Национальный марийский костюм. презентация

Народы россии: марийцы

Содержание

  • Слайд 1

  • Слайд 2

    Го́рныемари́йцы(горномар. Кырыкмары)— компактно расселённая этнолингвистическая группа марийцев, проживающая в основном на западе Марий Эл, а также в Нижегородской и Кировской областях России.
    Термин горные марийцы произошел от русской традиции называть население холмистого правобережья Волги горными людьми.

  • Слайд 3

    Различия между горными и луговыми мари стали проявляться с IX—XI вв.
    На формирование горномарийской этнокультурной общности большое влияние оказали чуваши и русские, политические события, связанные с присоединением Марийского края к России.

  • Слайд 4

    Численность горных марийцев составляет около 135 тыс. человек из более чем 700 тыс. марийцев (около 20 % от них).
    Различия между горными и луговыми марийцами стали проявляться с IX—XI вв. На формирование горномарийской этнокультурной общности большое влияние оказали чуваши и русские, политические события, связанные с присоединением Марийского края к России.
    Традиционной религией марийцев является марийская традиционная религия, которая является сочетанием язычества и монотеизма. Большинство марийцев исповедуют православие.

  • Слайд 5

    Горные марийцы, как и луговые до прихода русских в край пользовались своей письменностью.
    Говорят на горномарийском языках финно-угорской группы уральской семьи.
    Первый достоверный текст на кириллице на горномарийском языке относится к 1767 году. Он написан учениками-горными черемисами Казани в стиле хвалебной оды в честь приезда Императрицы Екатерины Второй в Казань. Есть предположения, что в то же время письмотворчеством занимались и ученики марийцы в Нижнем Новгороде.
    На горномарийском языке первая книга вышла в 1821 году в Петербурге и называется «Евангелие от Матфея».

  • Слайд 6

    Одежда

    Основной одеждой марийцев была рубаха тунико-образного покроя (тувыр), штаны (йолаш), а также кафтан (шовыр), вся одежда опоясывалась поясным полотенцем (солык), а иногда и поясом (ÿштö).

    Мужчины могли носить войлочную шляпу с полями, шапку и накомарник. Обувью служили кожаные сапоги, а позже — валенки и лапти (заимствование из русского костюма). Для работы в болотистой местности к обуви прикрепляли деревянные платформы (кетырма).
    У женщин были распространены поясные подвески — украшения из бисера, раковин каури, монеток, застежек. Существовало три вида женских головных уборов: конусовидный колпак с затылочной лопастью; сорока (заимствована у русских), шарпан — головное полотенце с очельем. Схожим с мордовским и удмуртским головным убором является шурка .

  • Слайд 7

    ПИЩА

    Основными традиционными блюдами марийцев были пресный хлеб из овсяной, ячменной, реже ржаной муки, выпекались также лепешки и пироги с разной начинкой. Популярным блюдом была лашка — суп с шариками из пресного теста, ели также вареники с начинкой из мяса или творога, слоеные блины, вареную колбасу, которую начиняли салом или кровью с крупой и др. Пили пахту, пиво, пуро – крепкий медовый напиток.

  • Слайд 8

    Благодаря занимаемой ими хорошей почве горные марийцы рано перешли к земледелию, которое и до сих пор составляет почти исключительное их занятие. Хорошо было развито садоводство, имевшее товарный характер.
    У горных мари есть свой театр, который народ любит и активно посещает спектакли.
    На музеи горномарийская земля довольно богата. Самые известные музеи — Музей изобразительного искусства, этнографический музей под открытым небом, музей горномарийского народа. Все они находятся в Цикмä. Есть литературный музей имени Никона Игнатьева в Салымсола.

