Удмуртские костюмы (фото)

Удмуртские костюмы (фото). откуда пявились? характерные черты женского и мужского образа. современные костюмы

Содержание

  • Слайд 1

    Презентацию подготовила учитель ИЗО Косолапова О.В МОУСОШ с. Пугачево УР

  • Слайд 2

    Традиционный национальный костюм не имеет конкретного автора, как нет автора у народной песни или сказки.

    Он не подвержен влиянию мимолетной моды.

    Его мода — традиция, в нем нет ничего случайного, а те идеи и символы, что он несет в себе, отобраны многовековым народным опытом, народным вкусом.

    Л.А.Молчанова

  • Слайд 3

    Основой для данной реконструкции одежды послужили археологические материалы

    По расположению металлических украшений в погребениях, а также сохранившимся под ними фрагментов тканей, проводя параллели с поздними костюмными комплексами, исследователи имеют возможность достаточно точно восстановить не только детали, но и общий вид костюма

  • Слайд 4

    холста сукна овчины

    В одежде выделяются два варианта удмуртского народного костюма

    северный южный

  • Слайд 5

    Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый до талии камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носили штаны.

    Поверх женщины носили шерстянные и полушерстянные кафтаны и овечьи шубы.

    Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки.

    Девичьи и женские головные уборы отличались большим разнообразием, они отражали возрастное и семейное положение – платки, шапочки, повязки.

    Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет.

  • Слайд 6

    Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе, головными уборами были валяная шапка, а обувью — лапти, сапоги, валенки.

    Мужчины носили кажаную сумку (тылдусы) с огнивом, трутом.

    Верхней одеждой были холщевый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.

  • Слайд 7

    Часто женский поясной набор был снабжён богато орнаментированными ножнами, в которых далеко не всегда находился нож

  • Слайд 8

    Поясные подвески- отличительная особенность костюма народов Поволжья и Приуралья. В древности изображения зверей и птиц подвешивали на цепочках или шнурках. Иногда это были целые каскады золотистых бронзовых цепочек, скрепленных соединительными деталями, заканчивались они дюжиной крохотных полых уточек и спускались до самых колен

  • Слайд 9

    Шапочка могла быть и кожаной, и матерчатой с меховой опушкой

  • Слайд 10

    Древнеудмуртский девичий и мужской костюмы поломской культуры. Могильник Мыдлань-шай. 8-9 вв

    Височные подвески – лапчатые и кольцеобразные с бусинами

  • Слайд 11

    Вышитая налобная повязка 19 века раньше изготавливалась из единой полосы металла, иногда она расширялась к середине, как корона. На кожаную или матерчатую основу нашивались металлические накладки, серебряные, покрытые мелкой зернью, в виде изящной женской фигурки с поднятыми руками, получившей название «Шунды Мумы»- Мать Солнца

  • Слайд 12

    Удмуртские женщины в костюме широко применяли вышивку и узорное ткачество, сохраняя традиционную форму украшений бытовавших в более ранние эпохи

  • Слайд 13

    Девичий и мужской костюмы (бесермянский вариант).Могильник Весьякарский Бигер-шай. 9-12вв.

    К поясу сбоку крепилась длинная полоса из кожи, украшенная бронзовыми накладками и наконечником

  • Слайд 14

  • Слайд 15

  • Слайд 16

    С середины 18 века в составе удмуртского костюма появляются серебряные русские монеты. Разных размеров и достоинства, они стали широко использоваться для украшения многих деталей одежды: головных уборов, шейно-нагрудных ожерелий, серёжек, браслетов, чересплечных перевязей.

  • Слайд 17

    В 19-20 веках к поясу подвешивалось вышитое полотенце, а у южных удмуртов – просто фабричная шаль или платок.

