Урок истории древнего мира в 5 классе «рабство в древнем риме» по технологии критического мышления

Урок истории древнего мира в 5 классе «рабство в древнем риме» по технологии критического мышления

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Конспект урока «Рабство в Древнем Риме»

Вопросы занятия

· Труд рабов в имении землевладельца

· Рабы в доме богатых римлян

· Гладиаторы на арене амфитеатра

Римляне хорошо усвоили этот урок. В покоренных странах они вели себя так же, как когда-то галлы захватившие Рим. Для Римской республики война стала главным источником богатств. Но не только золото и серебро соседей привлекало римлян. Покоряя ту или иную страну, римские полководцы обращали в рабство десятки тысяч военнопленных и мирных жителей. После того как завоеванные земли становились римским провинциями, наместники облагали местных жителей тяжелыми налогами. Это делалось специально. Тех, у кого не было чем платить, превращали в рабов. Именно рабы, которых можно было продать или заставить бесплатно работать стали главной военной добычей. Рабство превратилось в неотъемлемую часть жизни Древнего Рима. Об этом и поговорим.

Труд рабов в имении землевладельца.

Одним из мерил богатства в Древнем Риме было количество земли, которым владел человек. У состоятельных римлян было одно, а порой и несколько имений – обширных земельных владений – в разных частях Италии.

В имениях в основном выращивали оливки и виноград. Хлеба сеяли мало, так как дешевое зерно для жителей Италии привозили из Сицилии и других провинций. Но для того, чтобы имение приносило доход, в нем должен был кто-то работать. Дешевле всего обходились рабы. Их было много, и стоили они недорого. Обычно в каждом имении трудилось 15 – 20 рабов.

Хозяин земли редко посещал свои владения. Обычно он жил в Риме и приезжал только чтобы проверить, все ли в порядке, и отдохнуть от суетливой городской жизни. Всеми работами в имении руководил назначенный господином раб-управляющий. Он следил за тем, чтобы в любую пору рабы трудились от зари до зари. В теплую погоду – на поле, в виноградниках и оливковых рощах. Зимой – в доме. Невольники чинили орудия труда, плели корзины, вили веревки.

Рабы в доме богатых римлян.

На содержание рабов землевладелец старался тратить как можно меньше. Пища невольников была простой и грубой. Одежда состояла из рубахи, которую выдавали раз в год. Короткого плаща и сандалий на деревянной подошве, которые выдавались раз в два года.

Поэтому хозяева принуждали невольников к работе суровыми наказаниями. За малейшую провинность рабов били и секли. Самых непокорных отправляли в каменоломни. А если оставляли в имении – заковывали в кандалы.

Среди обитателей богатого дома было немало образованных рабов. Чаще всего ими были греки. За здоровьем хозяина следил раб-врач. Его книгами ведал раб-библиотекарь. Раб-секретарь писал под диктовку господина письма.

Даже детей знатных римлян учили рабы. Например, в Рим из Греции пришел обычай заводить специального раба-воспитателя для юных граждан. Такой раб всюду следовал за своим маленьким господином, следил за его безопасностью, обучал грамоте. Назывался такой воспитатель педагог.

Домашним рабам жилось гораздо легче, чем рабам в имениях. Но любой раб был бесправен. Он считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает.

Гладиаторы на арене амфитеатра.

Самых сильных и ловких рабов отдавали в особые школы. Там их обучали владеть оружием. Таких рабов назвали гладиа́торами. Они должны были сражаться друг с другом на потеху публике.

В самом Риме и в провинциях строили амфитеа́тры – специальные сооружения для гладиаторских боев. В дни представлений амфитеатр всегда был полон. Богачи и бедняки ожидали боев, как праздника.

Толпа всячески подбадривала гладиаторов, ожидая кровавого представления. Случалось, что раненый боец не мог дальше сражаться. Тогда он бросал оружие и поднимал левую руку, прося пощады у толпы. Если зрители считали, что гладиатор доблестно сражался и заслуживает жизни, они поднимали кверху большой палец. Тогда раненого лечили, а после снова выпускали на арену. Если же нет – опущенный вниз палец означал смерть. Несчастного добивал его противник. Гладиаторские бои были любимым зрелищем римлян.

А теперь давайте повторим, все то, что мы сегодня узнали.

· Главным источником рабов в Древнем Риме были войны.

· Рабство являлось неотъемлемой частью римской жизни.

· Труд рабов в имении римского землевладельца был самым тяжелым.

· Рабам в доме богатых римлян жилось лучше, чем в имении, но все равно они оставались вещью, с которой хозяин мог поступить как угодно.

· Самые сильные и ловкие рабы становились гладиаторами. Они сражались в амфитеатрах на потеху римской публики.

В Греции после её побед над Персией стало ещё больше рабов, чем было раньше.

Число рабов и место их применения

Трудно подсчитать общее число людей, ставших рабами за века расширения Римского государства: для этого просто нет достаточных данных.

Чаще всего источники сообщают об однократных событиях. Известно, что Квинт Фабий Максим Веррукоз Кунктатор в 209 году до н. э. продал в рабство 30 тысяч жителей Тарента — пожалуй, первый в римской истории случай массовой продажи в рабство побежденных.

Луций Павел Эмилий в 167 году до н. э. уничтожил 70 городов в Эпире и вывел оттуда 150 тысяч рабов. Марий обратил в рабство кимвров и тевтонов — целые небольшие народы, переселявшиеся в Италию — не менее 150 тысяч человек. Тит Флавий после взятия Иерусалима захватил 97 тысяч рабов.

По данным Плутарха, Юлий Цезарь обратил в рабство миллион галлов.

Жителей покоренных стран обращали в рабство и потом: при сборах налогов откупщиками-публиканами местные жители обращались в рабство в счет неуплаты налогов. Публиканы сознательно устанавливали неимоверно высокие налоги, которые большинство местных жителей заведомо не могли уплатить. Когда у Никомеда, царя Вифинии потребовали выделить отряд вспомогательных войск для римской армии, он ответил, что у него нет здоровых подданных, они все забраны в рабство римскими откупщиками налогов.

Обращение в рабство провинциалов. Рельеф из Смирны

По мнению знаменитого историка античности Мозеса Финли, в Италии в эпоху «расцвета» рабства было около 2 миллионов рабов.

По оценке историка П. Бранта, в Италии в ту эпоху было 2-3 миллиона рабов и еще 4-5 миллионов свободных граждан. В крупных городах — в Риме, в Помпеях, рабов могло быть до 40% или до половины населения.

Если распространить эту картину на ВСЮ Римскую империю, получаются совершенно фантастические цифры. Гиббон исходил из данных переписи императора Клавдия и считал, что в Римской империи жило 120 млн человек, из которых 60 млн были рабами.

Но даже применительно к Риму утверждение, что в «Риме рабов во много раз больше чем свободных», и что «все римляне имели рабов. Даже у самого бедного римского гражданина были слуги» можно отнести только к категории исторических анекдотов. Причем цель этих анекдотов — изобразить римлян «народом господ», угнетателями всех остальных.

Интересно, а у обитателей римских инсул тоже было много рабов?

За пределами Италии, Сицилии и некоторых областей Испании, рабов практически не было или они были в незначительном количестве; они не играли практически никакой роли в экономической и социальной жизни.

Обидно, что это исследования римского рабства первым уже давно провел наш соотечественник, историк античности и археолог Михаил Иванович Ростовцев. Но в СССР ничего не знали о Ростовцеве — эмигранте с 1918 года, участнике написания «Кембриджской истории древнего мира». Вместо блестящих исследований М.И.Ростовцева нас потчевали мочалкой из Карла Маркса и дилетантских бредней Сталина про «революцию рабов». Вывод о почти нулевом значении рабства вне Италии был неоднократно повторен при исследовании отдельных провинций — и самим Ростовцевым, и другими историками. В том числе и по отношению к такой близкой к Италии провинции, как Галлия.

Если принять за основу реальные данные, то получается: за время активного строительства Империи, со II века до н. э. по конец I века н. э. было превращено в рабов примерно 2-5% населения завоеванных Римом областей. И почти все рабы были сконцентрированы в Италии и в Сицилии.

Судьбы этих миллионов можно разделить на три типа.

  1. Попавшие на работы, предполагавшие быстрое истощение и гибель работника: на свинцовые рудники в Испании, каменоломни Северной Африки, золотые прииски в предгорьях Альп.
  2. Домашние рабы, которых изначально предполагалось использовать как личных слуг или как «интеллигентов». Ведь захватывали в плен и людей с очень высоким социальным статусом, и хорошо образованных. Когда такие люди овладевали латинским языком (а часто они уже его знали, пусть недостаточно), образованным рабам поручали выполнять функции секретарей, библиотекарей, а то и воспитателей детей хозяина. Марк Лициний Красс говорил, что образованные рабы — самая важная часть его богатства, и с этим мнением было согласно большинство.
  3. Основная масса рабов, ввезенные в Италию или в Провинции Римского государства для работы в сельском хозяйстве, в ремесленном производстве или на создании инфраструктуры.

Общие сведения

Рабство в древнем Риме было повсеместным и общепринятым, все без исключения знатные римляне – патриции имели своих рабов. У богатых патрициев могло быть и по несколько сотен рабов, у более бедных всего пару. Рабы работали во всех сферах: в зависимости от своей квалификации и знаний, не образованные рабы были заняты на грязных физических работах: на конюшнях, в строительстве, в то время как просвещенные, грамотные рабы могли быть учителями и воспитателями детей богатых римлян, переводчиками, писарями. Был среди рабов и условно привилегированный класс – администраторов и надсмотрщиков за другими рабами.

Юридически у древнеримских рабов не было своего имущества, как и гражданства, но, тем не менее, порой хозяева одаривали своих верных рабов теми или иными привилегиями, например, позволяли заводить семьи и собственное имущество. Но высшей милостью хозяина могло стать освобождение раба. А иногда и самим рабам удавалось накопить нужную суму, чтобы выкупить самого себя из рабства.

Впоследствии в Риме появился целый класс бывших рабов, которых стали звать вольноотпущенниками. Хотя вольноотпущенники уже не были рабами, но они по-прежнему не были полноценными гражданами Римского государства и не имели политических прав. Например, вольноотпущенник не мог баллотироваться в сенат. Но при этом в истории Римской империи были случаи, когда некоторые вольноотпущеники становились очень могущественными и влиятельными политическими фигурами. Таким, например, был Тиберий Клавдий Нарцисс, вольноотпущенник самого императора Клавдия. Клавдий сделал своего бывшего раба главой императорского секретариата. Несмотря на свое «рабское» происхождение Нарцисс был настолько умен и талантлив, что стал верным и ближайшим советником римского императора и заодно одним из влиятельнейших людей в империи.

Власть хозяина над своим рабом все же была не безграничной, так убийство собственного раба считалось практически таким же преступлением, как и убийство свободного человека. А за увечья, нанесенные рабу, хозяева наказывались или большими денежными штрафами или ссылкой на рудники. Имея в своей собственности рабов, хозяин нес за них и полную ответственность, ему необходимо было содержать своих рабов, кормить их, лечить в случае болезни, если же рабы совершали какое-то преступление, то и хозяин раба также нес за это наказание.

Это интересно: просвещенный римский патриций Марк Сидоний Фальк написал замечательный труд: «Как управлять рабами». Возможно, это прозвучит немного кощунственно, но некоторые из советов римского патриция не потеряли своей актуальности и в наше время, правда теперь речь идет не об управлении рабами, а об управлении наемными сотрудниками, но частично суть сохранилась. На основании труда Марка Сидония Фалька специалист по античной истории Кембриджского университета Джерри Тонер написал одноименную книгу «Как управлять рабами», в виде учебника по менеджменту от «римского топ менеджера».

Среди советов Марка Сидония Фалька есть и очень умные и практичные. Например, Фальк говорит о том, что нельзя поручать какое-то дело группе рабов, поскольку тогда ответственность за его исполнение будет коллективной, а значит, рабы, скорее всего, его сделают «кое-как» или «спустя рукава». И спросить с них потом будет непросто. Поэтому каждому рабу надо поручать определенное задание, за которое у того будет персональная ответственность, а значит он будет стараться сделать свое дело максимально эффективно. Если подумать, то этот принцип персональной ответственности наемных сотрудников лежит и в основе современного менеджмента на любом предприятии.

Но вернемся опять к древнему Риму и его рабам: была среди них и одна очень особенная каста – рабы-гладиаторы, задачей которых было сражаться на арене Колизея не на жизнь, а на смерть с другими такими же рабами-гладиаторами на потеху зрителей.

Хотя успешные гладиаторы были чем-то вроде «рок-звезд античности», жизнь их была непростой и к тому же смертельно опасной.

Какой была жизнь в рабских кандалах?

Историки склоняются к тому, что рабами владели многие состоятельные и влиятельные граждане Древнего Рима, что большой процент населения Древнеримской империи – рабы и их потомки. Подневольные люди имели должности и обязанности во всех сферах общества того времени – от самой грязной работы на конюшнях и бойнях до надзирателей в тюрьмах, распорядителей в покоях вельмож и воспитателей их детей. Образованные невольники были писарями, учителями и переводчиками.

Рабы не имел гражданства и имущества, но периодически рабовладельцы щедро одаривали своих подневольных и позволяли домашним рабам иметь наложниц (сексуальных рабынь) или семьи. Они могли давать им деньги и предметы личного обихода за верную службу или случаи защиты, связанные с риском для жизни.

Иногда рабам удавалось скопить значительную сумму денег, чтобы откупиться и жить свободно. Так возник особый класс бывших подневольных или «вольноотпущенников» – прослойка между вольными и рабами, но прав у них по-прежнему почти не было.

Жизнь невольника была тяжелой, скучной и однообразной, напрямую связанной с родом занятий или мерой ответственности. Более одаренным рабам доставались ремесла или искусство, а физическим сильные выполняли самую тяжелую работу – были гладиаторами или оруженосцами воинов.Смерть раба никого не огорчала – на их место брали других, зачастую это было более прибыльно. Но вновь прибывших приходилось держать в жестких рамках и тяжелых кандалах, чтобы они не представляли угрозы для хозяев.

Невольников и невольниц делили на касты:

  • Familia rustica (слуги в доме);
  • Familia urbana (для городских работ);
  • Управляющие (привилегированные);
  • Servi privati (собственность частных лиц);
  • Servi publici (для общественных и городских работ).

Не все рабы носили кандалы, но они стали символом рабства на все времена. Другой признак – проколотое правое ухо с круглой серьгой. Иногда в рабство продавали себя добровольно, ради еды, тогда при свидетелях невольнику или невольнице прокалывали шилом ухо к двери, вдевая кольцо. Такого раба полагалось отпускать через 7-10 лет по его желанию, но это было крайне редко.

Некоторые современные названия и профессии произошли в те времена. Например, calculator (калькулятор) – учитель математики, а grammaticus (грамматикус) – учитель языков и грамотного письма. Созвучно с нашим и bibliothecarius – библиотекарь, cocus – повар, кок.

Источники рабства

Взятые в плен воины и трофейные невольницы при походе римлян в соседние страны — главный источник рабов. Так, в основном это были иностранцы, причем из различных социальных слоев, вплоть до людей, занимавших высокое положение.

Историки в своих трудах пишут, что в Рим свозили пленников с Востока, Африки и Средиземноморья. Любой иностранец являлся расово неполноценным, при этом римские граждане имели самые большие полномочия.

Другие источники рабства в Древнем Риме:

  • постоянные должники (решал суд), которые должны были отрабатывать деньги несколько лет вместе с рабами — долговое рабство;
  • жертвы кораблекрушений и пиратов;
  • дети, появившиеся на свет от наложниц — классическое рабство;
  • беженцы из других стран после природных катастроф и голода;
  • осужденные за тяжелые преступления.

В 4 столетии до н. э. в Риме приняли «Закон Петелия», который запрещал брать в рабство своих граждан, то есть римских жителей. С учетом другого закона, свободная девушка, которая добровольно вступила в связь с рабом, становилась невольницей.

Существует следующая статистика:

  1. В 145 г. до н. э. в плену находилось более 60 000 людей из Карфагена и Коринфа.
  2. В 166 г. до н. э. привезли 160 000 из Македонии и Греции.
  3. За 208 г. до н. э. в Рим на продажу поступило более 35 000 людей из Апулии.
  4. Приблизительно 1 млн. галлов было захвачено в войнах при Юлии Цезаре в 59−51 гг. до н. э.
  5. Население многих испанских городов попало в рабство в 1 столетии до н. э.
  6. Даки при правлении Трояна пополнили Рим еще на 70 000 рабов.

https://youtube.com/watch?v=T0Mjhi1lzv8

Вторая Сицилийская война

Вторая Сицилийская война началась потому, что Гай Марий приказал провести проверку: нет ли незаконно отданных в рабство среди рабов в Сицилии? Освобожденных тут же зачисляли в армию, действующую против кимвров и тевтонов. Однако в Сицилии проверка очень скоро прекратилась по приказу Сената. Возможно, владельцы латифундий просто подкупили наместника Нерву, проверявшего списки.

В 104 году до н. э. около 80 рабов убили своего хозяина у Гераклеи Минойской, скрылись в горах, и сделались ядром растущей повстанческой армии. Возможно, они и правда были обращены в рабство незаконно, и хотели стать легионерами. Нерва послал против беглых рабов небольшой отряд, который был разбит рабами.

В результате, рабы получили оружие, а слухи о новом восстании рабов начали распространяться по острову. Восставшие избрали царя, италийца Сальвия, который принял греческое имя Трифона, — так звали эллинистического правителя Трифона Диодота — регента при царе Антиохе V.

Сальвий-Трифон носил пурпурную тогу, ходил в сопровождении ликторов с фасциями. Он организовал управление своим царством совершенно по римскому образцу. Одновременно в окрестностях Лилибея поднял восстание управляющий поместьем (вилик) киликиец Афинион. Его провозгласили царем, но он признал главным Сильвия-Трифона, а сам стал его полководцем.

Афинион отбирал в свою армию только наиболее годных к службе. Остальных он освобождал и приказывал работать на земле и платить подати. К восставшим рабам присоединилась часть местного простонародья: тоже в большинстве своем греков.

Только после побед над кимврами, в 101 году, в Сицилию были переброшены силы, достаточные для подавления восстания: армия консула Мания Аквилия. К этому времени Сальвий-Трифон уже умер, и вождем восставших стал Афинион. За время бездействия римлян государство рабов достигло значительных успехов, но победа в решающем сражении осталась за римлянами. Афинион погиб, но разрозненные отряды греческих повстанцев продолжали войну в глубине острова до 99 года до н. э.

Рабы — гладиаторы

Самых сильных и ловких рабов забирали в школы гладиаторов. Там из них готовили будущих бойцов, которые должны будут развлекать римскую публику. После долгих и изнурительных тренировок в специальных школах гладиаторов, их выпускали на арену. Сражались гладиаторы в разных доспехах, которые, в зависимости от их вида, давали название самому гладиатору.

Были гладиаторы фракийцы, самниты или галлы. Победитель мог быть отпущен на свободу или награжден достаточно большой денежной суммой. Правда, справедливости ради, следует сказать, что редко кто из гладиаторов переживал 10 боев. Римляне не видели ничего страшного в этих кровавых зрелищах. Более того, они считали их нормальными.

Как тут не вспомнить строки из стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова:

«Ликует буйный Рим… Торжественно гремит

Рукоплесканьями широкая арена:

А он — пронзенный в грудь, — безмолвно он лежит,

Во прахе и в крови скользят его колена…»

Были римляне, которые понимали всю ненормальность подобных развлечений, но их было очень мало. Среди подобных сознательных римлян хотелось бы назвать Луция Анней Сенека — это философ. И ни странно, что во время раскопок, в Капуе, на стенах одной из гладиаторских школ было найдено имя Сенека, которое выцарапал кто-то из рабов. Не удивительно, что при такой тяжелой жизни, рабы пытались сопротивляться. Они убегали, поднимали восстания. Если беглого раба ловили, то ему на лоб накладывали уродующее клеймо. Отсюда пошло наше современное выражение — «на лбу написано».

3.Труд рабов.

Рабы в Греции выполняли наиболее тяжёлую работу. Свободные греки, даже бедняки, не работали в рудниках и каменоломнях. Руду и мрамор добывали рабы. На серебряных рудниках, принадлежавших Афинскому государству, трудились тысячи рабов. Глубоко под землёй они выламывали руду короткими железными ломами и тяжёлыми молотами. Подземные коридоры были такими узкими и низкими, что работать в них приходилось полулёжа. Подростки-рабы ползком вытаскивали наружу тяжёлые корзины с добытой рудой.

Наверху рабы дробили руду железными пестами в каменных ступках и размалывали её жерновами. Вращать жернова могли бы ослы, но рабовладельцы предпочитали и здесь труд рабов, так как он обходился дешевле.

Много рабов было занято в ремесле.

В мастерских рабам поручали несложную, но тоже наиболее тяжёлую работу. В гончарных мастерских рабы носили воду, глину и топливо, месили глину, вращали гончарный круг. Лепили же и расписывали посуду чаще свободные люди.

В сельском хозяйстве было занято значительно меньше рабов, чем в ремесле. Крестьяне сами обрабатывали свои небольшие участки земли. Однако не только у владельцев имений, но и у многих крестьян были рабы. Они давили ногами и прессами виноград и оливки, носили на рынок тяжёлые корзины.

Рекомендованная литература и полезные ссылки

  1. Марк Сидоний Фальк, Джерри Тонер. Как управлять рабами.
  2. Ельницкий Л. А. Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII—III вв. до н. э. М., 1964.
  3. Рабство в восточных провинциях Римской империи в I—III вв. Москва, 1977.
  4. Bosworth, A. B. 2002. “Vespasian and the Slave Trade.” Classical Quarterly 52:350–357.
  5. Bradley, Keith. 1994. Slavery and Society at Rome. Cambridge, UK: Cambridge Univ. Press.
  6. Fitzgerald, William. 2000. Slavery and the Roman Literary Imagination. Cambridge, UK: Cambridge Univ. Press.

Схожі статті:

Руссо туристо – облико морале. История русского туризма в Европе.

Историческая память культуры

История образовательного туризма

Картахена, город, верный своему прошлому

Полоцкий матриархат. Продолжение.

Классификация рабов в Древнем Риме

Не каждый раб был бывшим военнопленным или сыном рабыни, были люди, которые добровольно отдавали себя в рабство, не имея возможности себя прокормить. Им прокалывали уши раскалённым шилом и продевали туда верёвку.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Рис. 2. Римские рабы несут своего хозяина.

  • В крупных имениях за рабов отвечали надсмотрщики – декурии. Под их началом служили мастеровые, которые присматривали за рабами и вели учёт в хозяйстве.
  • Рабы выполняли самые разные функции, всё зависело от их умений и навыков. Хозяин сам мог научить раба какому-либо искусству, например, игре на музыкальном инструменте, либо какой-нибудь профессии, например, ремеслу брадобрея или кулинара.
  • Кроме частных рабов, отличали общественных рабов, принадлежащих городу или военной части. Они занимались строительством водопроводов или возведением укреплений для римских легионеров.
  • Исключительными правами наделялись личные рабы императора в эпоху Римской Империи. Император мог назначить своего личного раба на любую высокую должность.

Источники рабства – откуда брали рабов?

Пленные воины и трофейные невольницы во время походов завоевателей на соседние земли – основной источник поставки рабов на невольничьи рынки. Поэтому преимущественно это были иноземцы, притом из разных слоёв общества, вплоть до правителей разного ранга.

Другие источники захвата рабов:

  • Жертвы пиратов (морской разбой на галерах) и кораблекрушений;
  • Хронические кредиторы (определял суд), которые обязаны были отрабатывать долги  много лет наравне с невольниками – долговое рабство;
  • Maxima capitis diminutio – осужденные за тяжкие преступления (обслуживающие тюрьмы рабы, гребцы на галерах, работники каменоломен);
  • Беженцы с других земель после голода и природных катаклизмов;
  • Рожденные от наложниц и рабынь дети – классическое рабство.

Торговать невольниками было выгодно, сделки облагались налогом, и это была прибыльная статья городской казны. Дороже стоили покоренные, специально обученные и образованные рабы, знавшие несколько языков. Расценки на них всё время менялись. Как известно из Библии, за Иисуса (свободного проповедника) фарисеи дали Иуде 30 сребреников, соответственно, раб стоит дешевле. Но это в пределах Римской империи, а в самом Риме, учитывая доставку, пленники становились в разы дороже.

Статистическая справка:

  • Только за 209 г до н.э. в Риме было продано 30 тысяч жителей Апулии;
  • В 167 г. до н.э. завезли 150 тысяч из Греции и Македонии;
  • 146 г. до н.э. в плен попали свыше 50 тысяч жителей Коринфа и Карфагена;
  • Почти 1 миллион галлов захватили в походах при Юлии Цезаре в 58-50 гг. до н.э.;
  • Жители многих городов с территории Испании попали на невольничьи рынки Рима в I в. до н.э.;
  • Даки (румыны) при императоре Трояне пополнили списки рабов – еще 50 тысяч.

Со временем рабство пришло в упадок, стало тормозом для развития общества и трансформировалось в феодальные отношения.

Воспитание детей

Когда мальчику в Древнем Риме исполнялось семь лет, то он начинал под руководством своего отца постигать различные науки. Мальчиков обучали владеть оружием, ездить верхом, их также закаляли и приучали терпеть боль. В богатых и состоятельных семьях римлян мальчики также обучались грамоте. Девочки же продолжали оставаться с матерями.

Древнеримская школа

По достижении определенного возраста мальчики в Древнем Риме получали взрослую тогу и их отдавали на обучение государственному чиновнику. В Древнем Риме такое образование называлось начальной школой Римского Форума. После этого уже юноши проходили военную подготовку на Марсовом поле в Риме и отправлялись в обязательном порядке на службу в армию.

Экипировка древнеримского воина

Дети ремесленников росли в тесных инсулах. В отличие от детей аристократических семей они получали образование лишь только в начальных классах. Такое обучение начиналось с семилетнего возраста и продолжалось пять лет. Обучение в Риме допускало постоянные побои учеников. Летние каникулы были довольно таки продолжительными. В городе они длились до четырех месяцев, а в сельской местности до полугода.

Культура Древнего Рима

Историю культуры Рима можно разделить на царский период, когда она была под влиянием этрусской культуры, культуру эпохи республики и культуру эпохи империи. Частью римской культуры были несколько видов игр, имевших характер празднеств.

Культура Древнего Рима развивалась под греческим влиянием, но затем формировались её уникальные черты. Благодаря грекам у римлян появились историческая мысль, театр и литература. В 3-м веке до н. э. римские авторы-анналисты писали первые сочинения, посвящённые как ранней истории своего города, так и недавним событиям.

Первоначально авторы использовали греческий язык. Но позже всё чаще прибегали к латыни. Особенно активно за использование латыни выступал римлянин Марк Порций Катон. В утраченном ныне сочинении «Начала» он рассказал о прошлом не только Рима, но и других италийских городов.

В 3-м веке до н. э. начинают появляться поэмы и пьесы на латыни. Их авторами становятся греки-вольноотпущенники, а затем и римляне. Последние брали за основу греческие трагедии и комедии и делали вольные переводы. Особенно активно они работали с новой аттической комедией, перерабатывая её сюжеты.

Да нашего времени сохранились комедии двух римских авторов 2-го века до н. э. Это Теренций и Плавт. Созданные ими тексты принадлежат не только римской литературе. По ним делают выводы и об утраченных греческих комедиях, которые послужили первоисточниками.

Драматург Гней Невий создал первую в истории римской литературы собственную эпическую поэму. Её темой стали Пунические войны. Затем Квинт Энний написал поэму, основой которой стала римская история. Оба произведения имели своих читателей, но позже их затмила «Энеида» Вергилия.

Золотым периодом литературы Рима считаются 1 век до н. э. и 1 век н. э. Именно тогда творили лучшие поэты-лирики, а также создатели великих поэм Вергилий и Овидий.

Поэма Вергилия «Энеида» содержала рассказ о легендарном троянском герое Энее. Римляне считали троянцев своими предками, а Энея — предком рода Юлиев. Поэма содержала рассказ о странствиях троянцев (подражание «Одиссее» Гомера) и войнах с италийскими народами после прибытия (подражание «Илиаде»). Поэма включала и ссылки на последующую историю и деяния Цезаря и Октавиана.

С эпохи республики существовала практика покровительства влиятельных римлян поэтам. Во времена императора Августа на этом поле особенно прославился его соратник Меценат, по имени которого покровительство богатого человека людям искусства стало называться меценатством. Меценат и Август ценили пропагандистский потенциал искусства.

Любимым зрелищем римлян были гладиаторские бои, которые проводили по всей империи. Стремясь разнообразить бои на арене, организаторы придумывали что-то новое. Например, делали бойцами женщин.

Прославившиеся гладиаторы становились настоящими звёздами. В надгробных надписях этих бойцов говорилось, что они прославились среди людей своими победами. Их портреты украшали светильники, кубки, вазы, надгробья. Например, Тримальхион, персонаж романа Петрония «Сатирикон», рассказывает о своих кубках, на которых высечен поединок двух гладиаторов. Сцены с боями одного из них, Петраита, он хотел видеть изображёнными у ног своей надгробной статуи.

О жизни и смерти бойцов арены известно много занимательных фактов. Кровь гладиаторов ценилась как магическое зелье. Допустим, волос невесты разрезали ножом, вынутым из тела убитого гладиатора. Их кровь использовалась в приворотном зелье. Ели по частям печень гладиатора, чтобы стать храбрее.

Особым проявлением римской культуры можно назвать кулинарию. Во времена Ранней Республики римляне славились простотой своей пищи. В её основе были каши из крупы.

После завоевания Средиземноморья, а особенно во времена империи, богачи разнообразят свой стол. Их повара смешивали ингредиенты, использовали сложные соусы и специи.

В 1-м веке до н. э. полководец Лукулл прославился своими пирами, вошедшими в историю как символ кулинарной роскоши. В 1-м веке н. э. жил знаменитый гурман Апиций. Под его именем сохранилась единственная оставшаяся от римской эпохи кулинарная книга. В действительности, она была создана в 4-м веке н. э.

Самым известным римским соусом был гарум, основой которого были рыбные отходы, ферментированные на солнце. Существовали десятки сортов гарума, и отдельные регионы специализировались на его производстве.

5.Борьба рабов с рабовладельцами.

Рабы как могли мстили и вредили своим хозяевам: ломали инструменты, калечили скот, старались работать как можно хуже. Часто они пытались бежать от хозяев, хотя знали, что в случае поимки их подвергнут истязаниям. Нередко рабы убивали наиболее жестоких рабовладельцев. Иногда происходили и восстания рабов.

Ожесточённая классовая борьба между рабами и рабовладельцами шла во всей Греции.

Рабовладение значительно посодействовало расцвету государства, а также его институций, причем бесчеловечное обращение с невольными людьми принималось как норма жизни.

Жестокость была обыденностью — так регулировалось отношение между владельцами и рабами, контролировалось их поведение.

Правовое положение рабов

Согласно правовому положению рабы могли быть как частными, так и «муниципальными». «Муниципальные» рабы фактически принадлежали не каком-то конкретному лицу, а государству и, как правило, были задействованы на общественных работах: строительствах дорог, акведуков, поддержании городской инфраструктуры и т. д.

Освобождение рабов хозяином могло осуществляться по завещанию или с помощью процесса об освобождении, когда в присутствии свидетелей хозяин заявлял о свободе своего раба. Но были и свои ограничения для освобождения:

  • запрещалось освобождать рабов младше 30 лет,
  • можно было освободить не более 100 рабов за раз,
  • хозяин, освобождающий раба должен быть старше 20 лет.

Также освобождение раба могло происходить и без воли хозяина, например в тех случай, когда хозяин не проявлял должную заботу о своих рабах. Например, декрет императора Клавдия от 47 года давал свободу тем рабам, чьи хозяева не ухаживали за ними во время болезней.

От жестокости своих хозяев рабы могли искать спасения в храмах и у статуй императоров. Если удавалось доказать плохое обращение хозяина со своими рабами, то его лишали рабов, а самим им либо даровали свободу, либо продавали другому хозяину. Клеймение и нанесение увечий рабам также сурово наказывалось вплоть до ссылки на рудники нерадивого хозяина.

Также в редких случаях рабы освобождались:

  • за особенные заслуги перед империей,
  • если донесли о предстоящем бунте,
  • если спасли жизнь своих хозяев.

Хозяину тоже приходилось нести за своих рабов полную ответственность и если рабы совершали преступления, хозяин также наказывался, в зависимости от тяжести их правонарушений наказание могло быть от денежного штрафа вплоть до казни. Наказание самого виновника-раба было разумеется в разы тяжелее чем хозяина.

Но самое ужасное преступление, которое мог совершить раб, и за которое следовало самое жестокое наказание – было убийство собственного хозяина. В этом случае к смерти приговаривался не только раб-убийца, но и все другие рабы убитого хозяина – за то, что не предотвратили убийство.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: