Особенности
Для первого нанесения не рекомендуется выбирать сразу сложный рисунок. Процесс кажется простым и быстрым, но все же стоит приобрести базовые навыки.
Желательно выбрать поверхность, на которой можно потренироваться, выбрать для себя оптимальную технику и ознакомится с особенностями краски.
Фото трафаретов для декора наглядно демонстрируют, как можно преобразить и обновить интерьер за счет красивых орнаментов.
Макеты делятся на несколько видов:
- По цвету — однотонные или комбинированные;
- По размеру — миниатюрные и большие;
- Одноразовые или многоразовые;
- Объемные или тонкие;
- Самоклеящиеся, гнущиеся или плотные.
Не нужно мчаться в торговый центр для поиска идеального варианта. Трафареты можно изготовить собственноручно, для этого потребуется пленка из пластика, плотный картон и самоклеящийся материал. А свой идеальный узор можно выбрать и скачать в интернете.
Глиняная игрушка
Для работы с этим материалом надо разобраться, какая глина бывает, а её два вида: горная и полимерная.
Горная или натуральна глина, имеет несколько цветов в зависимости от наличия железа, минералов и солей:
- Красная. Отлично держит температуру. В природе имеет коричневый цвет с зеленоватым отливом.
- Голубая. В её составе много минералов и солей. Очень хорошее косметическое средство.
- Белая. Самая доступная из натуральных глин. В природе имеет грязный темно-серый цвет. Приобретает белый цвет после обжига.
Искусственный материал для лепки — полимерный. Он имеет очень важный для себя свойства: термостойкость и пластичность.
Для работы с этим интересным продуктом могут понадобиться следующие аксессуары:
- Устойчивый и ровный стол.
- Тряпка для вытирания рук.
- Перчатки, если вдруг придётся самостоятельно замешивать глину.
- Фартук.
- Небольшой нож: канцелярский или перочинный.
- Формочки для нанесения узоров. Они могут быть не только фабричного производства, но и быть изготовлены из подручных средств.
- «Наждачка» от нулёвки до пятёрки.
- Скалка для раскатки глины. Она найдётся у любой хозяйки.
- Декорирующие средства.
Зооморфные орнаменты
Подобные мотивы по популярности не уступают геометрическим, к тому же они, по утверждению специалистов, даже более древние. Буряты изображают обычно животных не целиком, а частями. Каждый из нанесенных на предмет элементов несет свой смысл и изображается с определенной целью.
Зооморфные узоры можно разделить на группы:
- Табан хушуу мал. Данный рисунок наносится наиболее часто и представляет собой домашних животных, которых издревле разводят кочевники. К ним относятся верблюды, коровы, козы, бараны и лошади.
- Животные бурятского календаря. До сегодняшнего дня восточный календарь, который используют монголоязычные племена, а в частности буряты, отличается от принятого в Азии. Каждое животное здесь имеет свое название и призвано призвать в дом определенные блага. Например, бишэн (обезьяна) поспособствует развитию творческих способностей, а могой (змея) подарит мудрость.
- Эбере угалза. Этот орнамент часто называют «»роговидный»» и он считается одним из самых часто используемых.
- Хамар угалза. Данный узор чем-то неуловимо напоминает предыдущий, но называется «»носовидный»».
Особое почтение у бурятов вызывает изображение льва. Он считается мощным оберегом от злых сил, поэтому часто его вплетают в орнамент у входа в религиозные сооружения. Еще одно животное, пользующееся невероятной популярностью, — это орел. Данный символ становится частью орнамента у шаманов, которые часто общаются с духами. Также известно, что орла называют тотемным животным ольхонские буряты, активно практикующие древний шаманизм.
Немного истории
История создания современного татарского национального костюма берет начало с 18 века, хотя, по мнению многих историков и исследователей, основные характерные черты одежды начали зарождаться еще во времена Средневековья. Достаточно обширное понятие «костюм» совмещает в себе вещи, которые носили не только в Татарстане, но и в Поволжье, Казани, Крыму. На формирование наряда повлияли образ жизни, местность, традиции, религия, а в особенности восточные мотивы.
Согласно поверьям, душа умершего покидала тело через отверстия и дыры в одежде, поэтому татары очень щепетильно относились к этим элементам. Для циркуляции положительной энергии и близости к природе любого рода вырезы обрабатывали специальными узорами, изначально это были стрелы, впоследствии они сменились спиральками и завитушками. Кроме этого, полотно покрывали орнаментом, который использовался в качестве оберега. Наносили его лишь на определенные места: максимально плотно узоры располагали на верхней части женского наряда, ведь именно грудью каждая мать вскармливает детей, зона таза считалась особо интимной, поэтому ее ничем не украшали.
Наряд шили с применением меха, натуральной мягкой кожи, дорогостоящего сукна. Обувь и шапки подбирались с учетом погодных условий. Активно использовались ювелирные украшения с крупными камнями, бисером, перьями, шнурками, дорогими металлами. Полностью собранный комплект был многофункциональным и вариативным, подходил для праздников и будней, конных поездок, кочевой жизни, широко применялся во время исполнения национальных танцев.
Разберем основные виды бурятских узоров и орнаментов (с трафаретами)
Молоточный орнамент.
«Алхан хээ» («молоточный орнамент») чем-то похож на греческий меандр, однако, он имеет огромное количество разновидностей. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Молоточный орнамент наносился на предметы из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшали только очень дорогостоящие предметы, однако, сейчас «молоточный» орнамент встречается повсюду. Ниже представлены шаблоны данного орнамента.
Плетенка.
«Улзы» («плетенка») — древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Этот очень почитаемый и распространенный в наше время узор имеет множество вариантов, но наиболее распространен десятиглазковый узел. Улзы наносится в центре композиции в виде клетчатого или криволинейного переплетения и иногда дополнительно оплетается растительными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала в том случае, если изготовитель хочет показать свои добрые намерения и пожелания. В данном случае улзы необычайно похож и по внешнему виду, и по значению на кельтский узор. Как и молоточный орнамент, улзы необычайно разнообразен – это можно увидеть на фото ниже.
Свастика.
Слово хас (свастика) состоит из двух корней, которые и определяют значение данного символа: существительное «благо» и глагол «быть» или «состоять» в сумме дают «благосостояние», «благополучие». Свастика была известна в разных регионах как символ четырех основных сил, четырех сторон света, стихий, времен года. Традиционно этот знак связывают с буддийской культурой, поэтому он встречается во всех странах, где буддизм является широко распространенной религией. Изображения свастики наносят на святилища, ступы, статуи Будды. Встречаются свастики с двумя изогнутыми взаимоусеченными фрагментами двойной спирали, выражающими символику мужского и женского начала, Инь и Ян.
Круг.
«Дугуй хээ»(круг) — еще один очень популярный геометрический орнамент. Круг символизирует вечность, цикличность бесконечность. Цикл смены событий человек «подсмотрел» в природных явлениях чередования времен года и эта аналогия переносится на общественную жизнь. Все время от рождения до смерти — это движение по кругу, «колесу жизни» (сансарын х?рдэ). Канун празднования Сагаалгана — встречи Нового года у бурят – называется «б?т?? ?дэр» (глухой, закрытый вечер). Этот вечер замыкает круг старого года и все, что зародилось в нем, должно выйти из этого закрытого пространства, начиная новый виток следующего года. Поэтому изображение круга часто встречается на изделиях из металла, колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальных предметах и одежде, в росписи мебели, а бурятский круговой танец «ёохор» исполняют, двигаясь по кругу. В круг могут быть оформлены и другие элементы орнамента.
Узоры в виде животных.
Узоры в виде животных являются не менее древними, чем простые геометрические орнаменты. Изображаются как целые фигурки животных (точные или схематические), так и отдельные части их тел (лапы, крылья).
1)На вещах различного рода, задействованных в быту бурят, можно увидеть орнамент, включающий рисунки пяти ключевых животных «табан хушуу мал», разводимых в регионе
Это связано с тем, что в Бурятии издавна скотоводство имело очень важное значение. Помимо собственно изображений козлов и баранов популярен орнамент в виде их рогов эбэр угалза (в буквальном переводе это слово и означает «рогатый орнамент»), который наносился на предметы с пожеланиями богатства и плодородия
Само слово «угалза» означает не только «рог», это еще и название самца горного барана, которого можно встретить в Окинском районе Бурятии, а также в соседней Монголии. У этих баранов вырастают очень красивые спиралевидные рога, поэтому витки рогов и стали прообразом орнамента для древних охотников.
2)Т.к. буряты исповедуют буддизм, необычайно популярным является изображение группы из 12 животных-представителей восточного календаря. Этот зооморфный круг является пожеланием счастья и благополучия. В то же время изображение каждого из животных по отдельности имеет собственную символику.
Узоры животных
Бурятские узоры в виде животных известны еще с древних времен. С помощью таких изображений можно показать разные истории. Но порой в технике можно встретить не только четкие рисунки, но также и небольшие части животных.
У самих бурят в одежде и других бытовых изделиях можно легко увидеть рисунки пяти самых важных для этой культуры животных. Ведь именно в этой культуре скотоводство достаточно развито. Такие животные, как козы или коровы, являются теми животными, которые украшают одежду этого народа. Но также еще и рога, копыта и голова в целом.
Многим рукодельницам нравятся подобные орнаменты на одежде, особенно, если вещи будут вязаные. Свитер с оленями, другими узорами является одним из самых важных элементов современной вязаной одежды. Рисунки модно использовать в вязании варежек. Сами узоры достаточно простые
Важно придерживаться представленным схемам. Но кроме вязания, такие узоры можно сделать и с помощью вышивки на одежде, скатерти, салфетки
Они встречаются чаще у общества, которое не связано с буддизмом, именно в новогодние праздники или в холодный период года.
Главным источником, откуда можно черпать вдохновение по созданию бурятских орнаментов, является природа. Ведь именно все природное является неповторимым и уникальным. Для рукодельниц, которые хотят создать что-то необычное и совершенное, стоит взглянуть только на крылья бабочек или на форму листа, красивые рисунки на спинках гусениц, и это позволит фантазии плыть дальше.
Все орнаменты подразделяются на типы – геометрические, анималистические (изображение животного мира), растительные (рисунки изображены в виде растений – листья, деревья), природные (когда на рисуночке можно увидеть космическое тело, природные явления и другое), а также еще один тип – это культурные (события в жизни человека или даже народа). Каждый орнамент рассказывает свою историю. Поэтому мастерицы в рукоделии на полотне ткани, листе бумаги такую историю пытаются изобразить. Но чтобы получилось достаточно точно, нужно иметь не только терпение и фантазию, но еще и шаблоны, выкройки. В этой статье можно найти фото различных рисунков, которые с помощью трафарета возможно перенести на ткань или лист бумаги, а затем создать уникальный узор.
Например, культурные орнаменты выполняются чаще всего на полотенцах, скатертях и салфетках. Очень важная поправка — на данных вещах с учетом бурятских узоров нужно изображать восемь предметов. Ведь именно в Буддизме это важный элемент при создании вещей с этим рисунком. При создании таких рисунков нужно понимать, что необходимо соблюдать правильность подбора элементов, чтобы смысл не был утрачен.
Чтобы создать такие узоры, необходимо взять лист бумаги, где есть изображение рисунков, и с помощью трафарета перенести на нужный материал. А дальше, в зависимости от вида деятельности, сделать орнамент на данном материале.
Шаг 9: Поддержание и развитие навыков рисования бурятского узора
Получив навык рисования бурятского узора, важно поддерживать и развивать его, чтобы сохранить свои навыки и продолжать прогрессировать как художник. Вот несколько советов, которые помогут вам поддерживать свои навыки и развивать их далее:. 1
Практикуйтесь регулярно:
1. Практикуйтесь регулярно:
Регулярная практика является ключевым фактором для поддержания и улучшения навыков рисования бурятского узора. Постарайтесь выделять время каждый день или неделю для рисования и занимайтесь этим серьезно. Чем больше вы практикуетесь, тем более уверенными и искусными становятся ваши навыки.
2. Изучайте различные техники и стили:
Ваш рисунок может оказаться более интересным и выразительным, если вы будете изучать и пробовать различные техники и стили рисования бурятского узора. Используйте разнообразные ручки, кисти и другие инструменты, чтобы создать разные эффекты и текстуры. Это поможет вам разнообразить свою работу и развить свой собственный уникальный стиль.
3. Экспериментируйте с цветом:
Цвет является важным аспектом рисования бурятского узора. Постарайтесь экспериментировать с различными цветовыми сочетаниями и оттенками, чтобы создавать разные настроения и эффекты. Используйте яркие и насыщенные цвета, чтобы выделить определенные элементы узора, и играйте с оттенками, чтобы добавить глубину и объем.
4. Не бойтесь экспериментировать:
Не бойтесь отходить от традиционных шаблонов и экспериментировать с различными идеями и концепциями. Рисование бурятского узора предлагает бесконечные возможности для самовыражения, поэтому будьте открытыми к новым идеям и подходам. Экспериментируйте с формами, композициями и масштабами, чтобы создавать оригинальные и интересные работы.
Следуя этим советам и уделяя время практике и экспериментам, вы будете поддерживать и развивать свои навыки рисования бурятского узора. Не забывайте также об исследовании и изучении работы других художников для вдохновения и развития своего стиля. Удачи в ваших творческих начинаниях!
Как создать бурятский узор: подробное руководство и советы
Создание бурятского узора может быть интересным и творческим процессом. Вот подробное руководство, которое поможет вам научиться создавать бурятский узор.
Шаг 1: Подготовка материалов и инструментов
Перед тем, как начать создавать бурятский узор, вам понадобятся следующие материалы и инструменты:
Бумага или ткань | Ножницы | Линейка | Карандаш или маркер |
Краски или карандаши для рисования | Кисти | Подкладка для защиты поверхности | Фиксатив (опционально) |
Шаг 2: Изучите основные элементы бурятского узора
Прежде чем начать создавать узор, полезно изучить основные элементы бурятского орнамента. Это поможет вам лучше понять символику и стиль узора. Основные элементы бурятского узора включают геометрические фигуры, такие как круги, треугольники и ромбы, а также символы, отражающие природу и мифологию бурятского народа.
Шаг 3: Построение основы узора
Перед тем, как начать создавать узор на бумаге или ткани, постройте основу с помощью карандаша или маркера. Используйте линейку для создания ровных и точных линий. Определите размер и форму узора, а затем начинайте рисовать основные элементы.
Шаг 4: Закраска узора
Когда основа узора нарисована, можно приступать к его закраске. Используйте краски или карандаши для создания живого и яркого вида узора. Вы можете выбрать цвета, которые символизируют различные аспекты бурятской культуры и природы, или использовать свою фантазию и воображение.
Шаг 5: Зафиксируйте узор (опционально)
Если вы хотите сохранить ваш узор на бумаге или ткани на долгое время, рекомендуется использовать фиксатив. Он защитит ваш узор от стирания или выцветания, и поможет сохранить его оригинальный вид.
Теперь вы знаете основы создания бурятского узора. Постепенно практикуйтесь и развивайте свое мастерство, и вы сможете создавать красивые и уникальные бурятские узоры сами.
Орнаменты крестиком: цветочные и растительные узоры
Для оформления полотенца или вышивки на одежде, рекомендуется использовать ажурную кайму. Специалисты призывают использовать орнамент. Он может выступать в качестве основного рисунка, или грамотно дополнять общую картину.
Наибольшей популярностью пользуются узоры:
Цветочный рисунок может быть выполнен в монохромной и цветочной технике. Все зависит от предназначения рушника или полотенца. Чем больше оттенков, тем сложнее работа. Приступать к серьезным рисункам рекомендуется при наличии опыта.
От количества цветов и сложности схемы зависит выбор основы и толщина нитей. Простой орнамент приемлет использование обыкновенной ткани. Сложный рисунок хорошо смотрится на мелкой канве, для этого используется двойная нить. Чаще рукодельницы отдают предпочтение техники полного креста. Вид вышивки зависит от сложности работы, поэтому нередко применяются и другие техники.
Вышитый растительный орнамент хорошо смотрится на рушниках и полотенцах. Народный узор пользуется широкой популярностью, в его основе лежат переплетенные венки, листья и ягоды. Расположить яркую ажурную ветвь можно на скатерти, салфетке или наволочки на подушку.
Растительный узор вышивается на канве. Нить рекомендуется использовать в три сложения. Для простых схем применяется полный крест, тяжелые работы выполняются с использованием соединительных швов.
Как это работает
Чтобы волшебные артефакты «заработали», недостаточно их просто сотворить. Нужен особый обряд монахов, который освящает предмет, наделяя его магическими свойствами. Лама проводит над ним роскошный торжественный ритуал по всем правилам, с соблюдением последовательности действий, также может просто начитываться мантра. Нательные обереги часто обматываются разноцветными нитями так, чтобы скрыть их от посторонних взглядов.
Любой такой предмет индивидуален и помогает только одному человеку или семье. Если он был потерян, а потом его нашли другие люди, то для них он не будет защитником. Но самое главное в амулете, что придает ему безграничную силу, – в него нужно верить. Искренне, безоговорочно, самозабвенно.
Материалы для изготовления трафаретных изображений
Шаблоны для нанесения различают на те, которые можно использовать один раз и для многократного использования. Материалы изготовления в зависимости от назначения могут быть совершенно разные.
В сети интернет можно увидеть множество фото трафаретов для декорирования выполненных из различного материала.
Материалом для одноразовых трафаретов в большинстве случаев выступает бумага. Бумага должна быть плотная по толщине. Она может быть, как белого, так и любого другого цвета.
В качестве материала для изготовления многоразовых трафаретов могут быть использованы:
Плёнка из винила. Она может быть различной по плотности. Используется и прозрачный и цветной тип плёнки. Является удобной в использовании так как поверхность гладкая и краска легко ложится на поверхность.
Полихлорвиниловая плёнка, она имеет толщину несколько миллиметров. В большинстве случаев имеет применение, когда необходимо нанести рисунок с помощью штукатурки.
Она наносится в отверстия шаблона и после застывания лист снимается и производится зачистка. Таким образом получается красивый рисунок.
Листы картона. Из данного материала изготавливают трафаретный картон для декора своими руками. Картон является самым прекрасным материалом для самостоятельной работы с трафаретами. Он легко режется и на него легко нанести любой рисунок.
Религиозный орнамент
Подобные узоры весьма разнообразны, поэтому несведущий человек не сразу способен распознать в рисунке религиозный орнамент. Он может быть сплетен из разных элементов, в зависимости от них меняется и смысл изображения. Чаще всего буряты используют следующие элементы:
- Галэн хээ. Так называются узоры, в которых используется изображение огня. Если кто-то дарит вам вещь с бурятским огненным орнаментом, то, значит, даритель желает вам долгой и счастливой жизни. Также буряты считают, что языки пламени способны связать между собой несколько временных промежутков и помочь увидеть будущее.
- Холонго. Радужный узор символизирует связь между небесным миром и земным. С помощью этого моста духи могут приходить к людям и принимать участие в их жизни.
- Соембо. Это очень важный орнамент для всех монголоязычных народов. Он представляет собой солнце и полумесяц, от которых и произошли согласно древним легендам предки кочевых племен.
В современном мире все больший интерес вызывают бурятские орнаменты и узоры. Шаблоны, по которым их можно воссоздать, в огромном количестве размещены в интернете. Их часто используют мастерицы в качестве основы для элегантной вышивки или резьбы по дереву. Но не забывайте о том, что каждый узор имеет свой смысл и должен наноситься к месту.
«
Слайд 27- «Драгоценный зонт» символизирует благотворную деятельность по защите живых существ от
болезней, вредоносных сил, препятствий и т.п. в этой жизни, а также от временных и длительных страданий в трех низких мирах, ожидающих людей и божеств в будущих жизнях. Этот символ также представляет наслаждение от праздника, благодеяния под его прохладной тенью;»Победоносное знамя»символизирует победоносность тела, речи и ума над препятствиями и отрицательными силами. Этот’ символ олицетворяет полную победу Учения Будды над всеми вредоносными и пагубными силами;- «Золотые рыбы» — благость всех живых существ в состоянии бесстрашия, не испытывающих страха утонуть в море страданий, передвигающихся свободно и по своей воле подобно рыбам в воде, легко и свободно;— «Драгоценный сосуд» — драгоценный напиток, нектар вечной жизни, изобилие и процветание, все благоденствия этого мира и состояния процветания;
— «Цветок лотоса » означает полное очищение от осквернения тела, речи и ума, полный расцвет благодеяний в состоянии благословенного просветления;- «Благословенный узел» — взаимосвязь религиозного учения и светских дел, духовности и мирских забот. Одновременно означает единство Мудрости и Великого сострадания;»Колесо истории» — «Золотое колесо» — символизирует благо от поворота драгоценного колеса Учения Будды в следовании ему, в наставлениях во всех мирах и во все времена. Он дает всем живым существам переживать радость от благодеяний и достигнуть просветления; «Семь драгоценностей» (долоон эрдэни).Вышеперечисленные узоры встречаются в резьбе и росписи по дереву, металлообработке и художественной обработке мягких материалов.Ими украшались дверцы жилищ (уудэн), сундуки (абдар), кровать (орон), народные игрушки (татар), посуда, музыкальные инструменты, скульптурные изображения богов, деревянные панно, женские ювелирные изделия, снаряжения коня, одежда, обувь, ковры, постельные принадлежности.
Татарский орнамент как проявление культуры
Татарский народ имеет древнюю и колоритную культуру. Его быт, горести и радости, войны и союзы, уклад жизни, верования не могли не отразиться в творчестве. Поскольку народ древний, история и культура насчитывают столетия.
По своему быту и мировоззрению нация отличалась от селившихся рядом племен и была обособлена. Поэтому, например, татарский орнамент, используемый для украшения одежды, предметов обихода, домов является самобытным и своеобразным.
Виды орнамента и типы мотивов
Образ жизни народа заметно повлиял на узоры, которыми украшались различные изделия. Преимущественно татарский национальный орнамент имеет ярко выраженное влияние древнего земледелия. Но если внимательно изучить работы мастеров, то можно заметить, что проявляется и влияние культуры скотоводства кочевых предков народа.
Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный. Характерной особенностью является их контурное завершение.
Узоры применялись мастерами испокон веков во многих сферах прикладного искусства: архитектуре, вышивке, живописи, резьбе по дереву. Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным.
Мастера создают как простые формы, так и сложные букеты. Цвета, которые используются для орнамента, яркие, богатые и хорошо сочетаются. Мотивы стилизованы и имеют множество трактовок.
Важную роль играет то, в каком порядке элементы узора расположены и как сочетаются между собой.
В цветочно-растительных мотивах, которые используются для творчества, существуют три направления: степное, луговое и садовое. В зависимости от того, в какой местности проживал мастер или мастерица, те или иные татарские узоры и орнаменты преобладали.
Для степного направления более характерны мотивы с изображением стилизованных маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик. Луговые мотивы пестрят цветками шиповника, колокольчика, ромашки, васильков. Садовые направления были характерны для городских поселений. Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры.
Зооморфные рисунки практически не используются. Это объясняется требованиями религии, так что татарский орнамент очень редко содержит образы животных. Однако мастера, которые все-таки решаются на зооморфные мотивы в своих изделиях, стилизуют их настолько, что не всегда можно понять, какой зверь изображен.
Зачастую геометрический татарский орнамент не является самостоятельным элементом изделия, а выполняет вспомогательные функции. Использование фигур зависит от того, на что наносится изображение. Например, в ткачестве преобладают геометрические мотивы, а в вышивке — цветочные, расположенные с геометрической точностью.
Элементы, используемые в орнаменте. Их возможности. Приемы передачи задумки мастера
Реже встречаются пятилистники. Волнообразные линии под рукой мастера обрастают листочками и образуют «виноградную лозу».
На одной ветви может оказаться и виноград, и меандр, и георгин, и гвоздика. Татарский орнамент с геометрическими мотивами использует как простые фигуры (треугольники, ромбы, круги, квадраты), так и сложные (шестигранные розетки, ступенчатые фигуры, восьмилучевые звезды).
Растительный орнамент имеет еще одну отличительную особенность – асимметрию элементов. На одной ветви прекрасно уживаются цветы, которые в природе никогда не растут рядом или цветут в различные месяцы года.
Значение тюльпана в культуре и орнаменте
У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него. Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Для данного народа это, прежде всего, символ возрождения. Тюльпан находится на флаге Татарстана.
Во-вторых, тюльпан неразрывно связан с религиозными воззрениями мусульманского мира. Цветок ассоциируется с именем Аллаха. Написание названия растения на арабском состоит из тех же букв, что и имя бога мусульманского мира. С точки зрения нумерологической системы Абаджа (каждая буква имеет собственное число) сумма букв в словах «тюльпан» и «Аллах» одинакова и равна 66.
Роза также находит частое отображение в татарских орнаментах. И опять-таки по религиозным причинам: она является символом пророка Мухаммеда. И хотя цветы сильно стилизованы, человек, который разбирается в символах и культуре татарского народа, обязательно сможет прочитать татарский орнамент.
Игрушки из дерева
Игрушки выпиленные, выстроганные или собранные из разных элементов лучше всего из твёрдых пород деревьев:
- яблоня,
- груша,
- дуб,
- берёза,
- сосна (любые хвойные).
Кроме измерительных инструментов и карандаша потребуются:
- ножовка,
- рубанок,
- молоток,
- отвёртки,
- клеевой пистолет.
Для соединения элементов конструкции потребуются:
- гвозди,
- шурупы,
- столярный клей,
- силиконовый клей.
Если поделки изготовляются с помощью резки, то здесь потребуются мягкие сорта деревьев. Липа — это прекрасное дерево для резки. Для такой работы будут необходимы инструменты для резьбы по дереву:
- нож,
- стамески прямые и полукруглые,
- штихели (узкая полукруглая стамеска).
Плетенка
Одним из самых древних геометрических рисунков является плетенка, или улзы — бурятский орнамент, который имеет более десяти вариантов исполнения. Данный узор наносится с пожеланием счастья, благополучия и долгих лет жизни. Часто он становится оберегом для молодой семьи. Стоит заметить, что буряты до сих пор относятся к нему с большим трепетом и уважением. Из всех вариантов улзы наиболее распространен рисунок из десяти глазков. Он всегда располагается в центре композиций и представляет собой клетчатое либо криволинейное переплетение. Нередко данный узор дополнительно украшается растительным орнаментом. Интересно, что в буддизме улзы тоже очень широко распространен. В исполнении монахов он символизирует бесконечность жизненного цикла. В этом узоре проявляется базовое представление буддистов о перерождении человеческих душ.
Значение орнамента: общая характеристика
Семантика бурятских орнаментов, как и многих других, тесно переплетена с религиозными представлениями людей. Изначально подобные узоры использовались в ритуалах служения богам и духам. В каждом орнаменте прослеживается тема представлений человека о Вселенной и своем месте в ней.
Историки считают, что первый орнамент возник еще в эпоху палеолита и развивался параллельно знаниям людей об окружающем мире. Изначально использовать рисунки могли только шаманы и те, кто обладал особыми паранормальными способностями. В дальнейшем право наносить орнаменты получили и простые люди, желающие попасть под их защиту.