  • Слайд 18

  • Слайд 19

  • Слайд 20

    У южных удмуртов ещё в 20 веке существовала причёска под названием «чузырет» в виде конусовидных привесок на висках из заплетённых особым способом волос

  • Слайд 21

  • Слайд 22

    Костюмный комплекс центральных удмуртов ( переходный или шарканско — бодьинский).19 –

    середина 20 в.

  • Слайд 23

  • Слайд 24

  • Слайд 25

  • Слайд 26

    «Носителями традиций были многие поколения удмуртского народа, которому и принадлежит вся

    неповторимая красота его национального наряда.» Л.А. Молчанова

Посмотреть все слайды

Национальная обувь, головные уборы и украшения

О семейном положении женщины можно было судить по головному убору. Незамужние девушки носили круглую или овальную шапку из холста. Сверху она украшалась бисером, монетами. В девичьем возрасте можно было просто носить украшенную бисером, вышивкой, лентами, блёстками повязку или платок из кумача, холста. Некоторые девушки носили повязку с огромным бантом.

Северные замужние удмуртки использовали вышитое полотенце в качестве головного убора. На юге надевали налобную декорированную повязку поверх полотенца, покрывала, айшона.

Важно! Праздничные костюмы обрабатывались бисером, монетами, ракушками, которые использовались для изготовления украшений (серёжек, ожерелье). В качестве мужской и женской обуви летом выступали лапти. Под них девушки надевали вязаные чулки

Мужчины в этих целях использовали онучи. Праздничной обувью для женщин являлись ботинки, а у мужчин – сапоги. Зимой все носили валенки

Под них девушки надевали вязаные чулки. Мужчины в этих целях использовали онучи. Праздничной обувью для женщин являлись ботинки, а у мужчин – сапоги. Зимой все носили валенки

В качестве мужской и женской обуви летом выступали лапти. Под них девушки надевали вязаные чулки. Мужчины в этих целях использовали онучи. Праздничной обувью для женщин являлись ботинки, а у мужчин – сапоги. Зимой все носили валенки.

Описание и особенности

Удмуртский национальный женский костюм представляет собой яркое и красочное сочетание различных элементов. Он включает в себя разнообразные декоративные узоры, кружева и вышивки, которые делают его уникальным и неповторимым.

Главным компонентом удмуртского женского костюма является рубаха, которая носит название «састьян». Она изготавливается из льняной или хлопчатобумажной ткани и имеет свободный крой. Рубаха декорируется вышивкой различных геометрических узоров, которые символизируют природные элементы и различные магические сущности.

Особенностью удмуртского костюма являются также различные народные пояса. Они могут быть широкими или узкими, декорированы красочными вышивками и бахромой. Пояс служит не только для фиксации рубахи, но и является важным элементом украшения. Он подчеркивает женственность и стройность фигуры.

Дополнительными элементами удмуртского женского костюма являются юбка, набедренная повязка и накидка. Юбка, изготовленная из хлопчатобумажной или шерстяной ткани, также украшена вышивкой и декоративной отделкой. Набедренная повязка носится поверх юбки и служит знаком брака. Накидка, изготовленная из шерстяной или льняной ткани, защищает от холода и является одновременно элементом украшения.

Удмуртский национальный женский костюм является неотъемлемой частью удмуртской культуры и традиций. Его уникальные декоративные элементы и сложная структура делают его настоящим произведением искусства и позволяют изучать и сохранять культурное наследие этноса.

Куклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюм

Екатерина Сергеевна

Куклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюм

Кукла «Италмас» в национальном удмуртском костюме, созданная для реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе «Звездочки».

Немного истории

Национальный удмуртский костюм является для его хозяина некой оболочкой, которая защищает от внешних неприятностей. Самая первая одежда удмуртов имела фасон, очень схожий с современными туниками.Материал для пошива одежды ткали вручную: на севере использовали лён, а на юге коноплю. Занятие животноводством дало возможность удмуртам использовать в качестве сырья овечью шерсть, из которой ткались шерстяные ткани. Традиционный южноудмуртский шортдэрем – это рубаха или халат, пошитая из домотканой шерстяной ткани.

Цветовая гамма национального удмуртского костюма состояла из белого, серого, цвета охры, коричневого, красного и цвета индиго. Красители получали из минералов и растений, а со временем удмурты стали использовать анилиновые красители, завозимые тюрками, торговавшими с Удмуртией. Стоит отметить, что в северных районах Удмуртиииспользовали лишь два варианта: белый и серый. В южной части цвета были более пёстрыми и насыщенными, что связывается с расположением торговых путей, которых на юге было намного больше, чем на севере. Примечателен тот факт, что, зачастую, вся улица могла ходить в красных или зелёных одеждах, пошитых из одной ткани.

Появление атласных и шёлковых тканей не осталось незамеченным удмуртскими мастерицами. Из них шили красивые рубашки и платья. Девушек, которые умели не только ткать и шить, но и обладали хорошим вкусом, можно было по праву называть модельерами. Создавая костюм,они помечали его особой меткой: связкой ниток (чук)

. Другие мастера могли копироватькостюм, но обязательно должны были указывать, чьё это было изобретение. Стоит отметить, что ребёнок до определённых лет не имел собственной одежды. Первая одежда младенца – это рубаха мамы, если рождалась девочка и отцовская, если рождался мальчик

Практически до трехлетнего возраста дети донашивали одежду старших

Обращается внимание на то, что делалось это вовсе не из соображений экономии, а потому, что ношеная и стираная много раз одежда намного мягче новой. С течением времени национальный удмуртский костюм стал отодвигаться на второй план

Постепенно домотканые ткани стали заменяться на фабричные. Произошло это в послевоенные годы, когда за труд стали расплачиваться живыми деньгами, а не продукцией. Ручная работа в этот период перестала быть востребованной и считалась признаком отсутствия достатка в семье. Несмотря на это, во многих удмуртских домах сохранились домотканые полотна, которые в настоящее время вернули себе былую ценность

С течением времени национальный удмуртский костюм стал отодвигаться на второй план. Постепенно домотканые ткани стали заменяться на фабричные. Произошло это в послевоенные годы, когда за труд стали расплачиваться живыми деньгами, а не продукцией. Ручная работа в этот период перестала быть востребованной и считалась признаком отсутствия достатка в семье. Несмотря на это, во многих удмуртских домах сохранились домотканые полотна, которые в настоящее время вернули себе былую ценность.

Также для регионального уголка еще я сшила наряд для куклы в русском народном стиле. К сожалению возможности снимать пошаговое создание костюмов не было.

Виды костюмов

Мужчины носили халаты, которые обязательно подпоясывались шелковыми кушаками или кожаными ремнями с украшением из серебра и камней

Халаты для зимы и для лета различались лишь материалом выполнения, всё остальное одинаково. Покрой был простым, но имел интересные элементы, присущие одежде этого народа:

  • воротник стоячий, халат свободный, позволяющий совершать разнообразные движения;
  • рукава могли быть цельнокроеными для защиты от непогоды;
  • конусовидная манжета в холодное время отворачивалась, защищая руку. Она обычно расшивалась шерстяными или шелковыми нитками. По узору можно было определить достаток скотовода и примерное количество голов в стаде;
  • полы халата должны были защищать ноги всадника от холода, а в случае необходимости – служить ему постелью на кочевье.

Материалы для пошива

Скотоводы-кочевники не имели других материалов к пошиву одежды, кроме шкур убитых животных. Использовались овчина, кожа и шерсть, мех пушных зверей – лисы, песца, соболя, норки. Позже у других народов стали покупаться шелковые, бархатные, хлопчатобумажные ткани, а к традиционным украшениям добавились драгоценные камни, золото, серебро.

Главный элемент национальной одежды – халат. Зимний (дэгэл) шили из овчины, использовали бархатную отделку. Халат для летних будней (тэрлинг) был лёгким, хлопчатобумажным, а праздничный – шелковым.

Какие цвета в приоритете?

чёрным обозначали плодородие земли, красным – энергию жизни и огня. Первая полоса сверху могла быть только белой или золотой

Украшения к костюму

Женщины достаточно затейливо украшали себя. На руках было множество колец, они носились на каждом из пальцев, кроме среднего, а иногда и по несколько штук на одном. Браслеты на каждой руке, серьги, нагрудные украшения из многих рядов бус, серебряных медальонов, оберегов.

Мужчины дополняли свой костюм ножом (хутага) и огнивом (хэтэ). С течением времени они стали только лишь декоративными элементами, утратив свою утилитарность. Рукоять ножа и сами ножны украшали элементы чеканки с участием серебра и самоцветов. Огниво помещалось в небольшую кожаную сумочку с кресалом на дне. Пластинки из серебра с затейливыми рисунками украшали его.

Бурятская обувь – унты из жеребячьей кожи или сапоги с носками, заострёнными вверх, наподобие турецких фасонов. Эта обувь шилась как мужчин, так и женщин. В ней удобно, она гигиеничная и практичная. Сверху она украшалась с помощью вышивки или швов контрастных нитей с контурами узоров. Сапоги для зимы утеплялись мехом овчины или диких животных. Обувь для лета вязалась из конских волос и прикреплялась к подошве из кожи.

Головные уборы

Традиционно мужчины и женщины у бурят носили шапки. Они отличались принадлежностью к разным родам, но были очень интересны и разнообразны. Среди форм выделяются следующие:

  1. Колпак с меховой оторочкой нижнего края;
  2. Шапки-ушанки из длинноворсового меха – лисьего или песцового;
  3. Конус с высокой тульей. Каждая шапка заканчивалась острой верхушкой, украшенной навершием из серебра и красными кистями. Края были отогнутыми. Тулья у женских шапок расшивалась узорами из бусин, ленточками, серебром.

Все головные уборы выполнялись в синем цвете. Каждый из элементов нёс смысловую нагрузку.

Мужской, женский, детский – особенности

Когда девушка выходила замуж, её нарядом становились рубаха, штаны и халат. Обязательным элементом костюма была безрукавка, без неё и без головного убора ни одна бурятка не имела права показаться среди мужчин. Безрукавка была длинной или короткой, это зависело от рода и статуса женщины. По краям жилетка всегда была украшена орнаментальной вышивкой, пришивались ленточки.

Оригинальный удмуртский национальный костюм

Эксперты называют удмуртский национальный костюм самым ярким, живым и колоритным среди народов России и бывших стран СНГ. Типичная для него комбинация цветов – белый, черный и красный. В национальном костюме удмуртов с начала 19 века начали выделяться три комплекса:

  • северный костюм был трехцветным;
  • южный — многоцветный;
  • бесермянский.

Головные уборы северного комплекса

Удмуртский женский костюм имеет несколько вариантов головного убора:

  • шапка;
  • покрывало;
  • полотенце;
  • повязка.

Общепринятый девичий головной убор – такья – холщовая шапка, которую украшали монетками и кумачом. Дети носили котрес такью, она имеет круглую форму, девушки постарше – более продолговатую кузялэс такью. Кроме такьи популярны были и холщовые повязки на голову, которые обязательно оформлялись ленточками, позументом, вышивкой или блестками. Платки прялись из ситца или белого хоста. На праздники девушки надевали расписные кашемировые или шелковые платки. Замужние женщины носили красочно расшитые головные полотенца: йыр котыр, весяк кышет. Мужские головные уборы таким разнообразием не отличались: летом надевали валяные шляпы, зимой — шапки из овчины.

Южные головные уборы

  • Шапочки: пелькышет.
  • Налобные повязки: йыркерттэт, тятяк и укотюг.
  • Полотенце: йыркышет или чалма.
  • Айшон.
  • Платки.

Девушки-удмуртки надевали налобные повязки с платками. Укотюк – сложный головной убор. На кумач или холст нашивали полоски позумента с плотной бахромой, деревянными подвесками, позументными нитями, блестками. Налобные повязки взрослых женщин (йыркерттэт) выделялись нашитыми монетами и бусинками. Айшон – удмуртский аналог русского кокошника. Основа изготавливалась из бересты, обшивалась холстом и, конечно, спереди украшалась бисером, бусами и монетками. Сверху айшона надевали сюлык – белый расшитый холст. Свадебный сюлык имел важную отличительную особенность – массивную черную вышивку и кисточки по бокам из черных и красных нитей. Со дня свадьбы и вплоть до рождения первенца женщины носили сюлык черного цвета, далее — красный до самой старости.

Женский удмуртский национальный костюм

Женский североудмуртский наряд – древний и простой по покрою тип одежды. Основой было платье-рубаха: прямой плотный материал, прямоугольные рукава, вырез треугольный или овальный без воротника. Подол и рукава платья традиционно украшались вышивкой. Поперечная вышивка розеткой называлась колтырмач, а рельефная продольная с ромбообразным рисунком – гордэн. Удмуртский женский костюм северян обязательно включает в себя распашной кафтан шортдэрем. Его крой похож на рубаху, только воротник был квадратный отложной и рукава короткие. Шортдэрем богато украшался бусами, монетками, каури, полосками кумача и вышивкой на подоле и воротнике. Способов отделки кафтана было много:

  • зок кумак понэм – много кумача;
  • пичи кумач понэм – немножко кумача;
  • котыр кумач понэм – полоса кумача вокруг всего кафтана;
  • котуло – широкая полоса кумача до линии талии;
  • котрах тачкиё – отделка вышивкой на полах, подолах и плечах;
  • вожен шырем – зеленая вышивка по подолу;
  • гордэн шырем – красная;
  • сьодэн шырем – черная.

Национальный костюм удмуртов невозможно представить без передника (айшет, азькышет или ашшет), обшитого кружевами, тесьмой, узорами. Завязки изготавливались в виде кисточек из разноцветных кусочков ткани. По праздникам одежда дополнялась узорным поясом, на который сбоку вешали платочек. Подпоясывались все с напуском на переднике.

Удмуртский национальный костюм в качестве обуви предусматривает лыковые лапти по русскому образцу. В праздники надевали удмуртские народные лапти, которые имеют трапециевидную форму носка. Под лапти удмуртки надевали толстые белые холщовые чулки чуглэс, верхняя ткань красиво вышивалась узорами или кумачом. На чулки натягивались узорные тонкие марчанчуглэс.

Национальный костюм удмуртов мужчин

Мужской удмуртский национальный костюм включает:

  • рубаху;
  • пояс или ремень;
  • штаны.

Рубаха – белая холщовая с вырезом на правой стороне груди и рукавами, которые украшены красными тонкими поперечными полосками. Ее мужчины всегда надевали навыпуск и подпоясывали ремнем или плетеным поясом. Штаны обычно плотные и темного цвета, чаще — синего. Мужская обувь, как правило, не украшалась. Летом носили лапти, зимой — валенки.

Сегодня удмуртский народный костюм редко используется по назначению. Их хранят в музеях или дома в сундуках как семейные богатства, надевают на выступления этнические фольклорные ансамбли. В деревнях сохранился обычай надевать национальную одежду на свадьбу и большие праздники.

Северный костюмный комплекс [ править ]

Земля распространения костюмного комплекса верхнечепецких удмуртов – Глазовский и отчасти Сарапульский уезды Вятской губернии, сейчас Ярский, Глазовский, Балезинский, Игринский, Красногорский, Юкаменский, Дебесский районы Удмуртской Республики.

Североудмуртский дамский костюмчик представляет собой один из более старых типов одежки пермских народов.

Летняя одежка северных удмурток состоит из распашного кафтана (шортдэрем), рубашки (дэрем). Дополняют их фартук без грудки (азькышет) и аппликативный нагрудник (муресазь).

Рубашка из белоснежной домотканины туникообразного покроя, рукава из красно-белой домотканины с узорами, выполненными в технике браного ткачества. Композиция узора трехчастная, меж частями оставлены белоснежные просветы домотканины. Рубашка получает свое заглавие «пестросаес» по оформлению рукавов. Шейный вырез рубашки овальный, по подолу прошита полоса красно-белой поперечнополосатой домотканины, время от времени с включением частей браного ткачества .

Рубашку обычно носили в паре с распашным кафтаном (шортдэрем). Его кроили как и рубашку, с отложным четырехугольным воротником и маленькими рукавами с продольным разрезом на плече,через который продевался богато вышитый рукав рубашки. Полы, воротник, подол шортдэрема украшали вышивкой, время от времени пришивали бусы, маленькие монеты, раковины каури; вышивка сопровождалась полосой кумача. Зависимо от метода декорации, цвета отделочных тканей, количества применяемого кумача распашные кафтаны назывались по-разному: биньыса, сирсо диськут назван по технике вышивки, при которой полы и воротник вышивались обоесторонней гладью и шитьем по выдергу; зӧк кумач понэм различался отделкой огромным количеством кумача; пичи кумач понэм — маленьким количеством кумача; котыр кумач понэм отделывался кумачом по кругу; кӧтуло — полосами бардовых лент до низа животика; у котрак тачкиё — плечи, подол, полы отделывались вышивкой в сочетании с полосами кумачовых лент, вожен шырем различался зеленоватой отделкой по подолу; гордэн шырем — красноватой отделкой.

Любая пара женской одежки имела собственный вариант вышитого нагрудника (кабачи), который представлял собой четырехугольный кусочек ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) размером 20×30 см, сплошь вышитый шелком. Кабачи составляли принадлежность костюмчика замужней дамы, надевались они поверх рубашки, закрывая грудной разрез. В конце XIX в. на замену вышитым нагрудникам пришли аппликативные (муресазь), сшитые из разноцветных кусков тканей в сочетании с вышивкой. Время от времени к ним пришивали монеты, пуговицы.

Неотъемлемую часть дамского костюмчика составляли передники (азькышет) без грудки, их отделывали узорами, тесемками, вьшивкой. Узорные завязки к передникам плелись либо ткались на особых дощечках. В будни подпоясывались лишь фартуком, а в празднички надевали еще узорный пояс, к которому подвешивали полотенце либо платок (урдэс кышет — букв, боковой платок) .

В зимнюю пору на белоснежную рубашку надевали распашной кафтан, сшитый из клетчатой домотканины (кильымо шортдэрем), с отрезной спинкой, присборенный в талии, рукава втачные, длинноватые. Поверх распашного кафтана надевался фартук без грудки, при ношении он дополнялся теми же элементами, что и летняя одежка, исключается лишь нагрудник и треугольный платок. С зимней одежкой дама надевала четырехугольный платок, сшитый из 2-ух полос домотканины .

В зимнюю пору носили шубы из дубленой овчины обычно желтоватого цвета; торжественные шубы, нагольные либо скрытые тканью (Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы), были темного цвета .

История костюма

В Прибайкалье проживали многие монголоязычные народности: якуты, буряты, тунгусы и другие. О древнем костюме бурятов можно судить по письменным описаниям дипломатов и путешественников 17-18-го веков, более ранние письменные упоминания о национальной одежде, быте и образе жизни сибирского народа не сохранились.

Первым описал бурятский костюм наш посол в Китае Спафарий Н. Он писал, что в Бурятии в 17-м веке были популярными хлопчатобумажные ткани, привозимые из Китая и Бухары.

Изучением костюмов сибирских народов и народностей с научной точки зрения занялись исследователи и ученые только в начале 19-го века.

Презентация и творческий проект «Кукла в национальном костюме удмуртов»

Выбранный для просмотра документ кула в удмур костюме (по щелчку).ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Женская одежда Северный костюмный комплекс Распашной кафтан (шортдэрем), рубаха (дэрем), фартук без грудки (азькышет) и аппликативный наг- рудник (муресазь), вышитый нагрудник (кабачи)

Южный костюмный комплекс Южно-удмуртский костюмный комплекс сформировался среди населения, жившего на стыке лесной и степной зон, где значительно сильнее ощущалось влияние степных скотоводческих культур. В этом комплексе сохранились древние культурные элементы, Южная удмуртка в праздничном костюме

Женские головные уборы Головные уборы северных удмурток Большим разнообразием отличались женские головные уборы: повязки, покрывала, шапки, полотенца. Самым распространенным девичьим головным убором была холщовая шапочка (такья), обшитая монетами.

Удмуртский народный костюм.

Расчёт материалов и денежных затрат 15 рублей

Выбранный для просмотра документ удмуртский костюм.docx

муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Люкская средняя общеобразовательная школа».

«Кукла в национальном костюмеудмуртов Наговицына Татьяна Владимировна,

Требования к изделию……………………стр.8

Выбор лучшей идеи………………………стр.8

Расчет материалов и денежных затрат….стр.8

Технология изготовления фартука………стр.8

Мы на уроке технологии изготовили куклу из лоскутков ткани. Сшили красивый русский сарафан. Я его украсила вышивкой. А потом решила сшить национальный костюм. Раз я живу в Удмуртии, то решила выбрать удмуртский, но некоторые девочки выбрали его же. И я решила поискать, что-то нарядное, праздничное из национального костюма удмуртов. Я обратилась к литературе, и мне очень понравился фартук и повязка на голову, украшенная монетами (коньдон). И я решила сшить для своей куклы праздничный удмуртский наряд.

Можно купить, но где найдёшь костюм по размерам моей куколки, такой какой нужен для моей не найдёшь. Я его решила сшить сама.

Цель:

Сделать красивую куклу и сшить ей удмуртский костюм.

— найти красивый фасон фартука, ткань для него,

— изучить источники по данной теме,

— подобрать необходимые аксессуары к костюму.

Гипотеза:

Моя кукла будет самой красивой

Я решила узнать, из чего состоит удмуртский национальный костюм и посмотрела в интернете, сходила в школьный музей, посмотрела в книжках из библиотеки.

Народный костюм удмуртов

немного различается между собой и имеет два направления северное и южное. Удмуртский национальный костюм состоит из длинной холщовой рубахи, поверх которой одевается распашной кафтан с короткими рукавами, из которого видны богато украшенные рукава рубахи. Обязательным дополнением служит передник без грудки, отделанный кружевом и тесьмой. Вышитый шёлком нагрудник одевается на грудь замужним женщинам. Иногда его отделывают пуговицами и монетами. Женский костюм северной удмуртки состоит из тунико- образной рубахи (дэрем), съёмного вышитого нагрудника (кабачи), распашного халата (шортдэрем), тканой или плетёной опояски и передника без грудки (азькышет). Вышитый нагрудник (кабачи) в зависимости от орнаментации исполнения бывает праздничным, обрядовым и повседневным. Свадебный кабачи украшает орнамент с восьми-лучевой звёздочкой (толэзь). Одежда шьётся из белого льняного холста и украшается вышивкой красного цвета. На голову надевается налобная повязка и, поверх неё, белый платок с кумачовой оторочкой. Традиционная одежда южной удмуртки шьётся из пестряди. Платье имеет трапециевидную форму, рукава к низу заужены, по низу платья –широкая оборка. Грудь украшает съёмный нагрудник из серебряных монет./1/

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: