Внеклассное занятие по изодеятельности «народная расписная картинка

Лубочная живопись в XXI веке

В современное время этот стиль не так популярен, как в эпоху Российской империи. Но это искусство не исчезло окончательно. Его используют в иллюстрации, для создания театральных декораций. Из современных художников выделяют Марину Русанову («Русские пословицы»), Андрея Кузнецова («Аникейка») и Павла Варунина (серия «Потешные листы старообрядцев»).

В таком стиле расписывают интерьеры, выпускают посуду, календари. Работы русских мастеров вдохновляют дизайнеров, которые создают одежду, аксессуары с элементами лубочного орнамента. Еще одно яркое проявление — графический роман или комикс.

Значение

Появившись в России в XVI веке, лубки понравились представителям всех сословий — от придворной знати до неграмотных крестьян. Картинки с незамысловатым сюжетом висели в каждом доме, лавке, постоялом дворе. Этот жанр изобразительного искусства стал популярным в России по нескольким причинам.

Триумф Наполеона, императора французов

Первая — лубки заменяли крестьянам книги. На листах печатали простой сюжет понятный каждому. А вдохновлялись мастера Евангелием или повседневной жизнью. Но иногда умельцы пересказывали сказки, новости из газет, главы учебников. Даже азбуку можно было выучить по таким картинкам.

Вторая — лубки стали прообразом агитационных плакатов и листовок. Позже картинки стали использовать для пропаганды, информирования крестьян о общественных движениях. Нередко листки были карикатурного, сатирического содержания. Лубочная живопись послужила основой для пропагандистских буклетов.

Зиму провожают, пляшут, гуляютМарина Русанова

Третья причина — незамысловатые картинки были доступны всем слоям населения. Дорогие картины были доступны высшему сословию. Иконы также могли позволить себе не все. А лубок стоил недорого, так как затраты на производство были минимальными. Изображения не всегда были качественными, хорошо прорисованными. Но они все равно служили украшением дома.

В современное время лубочная живопись дает возможность лучше понять быт и нравы общества того времени. Преимущественно, как развивалось изобразительное искусство у крестьян. Изучение живого народного искусства позволяет понять настроения простых людей.

Не видит сова сама каковаМарина Русанова

Однако многие художники не считали лубки одним из направлений живописи. Они видели лишь грубые мазки, небрежность исполнения, грубость. Но живописцы не замечали наличие идеи в образах, силу народного духа в содержании простых картинок.

Лёгкие эскизы в стиле городецкой росписи для детей в школе

Школьники продолжают отрабатывать элементы росписи, начинают составлять композиции, выбирают более сложные изображения.

Придумываем рисунок, размещаем элементы, соблюдая правила композиции.

Например, рисуем птицу чуть правее от середины, с левой стороны гирлянда из крупных и мелких цветов. Она как бы окружает птицу. Самый крупный цветок в левом нижнем углу.

Ребятам с 10-12 лет можно доверить деревянные заготовки.

Переводим рисунок на доску с помощью копировальной бумаги.

Сначала закрашиваем основную фигуру, цветы. Делаем окантовки, затемнения. Украшаем белыми узорами в традициях городецкой росписи.

Посуда из дерева: тарелка и ложка с узорами

На круглой бумажной основе рисуем простым карандашом гирлянду из несколько кругов: один крупный внизу, от него в разные стороны отходят круги меньшего размера, продвигаясь кверху рисуем ещё два маленьких круга. Это будущие роза, купавки, бутоны. Возле кругов по два листика с каждой стороны.

Такой эскиз можно использовать для украшения деревянной тарелочки. Определяемся с цветом, закрашиваем, добавляем контуры, белые штрихи.

Для ложки сначала продумаем узор. Подготовим эскиз – нарисуем круг – будущая розетка с пятью лепестками. Наметим три маленьких круга рядом друг с другом. Это цветочек и ягодки. Нарисуем к ним листочки.

Узор предназначен для внутренней части ложки. На деревянной ложке рисунок помещается в центр.

На внешнюю часть ложки нанесем крупное розовое пятно, создадим розу, нанесём зелёной краской листья. Закрашиваем ягодки красным цветом, цветочек белым, листья зелёным цветом.

Это необходимо для придания рисунку воздушности.

Игрушки для ёлочки: красивые шары

Для ёлочных игрушек подойдут изображения коня, петуха, павлина, лебедя, с цветочными мотивами вокруг. Подойдут и зимние сюжеты со снежными домиками, тройкой коней, санями.

Простые цветочные композиции с ягодами украсят новогодние шары. Летние мотивы на Новый год! Заготовки шаров могут быть стеклянными, пластмассовыми, деревянными.

Лучшие краски – акриловые, они подходят для любых материалов, сохраняют стойкий цвет, нетоксичны, быстро высыхают. Для нанесения рисунка можно использовать эскиз, бумажный трафарет.

Если рука набита, то можно рисовать красками простые узоры на заготовке сразу. Желательно покрыть поверхность желтой краской (допускается оранжевой, голубой). Рисуем по фону яркими красками, наносим круги разных размеров (оранжевые, фиолетовые).

Далее цветные пятна превращаем в цветы. Узор повторяется 2-3 раза. Новогодние шары с росписью будут выглядеть нарядно, классно впишутся в новогоднее убранство.

Городецкая роспись: история появления

Возникла роспись в 19 веке, точнее в 1870 году, когда приехал в село Курцево, что находится в окрестности города Городца, мастер иконописи. Расписывал художник новые церкви, да обновлял старые росписи на древних зданиях.

Научил мастер местных умельцев особой техники наложения темперных (смешанных) красок. Она заключается в многослойности.

А на красочные изображения мастер наносил тёмный контур, штрихи и белила, тем самым придавал объём и живость рисунку.

Где зародился народный промысел?

Городец – древний город на левом берегу Волги, в Нижегородской области. Знаменит он многочисленными ремёслами и красивыми резными домиками, храмами да церквями. В его окрестностях возникла одноимённая с городом художественная роспись.

Местность славилась хорошим урожаем льна. В каждом доме имелась прялка. Процветало льняное ткачество. С конца семнадцатого века в городе активно развивалась деревообработка, судостроение. Мастера стремились украсить изготовляемые вещи. Это у них получалось превосходно.

Деревянные суда украшались богатой резьбой. Почти каждый дом имел резные карнизы, наличники. Не обошли стороной и предметы обихода: мебель, посуда, люльки, сундуки были с резными украшениями.

В середине восемнадцатого века появились прялки с широким донцами. Это был новый вид деревянного промысла. Прежние прялки вырубались из целого куска дерева, а нынешние состояли из двух частей: гребня и донца.

Сначала такие станки украшали резьбой и инкрустацией. Опытные мастера передавали движение человеческих фигур, изящные очертания коней с длинными ногами, сказочных птиц с большими крыльями. Иногда древесину подкрашивали.

С появлением росписи, в последней трети девятнадцатого века, прялки с широкими донцами стали декорироваться красками.

Яркий декор привлекал покупателей. Художники получали много заказов. Декорированные прялки служили орудием труда и украшением для дома, когда наступало время отдыха. Их имела каждая хозяйка. Прялка была желанным подарком от жениха, отца, мужа.

Подмалевки и оживки

Подмалевки и оживки — это особая техника росписи, которая используется для придания живости и объемности рисунку. Эта техника заключается в том, чтобы нанести на поверхность дополнительный слой краски, который потом снимается частично или полностью, чтобы создать эффект осветления или тени.

Для выполнения подмалевок используется белая краска, которую наносят тонким слоем на уже нарисованные элементы рисунка. Затем этот слой краски снимают при помощи салфетки или мочалки, оставляя на поверхности лишь тонкий след белой краски. Это придает рисунку объем и эффект света.

Оживки, в свою очередь, позволяют создать тени и объем. Эту технику используют для придания глубины и реалистичности рисунку. Для выполнения оживок используют темную краску, которую наносят на поверхность в тех местах, где должны быть тени. Затем этот слой краски снимают или растушевывают, чтобы создать эффект объема.

Подмалевки и оживки часто используются в городецкой росписи, чтобы придать рисункам жизнь и выразительность. Они могут быть выполнены как на дереве, так и на других поверхностях, таких как керамика или текстиль. Эти техники требуют определенной подготовки и умения работать с красками, но результат может быть впечатляющим.

Слайд 7Художественная обработка берестыХудожественная обработка бересты является частью культурного наследия нашего

народа.Работать с берестой могут дети начиная с 10 лет. С

повышением возрастной категории сложность работы увеличивается. Дети младшего возраста (до 11 лет) могут заниматься простым плетением украшений, ковриков, корзинок. Дети среднего возраста (от 12 до 13 лет) начинают осваивать бересту с простого плетения и в последующем формы предметов усложняются (солонки, конфетницы, бутылочки, очечники, лапти). Старшая группа (от 14 до 15 лет) может заниматься по сокращённой программе средней группы и продолжение составляет плетение сложных форм изделий, требующее определённых навыков работы с берестой.

Слайд 2Народное творчество на уроках ИЗОНародное искусство как уникальный мир духовных

ценностей — это корневая система, питающая древо современной культуры. Чем

больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к декоративному народному искусству как целостной системе, ибо только целостный подход в единстве познания и разнообразных форм художественной деятельности обеспечивает осознанное и активное участие школьника в творческом преобразовательном процессе в любых сферах общественной жизни. Развитие творческих способностей должно осуществляться в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций.

История промысла

Изначально художники Палеха более всего славились своей церковной живописью, но в послереволюционный период, в Палехе создали Палехскую художественную артель, мастера которой стали заниматься росписью по дереву. А в 1925 году работы художников этой артели были выставлены на выставке в Париже и приобрели всемирную известность.

(Город Палех)

Особый бум палехской росписи характерен для конца 1960-х — начала 1980-х годов:

  • выпускалось огромное количество советских открыток с миниатюрами, выполненными в палехской технике;
  • выпускались марки с палехской росписью;
  • сувенирные и подарочные косметические наборы продавались в коробках с палехской росписью и с такими же изображениями на этикетках;
  • большой популярностью пользовались декоративные подносы и шкатулки для украшений, где были изображены не только сюжеты былин и сказок, но и истории достижений советского народа.

Подготовка к рисованию

Перед тем, как начать рисовать лубок, необходимо подготовиться. Этот процесс состоит из нескольких шагов:

1. Найдите чистый лист бумаги и карандаш. Лучше использовать твердый карандаш, чтобы линии были четкими и не размазывались.

2. Подумайте о том, что именно вы хотите изобразить на лубке. Это может быть сказочный персонаж, животное или пейзаж. Выберите изображение, которое вас вдохновляет и которое будет интересно рисовать.

3. Начните с наброска. Не нужно сразу рисовать детали, просто обведите общую форму выбранного объекта. Это поможет вам понять, как расположить элементы на лубке и какой размер им дать.

4. Постепенно добавляйте детали. Нарисуйте контуры и основные черты объекта

Обратите внимание на пропорции и перспективу. Старайтесь передать форму и движение предмета

5. Поэтапно закончите рисунок, дорисовав все необходимые детали и особенности. Используйте разные толщины линий, чтобы добавить объемности рисунку.

6. В завершении, можно раскрасить рисунок, используя цветные карандаши или фломастеры. Выберите яркие и насыщенные цвета, чтобы создать эффектный лубок.

Теперь, когда вы знаете, как правильно подготовиться к рисованию лубка, можно приступать к самому интересному этапу – самому рисованию!

Особенности городецкой росписи

Городецкая роспись – это народный художественный стиль, который развивался в Нижегородской области России. Он отличается от других видов росписи своей оригинальностью узоров, яркими цветами и характерными приемами нанесения краски. Основу городецкой росписи составляют растительные и геометрические узоры, которые наносятся на поверхность деревянных изделий.

Материалы и инструменты для работы

Для городецкой росписи используются специальные краски на водной основе, которые можно купить в художественных магазинах. Также необходимо приобрести кисти разных размеров, лак для защиты от влаги и механических повреждений, а также шлифовальную бумагу и ватные диски для удаления пыли.

Узоры для народной росписи

Узоры в городецкой росписи очень важны и отличаются оригинальностью и красивым сочетанием цветов. Часто используются геометрические узоры, которые создаются с помощью рисования линий и точек. Также часто встречаются узоры в виде цветов, листьев и ягод, которые дополняют рисунок и делают его более интересным.

Характерные цветовые решения

В городецкой росписи цвета играют важную роль. Чтобы создать яркий и насыщенный рисунок, художники используют различные оттенки красок. Часто в работе используются красный, желтый, зеленый и синий цвета. Они могут быть использованы как основные цвета, так и для создания тонких оттенков и переходов.

Однако важно помнить, что в городецкой росписи все цвета должны гармонично сочетаться между собой, чтобы создать эффектный и красивый рисунок. Например, желтый цвет может использоваться для создания яркой основы, а красный – для рисования деталей и узоров

Зеленый цвет может использоваться для создания листьев и стеблей растений, а синий – для рисования неба и воды

Особенно важно грамотно сочетать цвета в узорах, чтобы они выглядели гармонично и не перегружали рисунок

Материалы

Первый лубок рисовали на липовых досках. Некоторые полагают, что именно от этого происходит название этого вида творчества. Контур рисунка наносили инструментами на доску, после покрывали краской. В процессе вырезанные очертания оставались белыми. На бумаге отпечатывались только прокрашенные участки.

Сначала лубочные изображения выполняли в графике. Печатали их на дешевой серой бумаге. Мастера использовали не только липовые доски, но и пальмовые, кленовые, грушевые. В XVII веке липовые доски сменили пластины из меди. Технология изготовления остается прежней.

Кот казанский, ум астраханский, разум сибирскийМарина Русанова

На пластине выцарапывали особыми инструментами. Изображение раскрашивали и делали оттиски. Новая технология позволяла получить плавные линии и перенести мелкие детали рисунка.

В XIX веке открыли фабрики для массового производства. Для удешевления производства применили другие. Это печать с плоской поверхности камня. Но мастера-самоучки продолжали использовать доски из дерева разных пород.

Рисунки для дошкольников: городецкая роспись поэтапно

Учиться этому творчеству надо с отработки элементов на плотной бумаге.

Прежде всего надо правильно держать кисть: вертикально к поверхности. Держать надо тремя пальцами: средний на железке кисточки, указательный придерживает кисть над средним, большой палец придерживает кисть с другой стороны, безымянный поджат, при этом мизинец упирается на стол.

Дошкольники с удовольствием выполняют задания, несмотря на то, что многое может не получаться.

Изображение птицы для подготовительной группы

Птица — один из основных элементов росписи.

Нарисуем сказочную птицу:

  1. Делаем набросок рисунка простым карандашом.
  2. У птицы выделим три части: туловище, крыло, хвост. Проводим изогнутые линии сверху вниз на небольшом расстоянии друг от друга. Верхние концы линий соединяем в тонкий клюв. Рисуем голову, шею, туловище. Нижние линии не соединяем.
  3. Между линиями туловища рисуем крылышко в форме капельки.
  4. Рисуем пышный хвост. От середины крыла проводим дугообразную линию вверх, затем опускаем вниз и заканчиваем в точке соединения туловища и крылышка. Хвост получается в форме полумесяца.
  5. Под туловищем рисуем лапки двумя овалами, от овалов две тонки линии вниз, их разветвляем тремя линиями в стороны или вниз (пальцы).
  6. Широкой кистью закрашиваем черной краской туловище и лапы. За край не выходим.
  7. Красным цветом закрашиваем хвостик.
  8. Крыло закрасим синим или зелёным цветом.
  9. Лапки рисуем тонкой кисточкой в виде ниточек черным цветом, на концах мелкие штрихи.

Даём рисунку просохнуть.

Оживляем рисунок белыми точками и полосками:

  • Тонкой кистью рисуем белый глаз.
  • Голову оставляем черного цвета.
  • Начиная с верхней части шеи, наносим белые точки параллельными линиями.
  • От точек вниз рисуем тонкие вертикальные полоски.
  • Продолжаем узор на шеи, затем переходим на туловище: точки, полоски. Заканчиваем украшать шею большими белыми точками, проводим длинные дугообразные полоски по туловищу.
  • Завершаем мелкими точками.

Украшаем крыло:

  • Рисуем дугообразную белую линию вверху, она доходит до середины крыла.
  • Под линией кружок, от него проводим полоски к кончику крыла.

На хвосте рисуем длинные пёрышки:

  • Белой краской проводим линии от начала хвоста до края. Линии особенные, дугообразные: от края тонкие, в середине толстые, в конце тонкие, это достигается путём расслабления на концах и нажатия кисти в середине.
  • Параллельно белым линиям рисуем черные полоски таким же способом.
  • Полоски могут быть длиннее и выходить за контур.

Грациозная сказочная птица вышла.

Лёгкий рисунок цветов для младшей группы в садике

В младшей группе дети не занимаются сложными изображениями. Ребята недостаточно владеют кистью и техникой рисования.

Рассматриваем цветки, любуемся красотой, объясняем, что это сказочные цветы, ими украшают разные предметы. Вызываем интерес и эмоциональную отзывчивость.

На готовых шаблонах с изображением розы, ромашки, розана, рисуем детали под руководством воспитателя: штрихи и точки белой краской.

Рисуем ромашку. Лепестки могут быть разного цвета, так как это сказочный цветок.

Пошаговая инструкция:

  1. Красной гуашью рисуем круг, закрашиваем розовым цветом. Если краска вышла за контур, её надо подправить. Когда гуашь подсохнет, начинаем украшать цветок характерными деталями.
  2. Используем красную краску. В центре круга рисуем круглую серединку. Прикладываем кисть возле серединки по кругу – лепестки ромашки.
  3. Когда рисунок подсохнет, попробуем нанести линии белым цветом рядом с красными лепестками.
  4. Вместо белых линий можно нанести белые точки между лепестками ватными палочками.

Простой цветочек ромашки готов.

Картинки животных для старшей группы: конь

Для начала рассмотрим коня, выделим особенности.

Повторяем изображения за воспитателем:

  1. Рисуем жирную капельку кончиком вверх (шея).
  2. Проводим от нижней части капельки (туловища) тонкую линию (седло).
  3. От конца линии рисуем капельку меньше, кончиком вниз (задняя часть туловища).
  4. От верха шеи рисуем продолговатую головку, подрисовываем ушки.
  5. От туловища рисуем верхнюю часть ног (по две спереди и сзади).
  6. От верхних частей ног ведём тоненькие линии, характерные для коней.
  7. Копытца подрисовываем маленькими треугольниками.
  8. Хвост рисуем длинными волнообразными линиями.
  9. Рисуем красную гриву, прямоугольное седло, тонкую уздечку.
  10. Украшаем белыми линиями, штрихами, точками, капельками хвост, гриву, седло, грудь, копытца.

Конспект урока по изо на тем изображение лубка для 4 класса

Образовательная программа по изо 4 класс. Учить соблюдать. По программе Б. М. Неменского.4 класс, 1 четверть Истоки родного искусства 8 часов. Рабочая программа по изобразительному искусству 1 4 классы ФГОС автор Л. А. Задачи, реализуемые в 4 классе:. Дети вывешивают свои работы на доске. Слайд 4. Система оценки работы:. Изображение двух репродукций: лубка и книжной иллюстрации. Конспект урока по русскому языку с прим ркмчп. Изображение снежинки. Окружающий мир 3 класс видеоуроки,. В конце века преобладали картинки на темы из священного писания, портреты. Древние корни народного искусства. В 4 классе не темуПоказ нескольких слайдов с изображением Фудзиямы или с.

Затем предложите выполнить упражнения в изображении. Цель: научить рисовать синицу. Смирнова Марина Владимировна.30 Мар 2015. Документ. Конспект урока 4 класс 3 четверть.документ. Конспект урока по ИЗО. Конспект урока беседы об искусстве. С тремя древнейшими искусствами: Искусством изображения Искусством звука.7 веклубок. Спецификация итоговой работы по математике для 4 класса. Конспект урока. Самостоятельно ответить на вопрос, прозвучавший в начале урока. Знания детей о музыкальных инструментах, их многообразии. Конница — лубки с изображением всадников. Изготовлял ежегодно до 1, 4 млн картинок, литография Голышева — около 300 тыс. Цели данного урока: Учить детей наблюдать за красотой зимнего леса.

0. Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и. Открытого урока по изобразительному искусству. Тема урока: Народная расписная картинка лубок 2 урок. Тема: Изображение птиц. Рабочая программа включает в себя подробную пояснительную записку, календарно тематическое планирование с указанием тем уроков, количества часов, элементов содержания, предметных и метапредметных УУД,. Используя характерные лубочные краски. Формирование знаний о способах изображения человека, фигура человека в произведениях ИЗО. Каширина Любовь Анатольевна. Самостоятельное. Конспект урока ИЗО 4 класс. Способствовать закреплению у четвероклассников графических навыков, а также освоению ими новых способов изображения.рассмотрите с учащимися изображения отдельных элементов, часто встречающихся в лубке, а.

Другими японскими пейзажамиРазработки уроков изобразительного искусства. Информация о лицее, кафедрах, достижениях, расписание занятий. Изображение Царевича. Тема урока:. Коммуникативные УУД 4

Следующая не менее интересная тема, которой уделяли внимание при. Приемы изображения пространственных планов в реалистической

На исторические и бытовые темы, плаката, лубочной картинки. Урока. ИЗО. Тема урока ИЗО. Красноярска. Тема урока Лубок и его выразительные средства. Программа по изо 7 класс. Изготовление. На уроках изобразительного искусства ученики не только осваивают. В данном разделе вы в удобном виде можете получить уроки по ИЗО 4 класс. Оборудование для учителя: проектор, экран, компьютер, презентация, видеоролик, репродукции лубка, листы с загадками. Файлы по ИЗО.

Шаги рисования

Шаг 1: На белом листе бумаги нарисуйте прямоугольник, который будет служить основой для вашего лубка.

Шаг 2: В центре прямоугольника нарисуйте вертикальную линию, которая разделит прямоугольник на две равные части.

Шаг 3: Начертите горизонтальную линию вверх от середины вертикальной линии. Это будет линией глазок лубка.

Шаг 4: От верхней части горизонтальной линии нарисуйте две наклонные линии, образующие треугольник. Это будут руки лубка.

Шаг 5: Внизу прямоугольника нарисуйте две небольшие округлые формы – это будут ножки лубка.

Шаг 6: Внутри нижней части прямоугольника нарисуйте маленький прямоугольник – это будет ящичек для лубка.

Шаг 7: Закончите рисунок, добавив детали по своему усмотрению: лицо, волосы, одежду, улыбку и т. д.

Помните, что лубки можно рисовать как цветными карандашами, так и гуашью или акварелью. Выберите технику, которая вам больше нравится, и дайте волю своей фантазии!

Добавление деталей

После того как вы нарисовали основные контуры изображения, пришло время добавить детали, чтобы ваш лубок стал еще более интересным.

Здесь вам нужно проявить фантазию и придумать, что именно вы хотите добавить. Может быть, это будут разноцветные цветы, деревья, птицы, солнышко или звезды на ночном небе – все зависит от вашей темы и воображения.

Когда вы решите, какие детали добавить, начинайте свою работу снаружи и двигайтесь к центру рисунка. Это поможет вам сохранить пропорции и симметрию.

Используйте карандаши разных оттенков, чтобы сделать ваш лубок ярче и насыщеннее. Можно смешивать цвета, чтобы создать интересные эффекты.

Не бойтесь экспериментировать и делать ошибки – ведь лубок – это ваша собственная работа, и она всегда будет уникальной!

Совет: Чтобы сделать детали еще более яркими и насыщенными, вы можете использовать акриловые краски или фломастеры. Они отлично подходят для работы с бумагой и быстро сохнут.

Удачи вам в вашем творческом процессе!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: