Типы расселения населения
Выделяют три основных типа расселения населения: кочевой, городской и сельский. Каждый тип провоцирует возникновение кардинальных отличий в психологии, характере труда, бытовых условиях людей, которые к ним принадлежат.
Первые населенные пункты принадлежали к сельскому типу. С развитием цивилизации начали возрастать тенденции урбанизации. Кочевое расселение на сегодняшний день фактически полностью исчезло. Сельский тип расселения в современном мире не предусматривает занятие населением сельским хозяйством, как это было несколько веков назад.
Ярким примером являются статистические данные показателей сельского расселения Европы: около четверти всего населения принадлежат к сельским жителям, однако сельским хозяйством занимается всего 5% от их количества.
Городское и сельское население
На сегодняшний день большая половина населения мира проживает в городах. Мы знаем, что первые города появились еще до нашей эры (Мемфис, Вавилон). Расцвет городских поселений выпал на античное время, в этот период крупнейшими населенными пунктами становятся Афины, Рим, Фивы, Карфаген. Дальнейшее становление транспортной системы, промышленной сферы ведет к росту численности городов. Уже во второй половине ХХ века в связи с развитием инфраструктуры, культуры, науки в городах все большую роль начинает играть непроизводственная сфера.
Для процесса урбанизации свойственны три черты:
- высокие темпы роста городского населения. Особенно данный процесс наблюдается в развивающихся государствах. Например, в начале ХХ века на долю городов приходилось 13%, а в ХХI веке – более 50%;
- высокая концентрация населения в крупных городах. Это объясняется тем, что в больших городах лучше развита промышленность, человеку проще удовлетворить свои потребности в товарах и услугах. В начале ХХ века больших городов было 360, сейчас их количество составляет около 4 тысяч. Особого внимания заслуживают города-миллионеры, численность жителей в них превышает 1 млн. В мире таких населенных пунктов около 500, в России – 15;
- расширение территории городов – такая особенность приводит к тому, что большой город из-за постоянного роста площади сливается с близкорасположенными городами, образуя при этом городские агломерации.
По Земному шару доля городского населения имеет определенные отличия. Например, в Европе, Австралии, Океании, на Американских континентах в городах живет 75% всех жителей, а в Африке и Азии – не более 30%.
Выделяют типы стран по уровню урбанизации:
К высокоурбанизированным странам относится и Россия. На долю городского населения в стране приходится около 75%.
Одной из особенностей урбанизации является процесс субурбанизации. Данное явление подразумевает переезд городского населения в пригород. Ярким примером субурбанизации считается США. В стране около 60% населения живет в пригороде. Объясняется это плохой экологической ситуацией в городах, высокими налогами, ростом цен на инфраструктуру.
Сейчас насчитывается около 100 крупных агломераций. Крупнейшая городская агломерация мира – Токио-Йокогама (Япония). Численность населения в ней более 38 млн. человек.
К числу самых крупных городских агломераций также относятся Джакарта (Индонезия), Дели (Индия), Манила (Филиппины), Сеул-Инчхон (Республика Корея), Шанхай (КНР), Карачи (Пакистан), Пекин (КНР), Нью-Йорк-Нью-Джерси (США), Гуанчжоу (КНР). Крупнейшая агломерация России – Москва.
Агломерации также имеют свойство расти и развиваться, что приводит к образованию мегалополисов.
В последнее время появилось понятие «ложной» урбанизации. Это процесс, когда происходит рост численности городского населения, но при этом не наблюдается рост числа рабочих мест. В отличие от обычной урбанизации городские функции не развиваются. В результате большого количества переселенцев растет уровень безработицы. Дефицит жилья приводит к образованию неблагоприятных районов на окраинах городов (трущоб) с антисанитарными условиями. «Ложная» урбанизация характерна для Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.
Игры и полезные пособия
Школьнику пойдут на пользу географические игры, развивающие память, находчивость, внимание. В пробке или очереди за покупками можно играть в «Города», запоминать столицы и флаги разных стран, а затем устраивать викторину с вопросами: «На флаге какой страны изображен кленовый лист?», «Флаг какой страны имеет те же цвета, что и наш?»
Не обойтись, конечно, и без книг, которые захочется почитать даже взрослым. Вот только некоторые из них:
- «Земля. Полная энциклопедия», Е. Ананьева, 6+;
- «Занимательная география в вопросах и ответах», изд. «Робинс», карточки, 3+;
- «География России. Полная энциклопедия», изд. «Эксмо», 6+;
- «Карты. Путешествие в картинках по континентам, морям и культурам мира», изд. «Самокат», 0+;
- «Карты и география», Кен Дженнингс, 6+;
- «Атлас животных», В. Аладжиди, изд. CLEVER, 7+;
- «Космос и земля», изд. «Аванта», 6+.
География в начальной школе
География, хотя и появляется в программе с 5-6 класса, в начальной школе изучается как предмет «Окружающий мир» или «Мир вокруг нас». Успех в обучении детей во многом зависит от того, насколько интересная и познавательная информация подается на уроках. Закреплять знания детей об окружающем мире в начальной школе лучше всего в игровой форме, поэтому учителя проявляют фантазию, находчивость, придумывают различные игры и викторины.
Однако не только педагог должен учить ребенка географии. Родители должны помогать школьнику закреплять знания, упорядочивать их, разбираться в том, что ему непонятно. Вот несколько идей, которые сделают изучение географии увлекательным.
Географические особенности размещения населения
15% от общей площади суши относятся к необжитым территориям, а 70% населения планеты сосредоточено на ее 7%.
Основная часть населения, а конкретно 90%, проживает в северном полушарии, и 80% из них сосредоточено в восточном полушарии.
Южное и западное полушария планеты заселены меньше.
По-разному распределяется население относительно высоты места, так более 50% населения проживает на высоте 200 м над уровнем моря, а на высоте 500 м сосредотачивается 45%.
Население таких стран как Боливия, Мексика, Перу, Эфиопия, Афганистан проживает на высоте более 1000 м над уровнем моря. На высоте 5000 м проживает часть населения Боливии, Перу и Китая (район Тибета).
Основная часть населения планеты, а именно 53% расселяется в 200-км прибрежной зоне и 30% населения живут от берега на расстоянии не более 30 км.
В оценке характера размещения населения главным показателем является плотность, которая показывает, какое количество людей проживает на 1 кв. км территории.
Увидеть различия в плотности населения позволяет карта плотности, анализируя которую можно выделить три особенности:
- люди расселяются на всех участках суши;
- скопления населения имеют разную величину;
- размещается население неравномерно.
Неравномерность размещения характерна не только в целом для планеты, но и для каждой территории, взятой произвольно. Эта неравномерность размещения населения с учетом коллективного образа жизни людей, считается закономерным явлением.
Замечание 1
Средняя плотность населения Земли составляет 45 человек на кв. км площади.
На карте плотности можно выделить и такие территории, где плотность населения очень высокая – это восточные провинции Китая, Корея, Япония или Юго-Восточная Азия.
Рисунок 1. Плотность населения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Второй ареал высокой плотности находится на полуострове Индостан, особенно в долинах Ганга и Брахмапутры.
Высокую плотность имеет Европа, где выделяются Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания без Шотландии, а также северо-восток Франции.
Четвертый ареал высокой плотности сформировался на северо-востоке США и юго-востоке Канады. Это старый промышленный район между Атлантикой и Великими американскими озерами.
Максимальная плотность населения отмечается в Бангладеш, где на 1 кв. км проживает 1019 человек, государство-карлик Монако с плотностью 11583 человека, Сингапур – 6785 человек.
Плотно заселены низовья Нила и остров Ява.
К территориям с минимальной плотностью населения, около 2-х человек на кв. км, относится Монголия, Ботсвана, Суринам.
Около 54% обитаемой суши имеет низкую плотность, менее 5 человек на кв. км – северное побережье Евразии и Северной Америки с приполярными архипелагами, пустыни Центральной Азии, Северной Африки, Центральной и Западной Австралии, Аравийский полуостров, леса Амазонии.
Кроме этого, есть территории, не имеющие постоянного населения – арктические и антарктические районы планеты.
Полезные прогулки
Прогулка с ребенком – наглядный урок географии. Обычную вылазку на свежий воздух можно превратить в интересное исследование, если запастись блокнотом для записей, бутербродами и хорошим настроением.
Ориентирование на местности
Если у вас есть компас – смело берите его с собой. Покажите, как правильно пользоваться прибором, расскажите про стороны света и не забудьте рассказать, что солнце всходит на востоке, а заходит на западе. Пусть ребенок выяснит, куда смотрит ваш дом, где ночью появляется Полярная звезда. Может, он расскажет, в каком направлении нужно двигаться, чтобы попасть в Антарктиду, и почему Японию называют страной восходящего солнца.
Можно составить план двора и придумать свои собственные обозначения для карты: дома, деревья, скамейки, беседки, детская площадка, проезжая часть, тропинка, по которой гуляют собачники. Пусть ребенок обозначит на карте стороны света и расположит объекты в соответствии с компасом. Можно расширить границы, добавить туда любимый магазин, детский сад, дом кого-то из друзей и проложить маршруты. Дома покажите ребенку, как в действительности на настоящих картах обозначаются разные объекты.
Мир, в котором мы живем
На прогулке разговаривайте обо всем, что находится вокруг. Весь окружающий мир – это часть географии
Обращайте внимание на ландшафт, растительность, старайтесь выезжать за город, бывать в местах, где можно увидеть возвышенности, равнины, горы, реки
Объясните ребенку, почему при наводнении вода не растекается по поверхности земли, а поднимается на много метров вверх; почему в некоторых районах происходят землетрясения, цунами, кто и как определяет сейсмоопасные зоны, относится ли ваша местность к такой зоне. Вспомните про извержение вулкана, расскажите про сход лавины или селевой поток. Почему такие явления называют стихийными бедствиями?
Темы для разговоров можно искать не только на улице, но и дома. Например, полезные ископаемые: что это, почему они так называются? Оказывается, некоторые ископаемые есть у нас в квартире (природный газ, соль, мел, графит – пусть ребенок угадает). Жизнь человека невозможно представить без горных пород, даже посуда и столовые приборы сделаны с их использованием.
Всегда найдется, о чем поговорить за кружкой чая с ребенком. Печеньки похожи на литосферные плиты? Отличный материал для иллюстрации тектонического движения!
Факторы размещения населения
Размещение населения – это процесс исторический, в ходе которого происходило распределение населения по территории и формирование сети поселений.
Современная картина размещения населения является результатом естественного движения и миграций, между которыми существует непосредственная связь.
Поскольку труд является определяющим условием жизни человека, то выбор того или иного места для жизни будет определяться характером трудовой деятельности, а также возможностью заниматься этой деятельностью.
Главной закономерностью в размещении населения является сдвиг в развитии и размещении производительных сил.
Характер размещения выражается в его плотности. То, насколько равномерно или неравномерно заселена территория, определяется тремя основными факторами:
- Первый фактор связан с ролью природной среды и охватывает размещение людей, занятых в сельском хозяйстве. Примитивные сельскохозяйственные цивилизации оставили прочный след в устьях рек Янцзы, Меконга, Хуанхэ, Нила, По, Ганга, в виде больших сгустков населения;
- Второй фактор размещения населения связан с размещением промышленности – зарождение производства, особенно текстильного, концентрировало население в предгорных районах, там была вода и шерсть животных. Мануфактурное производство способствовало образованию городов и заселению таких территорий, как Бургундия, Бавария, Судеты, Аппалачи, Урал, Пьемонт и др. Промышленные предприятия главную роль стали играть с началом XX века. Они возникали в тех районах, где находились уголь и железная руда, определив, таким образом, размещение населения в центральной Англии, Лотарингии, Верхней Силезии, Вестфалии, на северо-востоке США;
- Третий фактор размещения был связан с ростом международной торговли и морских перевозок. Благодаря этому начали формироваться крупные портовые центры и мелкие поселения в приморских районах стран мира. Многие промышленные предприятия работали на привозном сырье и топливе, например, предприятия Японии. Решающим этот фактор стал в конце XX века.
Статья: Особенности размещения населения мира
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Второй и третий фактор оказали влияние на развитие рекреационных зон на побережьях Средиземного, Черного морей, а также на полуостровах Флорида и Калифорния. В ряде таких районов как Ривьера, Гренада, острова Карибского моря, Валенсия оседали обеспеченные люди из самых разных стран мира.
Эти факторы оказывают свое влияние на размещение населения и отражают системы связей между деятельностью человека и природной средой.
Помимо основных факторов, влияющих на размещение населения, есть факторы дополнительные, которые свое действие оказывают только на определенной территории, но имеют большое значение.
К дополнительным факторам относятся культурные различия стран, миграционные и демографические процессы, исторический, экологический и локальный факторы.
Совокупность всех этих факторов, таким образом, оказывают свое влияние на размещение населения.
Проблемы населения современного мира
На сегодняшний день глобальная демографическая проблема заключается в следующем:
- стремительный рост населения Земного шара. Особенно это характерно для стран Азии, Африки и Латинской Америки;
- во многих странах Третьего мира (в Африке, Азии, Латинской Америке) рост населения никак не контролируется, демографическая политика не проводится;
- суженное воспроизводство населения приводит к старению и депопуляции нации;
- в мировых масштабах прирост населения неравномерен.
Интересно, что в странах с низким уровнем экономического развития и условий жизни, рождаемость в разы выше, чем в развитых государствах. По мнению специалистов, население Земли сейчас в 10 раз превышает предел народонаселения. В результате этого происходят проблемы, связанная с экологией, — загрязнение атмосферы, изменение климатических условий, отсутствие чистой воды, борьба за водные ресурсы. Халатное отношение человека к природе приводит к голоду и неурожаям. Повышение уровня воды в Мировом океане становится причиной затопления некоторых территорий. В процессе борьбы за ресурсы определенные страны стали претендовать на открытые моря. Рыбацкие корабли все чаще выходят в нейтральные воды за уловом, это приводит к истреблению и уменьшению численности морских жителей.
Не менее важные демографические проблемы – старение нации, недостаток еды, не соблюдение прав человека, дискриминация, гендерное неравноправие. Данные ООН говорят, что в 2018 году население старше 65 лет превысило количество детей возрастом младше 5 лет на всей планете.
Проблемы с пищей говорят о том, что в одних странах люди испытывают голод, в то время как в других главная проблема – это ожирение. В мире у людей неравные права на личную жизнь, свободу слова, право выбора. Чаще всего на это влияет национальность, религия, пол, раса человека.
Пути решения демографических проблем:
- Создание международных организаций – ООН, ЮНЕСКО, Красный крест, Всемирная организация здравоохранения.
- Подписание соглашений между странами, проведение конференций.
- Объявление международных дней – день мигранта, день борьбы за ликвидацию нищеты, день образования, день социальной справедливости и т.д.
Создание различных организаций, подписание договоров и соглашений дают возможность регулировать права и статус мигрантов в мире. У людей появляется больше шансов узаконить свое пребывание в новой стране, найти достойное место работы, улучшить свои условия жизни.
Понятие расселения мирового населения
Плотность населения на планете возрастала пропорционально возрастанию численности жителей. Исключением из подобной тенденции стала только Африка, где в период рабовладения плотность населения постоянно уменьшалась, вне зависимости от показателей естественного прироста.
Так, за период Средневековья, несмотря на высокую смертность населения от инквизиционных процессов, количество жителей Европы увеличилось примерно в три раза, то время как в Африке уменьшилось в два раза. На сегодняшний день в мире нет ни одного государства, в котором население размещалось бы равномерно.
Миграции населения
В отдельных регионах и странах, на определенных этапах исторического развития, на особенности расселения большое влияние оказывают миграции населения. Миграция в переводе с латыни дословно означает «переселение». Однако не всякое переселение может считаться миграцией, а лишь то, при котором человек пересекает какие-либо административные или государственные границы.
Для характеристики миграций население используют целый ряд критериев. Чаще всего миграции характеризуются по масштабам. Это важнейший критерий. Значимость критериев убывает по часовой стрелке начиная с масштабов до способа организации.
По масштабам преобладают внутренние миграции, т. е. те, которые происходят внутри отдельных стран. Внутри- или межрайонные миграции могут охватывать административные единицы различного ранга — департамент, область, штат, экономический район и т. д. Наиболее распространены миграции из села в город.
Понятно, что постоянные (или безвозвратные) миграции означают переезд на другое место жительства. Сезонные миграции связаны, как правило, с отъездом на сельскохозяйственные работы, связанные с уборкой урожая (например, мексиканцы приезжают на уборку цитрусовых в американский штат Калифорния), ловлей рыбы и т. д. Они имеют различную продолжительность от нескольких недель до нескольких месяцев. Вахтовые миграции характерны для труднодоступных районов добычи полегших ископаемых (нефтяники, работающие около недели и более в таежных и пустынных районах, а потом такое же время отдыхающие дома). Маятниковые миграции очень распространены в пригородной зоне больших городов. Значительная часть населения, живущая в сельской местности или в небольших городах, приезжает ежедневно на работу в большой город, а вечером возвращается домой.
Мотивы миграций могут быть самыми разными. Экономические мотивы, т. е. желание найти просто работу или же более престижную, интересную, высоко оплачиваемую, вызывают трудовые миграции. Политические мотивы могут быть связанны с преследованием «инакомыслящих», или даже с войнами они порождают потоки политических беженцев. Например, разразившаяся гражданская война на территории бывшей Югославии сняла с родных мест и превратила в беженцев сотни тысяч людей. Религиозные мотивы тоже носят массовый характер. После второй мировой войны, при разделе бывшей британской Индии, миллионы мусульман переселялись в исламский Пакистан, а приверженцы индуизма — в Индию. Семейно-бытовые миграции связаны с переездом одного из супругов, с воссоединением семей и т. д. Природные катаклизмы — наводнения, засухи, землетрясения, извержения вулканов и пр., также часто вызывают массовые переселения людей.
По количеству переселенцев преобладают внутренние миграции, направленные в основном из села в город. Во внешних миграциях доминируют экономические (трудовые), а также политические и религиозные. К сожалению, очень быстро растет в мире количество беженцев (это принудительные и неорганизованные миграции). Количество беженцев, уехавших за рубеж, возросло с 2,5 млн. чел. в 1970 г. до 11 млн. чел. в 1983 г. и 19 млн. чел. в 1993 г. (численность беженцев внутри стран превышает эту цифру примерно втрое). Больше всего международных беженцев зарегистрировано в Азии (более 7 млн. чел.), причем основная их часть покинула Афганистан и перебралась в Иран и Пакистан. В Африке их почти 5,5 млн. В Европе очень быстро растет количество международных беженцев, достигшее 4,5 млн. чел. В США и Канаде, а также в Латинской Америке беженцев примерно по 1 млн. чел.
В 80-90-х гг. значительно уменьшилась численность прибывающей иностранной рабочей силы в Западную Европу и страны Юго-Западной Азии. В противоположность трудовым политические и религиозные миграции резко возросли именно в этот период.
Домашние опыты
География изучает географическую оболочку земли (ее поверхность), а также геосферы – слои, заполняющие планету изнутри. Как заглянуть внутрь гигантского шара так, чтобы это понял ребенок?
Модель «слоеной» Земли
Младшему школьнику достаточно будет узнать, что Земля внутри имеет несколько слоев — земную кору (континентальную и океаническую), мантию, а также ядро с твердой оболочкой и жидким центром. Легче всего понять устройство планеты на наглядном примере.
Для модели нужен пластилин нескольких цветов:
- желтый – жидкое ядро;
- оранжевый – твердое ядро;
- красный – мантия;
- коричневый – кора (литосфера);
- синий, зеленый, белый – вода, суша, ледники.
Сделать макет легко:
- Катаем небольшой шарик из желтого пластилина – это жидкое ядро.
- Поочередно облепляем ядро слоями оранжевого, красного, коричневого цветов.
- Приводим «планету» к привычному виду – делаем белые полюса, синюю воду Мирового океана, зеленые континенты.
После этого пластилиновую Землю желательно подержать полчаса в холодильнике, а затем острым ножом вырезать из нее кусочек в виде арбузной дольки или пирамидки. Теперь ребенок наглядно может увидеть, как устроена планета изнутри.
Извержение вулкана
Домашний вулкан будет интересен школьнику, а сделать его несложно. Сначала попросите ребенка нарисовать свой собственный вулкан или рассмотрите готовое изображение, а затем вместе сделайте макет.
Для этого потребуются:
- узкая высокая бутылочка (например, от маленького питьевого йогурта);
- бумага или газета;
- малярный скотч;
- пластилин;
- «лава» — пищевая сода, уксусная эссенция, красная гуашь, средство для мытья посуды.
Делаем макет:
- На поднос или тарелку поставьте бутылочку, скомкайте куски бумаги или газеты, с помощью скотча сделайте подобие горы вокруг «жерла», а затем облепите склоны «горы» пластилином.
- Приготовьте «лаву»: в отдельной баночке смешайте гуашь, несколько ложек соды и жидкости для мытья посуды, вылейте смесь в «жерло» (ингредиенты можно брать на глаз).
- Извержение: слегка разведенный водой уксус вылейте прямо в красную смесь.
Если ребенку понравится опыт, можно сделать ему многоразовый вулкан из соленого теста или купить вулкан для опытов в детском магазине.
Изучаем глобус и карты
«А в Африке, а в Африке, на черной Лимпопо…» — каждый ребенок знает про доброго доктора Айболита, который спешил на помощь больным зверушкам. Наверняка вы давно рассмотрели Африку на карте. А что такое карта?
Что общего у глобуса и апельсина?
Без глобуса и карт невозможно изучать географию. Чем отличается глобус от карты? Пусть маленький исследователь придет к выводу, что глобус – это объемный макет нашей планеты, а карта — ее плоское изображение. Как же получили это изображение, ведь шар нельзя просто взять и расплющить?
С помощью апельсина покажите, как из объемного глобуса можно получить плоскую карту. Догадались? Правильно, шкурку апельсина нужно аккуратно надрезать на «полюсах» по направлению воображаемых меридианов, снять и положить на лист бумаги. Края апельсиновой корки теперь совсем не сходятся, ребенок обязательно это заметит. Что же это за карта такая кривая?
Действительно, при переносе со сферы на плоскость изображение очень искажается, точки не совпадают, а расстояние между ними теперь заметно отличается. Именно поэтому ученые разработали разные способы переноса объемного изображения на плоскость, чтобы ничего не перепутать. И все же самая точная географическая карта – это глобус.
Какие бывают карты?
Теперь, когда ребенок понял назначение карты, можно рассказать о том, что карты бывают разные, а именно:
- физические;
- политические;
- синоптические;
- карты полезных ископаемых;
- карты обитания животных и т. д.
Объясните, что означают эти понятия, и поговорите о том, для чего могут существовать эти карты, люди каких профессий могут ими пользоваться?
Не забудьте сказать, что карта – это не обязательно поверхность всей планеты. Бывают карты стран, городов, районов. Туристы покупают карты-путеводители, а из множества карт можно составить атлас автомобильных дорог.
Население мира: размещение населения
Раздел ЕГЭ: 3.1. Географические особенности размещения населения. Неравномерность размещения населения земного шара: основные черты и факторы
Население Земли — общее число людей, живущих на Земле, достигшее в мае 2019 года 7,7 млрд человек. Вплоть до 1970-х годов численность населения мира росла по гиперболическому закону; с 1990 года наблюдается замедление темпов роста населения Земли. Тем не менее численность населения в абсолютном выражении продолжает быстро увеличиваться (в 2002 году — на 74 млн, в 2014-м — на 87 млн), хотя относительный прирост в 2000-х годах сократился почти вдвое по сравнению с показателем 1963 года, когда он достиг пикового значения (2,2 % в год).
Размещение населения — процесс распределения населения на определённой территории.
По территории Земли население распределено крайне неравномерно. Около 70 % людей проживает на 7 % суши, а 15 % суши вообще не заселено человеком. Это области с экстремальными природными условиями, непригодными для жизни.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
Неравномерное размещение населения обусловлено рядом факторов:
- природный — люди всегда выбирали районы с благоприятными для жизни условиями, поэтому активно селились в долинах рек, на территориях с тёплым мягким климатом и плодородными почвами. В наши дни большая часть населения сконцентрирована в пределах умеренного, субтропического и субэкваториального поясов;
- исторический — чем раньше человек освоил территорию, тем больше на ней живёт людей;
- социально-экономический — население тяготеет к районам с развитой промышленностью, сельским хозяйством, транспортными и торговыми путями;
- демографический — чем выше естественный прирост, тем больше численность населения.
Демография — наука, изучающая состав, численность, закономерности воспроизводства и территориальное размещение населения Земли.
ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
(основные черты неравномерности)
Самый населённый регион мира — Азия. Здесь проживает около 4,4 млрд человек. За ней следуют Африка (1,2 млрд человек), Европа (738 млн человек), Южная и Северная Америка (634 и 357 млн человек соответственно).
Наименее заселенным регионом является Австралия с Океанией. Здесь проживает свыше 39 млн человек.
Около 80,2 % населения мира проживает на территориях с абсолютной высотой до 500 м над уровнем моря. Но они занимают всего 28 % суши. На высоте более 1000 м живёт всего 8,2 % населения. Наибольшее количество людей, живущих в высокогорном поясе, характерно для Южной Америки: в высокогорьях Анд (выше 2000 м) проживает 11 % населения региона.
Примерно половина всех жителей Земли сосредоточена на территории, удалённой от побережья морей и океанов не более чем на 200 км. Но она составляет всего 16 % суши.
В смотрели конспект урока по географии «Население мира: размещение населения». Выберите дальнейшее действие:
- Вернуться к Списку конспектов по географии
- Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по географии
- Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по географии
Конспекты уроков географии
Изобилие знаний для преподавателей и начинающих учителей
Добро пожаловать в раздел «Планы занятий по географии» — виртуальную методическую библиотеку образовательных материалов, созданную специально для преподавателей, которые стремятся сделать свои открытые уроки интересными, содержательными и запоминающимися. Мы гордимся тем, что все материалы, представленные здесь, доступны абсолютно бесплатно, так как наш девиз звучит просто и ясно: «Всё для учителя — всё бесплатно!»
Многообразие планов занятий
Наша методическая копилка содержит готовые планы лекций по географии для учащихся 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов. Каждая лекция разработана с учетом особенностей возрастной группы учащихся, уровня сложности материала и образовательных стандартов. Мы стремимся предоставить вам полный спектр учебных планов, чтобы вы смогли избежать повторений и подобрать идеальный материал для своего класса.
Множество презентаций и технологических карт
Вместе с каждым планом занятия мы предоставляем презентацию, которая поможет вам наглядно донести информацию до учащихся
Оживите свой урок с помощью интерактивных слайдов, визуализируйте географические процессы и привлеките внимание учеников к изучаемому материалу
Технологическая карта — это еще одно полезное средство для организации учебного процесса. С ее помощью вы сможете легко структурировать материал, определить цели и задачи занятия, а также выбрать методы и формы обучения, подходящие именно вашим ученикам.
Интересные задания, игры, тесты
Мы верим, что учиться можно не только интересно, но и весело! Поэтому наш раздел содержит разнообразные обучающие и методические материалы, которые помогут разнообразить учебный процесс. Кроссворды позволят детям закрепить полученные знания, а географические загадки вызовут у них интерес к изучению мира.
Видеоуроки: учимся вместе
Понимая, что некоторые темы могут быть сложными для понимания, мы дополнительно предлагаем видеоуроки, которые помогут школьникам визуально освоить материал и усвоить его более эффективно. Видеоуроки тщательно отбираются и сортируются.
Завершение
Мы уверены, что наш раздел «Планы занятий по географии» станет незаменимым помощником для всех педагогов этого увлекательного предмета. Мы постоянно обновляем нашу библиотеку и добавляем новые уроки, открытые разработки и развёрнутые материалы в педагогическую копилку. Надеемся, что наша информация поможет вам сделать обучение увлекательным и полезным для ваших учеников. Добро пожаловать!
Типы размещения населения
На любой заселенной территории постепенно складывается сеть населенных пунктов.
Населенный пункт – это центр производства и потребления материальных и духовных ценностей.
Населенный пункт имеет главные показатели, к которым относится его географическое положение, хозяйственные функции, количество жителей, происхождение населенного пункта.
Между населенными пунктами есть трудовые, производственные, информационные, культурные, торговые связи. Сложившиеся между ними разные виды связей, образуют систему расселения.
Расселение может быть оседлым и кочевым/полукочевым, характерное для людей, занимающихся кочевым скотоводством.
Оседлая форма расселения делится на групповое расселение и дисперсное (рассеянное).
Групповое расселение характерно для России, Японии, Китая, для некоторых стран зарубежной Европы, для большинства развивающихся стран.
Рассеянное или фермерское расселение характерно для Канады, США, Австралии, ряда стран зарубежной Европы.
При групповой форме расселения выделяют городские и сельские поселения, правда единых критериев выделения городов не существует, можно только отметить людность, а она варьируется от 200 человек, например, в Дании и до 2,5 тыс. в США.
Кроме соответствия показателю людности, 85% населения города должны быть заняты не сельскохозяйственным трудом, так же в населенном пункте должны быть городские признаки, например, мощеные улицы, наличие канализации, электричества, т.е. определенный уровень благоустройства и определенный набор удобств.
Что касается сельских поселений, то какого-то конкретного определения не существует.
К сельским поселениям относятся все населенные пункты, не отвечающие критериям города, которые устанавливает каждая страна. К сельским поселениям будут относиться поселки, села, аулы, станицы, хутора, кишлаки, деревни, фермы.
Ориентировочно считают, что их на планете 12-24 млн. Сельские поселения различаются по ряду признаков – по людности, по функциям, по топографическому положению, по генезису, по планировке, по строительному материалу жилища.
По показателю людности сельские поселения могут быть мелко, средне, крупнонаселенные, а по функциям в хозяйстве – сельскохозяйственные, несельскохозяйственные, смешанные.
По топографическому положению они могут размещаться на берегах рек, на границах водоразделов, в лесостепной и степной зоне – овражно-балочная система, в горных долинах и на террасах.
Все сельские населенные пункты имеют свой генезис, т.е. историю своего происхождения. Различаются они по планировке и строительному материалу. Планировка – это форма расположения домов, которая может быть линейной, беспорядочной, т.е. кучевой, квартальной. Строительным материалом для жилья может служить древесина, сырцовый и обожженный кирпич, глина, лед у эскимосов, шкуры животных, ветви пальм и др.