Проект «адыгейский национальный костюм» (6 фото)

Национальная одежда адыгов

Праздничные

Сценические костюмы
бывают двух видов: наиболее схожие с настоящими национальными нарядами (для хора), в которых соблюдаются правила пошива и стилизованные, у которых присутствуют многие традиционные элементы, но допускаются необходимые отклонения. К примеру, наряды для хоровода, русского народного танца или других танцевальных направлений должны, в первую очередь, быть максимально удобными, поэтому юбки могут быть укороченными, чрезмерно пышными, а рукава не только длинными, но и ¾, «фонарики»

К тому же, сценические костюмы, если только это не театральная постановка, богато украшены и максимально яркие, привлекающие внимание.

Особо нарядно и роскошно выглядят свадебные национальные костюмы.
Для богатых и знатных они шились из тяжёлых дорогих тканей, а народ мог позволить себе более простые, такие как лён. Белый цвет считался символом святости, поэтому свадебные платья выполняли в других расцветках – серебряном, кремовом или разноцветном, нарядном. Обязательным считалось наличие вышивки символов флоры — ягод, листьев, цветов. Кроме того, в понятие свадебного наряда входило сразу четыре комплекта одежды – на предсвадебное гуляние, венчания, церемонии и празднования.

Фольклорные костюмы максимально приближены к исходникам.
Умельцы воссоздают костюмы с характерными чертами того или иного региона, губернии. Карнавальные костюмы могут быть схожи с фольклорными или, наоборот, быть во многом упрощены. Однако праздничные наряды несомненно яркие и максимально декорированные.

Быт адыгейцев

В Республике Адыгея максимально сохранились традиции предков. Особенно заметно это на примере ведения хозяйства. До середины XIX в. в обществе придерживались устоев феодально-рабовладельческого строя, для которого была характерна сословная иерархия. По этим же правилам регламентировались обязанности в общине.

В традициях народов Адыгеи – жизнь семейными поселениями численностью до 100 человек. Главой семьи считается отец. Непререкаемый авторитет – люди старшего возраста. Принцип старшинства сохраняется всю жизнь: если в семье растет несколько мальчиков, то по обычаю первым должен жениться старший сын.

Несмотря на то, что черкесы считаются отличными воинами, основные занятия этого народа мирные. Современные адыгейцы Краснодарского края остаются верными традициям своих предков и чаще всего занимаются земледелием и скотоводством. В каждой семье большое подсобное хозяйство: утки, куры, гуси. В горах пастухи пасут овец, коз, мулов и яков. В полях сеют пшеницу, кукурузу, ячмень и просо. Развито и ремесленничество: адыгейцы славятся своими кузнецами и передают мастерство из поколения в поколение. Женщинам нет равных в изготовлении тканей.

Кухня адыгейцев достаточно проста, ее даже называют «военно-полевой». Блюда здесь в большинстве своём готовят на основе баранины, молока и круп. Отдельное место занимает традиция приготовления знаменитого адыгейского сыра. Из поколения в поколение передают историю его рецепта: по легенде, технологию изготовления раскрыл девушкам-черкескам бог скотоводства Амыш в награду за то, что они спасли от гибели стадо овец.

Дома этот народ предпочитает деревянные. И это тоже дань обычаям предков адыгейцев: когда-то жилища делали не из бревен, а из ветвей, чтобы можно было собрать и разобрать дом в условиях военного времени. Отдельно обустраивают комнату для гостей, которая называется «кунацка». Ранее в больших общинах для гостей выстраивали отдельный дом.

Флаг в честь новорожденного

Рождение ребёнка – удовлетворенное и волнующее событие, а поэтому у адыгейцев соединено с ним много увлекательных обрядов. Когда в доме возникал новейший член семьи, его родные вывешивали на крыше либо у ворот флаг, который докладывал людям о произошедшем пополнении. Если ткань (мед. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями) на флаге была 1-го тона (нередко красноватая) – означает, родился мальчишка. Если же этот знак был изготовлен из пёстрого полотна – в семье родилась девченка.

Обычай такового увлекательного объявления о рождении ребёнка возник весьма издавна. Он демонстрировал жителям селения и незнакомым людям, что мама и дитя живые, а роды прошли благополучно. Возникновение флага на доме числилось эмблемой праздничка. Семью поздравляли, принося подарки.

Мне весьма приглянулся и ещё один адыгейский обряд, который сохранился до наших дней. Считается, что у всякого человека обязано быть своё дерево. Когда малыш возникает на свет, его дедушка по полосы отца отчаливает во двор, где сажает дерево в честь возникновения новейшего члена семьи.

Повзрослев, ребёнок должен забиться о саженце, поливать и ухаживать за ним. Дерево человека символизирует его единство с природой. С возникновением ребёнка в этом мире не возникает кто-то отстранённый и чужой, а рождается ещё одна частичка природы и её творений.

Не наименее поразительным обычаем является и аталычество. Если две семьи дружат и хотят скрепить свои добрые отношения, они обмениваются детками, отдавая собственного ребёнка на воспитание (целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни) в другую семью. Таковой ритуал символизирует проявление абсолютного доверия, скрепляет дружественный альянс и превращает два различных рода в одно семейство.

Увлекательный обычай адыгейцев – Институт девичьей комнаты

В современном стиле

Национальный колорит – один из особенных стилей в моде
, ведь он предполагает переплетение современных модных тенденций и традиционных черт в культуре того или иного народа. Славянские и русские мотивы любимы не только нашими соотечественниками, но и некоторыми заграничными дизайнерами. В такой одежде можно появиться на любой мероприятии, при этом выглядеть ультра-стильно и уместно.

Русский народный костюм наполнен мелким рисунками и множеством деталей, именно поэтому его изображение потребует от вас скрупулзности и усердия.

Предлагаю несколько вариантов подобных рисунков, которые можно распечатать, в дневное время приложить к окну,а поверх наложить чистый лист бумаги и просто срисовать изображение.

Начнем рисунок с головы русской красавицы и русского национального головного убора — кокошника.

следующий шаг набросок уложенных волос и серег

прорисовываем глаза и губы в скромной улыбке

перейдем к рисованию кокошника

теперь перейдем к национальному сарафану

четко прорисовывая рубашку и бретели сарафана

дорисовываем рукава рубашки

и платочек в руке

прорисовываем мелкие детали сарафана и кокошника

разукрашиваем красавицу

Для того чтобы нарисовать женщину в русском народном костюме сначала необходимо нарисовать силуэт женщины. А затем нарисовать на ней русский народный костюм. Для этого необходимо знать как выглядит русский народный костюм.

Прежде всего костюм состоит из сарафана, рубаки и головного убора кокошника.

Идеи можно почерпнуть здесь:

Женщине повезло в те давние времена,потому что е русский народный костюм отличался определенной праздничностью
,чего стоят только одни кокошники увенчанные различными вышивками и драгоценными переливающимися на свете камнями.

Чтобы нарисовать именно костюм,а точнее если быть то платье или традиционный русский сарафан длинный у женщины,то можно посмотреть наглядный мастер класс,как его нарисовать вот здесь.

Так же полезно будет посмотреть для рисования:

Как нарисовать женщину карандашом поэтапно?

Русскую женщину можно нарисовать карандашом поэтапно в такой последовательности:

для начала нарисуем силуэт будущего длинного одеяния, прорисуем линии так:

Затем вторым этапом идет прорисовка деталей:

Третий этап — это раскрашивание костюма:

Действительно очень тяжело прорисовать костюм национальный русский, а тем более женский. С мужским намного легче. Но есть очень много зарисовок и ответов выше, а я дам ролик, где четко показано как нарисовать поэтапно данный костюм.

Женский русский национальный костюм выглядит намного богаче и ярче, нежели мужской.

Нарисовать женский народный костюм может тот, кто его когда-нибудь видел и запомнил то разнообразие вышивок на длинной рубахе.

Легче всего нарисовать женский русский народный костюм, глядя на пример рисования, как мы видим ниже:

Самое сложное в этом рисунке лицо женщины и мелкие рисунки на национальном русском костюме.

Делаем набросок основных частей костюма.

МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Основными структурными элементами костюма мужского являлись: нательные рубаха (джан) и штаны (чIэгъчIэлъ), поверх которых одевались бешмет с высоким стоячим воротом (къэптан), широкие шаровары (гъончэдж), черкеска (цый) — верхний кафтан без воротника, с вырезом на груди, обувь (цуакъэ) и головные уборы различных типов (паIо).

Отличительной особенностью мужского костюмного комплекса адыгов является дополнение его элементами вооружения. В состав повседневной одежды входил боевой пояс (бгырыпх) с кинжалом (къамэ). Облик своеобразного арсенала придавали черкеске нагрудные карманы (хьазырылъ), в которых хранились деревянные или костяные трубочки с готовыми зарядами на один выстрел (хьазыр). С каждой стороны размещалось не менее восьми таких газырниц.

Газыри – сравнительно молодая деталь верхней одежды,появившаяся на черкеске только с распространением у адыгов огнестрельного оружия. Газыри стали исключительно удачной конструктивной заменой ременных патронташей, напоминанием о чем являлись газырницы, вплоть до середины XIX в. изготовлявшиеся из материала иного цвета и зачастую иной фактуры, чем основная ткань черкески.

Остальные детали повседневного мужского костюма адыгов также демонстрируют исключительно хорошую приспособленность к военно-походному образу жизни. Так, головные уборы адыгов, изготовлявшиеся из различных комбинаций бараньего меха, войлока и ткани, обладали и защитными свойствами и, при наличии толстой подкладки, были способны, по свидетельству Т.Лапинского, “выдержать сильный сабельный удар”.

Непременной деталью одежда адыгских всадников были войлочные ноговицы (лъай), защищавшие шаровары от конского пота и предохранявшие их от истирания при движении через лес. Защитой от непогоды наездникам служили бурка — меховой или войлочный плащ (кIакIо) и башлык (шъхьарыхъон) — своеобразный капюшон, одевавшийся поверх папахи, концы которого обматывались вокруг шеи. Бурка являлась принадлежностью универсального характера, незаменимой в военно походных условиях — исключительно теплая и непромокаемая, она позволяла ночевать даже в снегу, а будучи наброшенной на нижние ветви дерева или вбитые в землю колья, легко превращалась в палатку.

Теплой верхней одеждой, в отличие от бурки, носившейся в пределах селения, являлись шубы (джэдыгу), изготовлявшиеся из овчины или меха диких животных и покрывавшиеся сукном или шелком. Как видим, адыгский мужской костюм — это прежде всего костюм воина.

Именно абсолютной функциональностью, то есть соответствием военно политической ситуации и местному театру военных действий, обусловливается его полное заимствование как другими народами Кавказа, так и воевавшим против адыгов казачеством и отдельных элементов — регулярной российской армией.

Естественно, что вышеописанный базовый костюм в различных ситуациях мог дополняться другими элементами одежды, либо утрачивать некоторые детали. Так, как правило, черкеска не надевалась адыгскими крестьянами, работавшими в поле, для защиты от солнца им служил войлочный головной убор в форме шляпы с широкими полями. Зимний комплект одежды утеплялся под- кладкой или изготовлялся из более плотных материалов

Основные черты и виды мужского адыгейского костюма

Мужчины, принимавшие участие в военных действиях, носили шлемы, налокотники, рукавицы и кольчуги, защищавшие их в боях. Такие доспехи передавались по наследству из поколения в поколение и сегодня дошедшие до нас экземпляры являются музейными экспонатами.

Черкесский мужской костюм, как и женский, состоит из нескольких частей:

  1. Нательной рубашки. Длинная рубашка из простой белой ткани надевалась на голое тело;
  2. Бешмета. Поверх рубахи мужчины носили бешмет – кафтан с длинными и узкими рукавами, воротником-стойкой и застежкой на груди. Богатые князья носили бешмет, пошитый из легкой шерсти или шелка ярко-красного или черного цвета. Крестьянские кафтаны были попроще – из домотканого сукна;
  3. Штанов. Штаны имели простой крой – между собой штанины соединялись клином и затягивались тонким ремнем на поясе;
  4. Черкески. Верхняя часть мужского костюма чаще всего была или серого или бордового цвета. Длина первых черкесок была ниже колен позднее, в зависимости от моды, она либо укорачивалась, либо становилась еще длиннее. Спереди на черкеску нашивали карманы для пороховых газырей;
  5. Обуви. На ногах мужчины носили поверх войлочных или кожаных ноговиц мягкую обувь – чувяки. Князья носили расшитые сафьяновые башмаки из тонкого сафьяна.

«Знакомство с адыгейским национальным костюмам» презентация урока для интерактивной доски (предварительная группа)

Цель: познакомить малышей с адыгейским государственным костюмчиком, беседа о их.

28 сентября любой год отмечаем в Республике «День национального костюма». Наша Республика — это небольшой уголок Рф, с обеспеченными лесами, расцветающим садами и высочайшими горами.

Адыгея — Родина моя!

Уголок страны привольной нашей.

Глянешь, вся в цвету твоя земля,

Кажется, что нету на свете краше.

Национальный костюм — это типичное книжка, из которой можно выяснить о траициях, обычаях, и истории собственного народа. Адыгейский национальный костюм весьма живописен. О красе его с восхищением писали и российские и забугорные создатели. Он соответсвует наружному лику, виду жизни и нраву народа. Одежка адыгов разделялось на ежедневную и праздничную. Она различалась своеобразием орнамента, цветовой политре и знаками. У наших протцов была прекрасная, колоритная разноцветная и весьма комфортная одежка. Отличительные индивидуальности костюмчика — присутствие обычных атрибутов: шапки, пояса, нагрудника и вышивки ручной работы.

Мужская одежка адыгов была прекрасной и комфортной. Она была адаптирована к пиродным условиям и виду жизни парней тех пор. Главной особеностью костюмчика являлась черкеска. Почаще всего она была темного цвета. Белоснежные черкески были редкостью, их носили лишь богатые князья. Мужчины постоянно прогуливались застегнутыми и подпоясанными узеньким поясом, на котором висел кинжал, иогда пистолет и шашка. На груди распологались газырницы — нагрудные кармашки с маленькими отделениями, в каких хранились трубочки с зарядами для орудия — газыри. Черкеска для адыга была больше, чем одежка. Она была эмблемой мощного, достойного и храброго вояки. Вояки, для котрого самым принципиальным было его имя, и он был готов за него умереть. А снять с адыга папаху — это все равно, что отрубить ему голову. Шапка олицетворяла мужскую гордость, мужское достоинство.

Основным костюмчиком компонентом торжественного костюмчика адыгской дамы являеться платьице — сае. А отделка, вышивка, богатсво ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) сае гласили о семейном и соц положении девицы. Девицы носили одежку светлых тонов, замужние — черных. Красоту женскому национальному костюмчику присваивал головной убор. Девичьи дамские головные уборы отличались красотой и многообразием.К обычным чертам можно отнести значительную длину одежки, в особенности огромную длину рукавов дамских платьев. Это гласило о чистоте черкесской девицы, оберегало ее честь. Во время праздничков девицы, одетые в обычный костюм, старались затмить друг дружку красотой нарядов, культурой поведения, искусством плясать.

Настройки отображения

Национальный адыгейский (черкесский) костюм

Подробности

Создано: 15 марта 2022

Адыгейский (черкесский) народ — одни из представителей коренных жителей Кубани. Национальные костюмы адыгейского народа, представлены в одном из экспозиционных залов Северского историко-краеведческого музея.

28 сентября, черкесский мир отмечает День национального адыгейского костюма. И хоть это относительно молодой праздник, с каждым годом он становится все популярнее. Национальный костюм адыгейцев (черкесов) насчитывает многовековую историю. Он покорил мир своей красотой, благородством и функциональностью

Адыгейцы придавали важное значение внешнему виду человека — подтянутости, стройности и стати. И женский и мужской адыгейские костюмы удобны и изящны, они полностью приспособлены к образу их жизни

Они получили широкое распространение не только на Северном Кавказе и в Закавказье, но и среди казаков, которые позаимствовали у черкесов и форму одежды и вооружение.

Свои национальные костюмы женщины-черкешенки всегда шили вручную. Поэтому девочек с раннего возраста обучали навыкам шитья и вышивки. Умение вышивать золотыми и серебряными нитями считалось обязательным для девушек, особенно из знатных семей. Одежду шили из дорогостоящего материала, на ее изготовление затрачивались годы кропотливого труда. Шитье воспитывало у представительниц прекрасного пола эстетический вкус, скромность в манерах, сдержанность в выражении чувств, послушание и уважение к старшим и, конечно, к труду.

Женский национальный костюм называли «сае». В него входили нательная рубаха в пол, чаще всего бордового или желтого цвета и удобные шаровары свободного кроя. Кафтан начинали носить уже юные девушки. На нем обязательно было много серебряных застежек. Цвет кафтана был красный или черный, его обязательно украшали золотым шитьем. Верхнее повседневное платье черкешенки шили из простых тканей, непременно расшивая его цветными нитями. Наряд дворянки дополнял пояс с большой пряжкой. Головные уборы носились в зависимости от возраста, положения в обществе или мероприятия, для которого подбирался наряд. Так, например, маленькие девочки ходили с непокрытой головой до тех пор, пока не созреют для замужества. Замужние носили шапочку из бархата с искусной вышивкой или тесьмой. В зависимости от количества детей шапочка видоизменялась и дополнялась новыми деталями. Обувью служили либо кожаные, либо сафьяновые туфли. Женщины, состоявшие в высшем сословии, носили ботинки с толстой и высокой подошвой, вырезанные по ноге и оббитые дорогими камнями.

Мужской костюм называли Черкеска или «Цый». В него входили нательная рубашка, ее шили из простой белой ткани; бешмет, который одевали поверх рубахи. У бешмета были длинные рукава, воротник-стойка и застежка на груди. Богатые князья носили бешмет, пошитый из легкой шерсти или шелка ярко — красного или черного цвета. Крестьянские бешметы были проще, их шили из домотканого сукна. Штаны черкесов были простого покроя, соединялись клином и затягивались тонким ремнем на поясе. Черкеска, верхняя часть мужского костюма, чаще всего была серого или бордового цвета. Спереди на черкеску нашивали карманы для пороховых газырей. На ногах мужчины носили поверх войлочных или кожаных ноговиц (род чулок из толстой шерсти) мягкую обувь – чувяки. Князья носили расшитые сафьяновые башмаки.

Мужчины, принимавшие участия в боевых действиях, носили шлемы, налокотники, рукавицы и кольчуги. Их бережно хранили и передавали по наследству из поколения в поколение. Часть из них хранится в семьях, некоторые экземпляры переданы в музеи.

Фотографии из фондов музея.

Публикация «Проект „Адыгейский национальный костюм“» размещена в разделах

  • Национальный, народный костюм. Национальная одежда
  • Проекты. Проектная деятельность
  • Республика Адыгея
  • Темочки

«В сегодняшнем быстро меняющемся мире национальный костюм остается актуальным. Наш наряд все так же рассказывает историю. И выполняет еще одну важнейшую функцию — облагораживает человека. Ведь в адыгском наряде не сможешь себя вести неподобающим образом. Костюм обязывает быть под стать себе.» (Юрий Сташ, адыгский модельер)

Национальный костюм — неотъемлемая часть культуры любого народа. Это не просто одежда, а большая история, которая может поведать о целом народе и отдельном человеке.

Изучение национального костюма способствует воспитанию уважения к истории и народным традициям. Приобщение к искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.

Адыгский костюм — это память и мудрость поколений, неотъемлемая часть национальной культуры, отражение характера народа. Его гордость. Его достоинство.

Мужская черкеска — символ мужественности, воинственности. Женское платье — сае — олицетворение женственности, хрупкости и красоты.

Цель проекта:

Воспитание у детей уважения к культурным традициям адыгейского народа, а также стремления сохранять и продолжать эти традиции; развитие художественного вкуса и интереса к народному творчеству.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей и их родителей с женским и мужским костюмом, их характерными чертами (функциональность, комплексность, декоративность); адыгскими названиями частей одежды.

2. Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству.

3

Привлечь внимание воспитателей, родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей

4. Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.

5. Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной

творческой деятельности.

6. Обогащать словарный запас дошкольников

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: краткосрочный.

Сроки реализации: 19-30сентября.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатель и музыкальный руководитель.

Продолжительность проекта: краткосрочный (19-30 сентября).

Участники проекта: дошкольники старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Необходимые материалы: методическая литература, аудио, видео записи, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, национальные костюмы, материалы для творчества.

Этапы проекта:

1 этап — подготовительный этап (19-25 сентября):

выбор педагогических технологий, обеспечение методической литературой, пособиями и наглядным материалом;

планирование работы по реализации проекта;

разработка методов и приемов работы по теме проекта;

пополнение мини-музея новыми костюмами и образцами узоров;

материалы для художественно – продуктивной деятельности.

Совместная деятельность с родителями:

фото в национальных костюмах на фоне природы для конкурса

«Юные адыги».

2 этап –основной (26-29 сентября):

ознакомление детей с иллюстрациями национальных костюмов, головных уборов и аксессуаров;

организация предметной среды в группе (куклы в костюмах);

проведение занятия по познавательно-речевому развитию «Знакомство с национальной (адыгской) одеждой»;

экскурсия в мини-музей ДОУ;

проведение занятия по лепке «Орнаменты и узоры для черкески и сае» (пластилинография).

Совместная деятельность с родителями:

помощь в организации предметной среды (мини-музей, куклы в костюмах);

участие родителей в подготовке костюмов для детей.

3 этап -заключительный этап (30 сентября):

Фотовыставка «Юные адыги».

Выставка детских работ.

Мероприятие, посвященное Дню адыгейского национального костюма.

Полученные результаты:

Формирование элементарных представлений об адыгской культуре через знакомство с национальной одеждой.

Узнавание адыгейского костюма среди прочих и умение назвать элементы костюма.

Отображение полученных знаний в творческой деятельности: рисование, лепка.

Продукты проекта:

Фотоматериалы, видеоматериалы, сценарий проведения мероприятия «День национально (адыгского) костюма», фотовыставка «Юные адыги», выставка детских творческих работ, публикация на сайте http://uo-tuapse.3dn.ru/news/den_adygskogo_kostjuma/2022-09-28-3544

История

Адыгейцы – одна из этнических групп семьи адыгов, в которую входят также кабардинцы, черкесы, шапсуги, убыхи и абхазы. История этого народа очень сложная и запутанная: его предками были меоты, зихи, касоги, керкеты. На протяжении многих веков шла активная ассимиляция коренных народов Северного Кавказа и Кубани, из-за чего адыги никогда не представляли собой единый конгломерат. Вплоть до Кавказской войны 1817-1867 гг. существовало несколько отдельных княжеств: Кабарда (Большая и Малая), Бжедугия, Натухай, Убыхия и т.д. Самым мощным из них считалась Кабарда. Именно посягательство России вынудило адыгейский народ начать сближение между отдельными княжествами, но время было упущено: сначала царским указом большинство адыгов было депортировано в Османскую империю, а затем уже советская власть искусственно разделила субэтносы, образовав три субъекта внутри СССР: Карачаево-Черкессию, Кабардино-Балкарию и Адыгею.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2Адыгский костюм соответствует внешнему облику, образу жизни и характеру труда

народа. Одежда адыгов подразделялась на повседневную, и праздничную. Она отличалась

своеобразием орнамента, цветовой гаммой и символами. У наших предков была красивая, яркая, разноцветная и очень удобная одежда. Отличительные особенности адыгского костюма — присутствие традиционных атрибутов: шапки, пояса, нагрудника и вышивки ручной работы.

Слайд 3Женский костюм Адыгейский костюм был богат украшениями, вышивкой, отделкой

из тканей ярких расцветок. Женский адыгейский костюм включал: верхнее платье

– сае, нижнее платье – джанэ, короткий кафтанчик – кIэкIы, шапочку — паIо, к которой прикреплялся шарф – шъхьатехъу, пояса – бгырыпх, который надевался поверх платья, на ноги надевались чувяки – цокъэхъурай.

Слайд 5Сае шилась из парчи и бархата, летнее или праздничное –

из шелка, с длинным рукавом, отрезное по талии, со сквозными

разрезами впереди. Платье плотно облегало фигуру и застегивалось на талии 2 – 3 крючками. К длинным и узким рукавам пришивали широкие, длинные лопасти (Iэнцогъу), которые были красиво орнаментированы. Платье было синего, темно-зеленого, черного, коричневого, темно-красного цветов.

Слайд 7Нижняя часть платья состояла из семи клиньев.Шапочка (паIо) изготавливалась из

нее набрасывался светлый шарф, который украшался орнаментом. Головным убором женщин являлись платки, шапочки. Девочки и замужние женщины носили платки, девушки – «золотые шапочки» («дышъэ паIо»). Носили их и замужние женщины до рождения первого ребенка.

Слайд 9У адыгов существовало несколько видов шапочек. У одной шапочки нижняя

часть обтягивалась широкими, а верх узкими галунами. Другая же изготавливалась

из галуна, но имела сафьяновую подкладку и заостренный куполообразный верх. Шапочка, шитая из золота или серебра, считалась самой нарядной и переходила по наследству от матери к дочери.

Слайд 11Обязательным элементом женского костюма служил пояс (бгырыпх). Он делался из

кожи (шириной в 3 – 4 см), расшивался и имел

серебряную или металлическую пряжку с позолотой.  Женские чувяки (цокъэхъурай) – традиционная обувь адыгейских женщин. Они изготавливались из мягкой кожи светлых тонов, иногда расшитой национальным орнаментом. Женская обувь мало отличалась от мужской. Она была только изящней и богаче украшенной. Также обувью были чувяки, башмаки, сафьяновые и войлочные носки-маист, ходули, туфли. У женщин высших сословий была распространена  специальная обувь (пхъэ цуакъэ) – деревянные ходули на двух ножках высотой 12 см, обтянутые бархатом с костяными, серебряными и позолоченными украшениями. Эта обувь была парадной, свадебной.

Слайд 13Мужской костюм Мужской костюм был более строг: черкеска –

цые, бешмет – кIако, шаровары – гъончэдж, шапка – паIо,

папаха – пэIобырац, башлык – шъхьархъон, пояс – бгырыпх, кинжал – къамэ, ноговицы – майстэ, бурка – кIакIо. Черкеска для праздников из тонкой плотной шерсти белого, светло-серого, голубого цвета. В быту преобладали черкески темного цвета. Верх черкески плотно облегает фигуру, на груди вырез со сквозным разрезом на полы, которые на талии имеют узелковые застежки. В быту, в походах рукава черкески, если они мешают движению, подворачивались. На груди пришивалось от 16 до 24 патронниц – газыри, которые обложены серебряным галуном. Ниже патронниц делаются два боковых  кармана для натруски с порохом и еще таких два ниже талии.

Слайд 15Бешмет был из тонкой шерсти или плотного шелка. Высокий стоячий

воротник застегивался на мелкие узелковые пуговицы или скрытые крючки. Верх

бешмета плотно облегал фигуру, а низ не доходил до колена. Длинные рукава бешмета заканчиваются у запястья манжетом, стегивающимся на узелковые пуговицы. Бешмет надевался под черкеску, он длиннее черкески и виден был из под нее. О бешмете мало сведений, но о том, что под черкеску адыги носили одежду из шелка и другой ткани, украшенную   золотом или серебряным шитьем и галуном, имеются сведения.  Эти украшения говорят о том, что адыги могли его носить без черкески, как праздничную одежду. Шаровары шились из черной ткани (шерсти или тяжелого плотного шелка).

Слайд 17Узкий кожаный пояс является необходимой деталью мужского костюма. Серебряный набор

и позолота пояса украшают костюм адыга. К поясу прикрепляется кинжал,

ножны и рукоять которого украшены позолотой и чеканкой. Кожаные ноговицы из черной, белой или цветной кожи завершали мужской костюм. У колена они опоясывались узким наборным ремешком.

Семейные традиции адыгейцев

Основой традиций адыгейцев стал стиль жизни и действия, через которые проходил род. В прошедшем люд этот жил большенными семьями, численность которых насчитывала до сотки человек. Логично, что конкретно семейные ритуалы занимают центральное пространство в обрядах адыгейцев.

Главой семейства является мужик, но не наименьшим авторитетом пользуются все люди старшего возраста. Даже в вопросцах брака первенство оставалось за старшими братьями. Младшие сыновья не могли жениться до той поры, пока их старший брат не изберет для себя супругу. Обычный выкуп за жену, калым, адыгейцы предпочитали выплачивать в виде скота.

Фрагмент народного адыгейского танца

До этого много зависело от общественного статуса юных людей. Например, отпрыск князя не мог взять в жёны ординарную даму. Возможно, конкретно потому влюблённые много веков тому вспять выдумали смешной обычай похищения жены. Если юноша похищал свою возлюбленную и венчался с нею, то опосля того никто не мог разлучить пару.

У адыгейцев брак заключается в один прекрасный момент и на всю жизнь. Естественно, сейчас почти все поменялось, но традиция похищения как и раньше существует в селениях. В наше время это больше припоминает забаву, нежели реальную кражу, так как и жена, и все её родственники о похищении знают заблаговременно.

Разновидности

Современный женский национальный костюм является своеобразной компиляцией сразу нескольких характерных черт, ведь на самом деле видов и вариантов исконного русского костюма очень много.
Чаще всего мы представляем себе рубаху с объёмными длинными рукавами, цветной или красный сарафан. Впрочем, упрощённый вариант хоть и является самым распространённым, но далеко не единственным, так как многие дизайнеры и просто народные творцы возвращаются к традициям своих регионов, а значит в обиход входят различные фасоны и элементы.

Костюмы для девочек и детей
очень сильно похожи на взрослые модели и включают в себя рубахи, косоворотки, штаны, сарафаны, переднички, юбки, головные уборы. Совсем детские модели могут быть сшиты с короткими рукавами, для пущего удобства, да и в принципе иметь общий вид платья, но с определённой национальными элементами. Для девочек-подростков встречается большее разнообразие взрослых моделей, причём не только сарафанов и рубах, но и шубок, понев.

Зимний народный костюм представляет собой уйму тяжёлой одежды.
Кроме тёплого шерстяного сарафана частью наряда для холодного времени года являются короткая распашная шубейка, опашень, душегрея, телогреи, шубы, шерстяные чулки, тёплые головные уборы и шали. В более богатых вариантах присутствует натуральный мех.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: