Второстепенные персонажи
На страницах произведения имеются и герои второго плана, которые помогают раскрыть образы главных персонажей. Автор дал им следующее описание:
- Старик Антипыч — пожилой человек, который много лет работает лесником. Он умен и мудр, поэтому к нему часто приходили за советом. Его уважают местные жители за знания и опыт. Лесничий проживает в сторожке с собакой по кличке Травка. У старика часто бывают в гостях охотники, дровосеки, они с удовольствием слушают рассказы Антипыча.
- Собака Травка — пес старого лесничего. Животное понимает своего хозяина и выполняет его приказы. Когда старик умер, Травка не покинула сторожку, осталась там жить, ежедневно принося добычу. Однажды собака охотилась за зайцем и набрела на болото, в котором тонул Митраша. Она помогла мальчику выбраться из топи, после чего дети забрали ее жить к себе.
- Волк — старый обитатель леса, местные жители прозвали его Серым помещиком. Он частенько воровал скот, убивал собак. Его стая была истреблена, но Серый помещик всегда был неуловим. Он услышал, как в зарослях лает собака, и погнался за ней, но в результате был убит смелым мальчиком, который не растерялся, увидев хищника, и выстрелил в него из ружья.
Историю о сиротах рассказывают исследователи болотных ресурсов. Рабочим хорошо известна жизнь всех жителей поселка. Этим людям жалко детей, которые остались без родительского попечения, поэтому они присматривают за ними. Собственно, они и замечают отсутствие Митраши и Насти, после чего поднимают тревогу и отправляются на поиски сирот.
Урок 5. В мастерской художника. Рассказы «Золотой луг», «Синий лапоть», «Таинственный ящик», «Столбы» (Урок внеклассного чтения)
Ученики делятся впечатлениями, зачитываютотзывы, показывают нарисованные иллюстрации.
Рассказ М.М. Пришвина «Золотой луг» входит вцикл «Лесной хозяин». В нём повествуется о том,что дети срывали одуванчики сначала только длязабавы. Потом они обнаружили, что одуванчики наночь закрывают свои лепестки. “С тех пор, — пишетавтор, — одуванчик стал для нас одним из самыхинтересных цветов, потому что спать одуванчикиложились вместе с нами, детьми, и вместе с намивставали”.
«Синий лапоть» входит в цикл «Рассказыохотника». Автор с юмором рассказывает случай изжизни охотников. В лесу вырубили просеку, большиедеревья увезли, а мелкие ветки сложили кучами.Зайцы со всего леса стали зимовать в этих кучах —в грачевнике.
Охотник Родионыч называл зайца “синийлапоть”. Именно он обнаружил, где скрываютсязайцы. Когда на охоте все подошли к грачевнику,Родионыч стал тыкать палкой, но заяц не выскочил.Тогда старый охотник присел в сторонке и вдругзаметил, что заяц прячется на самом верху кучи вснегу. Рассказчик и Родионыч удивились умномузайцу. Родионыч кинул в него снежком, заяцподскочил и как будто с неба упал на охотников.Охотники выстрелили разом и промахнулись. Заяцскрылся в кустах.
Пришвин с такой любовью описывает зайца, чточитатель понимает: автор ходит на охоту не длятого, чтобы подстрелить дичь, а чтобы лучшепознакомиться с жизнью животных.
Рассказ «Таинственный ящик» входит в цикл«Звери». Рассказчик передаёт историю, услышаннуюот сибирского охотника, “имеющего большуюнаграду за партизанскую войну”. Эта историяпосвящена находке и смекалке храброго человека.
Однажды три охотникаотправились на волков с поросёнком. Сели в сани, вбольшой ящик посадили поросёнка. Дёргают его ктоза хвост, кто за ухо. Поросёнок визжит, а волки совсей степи на этот визг сбегаются. Лошадь сиспугу понесла, поросёнок с ящиком и один охотникбез ружья вывалились из саней. Волки быстро съелипоросёнка, а охотник спрятался под ящик и поползс дороги в снег. Один волк просунул нос сквозьдоски, охотник “словом своим человеческимдунул”, и волки разбежались. А тут и двоетоварищей подоспели.
“— Какое же это слово такое он знал противволков?
— Обыкновенное слово, — сказал партизан. —Какие слова говорят в таких случаях: «Дураки вы,волки», — сказал, — и больше ничего”.
Так завершает Пришвин свой рассказ о том, чтосильный духом человек, который сумел неподдаться страху, не растеряться в труднуюминуту, сможет найти выход из самой труднойситуации.
Эти рассказы отличаются от «Кладовой солнца»:перед нами короткие зарисовки, в которыхописывается одно явление или один конкретныйэпизод. А сказка-быль — это крупное произведениес несколькими сюжетными линиями и глубокимсмыслом. Эти рассказы и «Кладовую солнца»объединяет любовь автора к людям и природе.
II. В мастерской художника. Рассказ«Столбы»
В учебнике-хрестоматии дан рассказ писателяВ.Важдаева о том, как работал Пришвин (с. 65–66).Статья «В мастерской художника» даёт намвозможность приоткрыть тайну творчествабольшого мастера. Прочитаем выразительно этустатью.
Чтобы сравнить сюжет, который дала художникужизнь, и произведение, которое получилось врезультате творческого осмысления этого сюжета,учитель или подготовленный ученик прочитаютрассказ М.М. Пришвина «Столбы». После этогозададим детям вопросы:
— Что же такое рассказ: реальность илифантазия художника?
— С помощью чего случай из жизни превратилсяв художественное произведение?
— На следующем уроке мы будем писатьсочинение. Вспомните какой-нибудь случай изсвоей жизни, может быть, из жизни ваших домашнихживотных и подумайте, что нужно сделать, чтобыэтот случай превратился в рассказ.
Секрет названия
Обязательно следует написать о том, почему книга Пришвина называется «Кладовая солнца». «Самое трудное, — говорит автор, — победить не внешнее зло, а что-то плохое в себе самом, в своей душе и жить в любви со всеми в мире. Душа каждого — это кладовая добра, то есть солнца». На первый взгляд, трудно понять, какую связь имеет заголовок с темой и идеей повести. Значение слов (метафору) «кладовая солнца» автор позаимствовал у исследователей болот. Учёными названо так торфяное место, где хранилось солнечное тепло и огонь, заключённое в отмерших растениях.
Сказка-быль Пришвина повествует о дружбе и преданности. В итоге брат с сестрой научились быть терпимее друг к другу, уметь прощать. Дети стали жить в согласии с собой. А ещё книга учит внимательно относиться к природе, окружающему миру.
Композиционные особенности
Тема сказки-были Пришвина — связь человека и природы. Автор воспевает гуманность, которая делает человека царём всего живого. Композиция «Кладовой солнца» помогает раскрыть главную мысль книги. Вот основные композиционные части:
- Экспозиция. В ней говорится о жизни двух осиротевших детей.
- Завязка. Настя и Митраша собираются весной за перезимовавшей под снегом клюквой.
- Выбор пути.
- Нарастание напряжения. Дети расходятся.
- Эпизод с собакой Травкой.
- Рассказ о Сером помещике.
- Кульминация. Митраша увяз в болоте.
- Собака спасает мальчика.
- Настя и Митраша сходятся.
- Развязка. Мальчик убивает старого волка.
История создания
Повесть-сказка «Кладовая солнца» была написана примерно за месяц и закончена в начале июня 1945 г. Пришвин принял участие в конкурсе на лучшую книгу для детей, объявленную Министерством просвещения РСФСР. Пришвин на конкурсе победил, и произведение напечатали в журнале «Октябрь» №7 за 1945 г.
С 1941 по 1945 гг. Пришвин был эвакуирован в деревню Усолье Ярославской области, где протестовал против вырубки леса торфоразработчиками. Там он наблюдал жизнь детей-сирот, десятилетней Сони и одиннадцатилетнего Бори, которые успешно справлялись с хозяйством. Они стали прототипами 12-летней Насти и 10-летнего Митраши.
Пришвин не имел четкого замысла, первоначально собираясь описать, как в лесу дети поссорились и пошли собирать клюкву разными тропами. Дальнейший сюжет сложился сам собой в процессе написания.
Пришвин долго размышлял над названием. То он хотел назвать повесть по прозвищам главных героев («Золотая Курочка и Мужичок в мешочке»), по их отношениям («Друзья»), то по месту действия («Тропа испытаний», «Блудово болото»), то по проблематике («Правда Антипыча», «Друг человека»). Метафора «Кладовая солнца» придумана вовсе не Пришвиным. Это точное выражение он нашёл в исследовании о болотах, где они назывались так, потому что хранили солнечные огонь и тепло, заключенные в растениях.
Из истории создания
Около месяца работал Пришвин над произведением. В июне 1945 года книга «Кладовая солнца» вышла в печать. С ней автор победил в конкурсе на лучшее детское произведение.
Военные годы писатель провёл в деревне Усолье Ярославской области. Там он боролся с вырубкой лесов торфоразработчиками. В той же местности жили дети-сироты, десятилетняя Соня и одиннадцатилетний Боря. Они сами хозяйничали в доме. Именно эти дети стали прототипами героев сказки-были. У Михаила Михайловича изначально не было чёткого плана описания того, как ребята поссорились и отправились собирать клюкву разными тропинками. Сюжет складывался сам собой в течение написания.
Глава 2
Ягода клюква появляется в болоте летом, собирают ее обычно по осени. Но слаще всего клюква весенняя, та, что из-под снега. Такая клюква считается не только самой вкусной, но еще и целебной.
В апреле снег в лесу еще лежал, но в болотные кочки уже освободились из-под зимнего покрова. Вот брат с сестрой и засобирались за сладкой весенней клюквой. Рассказ отца о палестинке, что есть на Блудовом болоте, очень запомнился Мите. Палестинка – эта, по словам их отца, как будто вся усыпана красной и крупной ягодой. Но знали дети и о Слепой елани, топком месте, где много пропало людей и животных.
Встав рано до рассвета, Настя дала корм домашним животным и приготовила под клюкву большую корзину. Не забыла она и о еде: взяла чугунок картошки, хлеба и молока.
Митраша тоже собирался с толком: взял с собой ружье “Тулку”, манки на рябчиков и компас. Мальчик хорошо помнил наказ отца: никогда не ходить в лес без компаса. В лесу стрелка компаса роднее матери, неизменно всегда поможет не заплутать.
Рис. 3. Митраша. Иллюстрация к рассказу “Кладовая солнца”. Художник Е. Рачев
Техники и приемы иллюстрации для сказки «Кладовая солнца»
Для создания иллюстраций к сказке «Кладовая солнца» можно использовать различные техники и приемы, которые помогут передать настроение и атмосферу произведения.
Ниже приведены некоторые из них:
Графический стиль. Можно выбрать определенный графический стиль для иллюстраций, например, использовать контурные линии или нарисовать сказочных персонажей в стиле картины.
Цветовая гамма. С помощью цветов можно передать настроение сказки. Например, использование ярких и насыщенных цветов может создать веселое и радостное настроение, а приглушенные и теплые тона помогут передать умиротворенность и спокойствие.
Композиция и ракурс. Правильное расположение объектов на иллюстрации и выбор ракурса могут создать интересный и динамичный образ
Например, можно изобразить героев сказки в движении или выбрать необычный ракурс, чтобы привлечь внимание читателя.
Детали и текстуры. Добавление различных деталей и текстур может сделать иллюстрацию более живой и интересной
Например, можно добавить детали в виде узоров на одежде персонажей или создать текстуру фона.
Символика и аллегории. Использование символики и аллегорий может помочь передать глубинное содержание сказки и вызвать настоящее восхищение у читателя.
Выбрав одну или несколько техник и приемов иллюстрации, можно создать уникальные иллюстрации к сказке «Кладовая солнца», которые будут удивлять и восхищать своим красочным и магическим миром.
Неведома зверушка
По отдельности всё понятно. Сказка — это ложь, в которой намёк, добрым молодцам урок. Школьники, услышав слово «сказка», вспоминают что-то русское народное про Ивана-царевича, Василису Премудрую и Кощея Бессмертного. В таких произведениях чаще всего описаны чудеса. Звери не только разговаривают, но ещё ходят на двух ногах, наряжаются, хозяйничают и отдыхают — в общем, ведут себя так же, как люди. Между собой они ссорятся и мирятся, а если в сказке появляется главный герой, помогают ему справиться с испытаниями: например, Иван-царевич всюду расхаживает с серым волком, а Емеля, тридцать три года пролежавший на печи, ловит волшебную щуку.
Конечно, сказки бывают и бытовыми — то есть такими, где описаны пусть необычные, но всё-таки вполне объяснимые события. Одна из самых известных таких сказок — это, конечно, «Каша из топора». Перечитаем её, открыв сборник А. Н. Афанасьева:
- Случилось солдату идти через деревню. Зашёл он в одну избу, поздоровался и говорит хозяйке:
- — Хозяюшка, дай-ка мне чего-нибудь поесть!
- У хозяйки было много всякой еды, а она говорит:
- — Нет у меня ничего! Сама ещё ничего не ела сегодня! <…>
- — Если так, то давай мне топор, я из топора сварю!
- «Что это за чудо? — думает хозяйка. — Дай посмотрю, как солдат из топора кашу варить будет».
- Принесла ему топор. Солдат взял топор, положил его в горшок, налил воды и давай варить. Варил, варил, потом попробовал и говорит:
- — Вкусная каша получается! Вот только бы крупы немного положить!
- Принесла ему хозяйка крупы. Положил солдат крупу, опять варил, варил, попробовал и говорит:
- — Совсем уж готова, только бы немного масла и соли добавить!
- Сварил солдат кашу и зовёт хозяйку:
- — Ну, хозяйка, давай теперь хлеб да бери ложку: будем кашу есть!
- Стали они кашу есть.
- — Вот не думала, — говорит хозяйка, — что из топора такую вкусную кашу сварить можно!
Конечно, никакой мистики здесь нет: солдат просто обманул глупую и жадную хозяйку, которой захотелось увидеть чудо. И всё-таки то, что перед нами — сказка, сомнений не вызывает. Такая ситуация могла произойти в любой стране, причём когда угодно: хоть сто, хоть триста, хоть пятьсот лет назад
Что это за солдат, как его зовут, с какой войны он возвращается (или, может, просто проходит учения) — неизвестный автор не объясняет, да это и не важно. На его месте, пожалуй, мог оказаться человек любой другой профессии: хоть торговец, хоть лесоруб
И всё-таки главным героем оказался солдат — наверное, потому, что военные постоянно «кочуют» из одного региона в другой и так легче объяснить, почему хозяйка была с солдатом не знакома, да и соседи ещё не успели ей насплетничать, какой хитрец завёлся в их краях.
Однако у М. М. Пришвина всё по-другому. С первых же строк мы узнаём, как зовут главных героев, сколько им лет, как они выглядят, где живут — и как относятся друг к другу:
- В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне. <…>
- Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки <…>. Только носик один был чистенький и глядел вверх.
- Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. <…>
- После родителей всё их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, тёлушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.
- Вместе с этим богатством досталась, однако, детишкам бедным и большая забота о всех живых существах. Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны! <…>
- Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно зазнался <…>. Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало слушается, стоит и улыбается…
Не только на первой странице — по всему тексту рассыпано множество подробностей. Например, когда дети собираются за клюквой, писатель копотливо перечисляет, что они берут с собой: от компаса до маминой корзины, под ручку которой надо класть полотенце, чтобы не устало плечо… Да и дальше, когда ребята, придя в лес, ссорятся и расходятся по разным тропинкам, автор, хотя и уделяет много внимания их переживаниям, не перестаёт описывать природу: само болото, деревья, птиц… И тут-то «Кладовая солнца» и превращается из были в сказку.
Подготовка к рисованию иллюстрации
Прежде чем приступить к рисованию иллюстрации к сказке «Кладовая солнца», необходимо подготовить все необходимые материалы и пространство для работы.
Шаг 1: Материалы
Вам понадобятся следующие материалы:
— Бумага для рисования. Вы можете использовать как обычную белую бумагу, так и специальную художественную бумагу.
— Карандаши для рисования. Рекомендуется использовать карандаши с различной твердостью грифеля, чтобы создать контраст и объемность в рисунке.
— Цветные карандаши или маркеры. Вы можете использовать цветные материалы для придания яркости иллюстрации.
— Ластик. Необходим для исправления ошибок и сглаживания линий.
Шаг 2: Рабочее пространство
Выберите удобное место для работы, где у вас будет достаточно света и места для размещения всех материалов. Убедитесь, что ваша рабочая поверхность чистая и свободна от посторонних предметов.
Также, рекомендуется работать на наклонной поверхности, чтобы облегчить процесс рисования и получить более точный результат.
Всюду жизнь
Вся природа у Пришвина, все живые существа — не только животные, но даже растения — наделены человеческими характерами. Один из самых запоминающихся фрагментов повести (точнее, «сказки-были») — описание сосны и ели, которые не первое столетие борются за каждую капельку влаги, за каждый лучик солнца:
Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня… С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга… Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями — за воздух и свет. Поднимаясь всё выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку.
По воспоминаниям М. М. Пришвина, этот образ для него имел особенное значение. В статье Я. Гришиной «“Кладовая солнца“: сказка и быль» приведена цитата из записок автора:
Сказку я понимаю в широком смысле слова, как явление ритма, потому что сюжет сказки с этой точки зрения есть не что иное, как трансформация ритма. Я это могу иллюстрировать из своего опыта создания сказки «Кладовая солнца». Когда застонали деревья, все части расположились как металлические опилки под полюсом магнита… сказку, не подчиненную поэтическому ритму, я исключаю.
Вслед за «живыми» деревьями появились и главные персонажи из животного мира — положительный и отрицательный. Добрый герой здесь — конечно, гончая собака Травка, которая долго и верно служила леснику Антипычу, а когда тот умер, никуда не ушла из его дома, а осталась жить рядом с ветхим домиком — правда, уже не во дворе, а в лесной местности, а именно в «картофельной яме», то есть во временном погребе. (Сельские жители часто выкапывали где-то неподалёку от дома траншею, где можно было, как в погребе, всю зиму хранить овощи, чтобы они не испортились в морозы. Ведь если не зарывать овощи в землю, а просто положить мешки в неотапливаемую часть избы, то с наступлением зимы они промёрзнут, а такая картошка в пищу уже не годится.)
Травка — настоящий друг человека. Все люди для неё чем-то похожи на Антипыча, и, хотя ей печально и одиноко от того, что прежний хозяин навсегда покинул её, она готова прийти на помощь любому человеку:
Может быть, для неё, в её собачьем понимании, Антипыч вовсе даже не умирал, а только отвернул от неё лицо своё. Может быть, она даже и так понимала, что весь человек — это и есть один Антипыч со множеством лиц. И если одно лицо его отвернулось, то, может быть, скоро её позовет к себе опять тот же Антипыч, только с другим лицом, и она этому лицу будет так же верно служить, как тому…
Главный злодей в «Кладовой солнца» — волк по прозвищу Серый помещик, создание умное и хитрое, но невероятно жестокое. Кажется, он даже получает удовольствие от своих ужасных выходок:
Серый за одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая. Из-за кустика можжевельника он дожидался, когда отлучатся или уснут пастухи. И, определив нужный момент, врывался в стадо и резал овец и портил коров. <…> Зимой он ловил больше собак в деревнях и питался почти только собаками. И до того обнаглел, что однажды, преследуя собаку, бегущую за санями хозяина, загнал её в сани и вырвал прямо из рук хозяина.
В то утро, когда дети между собой поссорились и пошли по разным тропам, Серый <…> поставил единственное ухо на ветер, выпрямил половину хвоста и завыл.
Какой это жалобный вой! Но ты, прохожий человек, если услышишь и у тебя поднимется ответное чувство, не верь жалости: воет не собака, вернейший друг человека, — это волк, злейший враг его <…>. Ты, прохожий, побереги свою жалость не для того, кто о себе воет, как волк, а для того, кто, как собака, потерявшая хозяина, воет, не зная, кому же теперь, после него, ей послужить.
Этот-то Серый помещик и вышел на охоту к «палестинке» — чудесному месту, где, судя по слухам, можно набрать целую корзину кислой весенней клюквы. Смогут ли Настя и Митраша избежать встречи с хищником — и вернуться домой живыми и здоровыми?..
Подбор запоминающихся образов и композиции
Для того чтобы сделать иллюстрацию к сказке «Кладовая солнца» запоминающейся и красочной, вам необходимо тщательно подобрать образы и композицию. Необходимо, чтобы иллюстрация выразила основные идеи сказки и создала яркое впечатление на читателя.
Выбирая образы для иллюстрации, обратите внимание на главного героя — маленького ёжика. Вы можете изобразить его в типичной позе, с характерными колючками, что позволит читателю сразу узнать, кто изображен на иллюстрации
Также вы можете добавить некоторые детали, которые связаны с сюжетом сказки, например, кладовую с солнцем, ленточку с загадкой и т.д.
Важную роль в создании запоминающейся иллюстрации играет композиция
Разместите главного героя в центре изображения, чтобы привлечь внимание читателя. Добавьте другие персонажи или предметы связанные с сказкой вокруг главного героя, чтобы создать интересный сюжетный момент
Используйте линии направления, чтобы создать движение и визуальную динамику.
Не забудьте также об оформлении иллюстрации. Используйте яркие и насыщенные цвета, чтобы создать атмосферу сказочности. Выделите некоторые детали или персонажи с помощью контрастных цветов или теней. Это поможет придать глубину и объем вашей иллюстрации.
Использование ярких красок и детализации
Для создания красочной иллюстрации к сказке «Кладовая солнца», необходимо использовать яркие и насыщенные цвета, чтобы подчеркнуть магическую атмосферу и волшебство происходящего.
Особое внимание следует уделить детализации и проработке деталей, чтобы передать все тонкости и особенности сказочного мира. Не забудьте акцентировать внимание на главных героях и ключевых моментах сказки
Сочетание ярких красок с тщательной прорисовкой деталей поможет создать захватывающую иллюстрацию, которая оживит сказку «Кладовая солнца» на страницах книги или в воображении читателей.
Сочинения
Пришвин — писатель, которого долгое время не признавали, а его произведения были не востребованными и только в последние десятилетия на данного автора обратили внимание, оценили его работы и стали активно изучать. Однако до конца Пришвина пока так и не изучили. Тем не менее, автора прекрасных работ, в том числе и сказок, изучают в школе
Вот и мы познакомились с прекрасным произведением, сказкой — былью под названием Кладовая солнца Пришвина, чей анализ ниже и представляем вниманию читателей
Тем не менее, автора прекрасных работ, в том числе и сказок, изучают в школе. Вот и мы познакомились с прекрасным произведением, сказкой — былью под названием Кладовая солнца Пришвина, чей анализ ниже и представляем вниманию читателей.
Пришвин Кладовая солнца анализ
Анализируя работу М. Пришвина Кладовая солнца, мы попадаем в одну деревню, где знакомимся с героями произведения. Это сироты Митраша и его старшая двенадцатилетняя сестра Настя. Это тяжелое послевоенное время, однако детям удается выживать, ведь имеется и небольшое хозяйство, да еще и соседи добрые и постоянно помогают, называя ребят любимцами. С первых строк описания, мы видим, насколько любит автор своих героев, он внимателен к ним и с любовью знакомит нас с детьми, которым рано пришлось повзрослеть и возложить на свои плечи домашнее хозяйство. Используя образы детей, Пришвин показывает, насколько трудолюбивы крестьяне и с любой трудностью и сложностями они способны справиться.
Сам сюжет незамысловат. Дети в рассказе не идеальные, они также ссорятся и мирятся, но в то же время они самостоятельны. Однажды они собрались к палестине на клюквой. Но куда идти не знали, вот и пошли наугад. Митраша еще и ружье захватил, ведь в лесу живет голодный волк.
Словом, пошли дети за приключениями и они их быстро настигли. Не найдя компромиссного решения, дети пошли разными дорогами и это все чуть не завершилось плачевно. Митраша угодил в болото, которое чуть его не засосало, а сестра, увлекшись собиранием ягод, не сразу заметила, что ее брата долго нет и что он нуждается в помощи. Но все закончилось хорошо. Митраша спасен, брат и сестра помирились, стали добрее и умнее и даже все ягоды отдали детям, которые были эвакуированы из Ленинграда.
В нашем анализе хочется отметить, насколько интересно обыгрывает писатель в своей работе Кладовая солнца сказочные мотивы. Читаешь произведение, и не сомневаешься, что описываются реальные жизненные ситуации. Прекрасно описана здесь и природа, где автор не только описывает ее красоту, но и оживляет ее. Так, когда дети ссорятся, начинает выть ветер, как бы предупреждая, что дальше будут испытания и сложности. Когда мальчик подходил к болоту, даже деревья и кусты пытались заслонить его от опасности, густо став на пути мальчика. Природа не бездействует, а всячески пытается помочь человеку.
Завершая анализ произведения Пришвина для 6 класса, скажу, данная работа пришлась мне по душе и я с удовольствием ее прочитал от начала и до конца, переживая за детей и за их судьбу.
Анализ и основная мысль
Пришвин написал свое произведение в жанре сказки-были. В сюжете повествуется о детях, оставшихся сиротами, о жизненных трудностях, которые им приходится преодолевать. У каждого из них свои домашние обязанности.
Особенность произведения — это описание природы, автор намеренно заостряет внимание на окружающей среде. Когда дети расстаются, погода ухудшается: деревья колышатся от сильного ветра, солнце прячется за облака, появляется серая тучка. Природа как бы предупреждает брата с сестрой, что впереди их ждут новые суровые испытания
План для пересказа:
Природа как бы предупреждает брата с сестрой, что впереди их ждут новые суровые испытания. План для пересказа:
- Жизнь и быт сирот.
- Поход за клюквой.
- Ссора Насти и Митраши.
- Болото и помощь Травки.
- Встреча с волком.
- Благополучное возвращение домой.
Произведения автора изучаются на уроке литературы, по их сюжетам заполняется читательский дневник, пишутся сочинения и изложения. Увлекательные рассказы и повести могут быть интересны не только маленьким, но и взрослым читателям.
Читательский дневник по рассказу «Кладовая солнца» Михаила Пришвина
Название произведения: «Кладовая солнца»
Число страниц: 12
Жанр: рассказ
Главные герои: Настя, Митраша.
_______
Характеристика главных героев:
Митраша — мальчик серьезный и ответственный.
Храбрости ему не занимать, но любит спорить.
Он сам из ружья убивает волка, хотя целился в зайца.
Настя — старательная и заботливая девочка.
Она старшая сестра Митраши и старается его опекать.
___
Краткое содержание «Кладовая солнца» для читательского дневника:
Девочка Настя и ее брат Митраша пошли на болото для сборов клюквы.
Из-за ссоры дети пошли в разные стороны, и на их судьбу выпало много опасных приключений.
Собака Травка спасла Митрашу, вытащив из болота; Насте пришлось спасаться от змеи.
В конце произведения дети встретились, и наступило примирение.
Тогда они уже с кучей клюквы вернулись домой.
План произведения для пересказа:
1. Хозяйство брата и сестры
2. В лес за клюквой
3. Спор детей
4. Волки
5. Митраша и болото
6. Помощь Травки
7. Возвращение домой.
Синквейн:
Умный, ответственный.
Помогает, охотится, мастерит.
Верный помощник в хозяйстве.
Воспитанность.
Настя.
Трудолюбивая, заботливая.
Готовит, ухаживает, работает.
Очень сильно любит брата.
Самостоятельность.
Главная мысль рассказа «Кладовая солнца»:
Нужно всегда держаться вместе, быть командой и помогать друг другу, несмотря на разногласия.
Находчивость – верный помощник в любых ситуациях.
_______
Чему учит произведение:
Произведение учит находить компромиссы, договариваться и поддерживать друг друга.
Также оно учит никогда не упускать руки, бороться до конца.
Краткий отзыв по произведению «Кладовая солнца» для читательского дневника:
Рассказ Михаила Пришвина увлекательный и поучительный.
Главные герои вызывают восхищение и уважение.
Ведь они, несмотря на свой малый возраст, были полностью самостоятельными.
Автор показывает нам, как важно ответственно подходить к делу и не быть легкомысленными.
Если бы Митраша выбрал правильную тропу, то с ребятами не приключилась бы эта неприятная ситуация.
Мне очень понравился пес Травка.
Он героически помог мальчишке выбраться из болота.
В произведении присутствуют как напряженные моменты, так и приятные – например, примирение детей.
Советую каждому прочитать этот рассказ, ведь он воспитывает характер, учит многим важным качествам.
Один в поле не воин.
Друг за друга держись — от беды воротись.
Библиотека читательских дневников автора пополняется
Сказка «Кладовая солнца»: краткое описание
На своем пути героиня проходит через различные испытания и встречает разных персонажей, каждый из которых помогает ей в поисках. Она попадает в загадочный лес, где встречает добродушного лесного духа, который дает ей магическую палочку, способную прогонять тьму. Далее Алиса попадает в город, где живут люди, и с трудом находит помощь в поисках кладовой солнца.
Путешествие Алисы становится все более опасным, так как на ее пути встает злобная ведьма, которая старается преградить ей дорогу. Но благодаря своей смелости и смекалке Алисе удается справиться с этим испытанием и найти долгожданную кладовую солнца.
Сказка «Кладовая солнца» наполнена волшебством, дружбой и надеждой. Она учит нас ценить свет и радость в жизни, а также показывает, что необходимо преодолевать все преграды на пути к своей цели.
Жанровое своеобразие
В книге «Золотая роза» о Пришвине писал К. Г. Паустовский: «Его нужно перечитывать время от времени, выписывать для себя в заветные тетради, открывая всё новые и новые стороны любви к природе и человеку».
Никто так, как Михаил Михайлович, не изображал человека царём природы. Для этого он выбрал непростой жанр — сказку-быль с элементами повести. Писатель превратил реальные события в сказочные и получил забавную «вещицу». В детской повести соединились черты сказки и были. Всё это для того, чтобы показать победу всех вечных ценностей. Если возникает вопрос о том, «Кладовая солнца» — это рассказ или повесть, то лучше называть её повестью. Жизнь героев в книге показана в пределах нескольких событий.