Искусство запоминания: всё о методике «запомни и расставь точки»

Модель функционирования процесса запоминания у детей

Система запоминания информации у детей дошкольного возраста несколько отличается от модели взрослого человека и имеет свою особенность. П.П. Блонский сделал выводы об этапах запоминания информации:

Сохранение выполненных ребенком движений.

Первый вид запоминания является произвольной памятью и наиболее развит в период младенчества, до полутора лет. В это время ребенок исследует мир посредством прикосновений и движения – он хватает окружающие его предметы, пробует их на вкус, разбирает. Затем он учится сидеть, ползать, ходить. Позже – завязывать шнурки, одеваться, умываться, чистить зубы и т.п. При отсутствии патологий, эти навыки сохраняются в сознании на всю жизнь. Развитию более высокого уровня двигательного запоминания способствуют занятия спортом, так как малышу будет необходимо запоминать и воспроизводить сложные движения.

Сохранение чувств и эмоций.

Способствует сохранению переживаний и эмоций, которые вызывают люди или какие либо события. Этот вид запоминания информации у детей появляется после двух лет и способствует самосохранению личности, например, ребенок, оставшись один, может не помнить условия, в которых это произошло, но сохранить чувство одиночества и страха.

Сохранение образов предметов и объектов окружающего мира.

Его цель — сохранение информации, поступающей от органов чувств: зрения, осязания, слуха и т.п. Ребенок может запоминать, какие ощущение вызывает поглаживание собаки, какой вкус у клубники.

Самым высоким уровнем считается сохранение смысла понятий и слов.

Венчает этапы формирования системы запоминания младшего школьного возраста. Этот вид начинает формироваться, когда малыш учится говорить, т.е. в период с двух-четырех лет. Именно взрослые способствуют быстрому и эффективному процессу сохранения слов и понятий у детей, когда разговаривают с ними, задают вопросы и объясняют наименования и значения предметов.

Зачем нужно проводить диагностику?

Параллельно с исследованиями различных психических процессов у детей, ученые-психологи разрабатывают методы диагностирования. Диагностика памяти дошкольников необходима как для научной деятельности, где с помощью диагностической методики выявляют эффективность и адекватность проведенных исследований, так и для последующего внедрения методик в школы и детские сады. В этих учреждениях специалисты, основываясь на результатах диагностики, корректируют план развития дошкольников или модель обучения детей старшего возраста.

Диагностировать процесс запоминания в раннем возрасте – значит предупредить возможные нарушения его работы у дошкольников и своевременно принять меры.

Сохранение в сознании информации необходимо человеку во всех сферах деятельности и существование в условиях его ограниченной работы доставляет массу неудобств и затрудняет выживание человеческой особи любого возраста. Его возможно развивать в течение всей жизни, однако у младших дошкольников развитие и коррекция проще и эффективнее, чем у детей в старших классах.

Игры для развития памяти, внимания, мышления детей » Женский Мир

  • Главная
  • Форум
  • Помощь новичкам
  • Картинки Аватарки
    Картины и картинки
    Открытки
    Смайлики
    Узоры и орнаменты
    Шаблоны и трафареты
  • Администрация
  • Обратная связь

☰ Меню

Главная
Разделы сайта

Помощь новичкам
ДосугИгры и загадки
Тесты
Живой мирДикая фауна
Домашние любимцы
Обитатели морей и рек
Природа
Фотовыставка живности
Болезни животных
Птицы
ЗвёздыГороскопы, нумерология
Мистика, гадания, приметы
КрасотаМода
Волосы. Прически
Секреты красоты
Худеем!
КулинарияВыпечка. Тесто
Десерты
Заготовки на зиму
Закуски и салаты
Мясо
Овощи
Рыба
Супы
Напитки
Новогодние блюда
Пасхальные блюда
Праздничные блюда
Для микроволновки
Для мультиварки
ОтношенияО любви
Семья и дети
Советы для родителей
Поэзия и прозаПритчи и сказки
Рассказы и истории
Русский язык

Наша
речь
Стихи
Цитаты, афоризмы,
пословицы
РукоделиеБисер
Бросовый материал
Букеты и цветы
Вышивка
Вязание и плетение
Идеи для дома
Декупаж
Детские поделки
Канзаши
Копилка творческих идей
Куклы и игрушки
Лепка
Новогоднее рукоделие
Пасхальное рукоделие
Поделки из бумаги
Похвастушки
Природный материал
Роспись
Шитьё
Костюмы
Самоделкин
Сад-огородДачный дизайн
Советы дачникам
Овощи на грядке
Цветы комнатные
Цветы садовые
Ягоды и фрукты
СоветыКомпьютеры и телефоны
Осторожно, мошенники
Советы для дома
Советы по кулинарии
Советы на все случаи
Советы для водителей
Советы для фотографов
Чистка и стирка
Это интересноИскусство и ремёсла
Уникальные места
Интересные факты
ЮморАнекдоты, байки, приколы
Говорят дети

Тесты на развитие внимания и памяти для школьников

Тест «Таблицы Шульте»

Перед вами расположены таблицы с цифрами, разбросанными в разном порядке от 1 до 24. Необходимо смотреть в центр таблицы, чтобы охватить взглядом всю таблицу целиком, и называть цифры в порядке возрастания от 1 до 25.

Нужно стараться называть как можно быстрее и правильнее. Засеките время, за которое ребенок называет одну таблицу. Хорошо, когда ему требуется 30-40 секунд на каждую таблицу.

Лучше выполнять за один подход все таблицы сразу. И как можно чаще практиковаться.

Методика Шульте — Горбова «Красно-черная таблица»

Эта методика используется для оценки переключения и распределения внимания.

Перед вами расположены таблицы Шульте, но с цветными числами: черного цвета от 1 до 25 и красного цвета от 1 до 24. Необходимо называть попеременно одну черную и одну красную.

Например, 1 черное и 24 красное, 2 черное и 23 красное и так далее до 25 черное и 1 красное.

Нужно постараться уместиться в 2 минуты. Если ребенок затратит меньшее количество времени, то будет просто замечательно.

Методика Пьерона-Рузена

Это методика используется для оценки уровня концентрации внимания. Перед вами ряд геометрических фигур с проставленными в них значками.

Необходимо проставить во всех геометрических фигурах во всех рядах соответствующие символы: в квадратах — галку, в треугольниках — минус, в кругах — плюс, в ромбах — точку.

Лучше делать этот тест на бумаге. Если бумаги нет под рукой, то можно тренироваться называя вслух.

Методика «Корректурная проба (Тест Бурдона)»

Для исследования используют материал из букв, цифр, фигур. Необходимо зачеркнуть определенную букву, цифру, фигуру в каждом ряду. На выполнение дается 5 минут.

Через каждые 60 секунд ребенком по команде делается отметка-черта, по которой будет видно сколько знаков просмотрено за минуту. Дальше в таком же порядке продолжается выполнение теста до сигнала «Стоп» или до конца теста.

Подсчитывается количество просмотренных строк и ошибок, а также затраченное время. На основе данных, делаются вычисления и оценивается уровень внимания.

В целях развития внимания, нужно начинать с простых таблиц, где разница между объектами максимальна, потом усложнять. Можно зачеркивать не один предмет, а несколько и разными способами. На выполнение давать 2 минуты.

В этих тестах необходимо за 2 минуты:

  • зачеркнуть елочку, подчеркнуть грибочек
  • обвести флаг, зачеркнуть круг

Тест Торндайка на развитие внимания и памяти

Для оценки избирательности внимания

Перед ребенком 100 трехзначных цифр. Задача найти заданные трехзначные числа среди ста других. Нужно последовательно, или как хочет ребенок, найди указанные числа и как можно быстрее. На выполнение задания дается максимум пять минут.

Необходимо стремиться к норме, она составляет 190 — 210 секунд. Этот тест для школьников 3 класса и старше, и взрослых.

Тест «Запомни и расставь точки» на оценку и развития объема внимания

Вырезаются все карточки по отдельности. Карточки представляют собой таблицы с проставленными в произвольном порядке точками.

Ребенок рассматривает каждую карточку, запоминает, переворачивает или закрывает, и проставляете точки в соответствующих местах в пустых бланках.

Каждая карточка предъявляется 2 раза. Ребенок начинает с первой карточки, смотрит на нее в течение 1 секунды, старается запомнить, потом еще раз, а потом за определенное количество времени на пустом бланке проставляет точки в нужные места пустой карточки.

Так ребенок проделываете с остальными карточками до номера 8.

Для того, чтобы вспомнить и проставить на пустых бланках ребенку дается время:

  • с 1-4 карточки по 10 секунд
  • с 5-6 карточки по 15 секунд
  • 7-8 карточки по 20 секунд

Для удобства можно, работая с одной карточкой, закрывать другие, ненужные в данный момент.

Применение методики «Последовательность событий» для дошкольников и младших школьников

Обычно тестирование проводится индивидуально с каждым ребёнком, но может применяться и в небольшой группе. Живой диалог помогает ребёнку активизировать коммуникационные навыки, раскрыться эмоционально. Дополнением может стать письменная работа или рисунок.

Исследователь обращается с такими словами: «Посмотри внимательно, перед тобой несколько картинок, на которых изображено одно и то же событие. Но их кто-то перемешал и спутал. Тебе необходимо разобраться, какую историю хотел рассказать художник. Начни с определения первой картинки, положи её сюда, потом определись со второй и всеми остальными по очереди. После того как ты разберёшься с картинками, составь рассказ».

Задание включает два последовательных этапа:

  1. Расположение карточек с рисунками.
  2. Устное логическое повествование по ним.

Для выполнения теста ребёнку необходимо установить различия отдельных сюжетных фрагментов рисунков и логическую последовательность фабулы в целом, разложив карточки в нужном порядке
. Правильно составленная комбинация картинок доказывает, что у ребёнка есть понимание сюжета, а устный рассказ демонстрирует способность выразить смысл своими словами.

После завершения работы с рисунками исследователь фиксирует выбранную комбинацию (например: 4, 5, 1, 3, 2) и затраченное на раскладку время в протокольных записях. Затем просит ребёнка прокомментировать расположение карточек по смыслу

Если тестируемый ошибается, ему задаются наводящие вопросы с целью корректировки допущенных промахов, при этом важно отслеживать его эмоциональную и интеллектуальную реакцию

Иногда причинами неудачи в прохождении испытания могут являться личностные психологические особенности: закомплексованность, страх потерпеть неудачу, дискомфорт новой обстановки. Важен и возраст тестируемого: то, что для шестилетнего ребёнка считается хорошим уровнем, для семилетнего будет уже оцениваться как слабый, например, умение составить рассказ по наводящим вопросам
. Вопросы и ответы тоже заносятся в протокол. Навыки грамотной и эффективной формулировки вопросов зависят от уровня квалификации экспериментатора.

Может возникнуть ситуация, когда во время общения ребёнок всё равно не понимает, что необходимо сделать. Тогда ему просто показывают правильный вариант первой картинки и предлагают продолжить попытку самому выстроить дальнейшую последовательность событий. То есть испытуемому предоставляется повторный шанс пройти тест.

Если же усилия остаются безуспешными, то психолог сам объясняет нужный алгоритм решения задачи. Затем, перемешав все карточки, ребёнку вновь предлагают восстановить ход событий. Новую серию картинок для закрепления приобретённого опыта ему предлагают только после того, как он справится с заданием
. Таким образом, в протокол записываются все шаги, с помощью которых происходило обнаружение логических ошибок и достижение позитивного результата.

Методы психодиагностики младших школьников

Ошибками считаются неправильно указанные в матрице тре­угольники или те из них, которые ребенок не смог по какой-либо причине найти.

Практически для получения этого показателя поступают сле­дующим образом. По всем четырем карточкам определяется ко­личество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4.

Это и будет среднее число правильно указанных треугольников. Данное число затем вычитается из 6, и полученный результат рассматривается как среднее количест­во допущенных ошибок.

Затем определяют среднее время работы ребенка над заданием, которое в свою очередь получается путем деления общего суммарно­го времени работы ребенка над всеми четырьмя карточками на 4.

Момент окончания времени работы ребенка над поиском тре­угольников в общей матрице определяется экспериментатором при помощи вопроса к ребенку: «Ты уже все сделал, что мог?» Как только ребенок утвердительно ответит на данный вопрос и практически прекратит поиск треугольников в матрице, счита­ется, что он завершил свою работу.

Деление среднего времени работы ребенка над поиском на матрице шести треугольников на количество допущенных ошибок позволяет, наконец, полу­чить искомый показатель.

Для того чтобы ускорить процесс добывания информации о том, правильно или неправильно ребенок отыскал в матрице нуж­ные треугольники, рекомендуется воспользоваться их иденти­фикацией по номерам, которые стоят в левом нижнем углу под каждым из треугольников в матрице на рис. 51.

Так, например, первому набору из шести треугольников (номер набора обозна­чен римской цифрой, расположенной под ним на рис. 50) в мат­рице соответствуют треугольники со следующими номерами: 1, 3, 8, 12, 14, 16; второму набору — 2, 7,15, 18,19, 21; третьему на­бору — 4, 6,10,11,17, 24; четвертому набору — 5, 9,13, 20, 22, 23.

Методики диагностики памяти дошкольников

Диагностика памяти у дошкольников с помощью методик необходима для выявления эффективности и адекватности проведенного обучения, улучшения дальнейших техник образования. После диагностики корректируется план развития, модель обучения детей.

Важно! Диагностирование процесса запоминание у детей в раннем возрасте поможет избежать возможные нарушения в данном процессы и вовремя предпринять необходимые меры. Методики на память для дошкольников:

Методики на память для дошкольников:

  • Усвоение материала,
  • Воспроизведение,
  • Качество сохранения информации.

В процессе диагностики работают зрительная, слуховая и двигательная память.

Школы развития памяти

В школах памяти используются различные методики по развитию памяти, улучшению процессов запоминания, обретению новых навыков и раскрытия потенциала. Такие организации есть практически в каждом городе, в которых проходят обучение и дети, и взрослые.

Многие школы опираются на авторские методики из книг:

  • Самвел Гарибян «Школа памяти». Книга поможет обрести приемы более рационального мышления и развить их образность, что улучшит коммуникабельность и гибкость при общении с партнером.
  • В книге Шамиля Ахмадуллина «Развитие памяти у детей» дается полное обоснование выбранной методики, а также расписаны упражнения по дням для детей разных возрастных категорий: 6-9, 10-12 и 13-16 лет.

Занятия в школе развития памяти и скорочтения «Бибрейн»

Авторская система упражнений Ахмадуллина для скорочтения для детей входит в программу обучения в школах Шамиля Тагировича. В пособии представлен упрощенный вариант методики, которую в домашнем обучении с детьми могут использовать родители. При этом можно не обладать педагогическими навыками и знаниями, а обучить скорочтению своего ребенка за 10 дней. Автор обещает увеличение скорости чтения за этот период почти в 3 раза. Пособие рекомендовано для занятия с детьми 6-16 лет, а также для педагогов образовательных учреждений при работе со школьниками и студентами. В комплекте к изданию идут рабочие тетради и карточки.

Мнемоника сможет научить детей и взрослых легко запоминать нужную информацию. Ее приемы обучения просты, полезны и надежны. Мнемотехника — помощник для того, чтобы развить детскую память, логику и мышление в процессе познавания окружающего мира.

Легкие тесты на развитие памяти и внимания для школьников

Тесты на устойчивость и избирательность внимания

Тест  первый

Перед ребенком тестовый материал, это и буквы, и слова. Что нужно сделать? Нужно за 36 секунд найти 10 слов, замурованных в буквах. Для этого необходимо считывать текст как можно быстрее и находить спрятанные слова.

Предложите ребенку вести глазами по буквам и захватывать несколько букв вперед. Необходимо увеличивать скорость.

Сколько он слов нашел?

Тест  второй

Перед вами тест «Исправь ошибки» на устойчивость внимания. Необходимо найти и исправить ошибки. И уложиться в 1 минуту. Это могут быть ошибки, как орфографические, так и стилистические.

Тест третий

Перед вами ряды троек. Предложите ребенку найти спрятанную цифру, он ее сам увидит, но пусть постарается уложиться в пять секунд. Если он сможет быстрее, то очень хорошо.

Для этого он может просматривать строчку за строчкой, а может охватить целым взглядом всю картинку и выхватить новое изображение.

При развитии правого полушария мы так и делаем — последний самый быстрый способ.

Тест четвертый

Перед вами ряды букв Ы. Необходимо найти другую спрятанную букву. Предложите ребенку управиться за 10 секунд.

Он также может просматривать строчку за строчкой, а может охватить целым взглядом и выхватить новую букву, которая очень отличается от остальных.  Правое полушарие очень быстрое, оно сразу увидит отличие.

Тест пятый

Предложите ребенку рассмотреть ряды цифр от 1 до 60. Одна цифра пропущена. Необходимо найти пропущенную цифру. На выполнение данного теста дается пять секунд.

Тесты на развитие избирательности внимания

Тест шестой

Это видоизмененный тест Торндайка, о классическом варианте этого теста вы узнаете чуть позже. Перед вами числовые ряды из цифр 5 и 0. Необходимо найти четырехзначное число 5050, и постараться уложиться в одну минуту.

Его нужно искать как по вертикали, так и по горизонтали. Ребенок, как и в предыдущих тестах, может просматривать строчку за строчкой по горизонтали, в потом столбик за столбиком по вертикали, а может изобрести свой способ.

Тест седьмой

Перед вами практически одинаковые шмели. Но есть один, который отличается от других. Необходимо найти его за 1 минуту.

Тест восьмой

Покажите ребенку шесть рядов теней котиков. Они все одинаковые, за исключением одного, он отличается от других. Предложите ребенку найти его как можно быстрее, лучше уложиться за десять секунд.

Тест девятый

Коты надежно спрятали другое животное. Найдите, что это за животное?

Тест на устойчивость и концентрацию зрительного внимания

Тест десятый

Методика «Перепутанные линии Риссу».

Перед вами два столбика цифр и соединяющие их линии, которые пересекаются с другими и запутывают вас окончательно. Проведите, проследите мысленно путь от цифры слева до цифры справа. Нельзя ничем себе чем-либо помогать, в том числе мышкой)

Весь путь отслеживаем глазами.

Тест одиннадцатый

Какой выключатель включит лампу? Ребенку нужно мысленно пройти по проводам и узнать, какого цвета выключатель включает лампу. На выполнение дается 15 секунд.

Тест на развитие (концентрацию) внимания

Тест двенадцатый

Эта игра очень хорошо тренирует внимание. В таблице расположены цифры от 1 до 30, нужно за 20 секунд найти и назвать в порядке возрастания все цифры

Может ли ребенок повторить тест еще раз и назвать числа еще быстрее?

Как получилось у ребенка пройти тесты? Смог ли он уложиться в обозначенное время? Если нет, то ничего страшного, эти тесты можно проходить много раз

Внимание только будет улучшаться

Методика «Запомни рисунки»

Методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные ниже. Им дается инструкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов — ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл — ребенок не узнал на картинке ни одного изоб­ражения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Ребенку поочередно предлагают каждый из следующих двух рисунков (рис. 48 А, Б). После предъявления каждой части ри­сунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку (рис. 49 А, Б)

Стимульные изображения ломаных линий для методики определения объёма кратковременной и оперативной зрительной памяти.

Рис. 49. Трафаретные рамки для воспроизводства стимульных изображений в методике определения объёма кратковременной зрительной памяти.

Особенности стимульного материала

Экспериментальным материалом служат сюжетные картинки, демонстрируемые испытуемому в заведомо нарушенной последовательности. Задача ребёнка — восстановить логическую комбинацию картинок, сопровождая своё решение устным рассказом. Вербальное описание позволяет определить уровень развития речи будущего первоклассника.

Основные критерии для определения уровня развития речи:

  • логичность;
  • связность;
  • грамотное построение предложений;
  • звуковая чистота произношения;
  • верная интонация;
  • эмоциональная окраска рассказа.

Существуют возрастные и смысловые серии стимульного материала, которые включают по 3–6 картинок, изображающих фабулу.
Сюжеты в логике усложнения понима­ния скрытого смысла могут предъявляться детям от 5-7 лет до 9-10-летнего возраста:

  1. «Простой» — предлагает картинки с очевидным развитием событий — по фрагментам легко можно установить причинно-следственные и временные отношения. Например, кот, который пытается вытащить из молочной бутылки оказавшегося там мышонка.
  2. «Сложный» — содержит иллюстрации с подтекстом и скрытым смыслом сюжета, когда требуется привлечь знания о закономерностях явлений природы, окружающей действительности, делать выводы на основании понимания деталей, позы и мимики жестов изображённых персонажей.

Фотогалерея: картинки для проведения тестирования

Простой сюжет «Снеговик» с очевидным развитием событий, для детей 3–3,5 лет Комикс с явной причинно-следственной и временной связью «Ворона» применяется для тестирования детей младшего школьного возраста Для детей 7–8 лет эта последовательность не должна представлять сложности Сюжет «Картина» применяют при работе с детьми 5,5–6 лет Комикс Бидструпа «Клумба» можно использовать как способ тестирования детей 4,5–5 лет Нарисованная история с подтекстом «Садовод» подходит для детей младшего школьного возраста

Описание методики

Суть метода заключается в проверке способностей дошкольника к улавливанию причинно-следственных связей и составлению полного описания получившейся последовательности картинок.

Работа ребенка с предложенным материалом включает два этапа:

  1. Выстроить в логическую цепочку несколько связанных друг с другом по смыслу, но перемешанных изображений.
  2. Составить связный рассказ, опираясь на картинки.

  • время, которое потребовалось ребенку для составления логической цепочки;
  • количество ошибок;
  • то, как дошкольник сложил картинки и исправил ошибки (при их наличии) — сам или с помощью наводящих вопросов психолога.

Следующая ступень тестирования — составление рассказа по получившейся последовательности. Обычно количество предложений в описании соответствует количеству самих карточек с картинками. Такой результат считается нормальным. Наиболее высокий уровень определяется развернутым рассказом с использованием относительно сложных грамматических конструкций и наличием эмоциональной составляющей (ребенок высказывает свое отношение к описываемым событиям).

Без необходимого уровня развития базовых навыков детям будет сложно осваивать школьную программу. Именно поэтому приведенный метод анализа особенно актуален для дошкольников 6–7 лет.

Тест позволяет оценить сразу несколько параметров, важных для будущего первоклассника:

  • логическое мышление;
  • воображение;
  • речь.

С той же целью применяется и похожая методика «расскажи по картинке». В этом случае используется не комплект разрезных карточек, которые можно перемешать, а готовая последовательность из 4 и более рисунков

Здесь при оценке результатов специалисты обращают основное внимание на активный словарный запас ребенка, подсчитывая количество употребляемых частей речи в различных формах, а также сложных предложений и конструкций

Интерпретация результатов и выводы

Методом предусмотрена трёхступенчатая градация уровней оценивания итогов тестирования:

  1. Высокий — ребёнок справился с испытанием полностью, самостоятельно нашёл верную комбинацию рисунков и составил связный, грамматически адекватный рассказ.
  2. Средний — испытуемый преодолел первый этап правильного размещения изображений, но испытал затруднения в процессе выстраивания логически связного рассказа, который смог составить только при помощи психолога.
  3. Низкий — ребёнку не удалось установить последовательность картинок и составить рассказ.

Причин, по которым испытуемый не справился с заданием, может быть несколько:

  1. Каждая картинка осознаётся как автономная, не связанная с другими. В таком случае выстроить рассказ невозможно.
  2. Предложенная последовательность не соответствует устному описанию.
  3. Отдельные детали на каждом рисунке фиксируются без необходимого уровня обобщения.
  4. В дополнение к найденной им самим последовательности испытуемый предлагает нелогичный рассказ.

Неэластичность, негибкость мышления, проблемы с осмыслением и умственным развитием, как правило, проявляют себя в том, что тестируемый беспрепятственно проходит лёгкую серию и не в состоянии оценить более трудную
. Проблемой может стать и количество картинок, которое бывает неподъёмным для ребёнка. Тогда потребуется сокращение объёма стимульного материала до минимального (с 6 до 3). Исследователь может столкнуться с настойчивым повтором одной и той же ошибки в том же месте. Такое «застревание» сигнализирует о серьёзных проблемах мозга испытуемого, вплоть до органических поражений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: