Третья серия упражнений. Улучшение аккомодации
Упражнений этой серии выполняются из положения стоя.
- «Близко-далеко». Встаньте ровно. Слегка вытяните руку вперед и держите указательный палец на расстоянии 25-30 см от вашего носа. Фокусируйтесь на кончике пальца в течение 3-4 секунд, а затем переведите свой взгляд в самый дальний угол комнаты. Вновь верните взгляд на кончик пальца, и опять переведите фокус на несколько метров вперед. Выполните упражнение 10-12 раз. Отдохните;
- «Приближалка-отдалялка». Сосредоточьтесь на кончике указательного пальца, который вы по-прежнему держите перед собой. Затем медленно подведите палец к носу и коснитесь его кончика. Глаза неотрывно следуют за движением пальца и сходятся в одной точке, глядя на кончик носа. Отведите палец обратно и сопроводите взглядом это движение. Затем снова приблизьте палец и вновь отдалите. Повторите упражнение 6-8 раз в медленном темпе;
- «Приближалка-отдалялка по очереди». В этом упражнении всё выполняется каждым глазом по очереди. Прикройте левой рукой левый глаз, а правая рука и правый глаз выполняют «приближалку-отдалялку» 6-8 раз. Затем поменяйте руку и глаз, и точно так же сделайте 6-8 повторений;
- «Точка». Нарисуйте маркером на оконном стекле небольшую точку на уровне ваших глаз. А за окном выберите объект или предмет, который находится на максимально далеком от вас расстоянии по прямой оси вашего зрения. Фокусируйтесь на оконной точке в течение 3-4 секунд, а затем по воображаемой прямой линии переведите взгляд на выбранный объект и останьтесь на нем на 3-4 секунды. Вернитесь обратно к точке, а затем снова переведите взор на далекий объект. Максимальное время выполнения упражнения составляет 5 минут. Если ваше время ограничено или вы спешите, выполните 10 повторений. Это упражнение невероятно полезно для аккомодации и способности глаза фокусироваться как на близких объектах, так и на дальних, поэтому его рекомендуется выполнять чаще и дольше в комплексе с остальными упражнениями. Профессор Аветисов советует со временем увеличивать время упражнения до 7 минут.
Гимнастика по Аветисову отличается простой, но при этом высокой эффективностью. Терапевтический эффект достигается через месяц систематических занятий, но некоторые утверждают, что чувствуют улучшение уже после 2-3 тренировок.
И это неудивительно, ведь в основу упражнений заложен принцип поочередного напряжения и расслабления глазных мышц, что в конечном итоге приводит к сбалансированию зрительной функции и устранению негативных последствий переутомления глаз.
Существует еще один прекрасный «побочный эффект» от упражнений.
За счет тренировки круговой мышцы глаза, устраняются мешки под глазами и разглаживаются мелкие морщинки, которые возникают вследствие прищуривания – симптома, по которому «узнают» всех близоруких людей.
Дополнить зрительную гимнастику по Аветисову можно легкими физическими упражнениями, такими как повороты головы из стороны в сторону, наклоны головой вперед и назад, круговые движения головой и тому подобными. Также можно размять плечевой пояс и выполнить массаж воротниковой зоны. Дамы могут завершить зарядку нанесением любимого увлажняющего или питательного крема в область нижнего века.
В начале статьи мы упомянули, что гимнастика для глаза Аветисова в первую очередь оказывает благотворное воздействие на людей, чьи глазки с «минусом», т.е. на тех, у кого близорукость (люди, которые плохо видят вдаль). Могут ли выполнять этот комплекс упражнений «плюсики» -дальнозоркие? Конечно, могут. Снять усталость и спазм с глаз, придать тонус мышцам будет полезно всем. Даже тем людям, которые не жалуются на плохое зрение.
Упражнения для глаз при глаукоме
Глаукома является одним из опаснейших офтальмологических заболеваний. Это связано с тем, что очень часто глаукома протекает бессимптомно, и пациенты обращаются к врачу лишь на III или IV стадии, когда восстановить зрение уже невозможно, ни с помощью капель, ни с помощью операций.
Упражнения для глаз при глаукоме является дополнительным методом лечения, позволяющим немного улучшить кровообращение в сосудистой оболочке, а также усиливают циркуляцию ВГЖ, способствуя ускоренному оттоку. Следует понимать, что гимнастика для глаз не заменяет гипотензивных капель, назначенных врачом, и осуществляется только после их закапывания. Если проводить зрительные упражнения при глаукоме с нарушением оттока внутриглазной жидкости, не закапав при этом Латанопрост (Травапрост) или Пилокарпин, то может возникнуть повышение ВГД.
Также следует отметить, что при глаукоме есть некоторые ограничения в повседневной жизни.
Запрещено:
- Посещение горячих саун и бань.
- Поднятие тяжестей более 10кг.
- Употребление кофе, крепкого чая, алкоголя и курение.
- Длительная работа с наклоном туловища вперед – прополка, мытье полов, чистка снега и т.д.
- Употребление острой пищи и употребление более 2л воды в день – это тоже повышает ВГД.
- Ношение галстуков или одежды с тугим воротником.
Следует отметить, что при глаукоме обязательно нужно следить за своим артериальным давление и сахаром крови. Гипертоническая болезнь и сахарный диабет крайне негативно влияют на орган зрения, и осложняют течение глаукомы.
Рекомендуется:
- Прогулки на свежем воздухе – желательно в лесу, а не в центральном парке города.
- Не силовые виды спорта – лыжи, ходьба, плавание.
- Делать 2 раза в день зрительную гимнастику.
Гимнастика для глаз при глаукоме включает в себя следующие упражнения:
1. Кончиками всех пяти пальцев делают массирующие движения лба (от бровей до волос) в течение 3-х минут. Во время этого упражнения нужно чередовать круговые движения с поступательными, направленными сверху вниз.
2. Следующее упражнение проводится выставленными указательными пальцами правой и левой руки. Их надо совместить, приложить подушечки к переносице, и делать движения вверх-вниз, от надбровных дуг, к волосам. Такой массаж выполняют еще 2 минуты.
3. В этом упражнении проводят также указательными пальцами круговые массирующие движения в области висков и наружного угла глаза в течение 3-х минут.
4. В течение пяти минут нужно подушечками четырех пальцев (кроме большого), делать легкие постукивающие движения по коже лба.
5. Нужно часто моргать на протяжении минуты, а потом остановиться и отдохнуть. Так повторить 3 раза.
6. Закрыть глаза как во время сна, не зажмуривая веки. Далее подушечками двух пальцев нужно аккуратно массировать глазные яблоки круговыми движениями на протяжении двух минут.
7. Это упражнение следует выполнять сидя, не поворачивая голову. В исходном положении глаза максимально отводят сперва в правую сторону, и фиксируют взгляд на 5 секунд. После этого повторяют в левую сторону.
8. Нужно движения глазами по кругу в течение полминуты, регулярно меняя направление движения.
9. Во время этого упражнения нужно максимально медленно открывать, а потом закрывать глаза. Повторяют занятие 10 раз.
10. Это упражнение выполняют в комнате перед окном или на улице. Сначала нужно сконцентрировать свой взгляд на объекте расположенном рядом, а потом быстро перевести и сосредоточиться на самом удаленном объекте (подходит для больных с 1 и 2 стадией глаукомы). Выполнять 10 раз.
Использование наглядности во время зрительной гимнастики
При выполнении гимнастики для глаз, рекомендованной для дошкольников, большое значение имеет наглядность, ведь в этот период у них доминирует наглядно-образное мышление. Выполнять команды «влево», «направо» им гораздо проще, имея перед собой зрительный ориентир. С этой целью используют разные версии наглядности:
Ориентиры-предметы. Их воспитатель раздает каждому ребенку либо оставляет один только у себя. Это должна быть вещь, которую удобно надевать на палец, например, резинка для волос с птичкой. Также она должна соответствовать теме занятия, например, бабочка при изучении насекомых.
Обратите внимание! Наглядность не должна быть одного цвета с одеждой воспитателя, но при этом яркой, заметной, привлекающей внимание. Это может быть пальчиковая кукла или указка с прикрепленной на конце картинкой
- Схемы. Такое пособие подходит для занятий в старшей или подготовительной группе. В этом возрасте у детей уже развивается абстрактное мышление, и схемы помогут им понять принцип выполнения упражнения.
- Сигнальные метки. Они помогают быстро переключить взгляд с дальнего объекта на ближний. Например, квадрат 0,5 см х 0,5 см воспитатель крепит на оконное стекло. Воспитанник детского сада 1-3 сек. смотрит на метку, а затем переводит взгляд на предмет за окном. При этом педагог просит его пояснить, что происходит с предметом. Например, с машиной: из нее вышли люди или она поехала и т. д.
Сигнальная метка должна находится на уровне глаз ребенка
- Офтальмологические тренажеры. Они бывают настенные либо потолочные и представляют собой цветные траектории-дорожки, по которым, например, персонажи из сказки должны «добраться» до «своего» домика. Каждый герой имеет свой цвет. Такое задание можно выполнять коллективно.
- Индивидуальные тренажеры для глаз. Это либо контурные картинки, состоящие из нескольких элементов (например, белка, орех, лист), либо для старших дошкольников (это могут быть буквы и цифры). Ребенок держит картинку на вытянутой руке и зрительно проводит линию по контурам. Дети 3-4 лет могут помогать себе пальчиком.
Обратите внимание! В зимний период во время прогулки в качестве наглядности можно использовать снежки. Регулярное проведение зарядки для глаз обязательно даже при здоровом зрении, так как в современном мире нагрузка на глаза не просто огромна, но и постоянно увеличивается
Регулярное проведение зарядки для глаз обязательно даже при здоровом зрении, так как в современном мире нагрузка на глаза не просто огромна, но и постоянно увеличивается.
Гимнастика для глаз детям в возрасте 5-6 лет
В этом возрасте выполнять упражнения становится легче, потому продолжительность сеансов гимнастики можно увеличить до пяти-семи минут
При этом очень важно, чтобы все проводилось в игровой форме, и ребенок при этом достаточно много отдыхал
«Разминка»
Здесь все как в обычной гимнастике. Просто говорите, какие движения нужно делать, к примеру, посмотреть в разные стороны, зажмурить глаза.
«Урок геометрии»
Этот вариант упражнения удобен тем, что позволяет не только тренировать глаза, но и больше рассказывать малышу о геометрических фигурах. Перед началом тренировки стоит распечатать на принтере изображения различных геометрических фигур.
Листы нужно закрепить на стене или другой ровной поверхности. Во время занятия мы будем водить указкой по контуру, а ребенку потребуется за ней следить. Головой при этом двигать нельзя, движутся исключительно глаза.
Таким образом удается не только снимать усталость, но и тренировать мышцы, стимулировать глазное кровообращение.
«Рисование глазами»
Очень важное упражнение в глазной гимнастике для детей. Кроме улучшения состояния глазных мышц, помогает развивать мышление и творческие способности, воображение
Суть метода в том, чтобы рисовать в воздухе воображаемые предметы и при этом использовать только движения зрачка. Малыш может сам придумать, что рисовать, либо вы задайте ему тему.
Важная особенность упражнения в том, что можно постоянно рисовать что-то новое. Это спасает от скуки.
Гимнастика для глаз для детей дошкольного и начального школьного возраста
Именно в этот период глаза особенно сильно подвержены развитию множества проблем. Среди них – появление близорукости, снижение остроты зрения.
Заниматься нужно по два-три раза в день, по времени – пять-десять минут. Есть несколько наиболее популярных упражнений.
«Домик из ладошек»
Помогает улучшить глазное кровообращение. Выполнять такое упражнение стоит в первую очередь, потому что оно разминочное, позволяет подготовиться к последующим заданиям.
Есть несколько основных действий:
- Ребенок должен сложить ладони домиком и перекрестить пальцы.
- Ладони домиком располагаются на уровне переносицы. Пальцы при этом касаются лба, а глаза перекрываются ладонями.
- Ребенок начинает моргать, двигать глазами, рисовать ими фигуры и цифры.
Продолжительность таких действий составляет до двух минут. Это хороший вариант гимнастики для глаз для дошкольников и школьников, которую стоит делать в перерывах между уроками или просмотром телевизора.
«Воображаемая картина»
Еще одно упражнение, которое сильно связано с развитием у ребенка воображения. Одна из основных целей использования – значительное улучшение показателей аккомодации.
Первоначально вместе с малышом нужно нарисовать картину. Постарайтесь добавить на нее больше различных деталей. Далее выполняем следующие шаги:
- Картина вешается на стену или другую поверхность.
- Ребенок рассматривает детали.
- Вы спрашиваете малыша, что он хотел бы добавить в рисунок.
- Малыш должен глазами показать, где будет находиться новый объект, и нарисовать его движением зрачков.
Также можно попробовать выполнить сеанс повторения нарисованного на картине глазами, когда самого рисунка на стене уже не будет. Этим можно заниматься до семи минут, главное – не заставлять малыша скучать.
«Рисование носом»
Еще одно универсальное упражнение, только здесь для воображаемого рисования нужно использовать не только зрачок, но и кончик носа. Делать это можно сидя или лежа, с открытыми и закрытыми глазами. Тренироваться при этом также будет и шея.
Картотека гимнастики для глаз с целями по ФГОС
Зарядка для глаз имеет множество комплексов, но все их можно сгруппировать для дошкольников по возрастной принадлежности.
Первая и вторая младшие группы
Картотека для малышей особенно богата.
Обратите внимание! Сюжетные офтальмологические упражнения для 1 группы направлены на сохранение и улучшение зрения, профилактику дальнозоркости и близорукости. «Пилот»
«Пилот»
Пролетает самолет. (Дети поднимают глаза вверх).
Отправляюсь с ним в полет.
Вправо отвожу крыло и смотрю. (Ребята отводят правую руку, смотрят вправо).
Влево отвожу крыло и гляжу. (Малыши отводят левую руку, смотрят влево).
Я мотор завожу,
И внимательно слежу. (Следят глазами за вращательными движениями руками).
Поднимаюсь ввысь, лечу. ( Встают на носочки, взглядом рисуют волны).
Возвращаться не хочу. (Поморгать, закрыть глаза).
«По ягоды»
Справа — сладкая черника. (Дети смотрят вправо).
Слева зреет земляника. (Ребята глядят влево).
Спеет на горе брусника. (Малыши поднимают взгляд вверх).
Под ногами — ежевика. (Воспитанники опускают взгляд вниз).
Ягоды мы соберем,
А потом все отдохнем и толпой домой пойдем. (Смыкают веки на 3-5 сек, повторять до 8 раз).
С целью сохранения остроты зрения во 2-й младшей группе проводят гимнастику для глаз:
«Осенью»
Осень краски ярко разводила,
Кистью по листочкам тихо проводила. (Дети рисуют глазами круг: влево — вверх — вправо — вниз).
Желтым стал орешник, клены покраснели. (Круговые движения: направо-вверх-налево-вниз).
Лишь в бору сосенки также зеленели. (Малыши зажмуриваются, моргают 10 раз. Повторить 2 раза).
«Дождик»
Дождик, дождик, пуще. (Дети глядят вверх).
Лейся в лужи гуще. (Ребята опускают глаза вниз).
Только нас не промочи. (Воспитанники делают взглядом круговые движения).
Каплями в окно стучи.
Средняя группа
Методика проведения гимнастических упражнений для дошкольников 3 лет почти не отличается от предыдущей. Гимнастические упражнения для них проводятся в целях профилактики нарушений зрения, предупреждения утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения во время занятий.
«Ветер»
Дует ветер всем в лицо. (Дети часто моргают).
Покачалось деревце. (Ребята смотрят налево, потом направо).
Ветер станет тише. (Воспитанники приседают, взгляд — вниз).
Деревца все выше. ( Встают, взгляд — вверх).
«Носик»
Носик смотрит влево-вправо. (Дети перемещают взгляд справа налево).
Смотрит нос то вверх, то вниз. (Ребята поднимают глаза вверх и опускают вниз).
Что подметил хитрый носик? (Проводят подушечками пальцев по векам).
Мы куда-то забрались.
Обратите внимание! Время выполнения зрительной гимнастики в средней группе увеличивается до 5 мин
Старшая и подготовительная группы
Кроме оздоровительно-профилактической цели при выполнении зарядки для глаз с детьми 5-6 лет можно работать над понятиями пространственно-временного устройства мира.
«Упражнение для глаз»
Упражнения для глаз
Повторяем каждый раз.
Право, лево, верх и вниз,
Повторяй и не ленись.
Мышцы глаза укрепляем.
Напряжение снимаем.
Наглядное пособие способствует более продуктивному выполнению упражнения.
«Часы»
Целый год слышно «тик-так»
Все часы идут вот так,
Раз — налево, два — направо. (Дети глаза отводят влево-вправо).
И мы тоже можем так,
Тик-так, тик-так. (Повторяют упражнение).
Обратите внимание! В завершении воспитанники 6-7 лет сами массируют себе веки подушечками указательных пальцев
Профилактическая зрительная гимнастика
Предотвратить нарушения функций глазного аппарата легче, чем их потом лечить. Для этого необходимо проводить профилактическую зарядку для зрения во всех группах детских садов и школах. Упражнения нужно делать постоянно, чередовать их направленность. Методы профилактической гимнастики для зрения:
- пальминг – глаза закрыты и прижаты ладонями на 30–40 секунд;
- физминутка – зарядка от усталости глаз;
- офтальмотренажеры – таблицы и картинки в электронном (презентации) или печатном виде;
- релаксация – расслабление для отдыха зрения под музыку;
- стереотренер – линейка с отверстиями, на конце которой подвешен шарик.
Чтобы дети младшей и средней групп занимались гимнастикой с удовольствием, их нужно замотивировать на зарядку для глаз. В этом воспитателям и учителям помогут следующие приемы:
- стихи;
- музыка для расслабления;
- игры;
- предметы разных цветов и форм;
- картинки и плакаты со схемами для тренировки зрения;
- книги или раскраски.
Для дошкольников
Зрительная гимнастика проводится 3 раза в день по 5 минут. Этого хватит, чтобы улучшить работу глазного аппарата. Если ребенок в дошкольной группе уже носит корригирующие очки с диоптриями «минус» либо «плюс», то их нужно снимать перед занятиями.
Разминка для глаз проводится с применением наглядного материала. Он служит ориентиром правильно выполняемого тренинга. Для корректирующей зарядки детей в подготовительной группе создается картотека «Гимнастика для глаз». Это комплекс упражнений, которые проводятся в игровой форме с применением картинок.
Гимнастика для дошкольников состоит из комплекса упражнений. К ним относятся:
- «Лабиринт». Для выполнения упражнения понадобится таблица с изображением разноцветных кругов, волнистых линий. Ребенок должен водить глазами по заданной траектории. Голова с шеей при этом остаются неподвижными. Время упражнения – 30–60 секунд.
- «Туда–сюда». Ребенок следит взглядом за яркой игрушкой. Сначала нужно поднять взгляд до упора вверх, затем плавно перевести вниз. Далее глаза двигаются в стороны – влево и вправо. Необходимо проделать упражнение по 4 раза – горизонтально и вертикально.
- «Часики». Ребенок сидит на стуле. Взрослый держит перед его лицом наручные часы с крупным циферблатом. Ребенку нужно называть время, при этом часы находятся на расстоянии 30–40 см от глаз. Затем циферблат медленно удаляется от детского лица на 1 и 1,5 метра. Длительность упражнения – 3 минуты.
Для школьников
Ребята 7–12 лет занимаются зрительной гимнастикой по 7–10 минут 2 раза в день. Желательно делать разминку каждые 2 часа после работы на компьютере или просмотра телевизора. Гимнастика для улучшения зрения проходит в положении сидя с прямой спиной.
Подростку следует объяснить, для чего выполняется полезная зарядка. Комплекс зрительной гимнастики для школьников:
- Вдохнуть, перевести взгляд до упора влево. Вернуть взгляд обратно при выдохе. Проделать аналогичные действия в правую сторону – 5–10 чередований.
- На вдохе свести глаза к кончику носа, задержать взгляд в течение 10–15 секунд. На выдохе – вернуться в исходное положение. Повторить движение 3–5 раз.
- Опустить взгляд вниз. Одновременно со вдохом медленно вести глазами по часовой стрелке. На воображаемой цифре 12 начать выдох и перевести взгляд в обратную сторону. Количество кругов – 7–10.
- Сфокусировать взгляд между бровей, затем вдохнуть полные легкие воздуха. Через 10–15 секунд выпустить воздух, возвращая взгляд в исходное положение. Повторять упражнение 3–5 раз.
- Вдохнуть и посмотреть в левый верхний угол стены. Выдохнуть и вернуть взгляд обратно. Без остановки проделать подобные действия с правым углом. Количество повторов – 10–12.
Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет
Для этого возраста есть много эффективных упражнений, которые подходят при нарушения различного происхождения. Так, артикуляционная гимнастика при дизартрии происходит при задействовании дополнительных средств. Например, упражнение «вкусное варенье» предполагает намазывание губ настоящим вареньем или мёдом, чтобы ребёнок старался их слизать.
- «Ковшик»: широко открывается рот и улыбнуться, высунуть расслабленный язук и его кончик слегка приподнять вверх. Упражнение направлено на постановку шипящих звуков.
- «Иголка»: рот также широко открывается, а язык вытягивается изо рта узкой полосочкой.
- «Чистим зубы»: опять сильно раскрытый рот, только теперь язык двигается по зубам, словно он — это зубная щётка.
Упражнения для глаз для улучшения зрения
При лечении заболеваний зрения, особенно таких, как близорукость, амблиопия, дальнозоркость, астигматизм и особенно косоглазие, офтальмологи часто назначают специальные зрительные упражнения для глаз для улучшения зрения в комплексе с медикаментозным лечением и ношением очков. Следует понимать, что никакая гимнастика, проводимая как монотерапия, не способна восстановить зрение, особенно если уже имеется истинная миопия. Они проводятся только с целью улучшения кровообращения и тренировки аккомодации. Лечебный эффект может быть получен только при косоглазии.
Далее приведены популярные и достаточно эффективные упражнения, способные улучшить или немного восстановить зрение.
6 лучших упражнений для поддержания зрения:
1. Шторки. Во время упражнения надо быстро моргать около двух минут. Это улучшает кровообращение в лице и глазах.
2. Окно. Делаем шарик из пластилина и крепим его на стекло. Находим за окном самый дальний объект, и 10 секунд смотрим на него, потом быстро переводим взгляд на пластилиновую точку. В дальнейшем можно усиливать нагрузку. Для этого взгляд нужно фокусировать поочередно, на четырех разных по удаленности объектах.
3. Упражнения «Глаза совы». Нужно сеть ровно на стул или кресло со спинкой, и очень сильно закрыть глаза на 5 секунд. После глаза открывают как можно шире на 4 секунды. Выполняется 10 раз.
4. Массаж глаз. Тремя сложенными пальцами, как при крещении, массируют легкими круговыми движениями глаз (глаза конечно же закрытые). Массаж улучшает кровообращение и циркуляцию ВГЖ.
5. Контрастный душ для глаз. Умываться необходимо утром и вечером. Это не только гигиеническая процедура, но и один из способов улучшить микроциркуляцию в сосудах лица и глаз. Утреннее умывание сначала проводится горячей водой, и завершается ополаскиванием холодной. Вечером все проводится в обратном порядке.
6. Рисование. Это упражнение лучше всего проводить вечером, перед сном, или в обеденный перерыв при тяжелой умственной работе. Нужно удобно расположиться в сидячем положении, закрыть глаза, и постараться вспомнить что-то очень приятное. На фоне этого рисовать глазами круги, восьмерки, треугольники. Это способствует усилению притока артериальной крови к глазам и головному мозгу.
Как развиваются органы зрения?
Глаза младенца отличаются от органов зрения взрослого человека не только размерами. Многие мамы замечали, что зрачок новорожденных не имеет четких контуров, его границы размыты. Такие мутные глаза бывают не у всех, некоторые дети рождаются с четким разделением зрачка и радужной оболочки. Поскольку система защиты от света работает еще не в полную силу, младенцы в основном держат глаза закрытыми, щурятся в солнечный день или в комнате, освещенной яркими лампами.
Хрусталик младенца еще не способен менять кривизну при рассматривании ближних и дальних предметов. Близкие предметы он еще может рассмотреть, а все, что находится дальше 30 см, представляется ему в виде неясных контуров. Даже если бы он смог рассмотреть свое окружение, узнавать объекты малыш бы не сумел. Участки мозга, контролирующие зрение, начинают работать ближе к 3 месяцам. Нет согласованности и между мышцами, управляющими движением глазных яблок. На фотографиях грудничков иногда можно заметить, как один глаз смотрит прямо, а другой ушел в сторону. Такие явления не считаются патологией до 6 месяцев, но после полугода зрачки должны двигаться синхронно.
Полностью зрительная система формируется только к 12 годам. До этого возраста идет развитие органов зрения, и они очень уязвимы. Некоторые родители пытаются приучить детей к чтению чуть ли не с пеленок. Ничем хорошим такая спешка не кончится: цилиарная мышца, которая, меняя кривизну хрусталика, отвечает за аккомодацию (фокусировку зрения), еще не развита. Поэтому хрусталику длительное время фокусироваться на мелких символах (картинках) вредно. Также дошкольникам вредно смотреть мультфильмы с экранов телефона (или других экранов маленького размера).
Польза для зрения
Как считают окулисты рассматривание замысловатых картинок – это не просто приятное времяпрепровождение, а гимнастика, способная принести колоссальную пользу для здоровья глаз.
- Улучшается способность зрительного аппарата фокусировать взгляд на объектах, находящихся на разной степени удаленности. Это происходит из-за постоянной смены напряжения на расслабление и наоборот. Глазные мышцы усиленно работают, в итоге картинка, которая попадает на сетчатку, приобретает четкие контуры;
- Усиливается кровообращение в органе зрения. Тем сам предотвращается повышение или понижение внутриглазного давления;
- Тренируется активность головного мозга и ускоряется скорость его реакций;
- Улучшается внимательность;
- Развиваются способность видеть окружающий мир обоими глазами.
Рассматривая картинки важно часто моргать. На разглядывание сложных изображений уходит много времени, что провоцирует сухость роговой оболочки глаз
Подобная аномалия ведет к раздражению органа зрения, вызывает покраснение белков и болевые ощущения.
Когда мы моргаем, происходит возбуждение слезоточивого канала, отвечающего за увлажнение ока, соответственно осушение роговицы исключено.
Таким образом, большие изображения на весь экран приносят меньше пользы, чем стереокартинки стандартного размера.
Гимнастика для глаз для детей в стихах
Малыши 3–4 лет еще не понимают важности проведения гимнастики. Поэтому разминка для глаз для детей должна проходить в веселой, игровой форме
Лучше всего для гимнастики выбрать стихи. Они способствуют развитию воображения, мелкой моторики, т.к. многие упражнения нужно выполнять не только глазами, но и руками.
Примеры эффективных упражнений:
Мы играли, рисовали – малыши показывают руками произнесенные действия.
Наши глазки так устали – потирание глаз.
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть-чуть – глаза закрыты.
А сейчас их открываем
И немного поморгаем.
Хомка – хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт – потягивание рук вверх.
Глазки свои хомка трет – выполнение произнесенных действий.
Поморгает – раз, два, три
Вдох и выдох. Посмотри:
Далеко ручей бежит – взгляд вдаль.
На носу комар пищит – все смотрят на кончик своего носа.
Смотрит хомка выше, ниже,
Вправо, влево, дальше, ближе… – выполнение действий.