  • Слайд 9

    Известные горные мари
    князь Акпарс, князь МамичБердей (является героем луговых мари), основатель Сурского монастыря А. Никитин, писатель Никон Игнатьев (автор первого марийского романа), композитор В. Куприянов, первый президент Марий Эл В. Зотин, первая марийская женщина-профессор Л. Васикова, художник-этнофутурист И. Ефимов и иллюстратор многих марийских учебников, художник З. Лавреньев, поэт-переводчик Г. Матюковский, режиссер Маюк-Егоров, академик К. Сануков, писатель Н. Ильяков, поэты Н. Егоров, А. Канюков, В. Григорьев-Тотир и И. Лобанов, гармонист А. Яйцов.
    Среднее поколение: поэты В.Петухов, Ондрин Валька, В.Самойлов и В. Юшкин, прозаик М. Кудряшов, государственный деятель Марий Эл, министр культуры М. Васютин, гуслярша Ф. Эшмякова и поэтесса С. Вассанова.
    Молодое поколение: режиссер Горномарийского драмтеатра М. Сильвестров, певицы И. Юшкина и И. Кучера.

Посмотреть все слайды

Одежда, подходящая любому полу

Основные составные части наряда таковы: рубаха и штаны, пояс с подвесками и головной убор, лыковые лапти и холщовые или шерстяные онучи. По праздникам надевалась кожаная обувь. Но покрой праздничного костюма полностью повторял будничный. И лишь украшения делали его нарядным. Мужчины-марийцы занимались в большинстве своем отхожим промыслом, что способствовало контактам с соседями, и поэтому мужской марийский костюм напоминает русский национальный наряд. Позднее в наряде мужчин стали появляться и фабричные изделия. Но вплоть до 30-х годов прошлого века специфические национальные черты проявлялись как в покрое и отделке, так и в способе ношения определенных элементов одежды.

Религия

Марийская культура настолько самобытна, что у этого народа есть собственная официально зарегистрированная религия. Ее устоев придерживаются всего 6% представителей данного этноса, а вот ритуалы соблюдают почти все черемисы. Марийцев называют последними язычниками Европы. И это не зря: до сих пор они верят, что предки мари произошли с другой планеты. Из созвездия Гнезда на Землю прилетела уточка и снесла два яйца, из которых вылупились братья Добро и Зло.

В основе религии – природа. Верховное божество – Ош Поро Кугу Юмо, а далее боги делятся по стихиям: огня, воды и леса. Самые почитаемые:

  • богиня рождения Илыш Шочын Ава;
  • бог морей Мер Юмо;
  • покровительница земли Мланде Ава;
  • бог судьбы Пурышо;
  • смерть Азырен;
  • злые духи – Керемета и Вувета.

Интересная традиция марийцев – осенний праздник, на который со всего края съезжаются черемисы, чтобы совершить всемарийское моление. Рощу каждый год определяет жрец Карт. Люди приносят с собой уток или гусей – это пурлык, или жертвоприношение. Подходит птица для моления или нет, определяет все тот же жрец. Он просит у нее прощение и окуривает дымом в знак освящения и уважения духу огня.

Моления в роще начинаются только под ритмичные удары Карта в бубен. Звуками отгоняют злых духов от деревьев, которые, по традиции народов марийского края, считаются проводниками к космосу. После всеобщих молений устраивают трапезу — в больших котлах варят принесенных уток и гусей, рядом пекут блины и пресный хлеб. Остатки еды забирают с собой или сжигают.

В Марий Эл сохранилась интересная традиция изгнания злых духов. Обряд проводят в ночь на 6 мая в основном в деревнях. Его значение – очищение и защита пастбищ от нечестии. Сначала все жители деревни собираются вокруг большого костра и прыгают через огонь. Затем зажигают лучины, с шумом и колокольным звоном обходят все дворы. «Очистителей» обязательно встречают угощениями — хлебом, картофелем и яйцами. По завершении круга все вновь собираются у кострища и начинают готовить общий обед, часть которого, как дар земле, обязательно закапывают. Обряд длится всю ночь.

Черемисы – уникальный народ. Его считают самым древним на территории современной России. Это подтверждают исследования ДНК. Несмотря на многовековую историю и тесное проживание с другими народностями, марийцы смогли сохранить свои традиции и религию.

Особенности

Национальный марийский костюм имеет ряд особенностей, отличающих его от облачений других народов.

Цвета и оттенки

Традиционным цветом для марийского национального костюма считается белый. Однако скучным такой костюм назвать невозможно, ведь украшала белый тон богатая вышивка. В первых образцах шерсть и хлопок для вышивки имела темные оттенки, такие как черный, темно-синий, бардовый и коричневый.

Время шло, и главным в вышивке национального костюма для марийцев стал красный оттенок. Обрамляли его черные и темно-синие оттенки ниток. Красители получали из трав и растений, а цвета варьировались в зависимости от интенсивности смеси.

Позднее с повсеместным распространением анилиновых красителей вышивки на костюмах стали еще ярче. Розовые, оранжевые, желтые и зеленые оттенки умело складывались в интересный орнамент.

Говоря о вышивке, здесь присутствовали половозрастные и социальные символы, растительные и геометрические орнаменты. Каждый из них выполнялся в ярких красках, которые, безусловно, приносили удачу и добро человеку.

Ткани и крой

Одежда для марийцев изготавливалась из холста. Получали его из конопли или льна. Производством занимались женщины. Это было настолько кропотливым делом, что уходило на это ни много ни мало, а целых полгода. Неудивительно, что белоснежный холст был предметом гордости славной хозяйки.

Позднее марийские национальные костюмы подверглись влиянию русского костюма и стали изготавливаться из хлопчатобумажных нитей. Отличаясь при этом особым колоритом и насыщенностью оттенков.

Для теплых вещей использовалась овчина. Умелицы пряли из шерсти и занимались пошивом теплых шуб из овечьих шкур. Процесс выделки шкуры проводился в несколько этапов, а сама шкура в результате отличалась отменным качеством и теплом.

Нательная рубаха марийцев имела туникообразный крой. Холст перегибали, создавая заднюю и лицевую часть изделия. В зависимости от местности проживания каждый вырез имел определенную форму и традиционно скреплялся двумя завязками по центру. Тувыр подпоясывали кожаными и тканевыми поясами, на которых располагались обереги, ножи и прочие необходимые элементы.

Разновидности

Женская и мужская одежда марийцев всегда отличалась друг от друга. Стоит сказать, что марийские женщины любили облачаться в богатые украшения, которые достигали весом до 35 кг.

Но все же начнем с костюма для мужчин. Помимо тувыра (рубахи) с поясом, костюм марийца включал в себя штаны. Изготавливали их также из белого холста, а ширина варьировалась в зависимости от местности, которых проживали народы. Не забывали мужчины и о кафтане, являющемся неотъемлемой частью национального традиционного костюма. Летом его шили из холста, теплые – из белого и черного сукна.

Костюмы для женщин отличались от мужских большим разнообразием. Стоит сказать, что основу одеяния составлял тот же тувыр. Украшали женскую рубаху на славу, нанося вышивку на разрез на груди, на рукава по всей длине и по краям, а также на подол. Дополняли модели и лентами, бисером и пуговицами. Женская рубаха была гордостью женщин, ведь каждая модель была уникальной и хранила в себе обычаи и устои.

Так же как и в мужском костюме, под рубаху марийки надевали штаны из холста. Их широкий и узкий шаг зависел от местности, например, восточные народы облачались в свободные и просторные модели.

Женские кафтаны имели свои вариации. Короткие по линии талии предназначались для летнего ношения, прямые и туникообразные – дарили тепло и комфорт в холодное время года.

Не забывали майки и о переднике. Производился традиционный вариант в двух видах: с грудкой и без грудки. И тот и другой имел богатое украшение вышивкой.

Марийские костюмы для детей напоминали взрослые, однако, для девочек рубахи могли иметь яркие воланы по краю рукавов и подола.

Мужской, женский, свадебный костюм

Мужчины надевали рубаху, штаны, подпоясывались, покрывали голову шляпой или фуражкой. Если было прохладно, костюм дополнялся кафтаном, зимой – теплым кафтаном или шубой.

Костюмы для женщин

Костюм женщин тоже включал рубаху, штаны, кафтан с закрытым воротом, пояс с подвесками. Дополнялась одежда передником без грудки в традиционном варианте, а позже — с грудкой. Такой элемент одежды был украшен тесьмой, кружевом, вышивкой из бисера и ниток. Цветовое решение орнамента – красный, коричневый, бордовый, пурпурный, малиновый, брусничный, черный.

Нарядные образы

Праздничные костюмы были отличимы от будничных более сложными орнаментами из вышивки, наличием большего количества монет на поясе, рубашке, головном уборе. Ткани для одежды были лучшими. Например, кафтан для будней шили черным, а для праздников – белым, выполняя отделку черным домотканым холстом. Шляпы валяли из черной шерсти для будней, а белая шерсть предназначалась для обрядов и праздников.

Костюмы для свадьбы

Свадебный костюм невесты был очень красив, богато декорировался всевозможной вышивкой. Он не обходился без объемного нагрудного украшения из монет и металлического декорирования. Это украшение создавалось к обряду и потом передавалось в семье как реликвия. Вес его иногда достигал 35 кг. Обязательное свадебное покрывало (вÿргенчык), сшитое из трех полос белого холста и расшитое традиционными орнаментами, служило головным убором невесты.

История

Предки марийской народности начали освоение современной Волго-Вятской территории в начале первого тысячелетия новой эры. Они мигрировали из южных и западных областей на Восток под давлением агрессивных славянских и тюркских народов. Это привело к ассимиляции и частичной дискриминаций пермян, исконно обитавших на этой территории.

 

Часть марийцев придерживается версии, что предки народа в далеком прошлом пришли на Волгу из Древнего Ирана. После произошла ассимиляция с живущими здесь племенами финно-угров и славян, однако самобытность народа частично сохранилась. В пользу этого говорят исследования филологов, отмечающих, что в марийском языке есть индоиранские вкрапления. Особенно это касается древних молитвенных текстов, которые практически не менялись на протяжении веков.
К VII-VIII столетию прамарийцы сдвинулись севернее, заняв территорию между Ветлугой и Вяткой, где и обитают до сегодняшнего дня. В этот период серьезное влияние на формирование культуры и менталитета оказали тюркские и финно-угорские племена.
Следующий этап истории черемисов относится к X-XIV векам, когда ближайшими их соседями с запада оказались восточные славяне, а с юга и востока — волжские булгары, хазары, а затем и татаро-монголы. Долгое время народ мари находился в зависимости от Золотой орды, а затем и от Казанского ханства, которым платил дань пушниной и медом. Часть марийских земель находилась под влиянием русских князей и, по свидетельствам летописи XII столетия, также облагалась данью. На протяжении веков черемисам приходилось лавировать между Казанским ханством и русскими властями, которые пытались привлечь народность, чья численность на тот момент составляла до миллиона человек, на свою сторону.

В XV веке, в период агрессивных попыток Ивана Грозного свергнуть Казань, горные марийцы перешли под власть царя, а луговые поддерживали ханство. Однако, в связи с победой русских войск, в 1523 году земли вошли в состав Государства Российского. Однако название племени черемисов не зря означает «воинственный»: уже в следующем году оно взбунтовалось и свергло временных правителей до 1546 года. В дальнейшем еще дважды вспыхивали кровопролитные «черемисские войны» в борьбе за национальную независимость, свержение феодального режима и устранение русской экспансии.
Следующие 400 лет жизнь народа протекала относительно спокойно: добившись сохранения национальной аутентичности и возможности исповедовать собственную религию, марийцы занимались развитием сельского хозяйства и ремесел, не вмешиваясь в общественно-политическую жизнь страны. После революции была образована Марийская автономия, в 1936 — Марийская АССР, в 1992 году ей присвоили современное название Республика Марий Эл.

Почитание усопших предков

Марийцы не ходят на кладбища, они зовут умерших в гости каждый четверг. Раньше на могилах мари не ставили опознавательных знаков, сейчас же они просто устанавливают деревянные колоды, где пишут имена усопших. Религия марийцев в России очень похожа на христианскую тем, что на небе души живут хорошо, но живые верят, что их покойные родственники очень тоскуют по дому. И если живые не будут вспоминать своих предков, то их души станут злыми и начнут вредить людям.

Каждая семья устанавливает отдельный стол для умерших и накрывает его, как для живых. Все, что приготовлено на стол, должно стоять и для невидимых гостей. Все угощения после ужина отдают на съедение домашним животным. Этот ритуал также представляет собой прошение предков о помощи, вся семья за столом обсуждает проблемы и просит помочь найти их решение. После трапезы для умерших топят баню, и только через время туда заходят сами хозяева. Считается, что нельзя спать, пока все селяне не проведут своих гостей.

Язык

Наиболее многочисленной сегодня считается объединенная группа лугово-восточных черемисов, имеющая свой язык. Его относят к малой финно-пермской группе угорских языков, как и наречия удмуртов, коми, саамов, мордовцев. Он сформировался на базе финно-угорских и тюркских диалектов, когда черемисы активно заселяли территорию Поволжья. Письменность же у этого народа появилась поздно, лишь в XVIII столетии: в основу алфавита легла кириллица. Этот факт обосновывает отсутствие письменных свидетельств о жизни, традициях и обычаях марийского края.

Сегодня выделяют несколько диалектов и говоров:

  • луговой, на котором говорят на луговом берегу Волги и на Урале;
  • горномарийский, характерный для правого берега, а также западной части Марий Эл;
  • северо-западный, которым пользуются черемисы в Нижегородской и Кировской областях.

Современные модели

До сих пор марийский национальный костюм не утрачивает своей популярности. Становясь частью свадебного или торжественного образа, он привносит самобытные ноты этой богатой культуры.

  1. Белая туника с красным жилетом, дополненная золотой вышивкой, и украшением в виде монет отличается современными формами при национальной цветовой палитре.
  2. Свадебный наряд с укороченной рубахой и туникообразным кафтаном с вышивкой и атласными лентами – яркий образ для невесты, помнящей свои корни и обычаи.
  3. Костюм, состоящий из атласного платья с воланами и передника с грудкой, станет подходящим вариантом для народного торжества. Растительный орнамент украшает праздничный передник.

«Самое важное в женской одежде — женщина, которая ее носит» — Ив Сен-Лоран. Поделись статьёй и все узнают, что ты заботишься о своем внешнем виде! Спасибо ツ

Марийцы

Я живу в неприметном национальном регионе, который носит довольно нелепое для русского уха название Марий Эл и является родиной маленькой, но очень своеобразной нации марийцев. Чтобы не ходить вокруг да около скажу, что, во-первых, в сельской глуши до сих пор проживают люди, поклоняющиеся дохристианским богам, а, во-вторых, к ним относятся мои родственники по отцовской линии. В-третьих, надо отметить, что «сельской глушью» здесь можно назвать практически всю местность за пределами городов.

Чтобы понять местные обычаи и верования, нужно иметь примерное представление о том, кто такие марийцы, и каковы они. Народность относится к волжской ветви финно-угров, что делает их дальними родственниками финнов, эстонцев и венгров и более близкими — мордвы и коми. Как нация они сложились в неприветливой болотистой местности, окруженные татарами, русскими и чувашами, то есть не особо культурно близкими и доброжелательными соседями.

Типичный марийский мужик смотрит на тебя как на рушла

Как говорил Монтескье, география и среда определяет характер народа. И вот вам самый показательный факт, который может здорово обрисовать его: жители соседних регионов, как я узнал совсем недавно, называют местных простым и емким словом «кереметь», чаще всего даже не зная, что оно означает. А означает оно у самих марийцев одновременно дьявола и болотный дух, вредный, хитрый и злопамятный. «Не ходи по болоту, Кереметь за ногу утащит», — говорила мне бабуля.

В целом, все не так плохо и не такой уж кереметь, но характер у местных и вправду тяжеловатый. Вспомните все негативные стереотипы о русских: неприветливые, мрачные, сильно пьющие и слегка одичалые. Все это — стереотипы уже самих русских о марийцах, хотя лично мне они больше напоминают своеобразных хоббитов, просто не в лучшие годы и не в лучшем настроении.

Разновидности

В зимнюю пору года марийский национальный костюм дополнялся утепленным кафтаном, который носили и мужчины, и женщины, либо же овчинной шубой. Обувь была представлена теплыми валенками или сапогами. Марийские национальные костюмы, фото которых можно увидеть в интернете, подразделяются на несколько категорий:

  • будничные наряды;
  • свадебные;
  • обрядовые;
  • праздничные.

Основным элементом праздничного и повседневного костюма восточной мордвы была туника. Она представляла собой удлиненное цельнокроеное полотно из конопли или льна, которое складывали вдвое, делая разрез для горловины, затем часть ткани загибали вдоль и прошивали, создавая рукава.

Детская одежда напоминала уменьшенную копию нарядов для взрослых. Рубахи для мальчиков и девочек были украшены узорами и орнаментами, несущими защитные функции. Считалось, что они оберегают ребенка от негативного влияния окружающих, злых сил и соблазнов.

Женские

Традиционный женский костюм отличался яркими, красочными расцветками, необычными вышивками, обилием декоративных элементов. Основные элементы женского наряда и их особенности:

  • удлиненная туника – основная часть одежды, щедро украшенная вышивкой в области воротника, рукавов и подола, в некоторых случаях орнамент мог украшать и спину изделия;
  • женские рубахи декорировались бусинами, бисером, красивыми пуговицами, яркими лентами разных цветов, которые демонстрировали умения марийской девушки в рукоделии;
  • как и представители сильной половины марийского народа, под одежду женщины обязательно надевали штаны. Жительницы восточных регионов предпочитали свободные модели, обитательницы горной и луговой местности выбирали более приталенные изделия.

Для холодной, ветреной погоды девушки марийского народа предпочитали кафтаны, которые подразделялись на летние и зимние. Летние изделия были укороченными и достигали талии или линии бедер, зимние модели были более просторными и удлиненными, они служили для согревания носительницы.

В качестве декоративных элементов в женском национальном костюме выступал нагрудник, пояс, расшитый передник.

К поясу крепились железные кольца или монеты, разноцветные ленты, полотенца. Эти части костюма украшались бисером, бусинками, монетками, яркими лентами, красивыми, пестрыми платочками. Также часто использовался перламутр из раковин, который могли себе позволить только состоятельные люди.

Праздничные наряды мариек были украшены роскошными орнаментами, тесьмой, разноцветными лентами и небольшими, расшитыми платочками.

Обувь женщин марийского народа мало чем отличалась от мужской и была представлена летними лаптями, а также зимними сапогами или валенками.

Мужские

Мужские костюмы жителей марийской республики состояли из нескольких обязательных элементов, к которым относятся:

  • рубаха или удлиненная туника, которую называли тувыр;
  • кафтан;
  • холщовые штаны;
  • лапти или другая обувь;
  • головной убор.

Предки марийцев отдавали свое предпочтение удлиненным рубашкам, длина которых могла быть ниже колен. Несколько столетий спустя среди мужчин приобрели популярность более укороченные изделия, едва достигающие середины линии бедра. Горловина вышивалась специальным художественным узором, оберегающим человека от злых сил, зависти и сглаза.

В зависимости от региона проживания среди мужчин были популярными различные модели штанов. Горные и луговые жители предпочитали приталенный покрой, восточные марийцы выбирали более широкие и просторные фасоны штанов.

В зимний холод жители марийской республики дополняли свой наряд кафтаном традиционного черного или белого цвета, изготовленного из сукна или холста.

Презентация на тему Марийский национальный костюм Выполнила: Алексеева Диана Олеговна, студентка

  • Главная
  • Разное
  • Марийский национальный костюм Выполнила: Алексеева Диана Олеговна, студентка

Слайды и текст этой презентации

Марийский национальный костюм Выполнила: Алексеева Диана Олеговна, студентка факультета педагогики, 2 курс 1 группа

Народный костюм – яркое и неповторимое явление национальной культуры, где отражаются представления о красоте и целесообразности. Он является одним из важнейших компонентов фольклорных коллективов. Оформившись в древности, на протяжении веков, костюм, особенно женский, обогащался и видоизменялся, в соответствии с эстетическими вкусами. Формы костюма зависели от природно-климатических, социально-экономических, исторических условий. Марийские женщины издавна владели высоким искусством ткачества и вышивки. Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеров художественного наследия народа.

Особенности марийского народного костюма

Марийский костюм, как и наряд любой другой народности, имеет свои характерные черты и особенности:Основной цвет – белый с вкраплениями черной, бардовой и коричневой вышивки. В более поздние периоды в национальной одежде стал преобладать красный цвет – его получали в результате варения определенных растений.В вышивке в большей степени присутствовали геометрические и растительные орнаменты, символизирующие принадлежность носителя одежды к той или иной социальной группе

Кроме того, в вышивке были зашифрованы ритуальные символы, приносящие удачу и благополучие.Марийский костюм попал под влияние русской культуры и многое заимствовал от нее: например, в более поздние периоды марийцы стали изготавливать одежду из хлопка, а не из льна, как было ранее.Под любой наряд, не важно – мужской он или женский, – надевались штаны

Время не стоит на месте, и марийский национальный костюм претерпевает изменения, но даже в современный технологичный век он не теряет своей актуальности и популярности среди представителей народа мари. Все больше молодых людей надевают национальный костюм на свадьбы, праздники и торжественные мероприятия, тем самым показывая свою приобщенность к истории и культуре марийского народа.

Выше представлен один из вариантов танцевального сценического костюма восточных мари. Он отличается от обычного марийского костюма, но при этом не теряет своих традиций. Преобладающим цветом, как и полагается в марийском костюме является белый и бордовый. Начиная с рукавов и заканчивая подолом, платье расшито яркими крупными цветами. Низ подола и рукавов украшен нежно розовыми и красными лентами

Важной частью марийского костюма является пояс. Он отделан красной лентой и маленькими декоративными монетами

На груди красивым узором все также располагаются красная ленточка и монеты.

В настоящее время применение национального костюма все более перемещается в сторону праздничного и сценического. Но при этом она теряет свой популярности. Марийский народ никогда не упускает возможности показать свои великолепные костюмы. Мы всегда стараемся наряжаться на различные мероприятия и национальные праздники. Это делает нас счастливыми и сближает с традициями наших предков. Я горда тем, что являюсь частью этого народа, поэтому постараюсь сохранить и передать его самобытность и уникальность.

Название

Самоназвание марийского народа восходит к слову «мари» или «марий», что значит «человек». Ряд ученых считает, что оно может быть связано с именем древнерусского народа мери, или меря, обитавшего на территории современной Центральной России и упоминавшегося в ряде летописей.

 

В древности горные и луговые племена, обитавшие в Волго-Вятском междуречье, назывались черемисами. Первое упоминание о них в 960 году встречается в письме кагана Хазарии Иосифа: он упоминал «царемисов» в числе народностей, плативших каганату дань. Русские летописи отметили черемисов гораздо позже, лишь в XIII столетии, наряду с мордвой причислив их к народам, обитавшим на реке Волге.
Значение названия «черемис» до конца не установлено. Доподлинно известно, что часть «мис», так же, как и «мари», означает «человек». Однако каким был этот человек, мнения исследователей расходятся. Одна из версий отсылает к тюркскому корню «чер», означающему «сражаться, воевать». От него же происходит и слово «янычар». Эта версия выглядит правдоподобно, поскольку марийский язык является самым тюркизированным из всей финно-угорской группы.

Какие детали марийского костюма существуют?

Мужская одежда марийцев летом включала следующие элементы:

  • рубаху – тувыр – прямого покроя с рукавами, пришитыми без проймы, встык, и центральным или боковым разрезом от ворота;
  • штаны – йолаш – из домотканого холста с разной длиной шага – узкой у жителей лугов и гор или широкой у восточных марийцев;
  • пояс с подвесками – ÿштö — выполнявший несколько функций кряду. Он служил основой для крепления ножен, табачных мешочков, огнива, денежного кошелька, оберегов. Мог быть сделан из кожи, конопли, шелка, шерсти;
  • летний кафтан – шовыр – холщовый, прямого туникообразного кроя;
  • шляпу, картуз — упш, теркупш – валяные из шерсти.

Зимой к этому комплекту добавлялась другая одежда:

  • Теплый кафтан – из домашнего сукна;
  • Шуба, тулуп – кÿрык, ужга — овчинные, прямого покроя или с отрезом по талии;
  • Шапка – из овечьей шерсти.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: