развиваются навыки самоконтроля;
развивается речь;
уменьшается количество ошибок при письме;
облегчается процесс написания изложений и сочинений;
улучшение учебных показателей.
Подходит для индивидуальных и групповых занятий.Удобна для распечатывания и использования.
Серия книг «Зашумленные тексты» состоит из трех частей.Тексты отличаются количеством слов, сложностью и степенью зашумленности.Желательно проработать по всем трем уровням сложности.
Количество слов в текстах 25-55. Простая шумовка.
Количество слов в текстах 35-75. Наклонная шумовка.
Гласные звуки их краткая характеристика. Дифтонги
Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). При обучении детей на ранних этапах необходимо давать информацию только о самым простых свойствах, все остальное ребенок будет изучать в старших классах. Гласные звуки (их шесть: , , , , , ) бывают ударными/безударными
Также в русском в наличии есть буквы, которые в определенной позиции могут давать пару звуков — ё , ю , я , е
Гласные звуки (их шесть: , , , , , ) бывают ударными/безударными. Также в русском в наличии есть буквы, которые в определенной позиции могут давать пару звуков — ё , ю , я , е .
Если они следуют за согласными — звучат как один звук и придают мягкости предшествующему звуку. В других позициях ( начало слова, после гласных и «ъ» и «ь») звучат как 2 звука.
Звуко-буквенный разбор слов
Изучением букв и звуков, их анализом занимается раздел русского языка под названием фонетика. Чтобы разложить слово на звуки, используется транскрипция. Такой разбор именуется фонетическим. Родителям потребуется вспомнить, что такое гласные и согласные буквы, какие звуки им соответствуют, что такое йотированные гласные и чем отличаются буквы первого и второго рядов.
Таблица гласных и согласных звуков русского языка
Найти буквенный ряд можно в книгах для начальных классов или в интернете. Как правило, буквы расположены в две линии. Гласные делятся на обозначающие мягкость и твердость согласных, последние же — на глухие и звонкие, парные и непарные.
Гласные, определяющие твердость: а, э, о, у, ы. Им соответствуют звуки: , , , , .
Гласные, обозначающие мягкость: я, е, ё, ю, и. Также их называют йотированными, потому что эти буквы состоят из двух звуков, если стоят в начале, после гласной или после мягкого и твердого знаков. Эти буквы смягчают согласные, стоящие перед ними.
Согласные бывают глухие и звонкие, они образуют шесть пар:
- Б (звонкий) — П (глухой);
- В — Ф;
- З — С;
- Д — Т;
- Г — К;
- Ж — Ш.
Остальные согласные парными не являются:
- звонкие: Н, Р, Л, М, Й;
- глухие: Ц, Щ, Х, Ч.
Кроме того, есть согласные, которые всегда мягкие или всегда твердые, независимо от следующей за ними гласной:
- Ч, Щ, Й — всегда мягкие.
- Ж, Ш, Ц — всегда твёрдые.
Буквы Ь и Ъ не имеют собственных звуков. Мягкий знак смягчает впереди стоящий согласный, твердый — нет.
Схема букв и звуков русского языка в таблице для первого класса представлена на картинке:
В образовательной программе «Школа России» принято обозначать звуки цветами:
- Гласный — красный цвет;
- Согласный твёрдый — синий;
- Согласный мягкий — зелёный.
Слияние согласной и гласной обозначают прямоугольником, разделенным пополам. Одну часть закрашивают синим или зелёным цветом, вторую — красным. Иногда в этой модели дополнительно обозначаются глухие и звонкие согласные, ударение и деление на слоги.
Примеры
Для графического изображения звукового состава слова можно подобрать цветные карточки. Для облегчения составления схемы в начале целесообразно использовать надписи на картинках. В перспективе можно самостоятельно начертить схематический состав слова в тетради по клеточкам с помощью цветных ручек или карандашей.
Чтобы показать алгоритм составления схемы, лучше начинать со звуковой записи односложных слов с помощью таблички.
Например, слова из трех букв: дуб, кот, мак, лук, жук, рак. Сначала надо написать транскрипцию.
Для слова «дуб» она выглядит так: . Далее описать схему, где первые два звука представляют слияние твердой согласной и гласной, а третий — твердый согласный. Теперь надо графически изобразить результат:
- Сначала нарисовать прямоугольник.
- Его разделить пополам по диагонали.
- Первую часть закрасить синим цветом, вторую — красным.
- Следом нарисовать квадрат и закрасить его синим.
Оставшиеся слова также подходят под полученную схему.
Варианты, где одна или обе из согласных мягкие:
Слова из 4 звуков, состоящие из единственного слога:
Слова из 2 слогов:
Еще несколько примеров из 2 слогов и более:
-
Шишка, сосна:
-
Белка, чашка: есть мягкий согласный
-
Юбка: буква Ю в начале
-
Банан, жираф:
-
Лимон, петух:
-
Ёжик: всегда твердая Ж и йотированная Ё в начале
-
Пальто:
-
Пчела, слива:
-
Ворона, собака:
-
Ракета:
Практические упражнения
Задание 1.
Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.
Задание 2.
Отгадайте загадку.
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её …
Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?
Задание 3.
Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.
Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?
Задание 4.
Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.
Правильные ответы:
Задание 1. Схема под цифрой 3.
Задание 2. Сорока. , 6 букв, 6 звуков, 3 слога.
Задание 3. Метель, тюлень, капель.
Задание 4.
Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.
Игровые задания на звуковой анализ слова
Потеряшки
Понадобятся куклы, соответствующие количеству детей. Каждой присваивается имя с гласного звука. Взрослый рассказывает историю, что куклы пошли гулять и заблудились. Дети отворачиваются, а взрослый их прячет. Нужно, чтобы каждый ребёнок нашел свою куклу. Для этого ему нужно её звать, выделяя первый звук её имени (А-а-а-ня). Когда у ребёнка получается хорошо выполнить задание, кукла возвращается к владельцу.
Аисты и Окуни
Игра для двух и более детей. Дошкольники делятся на два лагеря – Аисты и Окуни. Дети начинают бегать по кругу. Ведущий называет слова, которые начинаются с гласных. Если слово начинается с А, останавливаются Аисты, если с О, перестают бегать Окуни. Когда звучит слово с другой гласной, команды не реагируют.
Поймай звук
Взрослый показывает на карточке заданный звук. Затем медленно произносит список слов. Если ребёнок слышит слово, начинающееся с заданного звука, он ловит его, хлопая в ладони. Вариация игры на свежем воздухе – прыгать, когда звучит искомый звук.
Магазин
Понадобятся карточки с нарисованными предметами и продуктами, которые можно приобрести в супермаркете, и изображение корзинки, на которое надо поставить букву. Нужно положить в корзину те товары, которые начинаются с этой буквы. *Если менять буквы, игра не скоро надоест дошкольнику.#
Следопыт
Понадобится картинка, на которой изображено много предметов и действий. Задание состоит в том, чтобы найти как можно больше слов на заданный звук. *В такую игру можно играть на улице, находя слова на нужный звук среди реальных предметов.#
Твёрдый или мягкий
Понадобятся две перчатки, синего и зелёного цвета. Если ребёнок слышит твёрдый согласный, он поднимает руку в синей перчатке. Если звук мягкий – в зелёной. Таким же способом можно играть с гласными и согласными.
Заблудившиеся буквы
Понадобятся слова, в которых недостаёт одной буквы. Они находятся на карточках. Лучше, если они будут соответствовать по размеру остальным буквам в слове. Нужно вернуть заблудившиеся буквы на свои места. В более сложном варианте могут заблудиться все гласные либо все согласные звуки.
Найди жильца
Понадобятся домики-квартирки, в которые нужно заселить буквы. Гласные и согласные будут жить отдельно. Согласные можно потом расселить. В отдельные домики нужно поместить мягкие, твёрдые и шипящие. С этими же домиками можно играть в расселение слов, начинающихся с определённого звука.
Звери в очереди
Понадобятся карточки с изображением различных животных. Нужно разложить зверей так, чтобы каждый последующий назывался с последней буквы предыдущего, – так животные выстраиваются в очередь. В этой игре ребёнок . Вместо изображений животных можно взять карточки с детьми, на которых написаны имена. Их нужно разложить по такому же принципу.
Алгоритм фонетического разбора
Когда все термины изучены, единицы речи отсортированы по группам, можно переходить непосредственно к самому фонетическому разбору. Все результаты анализа обязательно записывают. По внешнему виду он похож на составление транскрипции при чтении и произношении слов из иностранных языков.
Чтобы провести разбор правильно, необходимо следовать алгоритму. Порядок действий:
- Записать выбранное слово по правилам орфографии.
- Выделить основные части — слоги. Например, азбука — аз-бу-ка.
- Установить, какая из гласных является ударной. Лыжа — ударный звук «ы».
- Составить схему (транскрипцию) звуков. Играть — .
- Вывести подсчёт количества букв и звуков в слове. Елена — 5 букв, 6 звуков.
Разбор можно записывать не только по пунктам, но и в виде столбика. В таком случае каждая буква выписывается в отдельной строке и ей даётся своя характеристика.
Деление на слоги
Одним из пунктов разбора является поделить слово на слоги. Слоги — это самая маленькая единица строения речи. Существует небольшая хитрость: «чтобы сосчитать количество слогов в слове, можно просто посчитать гласные звуки». Например, в слове «астр» всего 1 слог.
Однако деление всё равно подчиняется строгим правилам, которые не всегда согласуются с требованиями переноса слова.
Первоначально важно знать, что слоги имеют несколько разновидностей:
- Открытый — если заканчивается на гласный звук.
- Закрытый — если в конце согласный (тетрадь).
- Прикрытый, если в начале стоит согласный звук (ки-слый). Следовательно, если гласный — неприкрытый (окно).
Помимо видов, есть и другие правила разбора. Что необходимо знать о слогах:
- В составе слога обязательно должно быть по одному гласному и согласному звуку. Например, роза (ро-за). При этом отдельные даже важные части не могут быть полноценными слогами. Например, приставка не является слогом.
- В основном слоги начинаются с согласного, а после него должен идти гласный. Сам по себе согласный звук не может составлять слог. Например, в слове мир — один слог, а не два.
- Если в слове имеется мягкий/твёрдый знак, он входит в состав предыдущего слога. Например, подъ-езд. К тому же твёрдый/мягкий знак не может быть отдельным слогом. Например, семь — 1 слог, мальчик — 2 слога.
- Несколько букв, которые создают собой один звук, нельзя разделить на разные слоги. Например, кружиться — кру-жи-ться .
Как и любая другая наука, фонетика постоянно развивается. Поэтому правила фонетического разбора могут со временем изменяться. Последние изменения в анализе:
- Двойные буквы в слове по старым правилам распределялись по разным слогам. Сегодня их принято записывать в слог, который они начинают. Например, кла-ссный.
- По нововведениям глухие согласные записывают в следующий за ними слог (точка: то-чка). В это время звонкие остаются в предшествующем слоге (клубника: клуб-ни-ка).
Знание фонетики не только даёт орфографическую грамотность. Эта наука способствует развитию памяти и фонетического слуха, учит правильно и красиво произносить те или иные звуки, понимая детали их состава. А если выполнить анализ самостоятельно не получается, можно сделать звуковой разбор слова онлайн.
Памятка фонетического разбора
Запомните также следующие правила:
- После согласных Ж, Ш, Ц слышим звук : жираф ;
- Удвоенные согласные звуки обозначаются одним звуком;
- Все слова в транскрипции пишутся с маленькой буквы;
- Непроизносимая согласная не пишется;
- Звонкие парные согласные заменяются своей глухой парой в слабой позиции: подружка , сапог ;
- Звуки , только под ударением.
В каждом кабинете начальных классов есть лента букв и звуков. Желательно, чтобы она была и дома. Её легко распечатать или нарисовать самим. Как ей пользовать более подробно разобрано здесь.
Лента букв и звуков значительно облегчает освоение звуко-буквенного разбора.
Фонетический разбор – что это такое?
Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».
Что изучает фонетика
Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.
Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.
Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.
1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»
2 группа «Звонкие и глухие согласные»
Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:
- кот (животное) – код (шифр);
- мак (цветок) – маг (волшебник);
- порт (место для стоянки морского транспорта)– корт (площадка для игры в теннис).
Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.
Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.
Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.
Согласный находится в слабой позиции, если:
Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.
Звуки на письме отображаются в виде букв.