Отличия от обычной гаммы
Народные лады отличаются от обычных гамм двумя чертами. Первая – это повышенные или пониженные ступени, которые как раз и создают то самое характерное звучание конкретного лада. В случае гамм на гитаре, вам потребуется понять, какая нота находится на нужной ступени и поднять или опустить ее в зависимости от того, какое звучание хотите получить.
Кроме этого, народные лады – модальны, а не тональны. Это означает, что привычные гармонические отношения тоника-субдоминанта-доминанта в них выражается гораздо слабее. Если вы находитесь внутри лада, то вам совершенно не обязательно завершать фразу доминантой в тонику, вы вольны использовать любые гармонические и фразовые ходы, которые сочтете нужными или приятными с музыкальной точки зрения.
Для аранжировщиков это так же означает значительное расширение гармонических возможностей, поскольку при помощи ладов можно не только задать композиции определенную краску настроения, но и выстроить необычную гармонию, которая будет удивлять слушателя.
Какие виды инструмента существуют? Какие лучше выбрать?
Гусли состоят из корпуса, струнодержателя и колки. Корпус включает верхнюю и нижнюю деки, соединенные между собой рамой. Верхнюю деку производят чаще всего из резонансной ели. В ней располагается резонаторное отверстие, металлическая пластина со штифтами, подставка и порожек. Нижнюю деку изготавливают из клена, березы, ореха или рябины. Внутри к декам приклеиваются деревянные бруски — это необходимо для равномерных звуковых колебаний. Современные инструменты чаще делаются из сосны или кедра.
Существуют такие виды гуслей:
Яворчатые. Самые первые гусли были изготовлены из ствола явора (белого клена). Такие гусли еще называют крыловидными или звончатыми. Для них актуален диатонический звукоряд. Особенность — тонкий открылок, не более 11 мм. Этот вид гуслей имеет от 5 до 17 струн, но чаще всего — от 6 до 9. Количество струн зависит от настройки инструмента и необходимого диапазона звучания. Издревле белый клен считался на Руси особенным деревом. Существовало поверье, будто кленами становятся люди, которые были «закляты». Чаще всего в клены «превращали» непослушных детей. Затем музыканты изготавливали из явора гусли, и с помощью музыки «заклятые» рассказывали свои истории. С прагматичной точки зрения клен — один из наиболее крепких видов древесины, отлично подходящий для изготовления столярных элементов, в том числе, инструментов.
Шлемовидные. Изначально считалось, что такие гусли, которые еще называют псалтырными, древнерусского происхождения. В современности историки пришли к выводу, что свое происхождение шлемовидные гусли берут в западной Европе. Такой инструмент имеет от 10 до 26 струн.
Лирообразные. Они имеют игровое окно. Были в ходу в Древней Руси и Польше в XI—XIII вв. Если на лирообразных гуслях играют на ходу, то инструмент упирается в брюшной пресс — именно такая техника исполнения распространена у современных гусляров.
Стационарные. Такие гусли также называют клавирообразными, прямоугольными и столообразными. Традиционные гусли — всегда щипковый инструмент, а вот стационарные могли быть и щипковыми и клавишными. На клавирообразных гуслях играли преимущественно представители русского духовенства. Такие гусли имели фортепианный строй, а расположение струн соответствовало белым и черным клавишам (всего 55–66 струн). Инструмент был распространен среди состоятельных граждан, поэтому в народе стационарные гусли нередко называли «поповскими». Появились они много позже, чем традиционные щипковые образцы.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Выполнила: ученица 6 а класса Ребрик Софья
Проект на тему:
«Народная музыка: истоки, сюжеты и образы, известные исполнительские коллективы.»
Слайд 2 Цель работы:
Познакомится с русской народной музыкой
Слайд 3 Задачи:
1. Проследить историю возникновения народной музыки.
2. Познакомиться с
сюжетами русской музыки.
3. Познакомиться с русскими народными инструментами.
Слайд 4 Русская народная музыка.Ни один народ в Европе
не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных,
как русский народ. Еще от XVIII столетия мы имеем свидетельство о том, как наши песни удивляли иностранных музыкантов своей свежестью и музыкальными красотами. Народная музыка не записывается, ей обучаются по памяти, слушая игру или пение других музыкантов, и носителями ее являются не музыканты-профессионалы, а самоучки. Переходя от исполнителя к исполнителю в процессе коллективного сотворчества, народная песня подвергается изменениям, возникают ее варианты.
Слайд 5
Сюжеты.Сюжеты народной музыки
разнообразны в них входят: сказочные сюжеты, образы природы, образы времён года и погоды, исторические сюжеты, героические образы в музыке. Примеры таких песен: «Ой, мороз, мороз», «Шумел камыш».
музыки, созданный в 1988 году. В 1988 году Александр Костюк
создал ансамбль «Золотое кольцо», который вначале много гастролировал за границей и был там очень популярен, при том, что в России о нём знали только по записям, которые привозили из Германии и Японии. Надежда Кадышева стала солисткой ансамбля. В 1993 году студия «Союз» предложила ансамблю сотрудничество и с этого началось признание ансамбля в России. В настоящее время Надежда Кадышева и ансамбль «Золотое кольцо» много гастролируют в России и за границей.Ансамбль «Русская песня» — своеобразный театр народной песни, один из ведущих популярных коллективов России. Создан в 1975 году известной русской певицей, талантливым музыкантом и общественным деятелем, народной артисткой России Надеждой Бабкиной. Мобильная певческая группа в 9 человек (6 женских голосов и 3 — мужских голоса) поет в основном без сопровождения. Но для большего колорита использует народные инструменты: гудки, трещотки, гармошки и др. Отдельные номера сопровождаются инструментальной группой, владеющей широким набором инструментов, включая эстрадные.
Слайд 7Когда и где родилась русская народная музыка?Истоки русской народной музыки
восходят к фольклору славянских племен, которые жили на территории Киевской
Руси, первого русского государства, сложившегося в 10 в. Песни древних славян были связаны с обрядовыми формами языческих религиозных верований, ритуальных действий. Исполнение обрядов сопровождалось пением, игрой на музыкальных инструментах, плясками с элементами театрализованного действия, которые превращались в «игрища»
Видео о русских народных музыкальных инструментах для детей.
В этих прекрасных познавательных и очень красивых музыкальных видеофильмах для детей Вы увидите основные инструменты оркестра русских народных инструментов (балалайку, домру, гусли и другие), узнаете о том, какая музыка звучала раньше на народных гуляниях, откуда произошло слово «балалайка», как проходили ярмарочные гуляния и колядование и многое другое. Приятного просмотра! И спасибо большое телеканалу «Радость моя», который делает для наших детей такие замечательные программы!
http://vk.com/video_ext.php
Во второй части этой программы для детей Вы не только продолжите знакомство с известными русскими народными музыкальными инструментами и известными произведениями для русского народного оркестра, но и узнаете о таких малоизвестных, но очень интересных народных музыкальных инструментах, как «ладошки», «черепашка», «кокошник», а также… рубель, пила, ложки и трещотки!
http://vk.com/video_ext.php
Лучше всего каждый видеоролик посмотреть отдельно и после просмотра обсудить с малышом. Спросите, что больше всего удивило в фильме, что нового он узнал, что еще хотел бы узнать о русских инструментах. А после этого через несколько дней вспомните еще раз путешествие в мир русских народных музыкальных инструментов – загадайте загадки. Пусть ребенок попробует, опираясь на полученный опыт, отгадать названия русских народных инструментов. А помогут отгадывать наши картинки, задания и стихи. Не спешите рассказать сразу обо всем! Вполне достаточно за один раз познакомить малыша с 1-2 инструментами!
Презентация «Русские народные музыкальные инструменты» для игр и занятий с детьми.
В презентацию вошли картинки из этой статьи для занятий с детьми. Скачать презентацию бесплатно можно:
- здесь по этой ссылке: http://rodnaya-tropinka.ru/wp-content/uploads/2017/09/muzinstrumenti.ppt,
- в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (в разделе «Документы» под видеозаписями сообщества).
До новых встреч в рубриках «Мир вокруг нас» и «Русские традиции и обычаи»
А если Вы хотите с ребенком попробовать сами поиграть на одном из доступных самодельных инструментов дома и сделать музыкальный инструмент из …. посуды :), то приглашаю Вас почитать статью «Колыбельные: слова, мелодии, игры для детей»
Познакомьтесь с историями других вещей:
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
Интересные факты
Человека, играющего на гуслях, сегодня называют гуслист, а не гусляр. Именно это название считается верным для профессиональных музыкантов. Впрочем, применительно к древним сказителям чаще всего используют другой термин — гусляр. Народный певец, аккомпанирующий себе на гуслях — это также гусляр. Гуслист — слово закрепившееся уже в XIX веке.
В.М.Васнецов. Царевна-лягушка.
Для развлечения и из эстетических побуждений, при дворе Ивана Грозного был организован личный ансамбль гусляров. Екатерина II также разделяла любовь к звучанию гуслей.
Мировой столицей гусельной культуры считается Санкт-Петербург. Именно там был организован знаменитый «Петербургский клуб гусляров».
Слово «Словиша», которым теперь нередко именуют марки гуслей, ансамбли и группы, было выгравировано на гуслях, найденных на раскопках в Новгороде. На них четко видно слово «Словиша», которое, по всей видимости,- либо имя гусляра, либо название, данное инструменту.
В некоторые периоды истории гусли были вовсе запрещены. Так, с XII по XVI века инструмент считался «порочным». Священники обрекали гусляров на вечные муки, более того — среди вопросов, задаваемых исповедующемуся человеку, были такие: «Пел ли ты бесовские песни? Играл ли на гуслях?» Во время правления Алексея Михайловича Романова гусли массово сжигались. Решение было основано на том убеждении, что такая музыка прославляет языческие верования, а не христианство, тогда уже прочно укоренившееся на Руси.
Где сегодня играют на гуслях
Сегодня гусли — это свежо и аутентично. Этно-культура и народные музыкальные традиции постепенно возрождаются как в своем изначальном виде, так и в актуальных аранжировках. Сейчас этот инструмент есть практически во всех народных оркестрах. Такая музыка — тонкая, красивая и душевная — переносит слушателя в сказочное прошлое, объединяет с культурным наследием древности и выступает своеобразным мостом между человеком современности и его предками.
Благодаря гуслям можно наполнить любую композицию тонкими вибрациями русского духа. В сети опубликовано огромное количество каверов на хиты таких исполнителей, как «Кино» и «Гражданская оборона». Особый шарм у композиций Enigma, положенных на струны гуслей. Создаются и новые, уникальные партии для гуслей.
Также под гусли особенно ярко и живо звучат народные сказки и былины, возрождается традиция использования гуслей именно в качестве аккомпанирования устной речи. Такой формат подачи сказок успокаивает нервную систему, развивает музыкальную память, слух, образное и абстрактное мышление, способность к творчеству у маленьких слушателей. Сказки под гусли можно назвать настоящей сказкотерапией.
Гусли — универсальный инструмент, благодаря которому можно создать неповторимую атмосферу веселья, радости или светлой грусти. Древние и современные мотивы находят отклик в сердцах тысячей любителей музыки, а волшебные звуки гуслей сегодня способны зачаровать любого так же, как и наших далеких предков сотни лет назад. Гусли — это связь поколений через столетия, исконная музыка русской души и вибрация жизни.
Может быть интересно: Великий Гусляр Древней Руси — Мудрец, Предсказатель или Творец Миров? (Образы певцов гусляров в русской культуре. Самые известные гусляры Руси. Анализ былины Садко, Соловей Будимирович, эпоса Калевала, стиха о Егории Храбром. Царь гусляр, купец гусляр, Великий гусляр, Вещий Баян).
История ладов народной музыки
В первую очередь, лады народной музыки ассоциируются с Грецией, поскольку носят названия греческих провинций, в которых они появились. Однако подобные семиступенные звукоряды на самом деле вовсе не изобретение греков. На деле структуры, подобные известным нам ладам, появлялись в разных местах земного шара в разное время. При этом названия ладов изначально не были статичны, они менялись вместе с тем, как развивалась и менялась музыкальная мысль. Стоит также упомянуть, что помимо ладов с семью ступенями, среди народов были распространены и пятиступенные лады – их мы сейчас называем пентатоники на гитаре.
Во время структуризации музыки во времена Средневековья и Возрождения, лады также нашли свое место в европейской теории. Сначала на их основе была выстроена система церковных хоралов, которую чуть позже стали называть церковными ладами.
С появлением темперированного строя можно говорить о пропаже разницы между ряда ладов и гамм – а именно, между эолийский и ионийским ладом и натуральным минором и мажором соответственно. Сейчас эти лады считаются полностью идентичными своим гаммам.
В двадцатом веке лады, до этого использовавшиеся очень сдержанно, пережили второе рождение. Это связано с повышенным интересом к народной музыке, который продолжается до сих пор. Самый известный пример ладов народной музыки в современных композициях – фригийский лад, который постоянно используется в тяжелом металле.
Список ладов народной музыки
Ионийский
Лад мажорного наклонения, который легче всего строить от ноты до. Не имеет в себе поднятых ступеней и соответствует натуральной мажорной гамме. Выстраивая его в тональности до-мажор вы получаете следующие ноты:
C – D – E – F – G – A – B
Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru.
45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
Данный лад параллелен Эолийскому минору.
Фригийский
Минорный лад, отличительная черта которого – пониженная вторая ступень в гамме. Отличается агрессивным, злым, очень мрачным настроением. Легче всего выстраивается от гаммы ми-минора. В нем вы получите вот такие ноты:
E – F – G – A – B – C — D
Лидийский
Лад мажорного наклонения с повышенной четвертой ступенью. Отличается возвышенным, радостным звуком. Легче всего строить от Фа-мажора, внутри этой тональности у лидийского лада будут следующие ноты:
F – G – A – B – C – D — E
Дорийский
Минорный лад, содержит в себе поднятую шестую ступень. По настроению – менее минорный и более радостный, светлый, восторженный. Легче всего строится от ноты Ре в тональности ре-минор. Является параллельным Лидийскому ладу.
D – E – F – G – A – B — C
Миксолидийский
Мажорное наклонение, в гамме понижена седьмая ступень. Легче всего его выстраивать от соль-мажора. Характерен для музыки Ирландии и кельтов, а также кантри, блюза и рок-н-ролла. Параллелен фригийскому ладу. В соль-мажоре имеет следующие ноты:
G – A – B – C – D – E — F
Эолийский
Минорный лад, который своим звучанием и структурой соответствует обычной минорной гамме. Легче всего выстраивается от ноты Ля:
A – B – C – D – E – F — G
Локрийский
Самый необычный лад. Внутри него понижены вторая и пятая ступени. Дает мрачное, таинственное, страшное звучание. Легче всего выстраивается из гаммы ля-минор:
B – C – D – E – F – G – A
Как вы уже заметили, основой для всех ладов народной музыки является гамма до-мажор. Каждой из гамм в народных ладах соответствует своя нота, и если внутри этой тональности играть тот же звукоряд, что вы играете внутри до-мажора – то вы автоматически будете находиться в интересующем вас ладу. При этом для того, чтобы построить народные гаммы в любой другой тональности, вам достаточно просто запомнить структуру гаммы до-мажор, и отталкиваться именно от нее.
Происхождение слова «гусли», этимология слова
Само слово «гусли» имеет интересную этимологию. «Гудебными» изначально именовались не только гусли, а вообще все струнные инструменты. «Гусли» — исконно русское слово, произошедшее от глагола «гудеть». «Гусль» — одна струна, а «гусли» — струнный ряд.
Занимательно, что звук «гу» на санскрите означает «звучать». «Гукнуть» означает издать какой-то звук, а «ни гука» равноценно «ни звука». Однако «гу» на санскрите значит также и глагол «двигаться». Гусляры чаще всего исполняли свои песни на ходу, вопреки распространенному заблуждению, будто они исполняли песни сидя. Традиция «сидячего» исполнения пришла позже, когда игра на гуслях стала приравниваться к искусству. Этот же звук можно найти в словах «гул» и «гулять». Поэтому «отгулять» — слово, в котором одновременно подразумевается и звук, и действие (музыка, танцы, развлечения, песни).
Знакомство детей с дымковской игрушкой
Дымковская игрушка относится к народному художественному промыслу. Это древний промысел, зародившийся еще 16 веке в слободе Дымково вблизи Вятки. Слобода так назвали оттого, что зимой над каждым домом вился дымок. Это мастера обжигали в русских печках игрушки-свистульки.
Жители слободы готовились к местному празднику – Свистопляске, во время которого устраивалась ярмарка. Жители танцевали, веселились, и что есть сил свистели в глиняные фигурки. Каждый выбирал игрушку по душе. Они имели тайный смысл.
Дымковцы верили, что, посвистев в глиняного медведя, станешь сильным. Свинья символизировала плодородие, корова – достаток, баран – счастливую жизнь. Со временем древний праздник превратился в Свистунью, а потом в современную ярмарку. К началу 19 века дымковские игрушки стали замысловатее. Их стали белить, подражая популярному и дорогому фарфору. К фигуркам зверей прибавились дамы-модницы, няньки с детьми, офицеры, франты, продавцы пирогов.
Что изображают дымковские игрушки нянек с детьми?
Нянька с детьми или нянька-кормилица – один из самых популярных образов 19 века. Как и другие дымковские фигурки, он отражает обычаи и быт русского народа в те времена.
Няньки с детьми изображают жительниц сел и городов, бравших на воспитание детишек с округи. Они частично или полностью заменяли детям родных мам – выкармливали их, воспитывали и передали знания.
Лебединый строй
Нередко гусли сравнивают с лебедями. В природе птицы летают упорядоченным строем. Также расположены и струны на гуслях — в строгом порядке звукоряда. В народе звончатые гусли обычно выполнялись именно в форме треугольника — именно так выглядит и птичий клин.
Мифологическая птица-лебедь, которую называют Острафиль (Острахвиль), выступает «старшей» в строе лебедей, ведущей за собой всю стаю
В ряде гуслей наиболее важное значение отдается нижней струне, в народе именуемой «басок». Она — точка отсчета и именно по настройке «баска» задается звуковой тон всех остальных струн.
Однако Острафиль — символ не самой крайней струны или начала настройки инструмента. Она — наиболее низкий звук диапазона. Как лебедь-мать мифологически могла привести к бурям и штормам, так грамотная настройка гуслей от самого низкого звука может создать всплеск музыки и неподражаемое звучание.
Стихи, потешки и поговорки о дымковской игрушке
Для детей история возникновения дымковской игрушки может быть преподнесена в виде презентации с иллюстрациями, потешками и поговорками. Иллюстрации для слайдов:
Стихи, потешки и поговорки:
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Три индюшки, три пеструшки, три гусыни –
Все босые.
Возле дома хлопотали,
Бестолково лопотали:
-Брр-брр-брр
-Коко-ко!
-Гага-га!
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост:
Точно солнечный цветок.
И высокий гребешок,
Красной горкою горя,
Как корона у царя.
Утка Марфутка бережком идет,
Уточек Марфуточек купаться ведет.
Барашек-свисток,
Левый рог—завиток,
Правый рог — завиток,
На груди—цветок.
Загадка:
Кофточки цветные,
Юбки расписные,
Шляпы трехэтажные –
Статные и важные.
(Дымковские барышни)
После презентации детям можно предложить сделать дымковскую игрушку самостоятельно. Самые маленькие – дошкольники средней и старшей группы детского сада могут попрактиковать узоры красками на белой бумаге. Для самых маленьких впору будут раскраски с дымковскими образами:
В начальной школе можно использовать для создания дымковской игрушки пластилин или соленое тесто. Фигурки из теста можно будет же красиво и пестро расписать. Лучше, если дети выберут пример игрушки самостоятельно. Тогда творчество принесет больше удовольствия. По окончании работы из игрушек детей можно сделать выставку и провести ярмарку с песнями, хороводами и угощениями.
Знакомить детей с дымковской игрушкой можно начиная с 4-5 лет. Простые и веселые образы понятны и близки для детского восприятия. Они помогают лучше узнать о богатстве фантазии своего народа, его мастерстве и трудолюбии.
Отличительные черты дымковской игрушки
Игрушки из Дымково невозможно спутать с другими. Они ассоциируются с весельем, радостью, ярмарочными удовольствиями. Кратко перечислим их особенности:
- Каждая фигурка уникальна, пестрит многочисленными деталями, которые хочется рассматривать.
- Игрушку украшает яркая роспись в виде языческих орнаментов. Эти узоры передавались из поколения в поколение и считались магическими.
- Игрушки обелены, в росписи может быть задействовано до десяти разных цветов.
- Часто фигурки украшают золоченые вкрапления, делающие их особенно нарядными.
Дымковские игрушки предназначались по большому счету для взрослых. Красивыми сюжетными статуэтками украшали комоды, а в свистульки свистели на праздник Свистопляски.
Особенности изготовления
Дымковские игрушки лепили из местной красной глины. Ее собирали по берегам реки Вятки. Чтобы фигурки были крепкими, глину мешали с речным песком, рубили массу лопатой, заливали водой. Потом материал долго-долго месили ногами. От этого глина становилась пластичной и приобретала коричневый оттенок. Со стороны может показаться, что в руках вместо глины шоколадная масса.
Работать с такой глиной было не так просто. От тепла рук она быстро сохла. Приходилось лепить быстро и точно. Множество деталей нужно было соединить в фигурку так, чтобы она выглядела цельной, словно литой. Затем фигурки сушили и обжигали в печи. Последними этапами были беление и роспись.
Из-за сложности работы мастерицы, изготавливающие дымковские игрушки, ценились на вес золота. Каждая вкладывала свое видение в дымковскую фигурку. Кто-то делал юбку пышнее, кто-то фигурку крупнее, другие выбирали краску потемнее. Каждая игрушка получалась уникальной и неповторимой. Мастерицы прятали друг от друга свои работы, чтобы они не были скопированы.
Фигурки и сюжеты
Для дымковских игрушек характерны бытовые сюжеты, мотивы праздников и народных гуляний. Одни дамы и кавалеры танцуют, другие катаются на карусели или лошадях, несут воду. Практически не встретишь фигурок с пустыми руками. То курица виднеется под мышкой, то собачка. Иногда это балалайка, кувшин с молоком, ведро с водой или дети у нянек-кормилиц.
Классикой дымковской игрушки считаются фигурки домашних животных:
- лошадь;
- петух;
- корова;
- свинья;
- утка;
- баран;
- индюк и другие.
Реже встречаются дикие звери и птицы – лев, синица, медведь, зебра.
Цвета и орнаменты
Дымковские фигурки в большинстве очень яркие и пестрые. Только дымковские мастера белили свои игрушки перед росписью. Для этого молоко смешивали с мелом.
Для росписи использовали краски, приготовленные на яичном желтке, квасе. Их наносили палочкой, обернутой в мешковину или пером. Для блеска игрушки покрывали яичным белком.
Самые часто встречающиеся цвета:
- желтый;
- зеленый;
- синий;
- оранжевый;
- розовый;
- черный.
Роспись представляет собой броский, контрастный орнамент. Несмотря на кажущуюся сложность, он состоит из простых элементов: кружков, полосок, точек, клетки. Изобразительное искусство того времени практически всегда несло определенный смысл. Каждый символ что-то означал:
- перекрещенные полоски – колодец;
- волнистая линия – вода;
- круг со звездой по центру – солнце.
Как научиться играть?
В первую очередь следует выбрать гусли — у каждого вида гуслей свои особенности звучания и настройки
Новичкам рекомендуется обратить свое внимание на тот инструмент, у которого минимальное количество струн, а также на небольшие по размеру гусли.. На них можно играть медиатором или пальцами
Безусловное преимущество для новичка — необязательно знать ноты. Простые песни и импровизационные композиции достаточно легко создать на любых гуслях за счет мелодичности звучания струн. Все базовые правила игры ученики, в среднем, усваивают за 2–4 занятия. А за 2 недели тренировок вполне можно научиться стройно исполнять некоторые простые мелодии.
На них можно играть медиатором или пальцами. Безусловное преимущество для новичка — необязательно знать ноты. Простые песни и импровизационные композиции достаточно легко создать на любых гуслях за счет мелодичности звучания струн. Все базовые правила игры ученики, в среднем, усваивают за 2–4 занятия. А за 2 недели тренировок вполне можно научиться стройно исполнять некоторые простые мелодии.
Способы игры
- бряцание — поочередные удары вверх-вниз о струны пальцами или медиатором;
- арпеджио — последовательное извлечение звуков, от низких к высоким, а затем — обратно;
- глиссандо — стремительное скольжение по струнам;
- тремоло — быстрое ритмичное чередование легких ударов по струнам;
- пиццикато — извлечение аккордов щипками пальцами;
- игра аккордов — умелые удары медиатора вниз по струнам.